Контроль кредиторской задолженности что это
Анализ дебиторской и кредиторской задолженности (нюансы)
Как поэтапно провести анализ задолженности дебиторов и кредиторов?
Анализ дебиторской и кредиторской задолженности требует тщательнейшего подхода, поэтому финансисты для его проведения разрабатывают стратегический план. Этот план является универсальным и помогает всесторонне изучить влияние текущего состояния долгов компании и ее контрагентов на ее финансовую стабильность.
Для проведения анализа дебиторской и кредиторской задолженности необходимо придерживаться подробного плана, основные элементы которого:
На этом этапе особо важно определить, каков удельный вес долгосрочных долгов дебиторов и как менялся их объем. Увеличение этого показателя негативно влияет на финустойчивость предприятия из-за того, что из оборота изымаются денежные ресурсы на более длительный срок.
Для проведения анализа дебиторской и кредиторской задолженности с целью установления баланса составляется таблица, в одной части которой отображается пассивное сальдо (когда сумма долга перед кредиторами выше, чем должны покупатели) на конец и начало года, а также выводится размер произошедших изменений. В другой части таблицы высчитывается активное сальдо, демонстрирующее, насколько долги дебиторов больше, чем кредиторская задолженность.
О кредиторской и дебиторской задолженности: для начинающих бухгалтеров
Продолжаем курс справочных материалов для тех, кто только знакомится с бухгалтерией.
В процессе работы нашего предприятия, хотим мы того или нет, но мы всегда будем взаимодействовать с другими участниками рынка. Этих участников мы называем контрагенты и они как бы внешние участники по отношению к нам. Однако не забываем, что внутри наше предприятие тоже взаимодействует, но уже с другими участниками рынка.
Любые отношения участников рынка, будь то внешние(контрагенты) или внутренние(сотрудники и подотчетные лица), проявляются в таких понятиях как дебиторы и кредиторы.
Дебиторы — это организации, ИП и лица, которые должны нашему предприятию. Дебиторская задолженность — это суммы денег, что должны нам участники рынка (дебиторы).
Кредиторы — это организации, ИП и лица, которым наше предприятие должно. Кредиторская задолженность — это суммы денег, что наше предприятие должно участникам рынка (кредиторам).
Как возникает кредиторская и дебиторская задолженность
Кредиторская задолженность в бухучете возникает в том случае, когда наше предприятие что-то покупает у других организаций или ИП, у поставщиков. А также, когда покупатели взяли и перечислили нашей фирме аванс в счет будущих покупок.
Дебиторская задолженность в бухучете возникает, когда наше предприятие платит наперед поставщику, т.е. выдает аванс, либо наши покупатели не оплатили нам за то, что купили у нас.
Где «живет» кредиторская и дебиторская задолженность?
«Дебиторка» и «кредиторка» — это удел счетов взаиморасчетов, счетов учета денежных долгов. Какие основные счета мы можем найти в плане счетов бухучета? Для начала я бы выделил следующий базовый список:
С контрагентами: 60, 62, 66, 67, 76.5, 76.6
С Работниками: 70, 71
С государством: 68, 69
Дебиторская задолженность живет в дебетовых остатках по этим счетам.
Кредиторскую задолженность мы найдем в остатках по кредиту этих счетов.
Дополнительно
Студент чаще отвечает так: «Дебиторская задолженность в бухчете лучше, потому как это же деньги, что должны нашей фирме»
С теоретической точки зрения — верно. С практической — не совсем так. Вопрос ведь звучит, что выгодней. А долги на бумаге — это неживые деньги. Это деньги «украденные» у предприятия, поскольку именно «живые» деньги являются движущей силой, за счет которой живет и работает предприятие. А что получается в нашем случае?
Предприятие раздает свои активы (продали товар, оказали услуги). А ведь само же заплатило поставщику и оплачивает заработную плату сотрудников, платит налоги, но. Но поступлений «живых» денег нет — только цифры на бумаге.
Зато такой Покупатель(дебитор), получил от нашей фирмы «товарный кредит» или «решил свою проблему» не потратив своих денег, потому как не заплатил нам. И он же продолжает свою деятельность на таком «бесплатном кредите» от нашей фирмы.
Уловили смысл? Вот почему бизнесу невыгодна дебиторская задолженность, хотя на бумаге смотрится все Ок.
ВНИМАНИЕ!
