Контент категории г что значит
Что означает маркировка 0+, 6+, 12+, 16+ и 18+ на детских книжках и фильмах
Маркировка на детских художественных произведениях ставится не по прихоти издателей, да и к умственным способностям ребёнка она не имеет никакого отношения. Всё дело в федеральном законе «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию».
Маркировка 0+ означает, что в произведении могут быть описаны ненатуралистические сцены насилия (исключая сексуальное) с условием, что добро восторжествует над злом. Здесь и далее в качестве примера мы будем приводить всем известную русскую народную сказку «Лиса и Заяц».
Если Лиса просто выгнала Зайца из избушки, а автор осудил Лису за это и Зайца вернул, то такая книга будет иметь маркировку 0+.
В произведениях 6+ могут встречаться описания ненасильственной смерти, заболеваний и несчастных случаев, а также ненатуралистичных сцен насилия. То есть в такой книге Лиса выгнала бы заболевшего Зайца из избушки в метель, Заяц умер бы от переохлаждения, а автор Лису бы осудил.
В произведениях 16+ всё серьёзнее: ко всему перечисленному в 12+ добавились бы бранные слова. То есть Лиса и Заяц вступили бы в интимную близость, утром Лиса, покурив, обругала бы Зайца дураком, побила и выгнала из избы в метель, Заяц умер бы от обморожения, а автор Лису осудил.
Поэтому если вы хотите правильно подобрать книгу или фильм вашему ребёнку (будь ему три месяца или три года — неважно), ориентируйтесь не на маркировку, а на прочитанную аннотацию и свой здравый смысл.
Шолохов по паспорту: как работает возрастная маркировка фильмов и книг
Идея защитить детей от пагубной информации была впервые закреплена Конвенцией ООН о правах ребенка 1989 года. С тех пор идея получила развитие в запрете жестоких и порнографических материалов, в ограничении времени трансляции потенциально вредных программ, в онлайн-безопасности и правилах публикации рекламы.
Как закон определяет детский контент?
По отношению к детям весь контент делится на полностью запрещенный и информацию с ограниченным доступом.
Допустимый для детей контент в любом случае должен быть оправдан жанром или сюжетом. Сцены жестокости не должны быть натуралистическими или оскорбительными и не должны побуждать повторить их в реальной жизни. К жертвам насилия нужно выразить сочувствие.
За последние годы выдвигалось несколько предложений, корректирующих существующие правила. Например, законодательная инициатива 2015 года предлагает обязательно маркировать только запрещенный для детей контент («18+»), а другие категории отмечать добровольно. Законопроектом 2019 года дополнительно вводятся рекомендации «для семейного просмотра», «для дошкольников», «не рекомендовано для детей». Ни один из этих проектов по состоянию на октябрь 2021 года не принят.
Кто должен использовать маркировку?
Потенциально опасные для детей материалы маркируются соответствующим знаком перед распространением.
Например, пост в Instagram не маркируется, а анонс концерта ― обязательно. Но если пост в социальной сети содержит рекламу шоу, он должен быть обозначен в соответствии с возрастной категорией.
Маркировка ― забота того, кто заинтересован в обороте контента, поэтому они сами должны выбирать подходящую маркировку и располагать ее согласно требованиям. За исполнением этих правил следит Роскомнадзор.
Рейтинг фильмов в кинопрокате определяется прокатной компанией и утверждается Минкультом.
Кто несет ответственность
За нарушение закона предусмотрено административное наказание. Суммы штрафов составляют от ₽2 тыс. для физических лиц до ₽500 тыс. для предприятий.
В апреле 2021 года российским онлайн-кинотеатрам назначили по ₽100 тыс. штрафа за отсутствие маркировок сцен курения. Disney за короткометражку «Out» с главным персонажем-геем отделался предупреждением.
Что на практике: казусы в правоприменении
Предполагается, что возрастная маркировка поможет уберечь детскую психику от травмирующих сцен. Отчасти так и есть, но иногда возникают неоднозначные, даже абсурдные ситуации.
Например, издатели получают письма с просьбами «обосновать ценность текста Льва Толстого» и разъяснения о том, что для признания культурной ценности книги ее «автор должен быть мертвым и у него должны быть награды».
«Тихий Дон» Шолохова продается с маркировкой «18+». Сборники стихов Есенина, Маяковского или Бродского можно купить только с паспортом. При этом историческая энциклопедия сексуальной жизни «Камасутра» формально не подпадает под требования о маркировке. Все эти книжные казусы возникают из-за отсутствия конкретного определения, что такое культурная ценность.
При этом многое из формально запрещенного можно без особых трудностей найти в сети. Получается, что закон убирает детей из кинотеатров и забирает у них бумажные книги, отправляя искать недозволенное в интернете. В сети тоже есть запреты: например, в июле 2021 года Санкт-Петербургский суд признал запрещенными ссылки на мультсериалы «Happy Tree Friends», «Космос: Территория смерти», «Ад Данте: Анимированный эпос» из-за их жестокости. Но это скорее исключение, чем правило.
Еще одна проблема ― в несовершенстве шкалы рейтингов. Закон не видит разницы между детьми 6–10 лет и подростками 12–15 лет, зато между 16- и 18-летним возрастом проведена жирная черта, которая все равно не избавляет от неразберихи. Присваивая картинам рейтинг «16+», прокатчики теряют время и деньги, потому что Минкульт зачастую все равно меняет его на «18+».
Как за рубежом
Прогрессивная Европа
В Великобритании полномочия контроля за оборотом контента разделены между множеством ведомств: комитетом по классификации фильмов, комиссией по жалобам на прессу, службой по стандартам в рекламе, ассоциацией классификации интернет-контента и другими органами. Эта система значительно отличается от российской, в которой все контрольные функции сосредоточены в Роскомнадзоре.
В Нидерландах действует автоматизированная система классификации аудиовизуального контента. Маркировщику фильма, например, нужно ответить «да» или «нет» на 67 типовых вопросов о наличии опасной информации. Получив ответы, программа самостоятельно присваивает киноленте возрастной рейтинг.
Жесткий Китай
Либеральные Штаты
Определение рейтинга фильма перед выпуском в прокат в США ― дело добровольное. Американская система предусматривает пять категорий фильмов:
Возрастные ограничения для контента: как поставить маркировку без помощи эксперта?
Правила классификации информационного продукта
Кино, СМИ, книги, компьютерные игры, концерты, спектакли и шоу должны иметь возрастную маркировку. Это требование призвано обезопасить детей и подростков от нежелательного контента, который может нанести вред их здоровью и развитию. Но не всегда понятно, как выставляется эта оценка и стоит ли ей доверять. Порой под жесткие ограничения попадает довольно безобидный контент, иногда – наоборот. В России существует пять категорий контента: «0+», «6+», «12+», «16+» и «18+».
RSpectr разобрался в том, что скрывается за знаком с указанием возраста и как самостоятельно поставить маркировку фильму, компьютерной игре или другой информации.
Что будет, если не поставить маркировку или ошибиться?
Ставить возрастную маркировку можно самостоятельно, а можно обратиться к аккредитованному Роскомнадзором эксперту. Заключение специалиста заказывают как ведомства, так и юридические и физические лица на договорной основе. Для бизнеса экспертиза – это способ избежать потенциальных претензий со стороны контролирующих органов, для государства – это обоснование для наказания нарушителя. С готовыми результатами экспертного анализа можно ознакомиться на сайте Роскомнадзора.
Какой информации не требуется маркировка?
К исключениям из закона о возрастной маркировке относится:
Запрещенный контент
Следует отметить, что существует контент, полностью запрещенный к распространению в интернете. К нему относится:
Что нужно маркировать только «18+»
К контенту, который не может быть доступен детям и подросткам ни при каких обстоятельствах, относится информация:
Информационному материалу, в котором имеется подобный контент, должна быть присвоена категория «18+».
Как оценивать контент
Если контент не попадает в категории исключений и материалов для взрослых, то можно переходить к его оценке. Для точной классификации контента RSpectr использовал методические рекомендации к маркировке контента, на которые ссылаются аккредитованные эксперты.
В методике подробно описаны все характеристики содержания информационного продукта («содержательные индикаторы»). Вот они:
Насилие и жестокость
Антиобщественные, противоправные действия или преступления
К ним относят употребление наркотиков, табака и алкоголя, участие в азартных играх, проституцию, бродяжничество или попрошайничество. Если контент может вызвать у детей желание заняться такими действиями, то ставится знак «18+».
Сексуальные отношения
В категорию «18+» попадает любая информация порнографического характера. При этом детям до 12 лет вообще не рекомендуется демонстрировать «половые» отношения.
Язык
Здесь все просто. Если есть нецензурные слова, то ставится знак «18+». Если содержится брань, вульгаризмы и т. д., то контент доступен для детей от 16 лет.
Объекты, вызывающие страх, ужас, панику
Как только проведен анализ контента по всем содержательным индикаторам, необходимо выбрать маркировку, которая соответствует максимальной возрастной категории, содержащейся хотя бы в одной части информационного продукта.
Виды и типы контента
Что такое контент и зачем он нужен
В digital-маркетинге контент — это информационное, визуальное и другое воспринимаемое аудиторией наполнение тех или иных ресурсов:
А также материалы, передаваемые посредством электронных рассылок, мессенджеров и других каналов коммуникации.
Контент — это полезная или как-либо удовлетворяющая потребности аудитории информация, выраженная в различных формах. Это всё, что вы можете прочитать, увидеть, услышать.
Компании, сообщества, лидеры мнений — всем необходимы коммуникации с аудиторией, клиентами, партнёрами. Это общение может быть выражено в ведении личного блога путешественника, рассылки каталогов с продукцией, проведении презентаций.
Контент формирует у потребителя представление, мнение и впечатление о его производителе.
Когда нужно сыграть на эмоциях людей, производят яркий цепляющий контент — например, вирусные промо-ролики, игровой интерактив. Если осуществляется продажа высокотехнологичного оборудования, используется сухой доходчивый язык общения с узкими отраслевыми профессионалами через цифры и аргументы.
Контент может классифицироваться:
Категоризация может быть проведена с учётом множества критериев. Рассмотрим одну из них — по целям. Также мы рассмотрим виды контента в социальных сетях.
Виды контента
Продающий
Промо-контент может выглядеть следующим образом:
Обзоры продуктов созданы для ознакомления пользователей и потребителей со свойствами нового товара или услуги, правил обращения, особенностей настройки сервисов.
В своих видео мы показываем, как эффективно использовать наши модули:
Кейсы — популярный и востребованный в B2B тип контента. В нём рассказывают, как те или иные методы, инструменты, инсайты помогают бизнесу добиваться лучших результатов на реальных примерах.
С помощью кейсов компания
Лид-магниты помогают привлечь потенциальных покупателей бесплатным или дешёвым полезным контентом. Предлагая услуги по консалтингу, сперва вы можете отправить пользователю краткий путеводитель по решению тех или иных вопросов.
Развлекательный
Эстетический контент, увлекательные истории, видео и юмор желательно использовать дозированно. Этот контент формирует положительное впечатление и эмоциональный отклик. Так вы становитесь брендом с человеческим лицом.
Квизы/опросы — часто можно встретить викторины «Хороши ли вы знаете географию» или «Какой вы сорт груши». Это помогает отвлечься, поднять настроение и отдохнуть.
Смешные видео/мемы — какие-то бренды могут выстроить на юморе всю SMM-стратегию, но следует тщательно подходить к анализу аудитории. В некоторых сферах ЦА хватает одной лёгкой шутки в год.
Познавательный
Образовательный и обучающий контент решает задачи и проблемы людей, а также снимает их опасения. Хорошо способствует формированию экспертного образа и многократно повышает ценность сообщества.
Примеры познавательного контента:
Презентации ярко и доступно передают ценные знания. Без них не обойтись на выступлениях, их удобно листать на пользовательских устройствах. Хороший дизайн и качественное смысловое наполнение оставят положительное впечатление.
Лонгриды — это способ раскрыть тему со всех сторон, предоставить наибольшее погружение. Через лонгрид можно поднять квалификацию специалиста, рассказав и показав, как выполнять ту или иную задачу.
Вовлекающий/Интерактивный
К категории вовлекающего контента относится всё то, что стимулирует пользователей проявлять какую-либо активность:
Конкурсы — один из наиболее приятных для аудитории типов развлекательного контента, сопряжённый с материальной выгодой. Разыграйте среди подписчиков что-нибудь ценное и улучшите свой имидж.
Но разыгрывать что-либо совсем не обязательно. Иногда гораздо больший эффект оказывает простое обсуждение. Выберите нестандартную живую тему, которая соберёт сотни людей.
Удачным примером можно считать историю с орлицей, задолжавшей за sms. Соцсети кипели около недели, пользователи собирали деньги. Вишенкой на торте стало заявление Мегафона о том, что долг будет списан, а специально для орлов, летающих за границу, будет создан отдельный тариф.
Пользовательский
Исходя из названия данной категории, к данному типу материалов относятся те, которые были созданы пользователями или с их непосредственным участием:
Виды контента по форматам
Чтобы строить эффективную контент-стратегию, следует также разбираться в наиболее популярных форматах, которые цепляют пользователей.
Статьи и посты в блог
Экспертные статьи, новости компании, анонсы и масса историй могут быть основой для контента в формате статей.
Далеко не всегда достаточно поделиться кратким постом. Часто пользователям необходима развёрнутая информация по теме, и предоставить её можно только в виде статьи.
Для раскрытия темы важно продумать последовательную структуру, которая разложит весь материал по полочкам в голове читателя. В статьях важен понятный, но экспертный язык, который не оставляет осадка непонимания и сумбурности.
Статьи содержат много ключевых слов, благодаря которым страница хорошо индексируется поисковыми алгоритмами. Грамотно разместив ключевики в тексте, вы сможете вывести страницу в топ выдачи и привлечь большой поток органического трафика.
Хорошая статья побуждает посетителей оставаться на странице дольше, переходить в другие разделы — это улучшает поведенческие характеристики.
Блоги могут быть не такими формальными, но работают по сходному принципу — это те же веб-страницы, на которых размещён текст. Если он составлен правильно, это нравится поисковым системам, и они высоко размещают ссылку на блог на странице выдачи.
Кейсы
Также одна из разновидностей статей, но имеет свои нюансы. Как понятно из этого факта, техническая сторона неизменна: структура, ключевики, SEO.
В кейсах компания или публичная личность делится опытом успешного взаимодействия с клиентами или партнёрами. В кейсах детально излагается сущность проекта, подходы к его реализации и достигнутые результаты.
Знакомясь с кейсами, аудитория понимает, в чём ваши сильные стороны, чем вы можете быть полезны. Когда среди читателей достаточно потенциальных клиентов и лиц, принимающих решения, вы можете значительно поднять обороты бизнеса. Ведь в случае действительно ценного опыта, описанного в тексте, к вам потянется поток желающих поработать совместно или воспользоваться услугами.
Аудио-контент
В наше время всё ещё популярны подкасты, аудиокниги и аудиолекции.
Визуальный контакт не всегда удобен. Кто-то может подолгу находиться за рулём или в другом месте, где трудно держать телефон или компьютер в руках, читая или просматривая контент. Тогда на помощь приходят аудиозаписи — их можно прослушивать на ходу и усваивать важную информацию без потери качества.
Инфографика
Инфографика переводит исследования в понятное визуальное оформление. Поскольку изображения обычно длинные и узкие, они являются наиболее подходящим типом контента, для электронных устройств. Вы просто скроллите их и считываете необходимые данные.
Презентации
Презентации — это набор слайдов, на которых информация представлена в удобном компактном виде, минимум текста и максимум графики.
Они полезны в целях презентации продукта и образовании.
Презентации подходят для ознакомления на устройствах и для выступлений. Если вам есть, о чём рассказать людям, следует позаботиться о визуальном сопровождении, которое не будет рассказывать историю за вас, а послужит привлекательным дополнением.
Рассылки
Email, sms, соцсети — рассылки подходят для многих каналов коммуникации.
В них вы можете делать важные анонсы, оповещать подписчиков о важных новостях и знакомить с привлекательными предложениями.
Для регулярных рассылок необходимо продумать подробный план.
Видео
Список не ограничивается перечисленным. Главное, что видео привлекает внимание и, например, в случае с рекламой в соцсетях работает значительно эффективнее обычных изображений или текста.
Рекламные кампании
Рекламу тоже разумно отнести к контенту, ведь она оказывает большое влияние на пользователей и тесно связана с их поведением.
Таргетированная и контекстная реклама учитывает характеристики аудитории и предлагает её сегментам релевантные услуги, удовлетворяющие их самые актуальные потребности.
Реклама имеет разное представление — от нативных текстов и постах в Instagram до видео-интервью на YouTube.
В последнее время реклама способна объединять в себе сразу несколько функций — она не только продаёт, но часто носит просветительский характер, работает на вовлечение и построение сообществ.
Виды контента по размещению
Для размещения контента предусмотрены различные площадки со своими достоинствами и целевой аудиторией.
Контент для сайта
Пожалуй, наибольшую свободу даёт именно собственный сайт как площадка. Сюда можно загрузить любой контент, в том числе, интерактивный. Более того, на сайте легко размещается контент с других площадок — в частности, из соцсетей и видеохостингов.
Сайт нужен с целью организации информации в необходимом порядке и объёме, что редко доступно в соцсетях или на других площадках.
В зависимости от вашего предложения, разместите такой контент, который лучше всего продемонстрирует преимущества и побудит аудиторию к действию.
Сайт застройщика должен содержать планы этажей и калькулятор ипотеки — всё в интерактивном виде. Сайт видеопродакшна трудно представить без портфолио о шоурила, загруженного с YouTube или Vimeo.
Контент для соцсетей
Люди проводят в соцсетях существенную часть времени. Присутствуя в них и размещая свой контент — тексты, видео, аудио, опросы, конкурсы — вы становитесь ближе к потенциальным заказчикам и партнёрам.
Контент для видеохостингов
Видеопрезентации, примеры съёмок, интервью идеальны для размещения на YouTube, Vimeo и других площадках. Легче показать и рассказать о чём-то в динамике, чем ограничиваться безликим текстом или отрывочными фотографиями.
Контент для рассылок
В рассылки вы можете подгрузить различные типы контента.
Основу составляет текст, но для более красочного представления предложения следует добавлять изображения, видео и ссылки.
Люди хотят получать в рассылках полезную информацию — это «доставка на дом». Вместо того, чтобы отягощать их хождением по ресурсам, лучше отправлять всё самое нужное прямо на руки пользователям.
Контент для мероприятий
Это то, что трудно разместить в интернете или в печатном материале.
Мероприятия — живой формат, и это его основная ценность. Можно какими угодно ухищрениями изложить всё самое важное в интернете, но эффект окажется другим.
Люди собираются вместе для общения, поэтому ивенты — особый формат с уникальным подходом к контенту.
В этом случае предстоит разработать систему коммуникации для посетителей, программу секций и выступлений, раздаточные материалы, оповещения, итоговые рассылки.
Что нужно знать о возрастной маркировке в СМИ?
С 2012 года СМИ обязаны классифицировать контент и маркировать его возрастными знаками информационной продукции. Из-за сложности закона маркировка вызывает достаточно много вопросов. При этом за нарушение закона предусмотрены высокие штрафы. В этой рекомендации вы найдете все, что нужно знать о возрастной маркировке.
1. КТО И КАК ДОЛЖЕН МАРКИРОВАТЬ ИНФОРМАЦИЮ?
Обязанность маркировать информационную продукцию появилась в России в 2012 году. Она закреплена федеральным законом «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию». Согласно документу есть пять знаков информационной продукции: 0+; 6+; 12+; 16+ и 18+.
Информационная продукция — это предназначенные для оборота на территории России продукция СМИ, печатная продукция, аудиовизуальная продукция на любых видах носителей, программы ЭВМ и базы данных, а также информация, распространяемая посредством зрелищных мероприятий, интернета и сетей подвижной радиотелефонной связи.
Классифицировать информационную продукцию должен ее производитель и (или) распространитель. Например, в случае с интернет-СМИ это редакция (если она зарегистрирована как юрлицо) или учредитель.
Маркировать нужно информацию, которая распространяется:
Также маркировке подлежат книги, компакт-диски и т.д.
При классификации нужно учитывать:
1. Тематику, жанр, содержание и художественное оформление информации.
2. Особенность восприятия информации детьми определенного возраста.
3. Вероятность причинения вреда здоровью или развитию детей этим контентом.
2. ЧТО МОЖНО НЕ МАРКИРОВАТЬ?
К исключениям, которые можно распространять без обязательной маркировки знаком информационной продукции, относятся:
1. Телепрограммы, которые идут в прямом эфире.
2. Информационная продукция, распространяемая посредством радиовещания. В этом случае речь идет о конкретных программах на радио, которые маркировать не нужно.
3. Информационная продукция, демонстрируемая посредством зрелищных мероприятий. Зрелищные мероприятия — это демонстрация информационной продукции в месте, доступном для детей, и в месте, где присутствует значительное число лиц, не принадлежащих к обычному кругу семьи, в том числе посредством проведения театрально-зрелищных, культурно-просветительных и зрелищно-развлекательных мероприятий (анонсы таких мероприятий нужно маркировать).
4. Общественно-политические и производственно-практические периодические печатные издания (в том числе и региональные).
5. Информация, размещенная в интернете, за исключением сетевых изданий и аудиовизуальных сервисов.
6. Комментарии, опубликованные читателями онлайн-СМИ.
7. Учебники и учебные пособия, рекомендованные Министерством образования.
Действие закона «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» не распространяется на рекламные материалы, за исключением рекламы зрелищных мероприятий. Размер знака информационной продукции должен составлять не менее чем 5% площади афиши или иного объявления о проведении соответствующего зрелищного мероприятия, объявления о кино- или видеопоказе.
3. ТРЕБОВАНИЯ К МАРКИРОВКЕ
Знак информационной продукции, которым маркируется то или иное СМИ, должен соответствовать самой старшей возрастной категории информационной продукции. Это значит, что, например, если в вашем СМИ указан знак 16+, вы не имеете права публиковать информацию, запрещенную для детей.
Для каждого вида СМИ установлены свои требования, которым должен соответствовать знак информационной продукции.
→ Знак информационной продукции должен быть указан в верхней части главной страницы сайта и должен соответствовать самой старшей возрастной категории информационной продукции, размещенной на сайте. Лучше, если область логотипа и знака будут закреплены для всех страниц сайта.
→ По размеру он должен быть не меньше 75% от подзаголовка или не меньше размера основного шрифта с применением полужирного начертания, или не меньше 20% от основной информационной колонки.
→ Знак должен быть выполнен в контрастном заголовку издания цвете.
→ Саму новостную ленту маркировать не надо. Также не маркируются комментарии, которые размещают читатели.
→ Знак информационной продукции в программе телепередач должен соответствовать знаку информационной продукции программы, выходящей в эфир.
Ее категория определяется и обозначается знаком продукции, размещаемым с соблюдением требований соответствующих технических регламентов ее производителями или распространителями.
→ Знак должен быть указан для каждой передачи в телепрограммах, а также в транслируемых программах и передачах, которые предназначены для детей старше 12 лет или 16 лет, или запрещенных для детей.
→ Знак должен присутствовать при трансляции музыкальных клипов,если она происходит вне рамок маркируемых тематических блоков, или если клипы имеют возрастную маркировку выше, чем весь остальной контент.
→ Знак должен располагаться в углу кадра и быть не меньше логотипа телеканала.
→ Показывать знак информационной продукции нужно в начале каждой новой программы, а также при каждом возобновлении трансляции (например, после рекламы).
→ Продолжительность показа знака — не менее 8 секунд.
→ Знак не должен накладываться на логотип канала или программы, субтитры или другие надписи и знаки.
→ Возрастная маркировка должна быть в программе радиопередач для конкретной программы.
→ Сообщать о возрастной маркировке нужно не менее четырех раз в сутки или при каждом выходе радиопрограммы в эфир. Причем сообщение должно быть четким, посторонние звуки не должны его перекрывать.
4. Требования к печатным периодическим изданиям:
→ Знак должен быть указан на первой полосе. Он должен соответствовать самой старшей возрастной категории контента, распространяемого в этом конкретном выпуске. При этом анализировать и присваивать актуальную возрастную маркировку нужно каждому номеру газеты или журнала.
→ Знак должен быть по размеру не меньше логотипа или шрифтов, которые используются на первой полосе.
→ Цвет знака должен отличаться от цвета шрифта и подложек.
→ Шрифт знака не должен быть таким же, как основой шрифт первой полосы.
4. КОГДА СТАВИТЬ ТОТ ИЛИ ИНОЙ ЗНАК?
К информационной продукции для детей, не достигших возраста шести лет, может быть отнесена информация, которая не причиняет вред здоровью и развитию детей. Это информационная продукция, которая содержит оправданные ее жанром или сюжетом эпизодические ненатуралистические изображение или описание физического или психического насилия. Исключение — сцены сексуального насилия. Важное условие — обязательно должно быть торжество добра над злом, выражение сострадания к жертве и осуждение насилия. Классический пример информационной продукции 0+ — сказка “Колобок”.
К этой категории относится та же продукция, что и к категории 0+, но сюда добавляются:
1. Кратковременные и ненатуралистические изображения или описания человеческих заболеваний (за исключением тяжелых болезней) и их последствий. Форма не должна унижать человеческое достоинство.
2. Ненатуралистические изображения или описания несчастных случаев, аварий, катастроф или ненасильственной смерти. В этом случае не должно быть демонстрации их последствий, которые могут вызвать у детей страх, панику или ужас.
3. Эпизодические изображения антиобщественных действий или преступлений. Они не должны побуждать детей к их совершению, а также контент не должен оправдывать допустимость преступлений. Важное условие — в материале должно быть осуждение преступников и нарушителей.
В категории к разрешенному контенту добавляются:
2. Изображение или описание антиобщественных действий, например, употребления алкоголя, участия в азартных играх, бродяжничество, а также эпизодическое упоминание (без демонстрации) наркотиков, психотропных средств или табачной продукции. Оно не должно побуждать к действию или оправдывать допустимость антиобщественных действий или употребления нартиков и т.д.
3. Эпизодические ненатуралистические описания или изображения половых отношений (изображения или описания действий сексуального характера быть не должно). Но они не должны носить возбуждающий или оскорбляющий характер.
К этой категории относится информация, распространение которой ограничено:
1. Изображения или описание несчастных случаев, аварий, катастроф, заболеваний и смерти без натуралистических подробностей последствий.
2. Описание или изображение жестокости и насилия (за исключением сексуального) также без натуралистического показа убийства или избиений. Информация должна вызывать сострадание к жертве и осуждение самого насилия.
3. Информация о наркотических и психотропных веществах (без демонстрации), об опасных последствиях потребления таких вещества с демонстрацией, то только если выражается осуждение и есть указание на опасность их потребления.
4. Отдельные бранные слова, не относящиеся к нецензурным.
5. Изображение или описание половых отношений, не эксплуатирующие интерес к сексу и не носящие оскорбительный характер. Исключение — описание и изображение действий сексуального характера.
Запрещена для распространения среди детей (то есть относится к категории 18+) информация, которая:
1. Побуждает детей к совершению действий, представляющих угрозу их жизни и (или) здоровью, в том числе к причинению вреда своему здоровью, самоубийству, либо жизни и (или) здоровью иных лиц, либо направленная на склонение или иное вовлечение детей в совершение таких действий.
2. Способна вызвать желание попробовать наркотики, алкоголь, табачные изделия, психотропные или одурманивающие вещества, а также вызывающая интерес к азартным играм, занятию проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством.
3. Обосновывает или оправдывает допустимость насилия и жестокости к людям или животными, а также побуждает к насильственным действиям.
4. Отрицает семейные ценности, пропагандирует нетрадиционные сексуальные отношения, формирует неуважение к родителям или другим членам семьи.
5. Оправдывает противоправное поведение.
6. Содержит нецензурную брать.
7. Содержит порнографические материалы.
8. Содержит данные несовершеннолетних, пострадавших в результате преступлений. Например, его ФИО, его изображение, дату рождения, место жительства, имена или изображения его родителей или другие данные, позволяющие прямо или косвенно идентифицировать ребенка.
Издания, содержащие такую информацию, не должны распространяться в местах, предназначенных для детей, например, в образовательных учреждениях, детских медицинских, санаторно-курортных, физкультурно-спортивных организациях, организациях культуры, организациях отдыха и оздоровления детей. Также запрещено распространять их на расстоянии менее чем сто метров от границ территорий детских организаций.
Кроме того, если место распространения доступно для детей (например, книжный магазин), то печатная продукция должна продаваться только в запечатанных упаковках. Обложка не должна содержать информацию, относящуюся к категории 18+.
5. КАКАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ПРЕДУСМОТРЕНА ЗА НАРУШЕНИЕ ПРАВИЛ МАРКИРОВКИ?
Ответственность за нарушение закона предусмотрена частью 2 статья 13.21 КоАП РФ. Согласно ей нарушение правил распространение информации среди детей влечет:
—для граждан — штраф от 2 тыс. до 3 тыс. рублей с конфискацией предмета правонарушения;
— для должностных лиц — штраф от 5 тыс. до 20 тыс. рублей с конфискацией предмета административного правонарушения;
— для юридических лиц — штраф от 20 тыс. до 200 тыс. рублей с конфискацией предмета правонарушения.
Менее суровое наказание предусмотрено в случае, если без знака информационной продукции или с не соответствующим знаком опубликованы программы теле- или радиопередач, а также перечни и каталоги информационной продукции:
— для граждан — штраф от 1 тыс. до 2 тыс. рублей;
— для должностных лиц — штраф от 3 тыс. до 7 тыс. рублей
—для юридических штраф от 10 тыс. до 50 тыс. рублей (ч. 2.1 ст. 13.21 КоАП РФ).
6. ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ ПОЛУЧИЛИ ПРЕТЕНЗИЮ ОТ РОСКОМНАДЗОРА?
Если вы все-таки нарушили требования закона о «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», Роскомнадзор может составить протокол, после чего решение о штрафе будет принимать суд. Если вы получили уведомление от Роскомнадзора, вам необходимо:
2. В управлении вам необходимо ознакомиться с предъявленными требованиями и проанализировать их правомерность. Например, вам нужно оценить необходимость маркировки спорного материала и фактическое соответствие знака информационной продукции установленным критериям.
3. Если вы не особо разбираетесь в теме и не проконсультировались с юристом, то не стоит давать какие-либо пояснения или признавать вину. В протоколе в графе «Объяснения физического лица» стоит написать, что вы не согласны с претензиями, а позиция будет представлена в суде. Это никак не повлияет на назначение штрафа.
4. Если вы можете сами составить письменную позицию, то ее можно приобщить к протоколу. Если же у вас нет опыта в ее составлении, то лучше обратиться к юристам.
Чтобы не пропустить новые рекомендации в сфере медиаправа и анонсы бесплатных вебинаров, подписывайтесь на наши странички Facebook, ВКонтакте и канал Telegram — зрим в корень, пишем по делу, иногда шутим.