Контактная импровизация что это такое

Контактная импровизация что это такое

Контактная импровизация что это такое. Смотреть фото Контактная импровизация что это такое. Смотреть картинку Контактная импровизация что это такое. Картинка про Контактная импровизация что это такое. Фото Контактная импровизация что это такое

>>> НЕКОТОРЫЕ ПРИНЦИПЫ КОНТАКТНОЙ ИПРОВИЗАЦИИ.
>> 1. ДВИЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ ЗА СМЕЩЕНИЕМ ТОЧКИ КОНТАКТА МЕЖДУ ТЕЛАМИ ПАРТНЕРОВ. Преобладает движение при соприкосновении двух тел, поиск взаимных пространственных траекторий при взаимодействии с весом тела. Танец направляется ощущениями партнеров, их намерением сохранить или не сохранять физический контакт и продолжать поиск взаимной опоры.

>> 2. ЧУВСТВОВАТЬ КОЖЕЙ. Почти постоянный физический контакт между партнерами направлен на использование всех поверхностей тела для поддержки собственного веса и веса партнера.

>> 4. ОЩУЩЕНИЕ ДВИЖЕНИЯ ИЗНУТРИ. Ориентация и внимание на внутреннем пространстве тела. Вторичное внимание на форме тела в пространстве. Контактные импровизаторы большую часть времени проводят, концентрируя внимание внутри тела с целью восприятия тончайших изменений веса и обеспечения безопасности себя и партнера. Мастера, для которых восприятие гравитации стало частью их натуры могут чаще, чем начинающие сознательно проецировать свое тело в пространство. В то же время, даже в соло импровизации «контактер» часто сохраняет внутренний центр внимания и поглощенность движением.

>> 6. СЛЕДОВАНИЕ ЗА ИНЕРЦИЕЙ, ВЕСОМ И ПОТОКОМ ДВИЖЕНИЯ.
Свободный, набирающий силу поток движения в сочетании с попеременным активным и пассивным использованием веса. Контактные импровизаторы часто делают ударения на непрерывности движения, когда заранее не известно куда оно может привести их. Они могут активно тянуть, толкать или поднимать следуя порыву энергии или пассивно позволять инерции увлекать их.

>> 7. ПОДРАЗУМЕВАЕМОЕ ПРИСУТСТВИЕ ЗРИТЕЛЕЙ. Сознательная неформальность презентации, в форме практики или джема. Приближенность к аудитории, сидящей обычно в кругу без формально обозначенной сцены. Особенно в ранние годы танец контактной импровизации уже происходил, когда зрители только входили в зал, так что начало представления было неопределенным. Перформанс напоминает контактный джем, здесь отсутствует специальный сценический свет, декорации, мизансцены, отсутствие сценической одежды.

Источник

Энциклопедия танца: Контактная импровизация

Танцы бывают разные. В привычном для нас понимании, танец – это набор определенных движений, выполняемых под характерную для того или иного стиля музыку. Но правила для того и существуют, чтобы их нарушать. Именно так поступил в 1972 году Стив Пэкстон, танцор Джадсон Чарч Театр (Нью-Йорк), работавший ранее с одним из известнейших хореографов в стиле модерн Мерсом Кэннингемом. Во время пребывания на Гранд Юнион, конференции в Оберлин Колледже, он показал работу, в которой он и еще 11 танцоров в течение 10 минут непрерывно сталкивались, валялись, прыгали и бросали друг друга.

Эта работа была названа «Magnesium»(Магний), и именно она стала отсчетной точкой для нового вида искусства – контактной импровизации.Вскоре после этого Стив Пэкстон собрал 15 лучших атлетов обоего пола, которые обучались у него год или два, для исследования принципов и возможностей коммуникации выявленных в «Magnesium». Первая неделя была проведена в репетициях. Во время второй по пять часов в день они публично демонстрировали рабочий процесс в галерее Джона Вебера в NYC.
В начале 1973 Стив Пэкстон, Курт Сиддал, Нэнси Старк Смит, Нита Литтл и Карен Радлер совершили тур по Западному Побережью проводя мастер-классы по контактной импровизации и организуя выступления. Атмосфера выступлений была неформальной: без музыки, специального освещения и костюмов, зрители вокруг, дуэты и трио, чередующиеся с сольными танцами. В продолжающийся диалог о развитии контактной импровизации вскоре включились сотни других индивидуумов и групп.

Контактная импровизация что это такое. Смотреть фото Контактная импровизация что это такое. Смотреть картинку Контактная импровизация что это такое. Картинка про Контактная импровизация что это такое. Фото Контактная импровизация что это такое

Сам Стив Пэкстон в своей работе под названием «О контактной импровизации» писал:

«Контактная импровизация — это деятельность, родственная со знакомыми нам дуэтными формами, такими как объятие, борьба, восточные искусства и танец, охватывающая диапазон движения от спокойного и без усилий к высоко атлетическому. Острые необходимости формы диктует способ расслабленного, постоянно осознаваемого и предугадываемого движения, находящегося в потоке.Основа в том, что танцоры остаются в физическом контакте, взаимно поддерживающем и инновационном, медитируя над физическими законами: гравитацией, импульсом, инерцией и трением, относящимися к их массе. Они стремятся не достигнуть результата, а скорее встретиться с постоянно изменяющейся физической реальностью, соответствующей расположению и энергии».

Он был уверен, что контактной импровизации научить нельзя, но ей можно научиться.

Для контактной импровизации было необходимо как минимум два человека. Это форма танца, позволяющая партнерам вести спонтанный телесный диалог на невербальном уровне играя с силами гравитации, инерции, используя друг друга в качестве опоры, находя в прикосновении почву для импровизации, вдохновение для творчества. При этом тела танцующих подготавливаются, настраиваются таким образом, чтобы, сохраняя необходимую безопасность, дать себе возможность проявить максимальную свободу и раскрепощенность, открывая себя для эмоционально насыщенного взаимодействия, проявляя естественную красоту индивидуальности. Это процесс исследования способности сознания слиться с телом в настоящем моменте, способности сознания оставаться «здесь и сейчас» при непрерывном изменении внешних условий, новый технический подход, требующий работы как непосредственно с физическим телом, так и с мыслительным процессом, воображением.

Внешне контактная импровизация напоминает сон: люди двигаются, как сомнамбулы, прикасаются друг к другу то кончиком пальца, то всем телом, медленно падают и катаются по земле. А то вдруг взлетают, отталкиваясь от партнеров – невысоко, но достаточно, чтобы зритель понял: только в контактной импровизации движение обретает особый смысл. Будучи свободным движением, контактная импровизация не имеет ни малейшего отношения к любому зацикленному на форме танцу. Но хорошо отрепетированную контактную импровизацию можно разглядеть и в авангардных постановках модных хореографов.

Контактная импровизация что это такое. Смотреть фото Контактная импровизация что это такое. Смотреть картинку Контактная импровизация что это такое. Картинка про Контактная импровизация что это такое. Фото Контактная импровизация что это такое

Контактная импровизация как танец и как практика позволяет освободить тело от физических зажимов, увеличить чувствительность и свободу движений тела, расширить представление о своих физических возможностях, а также о возможностях себя как творца, создателя контактного танца, сейчас, в это мгновение, с этим партнером.

Источник

Контактная импровизация: эксперимент на себе

Очень трудно почувствовать легкость в ногах и сделать их движения плавными. Про то, чтобы встать на руки и закинуть ноги ему на плечи, — вообще молчу.

Не так давно я наслушалась от знакомой восторженных рассказов про то, что после танцевальных курсов по контактной импровизации, тело начинает буквально летать. Чтобы выяснить, что это за чудо такое, я отправилась на пробное занятие. Предварительно (благодаря Интернету) о контактной импровизации удалось выяснить следующее: это разновидность спонтанного танцевального диалога, участники которого могут двигаться лежа на полу, сидя на корточках или стоя на четвереньках, а иногда балансируя друг у друга на плечах. Что в контактной импровизации надо уметь отделить «физику» (то есть биомеханику и силы гравитации) от «химии» (эмоций и сексуальности), используя в танце только первое. И что новичкам это обычно удается с трудом.

Почувствуй себя гаечным ключом

После долгого плутания по зимней тьме египетской я, наконец, попадаю в зал, где человек двадцать сидят кружком и рассказывают по очереди, как их тело реагирует на наступившие холода. Очередь доходит до меня, я что-то бурчу про то, что не люблю зиму.

Знакомлюсь с преподавателем. Это Анджела Доний, уроженка Кишинева, профессиональный балетмейстер, которая 8 лет живет в Москве и преподает технику КИ. Анджела сообщает, что я попала в продвинутую группу. Поэтому если мне будет больно или неудобно делать упражнение, лучше отказаться. И после этого начинает показывать новое (особенно для меня) упражнение «автострады». Руки — это «машины», а «трассы» — это весь рельеф тела партнера. Сначала «ездят» только ладони, потом в ход идут предплечья, локти. «Трасса» меняет рельеф: тело партнера мягко переворачивается и, повинуясь незаметному движению, «вырастает» — упираясь руками, встает на колени и выпрямляется. Анджела, не отрываясь, «контактирует» уже и плечами, и шеей, и головой, и спиной. Они кружатся и танцуют. Все это безумно красиво.

Теперь каждый находит себе пару. Я ложусь на пол, исполняя роль «ландшафта». Серьезный молодой человек садится рядом в расслабленной позе. С помощью его рук я превращаюсь в «автострады»: ощущения довольно приятные, особенно нравится перекатываться, меняя «рельеф». Сложно подняться и выпрямиться, следуя за рукой партнера. Мешает ощущение, что надо «поймать момент»: ведь все должно выходить спонтанно.

Перемена ролями мне нравится больше. В какой-то момент мозг перестает оценивать движения, не мешая спонтанному танцу происходить. Все вокруг явно получают удовольствие от «контакта».

Второй этап сложнее — меняем руки и ноги местами: ноги скользят по «ландшафту», а руки служат опорой. Очень трудно почувствовать легкость в ногах и сделать их движения плавными. Про то, чтобы встать на руки и закинуть ноги ему на плечи, — вообще молчу. Мой напарник в это время, желая «убыстриться», все время пытается принять на свою спину мой вес, чтобы я через него перекатилась. А я постоянно теряю «точку контакта» и танец получается разорванным. Наконец, у меня сводит левую ступню, доделываю упражнение кое-как.

Под конец мы соединяем обе части упражнения под музыку, после чего меняемся партнерами. Ко мне подходит крупноватый низковатый мужчина: он уже явно не здесь, и, не переставая, кружится, отталкиваясь от моей головы своею.

Все движутся совершенно по-разному: согласно своему ритму и своей пластике. Лишние килограммы, если они у кого-то и есть, совсем не мешают перекидываться через голову и перекатывать партнера через себя. Никто не комплексует.

После тренинга все снова садятся в круг и обсуждают случившееся. Одна из участниц говорит, что цель занятия, как ей показалось, была в том, чтобы почувствовать свое тело гаечным ключом: «Я могу и так, и эдак». Очень точное замечание.

После класса некоторые продолжают танцевать, уже как хотят, другие делают партнерам расслабляющий массаж, третьи (и я присоединяюсь к ним) сидят на периферии и наблюдают. «Танцы на льду», — говорят рядом, глядя на пару мужчин, которые кружатся, на ходу упираясь друг в друга. Приходят еще люди и в полной тишине катаются по полу, ползают, вращаются, поднимают друг друга. Как во сне.

Послевкусие

Что дает контакт?

Свобода быть самим собой. Принципы, освоенные в КИ, начинают работать и в обычной жизни, утверждают контактники. Одни учатся любить свое тело и принимать себя такими, какие есть — толстые они, лысые, маленькие или верзилы. Другие ищут новые формы общения. Третьи хотят через танец быть принятыми другими людьми и породниться с ними. Для четвертых это — «телесный кокаин». Пятые упиваются свободой, которую дает телу контакт.

Лететь и не бояться. КИ помогает побороть страх травмы и падения. Анджела Доний говорит: «Все ушибы, синяки новичков — от страха упасть. Тело должно быть мягким. Пьяный, падая, не думает о том, что он сейчас ударится, поэтому синяков и ссадин на нем обычно меньше». В КИ как раз «на ощупь» понимаешь, что тело мягкое и округлое, так же как сама природа без углов. Учишься быть таким же обтекаемым, пластичным.

Быть в потоке. Все контактники говорят о «состоянии потока». Чтобы его понять, нужно вспомнить феномен «второго дыхания». Оно открывается не только в занятиях спортом, но и в бытовых ситуациях (в деловых переговорах, при первом знакомстве). Это момент, когда объект разговора становится понятным обоим участникам диалога. То же самое и с потоком: найдя его, испытываешь радость, внутреннее тепло — как при вдохновении.

Четкость мышления. Контактная импровизация помогает осознанно относиться к своему телу. Задача не в том, чтобы заставить молчать ум (говорить — это его природа), но в том, чтобы научиться просто наблюдать за собой, «отпустить» свое тело при одновременно «говорящем» уме. После тренинга возникает четкое понимание происходящего вокруг. «Я вижу четко, я мыслю ясно», — замечают бывалые.

Есть контакт!

Цель курсов по КИ для начинающих — научиться осознавать свое тело, быть активным и расслабленным, не просто перемещаться, а быть именно движением, делить пространство с партнером и просто ему доверять. Наконец, здесь научат правильно обращаться с инерцией и весом тела, двигаться в объемном пространстве, не бояться травм и падений. Покажут, что такое «точка контакта», «маленький танец», ведение-следование, баланс-контрбаланс, прикосновение и поддержка.

Если вы решили заниматься КИ всерьез, для обратите внимание на специальные мастер-классы (например, класс Анджелы Доний и Александра Гиршона «Щедрость и роскошь контактной импровизации»), международные конференции и фестивали контактников. Это особенно актуально для профессиональных танцовщиков, находящихся в рамках классической хореографии. КИ для них — настоящая лаборатория движения. Кстати, многие профи стараются танцевать с новичками, чтобы почувствовать прелесть поиска. Ведь даже в КИ возникают шаблоны.

КИ в Москве:

Студия импровизации и перформанса «Свое место» в театре «Практика» (Большой Козихинский переулок, 30, тел. (495) 299-44-92,

Клуб по Контактной импровизации. Тел. (495) 318-85-18.

Источник

Что такое:: контактная импровизация

Контактная импровизация — это танцевальный стиль на стыке хореграфии, театра, фитнеса, коммуникативных и духовных практик. Для того, чтобы заниматься контактной импровизацией, не нужна специальная физическая подготовка. В контактной импровизации нет никаких стилевых канонов или особых движений. Главный принцип — общение двух людей через прикосновение. Задачей танцора является без слов уловить эмоциональное состояние партнера, понять его чувства, попытаться войти с ним в контакт.

Контактная импровизация что это такое. Смотреть фото Контактная импровизация что это такое. Смотреть картинку Контактная импровизация что это такое. Картинка про Контактная импровизация что это такое. Фото Контактная импровизация что это такое

Контактная импровизация что это такое. Смотреть фото Контактная импровизация что это такое. Смотреть картинку Контактная импровизация что это такое. Картинка про Контактная импровизация что это такое. Фото Контактная импровизация что это такоеКонтактная импровизация — это танцевальный стиль на стыке хореграфии, театра, фитнеса, коммуникативных и духовных практик. Для того, чтобы заниматься контактной импровизацией, не нужна специальная физическая подготовка. В контактной импровизации нет никаких стилевых канонов или особых движений.

Главный принцип — общение двух людей через прикосновение. Задачей танцора является без слов уловить эмоциональное состояние партнера, понять его чувства, попытаться войти с ним в контакт. Общение между людьми в контактной импровизации достигается благодаря совместному движению.

Спонтанное взаимодействие, особый невербальный диалог устанавливается благодаря кинестетическим ощущениям, возникающим благодаря соприкосновению двух (или более) тел.

Контактная импровизация что это такое. Смотреть фото Контактная импровизация что это такое. Смотреть картинку Контактная импровизация что это такое. Картинка про Контактная импровизация что это такое. Фото Контактная импровизация что это такоеПартнеры то ищут взаимную опору и баланс, то мягко и бережно переносят вес своего тела на другого человека. Танцоры то сближаются, то отдаляются друг от друга. При этом все движения должны быть естественными и спонтанными, иначе это уже будет не контактная импровизация, а что-то другое.

Танцорам крайне важно освободиться от диктата разума, не анализировать свои действия, а совершать те или иные движения, повинуясь лишь внутреннему импульсу. В контактной импровизации не бывает правильных и неправильных движений — каждый действует, повинуясь своему сердцу. Каждая импровизация — это уникальное представление, которое в дальнейшем будет невозможно повторить. Главное — двигаться и получать от этого удовольствие.

История контактной импровизации

Контактная импровизация что это такое. Смотреть фото Контактная импровизация что это такое. Смотреть картинку Контактная импровизация что это такое. Картинка про Контактная импровизация что это такое. Фото Контактная импровизация что это такоеПервой попыткой контактной импровизации можно назвать выступление под названием «Магний», которое в 1972 году было представлено публике на конференции Гранд Юнион. Танцор Стив Пэкстон продемонстрировал номер, в котором в течение 10 минут 11 танцоров непрерывно сталкивались и подбрасывали друг друга, валялись по по полу и прыгали.

После этого выступления Стив Пэкстон и еще 15 атлетов исследовали коммуникативные аспекты танца «Магний». Были разработаны упражнения, позволяющие развить ощущения легкости и полета. Как оказалось, заученные движения только мешали и лишали импровизацию естественности. Главной задачей было добиться слияния сознания с телом, сконцентрироваться на том, что происходит здесь и сейчас.

Новую технику назвали контактной импровизацией. Уже в начале 1973 года основатель направления, а также еще несколько исполнителей совершили тур по Западному побережью США.

Они проводили мастер-классы по контактной импровизации, организовывали выступления перед публикой. Особенностью этих выступлений было отсутствие какого-либо особого антуража, свойственного другим видам сценического действа. Танцоры не надевали специальных костюмов, выступления шли без музыкального сопровождения, на сцене особым образом не выставляли свет.

Основные правила контактной импровизации

Несмотря на то, что движения должны быть максимально естественными и неспланированными, в контактной импровизации есть несколько закономерностей, которыми нужно руководствоваться.

1. Точка соприкосновения. Все движения контактной импровизации возможны лишь при наличии контакта между двумя телами. При этом партнеры пытаются найти общие траектории движений, взаимодействовать с весом тела другого человека. При этом цель каждого перемещения в пространстве — сохранение или, напротив, разрыв физического контакта с партнером, поиск взаимной опоры.

Контактная импровизация что это такое. Смотреть фото Контактная импровизация что это такое. Смотреть картинку Контактная импровизация что это такое. Картинка про Контактная импровизация что это такое. Фото Контактная импровизация что это такое2. Вовлечение в процесс всего тела. Постоянное взаимодействие с другим человеком нужно стараться поддерживать, используя всю поверхность своего тела. Фактически нужно научиться «чувствовать кожей».

3. Движения в нескольких направлениях. В движение поочередно включаются различные части тела, перемещение веса тела происходит постепенно, что значительно расширяет возможности для импровизации, а также позволяет смягчить падения и перекаты. При этом создается впечатление сегментированности движений.

4. Движение изнутри. Для танцора, который занимается контактной импровизацией, движение рождается, в первую очередь, в сознании, а потом уже проецируется в реальное пространство. Первое время на занятиях долгое время учат концентрироваться на своих внутренних ощущениях. Это позволяет более тонко воспринимать и улавливать малейшие движения собственного тела, понимать, как оно работает. А это, в свою очередь, помогает наиболее точно проецировать движения в пространство.

5. Непрерывность, инерционность движения. Контактные импровизаторы стараются не прерывать зародившееся движение, следовать за возникшим потоком энергии, подчиняться инерции. Таким образом, выполняя спонтанно возникшее движение, даже сами танцоры не знают, куда оно их приведет.

6. Естественность движений. Танцоры избегают движений, которые ассоциируются с тем или иным танцевальным стилем. Для них нет разницы между тем, как они двигаются в жизни и во время исполнения импровизации. Максимально свободные и непринужденные положения тела — вот к чему следует стремиться исполнителям.

7. Неформальность подачи танца. Контактную импровизацию не исполняют на специально отделенной сцене, у выступления нет четко фиксированной длительности, отсутствуют специфические костюмы.

8. Спонтанность. Контактная импровизация не является постановочным действом. Все движения рождаются прямо на глазах у зрителя. Даже сами танцоры не знают, каков будет их танец. Кроме того, нет и заученных последовательностей движений и танцевальных фигур. Даже настроение танца сложно выбрать заранее.

Что дают занятия контактной импровизацией?

Контактная импровизация что это такое. Смотреть фото Контактная импровизация что это такое. Смотреть картинку Контактная импровизация что это такое. Картинка про Контактная импровизация что это такое. Фото Контактная импровизация что это такоеВо-первых, контактная импровизация помогает лучше понимать себя и окружающих людей. Танцор познает возможности своего тела, а также учится понимать невербальные сигналы другого человека. Также при занятиях контактной импровизацией улучшается пластика тела, самооценка, способность нестандартно мыслить. Кроме того, этот вид деятельности позволяет ощутить радость движения и почувствовать гармонию с самим собой.

Контактная импровизация — танец, полностью построенный на взаимодействии с партнером. В нем ет заученных движений и каких бы то ни было стилевых особенностей. Главное — сконцентрироваться на внутренних ощущениях, почувствовать другого человека и просто начать совместное движение.

Источник

Контактная импровизация: смесь танца, медитации и боевого искусства

Контактная импровизация что это такое. Смотреть фото Контактная импровизация что это такое. Смотреть картинку Контактная импровизация что это такое. Картинка про Контактная импровизация что это такое. Фото Контактная импровизация что это такое

Саша Безроднова, преподаватель московского Центра развития контактной импровизации и перформанса рассказала о том, насколько осознанным может быть движение и как оно меняет жизнь. А еще — почему в её танце нет места мыслям и чем московская практика отличается от новосибирской и петербургской.

«Если мы уберем музыку и ритм, останется ли танец. »

— Саша, расскажи, как ты познакомилась с этой практикой.

— Я училась на психолога, друзья рассказали, что есть такая штука — контактная импровизация. Я попробовала, мне понравилось. Подумала: «Какая крутая штука! Буду всегда теперь туда ходить!» Но в следующий раз пришла на занятие только через год — потребовалось много времени, чтобы дозреть, морально вырасти.

Контактная импровизация что это такое. Смотреть фото Контактная импровизация что это такое. Смотреть картинку Контактная импровизация что это такое. Картинка про Контактная импровизация что это такое. Фото Контактная импровизация что это такое— Получается, все не так просто, для этой практики нужен определенный уровень осознанности?

— С одной стороны, да. С другой — когда дети рождаются, они умеют это делать — двигаться без ментальных ограничений. Со временем, если среда этого не поддерживает, они забывают то, что было дано от природы. И вырастая, мы заново этому учимся, а лучше сказать — вспоминаем. Поэтому контактной импровизации взрослым можно учиться у детей.

— Некий первобытный инстинкт?

— Давным-давно, когда люди жили племенами, танец играл множество важных ролей. В нем передавалась история рода, его использовали, чтобы связаться с высшими силами: призвать дождь или попросить, чтобы его не было. Танец использовали для переживания сакрального, для исцеления, для общения. Для тренировки необходимых для охоты движений.

Многими из функций танца люди постепенно перестали пользоваться, и осталось два основных вида танца: так называемый «бытовой», социальный танец, где люди в парах встречаются для знакомства и общения. А также танец, возведённый в ранг искусства, где специально обученные люди исполняют определенные формы, которые для них создал хореограф.

В какой-то момент появилась Айседора Дункан. Возможно, сейчас не все знают о том, насколько ключевой была её роль. Она сказала: «Ребята, столько всего прекрасного есть в танце, а мы не пользуемся, игнорируем это. В нашем теле столько красоты, мудрости. Давайте танцевать из естественности тела!»

Контактная импровизация что это такое. Смотреть фото Контактная импровизация что это такое. Смотреть картинку Контактная импровизация что это такое. Картинка про Контактная импровизация что это такое. Фото Контактная импровизация что это такоеЕе последователи создали танец, который назвали модерн. Но в какой-то момент и они остановились и сказали: «Мы делаем тот же самый балет, только более модный, все еще загоняем себя в форму и не проявляем то содержание, которое есть у нас внутри. Давайте остановимся и поисследуем танец. Что это? Мужская и женская роли, некая хореография, выученные движения, ритм, музыка. А если мы уберем музыку, останется танец? А если уберем ритм. »

Они убрали из танца все, что мы считаем танцем, и танец остался. Из чего он складывается? Оказалось, в нем очень много всего: физика человеческого тела, его взаимодействие с законами физики — земное притяжение, ускорение, центробежная сила… Осталась также анатомия движения и то, что рождается в людях, когда они встречаются. В общем, поле непаханое для исследований.

Дальше они стали экспериментировать: что будет, если не заставлять тело танцевать, а посмотреть, что оно умеет само? И обнаружили, что есть танец, который оно исполняет всегда, и назвали его «Маленьким танцем» (small dance).

Когда человек стоит, как ему кажется, неподвижно, в мышцах работают миллионы маленьких рефлекторных включений, которые мы практически не контролируем. Тело постоянно балансирует относительно состояния равновесия, чтобы не упасть. Оно танцует! Любое наше движение наслаивается на этот первичный процесс.

Далее стали исследовать, что происходит с человеком во время падения, приземления, прыжка, как можно сделать поддержку, не прилагая при этом слишком много усилий, и так далее. Так появился танец, который назвали контактной импровизацией. Его стали использовать в обучении актеров, профессиональных танцоров. Позже, когда бюджеты на театр в Америке сократились, педагоги «пошли в народ» и стали преподавать контактную импровизацию всем желающим.

Обнаружилось, что в ней много интересного, полезного, даже целительного. И при этом нет заглавной идеи. Это практика с открытым кодом — каждый привносит в нее что-то свое.

Контактная импровизация что это такое. Смотреть фото Контактная импровизация что это такое. Смотреть картинку Контактная импровизация что это такое. Картинка про Контактная импровизация что это такое. Фото Контактная импровизация что это такоеКонечно, есть вещи, которым нужно обучиться, чтобы ваш танец стал безопасным, чтобы открыть для себя максимальные возможности для движения тела в пространстве. Для этого необходимо повышение телесной осознанности: нужно научиться внимательно слушать себя и партнера, слушать импульсы ваших тел. Далее — включаются зеркальные нейроны, и люди, не сговариваясь, понимают, что происходит сейчас, действуют гармонично и экологично, двигаются так, будто знают, как дальше танцевать, хотя никакой хореографии нет. Благодаря практике тренируется постоянное присутствие в своем теле. Это можно назвать совместной медитацией в движении.

В медитации мы даём успокоение уму за счет того, что фокусируемся на чем-то. В контактном танце то же самое: прежде всего мы тренируем не движение, а внимание. Если я буду концентрироваться на пальцах, то начну двигаться совсем иначе, чем когда сосредоточусь на коже, животе, ногах, костях, системе органов или жидкостей в теле.

«Морские рыбки танцевали вместе с нами»

— С какими сложностями, барьерами сталкиваются люди, которые приходят на занятия? Мне кажется, в наше время многие настолько зациклены на своей индивидуальности и понятии «личное пространство», что порой человека даже за руку сложно взять.

— По мере развития в контактной импровизации барьеры преодолеваются постоянно, просто они разного уровня. Первый и обычно самый серьезный — довериться и передать свой вес другому человеку. Дальше открываются более тонкие уровни, всегда есть куда развиваться.

Люди, которые приходят в эту практику, делают это неслучайно. Они уже где-то от кого-то услышали о ней, и что-то внутри них сказало «да».

Соответственно, рушить внутренние барьеры — не задача учителя. Человек сам осознает, что ему нужно, и развивается в этом направлении. Бывает, люди за полгода тренировок начинают танцевать так, как я после 6 лет обучения. Каждый приходит с разными потребностями, возможностями, запросами. Например, тем, кто прошел випассану, будет легче фокусироваться на ощущениях в теле, чем тем, кто никогда не практиковал медитацию. Поэтому каждый работает со своими барьерами в своем режиме.

Всегда есть возможность остаться в зоне комфорта, или выйти из него и начать расти. Это выбор каждого человека.

— Правда, что одной из составляющих этого танца стали боевые искусства? И чего в контактной импровизации больше: танца или медитации?

— Да, она взяла из боевых искусств немало: родоначальники направления не только танцевали модерн, но и занимались айкидо и тай-цзы. Боевые искусства дали много мудрости и много пищи для экспериментов. Сейчас существует даже направление «плей файт» (play fight) — там как раз совмещены танец и борьба. Что касается медитации и танца в рамках контактной импровизации — мне сложно разделить два этих понятия. Это практика, в которой они слились в единое целое.

— Люди с любым уровнем физической подготовки могут танцевать этот танец?

— В нем нет выученных движений, поэтому танец годится даже для работы с пожилыми и незрячими людьми. Есть педагоги по контактной импровизации на колясках, и они очень круто танцуют!

Контактная импровизация что это такое. Смотреть фото Контактная импровизация что это такое. Смотреть картинку Контактная импровизация что это такое. Картинка про Контактная импровизация что это такое. Фото Контактная импровизация что это такоеСуществует также направление «беби-контакт», где мам учат танцевать с младенцами. Есть контактное танго — совмещение двух направлений, где чуть больше социального огня, есть ритм, совершенно конкретная музыка. Кстати, по моему опыту, научиться танцевать танго намного легче именно через контакт-танго, потому что люди начинают со слушания, игры и удовольствия, нежели с заучивания шагов. Довольно часто знакомые тангеро просят провести для них обучающий класс по основам КИ, потому что они тоже ценят слушание прежде всего.

Есть еще одно направление, которое я очень люблю — это контактная импровизация в воде. Если на суше человеку мешает двигаться больной позвоночник или другие проблемы со здоровьем, то в воде он может все.
По сути, это медитация. Если входишь в это состояние, все морские живые существа чувствуют его и реагируют на тебя совсем по-другому. Например, приплывают потанцевать, они реально взаимодействуют с тобой, достраивают композицию… Это удивительно. Однажды мы играли с партнером в море — танцуя, заходили в воду очень постепенно, от самого берега. В какой-то момент я почувствовала, как что-то скользит у меня между руками и корпусом, то с одной стороны, то с другой. Мы остановились и увидели двух рыбок, которые шныряли между нами. Мы держались за руки, между нами было пустое пространство, и они в нем наматывали круги. Рыбки танцевали с нами до конца, и когда мы выходили, следовали за нами почти до самого берега, хотя обычно на такую мелкоту не заплывают. А потому что им было с нами по кайфу! Такой вот межкультурный диалог сложился.

— Такие невероятные эксперименты наверняка меняют не только тело, но и сознание, характер. Какие перемены с приходом в жизнь контактной импровизации ты ощущаешь в себе?

— Я занимаюсь ей уже 13 лет, и продолжаю меняться. Образно говоря, если раньше я была «огонь» — резкая, быстрая, сильная, любящая бороться, то сейчас развила в себе качества «воды» — текучесть, плавность, способность останавливаться, слушать, действовать не из предварительных решений, а из наблюдения. Контактная импровизация — очень хороший путь к способности замедляться и останавливаться, вдыхать полной грудью и получать удовольствие от внимания и деталей.

Физически мое тело стало другим. Я начинала заниматься в 19 лет, скоро мне исполнится 34 года, и сейчас тело куда более молодое, готовое к движению, раскрытое, способное.

Контактная импровизация что это такое. Смотреть фото Контактная импровизация что это такое. Смотреть картинку Контактная импровизация что это такое. Картинка про Контактная импровизация что это такое. Фото Контактная импровизация что это такое— За эти 13 лет наверняка посчастливилось поучиться у многих мастеров?

— Преподавать я начала спустя всего три года после освоения практики. А когда начинаешь учить, сам становишься хорошим студентом, появляется мотивация для познания нового. Училась у всех крутых учителей, включая «бабушку» техники Ненси Старк Смит, кроме, разве что, самого родоначальника метода — он сейчас не преподает контактную импровизацию в чистом виде. Набиралась опыта у израильских, американских, канадских, бразильских, аргентинских, многих европейских преподавателей.

— Как в течение этих лет развивается контактная импровизация в России?

— Когда только начала преподавать, мы ездили по городам и знакомили людей с этим танцем. И если тогда контактная импровизация была только в Москве, Питере и Новосибирске, то сегодня география очень обширна. Сейчас ей занимаются и во Владивостоке, и в Красноярске, и в Анапе… Если спросить людей о контактной импровизации, то окажется, что многие об этом хотя бы слышали. Для меня это показатель того, что наши труды не прошли даром.

— А какой-то особенный, русский колорит появился у контактной импровизации за эти годы?

— Национальный колорит есть в каждой стране. Но Россия настолько большая, что его можно отметить даже в разных регионах. Например, новосибирская контактная импровизация более акробатическая, московская — психологическая, соматическая, с глубоким внимательным погружением, в Питере — соматически-перформерская, — там много выступают, делятся танцем со зрителями. Хотя, конечно, эти обобщения не стоит принимать за чистую монету, и танец каждого уникален в разное время и в разных условиях.

В каждом городе есть свой уникальный привкус, он связан и с теми людьми, которые там преподают. Каждый из них привносит что-то свое.

Приятно, что у нас очень дружное сообщество, где нет конкуренции. В нем царит атмосфера поддержки и взаимного уважения.

Автор: Наталья Тюменцева
Фото: Архив Саши Безродновой

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *