Конспект урока по географии 8 класс что изучает физическая география россии
Урок 1. География 8 класс. Тема: Что изучает физическая география России.
поурочный план по географии.
Просмотр содержимого документа
«Урок 1. География 8 класс. Тема: Что изучает физическая география России.»
Что изучает физическая география России
— формирование личных учебно-познавательных мотивов учащихся при изучении географии России;
— познакомить учащихся с особенностями курса «География России» и его структурой;
— приветите любви к изучаемому предмету;
— воспитание юного гражданина Родины.
Оборудование: атласы, конкурные карты.
I. Организационный момент.
II. Изучение нового материала.
Вступительное слово учителя, в котором рекомендуется коснуться всего курса в целом «Природа России», а также курса «Население и хозяйство». Необходимо отметить, как изменилась роль науки географии в настоящее время, по-прежнему ли это та, преимущественно описательная наука, которой она была в недавнем прошлом?
Главной задачей современной географии, как указывал академик И. П. Герасимов, является «всестороннее научное обслуживание великой работы человечества по многообразному, все более интенсивному использованию уже открытых природных богатств, преобразованию природы и хозяйства уже освоенных районов».
Неправильные взаимоотношения с природой вызывают загрязнения вод, воздушного бассейна, разрушения почв, оскудения растительного и животного мира. Все это ухудшает условия жизни людей. Эти проблемы касаются всех, и в решении их тоже участвует география.
Кроме того, необходимо напомнить учащимся, что все географические компоненты в природе находятся в тесной взаимосвязи, а также основные источники географических знаний, которые будут необходимы в ходе изучения природы России. При этом используется приложение учебника стр. 280-282.
При обобщении урока сделайте заключение «Итак, нам необходимо знать для того, чтобы уметь, а уметь для того, чтобы действовать!»
III. Закрепление материала.
Вопросы для закрепления
1. Что мы узнаем, изучая физическую географию России?
2. Для чего необходимо изучать географию своей Родины?
IV. Домашнее задание
Домашнее задание по этой теме должно носить творческий характер, необходимо учащимся предоставить выбор различных его форм. А именно:
Сообщения о памятниках природы родного края или страны Групповое оформление плакатов, газет на тему «В нашей стране есть самое, самое, самое. »
Кроме того, учащимся необходимо дать памятку «Как готовить домашнее задание по географии»:
1. Обязательно приготовь нужную для данной темы карту атласа.
2. Прочитай учебник, отыскивая и показывая по ходу чтения все упомянутые в тексте географические объекты.
3. Ответь на вопросы в конце данного параграфа, обязательно используя при этом нужные карты.
4. Чтобы проверить себя, постарайся с помощью карты вспомнить основные положения изученного параграфа
Конспект урока и презентация по географии 8 класс на тему «Что изучает география России»
Выбранный для просмотра документ Презентация1.pptx
Описание презентации по отдельным слайдам:
Наша Россия, наша страна Автор: Ибрагимова Т.С.
Туристическая Россия 1 2 3 4 5 6
Русская природа в живописи
Источники: Ученик http://www.askgranny.com/wp-content/uploads/2011/05/Books-reading-2.jpg Художник http://storage_01.startwish.ru/images/2f/a2/4673/83713f0eebc839dbd444edbaeb9d5a109e96_o.jpg Военный http://img-fotki.yandex.ru/get/15514/200418627.55/0_117575_bf53aeeb_orig.png Сувениры сердце http://lvkr.ru/gk35t2.jpg Сувениры полоса http://tricolor.tv/upload/image/quick-folder/1_02.jpg Орел с лентами http://tricolor.tv/upload/image/quick-folder/1_02.jpg Турист http://s1.ziareromania.ro/?mmid=b7ac0cf3daa880bac Лапти http://www.allfanera.ru/files/productions/gallery/0/25/7.jpg Гармонь http://progress-muz.ru/uploadedFiles/eshopimages/big/135_60.jpg Каравай http://rosyjskiwkrakowie.blog.pl/files/2013/10/%D0%9A%D0%B0%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%B0%D0%B9.jpg Самовар http://gde.ru/images/img_ru/700/1160622.jpg
Выбранный для просмотра документ введение.docx
Урок «Введение. Что изучает курс География России»
Автор: учитель географии ГБОУ «Болгарская Кадетская школа-интернат имени Карпова Павла Алексеевича», Ибрагимова Татьяна Сергеевна
Урок актуализаций знаний и умений
Познакомить учащихся с особенностями курса «География России»
Познакомить учащихся с объектами изучения курса «География России»
раскрыть особенности УМК, структуру учебника;
продолжить формирование предметных и метапредметных учебных действий
Видео. «12 июня. День России.» http://www.youtube.com/watch?v=E7e9IUK0lVU
Видео «Гордись Великой Россией!» http://www.youtube.com/watch?v=HFRS_ph3aE4
План изучения материала
Ассоциации «Современная Россия»
Природа России в художественных произведениях
Туристические символы России
Государственная символика России
Объект изучения курса, источники географической информации.
