Контейнер мкд что это
Контейнерная площадка для мусора: нормативы установки и обслуживания
В результате жизнедеятельности возникает множество различных отходов. Это и остатки пищи, строительный мусор, испортившиеся вещи, пришедшее в негодность хозяйственное оборудование. Для поддержания чистоты и порядка коммунальными службами обустраивается специальная контейнерная площадка для мусора.
Площадка выкатных контейнеров около многоквартирного дома
Как правило, это небольшая территория с невысоким ограждением. В отличие от мусоропровода, этот способ хранения отходов предполагает ещё и сортировку мусора, что упрощает процесс переработки.
Типы и виды контейнерных площадок для мусора
Различают два вида контейнерных площадок:
Себестоимость открытых сооружений относительно невысока, и коммунальные службы пользуются именно такими.
Закрытая площадка для сбора мусора с дверьми
Закрытую со всех сторон конструкцию с навесом и даже дверями, можно увидеть не так часто. Это более дорогой вариант. Обслуживание такой площадки оплачивают жильцы отдельных близлежащих домов или организация.
Самый редкий тип — это площадка с накопителем мусора скрытого под землёй. А сверху находится только мусороприёмник. Ввиду дороговизны в устройстве и обслуживании увидеть их можно достаточно редко. Целесообразно их использование при экономии места или это нужно для сохранения эстетичного вида.
Некоторый мусор имеет свойство разлагаться, а своим запахом привлекать животных и мух. Может произойти возгорание или попадание инфекции в грунтовые воды. Чтобы избежать неприятных последствий, при сооружении контейнерной площадки для мусора, следует соблюдать определённые санитарные нормы.
Требования к площадкам ТКО и ТБО
Для начала разберёмся в понятиях ТКО и ТБО. После принятых изменений в закон «Об отходах производства и потребления», впервые появилось понятие ТКО – твёрдые коммунальные отходы. Обязанность по хранению и вывозу этого сырья была возложена на коммунальные службы.
Основная часть мусора современных городов, это обычные твёрдые бытовые отходы (ТБО), которые образуются ежедневно: остатки пищи, стекло, пластик, целлюлоза и пр. К коммунальным (ТКО) можно отнести отходы, которые накапливаются в жилых или нежилых помещениях, во время деятельности человека или организации, например, потребительские товары, утратившие своё первоначальное назначение.
В вышеупомянутом законе терминология ТКО служит в первую очередь для разграничения видов отходов и, соответственно, норм и тарифов для обычных людей и предприятий. Очевидно, что предприниматели и организации, с многочисленным персоналом, в процессе своей деятельности выбрасывают гораздо больше мусора, чем обычный житель.
Организацией контейнерной площадки занимаются местные коммунальные службы. При установке и содержании этих территорий, они должны руководствоваться требованиями, закреплёнными в инструкции «Санитарные правила содержания территории населённых пунктов СанПин 42-128-4690-88. К ним относятся:
Обустройство мест накопления отходов
При строительстве контейнерных площадок необходимо учитывать месторасположение и объёмы ежедневных отходов. В жилых массивах и спальных районах оптимально проектируются места для сбора ТБО на 3 контейнера. В парках, возле учреждений, в районе торговых центров достаточно иметь площадку на 1–2 контейнера.
В ст.8 закона РФ № 89-ФЗ прописано, кто должен устанавливать контейнеры и должен оборудовать места сбора отходов. Согласно этому закону, ответственными за обустройство площадок являются органы местного самоуправления.
Обязанность за приобретение и содержание контейнеров для накопления отходов возложена на региональных операторов. А также бункеры могут приобретать собственники земли, на которых расположены площадки накопления ТКО.
Наследие прошлого до сих пор встречается
Оборудование контейнерных площадок
Существует несколько особенностей, которые следует учитывать при строительстве площадки для мусора:
В последнее время преобладает тенденция обустройства крытых и полностью закрытых контейнерных площадок. Они считаются более практичными по обеспечению защиты от осадков и ветра. В результате отпадает необходимость приобретать баки с крышками, ведь они менее долговечны в процессе эксплуатации. При закрытых площадках можно использовать обычные мусоросборники.
Контейнеры могут быть изготовлены из различного материала. Но, лучше выбрать пластиковые, так как они не боятся сырости и срок их службы гораздо больше. С учётом типа техники для вывоза ТБО, можно приобрести выкатные (на роликах) баки.
По необходимости могут обустраиваться места с бункерами для сбора крупногабаритного мусора. Чаще всего они встречаются в местах, где ведутся строительные работы.
Содержание контейнерных площадок и ответственность
Согласно постановлению правительства №290 от 03.04.2013, обязанность по содержанию площадок, несёт собственник земли, на территории которого она расположена. Или на органах местного самоуправления: УО, ЖСК, ЖК. Благоустройство мусорных площадок состоит из:
За нарушение порядка содержания этих мест административно-техническая инспекция применяет санкцию согласно ст. 6.4 КоАП РФ ст. Налагается штраф на должностных лиц в размере до 2 тыс. руб., а для предприятий – до 20 тыс. руб. Для организации может грозить приостановка деятельности на срок до 3 месяцев.
Правила вывоза мусора
В целях защиты жителей от шума, разрешается вывозить ТБО в период с 7 часов утра до 23 часов вечера.
Нормами СанПиН 42-128-4690-88 строго регламентирована периодичность вывоза мусора, чтобы не допустить его загнивания и разложения. При температуре воздуха от +5 °C и ниже, частота вывоза 1 раз в 3 дня. В тёплое время года, при среднесуточной температуре свыше +5 °C, мусорные баки должны вывозить ежедневно.
В случае нарушения норм вывоза отходов следует обратиться с жалобой в управление Роспотребнадзора, поскольку надзор за исполнением санитарно-эпидемиологического законодательства находится в его компетенции.
Нормы установки контейнеров в частном секторе
Для владельцев частного сектора предусмотрены два способа сбора бытовых отходов:
Садовые товарищества, владельцы дачных участков, гаражно-строительные кооперативы и жители сельской местности самостоятельно выбирают способ постройки, виды ремонта и содержания мест для сбора ТБО. Если же участок небольшой и отдельно стоящий, каждый собственник может выбрать и закупить у регионального оператора по себестоимости, выкатной бак для хранения отходов.
Установленный бак для сбора мусора в частном секторе
Площадка должна быть расположена не менее, чем в 10 метрах от приусадебных участков, но не более 100 метров. Обязательно наличие ограждения мусорных контейнеров, так как в частном секторе больше бродячих животных.
Вывоз мусора в частном секторе и сельской местности регулируется законодательством. Так, законом запрещено устанавливать накопители мусора на расстоянии менее 9 метров от прохождения газовой магистрали и электростанции. Если поблизости проходит шоссе или железнодорожное полотно, площадка для сбора мусора ограждается со стороны трассы и должна быть на расстоянии не менее 20 метров от дорог.
Вывоз мусора с площадки в сельской местности
Если посёлок находится неподалёку от лесного массива или парковой зоны, то для установки накопителей отходов нужно получить специальное разрешение у регионального оператора.
Заключив договор с юридической организацией, забор мусора будет осуществляться организованно. Правила и график вывоза бытовых отходов согласовываются отдельно с обслуживающей организацией и закрепляются в договоре.
После согласования всех условий компания исполнитель обустраивает место сбора ТБО, вывозит мусор мусоровозом, регулярно чистит и убирает территорию. Оплата состоит из тарифов оператора, умноженного на норматив накопления отходов, с использованием коэффициента сезонности.
Хозяин частного сектора выбрасывает неорганические отходы в контейнер, а органические может утилизировать у себя на участке.
Для вывоза крупногабаритных отходов и строительного материала, необходимо заключить отдельный договор на утилизацию по тарифам на отдельные категории отходов.
Необходимость сортировки мусора
С каждым годом мусора на планете становится всё больше. Власти стран выделяют огромные средства на строительство полигонов для сборки бытовых отходов, под которые отводится огромная территория чистой земли. Совершенствуется оборудование и технологии по переработке вторичного сырья.
Однако, «мусорная проблема» остаётся. Под солнечными лучами и ливнями, смешанные отходы гниют и выделяют ядовитые вещества, отравляя атмосферу, землю и грунтовые воды. Зачастую происходит самовозгорание этой «гремучей» смеси, нанося окружающей среде ещё больший вред.
Проводя «мусорную» реформу, с 1 января 2019 года вступил в действие новый закон о сортировке мусора перед утилизацией. В это же время был подписан приказ президента о создании компании «Российский региональный оператор». Таким образом, государство взяло под свой контроль процессы сбора, хранения и утилизации бытовых отходов.
