Конспект урока по русскому языку во 2 классе что такое текст
Открытый урок по русскому языку во 2-м классе по теме «Общее понятие о тексте»
развить умение отличать текст от предложений; определить роль текста в общении людей.
обучающие – знакомство с понятием текст, закрепление понятия об устной и письменной речи;
развивающие – умение отличать текст от предложений,
воспитательные – умение работать в парах.
Ход урока
I. Сообщение темы и цели урока.
Сегодня у нас первый урок после каникул. Давайте вспомним самое начало наших занятий.
– Что такое речь? ( Всё, что мы говорим, пишем, читаем)
– Для чего нужна речь? (Чтобы общаться)
– Какая бывает речь? (Устная и письменная)
Сейчас мы немного поиграем. Игра называется “Какая это речь”. Девочки поднимают руки когда услышат об устной речи, мальчики – о письменной.
а) два товарища беседуют;
б) ученик отвечает урок;
в) ученик пишет на доске;
г) бабушка написала письмо;
д) мама читает газету;
е) учитель объясняет урок;
ж) мама оставляет записку дочке;
з) дочка читает записку.
– Из чего состоит наша речь? (Из предложений)
– Что называется предложением (Законченная мысль)
Сегодня мы с вами узнаем, что же образуют несколько предложений.
А сейчас открываем тетради, оформляем начало работы и переходим к чистописанию.
II. Чистописание.
Чуткие черепахи чересчур часто чихают.
– Какой звук встречается в каждом слове?
– В чем его особенность? (Всегда мягкий)
– Какая буква обозначает этот звук на письме?
– Сегодня на уроке мы будем работать над правописанием заглавной и строчной буквами Ч,ч.
Чч Чч Ач еч оч яч Чу Ча Че Чл
Чтение – лучшее учение.
– Фамилия какого известного детского писателя начинается на эту букву?(К.И. Чуковский.)
III. Работа по теме урока.
1.– А сейчас новое задание. Прочитайте, что написано в левом столбике?
Оса – это насекомое.
На цветок села красивая бабочка.
К нам в окно влетел жук.
– Что написано в этом столбике? (Предложения.)
– Сколько предложений? (Три.)
– О ком говориться в каждом предложении? ( Об осе, бабочке, жуке)
– Сколько картинок можно нарисовать? (Три).
– Можно ли подобрать общее название к этой записи?
Прочитайте, что написано в правом столбике?
Оса – это насекомое.
У осы шесть лапок.
У осы есть жало.
– Что написано в этом столбике? (Тоже предложения.)
– Сколько предложений? (Три.)
– О ком говориться в каждом предложении? (Об осе)
– Сколько картинок можно нарисовать? (Одну).
– Можно ли подобрать общее название к этой записи? (Оса)
Давай сравним эти записи.
– Чем похожи записи? (Они про насекомых). Это тема наших записей.
– Чем отличаются? (В левом про разных насекомых, отдельные предложения. В правом – все об осе, предложения связаны по смыслу).
Предложения связанные по смыслу образуют текст.
Слово текст вам знакомо с уроков литературы. Теперь вы знаете, что оно обозначает.
Давай попробуем сделать вывод: что же такое текст?
тема,
общая мысль,
можно озаглавить
Текст имеет тему -о ком-то или о чём-то рассказывает.
Предложения связаны общей мыслью -что я расскажу о предмете, событии.
Текст можно озаглавить.
2. Работа по учебнику.
Кто такие пингвины? Пингвины — это птицы. Но птицы особенные. Они не умеют летать. Пингвины хорошо плавают. Пищу они добывают в воде, а большую часть суток проводят на суше.
– Будут ли эти предложения являться текстом? Докажите.(Есть тема, общая мысль)
Сам.работа. Дети отвечают на вопросы по тексту.
– Для ответа надо выбрать предложения из текста.
– Прочитайте, что у вас получилось? (Пингвины — это птицы. Они не умеют летать. Пингвины хорошо плавают. Пищу они добывают в воде, а большую часть суток проводят на суше.)
– То, что вы написали, будет являться текстом? Докажите.
3. Прочитайте правила.
– Что вы можете добавить к этой формулировке? (Предложения объединены одной темой.)
IV. Физкультминутка.
V. Закрепление изученного.
– К каждой картинке придумайте несколько предложений. (Мальчик заболел. Ему скучно лежать дома одному.) (К нему в гости пришли друзья. Они принесли ему интересную книгу.)
– Как можно озаглавить наш текст? (Друзья)
2.– Следующее задание у вас будет на карточках. Выполнять вы его будете в парах. Надо определить, будут ли предложения являться текстом.
В доме жили три медведя. Испекла старуха колобок. Медведи ушли гулять.
_________________________________________________________________
Жили-были старик со старухой. Испекла старуха колобок. Снесла как-то раз курочка яичко.
_________________________________________________________________
Жил на свете старик. Посадил дед репку. Позвал старик к себе однажды сыновей.
________________________________________________________________
– Почему это не текст? Докажите это друг другу.
Давайте исправим так, чтобы получился текст.(Их домик стоял в чаще леса. Была у них курочка Ряба. И было у него три сына.)
Как только придумаете, поднимите руку и я подойду. Вы мне на ушко скажете.
Ненужное предложение зачеркнете, а придуманное запишете.
Конспект урока по русскому языку во 2 классе на тему «Что такое текст?»
Тема: «Признаки текста»
Цель: выявить основные признаки текста.
а) уметь оформлять предложение на письме
б) развивать орфографическую зоркость;
в) воспитывать самостоятельность, аккуратность.
-Сегодня к нам на урок пришли гости. Давайте поздороваемся с ними и начнем урок. Откройте тетради и запишите «число и классная работа»
Дети здороваются кивком головы. Записывают в тетрадях
-Послушайте загадку. О каком времени года в ней говорится?
Пришла без красок и без кисти
И разукрасила все листья.
-Какие изменения происходят в природе с приходом осени?
Как называют явление природы, когда опадают листья?
-Представьте, что подул резкий ветер и опавшие листья закружились в танце.
-пропишем лл в круге безотрывно.
В этой загадке говорится об осени.
Идут дожди, дни становятся короче, опадают листья.
Прописывают 1 строчку ЛЛ.
-Осень бывает разная: зеленая и шумная, грустная и дождливая, а бывает вот такая полыхающая всеми красками.
Именно такая осень очаровывала многих писателей, ей посвящен не один десяток стихотворений.
— Посмотрите на доску и прочитайте отрывок из стихотворения.
— Сколько предложений в этом отрывке?
-Какие знаки препинания стоят в конце предложений?
Запишите эти строчки в тетрадь, Подчеркните изученные орфограммы.
Физминутка (пальчиковая гимнастика)
Чтение вслух. (1 ученик)
Читают слово, называют орфограммы.
— А сейчас я вам предлагаю исследовать два отрывка.
В канавах прозрачная вода. В лесу пахнет дубом и сосной. Дождь стучит по крышам домов. С берез падают жёлтые листья.
Красив и печален русский лес в осенние дни. Медленно кружатся в воздухе и падают на землю листья. От дерева к дереву протянулись нити паутины. Прозрачен и чист воздух в осеннем лесу.
-А теперь подумайте, чем отличаются эти отрывки?
-Вы согласны? А кто думает иначе?
— Как можно назвать второй отрывок?
Сформулируйте тему нашего урока.
— На какой основной вопрос урока мы должны ответить? Сформулируйте.
Состоят из предложений, об осени
Предложения не связаны (№1).
Предложения связаны по смыслу(№2).
Из чего состоит текст?
Каковы признаки текста?
5.Поиск решения проблемы
— Давайте попробуем ответить на этот вопрос.
-Какие у вас есть предположения?
Предложения связаны по смыслу.
Можно выделить тему(об осени).
Имеет заголовок (название)
6.Применение нового знания
-А теперь проверим ваши предположения.
Подумайте где текст, а где предложения?
Выпишите из текса 2 предложения, выделите корень в однокоренных словах
Физминутка «Танцуй сидя»
Ученик доказывает, используя признаки текста.
-Давайте проверим свои знания. Выполните задание «Проверь себя»
Обведите правильные высказывания.
Проверка по слайду. Оцените работу:
Как вы думаете, пригодиться ли новое знание в дальнейшей работе?
Вам нужно еще раз повторить признаки текста, и я думаю на следующем уроке у вас все получится.
1.Текст состоит из предложений.
2. К тексту нельзя придумать заглавие.
3.Предложения в тексте связаны по смыслу.
4. Предложения в тексте не имеют границ.
5.В тексте можно выделить тему.
— Какая тема была у нас сегодня на уроке?
— Какой был основной вопрос?
-Какой ответ на основной вопрос вы можете дать? (перечислите признаки текста)
Как вы думаете, пригодиться ли новое знание в дальнейшей работе?
-Что будете делать дома для того, чтобы закрепить полученные знания?
Оценить за устную работу.
Записать домашнее задание.
— На этом наш урок закончен. Всем спасибо за хорошую работу.
-Каковы признаки текста?
— предложения связаны по смыслу
-можно выделить тему
— имеет заголовок (название)
*Подобрать текст из 5-6 предложений о школе,
о доброте (по желанию)
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Скоростное чтение
Курс повышения квалификации
Актуальные вопросы теории и методики преподавания в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
На изучение темы «ТЕКСТ» во 2 классе отводится 12 часов. Эта тема разделена на несколько блоков и даётся в течение всего года. При изучении 1блока дети знакомятся с основными признаками текста. Получили понятия, как оформляется текст на письме, состоящий из нескольких частей.
Трудность при изучении данного материала заключается в абстрактности материала, в ограниченном словарном запасе у учащихся.
Номер материала: 350917
Не нашли то что искали?
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Бельгийский город будет платить детям виртуальные деньги за отказ от неэкологичного транспорта
Время чтения: 0 минут
Учителя Кубани смогут получить миллион рублей на взнос по ипотеке
Время чтения: 1 минута
Комиссия РАН призвала отозвать проект новых правил русского языка
Время чтения: 2 минуты
В России стартовал прием заявок на конкурс для журналистов-школьников «Медиабум»
Время чтения: 2 минуты
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
МОУ «Ортуйская средняя общеобразовательная школа»
2 класс. (Система Л.В. Занкова)
Учитель: Харалдаева Доржиханда
Цель урока: сформировать у детей общее понятие о тексте на основе осознания его основных признаков
1. Совершенствовать практические навыки узнавания изученных орфограмм.
Способствовать более прочному и сознательному усвоению изученного на уроке материала, обогащению словарного запаса детей.
2. Развивать внимание, умение логически мыслить, вести диалог. Использовать компьютерные программы с целью активного вовлечения учеников в учебную деятельность.
3. Воспитывать доброе отношение к русскому языку, уверенность каждого ученика в собственных силах, дать возможность проявить творчество.
I. Вводно – мотивационный этап.
1. Эмоциональный настрой на урок (диалог учителя и учащихся).
– Дети, вам тепло? (Да!)
– В классе светло? (Да!)
– Прозвенел уже звонок? (Да!)
– Уже закончился урок? (Нет!)
– Только начался урок? (Да!)
– Хотите учиться? (Да!)
– Значит можно всем садиться!
Открываем тетради, записываем дату.(Двадцать шестое ноября. Классная работа)
Ученик: У доски ученик выстраивает цепочку:
Учитель: В этой цепочке не хватает одного слова.
Чтобы узнать, нам надо выполнить следующее задание.Чистописание. Запись : (Слайд№1)
— Из первой строки выпишите лишнюю букву (буква т – глухая согласная)
— В слове второй строки найдите орфограмму, выпишите эту букву (с)
— Из слова третьей строки выпишите безударную гласную в корне слова.(е)
— Из пятой строки выпишите букву, обозначающую парный глухой согласный звук (к)
Подчеркните самую красивую букву, покажите друг другу. Если вам понравилась работа соседа, поставьте звездочку.
Учитель: Приходилось ли вам слышать слово «текст?»
Учитель: О чем мы будем говорить сегодня на уроке? (О тексте…)
Как можно назвать тему урока?
Ученик: Текст – что это такое? (Что такое текст?)
I I. Операционно – содержательный этап.
Учитель: Запишите тему урока.
3.Учитель: Прочитайте две записи и попробуйте определить, где текст.
Медведь – это животное. Мальчик любит свою собаку. Художник нарисовал зверя.
Медведь – это дикое животное. Живет в лесной зоне. Зимой впадает в спячку. Любит мед и ягоды.
Как понимаете смысл слова «впадает»? – погружается в состояние спячки. Еще какие животные погружаются в спячку? (Еж, крот, черепаха, барсук и т.д.)
Почему? (Еж зимой не найдет насекомых, а медведь не найдет фруктов или маленьких млекопитающих.)
— Какая запись является текстом? Докажите.
— Какой вывод можно сделать?
Вывод: Текст состоит из предложений, которые связаны по смыслу.
Конспект урока по русскому языку 2 класс «Что такое текст?»
МКОУ «Коркмаскалинская Средняя Общеобразовательная Школа №1»
Конспект урока по русскому языку
Подготовила: учитель начальных классов
Бамматханова Индира Джабраиловна
Конспект урока по русскому языку 2 класс
учитель начальных классов
Тема: Что такое текст?
Цели урока: повторить признаки текста; научить детей определять тему текста.
познакомить учащихся с новым типом текста, его структурой;
формировать умение узнавать тип текста.
развивать умение грамотно строить высказывания в устной и письменной форме;
продолжить работу по развитию орфографической зоркости.
воспитывать интерес к изучаемому предмету, желание беречь и защищать окружающую природу.
учащиеся узнают об отличительных особенностях текста – рассуждения, научатся узнавать тип текста.
Личностные продолжать формирование
положительного отношения к изучаемому предмету;
адекватному пониманию причин своих успехов или неудач;
позитивного отношения к окружающему миру, природе.
учащиеся будут развивать умения
ставить цели и удерживать их на протяжении урока, совместно с учителем планировать деятельность;
оценивать свою деятельность, осознавая, что усвоено, а что ещё нет;
контролировать свой результат, корректировать результаты своей деятельности в случае расхождения с эталоном.
учащиеся будут учиться выделять и формулировать познавательные цели в совместной деятельности с учителем и другими учащимися;
осознано строить речевые высказывания в устной и письменной речи;
читать задание и понимать, извлекать нужную информацию.
у учащихся будут формироваться навыки владения операциями анализа, синтеза, обобщения;
умения выбирать основания для сравнения и классификации.
у учащихся будут формироваться умения строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
Оборудование: рисунки с изображением птиц (сорока, ворона,
I. Организационный момент
Эмоциональный настрой на урок (диалог учителя и учащихся).
– В классе светло? (Да!)
– Прозвенел уже звонок? (Да!)
– Уже закончился урок? (Нет!)
– Только начался урок? (Да!)
– Значит можно всем садиться!
II . Актуализация знаний
Сейчас мы с вами поиграем в игру «Молчанка». (Учитель молча показывает рисунки с изображением птиц, дети записывают слова: воробей, сорока, ворона, синица.)
— Поставьте ударение, подчеркните букву, которую мы запоминали.
— А теперь новое задание. Соедините названия птиц и звуки,
которые эти птицы издают. (На доске запись.) Воробей свистит. Сорока каркает. Ворона стрекочет. Синица чирикает.
— Запишите полученные пары. Прочитайте, что у вас получилось. (Воробей чирикает. Сорока стрекочет. Ворона каркает. Синица свистит.)
— Что вы записали? (Предложения.)
— Докажите. (Можно сказать, о ком говорится в предложении и что говорится о нем.)
III . Самоопределение к деятельности
— Расскажите о любой из этих птиц. (Отвечают 2—3 учащихся.)
— Что вы составили? (Рассказ.)
— Каким словом можно заменить слово рассказ, вы узнаете, если из цепочки мысленно уберете все буквы, обозначающие звонкие согласные буквы.
Итак, тема нашего урока — текст.
IV. Работа по теме урока
— Откройте учебник на с. 15.
— Прочитайте, что мы должны вспомнить, узнать при изучении этой темы, чему научиться.
— Откройте учебник на с. 16 и прочитайте вопрос, на который
мы должны дать сегодня ответ. ( Что такое текст?) Упр. 12 (с. 16).
— Под каким пунктом записаны слова? предложение? текст? Обоснуйте свое мнение. (7 — слова, так как записаны через запятую и не связаны между собой; 2 — предложения, так как слова в них связаны между собой по смыслу, можно сказать, о К.ОЛГ ‘мм о чем говорится, но предложения нельзя объединить общей темой; 3 — текст, так как записаны предложения, которые связаны общим смыслом.>
— Прочитайте текст и назовите его тему. (Как выглядят свиристели.>
Озаглавьте текст. («Свиристели». «Стайка на ветвях рябины»)
— Прочитайте первое предложение текста. В каком слове буквы выделены? Какие буквы нужно запомнить в слове свиристели?
Откройте памятку на с. 132. Спишите первое предложение текста.
(Проверка — обмен тетрадями.)
«!» — молодец, внимательно и аккуратно списал.
«+» — нужно еще постараться, есть ошибка или работа небрежная.
«—» — у тебя не получилось списать без ошибок.
— Сделайте вывод: что такое текст? (Ответы детей.)
Говорю я всем: «Зимой Закаляйтесь все со мной.
Утром бег и душ бодрящий,
Как для взрослых, настоящий!
На ночь окна открывать,
Свежим воздухом дышать.
Ноги мыть водой холодной,
И тогда микроб голодный
Вас не сможет одолеть».
VI. Закрепление изученного материала
— Прочитайте правило на с. 17 и скажите: все ли признаки текста мы назвали? (Дети самостоятельно читают правило, отвечают на вопрос.)
— Что такое текст? (Это высказывание из нескольких предложений, объединенных общей темой и связанных по смыслу.)
— Что такое тема текста? Ответим на вопрос, выполнив
упр. 13. Упр. 13 (с. 17).
(Читает ученик с хорошим навыком чтения.)
— Что прочитали? (Текст.)
— Докажите свое мнение. (Состоит из предложений, которые связаны по смыслу.>
— О ком говорится в тексте? (О петушках.) Это тема текста.
— Объясните значение выделенных словосочетаний. (Во все горло — очень громко. Откуда ни возьмись — появился неожиданно, внезапно.)
— Придумайте заголовок к тексту. («Два петушка».)
— Прочитайте предложение, которое отвечает на вопрос: что сделал ястреб? (Дети списывают последнее предложение.)
(Самопроверка. Дети читают предложение до двоеточия орфографически, потом так же читают эту часть в тетради. Аналогично читают вторую часть предложения.)
— Как вы поняли, что такое тема текста? (Ответы детей.)
— Проверьте свое предположение, прочитайте правило нас. 18.
VI. Словарная работа.
— Какое сейчас время года?
— Назовите все осенние месяца.
— Написание какого слова мы должны запомнить?
— Спишите слово, поставьте ударение, подчеркните букву, которую надо запомнить.
— Дайте определение, что такое сентябрь? (Это первый осенний месяц)
VII. Рефлексия Упр. 14 (с. 18).
— Прочитайте задание. Скажите, как будете выполнять упражнение. (Прочитаем текст, выберем только те предложения, которые могут составлять текст.)
— Что такое текст? (Несколько предложений, связанных по смыслу и имеющих общую тему.)
— Поднимите руку те, кто сам может выполнить задание. Приступайте к выполнению задания.
(Остальным детям учитель дает карточку-под сказку: «Тема текста — ласточки и стриж».)
— Кто теперь сможет выполнить задание? Приступайте к выполнению задания.
— Кто не может выполнить задание? (Учитель помогает индивидуально.)
(Фронтальная проверка. Дети читают получившийся текст.) (Дополнительное задание для учеников, которые составили текст раньше других: придумать заголовок к тексту.)
— Оцените свою работу. «!» — молодец, выполнил все верно. «+» — хорошо, ошибся совсем немного. «—» — с заданием не справился.
VIII. Подведение итогов урока
— Чем отличается группа предложений от текста? (В тексте предложения связаны по смыслу и объединены общей темой.)
— Что такое тема текста? ( То, о чем или о ком говорится в тексте.)
Необходимый уровень. Списать оставшиеся предложения из упр. 14 (с. 18).
Программный уровень. Списать первое предложение из упр. 14 (с. 18). Написать еще 2 предложения, чтобы получился текст.