Конституционное большинство в госдуме что это значит
Кремлевские эксперты прогнозируют «Единой России» конституционное большинство в 2021 году
Близкие к Кремлю эксперты сошлись во мнении, что «Единая Россия» на выборах в Госдуму в 2021 г. получит конституционное большинство. К такому выводу политологи пришли на круглом столе, проведенном близкими к Кремлю Экспертным институтом социальных исследований (ЭИСИ) и Фондом развития гражданского общества (ФоРГО).
По словам руководителя ФоРГО Константина Костина, возглавляющего также экспертный совет «Единой России», партия на думских выборах 2021 г. выиграет более 300 мандатов. По его прогнозу, при возможной явке в 50% партия по спискам получит 40–45%, в целом же она по спискам может рассчитывать более чем на 111 мандатов, в том числе за счет перераспределения голосов, полученных партиями, которые не преодолели 5%-ный барьер для прохождения в Госдуму. Также Костин считает, что партия возьмет более 190 одномандатных округов. В 2016 г. у партии по списку было 54%, а также она выиграла 203 округа. Сейчас рейтинг «Единой России», согласно ВЦИОМу, 32%, по ФОМу – 30%.
Согласно данным ВЦИОМа, 68% россиян считают, что за «Единую Россию» голосуют сторонники стабильности, а 11% думают, что ее электорат – сторонники перемен. Основной электорат партии, по мнению россиян, – это патриоты, бюджетники и пенсионеры. Сейчас 39% говорят, что «Единая Россия» оказывает скорее положительное влияние на политическую жизнь страны, а 26% считают, что ее влияние скорее отрицательное. Среди основных запросов к партии – быть ближе к людям, решить проблемы в сфере здравоохранения и повысить уровень жизни.
Среди плюсов содержательного позиционирования партии, согласно соцопросам, то, что «Единая Россия» является «партией Владимира Путина» и «партией сторонников президента», кроме того, россияне говорят, что в партии много политиков, кому доверяют люди, она обновляется и является партией конкретных дел, перечисляет Костин. К минусам партии россияне относят то, что это «партия чиновников», действует в интересах олигархов, не слышит людей и не выполняет обещания, а также что в ней низкая сменяемость кадров.
«Единая Россия» разделит список на выборах в Госдуму на 60 региональных групп
Кроме того, к минусам позиционирования партии относят возможное недовольство ограничительными мерами из-за пандемии, непопулярные решения власти и возможность сценария «все партии против «Единой России». Что касается технологического позиционирования, то, по мнению Костина, здесь к плюсам относится развитая политическая инфраструктура партии, представленность во всех органах власти, демонстрация эффективной работы, в том числе и в ходе кампании, а к минусам – рост критических настроений в обществе, недостаточное количество политиков с хорошим уровнем коммуникационной компетентности и негативное влияние политических, техногенных, экологических форс-мажоров.
С тем, что у «Единой России» есть все возможности получить конституционное большинство в новой Думе, согласен и директор близкого к Кремлю Центра политической конъюнктуры Алексей Чеснаков. Хотя он говорит, что нужно учитывать возможные сюрпризы, поскольку еще год назад никто бы не смог сказать, что будут внесены поправки в Конституцию, а в мире начнется пандемия коронавируса. «Прогнозировать результаты «Единой России» можно будет, когда станет ясно, каким будет состояние общества после выхода из пандемии, а также какой будет драматургия избирательной кампании 2021 г. Кроме того, важно, кто возглавит список «Единой России», кто из известных людей от нее выдвинется и с какими базовыми идеями партия пойдет на выборы», – говорит Чеснаков. Среди рисков он видит усталость от ряда политиков, которые связаны с партией, общую социально-экономическую ситуацию, а также то, что падает уровень поддержки всех партий.
Главной темой повестки сейчас является пандемия, а выборы остаются на периферии и не воспринимаются людьми как то, что способно им помочь, говорит социолог Виктор Потуремский. Он также отмечает крайне невысокий интерес избирателей к партиям. «Основной фокус внимания сейчас на ситуации с коронавирусом. У людей растет тревожность, страх заболеть по уровню приближается к экономическим страхам. При этом есть и усталость от темы коронавируса», – говорит Потуремский. По его словам, в восприятии россиян у «Единой России» нет идеологической основы, это партия «за все хорошее против всего плохого», отношение к ней находится в прямой зависимости от отношения к действующей власти. Основными вызовами для партии на выборах, по его мнению, станут ухудшение социально-экономической ситуации из-за коронавируса, конкуренция за избирателей в перенасыщенном информационном поле, когда политическая повестка не важна, а также негативные стереотипы в отношении «Единой России».
Запрос на перемены сейчас усиливается, но он многосоставный – это больше запрос патерналистских слоев общества, ответом на который может быть рост доходов, чего в перспективе девяти месяцев до выборов ждать не приходится, говорит политолог Борис Макаренко: «В целом запрос к власти 10 лет остается одним и тем же, за последние два года добавился лишь запрос на ответственность власти, что означает, что власть должна не только слышать избирателей, но и отвечать за свои поступки». Сам он советует для партии продолжать волонтерские проекты, а также мониторить выплаты врачам, работающим с ковид-больными, и организовывать телефонные линии, информирующие о вакцинации.
Избирательная кампания стартует летом и независимо от успехов вакцинации коронавирус, как это было летом 2020 г., «даст людям продохнуть», говорит руководитель экспертного совета ЭИСИ Глеб Кузнецов. «А хорошими новостями уместно воспользоваться всем политическим силам, в том числе «Единой России», у которой есть свои волонтерские проекты», – сказал он. Поэтому коронавирус скорее будет давать хорошую повестку летом для властей и для «Единой России», добавляет Кузнецов.
Конституционное большинство в Думе: правящая партия в Госдуме
Конституционное большинство — это сколько мест в Думе?
Государственная Дума является одной из двух составных частей парламента, вторая же, это Совет Федерации. Принцип прост — какая партия займет 2/3 депутатских мест, та и будет составлять конституционное большинство, т.е будет являтся “правящей партией” и иметь возможность принимать законы без оглядки на остальные мелкие партии. Партия, которой досталось более 300 мандатов из 450 мест в Госдуме, формирует конституционное большинство. В этом случае она может без учёта мнения остальных фракций принимать конституционные законы и поправки в Конституцию, преодолевать вето президента. Это большинство может даже инициировать или заблокировать импичмент президента.
Партия конституционного большинства «Единая Россия» по результатам выборов в Госдуму 19 сентября 2021 года сохранила свой статус, заняв 324 депутатских кресла: 126 по федеральному списку и 198 по одномандатным округам. За всю историю Госдумы РФ только «Единая Россия» формировала конституционное и парламентское большинство.
Распределение депутатских мандатов в Госдуме VIII созыва:
«Единая Россия» — 324 мандата (126 по федеральному списку и 198 по одномандатным округам);
КПРФ — 57 (48 по федеральному списку и 9 по одномандатным округам);
«Справедливая Россия — за правду» — 27 (19 + 8 соответственно);
ЛДПР — 21 депутат (19 + 2);
«Новые люди» — 13 (все — по федеральным спискам);
Партии Роста, «Родины» и “Гражданской платформы” прошли по одномандатным округам по депутату;
Самовыдвиженцы — Пять депутатов.
Правящая партия — партия конституционного большинства
Партией конституционного большинства стала «Единая Россия», что дает ей возможность вносить и принимать законы, голосуя единогласно всей партией. Остальные же партии, которые вошли в состав Госдумы, могут голосовать как угодно, по большому счёту не могут никак повлиять на решения, которые будет принимать Госдума.
У обычного обывателя, может создаться впечатление, что правящая партия и есть тот орган, от которого зависит практически все, какие законы будут приняты, а какие отклонены и т.д.
Но на деле это не совсем так. Государственная Дума, как и другие госорганы, другие ветви власти, руководствуются в первую очередь основным законом страны — Конституцией РФ, принятой на всенародном голосовании в 1993 году. В некоторых её статьях прямо прописано необходимость исполнения решений и рекомендаций международных организаций, а конкретно это отражено в 15 статье п.4 Конституции РФ:
“Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.”
Конституцией РФ прямо устанавливается приоритет международного права над российским законодательством, и что международное право является составной частью нашей правовой системы. Это означает подчинение указаниям и рекомендациям извне. Именно также этот закон трактует Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 10.10.2003 №5 (ред. от 05.03.2013) «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации».
Соответственно международные организации, управляемые из США, априори не могут рекомендовать нашим властям ничего полезного. А по факту наоборот, направляют решения (обязательные к исполнению), которые крайне губительно сказываются на всех сферах нашей жизни, оно и понятно — мы же враг.
Ярким примером губительного влияния “извне” на нашу законодательную систему является нашумевшая Пенсионная реформа, которая была рекомендацией МВФ и которая навязывалась нам более 10 лет.
К нашему великому сожалению внешнее управление нашей страной проникло практически во все сферы деятельности: экономика, образование, наука, культура, вообщем во все. Выход только один — нужно продолжать Конституционную реформу начатую В.В. Путиным в июле 2020 года, и как следствие отменить колониальный статус страны, через отмену колониальных статей Конституции.
Партии в Госдуме VIII созыва
Возвращаясь к теме выборов, по факту мы имеем “маскарад”, состоящий из набора различных партий: партии меньшинства вообще ничего не решают, а партия большинства не может идти в разрез с указаниями международных органов.
А предвыборные обещания партий меньшинства гарантированно останутся лапшой на ушах избирателей: “кричащими” лозунгами, “суперсоциальными” программами и т.п.
Особенно ярко это “шоу” прослеживалось в 90-е, если вспомнить, как СМИ активно освещали по центральным каналам эти расприи, скандалы, и даже драки между фракциями в Государственной Думе.
Какие же партии прошли в Госдуму, но ничего не решают:
Партия КПРФ
Отдельно хотелось бы отметить такие партии как КПРФ, которая напрямую участвовала в незаконной ликвидации Советского Союза при прямой поддержке М.С. Горбачева. Кстати многие отождествляют КПРФ с КПСС, но это не так, от слова “совсем”, — это совершенно другая партия, причем создавалась КПРФ, как раз, под задачу окончательной ликвидации СССР и раскола КПСС.
Партия “Справедливая Россия — Патриоты — За правду”
Из “свежеиспеченных” партий, конечно же правильно было бы отметить как крайне нежелательную, партию “Справедливая Россия — Патриоты — За правду” или как ее еще называют ”Партия белой ленты”. Возглавляет её откровенный предатель-прозападник Сергей Миронов, который расхаживал с белой лентой на груди по Госдуме и поддерживал госпереворот в России в 11-13 годах, отсюда и звучное негласное название. Да и вообще партия насыщена в лице её лидеров, лжепатриотами типа Захара Прилепина, и другими, обажающими запад, личностями. Одним словом в этой партии из положительного для страны только название.
Партия “Яблоко”
Партию “Яблоко”, кстати, уже обязали указывать в агитационных материалах, что в ее списках есть кандидаты, аффилированные с иногантами, чего желаем и для “Справедливой России — За правду.”
Партия «Новые люди» в Госдуме
«Новые люди» — партия олигарха, появились в прошлом году, возглавил партию учредитель компании Faberlic Алексей Нечаев. В 2020 году «Новые люди» прошли в заксобрания четырех регионов и, получили право выдвигать своих кандидатов без сбора подписей на выборах в Госдуму. Список «Новых людей» на думской кампании возглавил Нечаев, вторым номером стала бывший мэр Якутска Сардана Авксентьева.
Партия ЛДПР
Партия В.В.Жириновского — одна из старейших партий Госдумы, сдает позиции. Партия известна тем, что умеет подстраиваться под “ветер перемен”.
Партия большинства — “Единая Россия”
Партия “Единая Россия” в данной ситуации выступает оппозицией по отношению ко всем существующим проамериканским и либеральным партиям так как создавалась по противоположному принципу и под “патриотические” задачи.
Как известно, “Единая Россия” была создана В.В. Путиным, он публично подтверждает, что является её автором. Так как вся система в 90-х годах была настроена на обслуживание интересов иностранного государства, все существующие тогда партии решали задачи “продажи родины на Запад”. Поэтому Путиным было принято решение создать новую партию, кардинально отличающуюся от остальных — под задачи возврата суверенитета и ликвидации колониального гнёта страны. Так и появилась в начале 2000-х партия”Единая Россия” (тогда “Блок Единство и Медведь”).
Безусловно создание такой партии сопровождалось определенными трудностями, так как, по большему счёту, даже наполнить её истинными патриотами было элементарно не кем, по причине отсутствия, в массе своей патриотических сил в стране. Так как за 90-е — годы тотального внешнего управления, — были вычищены почти все патриоты и заменены на заранее подготовленных иностранных агентов: США выстроили систему подготовки кадров и обучили более 80 000 чиновников у себя, которых ставили на должности. Поэтому и наполнялась “Единая Россия” по принципу “меньшего из зол” — меньшей лояльности к западной элите.
Но к сегодняшнему дню ситуация в этой партии в значительной степени изменилась и за 20 лет Путину удалось вычистить из неё откровенных и скрытых предателей, работающих на фактор внешнего управления, и заменить их на патриотично настроенных кандидатов, собранных и взращенных за это время.
Подтверждением этого является статистика кандидатов “Единой России” за время существования: из прежнего состава осталось несколько человек, на пальцах одной руки можно пересчитать, остальные 99% были заменены! Без сегодняшней “Единой России” невозможен бы был референдум по Конституции в 2020 году и также без неё невозможно продолжение дальнейшей Конституционной реформы. “Единая Россия” сегодня не просто политическая партия, а это инструмент в руках Владимира Владимировича Путина с помощью которого он возрождает наше с вами Отечество, возвращает ему суверенитет и освобождает от интервентов-оккупантов в лице Соединённых Штатов Америки.
Турчак заявил о конституционном большинстве у единороссов в новой Думе
По партийным спискам «Единая Россия» (ЕР) взяла более 48% голосов, это даст партии 120 мандатов в Госдуме, кандидаты от партии также побеждают в 195 одномандатных округах, заявил секретарь генсовета партии Андрей Турчак. Его слова приводятся в Telegram-канале партии.
Таким образом, единороссы могут претендовать на 315 мандатов в Госдуме. До нынешних выборов фракция ЕР в нижней палате парламента состояла из 334 депутатов.
Всего в нижней палате российского парламента 450 мест. Для получения конституционного большинства, составляющего две трети от общего числа депутатов, партии необходимо занять в Госдуме 300 или более мест. При наличии такого перевеса одна партия может — без поддержки остальных фракций — принимать федеральные конституционные законы, то есть акты особой важности, посвященные вопросам, предусмотренным Конституцией, и преодолевать вето, наложенное президентом на ранее принятый закон.
Секретарь генсовета ЕР отметил, что победа была завоевана партией в условиях высокой конкуренции, когда в некоторых округах «борьба шла буквально за каждый голос».
«Секрет успеха партии — в каждодневной работе на благо людей. Партия уже не раз доказывала, что умеет отвечать на вызовы и нести ответственность. Люди поверили не абстрактным обещаниям других политических сил, а реальным делам наших партийцев», — объяснил высокие результаты ЕР Турчак.
Постановление Конституционного Суда РФ от 12 апреля 1995 г. N 2-П «По делу о толковании статей 103 (часть 3), 105 (части 2 и 5), 107 (часть 3), 108 (часть 2), 117 (часть 3) и 135 (часть 2) Конституции Российской Федерации»
Постановление Конституционного Суда РФ от 12 апреля 1995 г. N 2-П
«По делу о толковании статей 103 (часть 3), 105 (части 2 и 5), 107 (часть 3), 108 (часть 2), 117 (часть 3) и 135 (часть 2) Конституции Российской Федерации»
Именем Российской Федерации
Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.А.Туманова, судей Э.М.Аметистова, М.В.Баглая, Н.Т.Ведерникова, Г.А.Гаджиева, Ю.М.Данилова, В.Д.Зорькина, А.Л. Кононова, В.О.Лучина, Т.Г.Морщаковой, В.И.Олейника, Ю.Д.Рудкина, Н.В.Селезнева, В.Г. Стрекозова, О.И.Тиунова, О.С.Хохряковой, Б.С.Эбзеева, В.Г.Ярославцева,
руководствуясь статьей 125 (часть 5) Конституции Российской Федерации, пунктом 4 части первой, частями второй и третьей статьи 3, пунктом 2 части второй статьи 21 и статьей 105 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации»,
рассмотрел в открытом пленарном заседании дело о толковании статей 103 (часть 3), 105 (части 2 и 5), 107 (часть 3), 108 (часть 2), 117 (часть 3) и 135 (часть 2) Конституции Российской Федерации.
Поводом к рассмотрению дела, согласно части первой статьи 36 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» явился запрос Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, направленный в Конституционный Суд Российской Федерации на основании постановления Государственной Думы от 17 февраля 1995 года N 538I ГД «Об обращении в Конституционный Суд Российской Федерации».
Основанием к рассмотрению дела, согласно части второй статьи 36 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации», явилась обнаружившаяся неопределенность в понимании названных статей Конституции Российской Федерации в связи с используемыми в них понятиями «общее число депутатов Государственной Думы» и «общее число членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы». Вследствие этого требуется разъяснить, тождественно ли общее число депутатов Государственной Думы ее численному составу, установленному статьей 95 (часть 3) Конституции Российской Федерации, либо оно означает число фактически избранных депутатов, за исключением тех, чьи полномочия на момент голосования прекращены в установленном порядке, а также является ли указание на общее число членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы основанием для принятия решений на базе суммы голосов членов обеих палат Федерального Собрания.
Заслушав выступление судьи-докладчика Б.С.Эбзеева, объяснения представителей Государственной Думы, выступления приглашенных, изучив представленные материалы, Конституционный Суд Российской Федерации установил:
1. Согласно Конституции Российской Федерации Государственная Дума принимает федеральные законы и постановления по вопросам, относящимся к ее ведению, простым или квалифицированным большинством голосов от общего числа депутатов (статья 103, часть 3; статья 105, части 2 и 5; статья 107, часть 3; статья 108, часть 2; статья 117, часть 3; статья 135, часть 2).
ГАРАНТ:
О толковании отдельных положений статьи 107 Конституции см. также постановление Конституционного Суда РФ от 22 апреля 1996 г. N 10-П
Давая разъяснение понятия «общее число депутатов Государственной Думы», следует исходить из того, что согласно статье 3 (часть 1) Конституции Российской Федерации носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ. Часть 2 этой статьи устанавливает, что народ осуществляет, свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления. В свою очередь статья 32 (часть 1) Конституции Российской Федерации предусматривает, что граждане Российской Федерации имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей.
Представительным и законодательным органом Российской Федерации, представляющим весь многонациональный народ России и все субъекты Российской Федерации, является Федеральное Собрание, состоящее из Совета Федерации и Государственной Думы (статья 94 и часть 1 статьи 95 Конституции Российской Федерации).
Определяя численный состав Совета Федерации (по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации) и Государственной Думы (450 депутатов), Конституция Российской Федерации одновременно возлагает на законодательную власть и главу государства обязанность создать условия для замещения мандатов представителей субъектов Российской Федерации в Совете Федерации и депутатских мандатов в Государственной Думе (пункт «а» статьи 84, часть 2 статьи 96 Конституции Российской Федерации), Конституционное требование о численном составе палат Федерального Собрания Российской Федерации должно быть обеспечено.
Конституционная характеристика Федерального Собрания как органа народного представительства, предполагает, что возможная неполнота состава его палат не должна быть значительной, ибо в противном случае его представительный характер может быть поставлен под сомнение.
Таким образом, предлагаемое в запросе Государственной Думы отождествление понятий «общее число депутатов» и «число фактически избранных депутатов» не отвечает требованиям Конституции Российской Федерации гарантировать народное представительство в Федеральном Собрании и может воспрепятствовать реализации конституционных положений об организации палат Федерального Собрания и законодательном процессе.
2. В статьях 107 (часть 3) и 135 (часть 2) Конституции Российской Федерации предусматривается принятие решений квалифицированным большинством голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы.
Понимание указанных положений как способа подведения итогов голосования исходя из общей суммы голосов членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы противоречит Конституции Российской Федерации.
Статья 100 (часть 1) Конституции Российской Федерации устанавливает, что Совет Федерации и Государственная Дума заседают раздельно. В силу статей 102 (часть 3), 103 (часть 3), 105, 108 (часть 2) Конституции Российской Федерации федеральные законы, постановления Совета Федерации и Государственной Думы принимаются палатами Федерального Собрания раздельно. В статье 107 (часть 3) Конституции Российской Федерации подчеркивается, что повторное рассмотрение федерального закона палатами Федерального Собрания осуществляется в установленном Конституцией Российской Федерации порядке т.е. также раздельно. В тех предусмотренных частью 3 статьи 100 Конституции Российской Федерации случаях, когда палаты собираются совместно, голосования не проводятся и решения не принимаются. Таким образом, указание на общее число членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, содержащееся в тексте статей 107 и 135 Конституции Российской Федерации, должно пониматься только как единый для обеих палат принцип определения результатов голосования.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 72, 74 и 75 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации», Конституционный Суд Российской Федерации постановил:
2. Положение об общем числе членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, содержащееся в статьях 107 (часть 3) и 135 (часть 2) Конституции Российской Федерации, следует понимать как предусматривающее голосование раздельно по палатам и определение его результатов соответственно от численности каждой палаты, установленной статьей 95 (части 2 и 3) Конституции Российской Федерации.
3. Решения Государственной Думы, принятые ранее в соответствии с иным порядком подведения итогов голосования, пересмотру в связи с данным толкованием не подлежат.
4. Согласно статье 106 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» данное Конституционным Судом Российской Федерации толкование является официальным и общеобязательным.
5. Согласно частям первой и второй статьи 79 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» настоящее Постановление является окончательным, не подлежит обжалованию, вступает в силу немедленно после его провозглашения и действует непосредственно.
6. Согласно статье 78 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» настоящее Постановление подлежит незамедлительному опубликованию в «Собрании законодательства Российской Федерации», «Российской газете», а также иных официальных изданиях органов государственной власти Российской Федерации. Постановление должно быть также опубликовано в «Вестнике Конституционного Суда Российской Федерации»
Конституционный Суд Российской Федерации
Особое мнение
судьи Конституционного суда Российской Федерации
Б.С. Эбзеева по делу о толковании статей 103 (часть 3),
105 (части 2 и 5), 107 (часть 3), 108 (часть 2), 117
(часть 3) и 135 (часть 2) Конституции
Российской Федерации
В связи с интерпретацией Судом ряда положений Конституции Российской Федерации при ответе на первый из поставленных Государственной Думой вопросов полагаю возможным, руководствуясь статьей 76 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации», высказать следующее особое мнение.
2. В части 3 статьи 95 Конституции Российской Федерации определен максимальный численный состав Государственной Думы, достаточный для обеспечения представительства всего многонационального народа Российской Федерации. Тем самым устанавливается число депутатских мандатов. Оно не зависит от итогов выборов и числа реально избранных депутатов, которых, однако, не может быть более 450. Что же касается общего числа депутатов, оно может равняться конституционно установленной численности данной палаты федерального парламента либо быть менее предусмотренной Конституцией Российской Федерации цифры, и именно из числа реально избранных депутатов исходит Конституция Российской Федерации, определяя порядок принятия федеральных законов и постановлений Государственной Думой по вопросам, входящим в ее ведение.
3. Интерпретируя понятие «общее число депутатов Государственной Думы», следует учитывать конституционную модель разделения властей в Российской Федерации. В частности, согласно пункту «а» статьи 84 Основного Закона назначение выборов Государственной Думы возложено на Президента Российской Федерации, пределы усмотрения которого определяются. В случае образования вакантных депутатских мандатов вакансии, согласно Положению о выборах депутатов Государственной Думы в 1993 году, утвержденному Указом Президента Российской Федерации от 1 октября 1993 года N 1557, и принятому 24 марта с.г. в третьем чтении Государственной Думой Федеральному закону «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», восполняются самой Государственной Думой (в случае досрочного выбытия депутата, избранного в результате распределения депутатских мандатов между избирательными объединениями, избирательными блоками по федеральным спискам кандидатов), а в случае досрочного прекращения полномочий депутата, избранного в одномандатном избирательном округе, Центральная избирательная комиссия Российской Федерации в течение месяца после появления вакансии назначает по данному округу дополнительные выборы депутата Государственной Думы.
Конституция Российской Федерации презюмирует добросовестное выполнение органами государственной власти возлагаемых на них Конституцией и федеральными законами обязанностей и прямо закрепляет их самостоятельность в осуществлении своих функций и полномочий (статья 10). Самостоятельность органов государственной власти, в том числе Государственной Думы, в осуществлении своих полномочий, сама возможность их осуществления не может ставиться в зависимость от выполнения или невыполнения иными органами государственной власти возложенных на них обязанностей.
4. Представляется, что понимание общего числа депутатов Государственной Думы как совпадающего с конституционным числом депутатских мандатов в этой палате не согласуется с принципом народовластия, в соответствии с которым многонациональный народ Российской Федерации, являющийся носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации, осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления (статья 3 Конституции Российской Федерации).
В связи с этими положениями, имеющими основополагающее значение для всей системы организации власти в Российской Федерации, предполагается наличие такого механизма функционирования Государственной Думы и Совета Федерации, который бы адекватно и реально отражал интересы народа через волеизъявление законно избранных его представителей и исключал бы возможность произвольной интерпретации этой воли или ее искажения, в том числе в связи с процедурой принятия решений. Между тем включение в общее число голосов депутатов Государственной Думы вакантных депутатских мандатов, не замещенных путем свободных выборов, создает фикцию представительства народа и субъектов Федерации в парламенте.
Такое включение не отвечает требованиям и статьи 32 Конституции Российской Федерации, согласно которой граждане Российской Федерации имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей. Неизбрание кандидата в депутаты или досрочное прекращение полномочий депутатов приводят к тому, что часть избирателей не имеет реального представительства в Государственной Думе, и поэтому нет конституционных оснований включать в общее число голосов депутатов данной палаты, требуемое для вынесения ею решений, лиц, которые не избраны или утратили свои полномочия.
5. Отождествление общего числа депутатов органа народного представительства с его составом (числом депутатских мандатов) также не соответствует отечественной конституционно-правовой практике, в том числе развивающейся после 12 декабря 1993 года. В частности, согласно Конституции Российской Федерации (часть 3 статьи 5) федеративное устройство России основано на ее государственной целостности, единстве системы государственной власти. При этом органы государственной власти ее субъектов входят в единую систему государственной власти в Российской Федерации (часть 1 статьи 77 Конституции).
Единство государства предопределяет единство его правового, в том числе конституционного, пространства. Согласно части 2 статьи 5 и статье 73 Конституции Российской Федерации субъекты Российской Федерации имеют свои учредительные акты, которыми устанавливается их статус, и, в частности, вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации последние обладают всей полнотой государственной власти.
Действуя в пределах своих полномочий, вытекающих из федеральной Конституции, ряд субъектов Российской Федерации в своих конституциях и уставах закрепил правила, согласно которым представительные (законодательные) органы государственной власти этих субъектов вправе принимать решения по вопросам их ведения, исходя из числа избранных в эти органы депутатов. Иными словами, толкуя федеральную Конституцию, необходимо учитывать единство конституционной системы Российской Федерации и не допускать различного понимания единых для конституционной системы положений, понятий или терминов.
6. Оспариваемое истолкование понятий «общее число депутатов Государственной Думы» и «состав Государственной Думы» как тождественных может негативно сказаться на функционировании закрепленного в Основном Законе конституционного строя Российской Федерации, ибо при определенных условиях существенно затрудняет законодательную деятельность парламента. Акты, имеющие принципиальное значение для проводимых в стране реформ, особенно в случаях, когда для их принятия требуется квалифицированное большинство от общего числа депутатов Государственной Думы, могут оказаться заблокированными.
7. На основании изложенного считал бы правильным положение об общем числе депутатов Государственной Думы, содержащееся в статьях 103 (часть 3), 105 (части 2 и 5), 107 (часть 3), 108 (часть 2), 117 (часть 3) и 135 (часть 2) Конституции Российской Федерации, понимать как конституционно установленное число депутатских мандатов в Государственной Думе за вычетом числа мандатов, являющихся вакантными.
Особое мнение
судьи Конституционного Суда Российской Федерации Г.А.Гаджиева
по делу о толковании статей 103 (часть 3), 105 (части 2 и 5), 107 (часть 3),
108 (часть 2), 117 (часть 3) и 135 (часть 2)
Конституции Российской Федерации
1. В запросе Государственной Думы о толковании конституционных положений об общем числе депутатов Государственной Думы поднимается вопрос о порядке принятия решений Государственной Думой.
Принимаемые Государственной Думой решения неоднородны. Государственная Дума принимает федеральные законы (статья 105, часть 1 Конституции). По вопросам, отнесенным к ее ведению Конституцией Российской Федерации, Государственная Дума принимает постановления (статья 103, часть 2, Конституции).
Принимаемые Государственной Думой постановления подразделяются на:
1) постановления по вопросам, отнесенным к ведению Государственной Думы в статье 103 Конституции;
2) постановления по вопросам организации деятельности, то есть избрание Председателя Государственной Думы и его заместителей, образование комитетов и комиссий, по вопросам внутреннего распорядка своей деятельности (статья 101 Конституции).
В части 3 статьи 103 Конституции речь идет не только о постановлениях Государственной Думы по вопросам, перечисленным в этой статье, но и по вопросам, о которых идет речь в статье 101 Конституции.
В соответствии со статьей 101 (часть 4) Конституции палаты федерального Собрания наделены конституционным правом принимать свой Регламент и решать вопросы внутреннего распорядка своей деятельности.
По этим вопросам также принимаются постановления палат, которые могут приниматься в том порядке, который определен в регламенте, за исключением тех случаев, когда этот порядок определен в Конституции.
Право принимать регламент охватывает и право устанавливать для принятия решений по вопросам внутренней деятельности правила определения большинства голосов не от общего числа депутатов, а от числа избранных депутатов.
В статье 103 (часть 3) Конституции сказано, что «постановления Государственной Думы принимаются большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы, если иной порядок принятия решений не предусмотрен Конституцией Российской Федерации». При этом именно Конституция Российской Федерации в статье 101 (часть 4) предоставляет палате право при решении внутренних вопросов устанавливать Регламентом иной порядок принятия постановлений.
В полном соответствии с Конституцией в статье 9 Регламента Государственной Думы, к примеру, установлено, что избранным на должность Председателя Государственной Думы. считается тот кандидат, который получил большинство голосов от числа избранных депутатов Государственной Думы.
Аналогичный порядок принятия решений используется в статьях 10, 19, 32 Регламента для принятия решений об избрании заместителей Председателя Государственной Думы, Счетной комиссии, Временной комиссии по Регламенту, Мандатной комиссии.
Толкование статьи 103 (часть 3), сводящееся к тому, что все постановления Государственной Думы должны приниматься большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы, когда под «общим числом» понимается число депутатов, установленное для Государственной Думы частью 3 статьи 95 Конституции, то есть 450 депутатов (так называемое законное число), было бы недопустимым вторжением в полномочия палаты решать вопросы внутреннего распорядка и принимать Регламент.
2. Что касается самого запроса Государственной Думы о толковании части 3 статьи 103 Конституции, то производство по делу в соответствии со статьей 68 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» следует прекратить ввиду недопустимости запроса в этой части.
При решении вопроса о допустимости запросов о толковании Конституции необходимо разумное самоограничение судебной власти, с тем чтобы Конституционный Суд не оказался вовлеченным в политический процесс законотворчества.
Правила допустимости обращений о толковании Конституции основываются на принципе разделения властей (статья 10 Конституции) и на принципе связанности Конституционного Суда компетенцией иных органов (часть 3 статьи 3 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации»).
Не может считаться допустимым обращение в Конституционный Суд, если в нем содержится просьба дать толкование терминов (понятий) Конституции, глав Конституции либо Конституции в целом. Предметом обращения могут быть только «положения Конституции», а основанием рассмотрения дела в Конституционном Суде может быть только «обнаружившаяся неопределенность в понимании Конституции РФ» (часть 2 статьи 36 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации») в конкретной ситуации.
Конституционный Суд может рассматривать только обращения о толковании положений Конституции, предполагающие постановку конкретного конституционно-правового вопроса, касающегося только определенных норм (положений) Конституции, и исключающие возможность рассмотрения запросов о толковании понятий, глав Конституции, Конституции в целом. Подобные пределы полномочий Конституционного Суда по толкованию Конституции в процедуре части 5 статьи 125 Конституции необходимы ввиду потенциальной опасности того, что Президент, Правительство или палаты Федерального Собрания могут попытаться решать политические вопросы через толкование Конституции Конституционным Судом, избегая принятия решений. Давая толкование в этих случаях, Конституционный Суд может быть вынужден высказать политическую позицию в условиях политического конфликта.
Недопустимы запросы в Конституционный Суд о толковании (в процедуре части 5 статьи 125 Конституции) понятий, раскрытых (конкретизированных) в действующих нормативных актах.
При неопределенности в их конституционности следует обращаться в Конституционный Суд в рамках процедур частей 2, 3, 4 статьи 125 Конституции. Только при невозможности решения возникшего конституционно-правового вопроса в рамках этих процедур допустимо толкование Конституции в абстрактной форме.
Принцип презумпции конституционности актов предполагает только такой подход.
Положения действующего Регламента Государственной Думы также ограничивают возможности толкования статьи 103 Конституции Конституционным Судом.
Тем не менее Конституционный Суд не выявил мотивы обращения в Суд с просьбой о толковании конституционного понятия «общее число депутатов».
Эти конституционные термины (понятия) могут быть раскрыты: 1) в законах (к примеру, в федеральном законе о порядке подготовки, рассмотрения и принятия законов); 2) в регламентах палат Федерального Собрания (при решении вопросов, касающихся внутренних отношений палат).
Осталось невыясненным, почему при действующем Регламенте Государственная Дума в запросе в Конституционный Суд излагает иную позицию в понимании понятия «общий состав депутатов», нежели та, которая закреплена в статье 86 Регламента.
Если Конституционный Суд будет давать толкование конституционных понятий (терминов), которые раскрыты законодателем в действующих нормативных актах, то возможно появление юридических коллизий, разрешение которых будет представлять большую сложность.
По изложенным основаниям, в соответствии с пунктом 2 статьи 43 и статьей 68 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» необходимо прекратить производство по запросу Государственной Думы в части, касающейся толкования статей 103 (часть 3), 105 (части 2 и 5), 107 (часть 3), 108 (часть 2) и 117 (часть 3) Конституции Российской Федерации.