Контраст в литературе 3 класс примеры что такое
Приём контраста в стихотворении А.С. Пушкина «Зимнее утро»
Давыдова Ирина Сергеевна
Учитель начальных классов
МБОУ «Клюквинская средняя
Курского района Курской области
Урок литературного чтения в 3 классе
Тема урока.Приём контраста в стихотворении
А.С. Пушкина «Зимнее утро»
Цели: формирование знаний о контрасте, как средстве художественной выразительности; формирование навыка выразительного чтения, умения анализировать лирическое стихотворение; использовать в речи образные средства языка; развитие и обогащение речи; раскрытие эстетической ценности слова; развитие речевых и коммуникативных умений детей.
Оборудование: картины природы, видеозапись, иллюстрации и предметы (цилиндр, белые перчатки, свечи и другие) для создания интерьера пушкинского времени.
II . Проверка домашнего задания.
На доске: (на обратной стороне)
Постановка логического ударения.
Отношение к прочитанному.
Чтение наизусть стихотворения «Опрятней модного паркета…».
Оценивание по памятке.
III . Работа над новым материалом.
— Мы продолжаем знакомиться с творчеством А.С. Пушкина.
— Что бы вы хотели узнать на сегодняшнем уроке?
(какую тайну слова откроет Пушкин)
Задумавшись в который раз, вдруг открываешь в ней такое,
Что прежде пряталось от глаз!
— Сегодня мы с вами будем читать стихотворение «Зимнее утро».
— Но первичное чтение стихотворения прозвучит в видеозаписи.
— Внимательно смотрите и слушайте.
— Подумайте, почему я это сделала.
Видеозапись чтения стихотворения.
— Почему же первичное чтение стихотворения о зиме, я дала вам в записи, сделанной летом?
(чтобы усилить впечатление о стихотворении)
— Итак, ключевые слова: лето-зима
— Сформулируйте тему урока.
(Приём контраста в стихотворении А.С. Пушкина «Зимнее утро»)
Актуализация опорных знаний
— Вспомните, что в литературе называется контрастом?
(Контраст – это средство художественной выразительности, резкое противопоставление картин природы, характеров героев. Контраст используется для усиления впечатления о прочитанном)
— Что противопоставляет в своём стихотворении А.Пушкин?
— Какие? (хорошую погоду и ненастье)
— А ещё в соответствии с изменениями картин природы происходят изменения и в настроении поэта и ……
— Кого? К кому обращены слова лирического героя?
(к красавице, к подруге)
— Давайте попробуем понять их настроение, чувства, переживания.
— Представьте, что именно вы проснулись утром раньше всех, выглянули в окно и………
Анализ стихотворения по строфам
— Какое непонятное слово встретилось в этой строфе? (нега)
— Какое настроение возникло у вас? (радость, восхищение)
— Докажите это строчками стихотворения.
(Мороз и солнце. День чудесный!)
— А ещё? (а ещё удивление)
— Почему? (вчера была плохая погода и, казалось, что она продлится ещё долго)
— А ещё? (сожаление, подруга ещё не проснулась и не видит этой красоты)
— Как надо читать эти строки? (сначала с радостью и восторгом, потом чуть тише, потому что красавица ещё спит, ласково, нежно, а в конце с гордостью, так как поэт сравнивает красавицу со звездою севера, которая может сравниться по красоте с богиней утренней зари)
Запись ключевых слов
Чтение вслух первой строфы
2) – Прочитайте «про себя» вторую строфу стихотворения.
— Представьте вечер, вьюга за окном, свист ветра в трубе, небо, земля – всё смешалось в снежных вихрях. Чуть желтеет пятно луны. В тёмной комнате, у окна, печальная фигура женщины.
— Какое настроение вызывает эта картина?(печаль, уныние)
— Однако, обратите внимание, в этой строфе нет ни одной точки. Что это значит?(движение, стремительность, быстроту происходящих событий)
— Какое чувство вызывает такая динамика? (тревогу, беспокойство)
— Что ещё способствует созданию чувства тревоги и беспокойства? (…..)
