Контейнер для чего предназначен
Морской контейнер – многооборотная стандартизированная тара, предназначенная для безопасной транспортировки грузов различных типов морским, железнодорожным, автомобильным транспортом. Существует несколько видов конструкций, но все они стандартизированы по габаритным и присоединительным размерным параметрам, брутто, устройству креплений, фиксирующих модуль к средству транспортировки и захватным органам техники для разгрузки-погрузки. Это делает удобными мультимодальные перевозки, при которых тару вместе с содержимым быстро и удобно перемещают с одного транспорта на другой. Различают модели универсальные и специализированные.
Конструкция универсальных контейнеров
Под универсальной подразумевают стандартизированную тару всех типов, не рассчитанную на использование в авиа перелетах и для транспортировки особых грузов, требующих создания индивидуальных условий при транспортировке.
Такой контейнер является металлическим ящиком, изготовленным из профилированного стального или алюминиевого листа способом сварки. В его состав входят:
Внимание! Открыть дверь, сняв пломбу и незаметно поставив ее на место, нельзя. Для опломбирования применяют самозапирающиеся пломбы или технически передовые электронные модели. Электронные устройства обладают интегрированной памятью, доступ к которой имеет только установщик пломбы. Регистратор состояния фиксирует в памяти все ситуации открытия створок в реальном времени. Для управления используются магнитные карты, наружные кодирующие панели, клавишные механизмы ввода. В составе электронного устройства может присутствовать сигнализатор проникновения.
Типы универсальных контейнеров
По величине брутто тару разделяют на следующие типы:
По размерам разделяют контейнеры на:
Тара может быть стандартной или иметь увеличенные высоту и ширину.
Универсальные контейнеры особого назначения
Конструктивные особенности такой тары облегчают погрузку-выгрузку или, например, обеспечивают вентиляцию.
Области применения универсальных контейнеров
Эта тара применяется для транспортировки товаров – тарно-штучных, мелкоштучных без тары или в легкой таре. Это могут быть продовольственные и промышленные грузы, мебель, предметы интерьера.
Правила транспортировки некоторых грузов:
В такой таре запрещено перевозить грузы, загрязняющие пол и стены, имеющие резкий, неприятный запах, стружку и лом цветных и черных металлов.
Специализированная стандартизированная тара для грузоперевозок
Какие бывают морские контейнеры, предназначенные для перевозки грузов, нуждающихся в создании особых условий:
При выборе контейнера учитывают вид груза, его габариты, наличие или отсутствие необходимости в создании особых климатических условий.
Справочник по грузовым контейнерам
Принятие стандарта
Все мы привыкли видеть стандартные транспортные контейнеры длиной в 10, 20 или 40 футов (3, 6 или 12 метров), сделанные из стали или алюминия с дверями в торце. Это самый распространённый их тип – вероятно, именно он в первую очередь приходит на ум, когда речь заходит о контейнерах.
Их называют контейнерами сухого хранения, и по стандарту ISO все они имеют ширину в 8 футов (2,4 м) и высоту в 8 футов 6 дюймов (2,6 м). Есть ещё контейнеры типа high cube выше на фут (2,9 м), но в остальном такие же по размерам. Многие из таких контейнеров переделывают в дома – в виде стильных студий, убежищ для выживальщиков или временные офисы строителей. В связи с пандемией спрос на них так вырос, что цены в последние несколько месяцев рванули вверх.
Хотя Малком Маклин и не изобрёл контейнерные перевозки, чёткие стандарты на контейнеры, появившиеся благодаря ему, предотвращают проблемы во время установки контейнеров друг на друга, их перевозки и хранения, и позволяют бережно обходиться с любым контейнером в любой точке мира, а также с лёгкостью загружать его на любую железнодорожную платформу. Абсолютно все параметры контейнеров стандартизированы, от размеров и до способа нанесения информации. Самыми большими различиями между двумя контейнерами будут серийные номера, краска, и, может быть, несколько миллиметров по одной из осей.
Но при их всей стандартизированности контейнеры не подходят абсолютно для всех типов груза. Есть довольно много типов контейнеров для перевозок, предназначенных для других целей. Давайте же посмотрим на некоторые из них.
Контейнер с плоской платформой
Это, по сути, просто платформа без стен и крыши, на которой можно перевозить такие вещи, как станки, лес, автобусы и лодки. То есть, всё большое, что нужно загружать и сгружать сверху.
