Контрагент не возвращает деньги что делать
8 способов как вернуть деньги от контрагента
Законные способы возврата задолженности от контрагента, который не платит по счетам
Сегодня расскажем о 8 способах как вернуть деньги от контрагента, который не платит по счетам. У всех компаний есть контрагенты, которые не платят в срок. Если ваши партнеры скрываются, не отвечают на звонки, действуйте, чтобы вернуть свои деньги!
8 способов как вернуть деньги от контрагента
Способ №1. Внесите должника в черный список. вы можете сделать это на своем сайте (указав только достоверную информацию о сумме и сроках долга, главное не раскрывайте коммерческую тайну, иначе контрагент подаст иск о защите деловой репутации ст. 152 ГК РФ). Если нет своего сайта, то используйте интернет проекты, например: metal100ru/blacklist, centerdolgov.ru, bazadolgov.ru. Таких проектов достаточно много в интернете, можно подобрать практически под любой вид бизнеса.
Способ №2. Сообщите о должнике чиновникам и контролерам, СРО. В первую очередь на сообщение могут отреагировать банки-они перестанут кредитовать, станет сложно получить субсидию от местных властей, вы можете добиться исключения вашего должника из торгово-промышленных палат. Администрация саморегулируемой организации, если ваш «партнер» состоит в СРО, также может оказать помощь в возврате долга, так как они как никто заинтересованы в добросовестности своих членов.
Способ №3. Подайте заявление о банкротстве должника. Если у вашего контрагента много должников, то совместными усилиями заставьте его платить. Для объединения используйте сайт ras.arbitr.ru-программа выдаст список судебных решений, в них будут названия организаций, у которых с вами один и тот же должник. Чтобы заявить о банкротстве, у вас должно быть решение суда или исполнительный лист. Если уже получили судебные акты, опубликуйте уведомление в Едином федеральном реестре сведений и обращайтесь в суд с иском о банкротстве. Судьи удовлетворяют требования, если общая сумма долга больше 300 тыс.руб. и должник не возвращает сумму дольше трех месяцев (ст. 2, п. 2 ст. 6 Федерального закона от 26.10.2002 №127-ФЗ).
Способ №4. Продайте долг коллекторам со скидкой. Оформите договор цессии-уступки права требования долга. Это самый легкий способ вернуть деньги от контрагента.
Способ №5. Обратитесь в полицию. Подайте заявление, если должник похож на фирму однодневку. Это мошенничество ст. 159 УК РФ.
Способ №6. Организуйте PR сопровождение возврата долга. Опубликуйте статью в СМИ, сделайте сайты-визитки, разместите данные на форумах и в соц.сетях. Если знаете о партнерах должника-разошлите им письма-предупреждения. Действовать тут нужно аккуратно, должник может расценивать ваши действия как угрозу своему бизнесу и предъявить иск о взыскании упущенной выгоды-в том случае если от него откажутся заказчики после слухов о долге. По закону распространять сведения о человеке можно только с его личного согласия (п.1 ст.3, пп.1 п.1 ст.6 Федерального закона от 27.10.2006 №152-ФЗ). Поэтому следите, чтобы в оповещениях не было персональной информации иначе вас оштрафуют по ст.13.11 КоАП.
Способ №7. Отправляйте броские напоминания о долге. Главбухи всегда определяют какие счета платить первыми-поэтому оформляйте счета так, чтобы они выделялись крупным шрифтом, цветами, размером среди всех остальных. Некоторые проекты предлагают стикеры, баннеры на сайт (СПАРК-Мониторинг платежей предлагает такие услуги). Посылайте факс каждый день. И день за днем делайте шрифт крупнее.
Способ №8. За вашего должника может заплатить другая компания, если ее попросит ваш должник.
3 варианта как предотвратить возникновение долга
Чтобы избежать вообще такой ситуации обеспечьте сделку юридическими хитростями:
3. Залог имущества (ст. 339, 350 ГК РФ).
Отправил деньги не той компании. Как их вернуть на расчетный счет?
