Контентная фотосъемка что такое
Контентная съемка
Что такое контентная съемка
— или создание визуала, или фото для личного бренда.
Под этими терминами понимают создание изображений для блогеров, экспертов или компаний, которые будут выступать в качестве иллюстраций к блогу в инстаграме или других соцсетях, и в иных медиа ресурсах. Так же ее называют съемкой для личного бренда, когда речь о съемке для персоны, или съемкой для бренда компании.
По своему характеру такая съемка максимально близка к рекламной съемке или персонализированной стоковой фотографии, которая создается индивидуально для конкретного заказчика.
Контентная съемка влючает в себя всю палитру жанров фотографии — тут есть и все виды портрета; и репортаж — создание лайфстайловых живых эмоциональных кадров, которые как-будто подсмотрены из жизни; и фэшн-образы; съемка предметов, деталей интерьера, раскладок для наполнения блога воздухом и рассказе об авторе через его атрибуты; семейные и парные кадры в стиле лав-стори, съемка с детьми, домашними животными, семьей; создание глянцевых рекламных кадров.
Кому нужна контентная съемка:
Планирование съемки
Такая съемка предполагает наличие заранее подготовленного плана и сценария съемки. В отличие от репортажной съемки, фотограф не ориентируется по ситуации и не ловит моменты того, что происходит вокруг, а заранее придумывает и создает эти ситуации.
Планирование контентной съемки включает несколько этапов:
Что на выходе?
Результат подобной съемки — создание серии максимально разнообразных снимков. Здесь нет соседних дублей. Каждый кадр имеет свою композицию, идею, посыл. Идеально — чтобы не было очевидно, что серия снимков сделана за один раз, что позволит блогеру выкладывать фотографии одну за другой в ленту и они будут смотреться интересно. Это достигается за счет четкого продумывания кадров заранее, смены образов, аксессуаров, ракурсов во время съемки.
Периодичность
Для большинства блогеров и экспертов контентная съемка носит регулярный характер. Проведение небольших сессий по два часа раз в месяц позволяет создать банк фотографий и все время пополнять его актуальными снимками — по сезонности, изменению образа, настроения. Возможен и другой подход — за один съемочный день снять контент на ближайшие полгода и какое-то время не возвращаться к этому вопросу.
«Обновить контент»
Съемка продолжительностью до 1 часа
— Проработка концепции и сценария съемки в соответствии с вашими целями. Ответим на вопросы — что снимаем? где снимаем? что делаем в кадре?
— Подготовка мудборда, референсов, раскадровки съемки — опорных кадров, на которые ориентируемся при съемке
— Обсуждение света, цветовой палитры, настроения, стилистики съемки — Съемка по составленному плану
На выходе вы получаете:
— Кадры в цветокоррекции в течение 48 часов, в ретуши в течение 7 дней
— 5 кадров в полной ретуши (работа с кожей, пластика фигуры, удаление мусора)
— 30 кадров в цветокоррекции.
Кадры разнообразные, сочетаются между собой и красиво ложатся в ленту
За час можно отснять 1-2 образа в одной локации.
При необхожимости визажист, стилист, студия оплачиваются отдельно.
«Контент на 1 месяц»
Съемка продолжительностью 2 часа
— Проработка концепции и сценария съемки в соответствии с вашими целями. Ответим на вопросы — что снимаем? где снимаем? что делаем в кадре?
— Подготовка мудборда, референсов, раскадровки съемки — опорных кадров, на которые ориентируемся при съемке
— Обсуждение света, цветовой палитры, настроения, стилистики съемки — Съемка по составленному плану
На выходе вы получаете:
— Кадры в цветокоррекции в течение 48 часов, в ретуши в течение 7 дней
— 15 кадров в полной ретуши (работа с кожей, пластика фигуры, удаление мусора)
— 60-80 кадров в цветокоррекции.
Кадры разнообразные, сочетаются между собой и красиво ложатся в ленту
За 2 часа можно отснять 3-4 образа в 1-2 локациях.
Вариант раскладки для инстаграма на 15 кадров.
При необхожимости визажист, стилист, студия оплачиваются отдельно.
«Контент на полгода»
Единовременная покупка абонемента на 3, 4 или 5 двухчасовых съемок в течение месяца.
Каждая съемка включает:
— Проработка концепции и сценария съемки в соответствии с вашими целями. Ответим на вопросы — что снимаем? где снимаем? что делаем в кадре?
— Подготовка мудборда, референсов, раскадровки съемки — опорных кадров, на которые ориентируемся при съемке
— Обсуждение света, цветовой палитры, настроения, стилистики съемки — Съемка по составленному плану
На выходе вы получаете:
— Кадры в цветокоррекции в течение 48 часов, в ретуши в течение 7 дней
— 15 кадров в полной ретуши (работа с кожей, пластика фигуры, удаление мусора)
— 60-80 кадров в цветокоррекции.
Кадры разнообразные, сочетаются между собой и красиво ложатся в ленту
За 2 часа можно отснять 3-4 образа в 1-2 локациях.
Вариант раскладки для инстаграма на 15 кадров.
Как создавать оригинальный фотоконтент для соцсетей?
Разбираемся в особенностях организации съемок для наполнения брендированных аккаунтов, их видах, требованиях к студиям и фотографам.
Для чего брендам организовывать собственную фотосъемку контента?
Это дешевле, чем платные стоковые фотографии, которые нужно долго искать, дорабатывать с риском сделать тоже, что и конкуренты.
Только так можно создавать достаточно контента в единой визуальной концепции бренда для формирования контент-плана. Использование сугубо уже имеющихся в “копилке” бренда фотоколлекций значительно ограничивает контент-менеджера в темах постов и их оформлении.
Наиболее легкий способ отразить соответствие моде и трендам, а также отреагировать на социальные и культурные инфоповоды самым заметным для аудитории способом. Выбирая моделей plus-size, либо делая стилизацию фотографий под работы обсуждаемых художников, вы транслируете свое отношение к современным тенденциям и общественным запросам.
Собственные фотосессии — это возможность избежать проблем с авторскими правами на использованные в рекламе фото и санкций модераторов на публикацию графического контента, не соответствующего принятым правилам.
Для кого нужен оригинальный фотоконтент?
В основном для интернет-магазинов одежды, косметики, украшений и других продуктов и услуг, которые важно демонстрировать не только в формате каталожной съемки, но и в “среде”. Для медийных лиц и персональных брендов также важно поддерживать с аудиторией личный контакт, который, в том числе, налаживается через публикацию фотографий человека. Сфера услуг: рестораны, развлекательные учреждения, косметология, медицина — от фотосъемки сезонных предложений и обновлений в меню до фотографий процесса и результата. Крупные бренды не обходятся без собственных фотографий, в том числе, из-за высоких рисков, связанных с нарушением авторского права на изображения и пристального внимания к ним со стороны самых разных проверяющих органов.
Виды фотосъемок для брендов
Каталожная и предметная съемка
Данный вид создан для получения фото в интернет-магазины и соцсети, которые наглядно демонстрируют товар с разных сторон. Фото для каталога обычно снимаются на белом фоне под “обтравку” а затем ретушируются, чтобы добиться абсолютно белого фона. Такие фотографии одинаково будут смотреться на всех страницах каталога. Для каталожной съемки могут использоваться раскладки одежды и предметов на столе, съемка одежды на вешалках и манекенах, а также на моделях. Съемка на моделях отличается от фотосъемки лукбуков простыми позами моделей, максимально нейтральным фоном и макияжем, не отвлекающим внимание от основных предметов съемки.
Сложность предметной и каталожной съемки в основном в большом количестве кадров и в постпродакшене. На этапе обработки все фото подвергаются ретуши, что занимает много времени.
Оплата за каталожную съемку и предметку чаще всего осуществляется поштучно и может составлять от 30 рублей до 1,5 тысяч за кадр. Зависит это от сложности организации кадра, площадки (в студии или на стороне заказчика), именитости фотографа, стоимости работы стилистов, моделей и т. п.
Это наиболее творческая разновидность съемки для брендов одежды, украшений, косметических продуктов и т.п. В лукбуке важнее идея, нежели детальная демонстрация продукта. Пример такой съемки, инстаграм бренда “Красная Москва”, который в 2019 году практически полностью состоял из жанровых фотографий.
Фото для рекламы могут склоняться в сторону предметных или жанровых фото, в зависимости от идеи. Есть реклама, в которой нет продукта вообще, а лишь намек на него.
Для рекламы часто требуется сложная предметная съемка. Застывшие брызги воды от стакана с джином и неимоверно проработанные детали на поверхности бриллианта позволяет зафиксировать в кадре дорогостоящий импульсный свет и специальная оптика. Чтобы оборудовать студию для профессиональной предметной съемки, которую можно будет использовать в рекламе, может уйти несколько миллионов рублей. От этого и цены на услуги высокие. Не ожидайте получить качественные журнальные снимки по стоимости обычной каталожной предметки.
Фотографии для наполнения ленты соцсетей в современных реалиях далеко не всегда должны быть профессиональными. Однако гармоничный контент, соответствующий идеи бренда и общей концепции аккаунта, удачно скомпилированный между собой, трудно делать без привлечения фотографа или визуализатора.
К контент-съемке может относится жанровая постановочная фотосессия для иллюстрации конкретной идеи, репортажная съемка с мероприятий, портретная съемка с демонстрацией продукта, простая демонстрационная предметная съемка.
Обычно съемка контента происходит на регулярной основе в течение нескольких часов с использованием разнообразного реквизита. Четко подобранный мудборд позволяет последовательно получать нужные кадры, а заранее продуманные образы и цвета фона, предметов, одежды позволяют добиться единой стилистики всего отснятого материала. Для контент-съемки обработка имеет меньшую важность, так как многие контент-менеджеры сами накладывают фильтры при постинге фотоизображений, добиваясь таким образом единообразия.
Подбор команды. В основном этим занимается продюсерское агентство, либо фотограф, которого вы привлекаете.
Помимо фотографа для рекламной съемки и лукбуков вам понадобится ретушер. Чаще всего это разные люди. Фотограф снимает и отдает все исходники на жестком диске заказчику. На этом его работа и зона ответственности заканчивается. Ретушер полностью отвечает за цветокоррекцию и доведение изображений до искомого идеала, а в случае необходимости, и за предпечатную подготовку.
Ассистент фотографа экономит дорогое съемочное время, помогая фотографу расставлять и регулировать световые приборы и сопутствующее оборудование.
Стилист (художник) обеспечивает художественное воплощение идеи: покупает арендует реквизит и одежду, создает образ модели (подбирает референсы для визажистов и стилистов по волосам, контролирует их работу), может искать локацию вместе с фотографом, а также на съемке отвечает за приведение площадки в должный вид, гладит одежду, помогает моделям во время съемки.
Визажисты и стилисты по волосам работают над образом живых моделей, фудстилисты и флористы — над раскладкой и составлением натюрмортов.
Кроме того, на крупные съемки привлекают водителей, кейтеринговые службы и другой непрофильный персонал для обеспечения бесперебойной комфортной работы.
Места для фотосъемок могут быть различными. С помещениями немного проще: вы можете заранее арендовать фотостудию или другое пространство и разместить в нем свое осветительное оборудование. Важно учитывать, что цветные стены могут давать паразитные цветные блики на модели, темные помещения сложнее фотографировать, большие открытые окна на солнечной стороне могут осложнять съемку, освещать моделей нужно сверху, поэтому для комфортной установки штативов со вспышками требуется высота потолков от 4 метров. В общем, нюансов много, однако заранее можно все спланировать до мельчайших деталей.
Сложности съемки на улице заключается в непредсказуемости погоды и ограниченном времени на съемку. И если вы думаете, что помешать может только дождь, вы ошибаетесь. Солнце постоянно меняет свое положение, и нужно учитывать положение модели относительно падения солнечных лучшей. Некоторые кадры невозможно получить в ясный солнечный день, так как предметы и люди будут отбрасывать жесткие тени.
Помимо ограниченного времени съемки, вы с трудом можете предсказать не только погоду, но и доступность локации. Появление любопытного участкового или внезапное закрытие общественного парка на просушку — обычные российские реалии. Получение официального разрешения на съемку избавит вас от множества проблем, однако часто его просто невозможно добиться, либо оно стоит баснословных денег.
Поэтому многие заказчики не хотят рисковать бюджетом съемки и предпочитают воссоздавать улицу в стенах фотостудии.
Многие крупные бренды, которым требуется регулярно пополнять каталог сайта, либо обновлять соцсети, обустраивают себе площадку для съемки. Это экономичный и удобный вариант, если вам требуются однообразные кадры.
Простую предметку можно снимать в лайткубе, обходясь без фотографа. Это приспособление, напоминающее обтянутую светоотражающей тканью коробку, в которую встроены подвижные лампы. Внутрь лайткуба помещается предмет, а через “открытую дверцу” вы фотографируете. При этом фотоаппарат может быть на штативе. Вам просто нужно менять предметы в кубе и нажимать на кнопку камеры. Из-за равномерной подсветки лайткуб позволяет получать сносные картинки на светлом фоне для последующей обработки, либо простые натюрморты. Лайткубы продаются разных размеров: от приспособлений для съемки бижутерии до гигантских, в которых можно сфотографировать кресло.
Подготовка предметов съемки
Выносим этот пункт отдельно неслучайно! Очень много съемок проваливаются из-за недостаточной подготовки продуктов к съемке. Не поленитесь отобрать лучшие экземпляры своей продукции, а не то что нашлось на складе. Продублируйте их на случай, если что-то повредится во время съемки. Протрите все бликующие поверхности от пыли (это касается стеклянных бутылок и гладкого пластика), используйте резиновые перчатки во избежании появления отпечатков и жирных следов, очистите ворсистые поверхности от пыли. Если вы не можете это сделать самостоятельно, то предоставьте съемочный реквизит заблаговременно, чтобы стилист или фотограф мог подготовить предметы к съемке.
Заранее подумайте про заключение авторских договоров на использование изображений со всеми действующими лицами. Подготовьте договор вместе со штатным юристом. Обратите внимание на пункт о конфиденциальности съемки. Некоторые фотографы берут дополнительную плату неразмещение результатов коммерческих съемок в публичном портфолио.
Если вы тщательно подготовились, то в процессе съемки не должно быть проблем.
Возможность наблюдать за процессом съемки и созданными кадрами на мониторе в режиме онлайн предоставляют не все фотографы. Это усложняет съемочный процесс для команды, однако позволяет заказчику непосредственно влиять на съемку.
Полезно взять на съемку жесткий диск, чтобы фотограф сразу скопировал вам все исходники. Это ускоряет процесс, если вы привлекаете собственного ретушера, а также снижает риски, связанные со случайной утратой материалов.
Мы постарались затронуть разные аспекты подготовки создания фотоконтента для брендов, однако не обсудили, как выбрать подрядчиков. Об этом можно написать целую отдельную статью, что непременно сделаем в будущем.
Визуальный контент для продвижения в социальных сетях
Как выделиться в потоке контента, который каждый день поглощают пользователи соцсетей? Можно ли быть заметными и не попадать в зону баннерной слепоты ваших читателей? Как продумать и создать визуальный образ для соцсетей? Как организовать контентную съёмку, которая будет максимально отражать вас и ваш бренд, рассказывает фотограф Лариса Ширман.
До обращения к фотографу или видеографу, до начала работы над своим визуальным образом в соцсетях я рекомендую ответить на самый важный вопрос: о чём вы?
Этот вопрос нам не обойти. Если вы его упустите, то вся остальная работа будет если не бессмысленна, то не выстрелит так, как могла бы. Ответив себе на вопрос «о чём я», мы одновременно понимаем «о чём наш визуальный образ».
Да, понимаю, это не самый простой вопрос. Как помочь себе?
Чтобы максимально учесть потребности клиента и публиковать нужную ему информацию, заранее составьте контент-план. Если не знаете как, заполните форму и получите запись видеоурока по контент-плану
Кто вы и что любите
Напишите, какие вещи вас определяют, начиная с самых простых: книги, блокноты, гаджеты, хобби. Может быть, это вязание, приготовление еды или организация уюта? В чём ваши сильные стороны?
Отметьте, какие цвета вы любите и где вам нравится проводить время? Откуда вы работаете: из дома, кофейни, офиса или мастерской?
Важно: не бойтесь ответить неверно. Каждый ваш ответ правильный. Вы можете выбрать любую реальность, но будьте честны с собой.
Почему тут важна честность?
Вы можете любить минимализм и белые стены, но в жизни сейчас пока всё по-другому. Вся ваша жизнь, и личная и рабочая, проходят в максимально ярких локациях, насыщенных красками и интересными предметами. Можно искусственно создавать себе минимализм, снимаясь в фотостудиях на фоне белых стен. А можно сделать не менее стильные снимки в реальных условиях. И да, при этом они точно выделятся из сотен однотипных фотографий с белыми стенами.
Когда поймёте, про что вы, попробуйте подобрать визуальный ряд, который вам нравится — соберите референсы. Сохраните цвета и детали, которые в будущем могут составить ваш визуальный образ.
Ожидание vs реальность: как подобрать референсы
Референс (от англ. reference — справка, сноска) — вспомогательное изображение: рисунок или фотография, которые художник или дизайнер изучает перед работой, чтобы точнее передать детали, получить дополнительную информацию, идеи.
По сути, это ваш основной инструмент для уравнения ожидания и реальности.
Например, мы скажем фотографу, что хотим минималистичные картинки, но в нашей голове это будет светлый скандинавский интерьер, а у фотографа в голове pop art, который тоже может быть достаточно минималистичным.
Минимализм может быть разным
Чтобы максимально объёмно представить результат и не только на словах объяснять всем участникам процесса наши ожидания, мы собираем референсы.
Важно: Референсы в духе «хочу визуальный образ, как у того блогера» не лучший вариант. Желание копировать — маркер того, что нет ответа на вопрос, «о чём вы сами».
Где искать референсы?
Как найти референсы, которые будут соответствовать вашему стилю и ценностям? Тренируйте насмотренность и используйте визуальные площадки и хранилища фотографий.
Насмотр — это ежедневный и непрекращающийся процесс. Каждое утро, открывая социальные сети и блоги, мы видим множество картинок. Вычленять понравившееся и сохранять в папку — минутное дело. Вы и не заметите, как очень скоро у вас сформируется своя база. С её помощью вы подберёте визуальный образ, который могут стать основой вашего контент-продвижения.
Подглядывать можно не только в сети, но и в реальной жизни. Обращайте внимание на природные фактуры, сочетание цветов, интересные локации. Создайте папку в телефоне, снимайте и записывайте то, что понравилось.
Самый удобный и быстрый пусть: Pinterest
Огромная визуальная база, в которой можно найти всё: от образов на съёмку и поз на этой съёмке до более общих идей.
Пример подборки рождественской тематики
Картинки можно сохранять на доску, которую легко расшарить тем, кто будет работать над съёмками.
О чём нужно помнить в процессе обдумывания съёмки?
Заметьте, мы всё ещё занимаемся исследовательской работой, а не идём к фотографу, чтобы он «сделал красиво». Чем детальней вы сейчас продумаете процесс съёмки, тем проще будет вам потом найти специалиста, который с этой задачей справится.
Подберите цвета
Выберите два-три доминирующих цвета и постарайтесь придерживаться их в акцентах. В выборе цвета могут помочь:
Составьте список предметов
Подумайте и напишите, какие вещи характеризуют вас и ваш бизнес? Все их можно использовать на съёмках, все они могут стать полноценными героями вашего профиля.
Определитесь с посылом
Какой эмоциональный посыл будет у съёмки? Какие эмоции вы хотите показать? Какой текстовый контент будет дополнять ваш визуальный образ? О чём планируете написать в ближайшее время? Будут это радостные, печальные или философские размышления?
Представьте своё окружение
Подумайте о присутствии других людей на фото. Кто они? Вы будете одни или в окружении незнакомых людей на улице, а может быть вы хотите постановочную сценку с «клиентом»?
Выберите место съёмок
К этому этапу у вас уже могут быть вполне определённые мысли о том, какие фото вы хотите и что на них будет. Подумайте, где можно провести съёмку? На природе, в городе, в кафе, дома или в фотостудии?
Определитесь с датами
Решите, важно ли вам показать сезонность или это должны быть нейтральные фотографии без привязки к смене года?
И вот только теперь, когда у вас есть всё для составления техзадания, когда определены цели и есть представление о том, что вы хотите, пора идти к специалисту.
Три варианта создания визуального контента
Для многих поиски фотографа — самый сложный этап. Почему? Не понятно где искать, дорого, страшно. Как себя вести, как встать, сесть, повернуться?
Но с фотофобией можно успешно бороться, используя разный план действий.
Вариант первый — самостоятельная съёмка
Если вы четко понимаете, какая картинка вам нужна, попробуйте снять её самостоятельно, используя телефон. Вам даже штатив не понадобится, хотя с ним удобнее. Просто придумайте кадр, зафиксируйте телефон, прислонив к чему-то устойчивому, и включите автоспуск. Десять попыток, и, вполне вероятно, вы сделаете хороший портрет в атмосферном месте.
Вариант второй — помощь друга
Упростить себе задачу можно, есть попросить коллегу или друга помочь. Вам нужно будет точно так же самостоятельно найти место, придумать куда сесть, объяснить постановку кадра другу и вручить ему телефон.
Вариант третий — профессиональный фотограф
Несомненно, профессиональный фотограф сделает более качественные фотографии. Но обратите внимание: контентная съемка отличается от семейной или портретной.
В приоритете контентной съёмки — смена образов, локаций и работа по вашему техническому заданию. Тому самому, которое вы составили, опираясь на референсы.
Вот почему так важно прийти к специалисту подготовленными. Техзадание здорово сократит время поиска и переговоры с фотографом.
Чеклист: о чём важно сказать фотографу до съёмки
О чём важно не забыть в процессе съёмки
Соцсети сейчас — не только фото. Обговорите с фотографом съёмку небольших видео на телефон. Они пригодятся для сторис и постов в Инстаграме. И они могут быть непрофессиональными, снятыми на бегу, между делом.
В процессе съёмок сверяйтесь с техническим заданием и контент-планом. Вычёркивайте пункты, которые завершили, и позы, которые отработали. Не зависайте над одной сценой, ведь в контентной съёмке одна сцена равна одной фотографии.
Снимайте детали, атмосферные локации, абстрактные фото, где не будет вас. Визуальный образ для человека в соцсетях — это не только лицо и портреты в разных ракурсах, но и то, что вас окружает, что говорит без вашего участия. Поэтому снимайте интерьер, любимые мелочи или фото того, что вы продаёте.
Контентную съёмку можно проводить несколько раз в год, ориентируясь на локации, сезоны и план запуска ваших личных проектов. Она стоит дешевле, чем профессиональные фотосессии. А её результат — запас фотографий для постинга, гармоничная лента и ваше спокойствие вместо судорожного подбора первых попавшихся снимков. Читайте больше полезных материалов в Клубе «Маркетинга с азов» и Телеграм-канале.
Лариса Ширман, специалист по визуальному контенту для личных и корпоративных социальных сетей.