15 декабря на «Клерке» стартует обучение на онлайн-курсе повышения квалификации для получения удостоверения, которое попадет в госреестр. Тема курса: управленческий учет.
Повышайте свою ценность как специалиста прямо на «Клерке». Подробнее
Дебиторская и кредиторская задолженности: что это, какими они бывают и почему их так называют
Очередной выпуск бухгалтерского ликбеза. Простым языком с примерами для тех, кто только начал изучать бухучёт, хочет узнать что-то новое о привычных бухгалтерских категориях или просто научиться читать баланс.
Всем привет! С вами Алексей Иванов — директор по знаниям интернет-бухгалтерии «Моё дело» и автор телеграм-канала «Переводчик с бухгалтерского». Каждую пятницу в нашем блоге на «Клерке» я рассказываю о бухгалтерском учёте. Начал с азов, потом перейду к более сложным материям. Тем, кто только готовится стать бухгалтером, это поможет поближе познакомиться с профессией. Матёрым главбухам — взглянуть на привычные категории под другим углом.
Продолжаем разбирать активы. Сегодня на очереди дебиторская задолженность. А заодно рассмотрим один тесно связанный с ней пассив — кредиторскую задолженность.
Дебиторская задолженность
В бухучёте выделяют несколько групп дебиторов.
Покупатели и заказчики. Должны денег, если мы отгружаем товары или оказываем услуги с отсрочкой оплаты. Выполнили свою часть договора — возникла дебиторская задолженность. Поступила оплата — дебиторская задолженность закрылась.
Поставщики и подрядчики. Здесь ситуация обратная: мы внесли предоплату, а они ещё не поставили товар или не оказали услугу.
Налоговые органы. Да-да, налоговая может задолжать денег компании. Например, это происходит, когда мы в течение квартала много покупали и мало продавали. В этом случае возникает право на вычет так называемого входящего НДС — налога на добавленную стоимость. В российской форме бухгалтерского баланса этот актив даже представлен отдельно от другой дебиторской задолженности. О нём я отдельно расскажу.
Государственные внебюджетные фонды: пенсионный фонд, фонд социального страхования и фонд обязательного медицинского страхования. Эти структуры должны нам денег, если платеж в пользу работника возмещается за счёт их средств. Например, больничный или пособие по беременности и родам.
Персонал. Его долги делятся на две составляющих: оплата труда и прочие операции. Дебиторка по оплате труда возникает, когда мы платим сотруднику аванс за еще не выполненную работу. Он должен либо отработать долг, либо вернуть деньги. Прочие операции — это, например, выдача работнику займа или возмещение им материального ущерба.
Подотчетные лица. Это тоже работники, но им мы даём денег, чтобы они что-то сделали для нас. Либо купили за наличные какие-то ценности, либо съездили в командировку и там сделали что-то полезное. Выдали деньги — возникла дебиторка. Отчитались — дебиторка закрылась. Перечень работников, которым можно получать деньги в подотчет, нужно утверждать приказом руководителя компании.
Учредители. Они должны нам денег, если обещали внести вклад в уставный капитал, но ещё не внесли.
Дочерние и материнская компании. Если одна компания владеет более чем 50% уставного капитала другой компании, начинаются игры в дочки-матери. И здесь дебитор — тот, кто получает активы или услуги первым.
Разные дебиторы. Для них информация не раскрывается отдельно в силу небольшой доли в общем объеме долгов. Например, это могут быть арендаторы и арендодатели, посредники или страховщики. Если вы сдаете в аренду помещение, а арендная плата за прошлый месяц ещё не поступила — у вас возникает дебиторка.
Кредиторская задолженность
В бухучете кредиторов делят на те же группы, что и дебиторов. Это логично — компания взаимодействует с одним окружением, но операции производит разные. По одним ей должны денег, по другим — она.
Поставщики и подрядчики. Мы должны им денег, если получили товары или воспользовались услугами с отсрочкой оплаты. Поставщики и подрядчики выполнили свою часть договора — возникла кредиторка. Мы заплатили — кредиторка закрылась.
Покупатели и заказчики. Здесь ситуация обратная: кредиторская задолженность возникает когда они внесли предоплату, а мы ещё не поставили товар или не оказали услугу.
Налоговые органы. Иметь задолженность перед налоговиками — нормальное явление. Налог сначала начисляется — признаётся задолженность перед бюджетом, и только потом оплачивается. Например, НДС начисляется в момент отгрузки товара покупателю, а уплачивается в три приема до 25 числа каждого месяца, следующего за кварталом, в котором была отгрузка.
Государственные внебюджетные фонды. С каждого рубля зарплаты работника работодатель должен заплатить в эти фонды чуть больше 30 копеек. А государство на них обеспечит работнику достойную пенсию, бесплатную медицину и финансовую поддержку в сложных ситуациях. Но это не точно. Как и для налогов, наличие такой кредиторки — норма.
Персонал. В основном задолженность перед персоналом связана с оплатой труда. Кредиторка возникает когда мы уже начислили зарплату, но ещё не выплатили её. Начисляется зарплата, как правило, за месяц. Задолженность появляется в последний день месяца. Выплата у каждой компании происходит в свои сроки, но обычно уже в следующем месяце.
Подотчетные лица. Чаще по расчетам с подотчетными лицами возникает дебиторская, а не кредиторская задолженность. Но иногда подотчетник может потратить больше, чем получил. Например, авиабилет в день покупки стал стоить дороже, чем планировалось при получении денег. В этом случае сотрудник доплачивает разницу из своих денег, а у компании возникает кредиторская задолженность.
Учредители. Мы должны им денег, если компания начислила, но ещё не выплатила дивиденды. Участники общества на общем собрании договорились какую часть прибыли прошлого года распределят между собой. Кредиторка у компании появляется в этот день.
Дочерние и материнская компании. Кредиторская задолженность возникает у того, кто получает активы или услуги первым. Например, материнская компания передала дочерней товары, а оплату ещё не получила. Материнская компания — кредитор, у нее возникает дебиторская задолженность. Дочерняя компания — дебитор, у нее возникает кредиторская задолженность.
Разные кредиторы. Ну, вы помните: для них информация не раскрывается отдельно в силу небольшого объема долгов. Например, если вы снимаете в аренду помещение, и ещё не перечислили арендную плату за прошлый месяц — у вас возникает кредиторка.
В следующем выпуске ликбеза расскажу как работает налог на добавленную стоимость и почему он есть и в дебиторке и в кредиторке. Подписывайтесь на наш блог, скучно не будет!
Кстати, интернет-бухгалтерия «Моё дело» содержит шаблоны всех документов по сделкам с дебиторами и кредиторами: от договоров и допсоглашений до накладных и актов. В сервис встроена система электронного документооборота, которая позволяет закрывать сделки без проблем с передачей подписанной контрагентом первички. А еще можно сверять дебиторские и кредиторские задолженности непосредственно из бухгалтерии. Акты сверок формируются в сервисе и прямо оттуда отправляются на e-mail контрагента. Попробуйте — это удобно и экономит массу времени!
Что такое дебиторская и кредиторская задолженность
«Подбить дебет с кредитом» — эту фразу все мы слышали не раз. Очевидно, что пришла она в разговорную лексику из сферы финансов, точнее из бухучета. Разберемся, что означают эти термины, и каково их значение для бизнеса.
Представим ситуацию. Максим — студент финансового факультета государственного вуза. На экзамене по бухучету ему попадается билет с вопросом «Что такое дебиторская и кредиторская задолженность». Максим уверенно, но нудно излагает зазубренную главу учебника.
Профессор, которому наскучило слушать теоретическую «воду», задает студенту прямой вопрос: «А что хуже для предприятия на практике – дебиторская задолженность или кредиторская?» Максим чувствует подвох в словах экзаменатора – ответ вроде лежит на поверхности.
Давайте попробуем вместе разобраться в этом вопросе.
Кто такие дебитор и кредитор
Любой бизнес предполагает взаимоотношения с государством, другими организациями и обычными людьми. Большинство из этих участников рынка по отношению к вашему предприятию считаются контрагентами, то есть внешними партнерами. Они покупают у вас товар или услугу, или наоборот продают их вам.
Помимо контрагентов у большинства организаций есть штат работников, которые в обмен на денежную плату предоставляют профессиональные услуги. Сотрудники и подотчетные лица организации – ее внутренние партнеры.
Если рассматривать обе категории через призму финансовой деятельности, то по отношению к вам, как предпринимателю, они могут выступать в роли кредитора или дебитора. Это полярные и неотрывные друг от друга понятия.
Дебитор не может существовать без кредитора и наоборот. При этом одно и то же юридическое или физическое лицо может одновременно быть как в одной роли, так и в обеих сразу.
Дебитор – это должник, то есть предприниматель или организация, имеющие перед кредитором дебиторскую задолженность. Образоваться она может по разным причинам.
Дебиторами по отношению к организации, к примеру, будут считаться:
Кредитор – юридическое или физическое лицо, которому дебитор задолжал деньги или другие активы. В этом случае говорят о кредиторской задолженности.
В чем выгода этих взаимоотношений
Отношения кредитора и дебитора возникают в том случае, если одна из сторон не может выполнить обязательства на момент заключения сделки, однако для обоих партнеров она выгодна. Чтобы не упустить возможность, они договариваются растянуть исполнение договора «во временном масштабе».
Причины, по которым партнеры не могут провести сделку одномоментно, могут быть разными:
Такого рода финансовые взаимоотношения позволяют экономике государства быстрее развиваться. Для предпринимателя возможность взять в долг денежные средства, сырье или готовый продукт – катализатор роста, допинг, благодаря которому бизнес набирает силы для борьбы за «место под солнцем».
Почему возникает дебиторская и кредиторская задолженность
Вникать в нюансы бухгалтерского учета проще на реальных примерах. Давайте рассмотрим каждый случай в отдельности.
Дебиторская задолженность
Рассмотрим, как формируется дебиторская задолженность предприятия, сквозь призму различных жизненных ситуаций.
Кредиторская задолженность
Теперь перейдем к кредиторской задолженности. Для обывателя она, как правило, более очевидна.
Такая задолженность формируется в следующих ситуациях:
Все эти случаи бухгалтер отражает в графе «кредиторская задолженность» бухучета организации.
Виды дебиторской задолженности
Текущая (краткосрочная)
Срок погашения – менее 1 года.
Просроченная (неоправданная)
Как учитываются дебиторская и кредиторская задолженности
Чаще всего в «дебиторку» компании попадают покупатели либо контрагенты, берущие займы, в том числе физические лица.
Оба вида задолженности фиксируются при бухучете на отдельных счетах:
Как работать с дебиторами
Очевидно, что перед заключением сделки для кредитора важно тщательно проверить способность потенциального дебитора исполнить условия договора в назначенный срок.
Анализ следующих факторов позволит составить картину платежеспособности партнера и принять верное решение:
Причины просрочки дебиторской задолженности
Страхование рисков – надежный способ предотвратить финансовый ущерб при отказе партнера (его физической невозможности) от выполнения обязательств по договору.
Если страховка не оформлялась или не покрывает убытки, предприниматель может обратиться в Бюро по работе с дебиторами. Это учреждение взыщет ущерб с неплательщика, в том числе через суд.
Меры воздействия на недобросовестного контрагента могут быть разные, в том числе:
В любом случае обманутый бизнесмен вряд ли продолжит вести дела с недобросовестным партнером.
Вернемся к нашему студенту и каверзному вопросу профессора: Какая же задолженность лучше для бизнесмена? Казалось бы, очевидно, что дебиторская задолженность предпочтительнее, чем кредиторская, поскольку говорит о том, что должны ВАМ, а не ВЫ.
Однако, «дебиторка» – это «мертвые» деньги, которые предприниматель не может направить на расширение и развитие бизнеса, пока контрагент не вернет их. В то же время кредиторскую задолженность грамотный бизнесмен всегда сможет использовать с выгодой.
Управление кредиторской задолженностью в условиях низкой ликвидности
Управление кредиторской задолженностью в условиях низкой ликвидности
Финансовый директор группы компаний «Радиус». Имеет большой опыт работы в финансовом консалтинге, а также в управлении финансовой службой инвестиционной компании, специализирующейся на вложениях в высокотехнологичные проекты.
Структура кредиторской задолженности
Существует мнение, что увеличение кредиторской задолженности – это негативный показатель. Действительно, увеличение абсолютных и относительных показателей кредиторской задолженности может свидетельствовать о негативном тренде развития бизнеса. Но с другой стороны, кредиторская задолженность – это относительно дешевый источник финансирования деятельности компании. В современных реалиях уменьшение доли дешевых источников финансирования – это откровенная благотворительность. Деньги стоят дорого для большинства участников рынка, поэтому не стоит спешить расставаться с активами на расчетных счетах.
Основополагающим фактором управления кредиторской задолженностью является наличие эффективно структурированной и своевременной информации. Абстрактно алгоритм принятия решения об оплате представлен на рисунке 1.
Рисунок 1. Стандартная схема принятия решения об исполнении обязательств перед кредиторами
В перечень заявок, не требующих отдельного согласования, входят, как правило, платежи по незначительным в совокупности суммам. Здесь же в отдельных случаях «проходят» заявки, инициированные генеральным директором или бенефициарами компании.
Нестандартный процесс согласования имеет отношение к обязательствам, которые находятся на особом контроле. Контролером при этом могут выступать как внешние, так и внутренние финансовые контролеры, генеральный директор, совет директоров или учредителей, бенефициары компании. В отдельных случаях, в качестве краткосрочной чрезвычайной меры, может создаваться рабочая команда для инициирования и контроля исполнения ограниченной группы обязательств.
В условиях большого количества платежей и хронической нехватки денежных средств эффективным инструментом становится группировка платежей по степени срочности и важности. Подход к сортировке платежей индивидуален для каждой компании, но можно выделить общий алгоритм (см. таблицу 1).
Таблица 1. Структура кредиторской задолженности и подходы к ее оплате
Группа А. Оплаты срочные и важные
Группа B. Оплаты важные
Группа D. Прочие обязательства
Обязательства возникают раньше необходимости их оплаты. Но в условиях низкой ликвидности ключевым документом принятия решения об оплатах становится платежный календарь, сформированный из заявок на оплаты. Корректно расставленные приоритеты помогут компании пережить сложный период времени.
Пример
Приведу пример некорректных приоритетов из собственной практики. Компания «Альфа» (название условное) в борьбе с постоянными кассовыми разрывами, начинает задерживать выполнение своих обязательств по оплатам везде, где считает это приемлемым. При этом в отложенные платежи попадает огромное количество заявок на оплату по незначительным суммам. В результате возникает курьезная ситуация, когда оплаченное дорогостоящее сырье не может быть переработано в производственном процессе, потому что не закуплены вспомогательные материалы на 15 тыс. руб. Контракт на полмиллиарда рублей сорвался из-за задержки оплаты на незначительную сумму.
Вторым примером некорректно выставленных приоритетов является чрезмерная дисциплина по исполнению обязательств по налогам и сборам. В стремлении избежать осложнений с налоговой службой, компания «Альфа» с особым рвением рассчитывалась по налоговым обязательствам. Нет проверок, нет претензий, нет расчетов пени и вызовов в налоговую для урегулирования задолженности. Но при первом же внутреннем аудите выяснилось, что компания сильно перестаралась, кредитуя государство на десятки миллионов рублей на протяжении нескольких лет. На фоне хронических задержек выплат по заработной плате, такая оплата хороших отношений с налоговой выглядит курьезно.
Особый режим управления кредиторской задолженностью
В сложный период в компании отказывают системы среднесрочного и долгосрочного планирования, выключается из работы бюджетный контроль и большая часть инструментария управленческого учета. Компания начинает жить каждым днем, и каждый день приносит что-то незапланированное ранее. Помимо стандартных методов антикризисного управления, акцентирую внимание на нестандартном решении, которое было принято в компании «Бетта» из моего следующего примера. О том, кто принимает антикризисные решенияпо оплате кредиторки, смотрите на рисунке 2.
Пример
Холдинговая компания «Бетта» переживала управленческий кризис. Материнская компания, в стремлении избежать банкротства и сохранить компанию, приняла решение консолидировать финансовую, инвестиционную и операционную деятельности в управляющей компании. В результате реорганизации руководство дочерних компаний было обеспокоено своими дальнейшими перспективами в холдинге. Предсказуемым результатом реорганизации стал скрытый конфликт между руководством материнской и дочерних компаний. Доходные контракты перестали исполняться в срок, усугубился кризис неплатежей, эффективность коммуникаций существенно снизилась и началась борьба за лояльность руководящего состава холдинга. Система платежей стала практически неконтролируемой. Руководители дочерних компаний имели собственный взгляд на приоритеты в исполнении обязательств перед кредиторами.
Наивно полагать, что команда, которая привела компанию к кризису, способна самостоятельно из него выйти. Временным и краткосрочным решением сложной ситуации стало создание проектной команды, взявшей под собственный контроль исполнение обязательств по крупнейшим доходным контрактам. Компании «Бетта» удалось восстановить дисциплину по платежам, необходимым для исполнения обязательств по крупнейшим доходным контрактам. После завершения острой фазы конфликта, работа финансового департамента холдинга была восстановлена в привычной структуре.
Рисунок 2. Антикризисное принятие решений по оплате кредиторской задолженности
Долги поставщикам и подрядчикам
Мысль о том, что оборотный капитал необходимо финансировать за счет поставщиков и подрядчиков, заманчива. Однако на практике реализовать этот подход к управлению оборотным капиталом не всегда возможно или выгодно. Существует несколько ограничений для того, чтобы приобретать продукцию по постоплате на срок, позволяющий дождаться поступлений от продаж:
Если подрядчик не входит в перечисленные группы, то компания обязана выстраивать максимально жесткие отношения, которые позволяет рыночная ситуация. У большинства участников рынка нет свободных денежных средств. Любая уступка в разрез сложившимся на рынке условиям должна трактоваться как благотворительность.
Невыполненные в срок обязательства – это потеря деловой репутации, неустойки, затраты на судебные издержки и дополнительная нагрузка на персонал. Но, с другой стороны, это позволяет выиграть время, которое в определенных случаях критичнее для сохранения компании, чем все перечисленное. В долгосрочной перспективе побеждает не благородство, а умение считать. Тем не менее, у сумм, положенных к взысканию по решению суда, есть еще один недооцененный недостаток. Дата и сумма, которую придется заплатить, не поддаются точному прогнозу. Это обстоятельство может привести к блокировке сумм на счетах в самый неподходящий момент.
Для того чтобы снизить риск неожиданных и неприятных сообщений от банка, необходимо в тесном сотрудничестве с юридическим департаментом вести реестр судебных обязательств. Реестр может вестись в любой форме, но должен отражать следующую информацию (см. таблицу 2).
Таблица 2. Реестр судебных обязательств
Дата вступления в силу решения суда
Дата выдачи исполнительного листа
Сумма ко взысканию, руб.
Сумма долга на текущую дату, руб.
Пени, неустойки, проценты
Всего с учетом рассчитанных переменных сумм
Оплаченные судебные обязательства
Методы урегулирования кредиторской задолженности
Как правило, поставщики не заинтересованы в долгом урегулировании вопроса. Поэтому до решения суда можно успешно применять стандартные методы урегулирования кредиторской задолженности:
На практике, путем переговоров и затягиванием судебного процесса можно отсрочить выполнение обязательств до года а, в отдельных случаях, и на более длительный срок. Безусловно, такой подход в отношениях с кредиторами не должен становится самоцелью. Цель здесь иная: путем приложения всех возможных усилий вывести компанию из-под угрозы банкротства и в конечном итоге честно расплатиться по всем долгам.
Задолженность персоналу и налоговой
Задолженность перед персоналом и по налогам и сборам являются существенно менее гибкими статьями кредиторской задолженности. Исполнение этих видов обязательств ощутимо серьезнее контролируется государством. Последствия многократных нарушений по выплате заработной платы или неуплате налогов могут легко трансформироваться в уголовное дело. Бенефициары компаний не любят сидеть без денег, даже если их компания находится в кризисе, поэтому при анализе денежных потоков, могут найтись серьезные основания для претензий к собственникам компании.
Задержки по заработной плате, кроме всего прочего, наносят вред, который сложно оценить. Настроения в компании и лояльность сотрудников стремительно падают, а риск недобросовестного поведения стремительно растет. Несмотря на то, что сейчас есть возможность использовать тяжелое положение на рынке труда, и можно обоснованно договориться с контрольными органами, задержки по заработной плате остаются худшим из возможных источников финансирования оборотного капитала компании.
А вот с налоговой службой, вопреки общему мнению, можно договориться о рассрочке об уплате налогов. Компании, находящиеся в сложной финансовой ситуации, могут претендовать на рассрочку или отсрочку на вполне законных основаниях (п. 2, 13 ст. 64 НК РФ). Растянуть выплаты по федеральным налогам можно на срок до 3 лет, по региональным и местным – до 1 года. Безусловно, диалоги с налоговой – это трудоемкий процесс с непредсказуемым результатом. Однако если на одной чаше весов – будущее компании (и не только должника, но и нередко – его кредиторов) и рабочие места, а с другой – дискомфорт, потеря времени и неизбежная оплата штрафов и пени, то выбирать приходится последнее.