Если деньги уже зачислили на счет, нужно написать письмо о возврате. В статье — образец письма
Виктория Губина
Бухгалтер Тинькофф Бизнеса
ИП Александр спрашивает: «Я случайно перечислил деньги не той компании. Как их теперь вернуть на счет?»
Бухгалтер Тинькофф Бизнеса Виктория Губина рассказывает, как написать письмо на возврат денег, которые отправили по ошибке, и как действовать в такой ситуации. В статье — образец письма: вы можете взять его и использовать в своей работе.
Вернуть через банк или составить письмо на возврат средств
Если случайно перевели деньги не тому контрагенту или заплатили по договору больше, чем нужно, эти деньги можно вернуть.
План действий зависит от того, когда вы заметили неправильное списание:
До зачисления денег на счет. Вам может помочь банк. Отменить операцию можно, если деньги еще не поступили на счет получателя. Обычно перевод занимает до двух дней. Если заметили ошибку в этот срок, позвоните в банк и попробуйте отменить операцию.
После зачисления денег на счет. Если деньги уже зачислены, попробуйте решить проблему с контрагентом мирно.
По закону у контрагента есть семь дней с момента получения письма, чтобы вернуть деньги. Если за это время деньги не вернули, можно обратиться в суд, но не сразу: должно пройти 30 дней с момента, как контрагент получил ваше письмо.
Например, контрагент получил письмо 1 июля. Он должен вернуть ваши деньги до 8 июля. Если он этого не сделал, вы сможете пойти в суд только 31 июля.
День отправки письма учитывать не надо: он может не совпасть с днем получения. Такое может случиться, если вы отправляли письмо почтой.
Расчетный счет в Тинькофф
Откроем расчетный счет для ИП или ООО:
Составить письмо о возврате ошибочно перечисленных денег
Установленной формы письма на возврат нет, его можно составить самостоятельно. Рассказываем, какую информацию стоит включить в письмо, чтобы повысить шанс возврата.
Реквизиты вашей компании или ИП. Напишите их в шапке письма. Если пишете на фирменном бланке, дублировать реквизиты не надо.
Имя и должность руководителя компании, которой вы неправильно отправили деньги. Советуем также указать сведения об организации.
Номер и дату письма. Укажите исходящий номер письма и дату отправления. Их можно будет использовать как доказательство в суде.
Название письма. Например, если вы перевели оплату не тому контрагенту, то «Письмо о возврате ошибочно уплаченных денег на расчетный счет». А если переплатили — «Письмо о возврате излишне уплаченных денег на расчетный счет».
Подробное описание ситуации:
Отдельно пропишите сроки возврата денег — семь дней с момента получения письма. По закону, если контрагент не вернет деньги за это время, на сумму будут начисляться проценты.
Приложения. Отправьте вместе с письмом документы, которые доказывают, что вы перечислили деньги. Если переплатили, нужны такие документы: акт сверки взаиморасчетов, платежное поручение и выписка из банка о списании. А если отправили деньги по ошибке — только платежка и выписка.
Подпись и печать. Документ должен подписать руководитель компании или главный бухгалтер. Если письмо написано не на фирменном бланке, поставьте печать.
Письмо о возврате выглядит примерно так:
Мы подготовили для вас шаблон письма. Вы можете сохранить его в свои «Гугл-документы» и заменить выделенный желтым текст на свой.
Как передать письмо контрагенту
Есть два способа передать письмо на возврат денег — лично и почтой.
Лично. Вы можете поехать в офис партнера самостоятельно или нанять курьера. Возьмите два экземпляра письма: один вы отдадите контрагенту, а другой оставите себе.
Попросите партнера поставить на письмах дату получения и подпись. Так вы зафиксируете дату, когда передали письмо, это может пригодиться, если дело дойдет до суда.
Если руководителя нет на месте, можно передать письмо секретарю или главному бухгалтеру. Тогда отметку о получении должен поставить сотрудник, который принял документ.
Почтой. Отправьте письмо с описью вложения и уведомлением о вручении. В описи перечислите все документы, которые вы отправляете.
