Контроль тяги tcs что это
Антипробуксовочная система: что это такое и как работает
Автопроизводители постоянно работают над тем, чтобы сделать поездку на автомобиле более комфортной и безопасной. В этом направлении уже достигнуто было немало: существует ряд разработок, которые прочно заняли своё место в арсенале автомобильных компаний. Одной из них является антипробуксовочная система.
Торговое название технологии звучит как Traction Control System – именно так (TCS) данная опция обозначается на машинах марки Honda. Другие бренды также не отказываются от применения разработки, только называется опция иначе: например, на автомобилях Toyota как TRC, Range Rover – ETC, Audi и Mercedes – ASR.
Функция у Traction Control в автомобиле вне зависимости от её названия и производителя одна и та же – не позволять ведущим колесам буксовать во время старта движения, при прохождении поворотов, ускорении, перестроении и при езде во время неблагоприятных погодных условий.
Как работает антипробуксовочная система TCS
Принцип работы противобуксовочной системы такой: группа датчиков отслеживает угловую скорость, контролирует положение колёс и степень проскальзывания. При малейших признаках потери сцепления с дорожным покрытием система TCS сразу же пытается устранить это одним из способов:
Устройство системы контроля тягового усилия
Антипробуксовочная система работает в связке с ESP и ABS. Она состоит из следующих компонентов, обеспечивающих её исправное функционирование:
Автопроизводителями предусмотрена возможность отключения противобуксовочной системы TCS: обычно после выполнения этого действия на панели автомобиля высветится значок TCS Off. Иногда программное отключение опции невозможно, и прекратить её работу можно только выниманием соответствующего предохранителя, но прибегать к подобным действиям крайне не рекомендуется, поскольку это скажется на безопасности не лучшим образом.
Достоинства и недостатки TCS
Существенную помощь от работы системы Traction Control ощутят начинающие водители, ещё не особо уверенные в своих силах и не всегда способные в силу недостаточного количества опыта правильно оценивать ситуацию на дороге.
Благодаря работе TCS, гарантируется:
Однако при всех своих плюсах система не лишена недостатков:
Появление TCS положительно сказалось на увеличении безопасности вождения и уменьшении числа ДТП, что неоднократно доказано статистическими исследованиями.
Внедрение штатной противобуксовочной системы (TCS или ASR)
Итак, что такое traction control — это система активной безопасности автомобиля. По сути это ABS наоборот. ABS отжимает зажатые тормозные колодки, если это колесо остановилось. А TCS наоборот зажимает тормозные колодки на колесе, которое начинает проскальзывать (крутится быстрее другого). Таким образом усилие перетекает на то колесо, которое имеет лучшее зацепление с дорогой, и скорость колёс выравнивается. Вероятность застрять зимой в снегу или в межсезонье в грязи уменьшается. Ещё система отлично показала себя при наезде на скорости на лужу или лёд, она помогает избежать заноса от аквапланирования и проскальзывания колёс. Это как блокировка дифференциала на внедорожниках — только гораздо дешевле и, конечно же, менее эффективная. Но для наших легковушек этой эффективности хватит.
Всё это не значит, что колёса не будут буксовать вообще. TCS лишь выравнивает скорость ведущих колёс относительно друг друга. То есть если оба колеса буксуют, они будут буксовать с равной скоростью. Поэтому не спешите удалять телефон знакомого тракториста или друга с джипом. Система очень помогает не застрять позорно на ровном месте, но не поможет вам проехать болото или снежное поле.
На Лачетти в описаниях противобуксовочная система встречается только на универсалах в максимальной комплектации CDX. Возможно именно этим объясняется редкость блоков на вторичке, так как универсал не самая популярная машина. На седанах и хэтчбэках на максимальной комплектации такой системы нет, возможно в более поздние года выпуска стали ставить, потому что встречаются авто с заводским противобуксом. Как вариант — они приезжают из других стран, потому что для каждой страны свой набор опций.
Существует два производителя блоков с TCS, которые ставились на наши авто: ATE Teves и Bosch. Их довольно легко отличить визуально, заглядываем под капот и если видим чёрный цилиндр — это Тевес. Если увидите серый, то вам сильно повезло, потому что у вас Бош.
Коды обычного блока ABS без системы TCS: Teves 96806328 и Bosch 96549743. Вероятность 90% что у вас один из них.
Что купить для TCS?
В идеале если у вас Teves, то надо купить блок Teves. Соответственно Bosch менять на Bosch. Всё встаёт на родные места что называется болт-он. Тем более единого мнения об их работе пока никем не было замечено, тут например человек пишет что Бош лучше. Но дело в том, что на разборах чаще всего встречается блок Bosch, поэтому его проще купить. Можно поменять Teves на Bosch но дополнительно потребуется в принципе несложная перепайка одной микросхемы под приборной панелью.
96438441 — блок TCS фирмы Teves (новый от 35 до 90 тысяч ₽)
96349932 — блок TCS фирмы Bosch (новый от 8 до 50 тысяч ₽)
Но недостаточно купить только блок. Вам ещё в любом случае понадобится новая коса (проводка), кроме случаев замены Бош на Бош — тогда подойдёт старая проводка!
Ниже написано про двигатель 1.4/1.6! На двигатель 1.8 ровно наоборот, без переделок идут 9D и 8B.
96813099 — правильная коса для блока фирмы Teves 9C (новая 8-10 тысяч ₽) работает без переделок
96551299 — правильная коса для блока фирмы Bosch 8A (новая 5-7 тысяч ₽) работает без переделок
96813100 — коса для блока фирмы Teves 9D (новая 4-8 тысяч ₽) рекомендуется перепиновка (отчёт раз), но будет работать и без неё
96451720 — коса для блока фирмы Bosch 8B (новая 6-7 тысяч ₽) рекомендуется перепиновка (отчёт раз), но будет работать и без неё
Косу довольно сложно найти на разборке отдельно, всё дело в том что на ней нигде не указан партномер. Если вы найдёте косу в составе блока — то вам очень повезло, потому что разбиратели отдают её забесплатно в комплекте, не зная её ценности. Я такой вариант не нашёл, поэтому косу 96813100 купил новую. Нашёл правда бэушную косу в Германии на Ebay, но у них доставка только DHL и общая сумма получалась выше чем новая коса здесь. Но всё-таки начать стоит с поиска самого блока.
Варианты замены блоков
Тевес на Бош — блок Бош с TCS 96349932 и коса 96451720 (отчёт раз два) или коса 96551299 (отчёт раз)
Тевес на Тевес — блок Тевес с TCS 96438441 и коса 96813100 (отчёт раз два три четыре)
Бош на Бош — нужен только блок Бош с TCS 96349932 (отчёт раз)
Бош на Тевес — блок Тевес с TCS 96438441 и коса 96813100
Всё остальное подходит, то есть трубки менять не надо кронштейн тоже должен подходить. Возможно всплывут детали, например трубку надо чуть изогнуть — но это не будет проблемой. Ещё момент, вроде при замене Тевес на Бош в кронштейне совпадает только одно крепление — можно рассверлить второе или оставить на одном, но не уверен точно так ли это.
Что означает TCS?
Аббревиатура TCS расшифровывается как система контроля тяги, функция, которая есть во всех современных транспортных средствах и предотвращает потерю сцепления ведущих колес на скользкой поверхности. Вот как это работает.
Системы контроля тяги используют датчики скорости вращения колес для антиблокировочной тормозной системы, чтобы определять, когда одно или несколько ведущих колес пробуксовывают (т. е. теряют сцепление с дорогой). В зависимости от автомобиля и TCS он затем снизит мощность на ведущие колеса и/или задействует тормоза, чтобы попытаться восстановить сцепление с дорогой. При включении TCS на приборной панели может загореться сигнальная лампа.
TCS работает как водитель, который убирает ногу с педали акселератора, когда ведущее колесо начинает буксовать, например, если он слишком быстро ускоряется на скользкой поверхности. Тем не менее, TCS может быстрее обнаруживать пробуксовку колес, быстрее реагировать и на некоторых автомобилях снижать мощность отдельных ведущих колес.
Однако некоторые системы контроля тяги срабатывают слишком быстро или отключают слишком много мощности на ведущие колеса, и в результате автомобиль, застрявший в снегу или на льду, никуда не движется. В таких ситуациях может быть лучше выключить TCS и начать движение, «раскачивая» автомобиль вперед и назад или нажав педаль акселератора на пол и отключив питание.
Хотя ранние версии появились в 1970-х, только в конце 1980-х TCS стала широко доступной, первоначально для таких дорогих брендов, как Mercedes-Benz и BMW. Все современные автомобили теперь имеют систему TCS, но в последнее десятилетие она стала менее заметной, поскольку она встроена в электронную систему контроля устойчивости.
Что такое ESC?
На многих современных транспортных средствах системы контроля тяги и контроля устойчивости используют одну и ту же контрольную лампу на приборной панели, которая кратковременно загорается при запуске двигателя и при включении любой из систем. Многие автомобили раньше имели переключатель на приборной панели для отключения контроля тяги, но это изменилось, начиная с 2012 модельного года, когда контроль устойчивости требовался на всех транспортных средствах. Теперь вам, возможно, придется отключить ESC, чтобы отключить контроль тяги.
Отключение контроля тяги или контроля устойчивости зависит от автомобиля и производителя. У некоторых автомобилей есть переключатель на приборной панели, который позволяет отключить ESC, в то время как другим может потребоваться пройти через сенсорный экран или перейти к другим элементам управления или меню, чтобы найти и отключить ESC. На некоторых автомобилях отключение ESC также отключает систему контроля тяги. Другие позволяют выключить TCS, но оставить ESC включенным. Найдите информацию о своем автомобиле в руководстве по эксплуатации.
TCS или ESC следует отключать только при необходимости выбраться из снега или в подобных ситуациях, потому что эти системы обеспечивают важные преимущества для безопасности. Вот почему некоторые производители затрудняют отключение этих систем. Обе системы, вероятно, будут включаться по умолчанию каждый раз при запуске двигателя.
Что такое антипробуксовочная система автомобиля TCS?
Антипробуксовочная или противопробуксовочная система — это одна из важнейших функций на современных автомобилях. Главная ее задача — не дать пробуксовывать ведущим колесам на влажном дорожном покрытии. Для обозначения данной функции могут быть использованы различные аббревиатуры, в зависимости от производителя автомобиля:
Обычно в перечне опций той или иной модели имеется указание на присутствие этой опции.
В этой статье на нашем портале Vodi.su попробуем разобраться с принципом действия и устройством АПС.
Принцип действия
Принцип действия достаточно простой: различные датчики регистрируют угловую скорость вращения колес, и как только будет замечен факт того, что одно из колес начинает крутиться значительно быстрее, тогда как остальные сохраняют прежнюю скорость, принимаются меры к предотвращению пробуксовки.
Пробуксовка колес свидетельствует о том, что колесо утратило сцепление с поверхностью. Такое часто происходит, например, при движении по мокрому асфальту — эффект аквапланирования, во время езды по заснеженным дорогам, гололеду, на бездорожье и грунтовых дорогах. Чтобы избежать пробуксовки, электронный блок управления подает команды на связанные с ним исполнительные устройства.
Есть три основных способа, помогающих справиться с потерей колесами сцепления:
То есть мы видим, что противобуксовочная система является дальнейшим этапом развития системы ABS — антиблокировочной системы, о которой мы также рассказывали на нашем сайте Vodi.su. Суть ее во многом схожа: при торможении датчики контролируют ходовые характеристики, а электронный блок тоже подает электрические импульсы на исполнительные устройства, благодаря которым колесо не резко блокируется, а немного прокручивается, тем самым улучшается управляемость и уменьшается тормозной путь на сухом асфальте.
Есть на сегодняшний день и более продвинутые варианты TCS, которые воздействуют на ходовую часть автомобиля следующими способами:
Стоит также заметить, что имеется установленная пороговая скорость воздействия. Так, если колеса начинает пробуксовывать на скоростях до 60 км/час, то воздействие производится на тормоза. А при движении свыше 60 км/час электронный блок подает команды на устройства, влияющие на двигатель, то есть происходит отключение цилиндров, благодаря чему уменьшается крутящий момент, соответственно колеса начинают вращаться медленнее, удается вновь установить зацепление с поверхностью и возможность потери управления и заноса полностью исключается.
Устройство системы
По своему устройству она в целом схожа с ABS, однако есть и определенные различия, главное из которых состоит в том, что датчики, измеряющие угловую скорость, в два раза более чувствительны и способны регистрировать изменения скорости передвижения до 1-2 км/час.
Главные элементы TCS:
Так, при скоростях до 60 км/час благодаря электромагнитным клапанам происходит повышение давления жидкости в тормозных камерах колес. Если же автомобиль движется быстрее, то электронный блок взаимодействует с системой управления двигателем.
При желании TCS может быть установлена на многие модели авто, при этом она будет выполнять как свою прямую функцию, то есть противостоять потере сцепления, так и функцию ABS. Благодаря применению подобных систем аварийность на дорогах значительно уменьшается, а сам процесс управления значительно облегчается. Кроме того TCS может быть отключена.
TCS в автомобиле: что это такое
Аббревиатура TCS расшифровывается как Traction control system и обозначает систему контроля тяги или антипробуксовочную систему. Данная система имеет более чем 100-летнюю историю, на протяжении которой она в упрощенном виде сначала использовалась не только на автомобилях, но и на паровозах и электровозах.
Глубокий интерес автопроизводителей к TCS-системе появился только во второй половине 60-х годов ХХ ст., что обусловлено приходом в автопром электронных технологий. Мнения по использованию Traction Control System не однозначны, но, несмотря на это, технология прижилась и уже около 20 лет активно используется всеми ведущими автоконцернами. Итак, что такое TCS в автомобиле, зачем нужна эта система и почему получила такое широкое применение?
Зачем нужна система TCS
Электрогидравлическая противобуксовочная система TCS входит в число систем активной безопасности автомобиля и отвечает за предотвращение пробуксовки ведущих колес на влажных и иных покрытиях со сниженной сцеплением. Её задача состоит в стабилизации, выравнивании курса и улучшении сцепления с дорожным полотном в автоматическом режиме на всех дорогах независимо от скорости.
Срыв колес в скольжение происходит не только на мокром и обмерзшем асфальте, но и при резком торможении, старте с места, динамичном разгоне, прохождении поворотов, езде по участкам дорог с разными сцепными характеристиками. В любом из этих случаев система контроля тяги соответственно отреагирует и предупредит возникновение аварийной ситуации.
Об эффективности Traction control system говорит тот факт, что после её апробации на скоростных болидах «Феррари» она была принята на вооружение командами Формулы-1 и сейчас очень широко используется в автоспорте.
Как работает система TCS
TCS не является принципиально новым и независимым введением, а лишь дополняет и расширяет возможности небезызвестной ABS – антиблокировочной системы, предотвращающей блокировку колес во время торможения. Противобуксовочная система успешно использует те же элементы, которые есть в распоряжении ABS: датчики на ступицах колес и блок управления системой. Главная её задача – не допустить потери сцепления ведущих колес с дорогой при поддержке гидравлики и электроники, контролирующих систему торможения и двигатель.
Процесс работы системы TCS выглядит следующим образом:
Возможности систем TCS определяются сложностью их устройства, исходя из чего они вносят коррективы в работу лишь одной из систем автомобиля или нескольких. При многостороннем участии система антипробуксовки может использовать разные механизмы влияния на дорожную ситуацию, включая для этого наиболее подходящую в данных условиях систему.
Читайте также: Что такое ESP и как оно работает.
Мнения и факты о TCS
Хотя многие опытные водители отмечают, что антипробуксовочный механизм несколько снижает производительность авто, для малоопытного автолюбителя Traction control system – незаменимый помощник, особенно когда контроль над дорожной ситуацией, например во время плохой погоды, теряется.
При желании TCS отключается специальной кнопкой, но перед этим стоит еще раз вспомнить список тех преимуществ, которые при отключении становятся недоступными:
Использование антипробуксовочной системы несет и некоторую экономическую выгоду, поскольку на 3-5% снижает расход топлива и увеличивает ресурс двигателя.
Читайте также: Система ASR в автомобиле — устройство и принцип работы.