У некоторых таких контейнеров складываются стороны, чтобы легче было сгружать груз. Складные контейнеры можно класть друг на друга, и такая стопка из четырёх контейнеров по размеру примерно соответствует одному стандартному. Они бывают длиной 20 и 40 футов, а ширина у них обычно такая же, как у стандартных.
Контейнер без верха
Они очень похожи на обычные контейнеры, только вместо крыши у них брезент или крышка, которую можно убрать, чтобы вместить груз любой высоты, включая гигантские шины.
Короткие стороны служат дверьми, поэтому есть несколько вариантов погрузки и разгрузки груза.
Туннельный контейнер
Контейнеры с дверями с двух сторон, а не только с одной. В них гораздо легче грузить и разгружать товары. А если контейнер используется в качестве временного склада, удобно бывает достать оттуда какой-то предмет, который иначе оказался бы у дальней стенки.
Туннельные контейнеры тоже бывают длиной в 20 и 40 футов. Обычно их делают из стали и оснащают фанерным полом.
Контейнер с открывающейся стенкой
Они очень похожи на туннельные контейнеры, только у этих дверь находится с одного торца, зато одна из длинных сторон открывается, чтобы в него удобнее было грузить широкие предметы. Это также полезно в случае, когда нужно найти определённый товар, не разгружая весь контейнер целиком.
У контейнеров разных типов есть специальные карманы для вилочных погрузчиков, чтобы пустые контейнеры легче было переставлять с места на место. На фото контейнера с открывающейся стенкой внизу сбоку чётко видно эти карманы.
Контейнер-холодильник
Холодильники полезны для транспортировки таких вещей, как продукты и других скоропортящихся товаров при долговременном поддержании неизменной температуры. Охлаждаются они обычно водой или жидкостью, хотя у некоторых внутри бывают и генераторы.
Благодаря таким контейнерам вы можете найти апельсины и яблоки в ближайшем магазине круглый год. Также в них перевозят цветы и лекарства.
На фото представлен контейнер для перевозки бананов, которые нужно держать в бескислородной среде, чтобы они не созрели раньше времени. В нём установлена система управления атмосферой, способная сохранять бананы в зелёном состоянии до 45 дней.
Изолированный контейнер
Не все скоропортящиеся товары нужно обязательно охлаждать, но некоторым требуется поддержание определённого температурного диапазона. Некоторые сорта яблок или лекарств прекрасно сохранятся в изолированном контейнере.
Также такие контейнеры хорошо справляются с сохранением товаров от воздействия окружающего воздуха, поскольку прогоняют его через фильтры. У некоторых изолированных контейнеров делают двойные стенки, как у термоса. Иные же просто отделаны изнутри термоизоляцией.
Грузовые контейнеры на колёсиках
Такие контейнеры предназначены для перевозки наборов или стопок различных вещей. Внизу у них есть колёсики для облегчения перевозки, кроме того сами контейнеры складные, и их легко хранить друг на друге.
Их обычно делают из прочной сетки, и раскрашивают в разные цвета.
Контейнеры половинной высоты
Это просто контейнеры высотой в два раза меньше обычных. Они бывают с крышкой или без.
Обычно в них возят что-то вроде угля, камней, и прочих тяжёлых сыпучих грузов, погрузку и разгрузку которых хочется упростить. Также в них грузят машины, тяжёлые станки и прочие вещи, способные поместиться внутри. Тяжёлые грузы удобно перевозить в них благодаря пониженному центру тяжести.
Контейнеры для автомобилей
Как вы, наверное, догадались, они предназначены для перевозки авто. Если вы заказали машину с другого континента, как-то она должна к вам попасть.
У многих таких контейнеров есть въезд и двухуровневые полки, чтобы впихнуть туда несколько машин, не теряя полезного объёма.
Цистерны
Большие цилиндрические ёмкости с жёстким внешним каркасом. Используются для перевозки всяких жидких грузов, от патоки до бензина.
В каждую цистерну помещается от 21 000 до 40 000 литров жидкости.
Контейнеры среднего размера
Всякие особые контейнеры для разных типов грузов, от жидких до твёрдых. Также в них обычно перевозят химикаты, пищевые сиропы, краску и сырьё. Они средние по размеру между бочками и большими контейнерами.
Некоторые из этих контейнеров жёсткие, а другие гибкие, способные складываться. Придумали их примерно 30 лет назад.
Бочки
Все мы видели подобные бочки, хотя они бывают разные, не только объёмом 55 галлонов (208 литров). Бочки обычно делают из стали, жёсткого пластика или плотного картона – в зависимости от назначения.
Они удобны для перевозки жидкостей и порошков, поскольку их можно катить, перемещать на ручной тележке или ставить друг на друга при помощи паллет, чтобы потом перевозить вилочными погрузчиками по нескольку штук за раз.
Особые контейнеры
В отличие от стандартных контейнеров, они бывают разных размеров и форм, а изготавливают из материалов, подходящих для конкретной цели.
Сменные контейнеры
В основном используются в Европе. У них прочное дно и открывающийся верх, поэтому в них можно перевозить различные типы грузов.
Обычно такие контейнеры перевозят грузовики и железнодорожные платформы. Вместо жёсткого основания с карманами для погрузчиков у них есть складные подпорки, на которых он может стоять между погрузками на грузовик или железную дорогу.
Виды контейнеров для перевозки грузов
Типы и обозначения морских сухогрузных контейнеров
Список расшифровок, представленный ниже, включает в себя наиболее часто встречающихся обозначений типов контейнеров. Основные типы морских сухогрузных контейнеров обычно обозначают аббревиатурами:
Обозначения на морских контейнерах
Основная система идентификации (identification system) контейнера состоит из следующих основных элементов:
Код владельца (owner code) состоит из трех прописных букв латинского алфавита. Он является уникальным и регистрируется в Международном бюро по контейнерам (Bureau International des Conteneurs, BIC). Регистрация проводится непосредственно в Международном бюро по контейнерам, либо национальными регистрационными организациями – филиалами Международного бюро по контейнерам, либо в России – Российским морским регистром судоходства (BIC NRO).
Идентификатор категории оборудования (equipment category identifier) состоит из одной прописной буквы латинского алфавита:
Серийный номер (serial number) контейнера состоит из шести арабских цифр. Если количество цифр серийного номера не равно шести, то перед этими цифрами вместо недостающих цифр ставят нули так, чтобы общее количество цифр серийного номера было равно шести. (Например, если используются цифры 1234, то серийный номер должен быть 001234).
Контрольное число (check digit) является средством контроля достоверности кода владельца и серийного номера. Контрольное число имеет отношение только к коду владельца, идентификатору категории оборудования и серийному номеру контейнера.
Обозначения и терминология при контейнерных перевозках:
Классификация контейнеров
По длине:
Классификация контейнеров
Контейнер – транспортная крупногабаритная тара с определенной грузоподъемностью, которая предназначена для хранения грузов и их перевозки морским, воздушным, железнодорожным и автомобильным способами. Прочная конструкция оберегает груз от механических повреждений, обеспечивает целостность товаров на всем пути следования и – при необходимости – соблюдение температурного режима. Модели оснащены специальными приспособлениями (фитингами или рымами) для крепления модулей к подвижному составу или между собой.
Разновидности контейнеров представлены группой транспортных единиц из разных материалов, где изделия выполнены с учетом особенностей перевозки техники, крупно- и малогабаритных предметов, сыпучих материалов, веществ в жидком состоянии и т.д. определенным путем. В зависимости от массы груза и его характеристик, при транспортировке прибегают к задействованию конкретных типов сухогрузных, морских, крупнотоннажных и иных контейнеров.
Современные виды контейнеров являются интермодальными: с ними доступна безопасная доставка товаров несколькими типами транспорта без дополнительных операций по разгрузке и погрузке. Классификация контейнеров для перевозки грузов и определение их назначения основаны на международных стандартах ISO.
Типы контейнеров
В рамках стандартизированной системы ISO все грузовые контейнеры подвергаются классификации по особенностям их использования, весовым и габаритным параметрам, формату конструкции. Различия и аспекты прямо влияют на назначение изделия. Это позволяет выявить допустимые/приемлемые виды грузов и перечень задач, доступных для эффективного решения с конкретной моделью транспортного ящика.
Одна из базовых систем «деления» – принцип определения вида контейнера по строению его корпуса, где различают:
Собирательные образы всех вышеупомянутых характеристик отражены в перечне основных типов контейнеров.
Универсальные грузовые единицы
Представляют из себя выполненные из металла водонепроницаемые транспортные элементы прямоугольной формы. Служат для перевозки крупных грузов разного профиля. Конструкция имеет створку распашного типа для удобной выгрузки и погрузки товаров.
Контейнеры-платформы
Прямоугольные плоские панели (поддоны) для транспортировки несыпучих мало- и среднегабаритных тяжелых грузов: строительной и военной техники, оборудования, продукции из металла и пиломатериалов. Контейнеры данной классификации оборудованы угловыми фитингами для надежной эксплуатации.
Контейнеры-танки
Специальный тип контейнера для перевозки по суше и морю газа, горючих и ядовитых жидкостей, пищевых соединений жидкого типа и различных сыпучих грузов. «Танки» производятся в форме цилиндра, имеют вид цистерны, безопасны при эксплуатации на судах и с автомобильным транспортом.
Вентилируемые модели
Созданы для транспортировки особых товаров, требующих постоянной циркуляции воздуха: чая, кофе (в зернах), пряностей и т.д. Могут быть исполнены с естественной или принудительной вентиляцией, которая достигается с помощью отверстий в корпусе или систем автоматической регулировки.
Рефрижераторы
Для ЖД перевозок подходят универсальные модули весом до 30 т.: они оснащены системами фиксации перевозимых грузов внутри корпуса и фитингами для крепления к железнодорожному составу.
Сокращения и аббревиатуры
В целях понимания классификации контейнеров и быстрого распознавания их характеристик используются установленные аббревиатуры, которые раскрывают типы контейнеров:
Для перевозки грузов морским путем DC и HC – одни из самых популярных решений, но в случае необходимости все представленные виды контейнеров беспрепятственно могут быть задействованы в подобной операции.
Классификация по габаритам
Классификация контейнеров по габаритам и массе регламентирована стандартами ISO 668, где учитывается вес брутто и размеры самого контейнера.
Деление моделей по массе и величине описано и в действовавшем ранее ГОСТ 18477, где универсальные грузовые единицы объединены в три группы:
Среди моделей наиболее широкое распространение в сфере многотоннажных перевозок получили:
Классификация контейнеров по назначению
Назначение контейнеров – функциональная характеристика, которая позволит правильно выбрать модуль для выполнения поставленных задач. Грамотный подход к изучению классификации контейнеров – залог сохранения целостности любого груза и недопущения проблем, связанных с особыми условиями его транспортировки. Для большинства типовых (бытовых) товаров 20-футового ящика универсального класса обычно достаточно. Для тяжелых малогабаритных, нестандартных или строительных грузов удачным решением станет специализированная грузовая единица. Большое количество объемных нетяжелых товаров потребует использования 40-футовой модели достаточной грузоподъемности.
Разумное задействование внутреннего пространства поможет сэкономить средства, а перевозка громоздкого, но полупустого модуля повлечет повышение расходов.
Понимание особенностей использования транспортных единиц даст на 100% эффективный результат при осуществлении грузоперевозок.
Грузовые контейнеры: типы, конструкция, применение
Контейнерные перевозки не только самый современный вид транспортировки грузов, но и наиболее экономичный. Их используют и во внутреннем сообщении, и в международном. Грузовой контейнер (container – англ. «вместилище, сосуд») представляет собой стандартную емкость для бестарной перевозки грузов разными видами транспорта и одновременно является тарой, местом хранения груза и единицей транспортного оборудования многократного использования. Cтандарт ИСО 830-1981 под грузовым подразумевает контейнер:
Как следует из определения, грузовой контейнер используется в качестве съемного органа (кузова) транспортных средств (автомобилей, вагонов, судов, самолетов и др.), который приспособлен для механизированной погрузки-выгрузки и перегрузки с одного вида транспорта на другой. Размеры и вместимость контейнеров соответствуют грузоподъемности и габаритным размерам транспортных средств, прочность и конструкция обеспечивают сохранность грузов при перевозке одним или несколькими видами транспорта в течение установленного срока службы. Эксплуатация контейнеров возможна в диапазоне температур от –60 до +70 °С.
Независимо от назначения все контейнеры стандартизованы по массе брутто, габаритным размерам, присоединительным размерам, а также по конструкции устройств для крепления их на подвижном составе железнодорожного и автомобильного транспорта и к захватным органам погрузочно-разгрузочных машин. Это позволяет осуществлять смешанные перевозки разными видами транспорта, реализуя известный в логистике принцип «от двери до двери» (door-to-door) с минимальными затратами времени и средств.
Существует ряд типов контейнеров, которые различаются как по размерам и грузоподъемности, так и по видам перевозимых и хранящихся в них грузов, но в основе классификации лежит деление на универсальные и специализированные контейнеры.
Универсальные контейнеры
Термин «универсальный» применим для контейнеров любого типа, не использующихся для перевозки воздушным транспортом и не предназначенных первоначально для перевозки особых видов грузов, например грузов, требующих регулируемого температурного режима, жидкостей или газов, сухих сыпучих материалов. Универсальный контейнер общего назначения представляет собой полностью закрытый, пылеводонепроницаемый стальной «ящик» сварной конструкции. Он состоит из несущего каркаса, связанного по всем углам фитингами, и обшивки и предназначен для перевозки и хранения грузов широкой номенклатуры. Контейнер оснащен крышей, боковыми и торцовыми стенками из гофрированного железа, достаточно жесткими, чтобы выдержать возможные нагрузки и удары. По крайней мере в одной торцовой стенке находятся двери. Элементы каркаса – угловые стойки торцовой и дверной рам, поперечная и продольная балки – выполнены из профилей с толщиной полок 3. 6 мм. Двустворчатая дверь универсального контейнера раскрывается по всей ширине и высоте контейнера. Ее створки оборудованы штанговыми кулачковыми запорными устройствами прижимной конструкции, благодаря чему створки открываются на 270°. В полностью открытом состоянии створки плотно прилегают к наружным боковым стенкам контейнера, что исключает возможность их повреждения в процессе погрузки-выгрузки. Для герметизации дверных створок используются уплотнения лабиринтного типа, предотвращающие попадание влаги внутрь. Конструкция запорных устройств исключает возможность самопроизвольного открытия двери под действием вибраций и других нагрузок, возникающих в процессе эксплуатации.
Для обеспечения сохранности грузов при перевозке и хранении на запорное устройство контейнера вешают пломбу. Открыть дверные створки при опломбированном (опечатанном) запорном устройстве, снять и установить пломбу на прежнее место невозможно, не повредив ее. В настоящее время для опломбирования запорных устройств используют механические самозапирающиеся пломбы и электронные, управляемые магнитными картами, клавишными вводными устройствами и внешними кодирующими панелями. Особенность электронных пломб в том, что они снабжены встроенной «памятью», доступной исключительно для установщика пломбы. Регистратор состояния электронной пломбы заносит в эту «память» все случаи открытия дверных створок в режиме реального времени. Электронные пломбы также могут иметь охранный радиомаячок и сигнализатор проникновения.
Универсальные контейнеры в зависимости от величины, массы брутто и конструкции подъемных строповочных устройств (ГОСТ 18477) делятся на три типа: крупнотоннажные – массой брутто от 10 т и выше с угловыми фитингами; среднетоннажные – массой брутто от 2,5 до 10 т с рымными узлами; малотоннажные – массой брутто менее 2,5 т с рымными узлами. На железных дорогах России и стран СНГ, в том числе в смешанном железнодорожно-водном сообщении, чаще всего используются контейнеры среднетоннажные грузоподъемностью брутто 3,0 и 5,0 т. Основные характеристики их приведены в табл. 1.
Параметр | УК-3 (3-тонный) | УК-5 (5-тонный) |
---|---|---|
Наружные размеры, мм | 2 100х1 325х2 400 | 2 100х2 650х2 400 |
Внутренние размеры, мм | 1 980х1 325х2 128 | 1 950х2 504х2 128 |
Размеры дверного проема (ширина х высота), мм | 1 225х2 090 | 1 950х2 100 |
Масса тары, кг | 600 | 95 |
Масса груза, кг | 2 400 | 4 050 |
Вместимость, м 3 | 5,16 | 10,40 |
Типы и основные размеры крупнотоннажных универсальных контейнеров регламентированы стандартом ИСО 668 «Грузовые контейнеры. Наружные размеры и максимальная масса брутто» и ГОСТ 18477 «Контейнеры универсальные. Типы, основные параметры и размеры». Согласно этому документу на международных транспортных линиях используются контейнеры грузоподъемностью брутто 30 т (типы 1А, 1АА), 25 т (типы 1В, 1ВВ), 20 т (типы 1С, 1СС) и 10 т (тип 1D) с единым поперечным сечением 2 438 х 2 438 мм (для типов 1А, 1В, 1С и 1D) или 2 438 х 2 591 мм (для типов 1АА, 1ВВ, 1СС) и длиной соответственно 12 192, 9 125, 2 991 мм. Их минимальные внутренние размеры определены стандартом ИСО 1894: ширина 2 330 мм (при высоте контейнера 2 197 мм) или 2 250 мм (при высоте 2 591 мм). Среди универсальных крупнотоннажных контейнеров общего назначения наибольшее распространение получили:
В России чаще всего используется 20-тонный контейнер типа 1С.
К контейнерам особого назначения относятся универсальные контейнеры, имеющие конструктивные особенности, либо для облегчения укладки груза и выгрузки иначе, чем через двери в одном торце, либо для других особых целей, например вентиляции. Существуют следующие типы контейнеров особого назначения:
• закрытый вентилируемый – аналогичен контейнеру общего применения, но специально предназначен для транспортировки грузов, требующих естественной или принудительной вентиляции;
• контейнер, открытый сверху (типа оpen top) (ИСО 1496/1) – сходен во всех отношениях с контейнером общего назначения, за исключением того, что у него вместо жесткой крыши имеется гибкий раздвижной или съемный чехол, сделанный, например, из брезента или пластика (иногда армированного) и обычно поддерживаемый откидными или съемными балками. Аналогичные контейнеры выпускают также совсем без крыши. Они могут иметь откидные или съемные верхние торцовые поперечные элементы над торцовыми дверями. Контейнер общего назначения с открывающейся крышей может использоваться для тех же специальных целей, как и открытый сверху контейнер;
• контейнер с открывающимися боковыми стенками (типа оpen side) – боковые стенки выполнены в виде дверей с такими же запорными устройствами, как и в торцовых дверях;
• контейнер-платформа (platform, ИСО 1496/5) – выполнен в виде грузовой платформы, не имеющей верхней рамы, но той же длины и ширины, что и основание контейнера данной серии. Он оборудован верхними и нижними угловыми фитингами, расположенными (в плане) так же, как и на других контейнерах, таким образом, чтобы для их подъема и закрепления можно было использовать стандартные грузоподъемные приспособления. Существуют также контейнеры, выполненные на базе платформы и в других вариантах конструкции (типа flatrack), например без жестких боковых стенок или заменяющих их рам, способных выдерживать статическое или динамическое усилие, которое может нести или передавать боковая стенка контейнера общего назначения; без торцовых стенок или со складывающимися стенками и др. Основными достоинствами этой тары является то, что груз надежно защищен от атмосферных осадков, а грузовые операции выполнять быстрее и легче, поскольку не мешают стенки контейнера.
Контейнеры перечисленных выше типов могут быть и 20-футовые, и 40-футовые (основные параметры приведены в табл. 2).
Тип контейнера | Габаритные размеры, мм (длина х ширина х высота) | Вместимость, м 3 | Масса груза, кг |
---|---|---|---|
20-футовые | |||
Стандартный | 6 060х2 440х2 590 | 33,3 | 21 700 |
Рефрижератор | 6 060х2 440х2 600 | 26,5 | 24 000 |
Изолированный | 6 060х2 440х2 440 | 26,3 | 17 760 |
С окрытым верхом | 6 060х2 440х2 590 | 32,6 | 21 500 |
Танк-контейнер (цистерна) | 6 060х2 440х2 600 | 24 | 21 000 |
На базе платформы | 6 060х2 440х2 590 | 27,9 | 20 000 |
40-футовые | |||
Стандартный | 12 190х2 440х2 590 | 67,2 | 26 580 |
Высокий | 12 190х2 440х2 900 | 76,0 | 26 330 |
Рефрижератор | 12 190х2 440х2 600 | 60 | 26 110 |
Рефрижератор высокий | 12 190х2 440х2 900 | 66 | 26 280 |
С открытым верхом | 12 190х2 440х2 590 | 66,7 | 31 570 |
На базе платформы | 12 190х2 440х2 590 | 54,8 | 39 470 |
Универсальные контейнеры используют в основном для тарно-штучных грузов широкой номенклатуры, укрупненных грузовых единиц и мелкоштучных грузов без тары в первичной упаковке или в облегченной таре. В них перевозят продовольственные и промышленные товары, домашние вещи граждан, некоторые виды скоропортящихся и опасных грузов. Перечень этих грузов и условия перевозок предусмотрены соответствующими правилами перевозок.
Из сырья животного происхождения к перевозке в контейнерах на общих основаниях допускаются лишь упакованные в двойную мягкую тару невыделанные шкуры домашних и диких животных в консервировке пресно-сухим способом; пушнина перевозится без исследования на сибирскую язву. Жидкие грузы разрешается перевозить в контейнерах только в мелкой расфасовке – бутылках, банках вместимостью не более 1 л, упакованными в облегченную тару (обрешетки, картонные коробки). Ряд подготовительных мер применяется и при транспортировке некоторых других грузов. Так, перед погрузкой запасных частей, метизов и иных предметов аналогичного назначения грузоотправитель обязан применять плотную бумагу, чтобы предохранить внутреннюю поверхность контейнера от загрязнений и повреждений. Не допускается перевозка в универсальных контейнерах грузов зловонных, загрязняющих стены и пол контейнера, а также стружки, лома цветных и черных металлов.
Специализированные контейнеры
Специализированные контейнеры служат для перевозки и временного хранения грузов ограниченной номенклатуры или отдельных видов – сыпучих, жидких, скоропортящихся или чувствительных к температуре, опасных. Помимо прочего эта группа подразделяется и по соответствующим физико-механическим и прочностным характеристикам контейнера, например по типу материала, из которого он изготовлен, способности поддерживать заданную температуру в определенных условиях, испытательному давлению и т. д. Специализированные контейнеры для нескольких однородных по своим свойствам грузов и одинаковым условиям транспортировки называют групповыми (ГОСТ 19417).
По конструкции специализированные контейнеры делятся на три типа: жесткие, мягкие и комбинированные. Специализированные контейнеры жесткой конструкции изготавливают из деревянных и металлических или только металлических элементов (сталь, алюминий). В последние годы все более широко используют мягкие (эластичные) контейнеры (ГОСТ 21045), преимуществами которых являются компактность при перевозке в порожнем состоянии, меньший коэффициент тары, чем у контейнеров из алюминия, и простота исполнения.
Изотермический контейнер (по ИСО 1496/2) – это контейнер с изолированными стенками, дверями, полом и крышей, которые ограничивают теплообмен между внутренним пространством контейнера и внешней средой. Термоизолированным называется изотермический контейнер, использующийся без холодильных и/ или отопительных установок.
Рефрижераторный контейнер с восполняемым хладагентом представляет собой изотермический контейнер, имеющий в качестве хладагента сухой лед (с регулируемой или нерегулируемой возгонкой) или сжиженные газы (с регулируемым или нерегулируемым испарением). Такой контейнер не требует наружного источника энергии или подачи горючего. Рефрижераторный контейнер с машинным охлаждением или отоплением оснащают холодильной установкой (механический компрессор, абсорбционная установка и т. п.) или обогревательным устройством.
Контейнер для сыпучих грузов (bulk) представляет собой универсальный контейнер с верхними загрузочными и разгрузочными люками и служит для перевозки сыпучих грузов.
Ежегодное мировое производство новых универсальных контейнеров составляет около 400 тысяч. Разработки в области создания новых конструкций продолжаются, несмотря на то, что контейнеры представляют собой довольно простые и хорошо проработанные устройства. Недавно Комиссия Евросоюза предложила проект нового европейского интермодального контейнера EILU (European Intermodal Loading Unit), предназначенного для фидерных перевозок. Контейнер нового типа задуман как универсальное средство для транспортировки сухих грузов. Создатели предложили два варианта: контейнер первого типа вмещает 11 паллет длиной 1,2 м, расположенных вдоль; контейнер второго типа вмещает 6 паллет. Длина контейнеров обеих модификаций составляет 2,4. 2,55 м (2 паллеты, расположенные одна за другом). Высота контейнера составит 2,67 м, что соответствует общепринятым стандартам и дает больше грузового пространства, чем контейнеры стандартов ISO 668 и ISO 669 первой серии. Новинку пока не рекомендуется использовать в трансокеанских перевозках. По оценке Еврокомиссии, внедрение контейнера такой конструкции позволит сократить объемы грузовых перевозок автотранспорта на 25%.