Методы и формы обучения
Методы: объяснительно-иллюстративный, частично поисковый, эвристическая беседа.
Формы обучения: индивидуальная, фронтальная
Государственная символика, физическая география России, источники географической информации
Знать/понимать задачи и предмет изучения географии России, приводить примеры источников географической информации
Строят логические рассуждения, умозаключения и сообщения в устной и письменной форме, делают выводы. Проявляют активность во взаимодействии при решении познавательных задач. Составляют план и последовательность действий, оценивают результат
Работают в соответствии с поставленной учебной задачей. Оценивают собственную учебную деятельность. Патриотизм.
Организационная структура урока
Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения
Формы организации взаимодействия на уроке
ДЖОТ ТОТС Ассоциации «Современная Россия»
Читает стихотворение Н.Забила.
Как велика моя страна,
Как широки ее просторы!
Леса и степь, и горы….
Раскинулась моя страна
Когда в одном краю весна,
В другом снега и вьюга.
В Москве ложатся спать сейчас,
Луна глядит в оконце.
Дальневосточник в тот же час
Встает, встречая солнце.
Велика и могущественна наша страна, для каждого она своя.
Напишите, с чем у вас ассоциируется современная Россия.
Организует беседу по ассоциациям.
Составляют ассоциации с понятием «Современная Россия»- 2 минуты.
1.Для нас Россия ассоциируется с……
2.Мощь России невозможна без….
3.Для меня Россия- это….
4.Я, как гражданин России обязан…..
Изучение нового материала
Просмотр видео иллюстраций художественных произведений, с аудио сопровождением.
Отгадывание загадок « Символы России» ( Приложение №1)
Государственная символика РФ, беседа (Приложение №2)
Предмет изучения географии России, структура учебника, атласа, источники географической информации.
Красота русской природы воспета многими поэтами, художниками, композиторами. Этими произведениями восхищаются во всем мире. Показывает видео.
Ежегодно Россию посещают миллионы туристов, которые желают познакомится с природными, культурными достопримечательностями, бытом многочисленных народов. В память о путешествии они покупают сувениры. Отгадайте загадки о символах сувенирах.
Для военных, спортсменов, политиков Россия ассоциируется с государственной символикой.
Итак, Россия-это Родина, страна, природа, люди и хозяйство. В 8 классе мы познакомимся с особенностями природы, в 9 классе- населением и хозяйством страны.
Знакомятся с произведениями искусства.
Отвечают на вопросы:
1.Что относится к государственной символике?
2. Что обозначает триколор российского флага?
3. Что изображено на гербе РФ?
4. Кто является главой РФ?
Прослушивают гимн РФ- видео.
Отвечают на вопросы:
1.Из каких источников мы можем узнать необходимую информацию о природе сраны?
2.Из каких разделов состоит учебник?
3.Какие темы мы изучим в первом, какие во втором разделах?
4.Какую информацию мы можем найти в атласе?
Первичное осмысление и закрепление изученного
Просмотр видеосюжета «Гордись Россией»
Мы граждане нашей страны, именно мы ответственны за благополучие Родины. Мы должны гордиться своей страной.
Написать мини-сочинение на тему « Что для меня Россия», нарисовать рисунок «Моя Россия»
Конкретизирует домашнее задание
Записывают домашнее задание
Антушева О.В. География России. Природа. 8 класс: поурочные планы по учебнику И.И.Бариновой.- Волгоград: Учитель, 2007.-375с.
Государственная символика- Википедия.
Приложение №1 загадки:
Их в былые времена
Надевала вся страна.
Но теперь наденешь врятли
Ты из лыка липы………ЛАПТИ
Инструмент народный этот
С давних пор известен свету.
Только кнопочки ты тронь
Как хлеба и калачи
Мы тебя пекли в печи
Вот теперь гостей встречай
На столе стоит пузатый
Носик- кран его горбатый,
Запыхтит из носа пар
Тульский это- …..САМОВАР
И семейного единства
Вся из дерева…МАТРЕШКА
Символ города Москвы
Площадь там зовется Красной
Бьют часы на башне Спасской…. КРЕМЛЬ
Приложение 2. Государственные символы РФ.
Государственный герб Российской Федерации
Государственный герб современной России представляет собой золотого двуглавого орла в червленом (красном) поле.
Орел увенчан тремя золотыми коронами — символами государственного суверенитета нашей страны, в лапах его — скипетр (знак торжества закона) и держава (символ единения народа). На груди орла — щит, в червленом поле которого едущий вправо для зрителя, стоящего лицом к щиту, серебряный всадник в лазоревом (синем, голубом) плаще, поражающий копьем чёрного опрокинутого и попранного конем дракона.
В своей основе современный Государственный герб нашей страны таков, каким он сформировался во второй половине XVII века.
Изменение, и то самое незначительное, есть только одно. Если в XVII веке всадник на груди орла понимался как изображение царя, то сегодня всадник на Государственном гербе — это не изображение царя, а просто символический образ, воплощающий идею торжества добра над злом. Гербы помещаются на бланках, печатях, документах, изданиях, вывесках, различных предметах, указывая на то, какой стране они принадлежат.
Государственный гимн Российской Федерации
Государственный гимн Российской Федерации представляет собой песню, музыку которой написал композитор А. В. Александров, а слова — поэт С. В. Михалков.
Гимн имеет три куплета, после которых трижды исполняется припев. Гимн может звучать со словами или без слов — оба исполнения являются равноценными. Гимн обязательно звучит в важнейшие для страны дни: при открытии и закрытии торжественных собраний, посвященных государственным праздникам, при наступлении Нового года, а также в официальных ситуациях: при вступлении в должность Президента Российской Федерации, открытии сессий и заседаний палат Федерального Собрания, при встрече официальных иностранных делегаций и т. п.
Государственный флаг Российской Федерации
Государственный флаг России представляет собой прямоугольное полотнище, ширина (вертикальный размер) и длина (горизонтальный размер) которого соотносятся как 2:3, состоящее из трех равных по ширине горизонтальных полос: верхней — белого цвета, средней — синего цвета и нижней — красного цвета.
Размеры флага установлены в относительных величинах, и это сделано не случайно: флаг может быть изготовлен самых разных размеров (от больших, многометровых полотнищ, поднимаемых над зданиями, до маленьких, настольных флажков длиной и шириной несколько сантиметров).
Не устанавливаются строго и оттенки цветов флага, важно, чтобы полосы распознавались как белая, синяя и красная, а какой оттенок цвета будет избран (темно-красный или ярко-алый, темно или светло-синий), не имеет существенного значения. Вместе с тем принципиально важно, чтобы полосы флага всегда располагались строго в установленном порядке: белая — вверху, синяя — в середине, красная — внизу. Когда необходимо указать, что государству принадлежит какой-то крупный объект — морское судно, территория, сооружение, когда указание на государственную принадлежность должно быть видно с большого расстояния, то герб не может справиться с этой функцией и выполнить её может только флаг. Российский флаг каждый день поднимается в воинских частях нашей армии. Флаг изображается на воздушных судах (самолетах и вертолетах), российских космических аппаратах. В дни праздников и важных событий государственный флаг украшает улицы и площади.
Урок по географии «Физическая география»
Урок: Физическая география
Целью урока является понять, что такое «география», что изучают в ее курсе.
Слово « география » произошло от греч. ge – «земля» и «grapho» – пишу.
География (греч. – «землеописание») – наука, изучающая поверхность Земли, облегающие и подстилающие ее слои вещества, которые в совокупности образуют географическую оболочку.
Название этой науке дал Эратосфен более 2200 лет назад.
Рис. 1. Изучение поверхности земли
География – одна из древнейших и основных наук.
Уже в 3 тыс. до н. э. в Древнем Египте снаряжались экспедиции в центр Африки, по Средиземному и Красному морям. Расселение народов, войны и торговля расширяли знания людей об окружающих пространствах, вырабатывали навыки ориентирования по Солнцу, Луне и звездам. Зависимость земледелия и скотоводства от разливов рек и других периодических природных явлений определила появление календаря.