Многие страны уже не первый год успешно применяют систему сортировки отходов. Граждан обязали сортировать мусор, сбрасывая его в соответствующие контейнеры. Хорошо себя зарекомендовала система маркировки баков для разных отходов. В зависимости от назначения, они могут иметь различную окраску или надписи. Соответствующие службы ЖКХ обязали устанавливать такие контейнеры с разделением по типу отходов.
На бытовом уровне принято сортировать отходы по назначению:
Для удобства, чтобы поход к контейнеру не превращался в неприятную процедуру, лучше сортировать мусор дома, заранее разложив его по пакетам или контейнерам.
Процесс сортировки мусора можно назвать благородным делом, так как, потратив немного времени, каждый внесёт свою частичку заботы об окружающей среде и планете в целом.
Кто и как устанавливает контейнеры на контейнерных площадках
Органы местного самоуправления
Общие нормы об установке мест накопления ТКО регламентируются Федеральным законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления». Согласно ст. 13.4 этого документа, накопление отходов допускается только в местах накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства РФ.
В соответствии с этой же статьёй, органы местного самоуправления определяют схему размещения мест, площадок накопления твёрдых коммунальных отходов и ведут реестр таких мест. Причастность органов местного самоуправления к вопросам организации деятельности по накоплению и транспортировке ТКО указана и в ст. ст. 14–16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Таким образом, лицом, ответственным за места размещения площадок накопления твёрдых коммунальных отходов, являются органы местного управления. Значит ли это, что обслуживающая дом организация «не при делах»? Не совсем.
Обслуживающие многоквартирные дома организации
Истоки ответственности управляющих организаций за установку контейнеров кроются в статьях 161 и 162 ЖК РФ.
В доме созданы безопасные условия для проживания. В силу ч. 1 ст. 161 ЖК РФ, управление домом должно обеспечивать «благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме».
Содержание общедомового имущества соответствует нормам. Такое надлежащее содержание осуществляется в соответствии с требованиями законодательства, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Оборудование без проблем поставляет ресурсы. Благодаря надлежащему содержанию оборудование в составе общего имущества всегда готово к поставкам ресурсов, которые необходимы для предоставления коммунальных услуг жителям МКД.
УО отвечает за услуги и работы по надлежащему содержанию общедомового имущества. Согласно ч. 2.3 ст. 161 ЖК РФ, управляющая организация ответственна за оказание всех услуг и выполнение работ по обеспечению надлежащего содержания общедомового имущества. Она также следит за предоставлением коммунальных услуг, качество которых должно соответствовать нормам.
Основа всего этого – договор управления. Согласно ч. 2 ст. 162 ЖК РФ, УО за плату обязуется выполнять работы и оказывать услуги услуги и выполнять работы по управлению многоквартирным домом, по надлежащему содержанию и ремонту общедомового имущества.
Далее необходимо обратиться к Правилам № 491. Согласно пп. «е» п. 2 Правил № 491, в состав общего имущества включён земельный участок с элементами озеленения и благоустройства. А значит, и с площадками, предназначенными для мест накопления ТКО.
В соответствии с пп. «д(2)) п. 11 Правил № 491, содержание общего имущества включает в себя работы по содержанию мест, площадок накопления ТКО. Аналогичные нормы содержатся в постановлении Правительства РФ от 03.04.2013 № 290.
В пункте 26(1) Минимального перечня содержится положение, по которому в перечень работ по содержанию общего имущества входят работы по организации и содержанию площадок накопления ТКО. В их число включено обслуживание и очистка контейнерных площадок.
Складывается следующая картина: если земельный участок сформирован и оформлен в общее имущество, то обязанность по оборудованию мест ТКО и их надлежащему содержанию переносится на собственников. Следовательно, такая обязанность появляется у управляющей организации, потому что она отвечает за оказание всех услуг и выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества.
Порядок установки контейнеров на площадку
Вопрос, кто должен оборудовать площадки для накопления ТКО, прямым образом зависит от принадлежности участка под МКД.
Если участок сформирован и является общим имуществом, то такая обязанность лежит на собственниках или лицах, которые управляют многоквартирными домами. Это следует из совокупного толкования п. 4 ч. 1 ст. 36 и ст. 39 ЖК РФ. Плата за оборудование площадки для накопления ТКО включается в состав платы за содержание жилого помещения.
