Конспект урока по русскому языку 3 класс для чего нужен язык

План конспект по русскому языку 3 класс Урок 2. Наш язык

Урок 2. Наш язык
Цели: формировать умение распознавать язык и речь; развивать устную речь.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
— Прочитайте свои сочинения.
— Какую речь вы использовали, когда обдумывали содержание? (Внутреннюю.)
— Какую речь вы использовали, когда рассказывали свои тексты? <Устную.)
— А когда писали? (Письменную.)
III. Актуализация знаний
(Работа в парах.)
— Подберите примеры разных видов речи.
(Проверка.)
IV. Самоопределение к деятельности
— Отгадайте загадку.
Всегда он в работе,
Когда мы говорим,
А отдыхает,
Когда мы молчим. (Язык.)
— Какие значения имеет это слово?
— Как называются такие слова?
— Чем отличается речь от языка?
— Сформулируйте тему урока.
V. Работа по теме урока
Работа по учебнику Упр. 5 (с. 8).
— Прочитайте загадки. Отгадайте. (Язык.)
— Выполните письменное задание к упражнению.
(Взаимопроверка.)
Упр. 6 (с. 8).
— Прочитайте высказывание и обсудите его в парах.
На Земле тысячи языков. У каждого человека есть родной язык, самый дорогой и любимый. Это язык отца и матери, язык предков. Знать язык — значит свободно говорить на нём, читать и писать. Именно язык, родное слово согревают нас лаской и теп-
лотой, радуют шуткой, рассказывают сказки, открывают перед нами страницы бессмертных книг.
Задумайтесь о значении родного языка в нашей жизни: над тем, почему так важно знать его и владеть им. Чтобы каждый из вас мог почувствовать красоту родного слова, приобщиться к сокровищам русского языка.
Не сразу и не всем открывается тайна слова. Но вы будете учиться постигать секреты родной речи и постепенно проникать в глубины науки о языке.
— Спишите высказывание.
Упр. 7 (с. 8).
— Рассмотрите рисунки и прочитайте.
— Как называется такой текст? (Диалог.)
— Кто смог прочитать второй диалог? На каком языке написаны слова?
— Назовите свой родной язык. Почему он для вас является родным?
(Далее беседа по вопросам упражнения.)
VI. Физкультминутка
VII. Закрепление изученного материала
Работа по учебнику Упр. 8 (с. 9).
(Работа в парах.)
Упр. 10 (с. 9).
— Прочитайте выразительно строки из стихотворения.
— Назовите автора этих строк.
— А кто может продолжить это стихотворение?
— О каком времени года в нём говорится?
— Как вы думаете, нравилась ли осень А.С. Пушкину? Докажите.
— Спишите стихотворение.
(Далее самостоятельное выполнение заданий рубрики «Проверь себя» (с. 10).)
VIII. Рефлексия
— Какие задания вызвали затруднения?
— Оцените свою работу на уроке.
IX. Подведение итогов урока
— Что такое речь?
— Что такое язык?

Источник

Конспект урока по русскому языку для 3 класса

Тема урока : Учимся писать буквы о, ë после шипящих в корне слова

Цель: Создание условий для усвоения правописания букв о, ë после шипящих в корне слова

научить писать буквы о, ë после шипящих в корне слова ;

закрепить представление о шипящих звуках;

закрепить умение находить проверочные (однокоренные) слова для выбора написания о/е.

организовать деятельность по написанию буквы о, ë после шипящих в корне слова;

сформулировать правило написания буквы о, ë после шипящих в корне слова;

развивать умения применять правило написания буквы о, ë после шипящих в корне слова ; развивать навыки орфографической зоркости;

развивать связную речь и мышление.

способствовать повышению уровня мотивации;

высказывать собственное мнение и аргументировать его; участвовать в обсуждении проблемных вопросов;

формировать умение планировать и согласованно выполнять совместную деятельность.

формировать умения структурировать знания, учить делать выводы и обобщения;

поиск и выделение необходимой информации; на основе наблюдения высказывать предположение о правиле написания буквы о, ë после шипящих в корне слова ;

выбирать способ проверки в зависимости от задания.

Способствовать формированию устойчивых учебных мотивов, учитывать степень сложности задания и определять для себя возможность/невозможность его выполнения

развитие навыков коллективного сотрудничества со сверстниками и учителем, умение выражать свои мысли; осуществлять взаимный контроль и оказывать взаимопомощь (работа в парах).

