Контрапункт в литературе что это
Контрапункт
Контрапу́нкт (лат. punctum contra punctum, punctus contra punctum — нота против ноты, буквально — точка против точки) — одновременное сочетание двух или более самостоятельных мелодических голосов. «Контрапунктом» также называли музыкально-теоретическую дисциплину, занимающуюся изучением контрапунктических композиций (теперь полифония). Музыкальным термином «контрапункт» (метонимически) ныне пользуются литературоведы, искусствоведы и журналисты.
В экранных искусствах
В кино, телевидении — осмысленное противопоставление или сопоставление звука и изображения. Противоположно синхрону — разновидности видеоматериала, где изображение и звук соответствуют одной пространственно-временной ситуации (чаще всего эпизод интервью — зритель видит человека и слышит шумы и речь, синхронизированные с изображением, записанные там же и тогда же, когда происходит разговор). Контрапункт могут создавать изображение и шум, изображение и музыка. Особенно ярким является контрапункт, в котором один смысловой пласт (изображение) контрастирует с другим (звук). Примером может служить видеоизображение военного парада, сопровождаемое комичным цирковым маршем.
В литературе
В литературе — противопоставление нескольких сюжетных линий.
См. также
Полезное
Смотреть что такое «Контрапункт» в других словарях:
контрапункт — контрапункт … Орфографический словарь-справочник
КОНТРАПУНКТ — (ново лат., собственно: противоточие, потому что прежде, вместо нот, ставили точки). Искусство гармонического сочетания многих голосов для образования одной мелодии. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910.… … Словарь иностранных слов русского языка
КОНТРАПУНКТ — (немецкое Kontrapunkt, от латинского punctus contra punctum, буквально точка против точки), 1) в полифонической (многоголосной) музыке одновременное сочетание 2 и более мелодических линий в разных голосах простой контрапункт. Повторение этого… … Современная энциклопедия
Контрапункт — (немецкое Kontrapunkt, от латинского punctus contra punctum, буквально точка против точки), 1) в полифонической (многоголосной) музыке одновременное сочетание 2 и более мелодических линий в разных голосах простой контрапункт. Повторение этого… … Иллюстрированный энциклопедический словарь
КОНТРАПУНКТ — (нем. Kontrapunkt) в музыке 1) одновременное сочетание 2 и более самостоятельных мелодий в разных голосах.2) Мелодия, присочиняемая к данной мелодии.3) То же, что полифония.4) Подвижной контрапункт повторное проведение полифонического построения… … Большой Энциклопедический словарь
КОНТРАПУНКТ — КОНТРАПУНКТ, контрапункта, мн. нет, муж. (нем. Kontrapunkt) (муз.). Искусство сочетать самостоятельные, по одновременно звучащие мелодии в одно целое. Высший расцвет контрапункта творчество Баха и Генделя. || Отдел теории музыки, посвященный… … Толковый словарь Ушакова
КОНТРАПУНКТ — КОНТРАПУНКТ, а, муж. В музыке: одновременное движение нескольких самостоятельных мелодий, голосов, образующих гармоническое целое (многоголосие), а также учение о таком движении. | прил. контрапунктический, ая, ое и контрапунктный, ая, ое.… … Толковый словарь Ожегова
контрапункт — сущ., кол во синонимов: 1 • полифония (5) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов
Контрапункт — (ит. Contrapunto, неи. Contrapunkt, франц. Contrepoint) соединение нескольких мелодических самостоятельных голосов, отличающеесяполным благозвучием. Разница между гармонией и К. та, что в первойголосоведение является следствием правильного… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона
КОНТРАПУНКТ — искусство одновременного сочетания нескольких мелодических линий. В истории музыки термин контрапункт прилагается в специальном смысле к стилю, возникшему в 14 в. и пришедшему на смену т.н. дисканту 13 в. В более широком и общепринятом значении… … Энциклопедия Кольера
Значение слова контрапункт
контрапункт в словаре кроссвордиста
контрапункт
Толковый словарь русского языка. Д.Н. Ушаков
Отдел теории музыки, посвященный изучению правил многоголосия. Изучать контрапункт.
Толковый словарь русского языка. С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова.
-а, м. В музыке: одновременное движение нескольких самостоятельных мелодий, голосов, образующих гармоническое целое (многоголосие), а также учение о таком движении.
Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова.
Искусство гармонического сочетания в многоголосном музыкальном произведении двух или нескольких одновременно звучащих самостоятельных голосов, мотивов, мелодий; само такое сочетание.
Один из разделов теории музыки, посвященный изучению таких сочетаний.
Мелодия, сопровождающая основную тему.
Энциклопедический словарь, 1998 г.
одновременное сочетание 2 и более самостоятельных мелодий в разных голосах.
Мелодия, присочиняемая к данной мелодии.
То же, что полифония.
Имена, названия, словосочетания и фразы содержащие «контрапункт»:
Большая Советская Энциклопедия
(нем. Kontrapunkt, от лат. punctum contra punctum, буквально ≈ точка против точки) в музыке:
В полифоническом сочинении ≈ мелодия, звучащая одновременно с темой.
В узком смысле ≈ многоголосие, в котором каждому звуку в одном голосе отвечает вступающий одновременно с ним такой же по протяжённости звук в другом.
Один из главных разделов теории музыки; в СССР называется полифонией.
Имена, названия, словосочетания и фразы содержащие «контрапункт»:
Википедия
Контрапу́нкт ( — нота против ноты, буквально — точка против точки) — одновременное сочетание двух или более самостоятельных мелодических голосов. «Контрапунктом» также называли музыкально-теоретическую дисциплину, занимающуюся изучением контрапунктических композиций (теперь полифония ). Музыкальным термином «контрапункт» ( метонимически ) ныне пользуются литературоведы, искусствоведы и журналисты.
Контрапунктический стиль в музыке наиболее ярко представлен в хоровых сочинениях Палестрины (ок. 1525—1594) и в инструментальных и хоровых произведениях И. С. Баха (1685—1750).
Контрапу́нкт:
Примеры употребления слова контрапункт в литературе.
Пусть неофит знает, что такое ассонанс и аллитерация, рифма смежная и далекая, простая и сложная, так же как от музыканта мы вправе ожидать, что он знает гармонию и контрапункт, и все прочие мелочи своего ремесла.
Он появился на сцене примерно за полчаса до решающего звонка Арнольда, и то известие, которое он мне принес, служит как бы рамкой, или контрапунктом, или наружной оболочкой драмы Арнольда Баффина, свершавшейся тогда и позднее.
Выдающийся польский композитор сразу оценил дарование мальчика и, зная незавидное материальное положение семьи Кюи, стал бесплатно с ним заниматься по теории музыки, контрапункту к композиции.
Они инициировали настойчивый зубчик мотива, пробегающий как остинато контрапунктом к предыдущей теме.
Ведь контрапункт и акростих при всех различиях в уровне, на котором в них нечто скрыто, имеют и нечто общее.
Клементи, а прославленный органист и теоретик аббат Фоглер из Дармштадта, прослушав маленького Мейербера, советует ему заниматься контрапунктом и фугой у своего ученика А.
Венской консерватории по классу генерал-баса, контрапункта и органа и переезжает в Вену.
Траго, у которого учился впоследствии в Мадридской консерватории, где изучал также гармонию и контрапункт.
Нас интересует пока лишь внутриатомный контрапункт голосов, сочетание их лишь в пределах одного разложившегося сознания.
Транспонируя с языка музыкальной теории на язык поэтики положение Глинки о том, что все в жизни контрапункт, можно сказать, что для Достоевского все в жизни диалог, то есть диалогическая противоположность.
Делаются усилия найти возможности построить и для живописи свой контрапункт, исходя из факта многосторонней схожести физических вибраций воздуха и света.
Это и есть элементы, дающие возможность образовать чисто-рисуночный контрапункт, и они приведут к этому контрапункту.
Источник: библиотека Максима Мошкова
Транслитерация: kontrapunkt
Задом наперед читается как: ткнупартнок
Контрапункт состоит из 11 букв
Урок 25. Контрапункт
Поэтическая группа №6 «Путь в неведомое»
Урок 25. Контрапункт
Термин «контрапункт» преимущественно музыкальный.
Хотя можно услышать о контрапункте в живописи, в кино, в театральной драме…
В Поэзии (музыке слов) контрапункт тоже присутствует.
КОНТРАПУНКТ (лат. punctum contra punctum, punctus contra punctum — нота против ноты, буквально — точка против точки) – одновременное, гармоничное сочетание в музыке нескольких мелодических линий, из которого новых мелодий не получается. Пункт против пункта, утверждение против утверждения, тема против темы.
В Поэзии контрапункт рождается из столкновения воображаемых образов и ассоциаций, мыслей, идей, слов. Ожидаемого и неожиданного.
Анна Ахматова «Все ушли, и никто не вернулся…»
Все ушли, и никто не вернулся,
Только, верный обету любви,
Мой последний, лишь ты оглянулся,
Чтоб увидеть всё небо в крови.
Дом был проклят, и проклято дело,
Тщетно песня звенела нежней,
И глаза я поднять не посмела
Перед страшной судьбою своей.
Осквернили пречистое слово,
Растоптали священный глагол,
Чтоб с сиделками тридцать седьмого
Мыла я окровавленный пол.
Разлучили с единственным сыном,
В казематах пытали друзей,
Окружили невидимым тыном
Крепко слаженной слежки своей.
Наградили меня немотою,
На весь мир окаянно кляня,
Окормили меня клеветою,
Опоили отравой меня.
И, до самого края доведши,
Почему-то оставили там.
Любо мне, городской сумасшедшей,
По предсмертным бродить площадям.
Стихотворение датировано 1959 годом. Поэт (доведенный до «самого края») оглядывается на свою жизнь, свои потери, жертвы. В отчаянии, отравленный клеветой…
Общая тональность стихотворения могла быть сохранена и в последних строчках.
Мне осталось, одной, сумасшедшей,
По предсмертным бродить площадям.
Потому что, пройдя всё, Анна Андреевна не ожесточила сердце, не разучилась любить. С помощью контрапункта – сталкивающего ненависть и любовь – поэт открывает смысл стихотворения. Одним словом «любо» освящает всё, сказанное выше.
Позволю себе привести пример из собственного портфеля. Стихотворение «Март».
Кусочки неба сложились в небо,
из тонких нитей соткался свод.
Клевала жадно краюху хлеба
ворона. Мирно спал сытый кот.
Тянулись сосны куда-то выше,
остатки снега покрылись льдом.
Сидело солнце на скате крыши,
лучи в пылинках пронзали дом.
Трещала печка сухой березой,
забытый чайник гонял пары.
Соседка слева с отборной прозой,
весну встречая, трясла ковры.
Меня много ругали за эту соседку, и эту «отборную» – слишком частую сейчас – прозу. Спрашивали: зачем вы опошлили такой высокий, одухотворенный мартом строй мыслей?
Это весеннее состояние… Настроение…
Способ остаться – контрапункт, поворот, разворот на сто восемьдесят градусов.
Еще из Владимира Хохлева. Стихотворение «Цена трудов».
Я шел по пустыне, через пески,
солнце нещадно жгло виски.
Под треснувшими губами
я молча скрипел зубами.
Я плыл через реку, на пороги,
холод воды сковывал ноги,
волны захлестывали с головой,
теченьем сбивало с пути по прямой.
Я пробирался сквозь дебри тайги,
ночью, когда не видать ни зги.
Колкие ели били в глаза,
над головою гремела гроза.
Я поднимался на горный хребет,
встречая холодный, утренний свет.
Груз перехода тянул вниз,
но я шел вперед, вверх, на карниз.
Я парусом правил, бризы ловя.
Я землю искал, но исчезла земля.
Брызги солили мое лицо,
руки теряли штурвала кольцо.