Если участок не сформирован, т.е. земля муниципальная, то обязанность по созданию и содержанию мест накопления ТКО несут органы местного самоуправления. Это следует из писем Минстроя РФ от 03.04.2019 № 11696-АО/06, Минприроды РФ от 11.10.2019 № 08-25-53/24802 и от 07.03.2019 № 08-25-53/5268.
Каков порядок установки? В случае с несформированным участком достаточно обратиться в администрацию, она будет обязана за свой счёт оборудовать контейнерную площадку.
При сформированном участке в первую очередь необходимо решить вопрос финансирования, для чего необходимо инициировать общее собрание собственников. Относительно требований к установке необходимо обратиться к постановлению Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156 и СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях».
В третьем случае в соответствии с п. 8.2.5 СанПиН 2.1.2.2646-10 для установки контейнеров должна быть оборудована специальная площадка с бетонным или асфальтовым покрытием, ограниченная бордюром и зелёными насаждениями по периметру и имеющая подъездной путь для автотранспорта.
Размер площадок должен быть рассчитан на установку необходимого числа контейнеров, но не более пяти. Расстояние от контейнеров до жилых зданий, детских игровых площадок, мест отдыха и занятия спортом должно быть не менее 20 м и не более 100 м. Это едва ли не идеальный случай, когда собственники согласны понести расходы на установку.
Нередко и они, и управляющая организация ссылаются на регионального оператора. Его роль в установке контейнеров размыта.
Региональный оператор
Путаницу вносит п. 90 Основ ценообразования, утверждённых постановлением Правительства РФ от 30.05.2016 № 484. Согласно нему «необходимая валовая выручка регионального оператора определяется в соответствии с методическими указаниями как сумма необходимой валовой выручки организации, расходов на транспортирование твердых коммунальных отходов, и расходов на приобретение контейнеров и бункеров для накопления твёрдых коммунальных отходов»
В схеме обращения с отходами может не быть информации о местах накопления ТКО. Тогда, согласно п. 9 Правил обращения с ТКО, региональный оператор направляет данные о выявленных площадках в орган исполнительной власти субъекта РФ, который утвердил схему.
Для этого регоператор ежегодно отправляет в уполномоченный орган сведения о количестве планируемых к размещению контейнеров и бункеров. Указывает их объём и площадки накопления ТКО, на которых планируется разместить такие контейнеры и бункеры. Делает он это не позднее 25 декабря года, который предшествует году фактического размещения оборудования (п. 13(1) Правил обращения с ТКО).
Исходя из изложенного, региональный оператор несёт расходы на приобретение и содержание контейнеров в случае выявления мест накопления ТКО, не отражённых в схеме обращения с отходами. Расходы эти, согласно п. 90 Основ ценообразования, не превышают 1% необходимой валовой выручки регионального оператора.
На заметку
Проблемы, связанные с организацией и содержанием мест накопления ТКО, не являются просто теоретическими. Вследствие «мусорной реформы» возникла путаница. Теперь, если обнаружится, что контейнер установлен на муниципальной земле без согласования, органы муниципального жилищного надзора требуют от управляющих организаций пояснить, как так вышло. И УО не стоит рассчитывать на муниципалитет – часто даже он не знает, откуда такой контейнер появился.
Так случилось с одним из клиентов ООО «МКДЭКСПЕРТ». УЖКХ администрации г. Лабытнанги сделало массовую рассылку по управляющим компаниям. В ней оно потребовало обосновать, почему контейнеры для обслуживания жилищного фонда города установлены на земельных участках в муниципальной собственности.
Управляющая организация информацией о создателях площадок не располагала, о чём и сообщила администрации. Позже выяснилось, что изначально их разместила сама администрация.
Другой клиент ООО «МКДЭКСПЕРТ» из Оренбургской области обратился со следующей проблемой: жители соседнего дома складывали мусор на его площадках. Соседним домом управляла управляющая организация-конкурент. Первоначально выстроили схему: поскольку используется общее имущество дома, управлением которым занимается клиент, то конкурент должен платить за «аренду». Тем более, содержит площадку тоже клиент. Вместе с тем, данная схема вряд ли сработает, если домом управляющей организации-конкурента заинтересуется ГЖИ.
Для разрешения спора о том, кто должен установить контейнер ТКО, необходимо определить собственника земельного участка. Зачастую с этим и связаны излишние расходы на установку контейнеров или, наоборот, бездействие, основанное на ошибочном предположении о том, что ответственность лежит на ином лице.
Подходите к этим спорам основательно или передайте рутинную работу профессионалам, которые много лет работают в сфере ЖКХ, защищая интересы управляющих компаний в судах разных инстанций.
О новых правилах создания и учёта площадок для сбора мусора
Обязанности органа местного самоуправления по № 89-ФЗ
Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ обязал органы местного самоуправления определять схему размещения мест накопления твёрдых коммунальных отходов и вести их реестр. В реестр контейнерных площадок вносятся данные о расположении мест для сбора мусора, их технических характеристиках и собственниках площадок (ч. ч. 4, 5 ст. 13.4 № 89-ФЗ).
Рассмотрим подробно каждый из этих разделов нового постановления.
Муниципалитет согласует размещение мест сбора мусора
Схема создания контейнерной площадки для сбора мусора зависит от того, кому принадлежит место, предназначенное для её размещения.
Если собственник земельного участка – муниципалитет, то орган МСУ сам создаёт на этом месте контейнерную площадку. Делается это в соответствии с правилами благоустройства территории и с требованиями Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».
Иная процедура предусмотрена для случаев, когда земля под контейнерной площадкой принадлежит частному лицу или организации. Например, территория включена в состав общего имущества многоквартирного дома. В таком случае управляющая домом организация, ТСЖ, ЖСК должны обратиться в орган МСУ с письменной заявкой на создание места для сбора ТКО.
Обращение рассматривается в течение 10 дней со дня поступления в орган МСУ. Муниципалитет направляет документы на экспертизу в территориальный орган санитарно-эпидемиологического надзора. На подготовку заключения органу санэпиднадзору отведено пять календарных дней.
В случае отрицательного решения орган МСУ направляет лицу, подавшему заявку, ответ с указанием причины отказа. После устранения нарушений заявитель вправе повторно подать документы.
Орган МСУ ведёт реестр мест накопления коммунальных отходов
Когда решение о создании контейнерной площадки для сбора мусора принято, следующий шаг – включение сведений о ней в реестр мест накопления ТКО. Реестр – это база данных муниципального образования о размещённых на его территории мусорных площадках.
Он ведётся на бумаге и в электронном виде и должен быть в бесплатном открытом доступе для неограниченного круга лиц. Для этого база данных размещается на сайте муниципалитета.
В реестр мест для накопления ТКО по каждому объекту заносится следующая информация:
1. Местоположение площадки.
Указываются адрес, географические координаты, схема размещения места на карте муниципалитета в масштабе 1:2000.
2. Технические характеристики.
Фиксируются материалы покрытия, общая площадь, количество установленных контейнеров/бункеров для ТКО и их объём.
3. Сведения о собственнике места.
Для юридического лица указываются полное наименование, регистрационный номер в ЕГРЮЛ, фактический адрес. Если земля под площадку принадлежит индивидуальному предпринимателю, то в реестр заносятся фамилия, имя и отчество собственника, регистрационный номер в ЕГРИП, место жительства согласно регистрации. О частном лице фиксируются его личные и паспортные данные, место проживания и контакты.
4. Источники образования ТКО, которые складируются на площадке (сведения об объектах капитального строительства).
Сведения в реестр вносятся на основе заявок собственников площадок
Муниципалитет после решения о создании на своей земле площадки для сбора мусора должен в течение трёх рабочих дней внести информацию о ней в реестр. Если территория под местом накопления ТКО – частная, то собственник подаёт в орган МСУ заявление на внесение контейнерной площадки в реестр. Заявка должна быть подана по установленной муниципальными властями форме не позднее, чем через три дня после начала использования места для сбора отходов.
Орган МСУ может ответить на заявление отказом, если оно не соответствует утверждённой форме, в нём содержится недостоверная информация или создание контейнерной площадки не было ранее согласовано. На устранение нарушений и повторное обращение за внесением сведений в реестр закон даёт 30 рабочих дней. При положительном решении данные о месте сбора ТКО вносятся в реестр в течение пяти рабочих дней.
Схема взаимодействия УО и органа МСУ при обустройстве места для сбора мусора
ПП РФ № 1039 должен сделать процесс взаимодействия органов самоуправления и управляющих организаций по вопросам обустройства контейнерных площадок более урегулированным.
На каждый этап ПП РФ № 1039 отводит от трёх до тридцати дней. «Правила обустройства мест (площадок) накопления ТКО и ведения их реестра» вступают в силу с 1 января 2019 года.