контролировать собственные действия в соответствии с алгоритмом; осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль; планировать свою работу; формировать способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; контролировать и оценивать учебные действия;

Тип урока: получение новых знаний

Форма урока: урок-исследование

Методические рекомендации программы,

Раздаточный и мультимедийный материал собственного изготовления

Русский язык: 3 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений в двух частях; Ч I ; С.В. Иванов, А.О. Евдокимова и др.; М., «Вентана – Граф», 2013;

Содержание и деятельность учителя

Универсальные учебные действия (УУД)

Быть должны всегда в порядке

Ручки, книжки и тетрадки.

А девиз у нас такой:

Все, что нужно – под рукой!

Если все у нас в порядке, значит, «пять» почти в тетрадке!

-визуально контролируют свою готовность к уроку;

-рассаживаются на рабочие места.

— проверяют наличие необходимых учебных предметов на столе.

Регулятивные: способность регулировать свои действия, прогнозировать деятельность на уроке

Источник

Урок русского языка в 3 классе «Знакомство с учебником «Русский язык». Наша речь и наш язык»

Тема : Вводный инструктаж по ТБ. Знакомство с учебником «Русский язык». Наша речь и наш язык.

— создать условия для формирования представления о том, что включает в себя понятие устная и письменная речь;

— с оздать условия для развития связной речи учащихся;

— воспитания у детей интереса к русскому языку, терпения, трудолюбия.

-способствовать развитию интереса к изучению русского языка;

-формировать личностное, межличностное отношение к себе и окружающим;

— формировать умение проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленной цели.

-понимать, принимать и сохранять учебную задачу;

-осуществлять самоконтроль и самооценку.

— ориентироваться в материале учебника и находить по заданию учителя нужную информацию, выстраивать цепочку логических рассуждений;

-развивать умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной форме.

— формулировать собственное мнение, соблюдать простейшие формы речевого этикета, отвечать на вопросы учителя, участвовать в диалоге;

-формировать умения общаться со сверстниками;

— формировать умения ставить познавательную цель урока; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

— развитие умения осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;

— получить возможность учиться правильно составлять высказывания о значении языка и речи в жизни людей, о роли русского языка в жизни и общении; анализировать речь людей (при анализе текстов).

Оборудование и материалы: презентация, проектор, доска, тетрадь, учебник.

1. Организационный момент

На вас надеюсь, как всегда!

Мы хороший, дружный класс,

Все получится у нас!

Работа над девизом урока

-Соберите из карточек, которые висят на доске, пословицу, которая станет девизом нашего сегодняшнего урока.

Терпенье и труд всё перетрут.

— Чтобы красиво записать пословицу в тетради, подготовим руку к письму.

Гимнастика для пальчиков

(Выпрямляем указательные и средние пальчики обеих рук, и «бежим» ими по столу.)

(Ставим две ладошки друг напротив друга, начинаем медленно сокращать расстояние между ними.)

(Сцепляем вместе обе ладошки и разъединяем их.)

(Прямые ладошки стоят друг напротив друга, одновременно сгибаем и выпрямляем пальчики на них.)

Строчка письма элементов для развития свободных движений руки.

-А теперь запишите под диктовку пословицу в тетради красиво!

2. Целевая установка

— Как вы понимаете смысл этой пословицы?

Терпенье и труд всё перетрут. (Пословица о ценности таких человеческих качеств, как трудолюбие и выдержка. Тот, кто не будет лениться, тот добьется успеха в конце урока. А если сказать больше, то упорные, трудолюбивые люди, доводящие дело до конца, обязательно добиваются успеха в Жизни.)

— Рассмотрите стр.6 учебника. Определите, что мы сегодня на уроке будем повторять, а чему научимся, поставьте для себя цель.

– Какая бывает речь? (карточка на доске РЕЧЬ)

– Какую речь мы называем устной? (Ту, которую мы произносим и слышим.) (карточка на доске УСТНАЯ)

– Какую речь мы называем письменной? (Ту, которую мы

пишем и читаем.) (карточка на доске ПИСЬМЕННАЯ)

– А какую речь называют внутренней? (Ту, когда мы обдумываем.)

А легко ли говорить?

-Одним бывает трудно связать даже несколько слов, особенно

если приходится говорить публично, т. е. перед другими людьми.

У других, наоборот, речь, как в сказке А.С. Пушкина, «словно

Есть и мастера устной речи – ораторы, рассказчики.