Я мерз на торосах, под снегом спал.
Мне северный ветер в грудь хлестал.
Далекие звезды не слали тепла,
сознанье ковала холодная мгла.
Я падал без сил, но силы искал.
В ущелья, срываясь с коварных скал,
я в клочья одежды свои изодрал.
По несколько суток я голодал.
Я полз, когда не мог идти.
Я шел, чтобы Тебя найти.
Бред лихорадки меня жег…
но найти я Тебя смог!
Когда же горячим лбом своим
я приложился к коленям Твоим,
тихо, сжав губы, сказал про себя:
Я даром получил Тебя!
Это стихотворение я впервые читал на публике в 2002 году на поэтическом вечере в большом Концертном зале (у Финлядского вокзала в Санкт-Петербурге).
Стихотворение длинное, читал с выражением…
Зрителей много. Они напряглись, даже устали от почти протокольного перечисления фактов. Ждут финала – ради чего…
Вдруг, на словах «но найти я Тебя смог!» зал взрывается аплодисментами. Действительно, пройдя все испытания, герой «найти смог». Одержал трудную победу.
Но стихотворение «Цена трудов» не о победе – о цене победы.
Пришлось остановить рукоплескания, чтобы дочитать завершающую строфу. С поворотом мысли.
Аплодисменты перешли «в долго не прекращающиеся овации».
Вот она – сила КОНТРАПУНКТА.
Немного странное суждение. Чем поэзия отличается от документированного протокола? Она отличается образностью и иносказательной метафоричностью, подобной языку военной шифровки, когда автор не может выражать прямо свои мысли и чувства, но также не может не выражать их. Здесь на помощь приходит тьма художественных приемов, в сумме дающих эффект легкой вуали, искажающей и украшающей грубые прямые факты и события.
Вы действительно подумали, что автор приведенных вами цитат лично ходил ногами по пустыням-горам-дебрям, точно выполняя все указанные движения? Серьезно? Конечно, это своего рода комплимент автору — за художественную убедительность слова, но… но настолько буквально воспринимать текст стихотворения — действительно странно.
Насчет вашего «етти», если уж вы сторонник прямых смыслов и выражений, то вы-то откуда знаете, что оно там бывает? Сами были там, искали и нашли? Теперь можете выступать за практического эксперта и МНС-биолога по этим темам? Момент немного не понятен, пояснения, фотографии и протоколы документов будут не лишними.
Идея поиска и стремления к цели, ярко нарисованная автором в упомянутом вами стихотворении, сама по себе далеко не нова. Любое творчество начинается с беспокойного состояния, которое перерастает в манию сорваться с места и начать движение к выбранной цели, иногда сразу не до конца ясной и понятной даже самому себе. Без таких поисков и беспокойного неуемного терзания творчества не бывает вовсе. Вы считаете всех, кто так или иначе вовлечен в творческие процессы в любых их проявлениях — безумцами? Что ж, в определенном смысле вы правы. И те, кто жизнью вовлечен в действительно безумный полет на крыльях своей безжалостной музы, только улыбнутся и покивают вам в ответ.
А мне хотелось бы понять, как и о чем вы думали, когда писали ваши странные слова, вроде бы по-отдельности простые и несложные, но в общем сочетании — совершенно странные, как винегрет из ананасов и устриц с майонезиком.
Я не более уверена в трактовке чужого текста, чем вы, Борис Красильников. Или именно вы претендуете на безусловное соавторство означенного текста и только ваше его непогрешимое толкование? Всем прочим — молчать и соглашаться с вами без вопросов? Да?
А что же вы видите, если не сложный путь автора к его мечте, которая даже не обязательно будет реальным человеком, несмотря на «колени»? Художественная завуалированная подача материала весьма и весьма коварна. Это может быть образ самого разного, в том числе и любимого человека, почему нет. Чем вас смущает идея стремления к родной и любимой душе? Причем тут сфера деятельности и концлагеря? Что именно вы бы стали дорабатывать тут? Паспортные данные? Резюме и банковские реквизиты? Краткий экскурс в профессиональную область, родственную автору или ЛГ? Мануал по экстремальному туризму? Я в полной растерянности и искренне вас не понимаю.
Кажется, вы опять пошли упираться в буквализм строк, добавив сюда низость побуждений с весьма своеобразным пониманием идеи стихотворения. А вы знаете из популярной психологии — тест Роршаха? Это когда вам показывают абстрактную кляксу и просят назвать, что вы в ней увидели? Дело не в форме кляксы, дело в ваших личных фобиях и маниях, о которых вы тут же доверчиво расскажете доброму доктору. В данном конкретном случае это стихотворение сыграло с вами ту же роль индикатора ваших личных душевных состояний. Все, что вы приписываете автору, лично ваше. Автор может быть в шоке и впервые узнать о себе много нового — в преломлении вашего разума (в этой роли «без меня меня женили» я-автор была не раз, ситуация до удивительного знакома). Как сейчас в шоке я, просто читатель, читая очень и очень странные суждения — там, где мне видится совсем другое. Уверена, сам автор видел нечто третье. И это третье было светло и горячо для него.
Ну, а ваше стремление привязываться к только вам видимым деталям, придавая им негативное, видимое только вам толкование, можно понять. Всякое в жизни бывает. Однако, попробуйте как-нибудь посмотреть на мир чуть добрее? Попробуйте обратиться к духовным и светлым началам, а не к грязи и низкому? Доброта множит доброту. Здоровья вам, тепла и мира.
Значение слова «контрапункт»
1. Искусство сочетания нескольких самостоятельных, но одновременно звучащих мелодий, голосов в одно гармоническое целое.
2. Один из главных разделов теории музыки, посвященный изучению таких сочетаний.
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
Контрапункт создавался как педагогический инструмент, с помощью которого студенты могли сочинять музыкальные композиции с постепенным увеличением сложности. Частью этих композиций был неизменяемый cantus firmus (буквально «твёрдый» напев). Идея появилась не позднее 1532 года, когда Джиованни Мария Ланфранко описал подобную концепцию в своем труде «Scintille di musica» (Brescia, 1533). В XVI веке венецианский теоретик Царлино разрабатывал идеи контрапункта в сочинении «Le institutioni harmoniche», и первое подробное описание контрапункта появилось в 1619 году в труде Людовика Цаккони «Prattica di musica». Цаккони дополнил контрапункт несколькими техниками, например, «обращением контрапункта».
В 1725 году австрийский композитор Иоганн Йозеф Фукс опубликовал теоретический труд «Gradus ad Parnassum» («Ступени к Парнасу»), где он описал пять видов контрапункта:
две ноты против одной;
четыре ноты против одной;
ноты имеют смещение относительно друг друга (синкопирование);
смешение предыдущих четырех подходов.
Контрапунктический стиль в музыке наиболее ярко представлен в хоровых сочинениях Палестрины (ок. 1525—1594) и в инструментальных и хоровых произведениях И. С. Баха (1685—1750).
КОНТРАПУ’НКТ, а, мн. нет, м. [нем. Kontrapunkt] (муз.). Искусство сочетать самостоятельные, по одновременно звучащие мелодии в одно целое. Высший расцвет контрапункта — творчество Баха и Генделя. || Отдел теории музыки, посвященный изучению правил многоголосия. Изучать к.
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
контрапу́нкт
1. муз. одновременное сочетание двух или более самостоятельных мелодических голосов
2. муз. полифоническое произведение
3. муз. устар. музыкально-теоретическая дисциплина, занимающаяся изучением контрапунктических композиций
4. кино осмысленное противопоставление или сопоставление звука и изображения
5. филол. противопоставление нескольких сюжетных линий ◆ …, когда одним из контрапунктов исторической дискуссии стало противопоставление «событий» «структурам», на какое-то время возобладал дихотомический подход, при котором событие и структура рассматривались как оппозиции, взаимоисключающие друг друга. И. М. Савельева, А. В. Полетаев, «Знание о прошлом: теория и история. Том 1: Конструирование прошлого», 2003 г. (цитата из НКРЯ)
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: пористость — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Контрапункт
Слово происходит от латинского выражения «punctum contra punctum ponere»:
«Contrapunctus non est nisi punctum contra punctum ponere vel notam contra notam ponere vel facere, et est foundationum discantus».
Со второй половины 17 века этот термин также используется в более широком смысле как стилистический термин. Это, в частности. привело к тому, что «контрапункт» часто приравнивается к « полифонии ».
содержание
Принципы
Курс банкноты по отношению к банкноте
Также особенно рекомендуется продвижение к наиболее близкому созвучию через контрдвижение и вторые шаги в обоих голосах. Ради разнообразия зачастую нельзя принимать во внимание хотя бы одну из этих рекомендаций.
Диссонансы
Контрапункт как синоним теории синтаксиса
Обучение претерпевает определенные изменения, в том числе с учетом стилистических разработок. в области лечения диссонанса. С появлением тональности мажор-минор интервальные прогрессии, выходящие за рамки традиционных принципов контрапункта, также организованы таким образом, что они выражают мажор или минор.
Контрапункт как понятие стиля
«Контрапункт, название, взятое из латинского [. ] полифонического письма, d. ЧАС. те, которые объединяют и продолжают два или более голоса одновременно, например Б. в фуге и других видах искусства. [. ]. Мы понимаем это более точно [. ] предложение, которое связывает два или более действительно независимых голоса (подготовленных в соответствии с принципами мелодии) друг с другом ».
В XIX веке, помимо «строгого» стиля Палестрина, музыка Иоганна Себастьяна Баха с его «гармоничным» стилем была стилизована до апогея «контрапункта». Эрнст Курт увидел в ней оптимально реализованную идею «линейного контрапункта», в котором «желание создать линейную структуру, горизонтальный дизайн [. ] всегда является первичной и главной характеристикой».
Жанровый контрапункт
В практических целях, при импровизации или сочинении контрапункта к cantus firmus, часто делались попытки последовательно поддерживать определенные ритмические паттерны в этом аналоге. Иоганн Йозеф Фукс систематизировал этот подход в своей теории композиции Gradus ad Parnassum (1725) в курс, состоящий из пяти так называемых « видов ». Эта структура позволяет, среди прочего, поэтапно вводить различные формы лечения диссонанса:
Фирменный кантус всегда состоит из целых нот. Процедура увеличена с двух частей до четырех, при этом фирма может быть в любой части. Однако обычно по жанру организуется только один голос:
Пример: 4-й жанр в трех голосах с cantus firmus в верхней части:
Двойной и множественный контрапункт
В общем смысле двойной контрапункт обозначает особый характер предложения, состоящего из двух частей, из которого можно вывести другое предложение, действительное для контрапункта, переместив один из голосов. Двойным контрапунктом шестого является, например, Например, если один из голосов двухчастной комбинации может быть сдвинут на шестой:
Итак, таблица показывает для двойного контрапункта октавы:
Интервал в выходной комбинации | 1 | 2 | 3 | 4-й | 5 | 6-е | 7-е | 8-е |
Интервал после смещения | 8-е | 7-е | 6-е | 5 | 4-й | 3 | 2 | 1 |
эти квинты становятся четвертыми в результате перестановки. Отсюда следует, что движение, состоящее из двух частей, удовлетворяет условиям двойного контрапункта октавы, если квинта трактуется там, как если бы это был диссонанс.
Таблица для двойного контрапункта дуодецимы показывает, среди прочего, что здесь шестой должен рассматриваться как диссонанс, так как он становится седьмым при перевороте:
Интервал в выходной комбинации | 1 | 2 | 3 | 4-й | 5 | 6-е | 7-е | 8-е | 9 | 10 | 11 | 12-е |
Интервал после смещения | 12-е | 11 | 10 | 9 | 8-е | 7-е | 6-е | 5 | 4-й | 3 | 2 | 1 |