Контр оффер что это

Контроффер – реанимационный подход к удержанию сотрудников

Если вы приняли решение бороться за ценного члена команды, действуйте решительно и промедления.

Контр оффер что это. Смотреть фото Контр оффер что это. Смотреть картинку Контр оффер что это. Картинка про Контр оффер что это. Фото Контр оффер что это

При наличии у ключевого сотрудника оффера попытка HRа удержать его контроффером –это уже практически попытка оживить «умирающего». Это все сильно напоминает реанимационное мероприятие. Чаще всего такие попытки, к сожалению, неэффективны, поскольку у сотрудника уже есть созревшее осознанное решение. И принял он его не в один день, а шел к нему, несколько раз взвешивал все за и против, не спал ночами, мучился, оценивая все перспективы. То есть он уже переступил черту и точка возврата практически пройдена.

В такой момент вернуть сотрудника может только очень смелый контроффер. Это должно быть лучшее предложение и в плане новой роли, карьерного роста, а также и в отношении уровня дохода. Причем все условия контроффера должны случиться сразу, а не в перспективе.

Больше шансов изменить решение об уходе, если у успешного сотрудника еще нет оффера, а есть только решение поменять компанию или руководителя, или занимаемую роль, или уровень дохода, то есть сбежать от обстоятельств, в которых работать по какой-то причине некомфортно. В этой ситуации важно разобраться с первопричиной и устранить ее.

У нас в кадровой компании были подобные кейсы, когда мы удерживали ключевых сотрудников, изменив бонусную схему, роль или команду, в которой он работал. Но это большая и сложная работа по мотивации сотрудника, его психологической поддержке и целеполаганию, в которую были вовлечены и руководитель, и HR, и даже генеральный директор. Эти сотрудники работают и в настоящее время, продолжая быть эффективными и результативными. Все договоренности в таких случаях были зафиксированы в дополнительном соглашении к трудовому договору или в подписанной с двух сторон бонусной схеме.

Хорошая ли практика принимать на работу ранее уволившихся сотрудников? В некоторых компаниях существует запрет на найм «бывших» работников, но в ManpowerGroup к этому другой подход. Мы понимаем, что сотрудники могут устать, перегореть или иметь потребность посмотреть рынок, получить опыт в других компаниях. Это естественно. Если мы по-прежнему видим в нем потенциал, наличие нужных нам компетенций и знаний рынка, мы выходим на переговоры и предлагаем бывшему сотруднику «контроффер». Такой хантинг бывает особенно удачным, поскольку приобретенный новый опыт сотрудника в сочетании со «старым» опытом дает быструю адаптацию и высокую эффективность при минимальных временных затратах.

Гораздо более эффективным инструментом удержания является карьерный диалог с сотрудником и обсуждение планов его профессионального и карьерного роста. Для этого нужно как можно чаще беседовать с сотрудником о том, где и кем он себя видит не только в долгосрочной, но и в краткосрочной перспективе. В таком случае отношения между руководителем и сотрудником более открытые и доверительные, планы сотрудника, его ожидания, недовольство текущей ролью, уровнем заработной платы известны заранее и с этим можно и нужно работать, чтобы не получать в один прекрасный день заявление на увольнение по собственному желанию. Или хотя бы быть готовым к нему и подготовить преемника.

Ольга Гуляева, HR директор ManpowerGroup Russia & CIS

Источник

Контроффер:
принимать или отказаться?

У вас случалось так, что вы находите привлекательную вакансию
(а в случае с IT, рекрутер находит привлекательным вас), проходите ряд этапов отбора, получаете оффер, сообщаете об уходе начальству, а тут бац….и вы получаете встречное, еще более привлекательное предложение?

Что делать? Согласиться или решительно покинуть компанию ради новых возможностей? Разбираемся в вопросе в статье.

Контр оффер что это. Смотреть фото Контр оффер что это. Смотреть картинку Контр оффер что это. Картинка про Контр оффер что это. Фото Контр оффер что это

Получается, контроффер стоит принимать?

Если вас все устраивает в вашей работе, но вы бы хотели повышения, попробуйте поговорить с вашим руководителем. Ваше сообщение о переходе на новую работу и дальнейшее принятие контроффера могут рассматриваться как удачный шантаж.

