Контрабас или виолончель в чем различие
Музыкальные инструменты
История, описание все самое интересное
Струнные инструменты
Клавишные инструменты
Духовые инструменты
Ударные инструменты
Отличия виолончели от контрабаса
Изначально может показаться, что контрабас и виолончель неотличимые инструменты, они обладают практически одинаковой формой, одинаковым числом струн. Однако это две абсолютно разные вещи, которые различаются по размерам, методике игры, конструкции.
Что такое виолончель?
Виолончель представляет собой инструмент, который относится к категории смычковых струнных. Она применяется для сольной игры. Звучание виолончели также можно услышать в оркестре или в квартете струнных инструментов. Диапазон звука виолончели составляет от до большой октавы и до ля четвертой октавы. Поэтому ноты для данного музыкального инструмента записываются в нескольких ключах: альтовом, басовом, скрипичном. Виолончель имеет сочное звучание, верхний регистр слегка приглушенный.
Методика игры на виолончели, в том числе и исполнение штрихов, похожа на принцип использования скрипки. Однако по причине того, что виолончель обладает большими размерами, играть на ней тяжелее. В приемах игры включены флажолеты и пиццикато. Обычно играют на виолончели сидя, используя смычок.
Чем отличается контрабас?
Контрабас также относится к смычковым струнным инструментам, являясь самым крупным представителем данного семейства – его величина достигает двух метров, а звучание его самое низкое. Контрабас применяется в симфоническом оркестре в джазе, камерных ансамблях, рокабилли.
Звучание контрабаса ограничивается диапазоном от ми контроктавы до соль первой октавы. У него густое низкое звучание, которое его делает легко узнаваемым. Контрабас в редких случаях применяется для сольной игры, однако отдельные музыканты специализируются на сольной игре контрабаса. Для контрабаса применяются приемы игры и штрихи, как и на скрипке. Однако из-за его размеров обуславливаются ограничения в возможностях игры. К примеру, на данном инструменте сложно играть скачки и гаммы. Зато прекрасно звучит пиццикато. Если на контрабасе играют в стиле сайкобилли и рокабилли, то применяется техника слэпа. Играют на контрабасе пальцами или смычком, стоя.
Сравнительная характеристика инструментов
Таким образом, контрабас и виолончель относятся к одной категории инструментов. Однако виолончель меньше по размерам. На ней играют в сидячем положении, а на контрабасе – в стоячем. Контрабас имеет более низкое звучание, а виолончель звучит выше. Методика игры на данных инструментах похожа. Но на виолончели можно играть исключительно смычком, а на контрабасе можно использовать и смычок, и пальцы.
Если вы желаете научиться играть на одном из данных инструментов, следует выбирать, учитывая личные предпочтения, стиль и звучание музыки, который придется вам по душе. Также можно посоветоваться с преподавателем по музыке, специализирующимся на струнных смычковых инструментах. Внимательно послушайте, как именно звучит каждый инструмент, так вы сможете понять, какой из них для вас более привлекателен, интересен для изучения и освоения.
История создания гитары
Первым музыкальным инструментом, который был похож на гитару был музыкальный инструмент набла. Читать дальше
Гобой
Гобой —духовой музыкальный инструмент сделанный из дерева, в отличии от кларнета гобой имеет двойной язычок. Читать дальше
Маленький музыкальный ликбез
Пианино чаще используют для камерного исполнения фортепьянной музыки, обучения и любительского музицирования. Благодаря относительной компактности может быть установлено в большинстве квартир.
Рояль имеет крыловидную форму корпуса, установлен на три ножки и расположен горизонтально.
Более крупная дека рояля выдаёт более громкое звучание, что делает его незаменимым на концертах и в классах музыкальных школ.
Скрипка, альт, виолончель и контрабас
Альт от скрипки отличается только размерами, конструкция и форма один в один. Современный альт имеет длину от 38 до 43 сантиметров.
Слева скрипка, справа альт.
На альтах бо́льшего размера, 46―47 сантиметров (такие альты изготовлялись старыми мастерами итальянских школ), играют в основном сольные исполнители, обладающие более сильными руками и разработанной техникой.
От шутников с музыкальных форумов:
«В чем отличие скрипки от альта?
Альт горит дольше.
На альте помещается больше пива».
Виолончель такого же строения, что и скрипка или альт, однако значительно бо́льших размеров. При игре исполнитель опирает виолончель о пол шпилем.
М.Растропович.
Принципы игры — те же, что и на скрипке, однако, вследствие бо́льших размеров инструмента и иного положения играющего техника игры на виолончели усложнена.
Квартет «Apocalyptica» (Финляндия).
В оркестровой партитуре партия виолончелей пишется между партиями альтов и контрабасов. Виолончель — обязательный участник струнного квартета.
Контрабас (итал. contrabbasso) — самый крупный по размерам (около двух метров в высоту) и самый низкий по звучанию из широко используемых смычковых струнных музыкальных инструментов.
Современные контрабасы могут обладать либо пятой струной, настроенной до контроктавы, либо специальным механизмом, «удлиняющим» самую низкую струну и позволяющим получать дополнительные нижние звуки.
Основная сфера применения контрабаса — симфонический оркестр, в котором группе контрабасов принадлежит важнейшая роль басового фундамента. Контрабас также иногда используется в камерных ансамблях, а также в джазе и родственных ему жанрах.
В рокабилли контрабас используется вместо бас-гитары, причём играют практически всегда слэпом (ударом большого пальца о струны) — за счёт «щелчков» контрабас дополняет ритмическую секцию, а в группах без ударника — успешно заменяет её.
«Мистер Твистер»
Аккордеоны,баяны,гармонь.
Сразу рассмотрим аккордеон. «В Штирлице ничто не выдавало русского разведчика, кроме ушанки со звездой и парашюта, волочившегося за спиной».
В России аккордеоном принято называть только инструменты с правой клавиатурой фортепианного типа.
В США, Европе и других странах принято называть аккордеонами все разновидности ручных гармоник, которые в свою очередь могут иметь собственные названия.
Например баян у них считается разновидностью кнопочного аккордеона. Бог им судья.
Малый аккордеон 26х48
Самая распространённая гармонь в наше время — двухрядная «хромка», но существуют также трёхрядные инструменты и инструменты с одним рядом кнопок.
«Хромка» 25х25
Кроме стандартного количества клавиш 25 справа и слева (25х25), выпускаются как в заводском, так и в заказном исполнении гармоники как с уменьшенным, так и с расширенным диапазоном. На левой клавиатуре у гармони может быть максимум 31 кнопка.
Баяны имеют 3-х или 5-ти рядную правую клавиатуру. В 5-ти рядной клавиатуре первые два ряда (от меха) являются вспомогательными, они дублируют ноты, располагающиеся в трёх других рядах
Правая клавиатура концертного баяна московской раскладки с 3-мя рядами содержит 67 кнопок, с 5-ю рядами 112 кнопок.
5-рядный баян
Левая клавиатура так же, как и у полного аккордеона, у полного баяна состоит из 120-ти кнопок. 6-й ряд (с уменьшёнными септаккордами) у некоторых баянов отсутствует. Минимум 60 клавиш.
Полубаяны по сравнению с полными баянами меньше по размеру и, более портативны и легки. были удобны для обучения детей.
Баян ученический детский 30х30 тем не менее это баян!
Крепится на больших пальцах рук музыканта или на запястьях. Имеет шестигранную форму и кнопки на торцах.
Н.Бандурин.
Куда же без «канарика».
Бандонеон похож на концертину, с таким же расположением клавиш, с торцов, но крупнее и всегда четырехугольной формы.
Именно благодаря бандонеону музыка аргентинского танго получила то пронзительно-щемящее звучание, которое привлекает к ней столько поклонников.
Чем контрабас отличается от виолончели?
Виолончель – это струнно-смычковый музыкальный инструмент. По форме он напоминает скрипку, сильно увеличенную в размере. Если звук скрипки схож с высоким женским голосом, то звук виолончели можно сравнить с низким мужским голосом. Инструмент довольно тяжелый, поэтому он ставится на пол, а музыкант играет сидя.
История создания виолончели совпадает с историей скрипки. Предком обоих инструментов является виола, которую усовершенствовали одни и те же итальянские мастера Бертолотти и Амати. Но только величайшему мастеру Антонио Страдивари удалось довести виолончель до совершенства. Некоторые из созданных им инструментов сохранились и до сих пор и служат эталоном для современных мастеров.
Виолончель практически сразу вошла в состав симфонического оркестра, но ни один композитор не давал ей возможности исполнять сольные партии. Долгое время у инструмента была всего одна задача – аккомпанировать остальным партиям. Лишь спустя сто лет композиторы заметили необычайно красивый голос виолончели и стали писать сольные партии для нее. Выдающимся отечественным виолончелистом был Мстислав Ростропович.
Контрабас тоже относится к семейству струнно-смычковых инструментов. Это самый крупный инструмент симфонического оркестра, который обладает самым низким голосом. Высота контрабаса достигает 2 метров, а самый низкий около 180 сантиметров, поэтому исполнитель играет стоя, упирая инструмент в пол, а гриф кладет на плечо. Смычок для контрабаса гораздо длиннее скрипичного, количество волосков тоже больше.
Предком контрабаса является виола. Получается, что скрипка, виолончель и контрабас произошли от одного инструмента. Но есть и расхождения в истории этих инструментов – родился контрабас в Германии в 16 веке. В 17 веке он был принят в состав симфонического оркестра, где прочно укоренился. Контрабас очень точно повторяет формы своего предка – виолы, в отличие от виолончели и скрипки.
Звук у трех представителей струнно-смычковых (скрипка, виолончель, контрабас) извлекается по одному принципу – струна колеблется под воздействием смычка. Высота звука зависит от размеров корпуса и толщины струн: чем больше корпус и толще струны, тем ниже будет звук. Виолончель и контрабас обладают очень низким и густым звуком, поэтому композиторы доверяют исполнять трагические, грустные, тоскливые партии именно этим инструментам.
Контрабас или виолончель в чем различие
Альт, виолончель, контрабас
На вопрос, что такое альт, чуть ли не все отвечают: «Это скрипка, только побольше».
Такой ответ верен, если иметь в виду лишь форму инструмента, его внешний вид. Но альт имеет свой характерный тембр, не похожий на звучание никакого другого инструмента, поэтому считать его всего-навсего большой скрипкой нельзя.
История альта драматична. Ему не везло, да и сейчас не очень везет.
Кремонские мастера делали большие, акустически правильные альты, и звучали они изумительно. Но получалась парадоксальная вещь: если скрипач всегда мечтал о хорошей скрипке и искал ее, то альт, наоборот, сам искал музыканта и далеко не всегда находил его. Музыканты отвергали большие, прекрасно звучащие альты и заказывали себе инструменты поменьше. Постепенно сложилось мнение, что на большом альте вообще невозможно играть. Мастера, отвечая спросу музыкантов, стали производить альты-недомерки с гнусавым и приглушенным звуком. Даже Антонио Страдивари в конце концов пошел на компромисс с собственным мастерством и стал делать маленькие альты, ненамного крупнее скрипки. Звучали они, конечно, хуже и его скрипок, и больших альтов.
Из-за всего этого репутация альта к восемнадцатому веку заметно поколебалась. На нем стали играть чаще всего неудавшиеся скрипачи, а композиторы остерегались поручать альту серьезные партии в оркестровых произведениях.
Но кое-кто не хотел мириться с таким положением. Например, мастер Жан Вильом (тот самый, который делал по заказу Феликса Савара скрипку-ящик) построил большой инструмент в то время, когда чуть не все считали, что настоящий альт ушел в прошлое и уже никогда не вернется. Инструмент получился прекрасный, но. на нем опять-таки никто не захотел играть. Альт Вильома попал в музей, так и не узнав жизни в музыке.
Однако мало-помалу и композиторы стали пересматривать свое отношение к альту. Начало положил Кристоф Глюк, поручив альту главную мелодию в одном эпизоде своей оперы «Альцеста», а потом постепенно альт занял в оркестре то положение, которое и было ему определено еще кремонцами. Дирижеры перестали терпеть скрипачей-неудачников в роли альтистов и начали требовать от исполнителей на альте полноценной музыки.
Сейчас в некоторых оркестрах, кроме обычных требований к музыканту, играющему на альте, есть и такое: корпус его инструмента должен быть не короче 42 сантиметров. Это уже близкий к расчетному альт, но еще не полный, так что некоторый компромисс остается.
Альт не столь популярен, как скрипка или виолончель. Да, он полноправный участник симфонического и камерного оркестров, он неизменно входит в струнный квартет, но сольные концерты альтистов устраиваются не так часто. Зато если кому-нибудь из вас удастся побывать на таком концерте, да еще если в руках у музыканта будет настоящий большой альт, впечатление останется незабываемое.
Как и альт, виолончель не сразу заняла в музыке заметное место. Долго ей поручали в оркестре только сопровождение, причем и в сопровождении она нередко не была самостоятельной, а лишь дублировала партии других инструментов. Но необыкновенные качества ее были в конце концов замечены, большие музыканты совершенствовали приемы игры, композиторы стали поручать ей отдельные партии в оркестре, а затем признали ее и солирующим инструментом. Сейчас виолончелисты участвуют во многих международных конкурсах наравне со скрипачами и пианистами, а произведения, написанные специально для виолончели, неотделимы от остального музыкального богатства.
Все инструменты семейства скрипичных в разное время вводились в джазовые оркестры и ансамбли, но только контрабас прочно обосновался в них. Были и есть среди джазовых контрабасистов свои виртуозы, свои звезды. И несмотря на появление такого более подходящего для джаза инструмента, как басовая электрогитара, далеко не все джаз-оркестры поспешили отказаться от контрабаса.
Чем отличается виолончель от контрабаса?
Для меня, что виолончель, что контрабас-фактически одно и тоже, Так чем же отличаются эти два музыкальных инструмента? Как понять, что перед тобой виолончель?
2 comments
Светлана А
Оба эти инструмента принадлежат к струнным инструментам. Начнём с внешнего вида. Виолончель меньше контрабаса, но значительно больше скрипки. Контрабас он самый большой в семействе струнных инструментов. Его высота достигает двух метров. У контрабаса в основном 4 струны. Иногда можно встретить контрабас с тремя струнами или с пятью струнами, но 3-х и 5-ти струнные инструменты встречаются редко. По звучанию контрабас – это низкий тембр, очень густой и насыщенный. На контрабасе играют в основном в оркестре или ансамбле. Сольных номеров у контрабаса не предусмотрено. Он создаёт хорошую основу для звучания оркестра в целом. У виолончели тембр выше, чем у контрабаса, но ниже скрипки. На виолончели играют в оркестре, в ансамбле и сольно. Звучание этого инструмента предполагает и такую возможность. Звучит виолончель сочно, напевно. В нижних регистрах звук приглушается. Идеально подходит когда нужна чувственная печаль, грусть. В этом случае виолончель идеально передаст настроение. Некоторые музыканты считают, что виолончель имеет человеческий голос. На контрабасе и на виолончели играют смычками, но можно использовать и щипки.
Julia
Основное отличие, бросающееся в глаза – это размеры инструментов. Контрабас гораздо больше виолончели. У него длиннющий гриф, огромный. Кроме того, по форме корпус контрабаса несколько отличается от виолончельного, форма верхнего изгиба (“плечи”) более покатая, чем у виолончели. Подставка (деталь, приподнимающая струны над верхней декой) у контрабаса больше и толще, чем у виолончели – ведь ей приходится удерживать длинные и толстые струны! Играют на контрабасе обычно стоя – из-за больших размеров инструмента. И смычок держат по-особому – вывернув ладонь кнаружи. Виолончель гораздо меньше контрабаса, на ней играют в положении сидя, смычок держат ладонью к инструменту.