— Вчитайтесь в строки ещё раз.
— Какие звуки наиболее часто встречаются? (шипящие: з-с, ж-ш; гласные: у-ю, а-о)
— Само звучание стиха, шипящих звуков (аллитерация) и гласных (ассонанс), передающих завывание вьюги, способствует рождению образа.
Запись ключевых слов
Дети ещё раз вслух читают вторую строфу.
3) – Третья картина начинается с противительного союза А, который резко противопоставляет следующую картину предыдущей.
— Прочитайте третью строфу «про себя», подчёркивая яркие слова, которые хочется выделить голосом.
— Как изменилось настроение? (опять радость и восторг)
— Но обратите внимание: в первой строфе радость и восторг А.С. Пушкин обозначил с помощью «!»
— А как он это сделал в третьей картине?(с помощью красивых слов)
— Какие слова вы подчеркнули? (небеса, великолепными коврами)
— Верно. Пушкин употребил слово не «небо», а «небеса», во множественном числе; а ковры не просто белые, а великолепные.
— О чём это говорит? (о величии)
— Как надо читать эти строки? (торжественно и спокойно)
— Обратите внимание на строчку «Блестя на солнце снег лежит…»
(здесь опять Пушкин использовал аллитерацию; от звуков [с] хочется прищуриться, чтобы яркий свет от блестящего снега не бил в глаза)
Запись ключевых слов
восторг уныние восторг
удивление тревога величие
сожаление беспокойство торжество
Чтение вслух третье строфы
Физкультминутка для глаз
— Как я читала? (спокойно, мягко, по-домашнему)
— Как вы себе представляете «янтарный блеск»?
— Найдите в тексте два похожих цветовых оттенка. (янтарный блеск и затопленная печь)
— Как читала последнюю строфу? (быстро, легко, с нетерпением, а в конце медленно, потому что сани, наверное, остановились…)
Запись ключевых слов
радость печаль радость спокойствие лёгкость
восторг уныние восторг мягкость нетерпение
удивление тревога величие
сожаление беспокойство торжество
Чтение вслух всего стихотворения
— Сравните, одинаково ли звучало это стихотворение летом и зимой?
Работа с иллюстративным рядом (работа в парах)
— Из ряда иллюстраций (на партах набор картинок) выберите подходящие к каждой картине.
Стилистический анализ (работа в группах)
— Найти в тексте эпитеты, сравнения, олицетворения, метафоры.
— Для чего в литературе используются эти средства художественной выразительности?
Вывод:употребление в речи образных средств выразительности делают нашу речь более яркой, точной, красочной и выразительной.
— Какую тайну слова открыл нам А.С. Пушкин? (с помощью контраста можно изобразить не только картины природы, но и настроение)
— Что вы не знали, а сейчас знаете – это новое для вас? (что одно и то же настроение можно передать с помощью знаков препинания и слов образной выразительности; что настроение можно передать с помощью звуков)
— Какие задания показались наиболее интересными?
V . Домашнее задание
Подобрать мелодию, которая может сопровождать чтение стихотворения.
Контраст как художественный прием в поэзии. Б.Заходер. «О границах поэтического творчества»
I. Организационный момент.
Просмотр слайдов сопровождается комментариями учителя и практической деятельностью учащихся.
II. Введение в тему.
— Что такое поэзия? (Вид искусства.)
— Кто посадил этот прекрасный сад? (Поэты.)
Поэты очень тонко чувствуют ритм, звучание слов. Стихи – это чудесные плоды, которые дарят людям радость, красоту, спокойствие, хорошее настроение.
III. Объявление темы урока.
1. Б. Заходер (1918-2000 гг..).
Поэт и переводчик, внес неоценимый вклад в отечественную детскую литературу.
Б. Заходер вспоминал о своем детстве: «В сущности, мне и вспомнить-то нечего. Не был я настоящим мальчишкой, не играл в футбол. Не совершал никаких подвигов. Почти не дрался. Даже яблок ни разу не воровал! Даже девочек за косички не дергал! И вместо всего этого целыми днями читал книги».
Однажды Б. Заходер убежал из дому. Было ему лет шесть. И он за что-то обиделся на своих родителей. Но обоих сразу – и на папу, и на маму. И вот, когда они ушли на службу, он удрал. Чуть ли не целый день Борис один-одинешенек странствовал по Москве. Движение, к счастью, тогда было небольшое, автомобилей почти не было, и, в конце концов, он благополучно добрался до своего приятеля Яшки. Там его уже поздно вечером разыскал папа. Заходера не наказали. И даже не ругали, хотя, конечно, стоило бы. Может быть, потому что пришли гости.
Что по-настоящему любил Заходер в детстве – это животных и книги.
2. «Иностранные гости».
Пересказы классических произведений зарубежной детской литературы: «Алиса в стране чудес» Льюиса Кэрролла, «Винни-Пух. » Алана Милна, «Малыш и Карлсон» Астрид Линдгрен, «Мэри Поппинс» Памелы Линдон Трэверс, «Сказки и веселые истории» К. Чапека. Я советую вам их прочитать.
3. «Ваш старый товарищ, Борис Заходер».
Именно так обычно подписывал свои книги Б. Заходер. Писатель действительно был и остается товарищем своих читателей-ребят. Недаром одна из его книг называется «Товарищам детям».
На первой странице этой книги было написано:
Обычно
От вас это держат
В секрете,
А я не скрываю,
Товарищи дети:
Хочу, чтобы вы,
Дорогие читатели,
Недаром
За чтением время потратили.
Хочу,
Признаюсь откровенно и честно,
Чтоб книжку
Вам было читать интересно.
А если захочется вам посмеяться,
То этого тоже
Не надо бояться:
Ведь если смеются
Товарищи дети,
Становится сразу
Светлее на свете!
— Какие стихи Б. Заходера вы помните?
— Что воспевал в своих стихах поэт?
Стихотворение «Кискино горе».
Плачет Киска в коридоре.
У нее
Большое горе:
Злые люди
Бедной Киске
Не дают
Украсть
Сосиски!
— Почему стихотворение называется «Кискино горе»?
— Справедливо ли киска обвиняет людей?
— Какую бы вы сделали иллюстрацию к этому стихотворению?
— Кто участвует в решении проблемы?
Стихотворение «Куда спешат головастики».
Вихрем
Мчится
Под водой
Головастик молодой.
А за ним –
Ещё пяток,
А за ним сплошной поток:
Тот – без ног,
А тот с ногами,
Кто – налево,
Кто – направо,
Так и носится орава
Вдоль пруда,
Вокруг пруда.
Почему?
Зачем?
Куда?
Головастики
Спешат
Превратиться в лягушат!
— На какой вопрос хотел ответить Б. Заходер?
— Какой ответ он нашел?
— Что вы можете сказать?
Стихотворение «Странное происшествие».
Однажды,
Точнее – когда-то и где-то,
С голодным Котом
Повстречалась Котлета.
Котлета, представьте,
Всплеснула руками:
– Ах, как же я счастлива
Встретиться с вами!
Ах, если б Вы знали,
Как жаждут Котлеты
Узнать Ваши тайны
И Ваши секреты!
Скажите скорее,
Какого вы рода?
Вернее –
Какого Вы времени года:
Кот осени Вы?
Кот весны?
Кот зимы?
А может Кот лета,
Как мы?
А может быть даже,
Вы Кот-Круглый-Год?
А может быть,
Может быть,
Вы – АНТРЕКОТ?
Кот лишь улыбнулся ей
Вместо ответа.
И сразу куда-то
Исчезла Котлета.
— Что в этом происшествии странного увидел поэт?
Стихотворение «Петя мечтает».
. Если б мыло
Приходило
По утрам ко мне в кровать
И само меня бы мыло –
Хорошо бы это было!
Если б, скажем,
Мне
Волшебник
Подарил такой учебник,
Чтобы он бы
Сам бы
Мог
Отвечать любой урок.
Если б ручку мне в придачу,
Чтоб могла
Решить задачу,
Написать диктант любой –
Всё сама,
Само собой!
Если б книжки и тетрадки
Научились быть в порядке,
Знали все
Свои места –
Вот была бы красота!
Вот бы жизнь тогда настала!
Знай гуляй да отдыхай!
Тут и мама б перестала
Говорить, что я лентяй.
— О чем мечтает Петя?
— Почему мама называет Петю лентяем?
— Хотели бы вы учиться в такой школе? Почему?
6. «Начинаем исследование».
— Где же берет темы для своих стихов Б. Заходер? (Наблюдает за детьми, животными, рассматривает различные предметы и т. д.)
7. «Уроки мастерства».
— Что называют предметом? (Предметом называют не только вещь, но и тему и причину. Например, предмет разговора – это тема разговора; предмет ссоры – это ее причина, то есть то, из-за чего люди поссорились.)
— Что имеет в виду поэт, говоря: «Трагедия и анекдот – все в дело у него идет». (Когда люди сталкиваются с драматической жизненной ситуацией, они говорят: «Это просто трагедия». Если встречаются с комической ситуацией, или сами становятся ее участниками, говорят: «Это какой-то анекдот!»)
8. «Признание знаменитого поэта».
Учитель читает стихотворение Б. Заходера «О границах поэтического творчества».
— В чем же признается поэт? (Рассказывает, как подбирается тема стихотворения.)
— Как понимаете слова «Готов воспеть любой предмет»? (Готов написать стихотворение на любую тему.)
Работа по группам. Составьте таблицу из списка того, что «готов воспеть» настоящий поэт.
Вещи | Чувства | Впечатления | Отношения |
Восторг. Что ненавидит. | Борьба стихий. Чего не бывает на свете. | Жизнь. — Подумайте, что важнее всего для поэта? (Чувства, впечатления.) 10. «Но он не станет воспевать того, на что ему плевать!» — Попробуйте объяснить мысль поэта. (В стихотворении используются такие понятия, как «любит» и «ненавидит». И любовь, и ненависть – это сильные чувства, хотя и противоположные по направленности. Б. Заходер противопоставляет их безразличию, равнодушию, душевной слепоте.) 11. «Практическая работа». Дополните столбики словами из стихотворения: — Что заметили? (Это противопоставления. Это слова – наоборот, антонимы.) Контраст – это противоположность, например, в понятиях: утверждение – отрицание, добро – зло и т. п., в ощущениях: черный – белый, холодный – горячий и т. п. 13. «Контрольные задания». — Дополните строчки противоположными словами. Учитель раздает индивидуальные задания. «Билет в Вообразилию». — Рассмотрите иллюстрацию. Что вы видите на ней? Как связана иллюстрация со стихотворением? Найдите строчки, которые можно соотнести с иллюстрацией. — Найдите детектива. Как вы думаете, какой вопрос приготовил Холмс? Подсказка: обратите внимание, куда тянется дымок от трубки детектива. (Вопрос Холмса: «Почему так названо стихотворение?») — Что хотел подчеркнуть автор? (Автор хотел подчеркнуть, что границ у поэтического творчества нет.) Б. Заходер придумал целую страну для выдумщиков и фантазеров. У вас есть время подготовиться к путешествию. Придумывайте, фантазируйте на любую тему, например, придумать животное, уши которого будут как у зайца, само оно будет огромное, как слон, на спине у него восемьдесят глаз. Контраст как прием В теории литературы контраст – это художественный прием создания образов, основанный на резком противопоставлении друг другу явлений, событий, персон, характеров. Контраст часто используется писателями при формировании системы образов в художественном произведении. Виды контраста (противопоставлений) в литературе:Л.Н.Толстой «Война и мир» Встреча князя Андрея Болконского с дубом
Контраст в литературе 3 класс примеры что такоеПриём контраста в литературе Что такое прием контраста в литературеМногие лингвисты уделяли особое внимание изучению контраста как основного принципаорганизации сюжета. Его психологическим механизмом всерьёз ещё заинтересовался А. А. Потебня – учёный-словесник 19 века, член-корреспондент Императорской Санкт-Петербургской академии наук, талантливый литературовед, философ, языковед. Контрастность в литературе стала предметом изучения многих специалистов. К примеру, В. А. Ларин чётко подметил роль контрастной смены тональности отдельных эпизодов «Судьбы человека» – рассказа М. А. Шолохова. В.В. Одинцов подробно рассматривал значение подобного художественного приёма в построении сцены «Ночь в Отрадном» (это композиционно важная сцена произведения Л. Н. Толстого «Война и мир»). Виды контрастаРоль контраста в произведенияхВ стихотворенииАнтитезы и оксюмороны способствуют усилению эмоциональности художественной речи в поэзии. Они помогают полнее передать всю сложность чувств, испытываемых автором произведения. С помощью оксюморонов и антитезы раскрывается единство противоположностей. Противопоставление в стихотворении С.А. Есенина зачастую строится на контрасте эмоциональных лексем. Яркие тому примеры – выражения «плачет и смеется», «грустная радость». Идейно-тематическое содержание стихотворения «Среди миров» И. Анненского раскрывается через эмоциональный контраст тьмы и света: В повестиКонтраст – основной стилистический прием в повести «Барышня-крестьянка» А. С. Пушкина. В этом произведении противопоставляются житейское и романтическое, «маскарадный» аристократизм и очарование простых крестьянских девушек. Законодательницей моды в «Барышне-крестьянке» является старая гувернантка мисс Жаксон. Цвет лица носительницы черт английского аристократизма – очень важная для писателя деталь. Недаром А. С. Пушкин несколько раз заостряет на ней внимание читателя. Великий писатель не случайно столь безжалостно ироничен по отношению к героине. За неестественной, искусственной бледностью мисс Жаксон явственно угадывается стремление скрыть истинное лицо. Смуглая барышня Лиза противопоставлена набеленной, чопорной гувернантке. Цвет лица – деталь, которая объединяет главную героиню повести с крестьянскими девушками, проводящими долгие часы за работой на сенокосе. Прием резкого противопоставления использован и в описании одежды. На свидание к молодому барину, Алексею Берестову, барышня Лиза отправилась в невзрачном сарафане тёмных цветовых тонов. Этот незатейливый наряд из дешёвой китайки (как и смуглый цвет лица) словно бы приблизил героиню к народной среде. Портреты всех героев «Повестей Белкина» отличаются глубоким психологизмом. Это справедливо и по отношению к «Барышне-крестьянке» с её «водевильной» фабулой (недоразумениями, переодеваниями, счастливой развязкой). Портреты главных героев художественного произведения характеризуются правдивостью и глубиной. Приведём один простой пример. При первой встрече с Алексеем Берестовым барышня-крестьянка «притворялась полуиспуганной, полузастенчивой». В этой фразе отражено сложное психологическое состояние Лизы, в котором угадываются сразу три оттенка: Контраст в литературе 3 класс примеры что такоеО контрасте как основном художественном приеме и его роли в раскрытии основной идеи произведения размышляет Коротченкова Татьяна Николаевна, учитель русского языка и литературы МОУ «Лицей №5» города Железногорска Курской области. Контраст как основной художественный прием рассказа Н. А. Тэффи «Фея Карабос» и его роль в раскрытии основной идеи произведенияКонтраст – это ярко выраженная противоположность. В художественной литературе встречаются довольно многочисленные контрасты возвышенного и грубого, поэтического и прозаического. В сказках часто борются добро и зло, ум и глупость, трусость и храбрость. Простой, казалось бы, сюжет рассказа «Фея Карабос» построен на контрасте образов героев, их характеров, взглядов на жизнь. Так, довольно яркими противоположностями являются супруги, ожидающие появление ребенка в семье. Родители ищут няньку для своего ребеночка, не договорившись заранее, какой они хотят видеть воспитательницу малыша. Умная, красивая, ранимая Илька подавлена и доведена до отчаяния себялюбивым, эгоистичным мужем. Будущая мать, жизнелюбивая и светлая, находит крепкую, пышущую здоровьем и озорством, веселую кухарку Аксинью, которая уже любит еще не родившегося чужого ребенка. Но женщина боится сказать об этом своему хладнокровному и расчетливому мужу, потому что знает: «не позволит Сеньку нанять». Ко всему была готова Илька, однако никак не ожидала, что именно такую кандидатуру в няньки, ужасную и чудовищную, отыщет Станя. В Казимире Карловне его привлекают другие «ценности», противные Ильке. По мнению Стани, горбатая, уродливая, избравшая место для прогулок с ребенком не в парке, а на кладбище, способна привить ребенку любовь ко всему обездоленному. Равнодушный к материнским чувствам и к чувствам вообще, этот человек принимает условие горбуньи не входить матери ночью в детскую. Романтичной Ильке, оскорбленной мужем, в болезненной дремоте чудится звон веселых, тоненьких, острых Сенькиных колокольчиков и страшный грохот обитых толстым железом колес колымаги злой горбуньи Феи Карабос. Контрастна и сама картина повествования рассказа. Состояние Ильки с приходом доктора, именно другого доктора («тот, что всегда – тот уехал на месяц в отпуск») меняется. И связана эта перемена со сходством доктора с Сенькой («молодой, смуглый, белозубый, как Сенька»). Поражает резкое противопоставление отношения Стани к жене, как к материалу, и доктора, как к женщине, к матери. В отличие от мужа, этот человек, имя которого так и останется для Ильки неизвестным, сумел понять и поддержать ее материнские чувства. Он смело и откровенно разоблачает корыстные намерения Станислава Адамыча, а также далеко не скромную натуру «гоноровой пани». Илька, названная доктором милой пациенткой, ощутила заботу, понимание чужого человека, словно обрела второе рождение. И не случайно в этом смысле через много лет она будет вспоминать безымянного доктора, среднего роста и худощавого, «что он был очень высокий, широкоплечий, что он очень любил ее, и она за всю жизнь любила только его одного…». Нельзя не обратить внимание на некоторые противоречия в характере, манерах и взглядах одного и того же героя. Так, Сенька, «глупая, плутоватая», но веселая до того, «что век бы с ней не расстался», несчастна, но любит жизнь; потеряла своих детей, но обожает чужих. Станя, в жены избравший женщину молодую и хорошенькую, в няньки же сыну выбирает страшную и горбатую. При этом считает, что уродливая воспитательница может привить любовь к прекрасному у ребенка. Любопытна и такая контрастная деталь в манере поведения Стани, как намеренное подчеркивание своего хладнокровия медленным закуриванием сигареты и нервное подрагивание колена. Прием контраста, умело использованный Н. А. Тэффи в небольшом по объему произведении, помогает обозначить важные нравственные проблемы: способен ли человек, лишенный семьи, собственных детей, умения радоваться жизни, быть полноценным воспитателем чужого ребенка; может ли семья обеспечить хорошие условия для развития детей, если отсутствует единство в воспитании; что нужно человеку для полноценного счастья. И кажется, что автор не вмешивается в повествование, показывая разный подход к одной и той же проблеме и оставляя за нами право на решение данных вопросов, но отрицательная сторона контраста показывает, на чьей стороне автор и какой позиции придерживаться. Соединение несоединимого, резкое столкновение полярностей, раскрытие взаимоисключающих сторон одного и того же явления сопровождают читателя в освоении художественного мира произведения и будоражат творческое воображение.
|