Сохраните уведомление: оно может пригодиться в суде. Также его может запросить налоговая для проверки переводов.
Срок 30 дней будет действовать с момента получения компанией письма.
Рекомендуем написать СМС или электронное письмо руководителю компании: это может ускорить возврат денег.
Что делать, если деньги были перечислены давно
По закону у вас есть три года со дня отправки денег, чтобы подать контрагенту просьбу об их возвращении. Если вы отправили деньги больше трех лет назад, обращаться в суд уже бесполезно, но все еще можно попробовать договориться с контрагентом.
Сколько бы времени ни прошло, партнер может не возвращать вам деньги, а учесть их в счет будущих договоров. Можете использовать такую возможность как запасной вариант, когда будете отправлять письмо контрагенту.
Например, вы по ошибке перевели поставщику больше денег, чем было указано в договоре. Вы можете доказать ему факт зачисления и договориться, что он поставит вам материал на эту сумму.
Если вы больше не работаете с этим контрагентом и прошло больше трех лет, вернуть деньги не получится.
Что делать, если контрагент не возвращает деньги
Если компания получила деньги по ошибке, она не может держать их у себя. На языке закона это называют неосновательным обогащением, его нужно вернуть в течение семи дней после требования владельца.
Если контрагент не перечислит деньги обратно в этот период, вы имеете право взыскать проценты.
Если прошло больше 30 дней с момента, как контрагент получил письмо, вы можете идти в суд и требовать возврата всей суммы с процентами.
Расчетный счет в Тинькофф
Откроем расчетный счет для ИП или ООО:
Сейчас читают
Как считать налоги при совмещении двух видов деятельности на УСН 15%?
Нужно суммировать доходы и расходы от всех видов деятельности на УСН
Можно ли сделать вывеску на английском языке?
Информационная вывеска должна быть на русском языке, но ее можно продублировать на иностранном. В рекламе можно использовать иностранные слова, если рядом расположить их точный перевод или они зарегистрированы как товарный знак
Как можно разделить отпуск на части?
Отпуск можно делить на сколько угодно частей по договоренности с работодателем с единственным ограничением: одна из частей — не меньше 14 дней
Рассылка для бизнеса
Получайте первыми приглашения на вебинары, анонсы курсов и подборки статей, которые помогут сделать бизнес сильнее
© 2006—2021, АО «Тинькофф Банк», Лицензия ЦБ РФ № 2673 — Команда проекта
Тинькофф Бизнес защищает персональные данные пользователей и обрабатывает Cookies только для персонализации сервисов. Запретить обработку Cookies можно в настройках Вашего браузера. Пожалуйста, ознакомьтесь с Условиями обработки персональных данных и Cookies.
Чтобы скачать чек-лист,
подпишитесь на рассылку о бизнесе
После подписки вам откроется страница для скачивания
«Верните наши денежки на расчетный счет»: три ситуации и инструкция
Вернуть средства на расчетный счет может потребоваться в трех случаях: допущены ошибки при перечислении денег, нарушены условия договора, возврат денег из кассы. Рассмотрим эти ситуации подробнее.
1. Деньги перечислены ошибочно
Такое может произойти, если неверно заполнены реквизиты получателя в платежном поручении. Например, указан один поставщик вместо другого. Компания или ИП, которые получили деньги по ошибке, не смогут оставить их себе: гражданское законодательство приравнивает подобное к незаконному обогащению (ст. 1102 ГК РФ).
О том, что произошла ошибка, может сообщить контрагент, который не получил оплату. Или бухгалтерия организации − владелец счета обнаружит это в выписке банка, когда будет отражать операции в учете. После того, как ошибка найдена, получателю денег необходимо отправить письмо о возврате средств на расчетный счет. К письму следует приложить копию платежки с отметкой банка об исполнении.
Обнаруженная ошибка должна отразиться в учете: задолженность нужно перенести на компанию или ИП, которым по ошибке отправлены деньги. После возврата денег на расчетный счет бухгалтер сделает корректировки.
Пример письма о возврате денежных средств:
Если получатель, которому деньги перечислены по ошибке, не вернет их, придется обратиться в суд. Письмо послужит доказательством того, что владелец счета принимал необходимые меры для возврата денег.
2. Поставщик нарушил условия договора
Но суть рабочей ситуации всегда одинакова: покупатель (заказчик) должен заплатить поставщику (исполнителю) меньше, чем изначально установлено договором. И если предоплата сделана в размере 100 %, деньги следует вернуть.
Если сделка разовая, то выбора у продавца нет, он должен перечислить деньги покупателю. Если же продавец отказывается признать, что нарушил договор или не собирается возвращать деньги, оформляется претензия на его имя. В суд нужно обратиться только после того, как варианты с досудебным урегулированием исчерпаны. Иначе судьи могут отказать в рассмотрении исков. На практике должнику бывает проще и дешевле согласиться с претензией и урегулировать задолженность, чем проходить через судебные инстанции.
Совет! Возврат денег на расчетный счет — процедура несложная, если получатели и поставщики решают вопрос в досудебном порядке. Рекомендуется держать платежи под контролем и проверять выписку банка ежедневно. При заключении договоров фиксируйте порядок документального оформления на случай нарушения условий.
3. Возврат средств на расчетный счет из кассы
Даже если организация применяет безналичные расчеты с поставщиками и покупателями, она может получать деньги в кассу. И в таком случае возврат также не исключен. К примеру, неиспользованных наличных, полученных из банка на различные выплаты —, зарплаты, стипендии, пособия. Или подотчетных сумм.
Для возврата на расчетный счет кассир или другой уполномоченный сотрудник передают деньги инкассаторам либо отвозят в банк. Поступление денег из кассы на расчетный счет оформляется расходным кассовым ордером на имя кассира или того работника, который передавал деньги инкассаторам либо отвозил в банк.
При подготовке к инкассации кассир должен собрать наличные в сумку, заполнить и приложить к ней ведомость, накладную и квитанцию. Инкассатор, получив деньги, расписывается на квитанции и ставит оттиск штампа.
Текст подготовила Елена Галичевская, эксперт «СКБ Контур»
Как вернуть деньги за неоказанные услуги
Как вернуть деньги за неоказанную услугу:
Общий порядок возврата
Необходимость сделать возврат предоплаты за неоказанные услуги возникает в следующих случаях:
В обоих случаях заказчик обязан оплатить фактически понесенные затраты, если таковые были. Разницу между предоплатой и величиной фактически понесенных затрат заказчик вправе вернуть. Если никаких затрат не было, предоплата возвращается целиком: возврат денег по договору оказания услуг в таком случае — это обязанность исполнителя. Если в договоре сторон имеется пункт, в соответствии с которым в таких ситуациях предоплата не возвращается, он ничтожен, потому что противоречит законодательству.
Общий порядок возврата предполагает составление и направление исполнителю официальной претензии, в которой заказчик требует вернуть ему деньги, ссылаясь на правила, установленные договором сторон и действующим законодательством.
Если возврат необходим из-за того, что нарушен срок, следует сослаться на пункт договора, в котором стороны закрепили срок выполнения обязанностей исполнителем, и п. 1 ст. 28 ЗОЗПП.
Если заказчик отказывается от услуги до ее оказания, следует сослаться на ст. 782 Гражданского кодекса РФ и ст. 32 ЗОЗПП, дополнительно мотивировать отказ необязательно.
Претензия составляется письменно, подписывается заказчиком. Передать претензию следует так, чтобы была возможность подтвердить ее получение исполнителем:
Какие нужны документы
Чтобы получить деньги, достаточно только претензии, предоставлять какие-либо дополнительные бумаги, например копию договора или платежные документы, подтверждающие факт перечисления предоплаты, необязательно — эти бумаги и информация и без того имеются у исполнителя.
В то же время если услуга не оказана, как вернуть деньги и не потратить несколько месяцев на разбирательства? Разумно приложить к претензии копии документов, подтверждающих позицию заказчика, в частности документа, подтверждающего, что предоплата перечислена. При этом направлять оригиналы не стоит — ограничьтесь копией.
В какие сроки обращаться
В зависимости от причины обращения его сроки следующие:
Закон о защите прав потребителей в ст. 31 регламентирует сроки возврата денежных средств за неоказанные услуги — 10 дней с момента предъявления соответствующего требования, то есть предъявления претензии.
Что делать, если вам отказываются вернуть деньги добровольно
Если исполнитель отказался возвращать деньги или проигнорировал направленный ему отказ от услуги и возврат денежных средств, заказчику следует прибегнуть к помощи контролирующих органов, в первую очередь — Роспотребнадзора.
В Роспотребнадзор следует направить жалобу, в которой подробно изложить обстоятельства дела:
К жалобе следует приложить копию договора, платежных документов, подтверждающих перечисление предоплаты, и копию претензии, направленной ему вместе с документом, подтверждающим, что исполнитель ее получил.
Роспотребнадзор обязан провести проверку по факту жалобы.
Если и это не поможет, чтобы вернуть деньги, следует обратиться в прокуратуру или суд, жалуясь уже не только на незаконный отказ от возврата денег, но и на бездействие Роспотребнадзора, не обработавшего надлежащим образом жалобу.
Что делать, если контрагенты не платят?
Выбор контрагента для развития своего бизнеса — важный шаг еще на стадии подготовки к заключению договора. Рассмотрим действия компании с этого этапа до подачи иска в суд.
Проверка контрагента
Вы, конечно, сто раз это слышали, но при проверке будущего контрагента необходимо проявить должную осмотрительность. Но этот шаг действительно поможет исключить возможные риски, в том числе споры с налоговиками.
Понятие должной осмотрительности зародилось в 2003 году и было сформулировано в Определении Конституционного Суда от 16 октября 2003 года № 329-О. Однако единообразный подход в судебной практике был сформулирован лишь в 2020 году Верховным Судом (Определение ВС РФ № 307-ЭС19_27597 по делу А42-7695/2017).
Исходя из позиции ВС, можно выделить обязательные критерии должной осмотрительности:
Для такой проверки достаточно запросить у контрагента стандартный набор документов:
После получения документов необходимо провести проверку контрагента с использованием открытых источников (к примеру, сервис по проверке задолженности Федеральной службы судебных приставов, информационная система «Электронное правосудие», Единый федеральный реестр сведений о банкротстве), либо с использованием программных комплексов, которые на сегодняшний день предлагают различные компании и банки.
После такой проверки, убедившись в надежности и платежеспособности контрагента, можно переходить к согласованию условий договора.
С контрагентами разберемся, а вот что делать с самозанятыми и как избежать проблем с налоговой? Об этом запись классного вебинара на «Клерке» — забирайте прямо сейчас.
Согласовываем договор
Не важно, кем компания выступает по договору, важно то, как предусмотрена ее безопасность.
При согласовании условий договора я всегда рекомендую включать в него следующие условия, которые не должны содержать «размытых» и двусмысленных формулировок:
Контрагент не платит
Если все-таки случилась такая ситуация, что контрагент не может оплатить исполненное обязательство другой стороны договора, не спешите обращаться в суд. Важно не только совершить действия по досудебному урегулированию спора, но и попытаться найти иные механизмы решения данной проблемы. Перед обращением в суд, всегда нужно помнить, что выигранный судебный спор — это далеко не всегда получение денег.
В любом случае, нужно встретиться с руководителем должника лично и провести переговоры, где узнать причины возникновения задолженности и возможности ее погашения в кратчайшие сроки. В ходе переговоров можно выяснить и разрешить спор о недовольстве вашего контрагента качеством, объемом или иным при исполнении обязательств.
В моей практике, при невозможности исполнения обязательства оговоренным способом в договоре, я стараюсь обсуждать с клиентом и должником возможность новации.
Новация заключается в замене первоначального обязательства новым. Такой подход актуален и эффективен для удовлетворения интересов кредитора и должника, поскольку чаще всего приводит к погашению задолженности перед кредитором и освобождении от обязательств должника. В то же время данный подход позволяет в будущем сохранить нормальные деловые отношения в случае их продолжения или возобновления.
Одновременно с планированием переговоров стоит начать досудебную переписку с контрагентом. Первоочередное действие состоит в сверке взаимных расчетов. Этот документ по своей сути является признанием ненадлежащего исполнения обязательств и долга. Также необходимо еще раз внимательно изучить условия договора, обращая внимание на сроки исполнения обязательств. Проверить имеющиеся документы, которые в последующем будут подтверждать вашу позицию в суде.
Если каких-либо документов не хватает для подтверждения определенных договором событий, в том числе исполнения обязательств, пока не начался судебный спор, необходимо предпринять меры к получению таких документов, поскольку именно на досудебной стадии вы с должником еще не ушли в ту степень конфликта, когда с его стороны будет противодействие.
Если весь комплект документов получен или имеется, то можно подготовить претензию.
Претензия не должна содержать вашу будущую позицию по делу в суде и раскрывать все имеющиеся доказательства, в ней необходимо указать основания ее направления и сумму требований, а также возможные правовые последствия в случае рассмотрения дела в суде. Касаемо последнего стоит указывать на это максимально лаконично, чтобы указание на пени и штрафы не воспринималось как угроза.
Как указывал выше, не спешите обращаться в суд. Если не получение денег от должника становится очевидным, попробуйте продать долг, используя предусмотренное договором право. В этом случае вы сможете получить денежные средства, пусть даже в меньшем размере, но это лучше, чем не получить ничего.
В случае с крупными организациями целесообразно освещение проблемы в средствах массовой информации. Как правило, до публикации статьи или проведения пресс-конференции дело не доходит и недобросовестный конкурент, понимая риски, идет на переговоры, но в ином случае это поможет минимизировать риски коррупционного воздействия.
Судебный спор
Подготовка иска в суд является важным этапом. Для этого рекомендуется привлекать не только юристов, но иных специалистов, особенно в случаях, когда речь идет о проектировании, строительстве и иных сферах.
В первую очередь, рекомендую подготовить исковое заявление со ссылками на законодательство, практику судов по аналогичным вопросам, а также имеющиеся доказательства (договор, акты сверки взаимных расчетов, акты оказанных услуг или выполненных работ и т.д.).
После того, как иск полностью готов, не спешим подавать его в суд, желательно обсудить готовый иск со специалистами в той области бизнеса, в которой возник спор. Зачастую достаточно штатных сотрудников, но иногда имеется целесообразность в привлечении сторонних организаций для дачи заключений по правовым вопросам (к примеру, привлечение аудиторов, кадастровых инженеров).
По окончании подготовительной части к подаче искового заявления вместе со всем имеющимся у нас комплектом документов, в том числе оплаченной государственной пошлиной и доказательствами направления иска с приложениями сторонам спора, передаем его в суд.
Одновременно с подачей иска целесообразно подготовить и направить ходатайство в суд об истребовании в налоговой инспекции сведений об открытых расчетных счетах должника.
При получении такой информации необходимо подготовить и подать в суд ходатайство о наложении ареста на все известные расчетные счета.
После выигранного дела в суде получите исполнительный лист и перелайте его в службу судебных приставов или в банк, при наличии достоверных сведений о нахождении на расчетном счете денежных средств.
Выводы
Перед заключением договора минимизируем свои риски и проверяем будущего контрагента.
Согласовываем договор с безопасными условиями.
В случае, если договор не заключили, но обязательства выполнялись, получаем доказательства, в частности используем переписку, фото и видео материалы, показания свидетелей.
Перед обращением в суд, пишем претензию и проводим переговоры. В случае с крупными компаниями обращаемся в средства массовой информации.
Обращаемся в суд, если претензия и переговоры не помогли.
ВНИМАНИЕ!
15 декабря на «Клерке» стартует обучение на онлайн-курсе повышения квалификации для получения удостоверения, которое попадет в госреестр. Тема курса: управленческий учет.
Повышайте свою ценность как специалиста прямо на «Клерке». Подробнее