В 3-2 тысячелетии до н. э. представители Хараппской цивилизации (на территории современного Пакистана) открыли муссоны. Элементы географии содержат священные древнеиндийские книги: в «Ведах» целая глава посвящена космологии, в «Махабхарате» можно найти перечень океанов, гор, рек.
Ныне нет ни одного места на Земле, о котором бы человек не знал.
Объект изучения географии – законы и закономерности размещения и взаимодействия компонентов географической среды и их сочетаний на разных уровнях. Сложность объекта исследования и широта предметной области обусловили дифференциацию единой географии на ряд специализированных (отраслевых) научных дисциплин, образующих систему географических наук. Географию подразделяют на две (физическую и экономическую) или три (физическую, экономическую и социальную) ветви. Иногда отдельно выделяют географическую картографию, как отдельную географическую дисциплину.
Рис.2. Основные ветви географии
Экономическая (или социально-экономическая) география изучает население и его хозяйственную деятельность.
В составе физической географии есть три основных науки. Это землеведение, которое изучает общие закономерности строения и развития географической оболочки, ландшафтоведение, которое изучает территориальные природные комплексы, и палеогеография. В свою очередь, эти разделы имеют свою иерархическую структуру по видам изучаемых компонентов, процессов и явлений. Так, отдельные компоненты географической оболочки изучают геоморфология, климатология, метеорология, гидрология (изучение водных объектов), гляциология (изучение природных льдов), география почв, биогеография (география живых организмов). А на стыке с другими науками образовались такие новые направления физической географии, как медицинская география, инженерная география. Физическая география изучает природные явления, объекты природы.
Физическая география тесно связана с другими географическими науками – картографией, страноведением, исторической географией, социально-экономической географией.
Значение физической географии
1. Описание природы.
2. Разъяснение особенностей природы.
3. Предвидение возможных изменений в связи с вмешательством в природу человека.
В процессе изучения курса начальной физической географии формируются представления о Земле как о природном комплексе, об особенностях земных оболочек и их взаимосвязях. При изучении этого курса начинается формирование географической культуры и обучение географическому языку; учащиеся овладевают первоначальными представлениями и понятиями, а также приобретают умения использовать источники географической информации.
В структурном соотношении курс географии 6 класса состоит из четырех разделов:
1. «Виды изображений поверхности Земли – план и карта».
2. «Земные оболочки: литосфера, атмосфера, гидросфера, биосфера».
4. «Влияние природы на жизнь человека».
Рис. 3. Оболочки Земли
В процессе изучения курса начальной физической географии вы научитесь работать с планом и картой, обобщать собранный материал, определять местонахождение географических объектов на Земле.
Урок для 8 класса по теме «Что изучает физическая география России?»
Урок №1. Что изучает физическая география России
Тип урока: урок рефлексии.
развития ана литических навыков.
познакомить со структурой учебника; показать роль географической науки в решении важных экономических задач; познакомить с источниками географических знании.
научиться называть методы получения географической информации, различные источники географической информации; объяснять значение географических знаний в повседневной жизни и профессиональной деятельности; приводить примеры источников различной гео графической информации;
выражать свою точку зрения; вести дискуссию; определять проблему и способы ее решения; владеть навыками анализа; устанавливать причин но-следственные связи; применять методы информационного поиска;
личностные: формирование ответственного отношения к учебе; познавательного интереса к предмету; готовности к раз витию и самообразованию; навыков контроля и самоконтроля; формирование собственной целостной картины мира; развитие коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе учебной деятельности.
Учебно- наглядный комплекс: учебник, атлас, рабочая тетрадь, контурные карты, слайды по теме урока, тематические карты.
I . Организационный момент
(Учитель напоминает учащимся требования подготовки к уроку, выполнения домашнего задания, оформления контурных карт, правила техники безопасности в кабинете географии, критерии выставления оценок.)
Знакомство с основными требованиями
Ученик готов к уроку, если у него на столе лежат учебник, атлас, контурные карты и рабочая тетрадь. Домашнее задание по географии выполняется не только устно и письменно в тетради, но и в контурных картах и по атласам.
Курс «География. Природа России» состоит из трех частей «Особенности природы и природные ресурсы России», «Природные комплексы России», «Человек и природа». Учебник разбит на параграфы. В параграфах используются условные обозначения:
синий шрифт — основные понятия;
полужирный курсив — новые понятия;
курсив — фамилии ученых, исследователей, названия географических объектов.