-Какую цель поставим сегодня на уроке?

3. Актуализация знаний

— Знакома ли тебе ситуация, изображенная на рисунке?

-Послушайте музыкальный отрывок и если он вписывается в настроение данной ситуации, то какими эмоциями?

-Попробуйте описать данную ситуацию, используя нужные слова и сочетания.

— Какой вид речи вы использовали? (устную речь)

-О каком новом годе говорится в двустишии?

-Назовите тему. (1 сентября)

-Какова главная мысль? ( Школа-к знаниям дорога.)

-Выполните письменное задание к упражнению.

— Какой вид речи вы использовали? (письменную речь)

Это интересно знать! Прочитать.

4. Организация деятельности по применению полученных знаний

Разобрать выделенное слово по составу.

Определить его лексическое значение.

Прозвенел колокольчик волшебный.

Прозвенел – издал звон.

Прозвенел колокольчик волшебный.

Дружно входим с волнением в класс.

Новый год – не простой, а учебный –

Год – промежуток времени.

Открывает учитель для нас.

Спиши стихотворение (памятка 4).

Выдели корень во всех словах по возможности. Подчеркни проверяемые орфограммы одной чертой, непроверяемые – двумя.

– Для чего человеку нужна речь? Найдите нужный ответ

и объясните свой выбор.

• Чтобы сообщить что-то другим людям.

• Чтобы выражать свои мысли.

• Чтобы люди общались друг с другом.

• Чтобы слова были связаны друг с другом.

• Чтобы обдумывать свои мысли.

– Оцените свою работу на уроке.

Подведение итогов урока

– Какие виды речи вы знаете?

Конспект урока по русскому языку 3 класс для чего нужен язык. Смотреть фото Конспект урока по русскому языку 3 класс для чего нужен язык. Смотреть картинку Конспект урока по русскому языку 3 класс для чего нужен язык. Картинка про Конспект урока по русскому языку 3 класс для чего нужен язык. Фото Конспект урока по русскому языку 3 класс для чего нужен язык

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

Конспект урока по русскому языку 3 класс для чего нужен язык. Смотреть фото Конспект урока по русскому языку 3 класс для чего нужен язык. Смотреть картинку Конспект урока по русскому языку 3 класс для чего нужен язык. Картинка про Конспект урока по русскому языку 3 класс для чего нужен язык. Фото Конспект урока по русскому языку 3 класс для чего нужен язык

Курс повышения квалификации

Скоростное чтение

Конспект урока по русскому языку 3 класс для чего нужен язык. Смотреть фото Конспект урока по русскому языку 3 класс для чего нужен язык. Смотреть картинку Конспект урока по русскому языку 3 класс для чего нужен язык. Картинка про Конспект урока по русскому языку 3 класс для чего нужен язык. Фото Конспект урока по русскому языку 3 класс для чего нужен язык

Курс повышения квалификации

Актуальные вопросы теории и методики преподавания в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Конспект урока по русскому языку 3 класс для чего нужен язык. Смотреть фото Конспект урока по русскому языку 3 класс для чего нужен язык. Смотреть картинку Конспект урока по русскому языку 3 класс для чего нужен язык. Картинка про Конспект урока по русскому языку 3 класс для чего нужен язык. Фото Конспект урока по русскому языку 3 класс для чего нужен язык

Данная разработка урока предназначена для работы в 3 классах, где преподавание русского языка осуществляется по учебнику Желтовской Л.Я., Калининой О.Б.

Цель:

— создать условия для формирования представления о том, что включает в себя понятие устная и письменная речь;

-создать условия для развития связной речи учащихся;

-воспитания у детей интереса к русскому языку, терпения, трудолюбия.

На уроке используются следующие методы обучения:

по виду источника информации: словесные (объяснение, беседа с учащимися); наглядные; практические (работа в тетради)

по виду учебной деятельности: проблемно-исследовательский, частично-поисковый метод (поиск решения поставленных перед учащимися проблем).

Формы познавательной деятельности на уроке: фронтальная, индивидуальная, групповая, которые в ходе урока сменяли друг друга.

Номер материала: ДБ-319156

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами

Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно

Конспект урока по русскому языку 3 класс для чего нужен язык. Смотреть фото Конспект урока по русскому языку 3 класс для чего нужен язык. Смотреть картинку Конспект урока по русскому языку 3 класс для чего нужен язык. Картинка про Конспект урока по русскому языку 3 класс для чего нужен язык. Фото Конспект урока по русскому языку 3 класс для чего нужен язык

Конспект урока по русскому языку 3 класс для чего нужен язык. Смотреть фото Конспект урока по русскому языку 3 класс для чего нужен язык. Смотреть картинку Конспект урока по русскому языку 3 класс для чего нужен язык. Картинка про Конспект урока по русскому языку 3 класс для чего нужен язык. Фото Конспект урока по русскому языку 3 класс для чего нужен язык

Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате

Время чтения: 1 минута

Конспект урока по русскому языку 3 класс для чего нужен язык. Смотреть фото Конспект урока по русскому языку 3 класс для чего нужен язык. Смотреть картинку Конспект урока по русскому языку 3 класс для чего нужен язык. Картинка про Конспект урока по русскому языку 3 класс для чего нужен язык. Фото Конспект урока по русскому языку 3 класс для чего нужен язык

Минобрнауки обновит перечень специальностей высшего образования

Время чтения: 1 минута

Конспект урока по русскому языку 3 класс для чего нужен язык. Смотреть фото Конспект урока по русскому языку 3 класс для чего нужен язык. Смотреть картинку Конспект урока по русскому языку 3 класс для чего нужен язык. Картинка про Конспект урока по русскому языку 3 класс для чего нужен язык. Фото Конспект урока по русскому языку 3 класс для чего нужен язык

Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст

Время чтения: 1 минута

Конспект урока по русскому языку 3 класс для чего нужен язык. Смотреть фото Конспект урока по русскому языку 3 класс для чего нужен язык. Смотреть картинку Конспект урока по русскому языку 3 класс для чего нужен язык. Картинка про Конспект урока по русскому языку 3 класс для чего нужен язык. Фото Конспект урока по русскому языку 3 класс для чего нужен язык

К 2024 году в каждой российской школе должен появиться спортивный клуб

Время чтения: 2 минуты

Конспект урока по русскому языку 3 класс для чего нужен язык. Смотреть фото Конспект урока по русскому языку 3 класс для чего нужен язык. Смотреть картинку Конспект урока по русскому языку 3 класс для чего нужен язык. Картинка про Конспект урока по русскому языку 3 класс для чего нужен язык. Фото Конспект урока по русскому языку 3 класс для чего нужен язык

Учителя Кубани смогут получить миллион рублей на взнос по ипотеке

Время чтения: 1 минута

Конспект урока по русскому языку 3 класс для чего нужен язык. Смотреть фото Конспект урока по русскому языку 3 класс для чего нужен язык. Смотреть картинку Конспект урока по русскому языку 3 класс для чего нужен язык. Картинка про Конспект урока по русскому языку 3 класс для чего нужен язык. Фото Конспект урока по русскому языку 3 класс для чего нужен язык

Минпросвещения разработает внеучебные курсы для школьников

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Конспект по русскому родному языку для 3 класса по теме «Для чего нужны суффиксы» + презентация

Выберите документ из архива для просмотра:

Предмет: русский родной язык.

Тема: Для чего нужны суффиксы?

Цель: познакомить с многообразием суффиксов, позволяющих выразить различные оттенки значения слов.

Планируемые результаты : учащиеся научатся выбирать из нескольких возможных слов то слово, которое наиболее точно соответствует обозначаемому предмету или явлению реальной действительности; выделять существенную информацию из текстов разных видов; определять степень успешности выполнения своей работы и работы товарищей; вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное).

I. Организационный момент

Он пойдет ребятам впрок.

Постарайтесь все понять,

Слушают учителя.
Показывают готовность
к уроку

II. Проверка домашнего задания.

— Какое было задание на дом?

— Кто придумал небольшую сказку о берёзе? ….

— Кто подготовил сообщение о дубах.

Зачитывают придуманные сказки, подготовленные сообщения.

III.Самоопределение к деятельности

— Что вы видите на слайде? (слайд 3)

— Как бы вы назвали каждого из них?

Гриб грибок грибочек

— Являются ли эти слова однокоренными? Если являются, докажите это. (слайд 4)

— В чём у них отличие? (значение)

— Какой частью слова мы показываем разное значение слов? (суффиксом)

— Что такое суффикс? (Часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов.)

— Назовите суффиксы в этих словах. (слайд 5)

Откройте учебник на стр. 88 и прочитайте, как называется новый раздел, который мы начинаем изучать (Язык в действии)

— Прочитайте, что именно будет входить в этот раздел (слайд 6)

· особенности рода и числа существительных

— Прочитайте тему урока. На какой вопрос мы будем искать ответ? (Для чего нужны суффиксы?)

