Конспект урока по русскому языку 5 класс что такое речь
Урок русского языка в 5 классе»Что такое речь?»
Технологическая карта урока русского языка
Учебник: Разумовская М.М.,Львова С.И., Капинос В.И. и др Русский язык 5 класс / под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта. – М., 2013.
Тип урока: открытие нового знания
обучающие: 1. Дать понятие о речевом общении как любом взаимодействии между людьми с помощью языка;
развивающие : выяснить условия, необходимые для речевого общения, познакомить со способом языкового анализа.
воспитательные: продолжить прививать любовь и уважение к родному языку, уважение к красивой речи
Методы и приемы: объяснительно-иллюстративный (слово учителя, работа с учебником, упражнения).
— поэтапного формирования умственных действий
Метапредметные связи: литература.
Метапредметные умения: развитие монологической речи, работа с информационными источниками (словари, справочники); навыки аналитической работы с текстом; умение сопоставлять и сравнивать.
Оборудование: учебник. рисунок-схема общения; таблица «Единицы языка и разделы лингвистики».
План проведения урока:
Проблемное объяснение нового знания.
Итог урока (рефлексия).
I .Организационный момент (мотивация к учебной деятельности)
Цель этапа: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне.
Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания детей.
-Добрый день, ребята! На столах у вас по три смайлика, выберите тот, который соответствует вашему настроению.
— Как много улыбок засветилось. Спасибо!
— А это моё настроение…Я готова продуктивно сотрудничать с вами. Удачи!
Улыбнулись друг другу
Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку.
Выбирают смайлик и демонстрируют своё настроение .
Личностные УУД: формирование эмоционального настроя на урок.
Коммуникативные УУД : взаимодействие с учителем.
Регулятивные УУД : прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения материала.
Цель этапа: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявления затруднений в индивидуальной деятельности каждого ученика.
Проверка дом. задания.
Вывод. Главная задача языка – быть средством общения между людьми, то есть средством обмена мыслями, информацией;
Личностные : принимают и осваивают социальные роли обучающихся, приобретают мотивы учебной деятельности и понимают личностный смысл учения.
Регулятивные : в диалоге с учителем определяют степень успешности выполнения своей работы и работы класса, исходя из имеющихся критериев; понимают причины своего неуспеха и находят способы выхода из этой ситуации.
Познавательные : самостоятельно предполагают, какая информация нужна для решения предметной учебной задачи в несколько шагов.
Коммуникативные : при необходимости отстаивают свою точку.
III .Проблемное объяснение нового знания.
Цель этапа: обеспечение восприятия, осмысления и первичного закрепления учащимися, что такое «Лексическое значение» и алгоритм его определения.
– Суть человеческого общения сводится к передаче и восприятию смысла. Любое взаимодействие между людьми немыслимо без речи. Поэтому центральное направление в освоении русского языка занимает изучение возможностей языка наиболее точно и выразительно передавать смысл речи.
знакомит с основными положениями, касающимися характеристики речевого общения, которые оформлены в виде тезисов на плакате (или на доске):
– главная задача языка – быть средством общения между людьми, то есть средством обмена мыслями, информацией;
– общение – это не только беседа, разговор, а любое взаимодействие между людьми посредством языка (чтение, письмо и т. п.);
– общение предполагает наличие двух сторон: того, кто передает информацию в устной или письменной форме (говорящий или пишущий), и того, кто воспринимает чужую речь, слушая или читая ее (слушающий или читающий). Эту мысль можно графически изобразить в виде рисунка-схемы:
ТОТ, КТО ПЕРЕДАЕТ
ИНФОРМАЦИЮ
(говорит или пишет)
ТОТ, КТО ВОСПРИНИМАЕТ
ИНФОРМАЦИЮ
(слушает или читает)
– человек в своей жизни постоянно выполняет в общении то одну, то другую роль: то роль человека, передающего свои мысли, то роль человека, которому нужно понять чужую речь;
– с помощью языка человек может общаться не только со своими современниками, но и с людьми, жившими столетия назад, а также с нашими потомками;
– существуют две формы общения: устная и письменная. Преимущества последней состоят в том, что она является средством накопления, хранения и передачи знаний между поколениями, ибо письмо способно преодолеть пространство и время;
– особенность русского языка заключается в том, что он служит:
между людьми русской национальности
между людьми разных национальностей
между народами разных государств
А как вы общаетесь?
Учащиеся дают ответы
Учащиеся размышляют вслух, высказывают свои предположения.
Выполняют несложные физические упражнения на снятие усталости в мышцах спины, рук и ног, а также упражнения на снятие напряжения в мышцах глаза.
Личностные : оценивают важность исполнения роли «хорошего ученика», осознают важность учебы и познания нового.
Регулятивные : работая по плану, сверяют свои действия с целью и, при необходимости, исправляют ошибки.
Познавательные: самостоятельно предполагают, какая информация нужна для решения предметной учебной задачи в несколько шагов.
Коммуникативные : владеют грамотной письменной речью.
Цель этапа: проговаривание и закрепление нового знания; выявить пробелы первичного осмысления изученного материала, неверные представления учащихся; провести коррекцию
V. Работа по учебнику.
2. Комментированное чтение лингвистических текстов в упражнениях 9, 10 на с. 7–8.
Вопросы для обсуждения:
– При каких условиях речевое общение состоится?
– В каком случае речевое общение становится невозможным?
– Что такое речевое общение?
3. Объяснение смыслоразличительной роли единиц языка и средств языка, помогающих точнее передать смысл речи.
1) Работа по таблице; учитель помогает учащимися найти:
– смыслоразличительную роль звука (вол, мол, кол, дол, пол, зол, гол; точка; бочка; кочка, мочка, ночка, почка, дочка); морфемы
(,
,
;
,
) и т. д.;
– орфографические средства (седеть – сидеть, наконец – на конец);
– морфологические средства (Оля больная – Оля больна; слово отцу – слово отца – слово отцам – слово отцов);
– орфоэпические средства ( метр [м ‘ э] – «единица длины» – метр [мэ] – «учитель, наставник»);
– интонационные и пунктуационные средства (Нет. Нет? Нет! Нет…).
2) Далее учитель знакомит учащихся со способом языкового анализа:
3) Выполнение заданий, которые помогут ученикам лучше усвоить тему и разобраться в схеме способа языкового анализа.
– Установите, меняется ли смысл сообщения в зависимости от места ударения в выделенных словах: Все они попадали . Наконец мы увидели замок.
– Есть ли смысловая разница в предложениях и как она передается в устной и письменной речи: Затем камнем упала птица. – За тем камнем упала птица? Сделайте вывод.
– Чем вызвана смысловая нелепость фраз: Я обижал весь дом. Мы поливали луг каждый вечер. В лесу под осиной вырос грипп. Петя полоскал собаку.
– Попробуйте привести примеры, когда орфографические ошибки приводят к искажению смысла речи.
– Придумайте (и разыграйте) маленький диалог, один из участников которого неправильно понял мысль другого. Объясните, почему смысл речи был неточно понят. Сделайте вывод.
– Объясните, как изменяется смысл высказывания и языковые формы его выражения в каждом случае. (Предложения записаны на доске.) Прочитайте вслух каждое предложение, стараясь голосом передать его смысл.
Нина увидела окно. Нина: «Увидела окно».
Нина увидела окно? Нина: «Увидела окно?»
Нина увидела окно! Нина: «Увидела окно!»
Нина увидела окно?! Нина: «Увидела! Окно!»
Нина увидела окно. Нина: «Увидела – окно».
Нина, увидела окно? Нина увидела – окно.
Нина! Увидела окно? Нина увидела … окно. И др.
Объясняют значение слова.
Учащиеся теоретически осмысливают ту речевую деятельность, в которую они были вовлечены на уроках родного языка, формулируют основную мысль о значении речи и основные условия, необходимые для речевого общения.
Проверяют и оценивают.
Учащиеся переписывают слова без ошибок, находят
— смыслоразличительную роль звука, орфографические средства морфологические средства
орфоэпические средства орфоэпические средства
Оценивают свою работу.
Объясняют, как меняется смысл сообщения
Объясняют значение слова
Высказывают своё мнение
Личностные УУД: действие смыслообразования ; оценивание усвояемого содержания
Познавательные УУД: применение методов информационного поиска. Анализ объектов с целью выделения признаков и синтез как составления целого из частей;
Коммуникативные УУД : умение выражать свои мысли в соответствии с задачами
Регулятивные УУД: оценка — выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.
V .Итог урока (рефлексия деятельности)
Цель этапа: осознание уч-ся своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса
Акцентирует внимание на конечных
результатах учебной деятельности учащихся на уроке.
Дают ответы на вопросы
Не забывать о значимости языка, выучить эпиграф..
Анализируют работу на уроке через самооценку.
Познавательные УУД: самостоятельное формулирование познавательной цели; процесса и результатов деятельности.рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка
Коммуникативные УУД : планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; формулирование и аргументация своего мнения, учет разных мнений.
Личностные УУД: действие смыслообразования ; самооценка; адекватное понимание причин успеха и неуспеха в УД; следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям.
VI. Комментирование домашнего задания.
Дома : параграф 3, упражнения 12, 13 (устно).
Записывают домашнее задание.
Личностные УУД: адекватная мотивация учебной деятельности.
Регулятивные УУД : понимать и принимать учебную цель и задачу.
Урок по русскому языку для 5 класса «Язык и речь»
Цель урока: ознакомление с учебником Е. А. Быстровой и понятиями «язык» и «речь».
Познакомить со значениями слов “речь”, “язык”,
Развивать умение отличать значения данных слов в контексте.
Формировать навык работы со словарями.
Воспитывать любовь к родному языку.
Оборудование: выставка словарей: несколько томов из “Словаря современного русского литературного языка”, “Толковый словарь живого великорусского языка” В.И.Даля (несколько томов), “Толковый словарь русского языка” С.И.Ожегова и Н.Ю.Шведовой (любые издания).
II. Вступительное слово учителя.
Задумывались ли вы над тем, что такое язык? Один человек говорит, другой слушает и понимает его. Вы читаете книгу, газету, журнал и тоже понимаете, что написано. С помощью слов (устно или письменно) человек выражает свои мысли и передает их другим. И это происходит, благодаря языку.
Лев Успенский в своей замечательной книге “Слово о словах” пишет: “Язык – удивительное орудие, посредством которого люди, общаясь между собой, предают друг другу свои мысли… Не случайно у многих народов два предмета, ничем не похожих один на другой, – мясистый подвижный орган вкуса, помещающийся во рту, и человеческая способность говорить и понимать собеседника – издавна именуются одним и тем же словом”.
(Запишите в тетради тему нашего урока “Язык и речь”).
II. Выставка словарей на классной витрине.
Каждый из вас, ребята, может научиться писать так хорошо, как Лев Успенский, если с желанием, серьезно, с любовью будет изучать свой родной язык. А русский язык – язык великого народа, – один из богатейших языков мира. Пред вами несколько томов Словаря современного русского литературного языка. Всего таких томов семнадцать, и в них записано 120480 слов! Это великое богатство. Русский язык, как и другие языки мира, все время развивается, обогащается новыми словами. И каждое слово имеет свою историю. Узнавать историю слов, догадываться об их происхождении – очень увлекательное занятие. Вспомним рассказ К.Г.Паустовского о встрече с лесником, который любил искать словам объяснение, и это занятие доставляло ему большую радость. “Найдешь слову объяснение и радуешься!” – признавался он писателю.
Вот это один из томов словаря В.И.Даля, который точно называется “Толковый словарь живого великорусского языка”. В нем собрано 200 000 слов, пословиц и поговорок.
И, наконец, “Толковый словарь русского языка” С.И.Ожегова и Н.Ю.Шведовой, в который мы с вами будем заглядывать почти на каждом уроке.
А начнем прямо сейчас.
III. Словарная работа.
– Оказывается слово “речь” многозначное. Заглянем в словарную статью.
Способность говорить, говорение. Владеть речью. Дар речи.
Разновидности или стили языка. Устная и письменная речь.
Звучащий язык. Русская речь музыкальна.
Разговор. Беседа. Умные речи приятно слушать.
Публичное выступление. Выступать с речью.
– В толковом словаре есть словарная статья к слову “слово” – “единица речи”, “речь”. Оба эти значения неразрывно связаны. (Аналогичная работа проводится со словом “язык”.)
– Слово “язык” тоже многозначное:
Исторически сложившаяся система звуковых, словарных и грамматических средств, являющихся орудием общений, обмена мыслями и взаимного понимания людей в обществе. Великий русский язык. Славянские языки.
Совокупность средств выражения в словесном творчестве (стиль). Язык Пушкина. Язык писателей.
Речь, способность говорить. Лишиться языка. Больной лежит без языка и без движений.
Система знаков (звуков, сигналов), передающих информацию. Язык пчел. Язык животных. Язык дорожных знаков.
Переносное. То, что выражает, объясняет собой что-нибудь (о предметах и явлениях). Язык фактов. Язык танца.
Переносное. Пленный, захваченный для получения нужных сведений. (разговорное). Взять, привести языка.
IV. Выборочный диктант.
– Мы познакомились со значениями слова “речь”. Давайте поучимся различать значения этого слова в предложениях. Запишем их и в скобках обозначим цифрой значение 1, 2, 3, 4 или 5.
1) Отовсюду были слышны поздравительные речи. (5.)
2) Об этом не может быть и речи. (4.)
3) У этого мальчика затруднительная речь. (1.)
4) Звучит многоязычная речь. (3.)
5) В обыденной жизни мы пользуемся раз говорной речью. (2.)
6) О чем речь? (5.)
– А в каком из этих пяти значений слово “речь” употреблено в теме нашего урока? (1.)
Вывод: Русский язык (русскую речь) мы изучаем для того, чтобы точно, ярко, образно выражать свои мысли устно и письменно. Нам надо научиться рассказывать и писать так, чтобы слушающим и читающим было не только понятно, но и интересно.
Чтение теоретического материала на стр. 9 ( II )
Чем язык отличается от речи?
Сам/р. упр. 6 (у доски 1 ученик)
V. Работа с текстом “Язык”. (Упр. 9)
1. Чтение текста учителем.
Предание говорит, что не всем гостям было приятно слышать этот ответ Эзопа.
2.Словарная работа ( Ксанф, Эзоп, Древняя Греция, предание).
3.задание № 2, 3, 4 (устно)
– Почему баснописец Эзоп в одном случае говорит, Что лучше языка ничего на свете нет, в другом – утверждает, что язык – это самое худшее, что есть на свете? Как понять это противоречие?
– Что общего в рассказе о баснописце Эзопе и в высказывании Л.Н.Толстого?
“ Слово – дело великое. Великое, потому что словом можно соединить людей, словом можно и разъединить их, словом можно служить любви, словом же можно служить вражде и ненависти. Берегитесь такого слова, которое разъединяет людей?”
– К чему призывает Л.Н.Толстой?
Рубрика «Говорим правильно». Давайте прочитаем, какие глаголы правильно использовать со словом язык, а какие со словом речь.
Закончить наш разговор о языке мне хочется диалогом из рассказа М.Горького:
– Ты таким языком со мной не смей говорить!
–А у меня один язык (Высовывает язык, показывает), и я со всеми им говорю.
Ребята, я думаю всем понятно, в каких значениях употреблено слово “Язык”. Ведь мы сегодня говорили об этом целый урок.
VII. Домашнее задание. Упр. 8 (устно) и упр. 7.
Класс: 5
Презентация к уроку
Цель: показать значение языка в жизни людей, раскрыть его основную функцию – общение; показать тесную связь понятий “язык”, “речь”, “человек”
Методические приемы: объяснение учителя, выразительное чтение, беседа, постановка проблемных вопросов
Оборудование: раздаточный материал, компьютер, мультимедийный проектор, презентация
Тема нашего урока: “Язык, речь и человек” (слайд №1).
Сегодня мы будем говорить о тесной связи трёх этих понятий. Итак, обратимся к первому слову нашей темы урока. В словаре можно увидеть множество значений слова “язык”, но нас будет интересовать язык как система словесного выражения мыслей, знаний, чувств, которая служит средством общения людей (слайд № 2).
Знаете ли вы, что в мире существуют и “бессловесные” языки, в которых слова не используются, но они тоже служат для передачи мыслей, знаний, чувств? Попробуйте привести примеры таких языков.
— Давайте посмотрим на экран. Например, свои чувства другому человеку человек может передать с помощью языка цветов (слайд № 3). Красная роза – это признание в любви, белые розы и лилии – знак чистоты, фиалка – верность, красный тюльпан – удача и т.д.
Существуют и другие “бессловесные” языки – язык музыки (слайд № 4), язык танца (слайд № 5), язык мимики (слайд№ 6), язык формул, языки программирования (слайд № 7). Есть также язык жестов (слайд № 8). Его можно считать международным, хотя и здесь есть некоторые отличия. Например, в Болгарии кивок означает отрицание “нет”, а если человек поворачивает голову налево-направо, значит, он с вами согласен – “да”.
— Как вы думаете, почему чаще всего люди используют всё-таки “словесный” язык?
(Да, язык словесный универсален, с его помощью можно общаться даже на расстоянии, например, по телефону, с помощью писем, с помощью книг.)
— Народы мира говорят на сотнях языков. Какие языки вам известны?
(Ребята перечисляют известные им языки)
— Вы назвали лишь малую часть языков мира. Посмотрите на экран (слайд № 9).
На Земле насчитывается около 5 – 6 тысяч языков.
— Мы с вами изучаем русский язык – национальный язык русского народа, один из богатейших языков мира. Многие поэты и писатели воспели красоту русского языка в своих произведениях. Послушайте высказывание А.Н.Толстого (слайд № 10): “Дивной вязью русский народ плёл невидимую сеть русского языка, яркого, как радуга вслед весеннему ливню, меткого, как стрела, задушевного, как песня над колыбелью, певучего и богатого”
— Запишите эти слова в тетради и объясните, какие особенности русского языка отметил автор строк (ученики записывают высказывание и объясняют отмеченные автором особенности русского языка).
— Ребята, а как нужно относиться к слову?
К слову нужно относиться бережно. Недаром поэт В.Шефнер писал:
Словом можно полки за собой повести.
— Запишите и объясните понравившиеся вам пословицы.
Над городом низко повисли снеговые____________. Вечером началась_____________. Снег повалил большими__________. Холодный ветер выл, как дикий____________. В конце пустынной и глухой___________ вдруг показалась какая-то девочка. Она была худа и бедно__________. Она продвигалась медленно вперед, валенки свалились с ног и___________ ей идти. На ней было плохое _____ с узкими рукавами, а на плечах _________.
— А теперь обратимся ко второму слову темы нашего урока “речь”. Она неразрывно связана с языком. Что такое речь? Речь – это способность говорить, выражать, передавать что-либо словами (слайд № 13). Можно сказать, что язык – это “кладовая” речи, которая хранит и бережет все людское познание. А речь – это язык в действии, язык в работе (слайд № 14).
— Речь бывает устная и письменная (слайд № 15). Давайте определим, чем они различаются. Как вы думаете, какая речь появилась раньше?
(Вначале появилась звуковая речь. Это произошло примерно миллион лет тому назад. Значительно позже возникла письменность.)
— Какая речь есть у всех народов?
(Несомненно, звучащая (или устная). А вот своей письменности не имеют многие народы.)
— Какую роль играет письменная речь в человеческом обществе?
(Письмо – это величайшее изобретение человека. Без письменной речи люди не смогли бы сохранить идеи, знания, великие открытия, произведения искусства и многие духовные ценности исчезали бы бесследно. Письменность помогает удержать все те знания, которыми владеет человек.)
— Какой речью мы пользуемся чаще?
(Хотя ежедневно мы получаем информацию через письменную речь: читаем книги, газеты, журналы, тексты на дисплее, объявления, вывески рекламу и т.д., гораздо чаще мы пользуемся устной речью: когда слушаем кого-либо или когда говорим сами. Это наш звучащий язык.)
— Ребята, ученым известно свыше 30 случаев, когда дети вырастали среди животных (таких детей называют маугли). И ни один ребенок не умел говорить, когда попадал в человеческое общество. Как вы думаете, почему это происходило (слайд № 17)?
(Действительно, для развития ребенка необходимо общение с людьми. Самыми важными являются первые годы жизни ребенка, когда он общается с людьми (слайд № 18)).
— Ребята, мы можем сказать, что понятия “язык”, “речь” и “человек” тесно связаны?
(Да, роль языка в жизни общества огромна. Он прочно связан с человеком, так как является для людей важнейшим средством общения (слайд № 19)).
Давайте подведём итоги нашего занятия. Что нового вы узнали сегодня на уроке?
— в мире существуют “бессловесные” языки
— словесный язык универсален
— в мире множество языков
— русский язык – национальный язык русского народа, один из богатейших языков мира
— речь бывает письменная и устная
— язык – это чудо, загадка; даром слова обладает только человек
— для развития человека необходимо общение с другими людьми
Дополнительный материал для урока:
Язык, речь – это чудо из чудес, которое преподносит нам сюрпризы. Исследования английских ученых повергли в шок российских лингвистов. Оказывается, совершенно неважно, в каком порядке расположены буквы в слове. Главное, чтобы первая и последняя были на своих местах. Что касается всех остальных букв, то они могут быть поставлены в полном беспорядке – все равно мы прочитаем текст без проблем (слайд № 20). Попробуйте прочитать (текст с “абракадаброй” раздаем каждому ученику):
Пичрина сгео феонемна, как вяысилнось, котерся в том, что мы не чтиаем кдажую бкуву по оетльндости, а фкиисреум все слвоо цлекиом. Сомае ундитвельное, что фкат эотт рпасорстрнаятеся не тьлоко на английксий яызк, но и на рсусикй, и на нмецеикй, и на ипнсаский, и на все якызи, афалвит, ктрооых сижодерт бквуы, а не ироелгифы. А чботы ощестбвнесноть не умнсоилась в эотм, рзелульатты илссеовадний блыи нпеатачаны по выизешежлоенному пцинрипу, то етсь всемто солв – слпонашя абракадабра.
Чтобы выяснить, почему так происходит, обратились к специалистам и получили разъяснение:
— При обычном (быстром) чтении мы воспринимаем все слово целиком, не концентрируясь на каждой букве. Некоторые люди вообще читают по диагонали, воспринимая сразу всю страницу. Как выяснилось, мы воспринимаем логику фразы, а не каждое слово в отдельности. Мозг подтверждает правильность “догадки” по мозаике букв в слове, шаблон которого и смысл заложены в словарном запасе человека.
Домашнее задание: каждому ученику выдается карточка с цитатами о русском языке. Задание: объяснить (устно) все высказывания, списать одно (на выбор):
Русский язык – настоящий, сильный, где нужно – строгий, серьёзный, где нужно – страстный, где нужно – бойкий и живой. (Л.Н.Толстой.)
Берегите чистоту языка, как святыню. Никогда не употребляйте иностранных слов. Русский язык так богат и глубок, что нам нечего брать у тех, кто беднее нас. (И.С.Тургенев.)
. Русский язык чрезвычайно богат, глубок для выражения простых, естественных понятий. В русском языке иногда для выражения разнообразных оттенков одного и того же действия существует до 10 и более глаголов одного корня, но разных видов. (В.Г.Белинский.)