Не советуем доводить до таких разговоров: спокойно сообщите о своих потребностях, и возможно вы получите прибавку и сохраните хорошие отношения с компанией.

Зачем мне предлагают контроффер, если я подорвал доверие?

Встречное предложение со стороны вашего работодателя является хорошим решением, если вы точно знаете, что ваша компания глубоко ценит вас как специалиста, а вы, в свою очередь, полностью довольны работой и контроффер в полной мере удовлетворил ваши потребности.

Кроме того, если компания переживает не лучшие времена, возможно вам стоит повременить с поиском новой работы хотя бы до тех пор, пока все не устаканится, и вы будете уверены, что не нанесете вашим уходом серьезный ущерб компании?

Источник

Уходя уходи: почему не стоит принимать контроффер

Привет, Хабр! Меня зовут Женя Остроумова, и я рекрутёр_ка. Сегодня поговорим с вами про контрофферы.

Контр оффер что это. Смотреть фото Контр оффер что это. Смотреть картинку Контр оффер что это. Картинка про Контр оффер что это. Фото Контр оффер что это

Контр оффер что это. Смотреть фото Контр оффер что это. Смотреть картинку Контр оффер что это. Картинка про Контр оффер что это. Фото Контр оффер что этоОб авторе статьи: Jan Tegze, автор книги Full Stack Recruiter и Talent Acquisition Leader с большим опытом в полном цикле подбора персонала. Эксперт в международном рекрутменте, поиске, HR-брендинге, маркетинге, инновационных сорсинговых техниках. Jan выступает автором и создателем Sourcing.Games, SourcingTest.Online, Recruitment.Camp. А ещё он блогер, который считает, что рекрутмент – это крутая сфера деятельности.

Больше о Jan Tegze:

Контр оффер что это. Смотреть фото Контр оффер что это. Смотреть картинку Контр оффер что это. Картинка про Контр оффер что это. Фото Контр оффер что этоОт переводчика: «Со мной как с «тыжрекрутёркой» регулярно советуются друзья. Некоторые из этих диалогов похожи друг на друга как две капли воды и выглядят примерно так:

– Женя, помоги? Я не знаю. У меня есть крутой оффер от интересной мне компании. Они классные, у них крутой проект, всё «с нуля», стек очешуительный! А люди, люди какие!
– Так. Но?
– Но я пришёл с заявлением к своему начальнику и спустя 1,5 часа разговоров вышел из кабинета с прибавкой, перспективой развития собственного проекта внутри компании… но без подписанного заявления на увольнение.
– О-хо-хо. И в чём душевные терзания?
– Ну блин! СЛОЖНО! Крутой, конечно, оффер мне сделали и те, и другие. Но с другой стороны – меня и тут, оказывается, ценят и любят. Жень, как мне теперь лучше отказать тем другим чувакам?
– (Женя закатывает глаза).

Случаи, которые то и дело происходят с моими друзьями на их нынешней работе называются «Удержание». А предложения начальников о прибавке и каких-то там ещё плюшках – это контроффер.

Контрофферы, дорогой Хабр, вещь спорная и в большинстве случаев не самая хорошая. И, чтобы быть более убедительной, я перевела статью умного человека на эту тему. Потому что мои други не первые и не последние, кто ведётся на сомнительные манипуляции начальства».

Всё больше компаний задумываются о разных инструментах для удержания сотрудников, потому что это дешевле, чем найти новых. Поиск и найм сильных работников – это долго и дорого. Крутые спецы все реже появляются на «рынке» в свободном доступе. Да ещё и за твоими работниками гоняются все, кому не лень. На этом фоне появляются разные инструменты удержания, и один из них – выставление контрофферов текущему сотруднику, когда тот подумывает уйти.

Контроффер: схема, причины, следствия

Представим себе обычного программиста Васю. Вася работает в компании X. Однажды, он сходил на собеседование в компанию Y и получил от них оффер. Вася приходит к своему начальнику и сообщает об имеющемся оффере в компании Y. В ответ его начальник в компании X делает встречное предложение и пытается уговорить Васю остаться в X. Вот это встречное предложение и называется контроффером.

Обычно в контрофферах пересматривают оклад, бонусы, премии, проекты, роли и прочее (разумеется, в приятную для сотрудника сторону).

