Конспект урока физика 7 класс что изучает физика перышкин

Конспект урока физики в 7 классе. «Что изучает физика»

1 урок. Конспект урока физики в 7 классе.

Что изучает физика

Данный урок разработан по учебнику Перышкина А.В. и используется на первом уроке физики в 7 классе.

Урок на тему: Что изучает физика

Цели урока:

1. Познакомить обучающихся с предметом физика, с первичными понятиями в физике (тело, вещество, явление), с методами изучения явлений.

2. Развивать внимание и любознательность, память и мышление

3. Воспитать чувство ответственности за сохранность окружающей среды; любовь к природе, умение видеть в ней красоту

4. Пробудить у детей интерес к изучению физики.

1. Организационный момент

Здравствуйте, ребята! Сегодня вы пришли в новый для вас кабинет, который называется «кабинет физики». Скажите, какую науку вы начинаете изучать? (физику)

2. Постановка проблемы

Мы приступаем с вами к изучению основ очень интересной и полезной науки – физики. Садясь в поезд, такси, трамвай, нажимая на кнопку электрического звонка, просматривая кинофильм или наблюдая, как комбайн убирает урожай, вы едва ли задумывались над тем, какой путь прошло каждое из этих больших и маленьких достижений техники, сколько труда вложено в каждое из них. К технике мы привыкли, она стала нашим спутником. Все это стало возможным не по милости волшебника, а на основе умелого применения достижений науки.

Так что же изучает наука физика?

3. Сообщение темы и целей

Сегодня на уроке нам предстоит понять и усвоить основные физические термины: физическое тело, вещество, физические явления, понять, что является предметом изучения физики и как она изучает природу.

4. Объяснение нового материала

Сегодня на уроке нам предстоит понять и усвоить основные физические термины: физическое тело, вещество, физические явления, понять, что является предметом изучения физики и как она изучает природу.

«Физика» – это греческое слово и в переводе означает, как вы поняли, «природа». Сам термин «Физика» возник как название одного из сочинений Аристотеля величайшего мыслителя древности, живущего в IV в до нашей эры.

Предметом этой науки, по мнению автора, было выяснение первопричин явлений

Изменения происходящие в природе называются явлениями (если взять в руки лёд он начнёт таять, камень упадёт на землю, если его выпустить из рук, вода в чайнике закипит, если его поставить на огонь)

Физика изучает различные явления, такие как:

механические, электрические, магнитные, тепловые, звуковые, световые.

Сейчас я буду называть вам примеры некоторых явлений, а вы мне скажите, к какому виду они относятся:

Машина едет по дороге, лёд тает, груз колеблется на пружине, вода кипит, получение различных по размеру изображений свечи на экране, плавление свечи при ее нагревании, пение птиц

(ребята комментируют и объясняют, почему они относят явление к тому или иному виду)

Все рассмотренные явления называются ФИЗИЧЕСКИМИ ЯВЛЕНИЯМИ.

Физические явления: механические, электрические, магнитные, тепловые, звуковые, световые.

Но физика не просто изучает и описывает различные явления, происходящие вокруг нас, она устанавливает ЗАКОНЫ, которые помогают объяснить, почему происходят те или иные явления.

Задача физики состоит в том, чтобы открыть и изучать законы, которые связывают между собой различные физические явления, происходящие в природе.

Задачи физики: открыть – изучить – использовать

В физике кроме обычных слов, используют специальные слова, или термины, обозначающие физические понятия. Некоторые из таких слов постепенно вошли в нашу разговорную речь – электричество, сила, энергия.

Физика имеет дело с физическими телами. Что бы вы назвали физическим телом? (Учащиеся выдвигают свои предположения, которые я записываю на правой половине доски. Обобщая высказывания, приходим к выводу, что Физическое тело – это каждое из окружающих нас тел (стол, ложка, мяч)

Назовите тела, которые вас окружают. (Приводят примеры.)

Чем отличаются друг от друга три линейки, которые у меня в руках? (Сделаны из разного материала: дерево, пластмасса, металл.)

Какой можно сделать вывод?(Тела могут различаться веществом.)