Практически в каждом параграфе кроме основного текста даны карты, картосхемы, таблицы со статистическим материалом, вопросы и задания для самоконтроля. В учебнике вы найдете практикумы и итоговые задания для подготовки к ЕГЭ, словарь понятий и терминов, краткий топонимический словарь и др. В конце каждого раздела приведены темы работ для проектной и исследовательской деятельности.
Требования к ведению рабочей тетради и работе с контурными картами
Все записи в тетрадях делать синей пастой, при необходимости выделить текст можно использовать другие цвета.
Рисунки выполнять карандашами.
Писать и рисовать в тетради только с разрешения учителя.
Тетрадь приносить на каждый урок и при ответе подавать учителю вместе с дневником.
Каждую контурную карту подписывают. В правом верхнем углу ученик пишет свою фамилию и класс.
Все надписи на контурной карте делают мелко, четко, красиво, желательно печатными буквами.
Если название объекта не помещается на карте, то около него ставят цифру, а внизу карты пишут, что означает данная цифра.
8. Если того требует задание, карту раскрашивают цветными ка рандашами, а затем подписывают географические названия.
Почему необходимо изучать географию своей страны?
Задачи физической географии России.
Источники географических знаний.
Разнообразие природы России. На доске записаны слова русского поэта Ивана Никитина:
«Широко ты, Русь, по лицу земли в красе царственной развер улася!»
— Давайте прочитаем стихотворение Ивана Никитина «Русь»
Эти слова поэт написал о нашей стране, нашей Родине. Какая она? Ощутили ли вы красоту природы нашей земли? (Беседа с учащимися.)
— Чтобы сохранить эту красоту, необходимо знать и понимать
(Учитель с учащимися определяют задачи физической географии России и записывают их в тетради.)
Задачи физической географии.
Изучить свойства природных компонентов территории и акватории России и взаимосвязи между ними.
Изучить ресурсы и особенности их размещения по территории России.
Изучить природные комплексы России.
Изучить особенности геоэкологических ситуаций на территории России.
Прогнозировать развитие природных комплексов и их влияние на хозяйство России.
Проектировать размещение хозяйственных объектов с учетом развития природных комплексов.
Для изучения природы нашей страны нам необходимы разнообразные источники знаний — карты, атласы, справочники, словари, энциклопедии, документальные фильмы, книги, рассказы путешественников и ученых, отчеты о научных исследованиях, Фотоальбомы, компьютерные программы ГИС и др., космические снимки, интернет-ресурсы, прогнозы погоды и т. д. Для нас ос новными помощниками в изучении природы России будут учеб ник, карты атласа и контурные карты.
Задание. Отметьте на контурной карте границу России.
Сколько океанов и морей омывает берега России? ( 3 океана и 13 морей.)
Сколько климатических поясов в России? (Россия распо лагается в четырех климатических поясах — арктическом. субарктическом, умеренном и субтропическом.)
Где находятся территории с рекордно низкими температу рами? (В Восточной Сибири находится полюс холода северного полушария Оймякон: абсолютный минимум температуры со ставляет —71 °С.)
Какая самая плодородная почва России? (Чернозем.)
Назовите самое большое озеро мира, которое находите в России. (Каспийское.)
Можно ли сказать, что озеро Байкал — рекордсмен? (Да озеро Байкал — самое глубокое озеро в мире.)
В России находится и самое мелкое море мира. Какое (Азовское.)
Назовите самую большую природную зону России. (В Рос сии наблюдается большое разнообразие природных зон, сама большая из них — лесная.)
Сохранить красоту нашей страны возможно только зная ее проблемы.
— Как человек изменяет природу России, пользуясь ее бо-
гатствами?
(Вырубает леса, выравнивает рельеф, загрязняв
реки, воздух, строит дороги и населенные пункты и т. д.)
III . Обобщение и систематизация знаний
На какое расстояние протянулась территория России с за пада на восток? С севера на юг?
В каком направлении от Москвы располагается Екатерин бург? Севастополь? Санкт-Петербург? Ваш город или на селенный пункт?
Какие крупнейшие реки протекают по территории нашей страны?
Какой полуостров нашей страны самый большой? Какой остров?
Я понял тему урока.
V . Анализ решения проблемы урока.
Прочитать записи в тетради.
1. Записать в тетради свое мнение о необходимости изучения природы России.
2. Задание для первого ряда. Найти стихотворения о природе России.
3. Задание для второго ряда. Найти репродукции кар тин, посвященные природе России.
4. Задание для третьего ряда. Найти книги о природе России.
Конспект к уроку географии на тему: «Что изучает физическая география России»
Что изучает физическая география России? Источники географической информации.
Цель урока : сформировать представление об особенностях природы России. Объяснить какую роль играют географические знания в решении экологических и социально-экономических проблем.
Оборудование: Карты России: политико-административная, физическая; справочники, энциклопедии, картины.
Тип урока : вводный.
На доске эпиграф к уроку:
Человеку никак нельзя жить без Родины,
Как нельзя жить без сердца.
— Что такое Россия? Это наша страна. Это наша родина, «родная земля». Мы живем в самой большой по площади стране. Природа ее очень разнообразна. В России есть множество уникальных объектов. Это:
А) самое глубокое озеро мира- Байкал;
Б) самое мелкое озеро мира- Азовское;
Г) самые плодородные почвы- чернозем.
-Найдите на карте России озеро Байкал, Азовское море, вулкан Ключевская Сопка.
-Все любят свою Родину. Наша Родина –Россия. Нельзя любить не зная. Многие поэты написали прекрасные строки о России. Художники запечатлели природу России на своих картинах. (Учитель демонстрирует картины русских художников)
3. Источники географических знаний
-В 8 классе мы будем изучать природу нашей Родины. И первым нашим помощником в этом будет учебник.
-Без карт нельзя изучать географию. Поэтому нам необходимы атласы и контурные карты. (учитель знакомит учащихся с картами, атласами, контурными картами )
-Информацию о природе России можно получить и из энциклопедий, справочников, хрестоматий.
4. Работа с картами
-Откройте физическую карту России. Найдите меридианы и параллели. Какие меридианы пересекают Россию?
-Какой город севернее: Воронеж или Самара? Москва или Новосибирск?
-Какой город восточнее: Ульяновск или Кировск? Рязань или Владимир? Тула или Москва?
-Для чего нам надо знать природу своей страны?
-География помогает решить многие проблемы, т.к. она одна рассматривает все явления природы во взаимодействии, комплексно.
-Приведите примеры: об изменениях природы при строительстве ГЭС, при осушении болот, распашке полей, при добыче нефти и т.д.( см. дополнительный материал)
При строительстве ГЭС происходит затопление значительных площадей земель. В зоне затопления попадают сенокосы, пастбища, сады, деревни, поселки, даже города.
Водохранилище, образующееся выше плотины ГЭС, поднимают уровень грунтовых вод, что ведет к заболачиванию окружающей территории на расстоянии 30-40 км.
В водохранилище идет накопление грязи, т.к. течение воды замедленно. Волны, образующиеся в водохранилище, разрушают берега. Водохранилище влияет и на микроклимат: охлаждая воздух летом, удлиняет период без заморозков ранней осенью, т.к. вода, накопившая тепло за летний период, медленно остывая, нагревает воздух в районе водохранилища.
При осушении болот прокладывают дренажные канавы, которые способствуют снижению уровню грунтовых вод, а, следовательно, к обмелению рек. Снижение уровня грунтовых вод ведет осушению торфяников и возможным пожарам. Особенно опасно осушение болот на холмистой местности. Снижение грунтовых вод на холмах приводит к гибели растительности.
При распашке полей в степных районах, где бывают часто сильные ветры, возникают «пыльные бури». Ветер поднимает рыхлую почву в воздух и переносит тысячи тонн почвы на многие километры.
Распашка почвы в долинах рек, также имеет отрицательные последствия. Весной при таянии снега или при ливнях сносится в реку почва, не скрепленная корнями растений, а также удобрения и ядохимикаты, которыми обрабатывали почву. Слой почвы попадает в русо, покрывает дно и закрывает выход источников грунтовых вод, питающих реку. Результатом является обмеление реки. Удобрения, попавшие в реку, вызывают размножение водных растений и водорослей, «цветение» воды.
При добыче нефти происходит загрязнение почвы, поверхностных и грунтовых вод, гибнут растения и животные. При фонтанном способе добычи нефть часто разливается на значительные расстояния, образуя «нефтяные озера». При транспортировке нефти по нефтепроводу возможен разлив нефти.
Река Обь, протекающая по территории Западно-Сибирской равнины ниже по течению от города Ханты-Мансийска, очень сильно загрязнена нефтью. Рыба также имеет побочный запах, связанный с повышенным содержанием нефти.