Почему делают контрофферы? Три гадких причины для удержания

Манипуляция работодателя и как её распознать

Что произойдёт, когда вы сообщите о своем уходе работодателю? Прежде всего у вашего начальства будет шок, что вы вообще задумались об уходе. Вас будут расспрашивать о том, почему вы несчастливы и какие есть проблемы.

А потом начнут удерживать.

Главный вопрос, который вы должны себе задать: действительно ли предложенный контроффер решает все ваши проблемы и недовольства на текущем месте работы?

И еще несколько важных вопросов:

Нас и здесь неплохо кормят

Мысль остаться на текущем месте всегда заманчива. Однако существуют исследования говорящие, что подобные решения могут негативно сказаться на вашей карьере. Заявив о желании уйти и рассказав об оффере с «рынка», вы уже скомпрометировали свою лояльность в глазах вашего босса или, по крайней мере, некоторых людей в компании. А значит, если что-то пойдёт не так, и начальству нужно будет кого-то увольнять, начнут именно с вас.

Накинем ещё на вентилятор:

Что делать, если вы всё-таки решили остаться?

Работать ещё лучше. Важно помнить, что ваша попытка уйти никем не будет забыта сразу. И вам нужно будет работать в два раза усерднее, чтобы вернуть доверие работодателя и команды.

Очень редко встречное предложение оказывается успешным в долгосрочной перспективе. Как уже говорилось выше, исследования показывают, что вы уйдёте в течение 6–12 месяцев. Основные причины, по которым вы начали искать новую работу, снова появятся, и/или ваш нынешний работодатель не сможет выполнить все обещания, которые дал вам во встречном предложении.

У вас уже была причина, почему вы хотели уйти с текущей работы. Есть что-то большее, что вы хотели бы получить от вашей работы и вашей карьеры. И это что-то, чего у вас сейчас нет. И из воздуха на текущем месте оно не появится.

Каждый контроффер отличается от другого. Но, в конце концов, это ведь ваша карьера!

Контр оффер что это. Смотреть фото Контр оффер что это. Смотреть картинку Контр оффер что это. Картинка про Контр оффер что это. Фото Контр оффер что этоОт переводчика: «Лично я склоняюсь к тому, что контрофферы – это всё-таки плохо. Но давайте сразу проясним, что я здесь о ситуации, когда сотрудник уже пришёл увольняться с каким-то другим оффером с «рынка».

Если сотрудник пришёл раньше и сказал, что думает уходить, то нет ничего плохого в том, чтобы как-то попробовать разобраться в ситуации, разрешить проблемы и сохранить чудесные отношения.

В моей рекрутёрской практике я помню только одного кандидата, который отказался от стороннего оффера в пользу предложения внутри своей текущей компании и потом не уволился в течение полугода. Этот человек полностью сменил специализацию и ушёл из мобильной разработки в сторону бекенда. Остальные случаи, к сожалению, подтверждали приведённую статистику.

Но как предупредить такие ситуации? Как прийти к начальству с какими-то проблемами? На эти вопросы я обычно отвечаю так: нужно регулярно разговаривать ртом. Сейчас в IT много обсуждают формат бесед 1:1. И вот они как раз помогают».

Источник

Контроффер. Оно того стоит?

Контр оффер что это. Смотреть фото Контр оффер что это. Смотреть картинку Контр оффер что это. Картинка про Контр оффер что это. Фото Контр оффер что это

Гром среди ясного неба – вы получили заявление об увольнении от ключевого сотрудника. Сказав про себя пару-тройку нецензурных слов, вслух удаётся произнести только «Почему?» Тут выясняется, что конкуренты предложили вашему специалисту и зарплату повыше, и должность покрасивее, и плюшки повкуснее. Если вы ни при каких обстоятельствах не можете платить зарплату аналогичного уровня или придерживаетесь установки «незаменимых нет», то всё просто – прощаетесь и желаете удачи. А вот если есть возможность поторговаться за тело, душу и мозг сотрудника…

Контроффер – всегда спорная тема. В первую очередь потому, что она идёт рука об руку с двумя главными стереотипами. Первый, со стороны работодателя: если человек принял решение уйти, он всё равно это сделает, как его ни удерживай. Второй, со стороны работника: даже если примешь контроффер, тебя всё равно скоро уволят «в связи с утратой доверия». Так стоит ли овчинка выделки? Что можно предпринять, чтобы не доводить дело до контроффера? И существует ли «правильный» контроффер?