Что такое вещество? ( Это то, из чего состоит физическое тело.)

Приведите примеры веществ, которые имеются у вас на столах. (Дети отвечают.)

Вещество – это один из видов материи (вода, алюминий).

Материя – это все то, что существует во Вселенной, независимо от нашего сознания (небесные тела, растения, животные).

А сейчас подумаем вместе над таким вопросами:“Как изучают физику? Какими методами пользуются для этого?”

– Можно наблюдать за явлением.

– Можно самим проводить опыты и эксперименты. При этом физики используют свое главное “оружие” – физические приборы: часы, линейка и т. д.

Опыты отличаются от наблюдений, тем, что их проводят с определенной целью, по заранее обдуманному плану. Для составления такого плана лучше всего иметь предварительные догадки о том, как протекает явление, т. е. выдвинуть гипотезу. Таким образом, источниками физических знаний являются, наблюдения и опыты.

Пример: Изучая свободное падение шариков, имеющих разный размер, с различной высоты, можно установить законы, которые будут выполняться при падении других тел.

Методы изучения физики: наблюдения (таяние, падение) – опыты (Галилей, Ньютон) – приборы (мензурка, линейка, термометр, часы, весы, амперметр)

5. Закрепление материала

2. Игра “Отгадай загадку”.

Сейчас вы будете отгадывать загадки, о физических телах, веществах, явлениях.

1. Я в Москве, он в Ленинграде

В разных комнатах сидим.

Далеко, а будто рядом

Разговариваем с ним. (Телефон)

2. В нашей комнате одно

Есть волшебное окно.

Бродят волки и лисицы,

Знойным летом снег идет,

А зимою сад цветет.

В том окне чудес полно.

Что же это за окно? (Телевизор)

3. Чудо-птица, алый хвост,

Полетела в стаю звезд. (Ракета)

За треском – плеск. (Молния, гром, дождь)

5. Никто его не видывал,

А слышать – всякий слыхивал.

Без тела, а живет оно,

Без языка – кричит. (Эхо)

6. Что с земли не поднимешь? (Тень)

Тем дождик ближе. (Туча)

8. Цветное коромысло

Над лесом повисло. (Радуга)

9. Белый дым тянул за чуб,

Раскачал на поле дуб,

– Эй, откройте! Кто там? (Ветер)

Когда умрет, тогда заревет. (Снег)

11. И в огне не горит,

И в воде не тонет. (Лед)

12. Что за звездочки чудные

На пальто и на платке?

Все сквозные, вырезные,

А возьмешь – вода в руке. (Снежинки)

13. Две сестры качались,

То остановились. (Весы)

14. Железный нос в землю врос.

Роет, копает, землю разрыхляет. (Плуг)

А когда – облака. (Барометр)

6. Подведение итогов урока.

7. Д/З § 1-3, по вопросам, нарисовать и подписать на листе формата А4 физические явления (не меньше 4)

1. А. В. Перышкин «Физика 7 класс» Дрофа, 2010

2. Лукашик В. И. Сборник вопросов и задач М. Просвещение 2008

Источник

Конспект урока по физике для 7 класса на тему: «Что изучает физика»

Конспект урока по физике для 7 класса на тему: «Что изучает физика»

Цель: научить понятиям, соответствующим теме урока

Задачи: научить применять знания и умения, полученные на уроке, в жизни.

1. Орг. момент. Психологический настрой.

Мы пришли сюда учиться

Не лениться, а трудиться,

Учитель: Сегодня на уроке мы совершим увлекательное путешествие в мир природы! И вам понадобятся внимание, наблюдательность и сообразительность..

2. Проверка готовности к уроку (Презентация)

3. Самоопределение темы урока. Целеполагание.

-Рассмотрите предметы, изображённые на доске. Можно ли их отнести к тому, что нас окружает на Земле?

-На какие группы можно распределить все эти объекты?

-По каким признакам вы распределили окружающие нас объекты на группы?

— Как вы думаете, какая тема урока? Задачи урока?

У пилота Боря друг

Красит краской все вокруг.

На окне рисует дождик,

4. Сообщение темы, задач урока. (Презентация)

Зачем люди занимались и продолжают заниматься наукой? Ответов на данный вопрос множество: личное желание (потребность) исследовать что-то новое; создание новых технологий, упрощающих, прежде всего, жизнедеятельность человека и др.

Наука, как специальная сфера деятельности человека, появилась до нашей эры для формирования у людей способа мышления, который

Физика — экспериментальная наука (рис. 1), где исследование явлений природы (явление — процесс изменения состояния какого-либо объекта) происходит согласно следующим циклическим этапам:

1) наблюдение, результатом которого является сбор фактов о явлении;

2) обобщение информации о фактах с целью выдвижения предположений (гипотез);

3) моделирование эксперимента по проверке гипотезы (мысленное проектирование условий, этапов проведения эксперимента);

4) проведение эксперимента по проверке гипотезы (длительного по времени и/или сбор большого количества данных — физических параметров, которые описывают явление);

5) расчет достоверности полученных численных данных, которые позволяют «оцифровать» наблюдаемое явление;

6) формулировка вывода о верности/неверности выдвинутой гипотезы (в случае, если гипотеза не верна, то начинается новый цикл исследования с пункта 1).

5. Восприятие и усвоение учащимися нового учебного материала.

Работа по учебнику.

Рассмотреть рисунок в учебнике, ответить на вопросы.

Мы на цыпочки привстали,

Ручки кверху мы подняли,

Мы вздохнули, потянулись

И друг другу улыбнулись.

Выдохнули, руки вниз,

Повторим теперь на «бис»!

6. Обсуждение алгоритма работы.

Все этапы работы и результат показаны на слайдах презентации.

7. Самостоятельная творческая работа. (тренировочные упражнения)

8. Презентация работ. Показ и анализ готовых работ.

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Источник

Урок по физике в 7 классе «Что изучает физика» по ФГОС

УРОК ФИЗИКИ ПО ТЕМЕ:

Истомина Марина Васильевна

учитель физики МБОУ Останкинской СШ

Раскрыть роль науки в жизни человека,

Показать значение предмета физики,

Ввести физические термины: физические явления, физическое тело, материя, вещество, поле,

Пробудить у учащихся интерес к изучению физики.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, презентация «Что изучает физика», оборудование для проведения опытов.

Организационный момент.(слайд 2)

Я ещё не устал удивляться чудесам, что есть на земле: телевизору, голосу рации, вентилятору на столе.

Самолёты летят сквозь тучи,

мчатся по морю корабли.

Как до этих вещей могучих

догадаться люди смогли?

Как придумать могли такое,

что пластинка песню поёт?

Что на кнопку нажмёшь рукою,

и средь ночи день настаёт?

Ток по проволоке струится.

Спутник мчится по небесам.

Человеку стоит дивиться

Мы с вами живём в век больших научных открытий и технических свершений. К технике, к её достижениям мы ужи привыкли настолько, что мы не считаем чудесами техники телевизор, холодильник, беспроводной интернет, телефон. А всё это стало возможным только на основе применения достижений науки, в том числе и физики.

2. Изучение нового теоретического материала.

Физика является одной из самых древних наук о природе. Природа это – всё то, что нас окружает; это – земля и вода, воздух и растения, животные и люди, и все предметы вокруг нас.

Слово «физика» происходит от греческого слова «фюзис», что означает «природа». Так эту науку назвал еще в 4 в. до н.э. древнегреческий учёный Аристотель. ( слайд 3 ). Он написал книгу «Физика», в которой собрал всё известное людям в то время о природных явлениях и дополнил их своими взглядами на природу и описанием результатов своих собственных наблюдений. За прошедшее с тех пор время знания людей о природных явлениях настолько расширились и углубились, что из физики выделились постепенно в самостоятельные науки астрономия, геология, метеорология, биология и другие науки о природе. Науки, изучающие природу, называют естественными. Их цель – изучить закономерности природы и использовать их для нужд человечества. Не зная закономерностей явлений природы, люди испытывали суеверный страх перед ними. Изучив их, они научились управлять природой. (Слайд 4).

По мере развития наук о природе область явлений, изучаемых физикой, стала меньше. Сейчас она исследует простейшие свойства, общие для всех или многих явлений природы. Она стала одной из ведущих наук о природе, потому что все естественные науки используют законы физики. В русский язык слово «физика» ввёл в 18 веке наш учёный М.В.Ломоносов. (Слайд 5)

Любое тело изготовлено или состоит из вещества. Вещество – это тоже физический термин. Приведите примеры веществ.

Весь мир – материя, мой друг,

Не та, что для штанов иль платья,

А всё, что только есть вокруг

Материально. Должен знать я.

Все, что нас окружает материально. Факт существования не зависит от нашего сознания. Материя есть объективная реальность, данная нам в ощущении. Материя в нашем мире существует виде вещества и поля. Поле не всегда можно обнаружить с помощью органов чувств человека, но оно легко обнаруживается по влиянию на какие-нибудь физические тела. (слайд)

Среди большого многообразия явлений в природе физические явления занимают особое место. Физика изучает разнообразие физических явлений, которые могут происходить со всеми телами, как с живыми, так и с неживыми. К основным физическим явлениям относятся м еханические, электрические, магнитные, тепловые, з вуковые, световые.

Рассмотрим опыты и определим, какие явления они нам демонстрируют:

Действие магнита на стрелку,

Заполним таблицу, распределив по столбцам тела, вещества, явления. № 3(Лукашик).

Заполним таблицу, распределив по столбцам явления. № 12 (Лукашик).

Почему происходят те или иные явления, мы с вами выясним в процессе изучения предмета. Учёные, изучая их, устанавливают причины возникновения явлений, объясняют причины их происхождение.

Физика изучает и объясняет все явления, происходящие в природе: дождь, ветер, полярное сияние, миражи, солнечное и лунное затмения. Физика объясняет многие явления в нашей жизни:

Особенностью физики является то, что она изучает все! Напоследок послушайте притчу о королеве _Физике (слайд 9).

Источник

Конспект вводного урока по физике «Что изучает физика» для учащихся 7-х классов

Всероссийский конкурс для учителей на лучшую методическую разработку «Вводный урок»

Конспект вводного урока по физике «Что изучает физика»

для учащихся 7-х классов

учитель физики МБОУ ООШ №19 г. Костромы Матросова Г.Н.

Урок «Что изучает физика» является первым уроком в курсе физики 7 класса. Первый урок имеет цель не только познакомить детей с новым предметом, но и показать, как удивительно интересна физика, какое место она занимает в нашей жизни и в познании окружающего мира. Урок построен так, что учащиеся с первого урока должны понять, что физика наука экспериментальная и в этом ее отличие от других школьных предметов. Поэтому первый урок содержит простые, но занимательные опыты, проводимые как с помощью специального лабораторного оборудовании, так и с помощью доступных предметов, встречающихся в быту, таких, что дети могли бы повторить эти опыты сами или придумать свои.

Дидактическая цель: формирование научного мировоззрения.

Цели по содержанию:

Обучающие: познакомить учащихся с новым предметом, дать представление о том, что изучает физика, каковы ее методы и значение в научном познании мира; научить детей новым способам нахождения знаний; обеспечить усвоение образовательных стандартов.

Развивающие: способствовать развитию внимания, любознательности, умения анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, применять имеющиеся знания в новой ситуации.

Воспитательные: способствовать формированию понимания места и значения науки в жизни человека и необходимости интеллектуальных усилий для успешного обучения и развития человечества в целом.

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Предметный: сформировать систему новых понятий, таких как физические явления, наблюдение, описание, эксперимент, научный метод;

Личностные УУД: формировать учебную мотивацию, понимание необходимости приобретения новых знаний, навыки самоорганизации;

Познавательные УУД: формировать навыки познания физических явлений и их проявления в жизни, воспитывать любовь к физике;

Регулятивные УУД: понимать учебную задачу урока, научить видению нового знания и его связи с имеющимся опытом, понимать значение новых знаний для последующего обучения;

Коммуникативные УУД: воспитывать коллективизм, уважение друг к другу, умение слушать, дисциплинированность, самостоятельность мышления.

Средства обучения: компьютер, проектор, учебник, презентация «Что изучает физика».

Оборудование для демонстрационных экспериментов:

«Реактивное движение»: шарик детский, чашка химическая с водой, стержень от шариковой ручки.

«Огнеупорный шарик»: шарик, свеча, вода.

Электоромагнит: батарейка, гвоздь, медная проволока, мелкие предметы: скрепки или железные опилки.

I. Организационный этап. Проверка готовности к уроку.

II. Мотивационный этап. Мотивация учебной деятельности учащихся. Постановка проблемного вопроса.

Учитель: Ребята, вы учитесь в школе уже седьмой год и изучаете много различных предметов.

Слайд 2. Что изучает биология? География? Литература? История? А что же сейчас мы хотим узнать?

Учащиеся: что изучает физика.

III. Этап первичного усвоения новых знаний.

Слайд 3. Физика изучает: механические, тепловые, звуковые, электрические, магнитные, световые, атомные явления. Давайте разберемся, что это за явления.

Слайд 4. Механические явления. Нас постоянно окружает движение: люди бегают, летают самолеты, едут автомобили и т.д. Мы постараемся ответить на вопросы: Почему летают самолеты, ракеты и спутники? Почему плавают люди и корабли? Почему метеориты падают на землю? Почему планеты вращаются вокруг Солнца? Кто сможет сейчас ответить на какой-либо из этих вопросов?

Учащиеся: пробуют дать ответы.

Учитель: Вывод: задача физики ответить на вопрос: как происходит движение самых разных тел и вывести законы движения.

Давайте посмотрим один из примеров движения.

Слайд 5. Опыт «Реактивное движение». Надуваем воздушный шар и, прежде чем крепко перевязать отверстие ниткой, вставляем в него сильно согнутый под прямым углом пустой стержень от шариковой ручки. Чтобы воздух не выходил, наружный конец стержня заглушите с помощью спички и пластилина. В чашку (диаметром меньше надутого шара) наливаем воду. Шар положим на воду так, чтобы загнутый стержень, вставленный в шар, оказался сбоку, над краем чашки. Отрезаем ножницами заглушённый конец стержня. Воздух из него будет выходить, и шар начнет вращаться на воде под действием реактивной силы.

Слайд 6. Учитель: что такое тепловые явления? Какое здесь главное слово?

Учащиеся: явления, связанные со словами тепло, температура, холод.

Учитель: зачем нужна теплица? Как образуются снежинки и иней, туман и роса? Какую футболку носить летом? Почему у сковородки пластмассовая ручка? Зачем нам нужен термометр? Термос?

Учащиеся пробуют дать ответы.

Слайд 7. Опыт «Огнеупорный шарик».

Надуйте шарик и подержите его над зажженной свечкой, чтобы продемонстрировать детям, что от огня шарик лопнет. Затем во второй шарик налейте простой воды из-под крана, завяжите и снова поднесите к свечке. Окажется, что с водой шарик спокойно выдерживает пламя свечи. Как бы вы это явление объяснили?

(Вода, находящаяся в шарике, поглощает тепло, выделяемое свечой, поэтому сам шарик гореть не будет и, следовательно, не лопнет).

Слайд 8. Звуковые явления. Почему море шумит в раковине? Как ориентируется летучая мышь? Умеют ли говорить рыбы? Почему комар пищит, а шмель гудит? Зачем гитаре корпус? Что такое эхо? Итак, что же такое звуковые явления?

Учащиеся: явления, связанные со звуком.

Слайд 9. Опыты с камертонами.

Звучание камертона без резонатора и с резонатором. Вы понимаете теперь, зачем гитаре корпус?

Звуковой резонанс: ударить молоточком по первому камертону, зажать его ветви, звучание второго камертона продолжается. Как же передается звук? Об этом мы тоже узнаем на уроках физики.

Слайд 10. Световые явления. Учитель: как образуются солнечные и лунные затмения? Что такое мираж? Как образуется радуга?

А что продают в магазине «Оптика»? Зачем человеку очки, микроскоп, телескоп?

Учащиеся: световые явления, явления, связанные со светом. Говорят, зачем нужны очки, телескоп и микроскоп.

Учитель: изучает эти явления раздел физики, называемый «Оптикой».

Слайд 12. Электрические явления. Учитель – это явления, связанные с электричеством.

Как возникает молния? Что такое электрический ток? Чем опасно короткое замыкание? Зачем нужны энергосберегающие лампы? Существуют ли электрические рыбы?

Учащиеся пробуют дать ответы на вопросы слайда.

Слайд 13. Опыт с электрофорной машиной. Раньше даже ученые не знали точно, что такое молния, сейчас это знает каждый ученик, знакомый с физикой. А я сейчас даже могу вам ее показать. Показывает электрический разряд.

Слайд 14. Магнитные явления.

Учащиеся: это явления, связанные с магнитами.

Учитель: А почему магнит любит железо? Почему компас всегда показывает на север? Что такое северное сияние? Что такое электромагнит? Зачем нужна азбука Морзе?

Учащиеся пробуют дать ответы на вопросы слайда.

Учитель демонстрирует притяжение скрепок и гвоздиков к магниту.

Слайд 15. Опыт «Делаем электромагнит». Потребуется батарейка, гвоздь, медная проволока, мелкие предметы: скрепки или железные опилки.

Учитель: оказывается можно сделать магнит из гвоздя и батарейки, это будет уже электромагнит. Мы с вами узнаем и об электромагнитах, и где они применяются.

Слайд 16. Атомные явления.

Учащиеся: явления, связанные с атомами.

Учащиеся пробуют дать ответы на вопросы слайда.

IV этап. Первичная проверка понимания.

Слайд 17. Учитель: Что изучает физика? Что называют физическим явлением? О каких физических явлениях вы узнали?

Учащиеся отвечают на вопросы.

Учитель: Ребята, я вам показала некоторые физические опыты. А сейчас вы сами проделаете маленький эксперимент. У вас на партах два одинаковых листочка бумаги. Скомкайте один. Встаньте и бросьте оба листка на пол. Что происходит? Как падают скомканный лист и не скомканный? Почему?

Учащиеся проделывают эксперимент и делают выводы: Скомканный падает быстрее, гладкий листок «парит» в воздухе, очевидно, ему мешает воздух.

Учитель: Верно. Листку мешает сила сопротивления воздуха. А у меня вопрос: мы провели эксперимент или показали фокус?

Конечно, вы правы, фокусы показывают в цирке, но и фокусы тоже основываются на законах физики и не каждый раз нас обманывают. Но ученые проделывают опыты с определенной целью.

Слайд 18. Опыт Г. Галилея. Ребята, ка вы думаете, если бросать разные по массе тела, например, два шарика 100 г и 1 кг, как они упадут? Одновременно или один из них быстрее?

Учащиеся выдвигают гипотезы.

Учитель показывает слайд 18, рассказывает об опыте Г. Галилея.

До Галилея, это известный итальянский ученый, все считали, что тяжелые предметы падают быстрее. В Италии, в г. Пиза есть удивительная наклонная башня, Галилей поднялся на нее и сбросил с башни в один и тот же момент пушечное ядро массой 80 кг и значительно более легкую мушкетную пулю массой 200 г. Оба тела имели примерно одинаковую обтекаемую форму и достигли земли одновременно. Простой опыт подтвердил предположение ученого.

Слайд 19. Методы физики. Итак, каковы же методы физики? Расставьте таблички в таком порядке, который вы считаете верным. Расставляют в порядке: наблюдение, гипотеза, опыт, закон. Слайд 20.

Слайд 21. Учитель делает вывод. Задача физики: открывать и изучать законы, которые связывают между собой физические явления, происходящие в природе. Изучением природы занимаются и другие науки: биология, химия, география, астрономия. Все они применяют законы физики. Применяя законы физики, люди развивают технику, придумывают новые технологии, создают новые машины, компьютеры, телефоны, строят электростанции, подводные лодки, ледоколы, самолеты и др. Без техники, а значит и без физики, жизнь немыслима.

V этап. Закрепление. Самостоятельное применение полученных знаний.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *