Консультант в области развития цифровой грамотности населения что это
Консультант в области развития цифровой грамотности населения (цифровой куратор)
очная
9 месяцев
200 часов
бесплатно
Выдаваемый документ
Место обучения
Возраст
Описание
В России создан новый профессиональный стандарт. Профессия «Консультант в области развития цифровой грамотности населения (цифровой куратор)» призвана повысить цифровую грамотность населения.
Цифровые технологии становятся все более совершенными, электронные сервисы – более удобными и функциональными. Создаются различные технологические платформы для дистанционного обучения, предоставление финансовых услуг осуществляется в электронной форме, расширяется дистанционная занятость, развиваются технологии электронного взаимодействия граждан с государственными органами. Не все люди оказываются готовыми к цифровизации жизни. Задача цифрового куратора — оказывать консультативную помощь таким людям.
Приглашаем к сотрудничеству образовательные организации, в которых обучающиеся желают получить эту профессию. ( группа открывается от 20 человек)
Записаться на программу можно по телефону или e-mail
8(966)373-30-44
psarevasv@mgpu.ru
Содержание программы:
1. Психолого–педагогическая деятельность консультанта в области развития цифровой грамотности населения
2. Формирование IT-компетенций в цифровой среде
3. Организация трудовой деятельности по консультированию граждан в области цифровой грамотности
Профессии будущего: цифровой куратор
В современном мире происходят постоянные изменения, связанные с появлением новых профессий, например, одна из таких – цифровой куратор. В данной статье авторами будет подробно рассказано об особенностях этой профессии.
Аннотация: в современном мире происходят постоянные изменения, связанные с появлением новых профессий, например, одна из таких – цифровой куратор. В данной статье авторами будет подробно рассказано об особенностях этой профессии.
В современном быстро меняющемся мире каждому человеку необходимо хорошо ориентироваться во всех видах технологий и услуг. Не секрет, что за последние два десятка лет значительно увеличилось количество времени, которое люди тратят на пользование всевозможными гаджетами. Самыми популярными из них можно назвать смартфоны, планшеты и ноутбуки. Важно отметить, что появляется не только новая техника, но и начинается процесс «цифровизации» жизни – разрабатывается большое количество электронных услуг. К этим условиям молодое поколение достаточно быстро адаптируется – приобретает необходимые навыки, которые помогают им существовать в мире цифровых технологий. Тяжелее приходится старшему поколению, ведь осваивание новых технологий даётся им с трудом: они тратят достаточно большое количество времени на поиск информации о том, где можно приобрести необходимые «новые» знания.
Так где же приобрести необходимые навыки для комфортной жизни в цифровом мире? В последнее время возникает острая необходимость в квалифицированных специалистах. Обществу нужны консультанты в области развития цифровых компетенций населения — цифровые кураторы.
Чем занимается цифровой куратор?
В его обязанности входит обучение всех желающих основам использования цифровых технологий в реальной жизни.
Помимо этого, цифровой куратор должен:
• знать правила письменного этикета и делового общения;
• обладать базовыми знаниями по психологии и основам консультирования;
• знать требования к оформлению документов;
• знать нормы современного русского языка;
• знать принципы работы популярных «поисковиков»;
• знать функции и возможности отдельных сервисов и порталов, в том числе предоставляющих муниципальные госуслуги;
• знать российское законодательство (в первую очередь, принципы получения, хранения и обработки персональных данных в сети);
• знать возможности мобильных гаджетов;
• знать базовые принципы работы в интернет-сети.
Цифровой куратор учит пользоваться информационными порталами, оформлять покупки в интернет-магазинах, регистрироваться на сайтах, использовать различные социальные сети.
В настоящее время идет активное обсуждение того, что знания и практические навыки цифрового куратора следует расширять. В них также должны войти такие умения, как:
• умение определять местонахождение и прокладывать маршрут из пункта А в пункт Б;
• умение получать, хранить и удалять информацию при помощи сети интернет;
• умение общаться в цифровой среде;
• создавать, редактировать и пересылать контент;
• контролировать уровень безопасности при помощи антивирусных программ;
• находить нужные ресурсы и быстро разбираться в их функциях.
Но кто же может стать цифровым куратором?
Эту профессию могут освоить школьники, студенты колледжей и техникумов, предпенсионеры и пенсионеры [1]. Стоимость обучения для данных категорий покрывается за счёт бюджета города. Для всех остальных категорий граждан обучение будет происходить на внебюджетной основе.
Обучение проводится в колледжах Москвы (например, в Колледже связи №54) и в МГПУ. В связи с тем, что профессия только появилась, то количество образовательных организаций в которых реализуется обучение по данной профессии будет только увеличиваться.
Где может работать цифровой куратор? Работа цифрового куратора будет востребована в следующих организациях [2]:
Профессия цифрового куратора является востребованной в нашем обществе в связи с тем, что определённая часть населения нуждается в поддержке квалифицированного специалиста, который поможет справиться с проблемами, возникающими в использовании цифровых технологий. Также стоит отметить, что при успешном внедрении такой профессии, как цифровой куратор, количество идущих «в ногу со временем» пенсионеров и предпенсионеров будет только увеличиваться, что позволит долго оставаться востребованными на рынке труда.
Литинский Борис Борисович,
преподаватель истории
ГБОУ города Москвы
«Школа имени Ф.М. Достоевского»
Королева Наталья Валерьевна,
преподаватель
ГАПОУ КП №11
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Консультант в области развития цифровой грамотности населения (цифровой куратор)
профессиональное обучение
очная с дист. поддержкой
5 месяцев
120 часов
19 700 ₽
Выдаваемый документ
Описание
В России создан новый профессиональный стандарт. Профессия «Консультант в области развития цифровой грамотности населения (цифровой куратор)» призвана повысить цифровую грамотность населения.
Цифровые технологии становятся все более совершенными, электронные сервисы – более удобными и функциональными. Создаются различные технологические платформы для дистанционного обучения, предоставление финансовых услуг осуществляется в электронной форме, расширяется дистанционная занятость, развиваются технологии электронного взаимодействия граждан с государственными органами. Не все люди оказываются готовыми к цифровизации жизни. Задача цифрового куратора — оказывать консультативную помощь таким людям.
ПРОГРАММА
Модуль 1 Психолого–педагогическая деятельность консультанта в области развития цифровой грамотности населения
1.1 Основы деятельности цифровых кураторов. Современная цифровая среда мегаполиса.
1.2 Возрастные и психологические особенности целевой аудитории.
1.3 Сопровождение и организация образовательных мероприятий.
Модуль 2. Формирование IT-компетенций в цифровой среде
2.1 IT-решения для цифровой среды.
2.2 Медиа пространство в цифровом мире.
2.3 Коммуникативная грамотность в цифровой среде.
2.4 Инновационные решения. Дистанционная коммуникация.
Модуль 3. Организация трудовой деятельности по консультированию граждан в области цифровой грамотности
3.1 Правила деловой коммуникации. Управление и командообразование.
3.2 Документационное сопровождение деятельности цифрового куратора.
3.3 Проведение опросов и анкетирования целевых групп населения.
5. Производственная практика
Как стать цифровым куратором для своей бабушки
В конце 2018 года в России появился профстандарт для новой профессии — цифрового куратора. За рубежом цифровые кураторы — это технические специалисты, отвечающие за сбор и хранение данных. В России так будут называться консультанты в области развития цифровой грамотности. По-видимому, наиболее востребованы они будут среди пенсионеров, преимущественно тех, которые много лет старались держаться от гаджетов подальше.
Подготовка специалистов по новой профессии началась в 2019–2020 году. В интернете можно найти информацию о наборе слушателей (курсы очень разные и по количеству часов, и по стоимости; есть и бесплатные — для студентов и школьников), но пока неизвестно, каковы перспективы трудоустройства. Хотя российские СМИ неоднократно писали о том, что цифровой куратор — перспективная профессия и такие специалисты будут востребованы, в сентябре 2020 года вакансий для них на электронных досках объявлений пока не обнаружено.
Тем пенсионерам, у кого есть дети и внуки, конечно, живётся легче: им помогут настроить смартфон или совершить онлайн-платёж. Вы можете пойти дальше и, не дожидаясь появления специально обученных людей, самим выступить цифровыми кураторами и научить ваших родителей, бабушек и дедушек пользоваться современными технологиями.
Почему мы об этом пишем? Одна из тем, которую мы регулярно поднимаем и изучаем в Центре подготовки РЦТ, — это тема доступности технологий и этичной разработки цифровых государственных услуг. Таких услуг, которые будут доступны всем получателям, а не только технически грамотным, с хорошим зрением и знанием канцелярита.
Немного о профстандарте
Председатель Российского общества «Знание», зампред Комитета Государственной Думы РФ по образованию и науке Любовь Духанина выделяет два уровня подготовки цифровых кураторов. Базовый смогут освоить старшеклассники, более высокий будет доступен студентам, аспирантам и тем людям, кто выберет это занятие в качестве второй профессии. Задача таких специалистов — помогать людям в использовании цифровых сервисов.
Что должен знать и уметь цифровой куратор в России
Из профстандарта следует, что цифровой куратор должен «работать на персональном компьютере на уровне уверенного пользователя», а также:
Цифровой куратор на практике — помощник для пенсионеров
Пока неясно, когда российские пенсионеры начнут массово пользоваться услугами цифровых кураторов, но очевидно, что такая помощь им очень нужна.
В 2020 году во время пандемии COVID-2019 особенно остро встал вопрос о прикладных навыках. Люди, которые могут самостоятельно решить свои проблемы с помощью интернета — умеют связываться с близкими по Skype, заказывать еду, развлекаться и обучаться, — оказались в выигрышном положении. Но выяснилось, что в России очень много людей, у которых нет компьютера и смартфона (или один компьютер на семью). Кроме того, многие пенсионеры, являясь владельцами банковских карт, понятия не имеют ни о банкинге, ни о покупках в интернете и до сих пор по старинке получают пенсию наличными.
Этой весной, когда наличные у российских пенсионеров закончились, они привычно двинулись в сторону отделения банка, порой даже мимо банкомата — к знакомому и понятному оператору (часть пенсионеров имела выписку по счёту в виде сберкнижки и не пользовалась пластиковыми картами). Но большинство отделений были закрыты в связи с пандемией. Через некоторое время банки придумали способ доставлять наличные пожилым людям с помощью курьера, которого можно вызвать по телефону, но всё же история про аналоговых пенсионеров в цифровом мире — очень грустная.
За рубежом дела обстоят не лучше. В Великобритании исследование «Доступ к наличным деньгам», проведённое по заказу правительства, показало, что 17% взрослого населения (более 8 млн человек) не пользуется банковскими картами.
Базовые цифровые навыки — первое, что необходимо освоить пенсионерам
В мире всё больше пожилых людей, получающих услуги через интернет, но пока ни одна страна не может похвастаться стопроцентной компьютерной грамотностью. Чему в первую очередь нужно научить пожилого человека, входящего в оставшиеся проценты? Ключевое понятие — «базовые цифровые навыки» (basic digital skills), то есть навыки, которыми владеет любой уверенный пользователь.
Вот основные навыки, которые помогут пожилому человеку стать чуть более независимым и счастливым:
Топ цифровых навыков пользователей в других странах
В Великобритании существует нацстандарт по базовым цифровым навыкам, свежая версия опубликована в 2019 году.
Начальный пользовательский уровень в Великобритании
Топ-3 цифровых навыков пенсионеров, которые продвигает правительство Сингапура:
Индивидуальные консультации по основным функциям часто используемых мобильных приложений или настройкам телефона пользователи могут получить на видеоплатформе Microsoft Teams. Покупки в интернете и банкинг для пожилой аудитории активно рекламируют блогеры. Опросы, проведённые в Сингапуре, показывают, что, хотя уровень социальной удовлетворённости у пенсионеров в связи с пандемией снизился, у тех из них, кто пользовался цифровыми технологиями, он оставался более высоким.
В Индии тоже борются с социальной изоляцией пожилых людей с помощью цифровых технологий. Местные благотворительные фонды учат своих пожилых подопечных пользоваться смартфоном, совершать онлайн-транзакции, бронирование, заказывать такси и оплачивать счета с помощью интернета, а также общаться в Сети и искать развлекательный контент.
Главным стимулом к цифровизации становятся социальные связи. 74-летняя жительница Австралии рассказала о том, что к цифровым технологиям её подтолкнула пандемия: книжный клуб, в котором она состоит уже 10 лет, впервые провёл встречу дистанционно. «Мы были вынуждены овладеть технологиями, чтобы сохранить качество жизни», — говорит пенсионерка. Дистанционно объяснить, как работает сервис, не так просто. Очень многие люди столкнулись с этим, занимаясь экстренной цифровизацией своих родителей на карантине. Но если есть мотивация, обучение продвигается быстро.
Австралийские исследователи из Института третьего возраста изучают влияние технологий на социальные связи пожилых людей. Они отмечают, что потребность в общении побуждает пожилых людей повышать цифровую грамотность. Если до пандемии человек был членом кружка или группы, то есть хорошие шансы, что встречи продолжатся в онлайне. «Я знаю 94-летнего мужчину, который уговорил своего 93-летнего приятеля купить старый iPad и научил его каждое утро нажимать на кнопку для видеозвонка», — рассказал один из преподавателей австралийского Университета третьего возраста.
Особенности обучения пожилых людей
При обучении пожилых людей необходимо учитывать их особенности. Это не только возрастные изменения — снижение активности, памяти и когнитивных функций, — но и жизненный опыт. Не стоит недооценивать людей пенсионного возраста, считая их зависимыми и безынициативными, и общаться с ними снисходительно, как с детьми. Возможность устанавливать приоритеты и принимать решения очень важна для пожилых студентов. Не менее важна и поддержка близких.
Мексиканские специалисты по цифровым технологиям рекомендуют учитывать при обучении пожилых людей следующие моменты:
В России программы цифрового ликбеза пенсионеров есть во многих регионах, но в связи с пандемией непонятно, когда они возобновятся и как изменятся. Так что, если вы решили стать цифровым куратором для своего родственника, в этом году уже точно пора сделать это!
Консультант в области развития цифровой грамотности населения что это
Оказание информационно-консультационных услуг населению в области развития цифровой грамотности
(наименование вида профессиональной деятельности)
Основная цель вида профессиональной деятельности:
Консультирование по вопросам применения информационно-коммуникационных технологий в различных сферах жизни, содействие развитию цифровой грамотности различных групп населения
Специалисты в области подбора и использования персонала
Офисные служащие, не входящие в другие группы
Отнесение к видам экономической деятельности:
Деятельность консультативная в области компьютерных технологий прочая
Деятельность по оказанию консультационных и информационных услуг
Деятельность многоцелевых центров и подобных заведений с преобладанием культурного обслуживания
Деятельность учреждений клубного типа: клубов, дворцов и домов культуры, домов народного творчества
Деятельность прочих общественных организаций, не включенных в другие группировки
(наименование вида экономической деятельности)
II. Описание трудовых функций, входящих в профессиональный стандарт (функциональная карта вида профессиональной деятельности)
Обобщенные трудовые функции
уровень (подуровень) квалификации
Консультирование граждан в области развития цифровой грамотности
Выполнение подготовительных работ по консультированию граждан в области применения информационно-коммуникационных технологий
Ознакомительное индивидуальное консультирование граждан в области информационно-коммуникационных технологий
Организационно-техническое обеспечение проведения информационно-просветительских мероприятий, направленных на развитие цифровой грамотности граждан
Организация и проведение мероприятий по консультированию граждан в
Проведение информационно-просветительских мероприятий, направленных на развитие цифровой грамотности граждан
области развития цифровой грамотности
Предоставление консультационных услуг по вопросам применения информационно-коммуникационных технологий
Консультационное сопровождение развития цифровой грамотности граждан с использованием информационных и образовательных ресурсов
Организационно-методическое обеспечение деятельности по предоставлению консультационных услуг в области развития цифровой грамотности
III. Характеристика обобщенных трудовых функций
3.1. Обобщенная трудовая функция
Консультирование граждан в области развития цифровой грамотности
Происхождение обобщенной трудовой функции
Заимствовано из оригинала
Регистрационный номер профессионального стандарта
Возможные наименования должностей, профессий
Помощник консультанта в области развития цифровой грамотности Младший консультант в области развития цифровой грамотности
Требования к образованию и обучению