Консультант оптики что должен знать
Профстандарт оптика и оптометриста
Профессиональный стандарт «Специалист в области медицинской оптики и оптометрии» (оптик и оптометрист) разработан для утверждения требований к квалификации, перечня трудовых задач. При принятии на работу нового сотрудника некоторые организации должны обязательно руководствоваться сведениями из профстандартов.
Законодательство о профстандартах
Федеральным законом от 2 мая 2015 года № 122-ФЗ в Трудовой кодекс была введена статья 195.3. В ней прописано, что профессиональные стандарты обязательно нужно использовать в работе для тех должностей, к которым применяются льготы и гарантии на уровне государства.
Какие еще компании должны работать с профстандартами, говорится в Постановлении Правительства от 27 июня 2016 года № 584. Также там описан порядок перехода на работу с этими документами и его сроки.
На 13 самых частых вопросов относительно использования профстандартов отвечает Минтруд в своем письме от 4 апреля 2016 года № 14-0/10/В-2253.
Согласно этим трем документам профстандарты обязательны для:
В остальных случаях организации могут работать с профстандартами по своему желанию.
Плюсы использования профстандартов компаниями
Частные фирмы могут самостоятельно решать, нужно ли им применять профстандарты. В случае их использования преимущества будут следующими:
Работодатели могут применять также квалификационные справочники (ЕКС и ЕТКС), но со временем планируется упразднить их.
Содержание профстандарта
Профстандарт для оптика и оптометриста был утвержден приказом Минтруда от 31 мая 2021 года № 347н. Документ действует с 1 марта 2022 года по 1 марта 2028 года.
Вид профдеятельности, указанный в документе, — деятельность среднего медперсонала по профилю «медицинская оптика». Ее цель — оптическая коррекция и реабилитация при рефракционных патологиях и зрительной дезадаптации у взрослых и детей.
Названный вид экономической деятельности только один: это деятельность в области медицины прочая.
Обобщенная трудовая функция следующая: оказание первичной доврачебной медико-санитарной помощи по медоптике пациентам, в том числе подбор очков и мягких контактных линз. Она включает в себя 5 трудовых функций:
Указанные в документе требования к образованию: среднее профобразование — программы подготовки специалистов среднего звена по специальности «Медицинская оптика». Зафиксированы также особые условия допуска к труду и иные характеристики.
Для каждой из пяти трудовых функций указаны трудовые действия, а также требуемые умения и знания.
Перечислим некоторые трудовые действия:
В конце профессионального стандарта указана информация об организациях, которые участвовали в его разработке.
Особенности внедрения профстандартов
Для начала применения профстандартов в организации действует такой алгоритм:
Если квалификация работников не соответствует указанной в профессиональном стандарте, то ему можно предложить пройти для этого профобучение или перейти на другую должность в соответствие со статьей 72.1 ТК РФ.
Что входит в обязанности продавца-консультанта
Должностные обязанности продавца-консультанта:
Чем занимается продавец-консультант
В современной хозяйственной практике продавец-консультант — это наиболее употребляемое название очень распространенной должностной позиции «продавец». Приставка «консультант» появилась в связи с дополнительными к непосредственной продаже функциями — умение:
Не на всех вакансиях востребован полный набор перечисленных умений и навыков, обязанности продавца-консультанта в магазине одежды будут отличаться от выполняемых работ при продаже промышленных котлов. Требования к работнику зависят от реализуемого товара, его сложности, срока службы и определяются должностными обязанностями.
Требования к работнику
Работодатель, кроме случаев, регулируемых ст. 57 ТК РФ, самостоятельно определяет желаемые характеристики кандидата на вакансию, его функционал. На рынке появляются товары, продажа которых потребителю требует профессиональных знаний и навыков. При описании того, что делает продавец-консультант, становится актуальным применение профстандартов.
Раздел «Торговля и общественное питание» ЕТКС работ и профессий рабочих содержит характеристику работ, требуемые знания для «Продавца непродовольственных товаров» 3-5 разрядов. Раздел «Торговля и общественное питание» — 2-4 разряд «Продавец продовольственных товаров». Максимальный уровень требуемого образования для высшего разряда — среднее профессиональное.
База профстандартов содержит два продавца-консультанта:
Обе должностные позиции не требуют для продавца-консультанта образования высшего:
В профстандарте 33.017 это выглядит следующим образом.
Обязанности
На примере покажем, как описывается, чем занимается продавец-консультант продовольственных товаров, на основе ЕТКС.
При розничной реализации оптики (профстандарт 33.017) обязанности определяются детализацией одной обобщенной трудовой функции продавца-консультанта — продажа оптических средств коррекции зрения. В нее входят несколько трудовых:
Чтобы продавец-консультант оптики сформировал товарно-денежный отчет (4 функция), ему понадобятся следующие умения и знания:
Структура раздела «должностные обязанности продавца-консультанта», подготовленного на основе профстандарта, выглядит следующим образом.
2. Трудовые функции
2.3. В рамках трудовой функции «___________» специалист ______имеет следующие должностные обязанности (трудовые действия):
Какие услуги оказывают в салоне оптика на законном основании, а какие нет. Как об этом может узнать обычный покупатель средств коррекции зрения?
Читая форумы различных интернет порталов, специализирующихся на медицинских услугах, можно часто встретить вопросы от обычных пользователей очков и контактных линз: «Как выбрать салон оптики?», «Чем они отличаются друг от друга?» и т.п.
Пытаясь найти ответ на эти вопросы, мы поняли, что сами не готовы на него ответить. Проходя мимо витрины салона оптики в торговом центре или на оживленной улице, обычный покупатель видит торговый зал, заполненный разной оптической продукцией и специалистов в белых халатах. Приходя в аптеку и видя специалиста в халате, мы знаем, что это фармацевт. А кто нас встречает в белом халате в салоне оптика? Перечень видов деятельности, которые может осуществлять розничная фармацевтическая организация, зависит от формы аптечной организации: аптека, аптечный пункт, аптечный киоск. Эта информацию обязательно размещается в уголке покупателя. Изучив вопрос глубже, мы узнали следующее. Аптека может осуществлять все виды фармацевтических услуг: производство и продажу лекарственных препаратов, аренду изделий медицинской техники и оказывать консультативную помощь при самолечении. Аптечный пункт, в отличие от аптеки, не может предоставлять в аренду изделия медицинской техники, осуществлять продажу наркотических и психотропных веществ, оказывать консультативную помощь при самолечении. Аптечный киоск — самый простой вид аптеки, имеющий массу ограничений и осуществляющий только торговлю лекарственными препаратами. Эта информация есть в общем доступе и доступна каждому покупателю аптек, но мы не смогли найти аналогичную информацию по видам деятельностей осуществляемых в салонах оптики.
В отличие от фармацевтических компаний, оптическим компаниям, которые осуществляют розничную торговлю медицинскими изделиями (очковые и контактные линзы, растворы для чистки и хранения контактных линз) и медицинской техникой (серийно или под заказ изготовленные корригирующие очки) не требуется получение лицензии на их продажу. При этом оптические компании обязаны получать лицензию на отдельные виды деятельности, наиболее востребованными из которых являются:
В чем принципиальные отличии двух направлений медицинской деятельности в салоне оптика? Какой из них лучше выбрать?
В рамках лицензирования доврачебной помощи по направлению медицинская оптика осуществляется только подбор средств коррекции зрения и только медицинским оптиком. Все виды деятельности по профилактике и лечению зрения может осуществлять только врач офтальмолог и только в рамках лицензии на врачебную помощь по направлению офтальмология.
Для оптических организаций, по нашему опыту, проще получить лицензию на доврачебную помощь по направлению медицинская оптика. Но получив лицензию на врачебную помощь по направлению офтальмология, оптическая компания сможет предоставить своему покупателю весь необходимый ему перечень медицинских услуг без нарушения действующего законодательства РФ. К сожалению, значительная часть оптических компаний сегодня осуществляет свою медицинскую деятельность либо без получения лицензии вообще, либо без получения соответствующей лицензии.
А как часто оптические компании осуществляют медицинскую деятельность по подбору средств коррекции зрения без получения соответствующей лицензии?
Многие руководители оптических компаний ошибочно считают, что их компания может осуществлять деятельность без получения лицензии за услугу, если эта услуга выполнена бесплатно. Но в федеральном законе №128 от 08.08.2001 (статья 17 пункт 1 подпункт 96) о лицензировании отдельных видов деятельности не упоминается как, возмездно или безвозмедно, оказывается услуга, ключевой момент в том, что она оказывается. За осуществление деятельности, подлежащей лицензированию, без необходимой лицензии предусмотрена ответственность вплоть до уголовной.
Поэтому ни вы, ни обычный покупатель не могут понять, кто и как проверяет им зрение в салоне оптика. Кто, как и где изготавливает корригирующие очки по их заказу. Но я надеюсь, что происходящие изменения в системе контроля над осуществлением лицензируемых видов деятельности и повышение сознательности участников оптического бизнеса приведут к сокращению подобных нарушений.
Получается так, что руководитель салона оптика больше заинтересован в найме на работу врача офтальмолога, чем медицинского оптика?
По разным причинам, в том числе и финансовым, не каждая оптическая компания может принять на постоянную работу врача офтальмолога. Врачи офтальмологи получают хорошую для своего региона зарплату в государственных и частных клиниках, поэтому работа в салоне оптика только ради денег им, сегодня не всегда интересна. Не смотря на то, что медицинских оптиков с каждым годом становится все больше, они дополнительно могут осуществлять функции техника-оптика ответственного за производство и контроль качества изготовления корригирующих очков, а также продавца-консультанта. Поэтому если оптическая компания хочет осуществлять весь перечень медицинских услуг, она заинтересована в обоих специалистах. С одной стороны получение лицензий по двум направлениям становится дополнительной трудностью для оптической компании, но с другой стороны наличие двух лицензий позволяет компании организовать эффективную работу по нескольким видам услуг одновременно. Медицинские оптики могут осуществлять первичный прием и подбор средств коррекции зрения, врачи офтальмологи могут вести прием пациентов требующих повышенного внимания специалиста, подбирать жесткие контактные линзы и обучать правилам их использования, проводить профилактические и терапевтические процедуры. Не нужно бояться процесса лицензирования одного или нескольких видов деятельности. Подготовка документов к лицензированию сродни с внутренним аудитом компании, но эти процессы делают компанию только сильнее. Прошел лицензирование и работаешь спокойно.
На что должен в первую очередь обратить внимание руководитель оптической компаний, который планируют открытие кабинета диагностики зрения или уже открыл его, но деятельность осуществляется без получения лицензии?
Во-первых, начните с поиска специалистов в вашем регионе. Помимо врача офтальмолога с опытом работы не менее 5 лет и медицинского оптика с опытом работы не менее 3 лет необходимо найти врача любого профиля с опытом работы на руководящей должности в медицинских организациях не менее 5 лет. С этим врачом нужно будет заключить трудовой договор совместительства для обеспечения соответствия лицензионным требованиям в рамках организации здравоохранения и общественного здоровья.
Во – вторых, уделите внимание к требованиям для помещения кабинета диагностики зрения. Из требований следует, что минимальная площадь помещения для доврачебной деятельности составляет 16 кв.м., а для врачебной 18 кв.м. плюс вторая темная комната площадью 4 кв.м., окно в помещение должно находиться выше уровня земли, наличие проточной системы водоснабжения и канализации. Планируя в будущем осуществлять все виды медицинских услуг, следует подбирать помещение от 18 кв.м. со второй комнатой площадью от 4 кв.м., даже если планируете начать работу только по доврачебной помощи.
В – третьих, ознакомьтесь с перечнями оснащения врачебного и доврачебного кабинетов. Оба перечня базируются на одних и тех же приборах, но для врачебной деятельности перечень приборов в два раза больше. Поэтому покупку оборудования можно разделить на два этапа. На первом этапе купить медицинские приборы для оснащения доврачебного кабинета, а на втором этапе докупить медицинские приборы для соответствия требованиям оснащения врачебного кабинета. Это позволит распределить затраты и купить более качественные приборы на каждом этапе.
Перечень медицинского оборудования для кабинета диагностики зрения | Оснащение кабинет офтальмолога | Оснащение кабинета медицинского оптика |
---|---|---|
Рабочее место офтальмолога | + | — |
Стол | + | + |
Набор пробных линз с поверкой | + | + |
Пробная оправа | + | + |
Автоматический проектор знаков | + | + |
Авторефкерактометр с поверкой | + | + |
Набор скиаскопических линеек | + | — |
Щелевая лампа стационарная | + | + |
Электрический офтальмоскоп | + | + |
Диафаноскоп | + | — |
Автоматический пневмотонометр | + | — |
Тонометр по Маклакову с поверкой | + | — |
Экзофтальмометр | + | — |
Бинокулярный офтальмоскоп налобный | + | — |
Набор диагностических линз | + | — |
Диагностическая трехзеркальная линза | + | — |
Периметр с поверкой | + | — |
Гониоскоп | + | — |
Офтальмологический фонарик | + | — |
Набор магнитов | + | — |
Набор для промывания слезных путей | + | — |
Векорасширитель | + | — |
Векоподъемник | + | — |
Все указанные медицинские приборы должны иметь действующую регистрацию Минздрава РФ (РУ) и декларацию о соответствии (ДС). Измерительные медицинские приборы должны пройти метрологическую поверку и получить свидетельство о поверке (СП).
Оптическая компания должна вложить серьезные средства для соответствия действующим требованиям. Как быть тем, кто не может себе этого позволить?
Да, я согласен, что не каждая оптическая компания способна финансово и технически соответствовать лицензионным требованиям. Но это не повод нарушать действующие законы. Стоимость оснащения кабинета медицинского оптика составляет от 500000 рублей, а кабинета офтальмолога от 1200000 рублей. Многие компании способны вложить эти средства в оснащение, но кого-то из них их пугает сам процесс лицензирования. Кто-то привык работать без лицензии и ни чего не хочет менять. В некоторых регионах проблема с кадрами. Но главная проблема в том, что контролирующие органы замечают добропорядочных участников оптического рынка, получивших лицензию, и ни как не замечают тех, кто о получении лицензии даже не задумывается.
Этапы продажи корригирующих средств. Как продавать оправы и очки? Часть 1.
Многие специалисты в области торговли описывают схемы и методы акта продажи. При небольших отличиях этих схем, основные их составляющие остаются неизменными. Необходимо отметить, что этапы, которые будут рассмотрены далее, имеют условный характер и не носят строгой последовательности. При осуществлении реальной продажи они могут дополняться, перекрываться друг другом или совмещаться.
В общем виде можно выделить следующие этапы акта продажи:
— установление контакта;
— выявление потребностей;
— аргументация и показ товара;
— ответ на возражения;
— содействие принятию решения и осуществление продажи.
Вот как описывают процесс продажи французские специалисты А.Ланкастер и Ж. Шандезон в своей книге «Стратегии эффективных продаж»: «Продажа – это сделка между людьми, в которой каждый из участвующих, имеет свою задачу и преследует свою цель… Но, если продажа – это переговоры, это так же и встреча, и отношения, и связь между её участниками…В своих профессиональных действиях продавцы должны руководствоваться чувством нравственности и воодушевления (энтузиазма). Это те первостепенные качества, которые им совершенно необходимы… главное: нельзя быть хорошим продавцом, если не любишь продавать, т.е. прежде всего, убеждать и уговаривать. Короче, как могли бы сказать психологи, продавец должен быть конгруэнтным и сопричастным».
Любые сотрудники магазина оптики должны быть хорошо осведомлены во всех вопросах, которые касаются их работы. Сотрудники, осуществляющие продажу очков должны:
— разбираться в ситуации, сложившейся на оптическом рынке;
— полностью ориентироваться в прайс-листе своего магазина. Знать правильное наименование товара, его цену. Знать сроки поставки от фирмы изготовителя, если это не складская позиция;
— знать весь ассортимент оправ, выставленных в приемном зале, особенности оправ различных типов, выполненных из различных материалов;
— уметь анализировать рецепт;
— оценивать возможность применения оправ различных типов для изготовления очков по данному рецепту;
— оценивать возможные варианты очковых линз, дающие наилучшую коррекцию, применимо к данному рецепту;
— знать различные типы очковых линз и особенности их конструкции;
— знать особенности материалов очковых линз, давать их сравнительные характеристики;
— знать покрытия, наносимые на очковые линзы. Понимать принцип их действия, оценивать характеристики и преимущества;
— владеть информацией о фотохромных очковых линзах. Понимать их принцип действия, знать технические характеристики. Знать особенности фотохромных линз из различных материалов и выполненных с применением различных технологий;
— владеть информацией о поляризационных и фотохромных-поляризационных линзах;
— уметь предлагать клиенту тонированные очковые линзы;
— уметь объяснять действие цветных фильтров на комфорт зрения;
— проводить презентацию и демонстрировать предлагаемый товар;
— оценивать возможность изготовления и технологичность сборки очков в различные оправы с линзами различных типов;
— знать характеристики и преимущества сопутствующих товаров.
Врачи-офтальмологи, оптометристы, продавцы-консультанты – все те, кто непосредственно работает с клиентами, могут повлиять на их мнение о приобретении товара, если знают его характеристики и могут их перевести в выгоды и преимущества для покупателя. Ваши знания являются неотъемлемой и существенной частью продажи.
Рассмотрим более подробно все этапы акта продаж.
Установление контакта
Установлению контакта с покупателем помогают внешний вид продавца и его доброжелательность. Большое значение имеет первое впечатление покупателя от магазина и встречи с продавцом. Продавец должен иметь соответствующий внешний вид, быть чисто и корректно одет. Люди очень чувствительны к мелочам, внешне незначительным: сомнительному маникюру, криво повязанному галстуку, небрежно застегнутой одежде и т.п. Эти мелочи могут показаться поверхностными и маловажными, но известны случаи, когда продажа не удавалась именно из-за них. Для успешного установления контакта с клиентом существует несколько способов.
Можно непосредственно перейти к проблеме, интересующей покупателя, фразой, которая направляет разговор в нужное русло. Например: «вас интересуют солнцезащитные очки, или вам нужны очки для коррекции?» Прежде, чем подходить к покупателю со своими вопросами, удостоверьтесь, что он готов к общению. Дайте ему немного времени на адаптацию. Можно просто попытаться вызвать клиента на разговор. Например, спросить, не интересно ли покупателю посмотреть оправы, на которые предоставляются скидки или поучаствовать в акции.
Пробудите интерес покупателя, заставьте его задержаться в вашем магазине. Установите на видном месте приемного зала монитор, на котором будут демонстрироваться, например, свойства поляризационных линз. Продемонстрируйте неестественно изогнутую титановую оправу. Это удивит и заинтересует. В то время пока покупатель будет все это рассматривать, объясните смысл демонстрации, и ненавязчиво перейдите к интересующей его проблеме.
Выявление потребностей
Выявление потребности — важная фаза в акте продажи, для осуществления которой необходимо наличие особых психологических качеств. Внимательно выслушайте клиента, оцените его психологический тип, выберите манеру поведения. Очертите для себя круг вопросов, которые вы будете обсуждать с ним. Практики полагают, что удачная продажа основывается на человеческих потребностях и что, в конечном счете, мы покупаем не товары или услуги, а удовлетворение желаний и потребностей, которое они обеспечивают.
Самый простой способ выявления потребности – через определение мотивации клиента. Чтобы выявить мотивацию, необходимо правильно задавать нужные вопросы и уметь выслушивать ответы на них. В ходе мотивационного анализа и выявления потребностей вы не должны подавлять собеседника. Считается, что при общении с покупателем продавец должен быть «в эфире» не более 30% времени. Остальные 70% оставьте своему клиенту.
Следует попытаться вызвать покупателя на откровенность, полностью понять его желания. Если у клиента нет потребности в вашем товаре, все усилия могут стать пустой тратой времени.
При продаже очков, в начале любого разговора у покупателя необходимо выяснить какие очки он носил или носит.
Для рекомендации наилучшего варианта, вы должны знать:
— какими средствами коррекции клиент пользуется сейчас;
— что его заставило поменять средство коррекции;
— если до этого момента клиент не пользовался средствами коррекции, то почему;
— какие проблемы хочет устранить или решить клиент;
— что клиента абсолютно устраивает в том, чем он пользуется или пользовался;
— что клиент хочет изменить или добавить.
Помните, задавая правильные вопросы покупателю, вы:
— показываете свой интерес к мнению клиента;
— вовлекаете клиента в диалог;
— получаете важную информацию об интересах и потребностях клиента;
— направляете диалог в нужное русло;
— влияете на изменение настроения и установки клиента.
В беседе избегайте самых распространенных ошибок:
— после того, как продавец задал вопрос, он, не делая паузы, продолжает говорить;
— задаются сразу несколько вопросов. Внимание покупателя в этом случае рассеивается;
— продавец сам задаёт вопрос и сам на него отвечает;
— продавец, дослушав ответ покупателя до половины, думает, что уловил весь смысл;
— в состоянии волнения продавец чувствует себя неуверенно и задает вопросы неуверенным голосом;
— вопросы не задаются вообще. Если вопросы на любом этапе продаж в основном задает покупатель, он занимает место продавца, а значит, вся инициатива по ведению продажи переходит к нему.
© Керник Наталия Юрьевна,
Технический консультант ООО «Оптик-Мекк СПб»
Преподаватель Санкт-Петербургского медико-технического колледжа.