Отвечают на вопрос, доказывают своё мнение.

Знакомятся с названием раздела и темой урока.

Отвечают на вопрос.

IV. Работа по теме урока

Упражнение 1 (с. 88-89)

— Прочитайте разговор Буратино с Пьеро.

— Как Пьеро называет Мальвину? (девочка)

— Как Буратино называет Мальвину? (девчонка)

— Почему они называют её по-разному? (девочка – уважительное обращение, девчонка – оскорбительное)

— Прочитайте разговор Буратино с Тортилой.

_ Как Тортила называет Буратино? (мальчишка)

— Как Буратино называет себя сам? (мальчик)

— Чем различаются эти слова?

( мальчишка – оскорбительное обращение, мальчик – уважительное )

— Предлагаю поработать в паре. Сделайте выбор, с каким словом вы будете работать – со словом мальчик или со словом девочка.

1. Мальчик не ассоциируется с озорником

2. Мальчик может быть прелестным.

3. Девочка тоже милое обращение, как и девчоночка.

4. Девчурку можно заменить девочкой, будут иметь одинаковый смысл

— Прочитайте важную информацию внизу страницы 90.

— Как можно назвать одного невзрослого человека мужского пола?

— Как можно сказать об одном невзрослом человеке женского пола?

— О чём говорит выбранное слово по отношению, к какому ту человеку? (как он относится к человеку, что о нём думает)

— Прочитайте задание. Что нужно сделать в этом упражнении? (Поставить в текст нужные слова.)

— Прочитайте первый отрывок. Подумайте, какое слово нужно поставить на месте пропуска. Прочитайте текст с нужным словом. Объясните свой выбор?

(Слово — городишко. Оно обозначает небольшой, старенький)

— Прочитайте второй отрывок. Объясните свой выбор?

(Старикашка — оскорбление, обидное слово.)

— Прочитайте третий отрывок. Объясните свой выбор?

(Книжечка – так говорят о маленькой книге. Книга – книжечка стала больше)

— Как вы ответите на вопрос, для чего нужны суффиксы? (Суффиксы передают отношение к предмету и характеризуют его.)

Читают тексты и отвечают на вопросы.

Выбирают, с каким словом будут работать.

Зачитывают, объясняют свой выбор.

Читают информацию в учебнике.

Отвечают на вопросы.

Работают с текстами. Объясняют свой выбор.

Отвечают на вопрос урока.

VI. Закрепление изученного материала

— Прочитайте задание. Что нужно сделать в этом упражнении? (от данных слов образовать родственные имена существительные с помощью разных суффиксов)

— Прочитайте образец. Вам понятно задание?

— Приступайте к самостоятельной работе.

(Волк — волчица, волчонок, волчиха, волчище, волчок, волчишка.. Сова — совёнок, совушка, совище. Изба — избушка, избёнка, избушечка, избища. Трава – травинка, травинушка, травушка, травища. Капля — капелька, каплища. Кот — котик, котёнок, котище, коток, кошка, кошара, котяра)

Зачитывают образованные родственные слова.

VII. Подведение итогов урока.

— Какую тему мы сегодня повторили? (Суффиксы.)

— Так для чего нужны суффиксы?

– Какие знания вам понадобились на этом уроке?

– Определите, какой момент на уроке для вас был самым удачным?

– Где испытали трудности?

Делают выводы и обобщения.

Осуществляют самоанализ учебной деятельности

Источник

Конспект урока по родному ( русскому) языку. 3 класс. » Для чего нужны суффиксы»

Конспект урока родной язык (русский)

Тема: Для чего нужны суффиксы? ( урок 2 по теме)

Тип урока: обобщение знаний знаний

Образовательные задачи: формировать умения выполнять словообразовательный разбор; наблюдать, анализировать, сравнивать, обобщать, оценивать, понимать особенности употребления слов с суффиксами субъективной оценки; совершенствовать умения работать с текстом, извлекать и преобразовывать необходимую информацию; умения работать с разными источниками информации, расширять словарный запас.

Развивающие задачи: развивать творческое воображение, фантазию, речь, память, внимание, эмоциональную отзывчивость.

Воспитательные задачи: воспитывать потребность в обогащении нравственными, культурными ценностями, любовь к родному русскому языку.

— Ребята, что вы хотите получить от сегодняшнего урока?

— Начните свой ответ словами: «Сегодня на уроке мне хотелось бы…»

— А чтобы всё получилось на уроке, нам необходимо с лушать, не отвлекаться и стараться.

— Ребята, что вы можете рассказать о значении суффиксов с прошлого урока

-О чём же это говорит? (Суффиксы помогают образовать новую форму слова.)

Проверка ДЗ Устно по картинам упр 7стр 92

2 Актуализация знаний. Работа в парах.

1.Вместо пропусков вставить подходящие слова из скобок.1. Когда тучи разнесло и взошла луна, я увидел под горой (…) с покосившимися в разные сторону колокольнями.

Л. Н. Толстой(городок, город, городишко)

2. Доктор не выдержал и заплакал. С ним так грубо разговаривали; его назвали (…); а самое главное – он потерял куклу наследника Тутти. Ю. Олеша (старичок, старик, старикашка)

5. Работа по теме урока.

Присоедините к словам суффиксы с которыми они сочетаются Река, путь, диван, река, огурец, заяц.

_ какую роль здесь сыграли суффиксы? ( С помощью некоторых суффиксов можно выразить своё отношение к тому, о чём или о ком говоришь.)

— Ребята, совпали ли наши выводы с информацией, данной в учебнике? Прочитайте в учебнике

-Можно ли сказать, что эти суффиксы помогают выразить свои чувства, эмоции, дать оценку героям произведений? Какие?

— Так для чего же нужны суффиксы, изучаемые на нашем уроке? (С их помощью выражаем своё отношение к героям, свои эмоции: сочувствие, ирония, пренебрежительность, злоба, насмешка. С их помощью отражается увеличительность и уменьшительность, уменьшительно – ласкательность

Стр 94- 95 Работа с информацией в учебнике. стр.95

— Ребята, что объединяет картины разных художников?

(На них изображена река.)

— Историк Василий Осипович Ключевский так говорил о роли рек в жизни русского народа : « Русский человек любил свою реку, никакой другой стихии не говорил в песне таких ласковых слов – и было за что. Река указывала ему путь, она была его неизменной соседкой: он жался к ней, на берегу ставил своё жильё, село или деревню. Она и кормила его. Она – готовая летняя и даже зимняя ледяная дорога: только вовремя поворачивай руль при постоянных капризных извилинах реки да помни мели, перекаты».

— А что такое перекат?- Что обозначает слово плёс?

— Найдем значения этих слов в Толковом словаре.

— Речка, реченька, кормилица, поилица, Волга – матушка, Дон – батюшка – так называют реки в русских песнях.

— А какую роль в них играют суффиксы? (Придают выразительность, показывают нежное, любовное отношение).

Прочитайте строки из русских народных песен. Найдите слова, которыми можно подтвердить мысль В.О. Ключевского о роли рек в жизни русского народа.

— Выпишите из песен названия рек, сравните их с названиями рек на географической карте.

Давайте сделаем вывод за два урока.

— Ребята, суффиксы придающие словам различные оттенки: ласкательные, сочувствия, пренебрежения, презрения, уничижения, иронии, неодобрения, уменьшения или увеличения называют суффиксами оценки.

— Одинаковое название имеют реки на карте и в народных песнях? Почему?

Отношение к тому, о чём говорится в тексте может выражаться не только одним словом, а несколькими. (Дон – Иванович, кормилец; реченька Кубанушка ; речушка, кустички и т.д

Перечислите уменьшительно- ласкательные суффиксы?

Назовите суффиксы, которые все увеличивают?

7. Рефлексия. Что было интересно? Что запомнилось?

Молодцы. Ребята, посмотрите сколько суффиксов мы с вами сегодня нашли.

Назовите уменьшительно ласкательные суффиксы. (УШК, ЕНЬК).

Суффиксы, которые помогают назвать детёнышей животных? (ОНОК, ЁНОК)

Суффикс, который всё увеличивает? (ИЩ)

Суффикс, который всё уменьшает? (ОЧК)

Ребята, посмотрите сколько суффиксов мы с вами сегодня нашли.

Суффиксы, которые помогают назвать детёнышей животных? (ОНОК, ЁНОК)

Суффикс, который всё увеличивает? (ИЩ)

Суффикс, который всё уменьшает? (ОЧК

Молодцы. Ребята, посмотрите сколько суффиксов мы с вами сегодня нашли.

Суффиксы, которые помогают назвать детёнышей животных? (ОНОК, ЁНОК)

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *