Контрфорс в архитектуре что это
Контрфорс (архитектура)
Контрфорс (фр. contre force — «противодействующая сила») — вертикальная конструкция, представляющая собой либо выступающую часть стены, вертикальное ребро либо отдельно стоящую опору, связанную со стеной аркбутаном. Предназначена для усиления несущей стены путем принятия на себя горизонтального усилия распора от сводов. Внешняя поверхность контрфорса может быть вертикальной, ступенчатой или непрерывно наклонной, увеличивающейся в сечении к основанию.
История
Контрфорсы получили распространение еще в средневековье, они стали важным элементом романского стиля архитектуры. Контрфорсы возводились вокруг всего сооружения, в виде устоев, примкнутых к стенам с внешней стороны и расположенных на некотором расстоянии друг от друга, против тех мест, в которых упираются в стену подпружные арки сводов.
Еще более важное значение контрфорсы приобрели в зодчестве эпохи готики. Архитектура этого периода характеризуется высокими стенами с относительно низкой несущей способностью из-за прорезанных в них больших оконных проемов. Поэтому контрфорсы сделались видным элементом сооружений этого периода. Поначалу их возводили также как и в романских постройках, вплотную к стене. Впоследствии, с развитием зодчества, их стали возводить несколько отступя от стен, но соединять их с ними аркбутанами. Разрез контрфорсов получил многоугольную форму, поверхность — архитектурное украшение, согласное с общей орнаментацией здания, а вершина — остроконечное увенчание в виде пинаклей. С возвращением искусства, в эпоху Возрождения, к античным формам, контрфорсы почти совсем вышли из употребления в архитектуре: их сменили, в значении стенных подпор, группы колонн или же декорированные полуколоннами выступы стен. Употребление контрфорсов в первоначальном, не маскированном виде удержалось почти исключительно в инженерном искусстве.
Другие виды контрфорсов
Угловой контрфорс — продолжение стен за пределы постройки на углу. Таким образом, этот участок в горизонтальном сечении представлял собой крест.
Диагональный контрфорс — опора, возводимая на углу постройки так, что образует со стенами угол 135°.
Полезное
Смотреть что такое «Контрфорс (архитектура)» в других словарях:
Контрфорс (значения) — Контрфорс (архитектура) архитектурная деталь для поддержки стен. Контрфорс (цепь) поперечная распорка звена якорной цепи калибром свыше 15 мм. Уменьшает деформацию звена под нагрузкой, повышает прочность звена (примерно на 20 %). Контрфорс… … Википедия
Контрфорс — – железобетонный, каменный или металлический конструктивный элемент для восприятия горизонтальной 143 грузки от поддерживаемой вертикальной конструкции. [Терминологический словарь по бетону и железобетону. ФГУП «НИЦ «Строительство» НИИЖБ и … Энциклопедия терминов, определений и пояснений строительных материалов
Контрфорс — У этого термина существуют и другие значения, см. Контрфорс (значения). 5 контрфорсов с … Википедия
Контрфорс — (от франц. contre force противодействующая сила) поперечная стенка, вертикальный выступ или ребро, усиливающие основную несущую конструкцию (преимущественно стену с наружной стороны постройки) и воспринимающие главным образом горизонтальные… … Архитектурный словарь
Диагональный контрфорс — контрфорс, расположенный на углу здания. (Архитектура: иллюстрированный справочник, 2005) … Архитектурный словарь
Готический стиль (архитектура) — Готический собор в Кутансе, Франция Готика период в развитии средневекового искусства, охватывавший почти все области материальной культуры и развивавшийся на территории Западной, Центральной и отчасти Восточной Европы с XII по XV век. Готика… … Википедия
Ступа (архитектура) — У этого термина существуют и другие значения, см. Ступа (значения). Запрос «Дагоба» перенаправляется сюда; см. также другие значения. Файл:Субурган2.jpg Строение ступы согласно буддийским канонам … Википедия
Сала (архитектура) — У этого термина существуют и другие значения, см. Сала. Cала на ж/д вокзале Хуахина, Таиланд Сала ( … Википедия
Аркада (архитектура) — У этого термина существуют и другие значения, см. Аркада. Аркада королевского замка на Вавеле (Кра … Википедия
Глава (архитектура) — У этого термина существуют и другие значения, см. Глава (значения). Купол собора Икалтонского монастыря в Грузии. Глава в архи … Википедия
Контрфорс
Контрфо́рс (фр. contre force — «противодействующая сила») — вертикальная конструкция, представляющая собой либо выступающую часть стены, вертикальное ребро, либо отдельно стоящую опору, связанную со стеной аркбутаном. Предназначена для усиления несущей стены путем принятия на себя горизонтального усилия распора от сводов. Внешняя поверхность контрфорса может быть вертикальной, ступенчатой или непрерывно наклонной, увеличивающейся в сечении к основанию.
История
Контрфорсы получили распространение еще в средневековье, они стали важным элементом романского стиля архитектуры. Контрфорсы возводились вокруг всего сооружения, в виде устоев, примкнутых к стенам с внешней стороны и расположенных на некотором расстоянии друг от друга, против тех мест, в которых упираются в стену подпружные арки сводов.
Еще более важное значение контрфорсы приобрели в зодчестве эпохи готики. Архитектура этого периода характеризуется высокими стенами с относительно низкой несущей способностью из-за прорезанных в них больших оконных проемов. Поэтому контрфорсы сделались видным элементом сооружений этого периода. Поначалу их возводили также как и в романских постройках, вплотную к стене. Впоследствии, с развитием зодчества, их стали возводить несколько отступя от стен, но соединять их с ними аркбутанами. Разрез контрфорсов получил многоугольную форму, поверхность — архитектурное украшение, согласное с общей орнаментацией здания, а вершина — остроконечное увенчание в виде пинаклей. С возвращением искусства, в эпоху Возрождения, к античным формам, контрфорсы почти совсем вышли из употребления в архитектуре: их сменили, в значении стенных подпор, группы колонн или же декорированные полуколоннами выступы стен. Употребление контрфорсов в первоначальном, не маскированном виде удержалось почти исключительно в инженерном искусстве.
Другие виды контрфорсов
Угловой контрфорс — продолжение стен за пределы постройки на углу. Таким образом, этот участок в горизонтальном сечении представлял собой крест.
Диагональный контрфорс — опора, возводимая на углу постройки так, что образует со стенами угол 135°.
Полезное
Смотреть что такое «Контрфорс» в других словарях:
контрфорс — контрфорс … Орфографический словарь-справочник
Контрфорс — (от франц. contreforce противодействующая сила), каменная, бетонная или железобетонная поперечная стенка, вертикальный выступ или ребро, усиливающие основную несущую конструкцию (в основном наружную стену) и воспринимающие горизонтальные… … Художественная энциклопедия
Контрфорс — Контрфорс. КОНТРФОРС (от французского contre force противодействующая сила), устой, поперечная стенка, вертикальный выступ, укрепляющий основную конструкцию (главным образом наружную стену). Один из основных элементов готической конструкции… … Иллюстрированный энциклопедический словарь
контрфорс — стенка, распорка, устой, выступ Словарь русских синонимов. контрфорс сущ., кол во синонимов: 4 • выступ (61) • … Словарь синонимов
Контрфорс — – вертикальная опора, расположенная с наружной стороны стены и воспринимающая боковой распор. Сечение контрфорса увеличивается по мере приближения к основанию по треугольнику или ступенчато. В случае возникновения сравнительно небольших нагрузок … Словарь строителя
Контрфорс — – железобетонный, каменный или металлический конструктивный элемент для восприятия горизонтальной 143 грузки от поддерживаемой вертикальной конструкции. [Терминологический словарь по бетону и железобетону. ФГУП «НИЦ «Строительство» НИИЖБ и … Энциклопедия терминов, определений и пояснений строительных материалов
КОНТРФОРС — (от франц. contreforce противодействующая сила) устой, поперечная стенка, вертикальный выступ, укрепляющий основную несущую конструкцию (главным образом наружную стену) … Большой Энциклопедический словарь
КОНТРФОРС — КОНТРФОРС, контрфорса, муж. (франц. contre force) (архит.). Массивная подпорка для поддержания стены. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова
Контрфорс — (архит. термин) массивный, сложенный из камня столб илиустой возле стены здания, служащий для ее поддержания в вертикальномположении и увеличения ее сопротивляемости грузу потолочных сводов икрыши. К. употреблялись еще у древних римлян, но почти… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона
Контрфорс — (от франц. contreforce противодействующая сила) поперечная стенка, вертикальный выступ, укрепляющий основную несущуюконструкцию (главным образом наружную стену). В горах короткий боковой хребет, длина которого приблизительно равна высоте. (с) А.А … Энциклопедия туриста
контрфорс — контрфорс. Не рекомендуется произношение [контрафорс] … Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке
Система аркбутанов и контрфорсов
Вы будете перенаправлены на Автор24
Сущность каркасной системы готической архитектуры
Под каркасной системой готической архитектуры понимается совокупность конструктивных строительный приемов, появившихся в готике. Данная каркасная система позволила определенным образом распределить нагрузки в здании и заметно облегчить его стены и перекрытия.
Благодаря каркасной системе готической архитектуры средневековым архитекторам удавалось значительно увеличить площадь помещений и высоту возводимых зданий.
Ключевыми элементами готической каркасной системы являются такие конструкции, как:
Контрфорс – вертикальная конструкция, представляющая собой либо часть стены, т.е. вертикальное ребро, либо отдельно стоящую опору, которая связывается со стеной основного здания при помощи аркбутана.
Аркбутан – наружный каменный элемент в каркасе готической архитектуры, передающий горизонтальное усилие, называемое распором, на опорную колонну или столб, располагающийся за пределами основного здания.
Рисунок 1. Аркбутаны и контрфорсы. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Нервюры – вертикальные ребра в конструкции готического каркаса. Данные ребра входят в состав крестового готического свода. Их применение в совокупности с контрфорсами и аркбутанами позволяет значительно облегчить конструкцию свода, уменьшить его вертикальное давление.
Одной из главных черт каркасной системы готической архитектуры является её ажурная структура, которая представляет собой резкий контраст массивных конструкций с предшествующими элементами.
История возникновения контрфорсов
Конструкция контрфорса характерна для архитектуры эпохи средневековья. Эти опоры стали одним из главных элементов романского направления в архитектуре, а после перекочевали и в готический стиль. В эти времена контрфорсы проектировались вокруг всего сооружения и представляли собой своеобразные устои, заделанные в стены с внешней стороны здания и расположенные на некотором удалении друг от друга. Данные конструкции сооружались в тех местах, где было предусмотрено опирание на конструкцию наружной стены подпружных арок сводов.
Готовые работы на аналогичную тему
Наиболее важное значение с точки зрения функциональной составляющей контрфорсы приобрели во время развития готической архитектуры. Сооружения этого периода характеризовались высокими стенами, несущая способность которых оставляла желать лучшего из-за больших оконных проемов. В этой связи конструкцию контрфорсов было решено сделать существенным элементом сооружений периода готической архитектуры. В первых таких зданиях контрфорсы возводились вплотную к наружной стене сооружения, как и в романской архитектуре. Позднее, с развитием зодчества, их стали возводить на некотором удалении от конструкции стены, при этом соединяя с ней аркбутанами. Разрез контрфорсов получил многоугольную форму, а его поверхность стала архитектурным украшением, предусматривающим общую концепцию с орнаментацией здания. Вершина контрфорса представляла собой остроконечное увенчание в форме пинаклей.
В эпоху Ренессанса, с возвращением к античным формам в архитектуре, контрфорсы практически перестали применяться при строительстве новых сооружений. Им на смену пришли группы колонн, способные выполнять роль стеновых подпор, а также декорированные полуколоннами выступы стен (пилястры). Примечательно, что контрфорсы, при необходимости, применяются в инженерном проектировании и в наше время.
Рисунок 2. Аркбутаны. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Стоит упомянуть об угловом контрфорсе, который представляет собой продолжение стен за пределы сооружения на углах. Таким образом в плане сооружение выглядело как крест. Диагональным контрфорсом называют опору, возводимую на углу постройки таким образом, что она образует с вертикалью угол 135 градусов.
Применение контрфорсов и аркбутанов
Техническим прорывом зодчих во времена готики являлась разработка нового способа распределения и передачи нагрузки. (Любое сооружение воспринимает два типа нагрузок – от собственного веса и погодные (от ветра, дождя, снега). Несущие элементы здания передают эти нагрузки вниз – к фундаменту, а фундамент распределяет их по грунтовому основанию). В этой связи каменные здания возводятся более основательно, чем деревянные. Камень представляет большую опасность при обрушении, чем древесина, поэтому расчетному этапу здесь должно уделяться особое внимание.
Средневековые зодчие предположили, что вес и давление каменной или кирпичной кладки можно сконцентрировать в определенных точках, и если определенным образом организовать «поддержку» их в этих местах, другие элементы сооружения можно облегчить, ведь они в таком случае не будут являться несущими. Так возник готический каркас, включающий в себя систему аркбутанов и контрфорсов, хотя предпосылки для его появления возникли гораздо раньше. Считается, что данный конструктивный прием, правда, несколько видоизмененный, фигурировал в романском крестовом своде. Романские зодчие в определенных ситуациях выкладывали швы между распалубками крестовых сводов выступающими наружу камнями. Однако, такие швы в данном случае несли исключительно декоративное значение, а свод по-прежнему оставался тяжелым и массивным.
Новаторство готического каркаса заключалось в следующем: свод больше не опирается на сплошные несущие конструкции стен здания. Массивный свод цилиндрической формы заменяют ажурными нервюрными крестовыми сводами, нагрузка от такого свода воспринимается нервюрами и арками. Боковой распор воспринимается в данном случае системой аркбутанов и контрфорсов.
Полученный нервюрный свод был гораздо легче романского, ведь было уменьшено вертикальное давление и горизонтальное усилие. Своими пятами нервюрный свод опирался на колонны, а не на стены. Распор такой конструкции был четко выявлен и локализован в небольшой области. Любому строителю было ясно, в каком месте и каким образом данное усилие должно быть «погашено».
КОНТРФОРС
Контрфорс (от франц. contre-force — противодействующая сила), поперечная стенка, вертикальный выступ или ребро, усиливающие основную несущую конструкцию (преимущественно стену с наружной стороны постройки) и воспринимающие главным образом горизонтальные усилия (распор от сводов, перекрывающих здание, давление грунта на подпорные стенки, гидростатическое давление на основание плотины и т. п.). К основанию стены поперечное сечение контрфорсов обычно увеличивается (плавно или уступами); при незначительных горизонтальных усилиях сечение по высоте может оставаться постоянным. Контрфорсы бывают каменные, бетонные или железобетонные. Каменные контрфорсы — один из основных элементов готической конструкции. Возведение контрфорсов широко применяется для укрепления стен при реставрации памятников архитектуры.
Смотреть что такое КОНТРФОРС в других словарях:
КОНТРФОРС
(архит. термин) — массивный, сложенный из камня столб или устой возле стены здания, служащий для ее поддержания в вертикальном положении и увеличения е. смотреть
КОНТРФОРС
(от франц. contre-force — противодействующая сила) поперечная стенка, вертикальный выступ или ребро, усиливающие основную несущую конструкцию (п. смотреть
КОНТРФОРС
контрфорс м. 1) Вертикальный выступ стены, укрепляющий ее и способствующий устойчивости и прочности сооружения (в архитектуре). 2) Чугунная распорка в звеньях якорного каната.
КОНТРФОРС
контрфорс м. арх.buttress, abutment, counterfort
КОНТРФОРС
КОНТРФОРС
Контрфорс (архит. термин) — массивный, сложенный из камня столб или устой возле стены здания, служащий для ее поддержания в вертикальном положении и увеличения ее сопротивляемости грузу потолочных сводов и крыши. К. употреблялись еще у древних римлян, но почти исключительно для подпирания каменной одежды платформ, устроенных на склоне возвышенностей. При возведении собственно зданий прибегать к ним оказалось необходимым после того, как в церквях и других постройках стали — во избежание пожаров, а на Севере Европы и в защиту от холода — устраивать, вместо деревянных потолочных покрытий, каменные своды. Получив, таким образом, весьма важное значение в зданиях романской эпохи, особенно в храмах, К. возводились вокруг всего сооружения, в виде устоев, примкнутых к стенам с внешней стороны и расположенных на некотором расстоянии друг от друга, против тех мест, в которых упираются в стену подпружные арки сводов. Они представляли, в своем разрезе, квадрат или прямоугольник, иногда суживались кверху и почти всегда оканчивались там одним или несколькими откосами, облегчавшими сток с них дождевой воды. Еще более важное значение приобрели К. в готическом зодчестве. Высокие стены готических соборов, прорезанные громадными окнами, не могли бы, без помощи К., ни держаться сами, ни выдерживать тяжести опирающихся на них сводов. Поэтому К. сделались одними из самых существенных и видных частей в наружности здания, расставляясь вначале так же, как и в романских постройках, и так же прилегая одной своей стороной непосредственно к стене. Впоследствии, с развитием готики, их стали возводить несколько отступя от стен, но соединять их с ними так назыв. подпорными арками (аркбутанами). Разрез К. получил многоугольную форму, поверхность — архитектурное украшение, согласное с общей орнаментацией здания, а вершина — остроконечное увенчание в виде усеянных кроссами пинаклей и (в XIV ст.) балдахинчиков и сквозных башенок. С возвращением искусства, в эпоху Возрождения, к античным формам, К. почти совсем вышли из употребления в архитектуре: их сменили, в значении стенных подпор, группы колонн или же декорированные полуколоннами выступы стен. Употребление К. в первоначальном, не маскированном виде удержалось почти исключительно в инженерном искусстве. А. С — в.
КОНТРФОРС
Подпорная стенка, примыкающая под прямым или тупым углом к строительному объему для повышения его прочности и устойчивости.Ист.: Плужников, 1995Иллюстр. смотреть
КОНТРФОРС
КОНТРФОРС
Вертикальная опора, расположенная с наружной стороны стены и воспринимающая боковой распор. Сечение контрфорса увеличивается по мере приближения к основанию по треугольнику или ступенчато. В случае возникновения сравнительно небольших нагрузок, его сечение может быть постоянным, что внешне приближает контрфорс к пилястре.
поперечная стенка, усиливающая основную несущую конструкцию и воспринимающая, главным образом, горизонтальные усилия
(Болгарский язык; Български) — контрафорс
(Чешский язык; Čeština) — opěrný pilíř; opěrák
(Немецкий язык; Deutsch) — Strebepfeiler
(Венгерский язык; Magyar) — támpillér
(Монгольский язык) — контрфорс
(Польский язык; Polska) — przypora
(Румынский язык; Român) — contrafort
(Сербско-хорватский язык; Српски језик; Hrvatski jezik) — kontrafor
(Испанский язык; Español) — contrafuerte
(Английский язык; English) — buttress
(Французский язык; Français) — contrefort; contreboutant
отдельно стоящий элемент каменной кладки на растворе или из бетона, подпирающий наклонные пласты породы верхового откоса земляного полотна (верхового склона).
КОНТРФОРС
КОНТРФОРС
КОНТРФОРС
КОНТРФО́РС, у, ч., архт.Вертикальний виступ стіни, що надає їй міцності та стійкості.Контрфорси будували ще давні римляни, але майже виключно для підпи. смотреть
КОНТРФОРС
КОНТРФОРС
1) Орфографическая запись слова: контрфорс2) Ударение в слове: контрф`орс3) Деление слова на слоги (перенос слова): контрфорс4) Фонетическая транскрипц. смотреть
КОНТРФОРС
КОНТРФОРС
КОНТРФОРС
КОНТРФОРС
Контрфорс – железобетонный, каменный или металлический конструктивный элемент для восприятия горизонтальной 143- грузки от поддерживаемой вертикаль. смотреть
КОНТРФОРС
КОНТРФОРС
Торф Торс Торос Торон Торок Тор Тоо Тонко Тон Ток Тнк Стр Сторно Стон Сток Срок Софт Софрон Сотр Сорт Сор Сон Сок Скот Скоро Сконто Ротор Ротон Роток Рот Ростр Росток Рост Росно Рон Рокфор Рокот Рок Рнк Офорт Отрок Относ Откос Остро Ост Осот Осок Орт Орск Орс Орок Орн Орк Оон Онко Окот Око Окно Нтр Нто Ностро Носток Нос Трок Нок Трон Трос Ктор Фок Фокс Фон Фоно Форо Кротон Крот Кросно Крор Кронос Форос Форс Крон Форт Фот Кофр Котон Кот Фото Косо Корф Корн Контрфорс Конто Консорт Кнр Кон Корт Фтор Фронт Кос Косно Фотон. смотреть
КОНТРФОРС
КОНТРФОРС
(фр., англ. — протидіюча сила) Підпірний вертикальний виступ стіни або масивний стовп, що плавно або уступами розширяється донизу. Він посилює стійкість прилеглої стіни або протидіє похило спрямованим зусиллям, наприклад, розпору склепіння. В античній та візантійській архітектурі знаходилися всередині будівель. Відкриті К. були притаманні багатьом романським і готичним храмам, середньовічним фортечним спорудам. смотреть
Значение слова контрфорс
Словарь Ушакова
контрф о рс, контрфорса, муж. (франц. contre-force) (архит.). Массивная подпорка для поддержания стены.
Архитектурный словарь
вертикальный каменный выступ стены для погашения силы распора.
(Архитектура: иллюстрированный справочник, 2005)
Подпорная стенка, примыкающая под прямым или тупым углом к строительному объему для повышения его прочности и устойчивости.
(Термины российского архитектурного наследия. Плужников В.И., 1995)
(Словарь терминов архитектуры. Юсупов Э.С., 1994)
Геоморфологический словарь-справочник
выдающаяся вперѐд часть холма, горы или скальный выступ на склоне горы, напоминающие контрфорс здания.
* «Теперь Креншлину пришлось хуже: на контрфорсе его перевернуло и он грохнулся головой о каменные плиты, от чего повредился в рассудке». Повторение *
Энциклопедический словарь
Словарь Ефремовой
Энциклопедия Брокгауза и Ефрона
(архит. термин) — массивный, сложенный из камня столб или устой возле стены здания, служащий для ее поддержания в вертикальном положении и увеличения ее сопротивляемости грузу потолочных сводов и крыши. К. употреблялись еще у древних римлян, но почти исключительно для подпирания каменной одежды платформ, устроенных на склоне возвышенностей. При возведении собственно зданий прибегать к ним оказалось необходимым после того, как в церквях и других постройках стали — во избежание пожаров, а на Севере Европы и в защиту от холода — устраивать, вместо деревянных потолочных покрытий, каменные своды. Получив, таким образом, весьма важное значение в зданиях романской эпохи, особенно в храмах, К. возводились вокруг всего сооружения, в виде устоев, примкнутых к стенам с внешней стороны и расположенных на некотором расстоянии друг от друга, против тех мест, в которых упираются в стену подпружные арки сводов. Они представляли, в своем разрезе, квадрат или прямоугольник, иногда суживались кверху и почти всегда оканчивались там одним или несколькими откосами, облегчавшими сток с них дождевой воды. Еще более важное значение приобрели К. в готическом зодчестве. Высокие стены готических соборов, прорезанные громадными окнами, не могли бы, без помощи К., ни держаться сами, ни выдерживать тяжести опирающихся на них сводов. Поэтому К. сделались одними из самых существенных и видных частей в наружности здания, расставляясь вначале так же, как и в романских постройках, и так же прилегая одной своей стороной непосредственно к стене. Впоследствии, с развитием готики, их стали возводить несколько отступя от стен, но соединять их с ними так назыв. подпорными арками (аркбутанами). Разрез К. получил многоугольную форму, поверхность — архитектурное украшение, согласное с общей орнаментацией здания, а вершина — остроконечное увенчание в виде усеянных кроссами пинаклей и (в XIV ст.) балдахинчиков и сквозных башенок. С возвращением искусства, в эпоху Возрождения, к античным формам, К. почти совсем вышли из употребления в архитектуре: их сменили, в значении стенных подпор, группы колонн или же декорированные полуколоннами выступы стен. Употребление К. в первоначальном, не маскированном виде удержалось почти исключительно в инженерном искусстве.