С человеческой точки зрения мотивы обеих сторон предельно понятны. Почти любой человек хочет зарабатывать больше, развиваться профессионально и/или делать карьеру и работать в максимально комфортных условиях. Если этого не получается достичь на нынешнем месте, то надо поискать в других местах. Любой руководитель более-менее чётко представляет себе последствия увольнения хорошего специалиста, а тем паче начальника отдела или топ-менеджера: время и деньги на поиск и обучение замены, провалы в проектах, пока новичок входит в курс дела, возможная потеря некоторых клиентов и т.д. Тем не менее, почему-то почти всегда переговоры «у порога» происходят не с открытым забралом, а с фигой в кармане. Каждая сторона пытается понять, какие цели на самом деле преследует другая, и как не остаться в итоге у разбитого корыта.

Аргументы за контроффер

Аргументы против контроффера

Что обычно становится предметом контроффера

Почему увольняющиеся сотрудники принимают контроффер

Почему увольняющиеся сотрудники отказываются принимать контроффер

Сергей Пак, генеральный директор JobHelp : «Мне кажется, что контроффер – это лишь временная мера. Так как если сотрудник хочет остаться в компании, он сначала подойдет к руководству все обсудить, а не будет ставить перед фактом увольнения. Если вам сделали контроффер, то принимать его не стоит – лояльность компании к человеку так или иначе теряется. Я в целом против контрофферов. Если сотрудник решил увольняться, лучше искать ему замену и найти того, кто будет гореть желанием работать в компании и выполнять поставленные задачи».

Ольга, директор по маркетингу и продажам : «Когда я увольнялась со своего первого места, где проработала 5 лет, мне сделали контроффер. Сразу нашлись и дополнительные деньги, и возможность дать мне должность ведущего специалиста, с чем меня динамили уже года два. Но я его не приняла. Во-первых, слишком много накопилось претензий к нынешнему работодателю, а во-вторых, я уже пообещала через две недели выйти на новое место.

Тем не менее, впоследствии я два раза уговаривала своих подчинённых остаться. В полном соответствии со статистикой они проработали несколько месяцев и всё равно ушли, но это были очень нужные мне несколько месяцев. В первом случае меня назначили возрождать отдел продаж после того, как из него уволились все, от прошлого начальника до офис-менеджера. Одного из продавцов я уговорила остаться, что помогло нам обеспечить преемственность всех процессов и не распугать клиентов. В другой раз хотела уволиться девочка-маркетолог по состоянию здоровья. Я предложила ей перейти на работу на полставки, она согласилась, и так мы дотянули до выхода ещё одной сотрудницы из декретного отпуска».

Константин, главный редактор : «По моему опыту все эти контрофферы бесполезны. Даёшь деньги, новые интересные обязанности (потому что им так хочется расти и развиваться), предлагаешь стать заместителем – воодушевления сотрудника хватает на неделю-две, а потом наблюдаешь всё ту же кислую мину, поджатые губы и недовольство всем вокруг себя. Одним словом, они сами не знают, чего хотят, но уверены, что лучше там, где их ещё нет.

С другой стороны, я сам когда-то остался в нынешнем холдинге именно благодаря контрофферу. Я был журналистом-обозревателем, у меня категорически не складывались отношения с руководителем, и к тому же я подисписался. Полное профессиональное выгорание и, как следствие, заявление об увольнении. Тогда мне предложили стать редактором направления, а со временем повысили до главного. То решение об уходе было спонтанным и абсолютно на эмоциях, возможность сменить круг обязанностей и выйти из подчинения человека, которого я не уважал как профессионала, всё исправила».

Среди HR-специалистов бытует мнение, что контроффер – это крайняя мера, свидетельствующая о том, что работа с персоналом в компании провалена, есть сбои при получении обратной связи, нет системы кадрового резерва и т.д. Потому что хороший руководитель узнает о недовольстве сотрудника какими-либо условиями задолго до этого момента.

Сергей Пак : «Наверное, не соглашусь, так как сотрудник может решить увольняться в связи с желанием сменить сферу, вид деятельности и т.д. А чтобы предотвратить увольнение ценного сотрудника, нужно постоянно с ним общаться на предмет того, все ли его устраивает, показывать ему, насколько он полезен для компании»

Почему сотрудники не приходят к руководству со своими проблемами и пожеланиями

Казалось бы, чего проще: заглянуть в кабинет к начальнику и попросить повысить зарплату, приведя пару-тройку аргументов в свою пользу? Но для многих это совсем непросто. А для некоторых настолько непросто, что легче пройти 10 раундов собеседований и сменить коллектив, чем один раз попросить надбавки. Почему?

Есть категория сотрудников, которые считают, что нормальный работодатель должен сам, по своей воле, индексировать зарплату как минимум раз в год на размер инфляции. Ещё должен сам мониторить рынок труда на предмет средних затрат по отраслям и опять же проводить соответствующую индексацию. А если он заставляет сотрудников унижаться и выпрашивать деньги, должности и прочие блага, то ну его к лешему, другого найдём.

Есть категория руководителей, с которыми разговаривать о прибавке к зарплате категорически невозможно – все аргументы сотрудника они отвергают как нелепые. Ну и что, что инфляция, это неделовой разговор. Ну и что, что принёс компании несколько десятков миллионов, это не только твоя заслуга. Ну и что, что на hh.ru аналогичным специалистам обещают по 100 тыс. руб. Вот когда лично за тебя будут готовы столько заплатить, тогда и придёшь. Пришёл с оффером на 120 тыс.? Шантажист, негодяй, предатель!

Есть компании, где не принято высказывать любое недовольство условиями работы. Потому что велик риск, что тебя сразу запишут в «сбитые лётчики» и при первой возможности постараются исправиться от сотрудника с якобы недостаточной мотивацией.

В принципе многие работники считают, что в ответ на любое требование изменить статус-кво они могут услышать: «Что-то не устраивает? Где дверь, знаешь». Тогда придётся или проглотить гордость и остаться, или действительно уволиться. Поэтому лучше заранее обеспечить себе запасной аэродром.

Только если доверительные отношения приветствуются и самим руководителем, и отделом персонала, и корпоративной культурой компании, возможен конструктивный диалог о пересмотре условий работы.

Как сделать «правильный» контроффер:

Одним словом, несмотря на стойкое предубеждение против контроффера как работодателей, так и работников, бывают ситуации, когда контрпредложение оказывается выгодным для обоих сторон, и человек ещё долгие годы трудится на благо компании, благодарный, что когда-то ему пошли навстречу. Поэтому каждую ситуацию нужно рассматривать индивидуально, отказавшись от стереотипов.

Чаще же бывает так, что контроффер напоминает ситуацию, когда жена сообщает, что хочет подать на развод, а муж ей говорит: «Не пори горячку, любимая, давай я сегодня же повешу те полочки, которые уже два года обещаю прибить».

Источник

Честный подход к управлению людьми, или Почему я никогда не делаю контрофферы

К сожалению, в условиях жёстких бизнес-целей честность иногда отодвигается на второе место. Осознанно занижают зарплаты, рисуют заведомо недостижимые карьерные перспективы, с помощью ловких манипуляций провоцируют на переработки, которые ничем не компенсируются. Мы так не делаем принципиально. И это не донкихотство, а вполне осознанное решение, которое вполне можно обосновать прагматически. В этой статье мы поговорим о честности на примере контрофферов. Надеюсь, в результате станет понятно, почему я считаю их крайне вредной затеей.

Контр оффер что это. Смотреть фото Контр оффер что это. Смотреть картинку Контр оффер что это. Картинка про Контр оффер что это. Фото Контр оффер что это

Дисклеймер: Яндекс очень большой и разный, и я описываю здесь только принципы, принятые в разработке Яндекс.Здоровья. Уверен, что коллеги из других подразделений могут не разделять мои (довольно радикальные) убеждения и не видят ничего зазорного в том, чтобы удержать хорошего человека, сделав ему контроффер.

Пару слов о себе. Я CTO в сервисе Яндекс.Здоровье, отвечаю за всю его техническую часть: разработку, тестирование, эксплуатацию и т. д. Сервис растёт стремительными темпами, мы активно расширяем команду, собеседуем технарей (разработчиков, тестировщиков, админов) и в большом количестве приглашаем их на работу. Время от времени случается, что хорошие кандидаты отказываются от подтверждённого ими на словах оффера. В большинстве случаев, расспросив кандидата, мы узнаём, что на текущей работе ему или ей сделали встречное «предложение, от которого нельзя отказаться», и оно звучит вкуснее и интереснее, чем наше.

Эта практика считается нормальной. И действительно, можем ли мы осуждать работодателя, желающего удержать ценного сотрудника любыми средствами? Однако сам я никогда так не делаю. В этой статье попробую объяснить, почему.

Сформулирую три условия и правила работы в команде, которые позволяют оставаться честными даже в непростых ситуациях. В качестве примера расскажу, как эти правила работают, когда у меня самого есть искушение сделать контроффер.

Итак, три правила: адекватное вознаграждение, частая синхронизация целей и ожиданий и полная обратная связь.

Адекватное вознаграждение

Тут всё просто. Важно, чтобы уровень заработной платы (включая премии и прочие плюшки) был соразмерен пользе, которую приносит человек, и не был занижен или завышен. Можно очень легко проверить, адекватно ли вознаграждение в команде. Я называю это «тест на публичность». Давайте представим, что случится, если зарплата будет публично озвучена. Будет ли непонимание со стороны коллег? Появятся ли (пусть даже незаданные) вопросы вида «Почему у Пети меньше, чем у Васи?». Если таких вопросов не появится, значит, вы всё делаете правильно.

Конечно, иногда бывают случаи, когда мы хантим Васю из соседней компании по «двойным тарифам». И зарплата у него получается в полтора раза больше, чем у Пети, который работает уже долго. Но я как руководитель десять раз подумаю, прежде чем сделать такой оффер Васе. А если сделаю, значит Вася действительно столько стоит (в текущей ситуации). И мне не стыдно будет смотреть в лицо Пете, рассказывая, почему Вася получает в полтора раза больше него. Важно учитывать, что нам, например, могут быть остро нужны разработчики, и мы готовы на любые вложения, лишь бы заполучить человека. Но это тоже надо понимать и не бояться сказать вслух.

Ещё один очень важный момент, про который все забывают: переплата в данном случае будет нечестной по отношению не только к Пете, но и к Васе. Если человек «переплачен» на входе, то ожидания от его работы у меня будут соответствующие. И тут тоже возникает множество проблем. Например, оценка работы Васи будет ниже, чем оценка работы Пети, а условный «карьерный рост» переплаченного сотрудника практически стопорится на то время, пока он не «догонит» уровень своей зарплаты. Да и потом «осадочек остаётся».

На самом деле, переплата — тема совершенно отдельной статьи. Тут есть, о чём поговорить и поспорить. Главная мысль — проверяйте уровень зарплаты ваших ребят «тестом на публичность». Полезно.

Думаю, что про недоплату писать смысла особого нет. Скажу только, что самое мерзкое из действий руководителя — уверять сотрудника, которому недоплачивают, что «он именно столько и стоит». Никакой мотивации, горящих глаз и больших побед в такой команде ждать смысла не имеет. Возможно, сработает в конторах с рабочим днём с 9 до 18 и объяснительных из-за опозданий на 15 минут. У нас — точно не сработает, да мы так и не умеем.

Частая синхронизация целей и ожиданий

Руководитель должен понимать, чего хочет сотрудник: большего дохода, более интересных задач, большей ответственности. Сотрудник должен видеть, как и что ему нужно сделать, чтобы достичь своих целей. Или (это про честность) осознавать, что в данной команде в данный момент времени части этих целей достичь не удастся. Но тогда такие цели должны быть вербализованы и их стоит периодически обговаривать.

Очень важное замечание: явно обсуждаться должны не только ожидания руководителя от сотрудника, но и ожидания сотрудника от работы (и от руководителя). В какую сторону хочет расти сотрудник? Изучать новые технологии? Управлять командой? Увеличивать уровень дохода? Это тоже рост, хотя многим почему-то стыдно это признать открыто — у нас не принято быть меркантильным. Кстати, некоторые просто хотят делать свою работу так, чтобы им никто не мешал. Это тоже нормально. Очень важный момент — добиться доверия между руководителем и сотрудником, чтобы обсуждать такие вещи без налёта социально-желаемых ответов и сомнений в духе «Ну не могу же я прямо сказать, что мне больше нравится руководить, чем писать код!». По моему опыту, далеко не все программисты готовы свои желания озвучить, и приходится догадываться по намёкам, жестам и прочим не слишком вербальным проявлениям. Так будет всегда и со всеми. Единственный универсальный (и очевидный) совет руководителю — прокачивайте эмоциональный интеллект.

Ну и, думаю, не нужно напоминать о важности периодических встреч один на один. Руководитель обязан (я редко использую это слово, но сейчас — правильный момент) периодически встречаться со своими подчинёнными и разговаривать с ними.

Очень часто приходится слышать следующее: «У нас и так есть встреча сервиса, на которой все могут задавать вопросы», «Если захотят — сами спросят» или ещё что-нибудь подобное. Первое не работает вообще — чтобы обсуждать на общей встрече личные проблемы, надо быть отмороженным экстравертом (типа меня). Второе тоже в общем случае работает только с небольшим количеством самых активных ребят. Большинство будет страдать молча и возмущаться в курилках и на кофепоинтах. Всё это вредно, поскольку даёт ложную уверенность, что вы знаете всё о вашей команде. Из-за такой уверенности вы можете пропустить не только момент возникновения серьёзных проблем с отдельными людьми, но и проблемы во всём подразделении в целом.

Ещё один классический вопрос, который возникает в этом месте: у меня 35 непосредственных подчинённых — если я буду разговаривать со всеми, кто будет делать остальную мою работу? И столь же классический ответ: 35 непосредственных подчинённых — это непорядок. Если нет формальной возможности выделить среди них более мелкие группы, просто назначьте наиболее ответственных ребят «неформальными руководителями» (например, в разработке есть отличное многофункциональное слово техлид) и делегируйте им общение один на один, а сами общайтесь с ними (в том числе по поводу агрегированной информации по команде). Ну и главное: не доверяйте работу с людьми ребятам с низким EQ, даже если они замечательные программисты. Иначе проблемы —а их будет много — всё равно придётся решать вам.

Полная обратная связь

Вернёмся к теме честности. Один из моих руководителей на периодической (надо отдать этому должное) встрече один на один говорил что-то типа «Всё хорошо, ты молодец». На следующем performance review я получил достаточно низкую оценку с большим количеством аргументов, почему она именно такая. Сказать, что я был весьма раздосадован — значит ничего не сказать. Даже несмотря на то, что я уже некоторое время не работаю в том подразделении, осадочек у меня остался до сих пор.

Если у руководителя есть вопросы к работе сотрудника, эти вопросы должны доноситься в максимально сжатые сроки. Но аккуратно. Важно понимать, что цель руководителя — не наказать сотрудника, а сделать так, чтобы он исправил свои недочёты. Если есть ощущение, что что-то не так — это надо обсудить. Если проблема видна, но не кажется очень серьёзной — о ней надо говорить, чтобы оперативно её исправить. Если проблема критичная — об этом тем более надо говорить. И о последствиях тоже. И, да, если человек отлично работает и вообще молодец — да, об этом тоже надо говорить.

Тут в очередной раз встаёт вопрос смелости и решительности руководителя. Не каждый готов сказать человеку в лицо, что тот работает плохо (и почему). Хвалить гораздо проще. И ещё один важный факт: требуется достаточно дипломатии, чтобы указать на недостатки в работе, которые необходимо исправить, не обидев сотрудника, но в то же время не заметая проблемы под ковёр и не преуменьшая их важность.

Есть одна классическая формула, когда у ребят что-то идёт не так: «учить — лечить — мочить». Разъяснение смысла этой (зачастую печальной) повести в трёх частях достойно отдельной статьи.

Каждый понимает эти три слова по-своему. Для меня «учить» — это рассказать, что именно идёт не так, почему это плохо и почему это надо исправлять с выработкой плана по исправлению (зачастую для разработчика достаточно одного пункта: «включай голову, когда занимаешься ») и проверкой, что всё улучшилось. Лечение — это попытки понять, почему обучение «не заходит», попробовать перевести, например, на другие проекты и т. д. Мочить… ну да, к сожалению, время от времени приходится.

Тут главное — не перепутать порядок. Например, наиболее частая проблема руководителя — сразу, минуя первый пункт, переходить к лечению. Или даже к наказанию — например, в парадигме «косячит — уволить».

В любом случае, все рассуждения о полноте обратной связи сводятся к следующему тезису: если вы довольны сотрудником, он должен знать, почему (это легко). Если вы недовольны — он тем более должен знать, почему (это гораздо сложнее).

Что не так с контрофферами

Вернёмся к контрофферам. Чтобы лучше представлять ситуацию, предположим, что ко мне пришла сотрудница по имени Ася и сказала, что уходит в другую компанию или в соседнюю команду. Будем считать, что Ася — хороший сотрудник, который не будет блефовать и шантажировать руководителя, чтобы выбить прибавку к зарплате (иначе контроффер точно не нужен). Что в этом случае делать мне как руководителю?

Все причины ухода можно условно разделить на два класса: уходят из текущей команды и уходят в новую команду. Рассмотрим их отдельно.

Ася уходит из текущей команды: скучно, бесперспективно, мало платят, неприятный климат.

В этом случае либо я не нашёл общего языка с Асей (что, учитывая всё вышеописанное, маловероятно и говорит о серьёзных проблемах с коммуникацией), либо — и такое тоже бывает довольно часто — я знаю о проблемах, но готов Асю отпустить. Проблемы не решаются легко или… мы ведь про честность — потеря Аси не настолько существенна для команды.

В любом случае поговорить с ней и узнать про проблему необходимо. Можно в качестве «контроффера» предложить решение проблемы (если вы честно верите, что её можно решить). Но это тоже не самый лучший вариант. Будем считать, что мы с Асей периодически обсуждаем, что её волнует. Если я до сих пор не решил проблему, про которую знаю и из-за которой (sic!) увольняются сотрудники, значит, либо я продолбал проблему (в этом случае обычно что-то делать уже поздно), либо решение проблемы очень сложное. Ещё один вариант — Ася не смогла донести до меня всю важность этой проблемы конкретно для неё. Это, пожалуй, самый неприятный случай. Но он говорит о плохой коммуникации между сотрудником и руководителем. И, скорее всего, эти проблемы в коммуникации проявятся многократно в разных других областях, в том числе критичных. Возможно, для неё самое правильное решение — принять оффер в новой компании, а для меня — отпустить её.

Ася уходит на новое место работы: большие перспективы, интересные проекты, большая зарплата, друзья позвали.

Тут говорить практически не о чем. Если ей предложили гораздо лучшие условия, чем нынешние, то смысла уговаривать её остаться нет. Единственное исключение — это когда я правда вижу потенциальные проблемы с новой должностью Аси и прямо про них говорю. Без манипуляций, которые очень хочется применить, но которые отравят дальнейшее взаимодействие с Асей. Статья про честность!

Опять же, не стоит забывать, что «по построению» сотрудник честно оценивается по своему уровню в рамках команды, постоянно общается с руководителем, озвучивает свои проблемы (или хотя бы имеет такую возможность) и понимает свои перспективы.

Важный момент: в команде могут быть, например, сферы ответственности, аналогичные тем, на которые переходит Ася. И туда уже долго и безуспешно ищут человека. Казалось бы, можно предложить эти сферы Асе — ситуация win-win. Но есть одно большое возражение: заметьте, что Ася предпочла уйти в другую команду прежде, чем выяснить возможности роста в своей. Такое поведение, скорее всего, прямо говорит об отсутствии качеств, необходимых для более ответственной позиции: доверия к руководителю, активности, лояльности, умения сформулировать потребности и смелости о них рассказать. Так что в любом случае отпускаем без сожаления и радуемся за коллегу.

Обсуждать вариант «Мне всё здесь нравится, но там дают плюс 100% к зарплате» тоже особого смысла нет. Понимаем, что у Аси есть семья, дети, родители, ипотека и радуемся за неё.

Ну и, напоследок, к вопросу про честность: я помню несколько случаев, когда сам помогал организовать переход отличных ребят из моей команды к коллегам. Я понимал, что им скучно, они засиделись и не видно, куда им расти.

И ещё одно дополнение. Не бойтесь потерять ключевых разработчиков. В большинстве случаев потеря быстро компенсируется. Если этого не бояться, то жить и работать становится гораздо легче и им, и вам. Но это тоже тема отдельной статьи…

Я не делаю контр-офферы, потому что:

P. S. Мир не чёрный и белый — всегда есть пограничные случаи и исключения из правил (работа с людьми — это, к сожалению, не математика). Так что какие-то специальные случаи могут из этой теории выбиваться. С радостью обсужу их в комментариях.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *