Контрольно следственный отдел чем занимается
Интервью руководителя 3-го контрольно-следственного отдела ГСУ СК РФ Юрия Собины
Кто может стать фигурантом расследования налоговых преступлений, какую меру пресечения избирают по данным делам, сколько недоимок удалось вернуть в бюджет страны и многом другом руководитель третьего контрольно-следственного отдела Главного следственного управления (ГСУ) Следственного комитета РФ по городу Москве, майор юстиции Юрий Собина рассказал главному редактору издания «Время МСК» Екатерине Карачевой.
Юрий Юрьевич, какими налоговыми преступлениями занимается Следственный комитет России по г. Москве?
— С 2011 года расследование налоговых преступлений отнесено к подследственности органов Следственного комитета Российской Федерации. Главное следственное управление по г. Москве занимается всеми налоговыми преступлениями, совершенными в пределах столицы: уклонением от уплаты налогов физическими и юридическими лицами (ст.ст. 198, 199 УК РФ), неисполнением обязанностей налогового агента (ст. 199.1 УК РФ), сокрытием денежных средств либо имущества организации, за счет которых должно производиться взыскание налогов (ст. 199.2 УК РФ), уклонением страхователей – физических и юридических лиц от уплаты страховых взносов на обязательное социальное страхование (ст.ст. 199.3, 199.4 УК РФ).
— Основанием для возбуждения уголовного дела является наличие достаточных данных, указывающих на признаки преступления. Поводами для возбуждения уголовных дел в большинстве случаев служат материалы налоговых органов (ФНС) и органов дознания (МВД, ФСБ). Имеются случаи возбуждения уголовных дел о налоговых преступлениях на основании данных, полученных в ходе расследования нашими подразделениями иных дел.
Заявления граждан в своем большинстве не содержат предварительного расчета предполагаемой суммы недоимки по налогам, что на данной стадии не позволяет отграничить указанные преступления от налогового правонарушения. Ведь именно размер недоимки является определяющим эти деяния элементом для расследования. Поэтому, в соответствии с действующими нормативно-правовыми документами, такие заявления граждан направляются в налоговые органы и органы дознания, откуда при наличии к тому оснований поступают к нам в виде материалов.
Какие статьи УК РФ в основном применяются?
— В основном это уклонение от уплаты налогов, сборов, подлежащих уплате организацией (ст. 199 УК РФ). К примеру, из 236 дел о налоговых преступлениях, возбужденных в 2019 году, 219 возбуждено по ч. 2 ст. 199 УК РФ, предусматривающей санкцию, в том числе, в виде лишения свободы на срок до шести лет. В 2020 году доля возбужденных дел по указанному составу из общего числа дел о налоговых преступлениях составила 93%.
Кто является фигурантом уголовных дел – коммерческие предприятия, государственные структуры, частные лица?
Как часто такие расследования доходят до суда? Часто ли выносится обвинительный приговор? Бывает ли, что дела прекращают – по каким основаниям?
По данным составам преступлений давно сформировалась существенная правоприменительная практика, в связи с чем у следственных, надзорных и судебных органов практически не возникает проблем при рассмотрении дел данной категории.
Исходя из этого, могу сказать, что у возбужденного уголовного дела фактически имеется две перспективы : либо оно будет направлено в суд для рассмотрения по существу, где состоится обвинительный приговор, либо будет прекращено в связи с возмещением причиненного преступлением ущерба, то есть на основании ст.ст. 24, 27, 28.1 УПК РФ.
Является ли основанием для прекращения дела, например, погашение задолженности, банкротство предприятия? Считается ли такое прекращение реабилитирующим основанием, все ли претензии с фигуранта снимаются?
Указанные обстоятельства не являются реабилитирующими, при этом все претензии с лица снимаются, и оно не считается судимым.
Внесла ли пандемия COVID-19 какие-то коррективы в расследования за 2020 год?
— В период действия ограничений, связанных с распространением новой короновирусной инфекции, следственные и процессуальные действия фактически не проводились, ряд сотрудников был переведен на дистанционную форму службы. Однако этот период, к счастью, был относительно недолгим. Поэтому данные обстоятельства существенно не сказались на результатах работы.
Сколько денег возмещено в бюджет в 2018, 2019 и 2020 годах?
— Только по налоговым преступлениям за три года совокупно возмещено более 26 млрд. руб. Основные показатели возмещений формируются за счет крупных налогоплательщиков, незаконно оптимизировавших свое налогообложение.
Для понимания динамики приведу следующие показатели.
Количество сообщений о налоговых преступлениях снижается. Так в 2018 году их было 701, в 2019 – 487, в 2020 – 382. Однако повышается раскрываемость этих сообщений. Так если в 2018 году было возбуждено 243 уголовных дела (из 701 сообщения), что составляет 34,6%, то в 2019 году возбуждено 236 уголовных дел, что составляет 48,5% от числа поступивших сообщений. В 2020-м году эффективность работы с сообщениями выросла еще на 6% – 207 уголовных дел из 382 сообщений, что составило 55%.
Аналогичный рост наблюдается и со средствами, возмещенными в бюджет. Так в 2019 году в бюджет возмещено 8,7 млрд. руб. (АППГ – 8,9 млрд.), что составляет 45% от установленного ущерба по оконченным делам; наложен арест на сумму 5,7 млрд. руб. (АППГ – 2,9 млрд.), рост показателя вдвое.
А в 2020 году в бюджет возмещено 8,9 млрд руб. (АППГ – 8,7 млрд. руб.), что составляет 75% от установленного ущерба по оконченным делам, таким образом в количественном выражении рост на 200 млн. руб., а в процентном на 30%; наложен арест на сумму 5,8 млрд. руб. (АППГ – 5,7 млрд.). Незначительный рост показателя, но все же.
В 2018 году в аналогичном порядке прекратили уголовное дело в отношении руководителя АО «Фармамед» в связи с возмещением им ущерба в размере более 3,5 млрд. рублей.
Кто чаще всего привлекается – руководитель, бухгалтер, оба?
Безусловно, в данном процессе участвует широкий круг лиц. В случаях, когда указанные лица осведомлены о характере осуществляемых ими действий и их умысел направлен на уклонение юридического лица от уплаты налогов, в зависимости от роли в совершении преступления и конкретных обстоятельств, они могут нести ответственность как исполнители, организаторы, пособники или подстрекатели преступления.
К примеру, в ходе расследования уголовного дела по факту уклонения от уплаты налогов с ЗАО «ЖКХ Реформа», нами получены доказательства вины двух лиц в совершении налогового преступления группой лиц по предварительному сговору, то есть по пп. «а», «б» ч. 2 ст. 199 УК РФ. Оба признаны судом виновными и осуждены на два года лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии общего режима. Указанный приговор 01.07.2019 г. судебной коллегией по уголовным делам Московского городского суда оставлен без изменения.
По другому делу по факту уклонения от уплаты налогов (сборов), подлежащих уплате ООО «СП Комплекс» в особо крупном размере, установлена вина одного лица в совершении преступления – как исполнителя, а второго – как организатора, за что оба 07.08.2020 г. были осуждены на 2 года лишения свободы условно.
Бывают ли такие дела, когда руководитель предприятия не знал о налоговой схеме, к примеру, увода от налогов или выводе средств со счетов предприятия, а виной тому был бухгалтер. В этом случае руководитель несет уголовную ответственность?
— Если лицо, уполномоченное в силу закона либо на основании доверенности подписывать документы, представляемые в налоговые органы организацией, не является номинальным, то маловероятно, что оно могло быть не осведомлено или введено в заблуждение относительно действительного характера совершаемых вокруг него действий.
Как я отмечал ранее, налоговые преступления носят продолжаемый характер и требуют от единоличного исполнительного органа совершения значительного числа действий в течение определенного периода времени, в том числе: подписания от лица возглавляемой им организации договоров и иных первичных документов со спорными контрагентами, оформления в кредитных учреждениях и налоговых органах электронных ключей по дистанционному совершению операций на банковских счетах и сдаче налоговой отчетности, осуществления с их помощью перечислений по реквизитам компаний, правоотношения с которыми ставятся в ходе расследования под сомнение, а также по сдаче непосредственно недостоверной отчетности и т.д.
Таким образом, если вышеуказанное лицо не являлось подставным, то в 99-процентах случаев преступление совершено именно им, возможно, в соучастии с иными лицами. В противном случае, когда лицо, фактически осуществляющее свою предпринимательскую деятельность через подставное лицо (например, безработного), уклонялось при этом от уплаты налогов (сборов), его действия следует квалифицировать по ст. 199 УК РФ, как исполнителя данного преступления, а действия иного лица в силу ч. 4 ст. 34 УК РФ – как его пособника при условии, если он сознавал, что участвует в уклонении от уплаты налогов (сборов) и его умыслом охватывалось совершение этого преступления.
Какие экспертизы и сколько по одному делу следователям приходится назначать, чтобы тщательно изучить все материалы?
— Предметом судебной экономической экспертизы по уголовным делам о налоговых преступлениях являются финансово-хозяйственные операции, формирование показателей финансово-хозяйственной деятельности и отражение их в учете и отчетности организации. Исходя из этого, основными экспертизами, которые проводятся по данной категории дел, являются судебно-бухгалтерская экспертиза, финансово-экономическая судебная экспертиза и налоговая судебная экспертиза.
В зависимости от обстоятельств могут быть проведены почерковедческие, технические, компьютерные, фоноскопические, строительные, оценочные и иные судебные экспертизы.
По одному делу может быть проведено более ста судебных экспертиз, но, как правило, их значительно меньше.
Сколько времени уходит на расследование таких преступлений? И часто ли фигуранты признают свою вину?
Фигуранты признают свою вину, примерно, в одной трети случаев. Однако ч. 1 ст. 314 УПК РФ в новой редакции предусматривает применение особого порядка судебного разбирательства по уголовным делам только о преступлениях небольшой и средней тяжести. Поэтому для большинства обвиняемых признание вины по налоговым преступлениям утратило свою актуальность.
По налоговым преступлениям чаще какая мера пресечения избирается – подписка о невыезде, домашний арест, залог или арест?
— В силу положений ст. 108 Уголовно-процессуального кодекса (УПК) РФ, заключение под стражу в качестве меры пресечения не может быть применено по данной категории дел. За исключением предусмотренных законом обстоятельств: когда подозреваемый или обвиняемый не имеет постоянного места жительства на территории России; его личность не установлена; им нарушена ранее избранная мера пресечения; он скрылся от органов предварительного следствия или суда.
На практике, в отношении подозреваемых (обвиняемых) по налоговым преступлениям в 99-процентах случаев избирается мера пресечения в виде подписки о невыезде и надлежащем поведении.
В любом случае мера пресечения не может использоваться следователями, как средство давления на фигурантов расследования или побуждения недобросовестных налогоплательщиков к возмещению ущерба.
Чем занимается следственный комитет? Основные задачи и принципы деятельности
Следственный комитет – это орган власти на государственном уровне. На основе законодательства РФ он имеет полномочия в сфере судопроизводства, а также другие права, которые предусмотрены федеральными законами. Большое количество задач удалось решить благодаря сотрудникам данного управления. Чем занимается следственный комитет, какие цели и задачи поставлены перед его сотрудниками? На эти вопросы постараемся ответить в нашей статье.
История создания комитета
Еще со времен Петра Первого идет история следственного комитета. В 1713 году появилась идея создать такой орган, который бы помогал предотвращать преступления и регулировать порядки в государстве. Только спустя 4 года эта идея воплотилась в жизнь и появились следственные канцелярии, подчинявшиеся только царю. В обязанности их сотрудников входило устранять наиопаснейшие преступления.
До 1860 года канцелярия не имела высокого статуса, особое значение орган приобрел только в 20-е годы 20 столетия. В то далекое время в стране появлялись новые должности, а спустя 5 лет СК был переведен в органы прокуратуры. В послевоенное время объем раскрытых дел очень быстро рос, и, как следствие, количество должностей также увеличивалось. В 1963 году появилась новая должность – министр охраны порядка в обществе. В течение долгих лет пересматривалась и изменялась структура следственных комитетов. Стабильность появилась только несколько лет назад. Чем занимается Следственный комитет РФ, какие цели стоят перед работниками этого ведомства?
Основные задачи, поставленные перед Следственным комитетом
Орган создавался для того, чтобы выполнять основные задачи:
Чем занимается следственный комитет и на каких принципах основана деятельность данной организации?
Принципы деятельности государственного органа
Следственные органы и учреждения, входящие в состав следственного комитета, придерживаются следующих принципов в своей работе:
Но какими делами занимается Следственный комитет, какие требования предъявляются к его сотрудникам? Рассмотрим этот вопрос далее.
Какие дела ведут сотрудники следственного комитета?
Следственный комитет имеет право рассматривать любое дело о преступлениях, которые предусмотрены действующим законодательством, ранее уже рассматривались в прокуратуре или в СК. Если задать вопрос, чем занимается следственный комитет РБ, например, то можно перечислить те же самые дела:
Какими вопросами занимается следственный комитет, известно, но для их решения очень важно, чтобы в этом управлении работали сотрудники с определенным набором личных качеств.
Требования, предъявляемые к сотрудникам комитета
Если человек принял решение заниматься следственной деятельностью и работать в следственном комитете, то он должен понимать, что к каждому сотруднику предъявляются особые требования. Среди профессиональных и личных качества можно отметить следующие:
Но имеется также то, на что работник СК не имеет права:
Но чем занимается следователь следственного комитета, какие полномочия на него возложены?
Особенности работы следователя в СК
Главная цель следователя – это предупреждение и быстрое оперативное раскрытие деяний преступников. Следователь может по горячим следам раскрыть сложное преступление, а бывает, что приходится несколько месяцев, а иногда и лет вести дело без каких-либо зацепок по нему.
Деятельность следователя очень опасна, так как им приходится иметь дело с маньяками, наркоторговцами и убийцами. Нередки угрозы самому сотруднику комитета или членам его семьи, покушения и попытки подкупа.
Ошибочное мнение складывается у тех, кто считает, что работа следователя – это погони, перестрелки или засады. Ему также приходится пересматривать много информации, имеющей отношение к делу, писать большое количество отчетов о проделанной работе, планов, протоколов, а это рутинная работа, которая отнимает много времени и сил.
Как охарактеризовать хорошего сотрудника СК, чем занимается следственный отдел следственного комитета?
Какие качества помогают в работе
В первую очередь от работника следственного комитета требуют бдительности и внимательности. Он должен увидеть даже самые мелкие детали на месте преступления, которые в дальнейшем могут помочь быстро раскрыть дело. У него должна быть хорошо развита интуиция.
В настоящее время каждый работник следственного комитета должен уметь обращаться с техникой и электронными устройствами, помогающими в работе. Благодаря инновациям в настоящее время стало легче изобличать бандитов.
Очень хорошо, если следователь будет еще и хорошим психологом, который сможет по мимике, оговоркам и повадкам преступника распознать, говорит ли тот правду или лжет. Получить вакансию может только тот человек, который имеет отличную характеристику и юридическое образование.
Чем занимается следственный комитет, понятно, но теперь надо разобраться, какие функциональные структуры находятся в подчинении у СК.
Кто подчиняется следственному комитету?
В состав центрального аппарата следственного комитета входит много структур, не только главных управлений, но и второстепенных:
У следственного комитета есть и дополнительные структуры, которые помогают в решении второстепенных вопросов. Структур по всей территории России огромное количество, каждая из них знает, чем занимается Следственный комитет и какие задачи ставит перед ним президент страны.
За последний год сотрудниками Следственного комитета и другими структурами было раскрыто много громких дел.
Громкие дела, раскрытые сотрудниками Следственного комитета
Каждый день на территории страны совершается много преступлений, многие из них мелкие и раскрываются сразу по горячим следам. Но есть и такие, которые возмущают все общество и требуют особого подхода к расследованию. Чем занимается Следственный комитет МВД? Ответ прост: самыми резонансными и запутанными делами. В последнее время были раскрыты такие преступления:
Перечислять этот список можно до бесконечности, так как каждый день сотрудники Следственного комитета находят новые улики и свидетелей по самым запутанным делам и становятся на шаг ближе к их раскрытию.
Особые даты и события
Всем ясно, что то, чем занимается Следственный комитет при прокуратуре очень важно, поэтому за такую работу необходимо поощрять. Как правило, работники различных отраслей получают заслуженные награды в дни своих профессиональных праздников. У работников СК такие также имеются, каждый год сотрудники праздную две главные даты:
Но именно в свои рабочие будни сотрудники Следственного комитета делают важную работу.
Заключение
За все время работы сотрудники этой структуры пересмотрели много старых нераскрытых дел и смогли довести их до логического завершения.
В СКР упразднили управление контроля над расследованием уголовных дел
Бесконтрольное следствие
Главное управление процессуального контроля (ГУПК) Следственного комитета России (СКР) фактически упразднено. Об этом сообщили РБК два источника, близких к ведомству, и два собеседника в центральном аппарате комитета. Еще один собеседник РБК, бывший сотрудник ведомства, располагает информацией о сокращении сотрудников СКР, занимавшихся процессуальным контролем.
9 апреля председатель СКР Александр Бастрыкин уведомил подчиненных, что ГУПК будет упразднен в двухмесячный срок. С 9 июня сотрудники управления выведены за штат, уточнил один из собеседников РБК в комитете.
При этом 30 мая начальник ГУПК Григорий Житенев участвовал в межведомственном совещании в Генпрокуратуре именно в качестве руководителя главка. Связаться с Житеневым и его заместителями РБК не удалось.
«Органы процессуального контроля занимаются тем, что отслеживают качество работы следователей с формальной юридической точки зрения. Если говорить очень грубо, они проверяют качество оформления документов и соблюдение сроков», — объяснил РБК ведущий научный сотрудник Института проблем правоприменения при Европейском университете в Санкт-Петербурге Кирилл Титаев.
Руководство СКР намерено включить подразделение процессуального контроля в Главное следственное управление СКР, сообщили два источника РБК в ведомстве. В формате самостоятельного главка подразделение процессуального контроля перестает существовать, подтвердили еще один источник РБК в правоохранительных органах и собеседник, близкий к СКР. На сайте комитета ГУПК по-прежнему назван в числе семи главков центрального аппарата СКР.
РБК направил запрос в пресс-службу СКР.
Управления процессуального контроля также есть в региональных главках СКР. Там тоже происходит их сокращение. Это подтверждает письмо, которое 4 июня этого года и.о. руководителя управления кадров комитета Анатолий Яковлев направил и.о. начальника Главного следственного управления СКР по Москве Андрею Стрижову (предшественники обоих, Виктор Долженко и Александр Дрыманов, недавно ушли в отставку). Подлинность документа подтвердил РБК источник, близкий к Следственному комитету.
«Принято решение о существенном сокращении числа сотрудников управления процессуального контроля» ГСУ по Москве, «особенно руководящего звена», сказано в письме. «Высвобождающиеся единицы» предписано направить «на усиление следственного аппарата» ГСУ. До 8 июня руководитель московского главка должен был направить в кадровое управление ходатайство о внесении изменений в штат ГСУ по Москве. В письме указывается, что изменения происходят «по результатам рассмотрения докладной записки» ГУПК от 29 мая.
Ликвидация управления процессуального контроля связана в том числе с конфликтом между Бастрыкиным и его бывшим заместителем, депутатом Госдумы Василием Пискаревым, сказал один из источников РБК в комитете. ГУПК создавался Пискаревым. Бастрыкин часто критиковал его работу и в целом считал недружественной себе структурой, сказал собеседник РБК. Связаться с Пискаревым РБК не удалось.
Тройная проверка
Функции по контролю и надзору за следствием, по сути, есть у трех инстанций, поясняет Титаев: «Есть руководитель следственного органа, есть процконтроль, и есть прокуратура». У этих органов «есть дисциплинирующее влияние, их действительно боятся на низовом уровне», отметил он. «Но есть подозрение, что этого дисциплинирующего влияния уже слишком много. Кроме того, вся их деятельность на протяжении последних лет отражала тенденцию к дальнейшей формализации и так очень формализованного российского уголовного процесса. Поэтому их упразднение и привлечение этих кадров к какой-то более полезной деятельности — скорее благо. Точно не зло», — считает Титаев.
«В 2007 году (когда прокурорское следствие было выделено в Следственный комитет при прокуратуре. — РБК) сначала были выбиты штаты и деньги, а потом для них начали придумывать работу. Так родился процконтроль», — сказал РБК руководитель юридического департамента фонда «Русь сидящая» Алексей Федяров, назвав ГУПК «ненужной структурой». При этом весь штат, который занимался надзором за следствием в прокуратуре, остался в прокуратуре; в итоге две контролирующие структуры с похожими функциями работают параллельно, отметил он. По мнению Федярова, передача надзорных функций СКР «изначально была нелогичной»: «И следствие, и процконтроль подчиняются одному руководителю, заточены на одни и те же показатели».
«Контролировать расследование уголовных дел должен независимый орган, — заявил РБК адвокат Александр Карабанов. — Сейчас, когда расследованием занимается тот же орган, что и проверяет независимость принятых решений, эффективного контроля нет». При этом он отметил, что уже несколько лет подряд «идет межклановая война между Следственным комитетом и прокуратурой» и одним из ее предметов являются как раз полномочия по контролю над производством по делам.
Интерес прокуратуры
Процессуальный контроль следствия не справляется со своими функциями, неоднократно утверждал генпрокурор Юрий Чайка. 30 марта, выступая на совещании в Екатеринбурге, он заявил, что «баланс полномочий между следствием и прокурорским надзором сегодня нарушен» и что часть полномочий по надзору за следствием «должна быть возвращена прокуратуре для более полноценного, квалифицированного расследования уголовных дел».
О «недостаточном ведомственном контроле» со стороны СКР говорил 30 мая начальник Главного управления по надзору за следствием, дознанием и оперативно-разыскной деятельностью Генпрокуратуры Валерий Максименко, рассуждая о большом количестве нарушений и волоките в делах о невыплатах зарплат.
Сделать однозначный вывод о связи изменений в СКР со стремлением Генпрокуратуры вернуть себе контроль над следствием нельзя, считает профессор кафедры сравнительной политологии НИУ ВШЭ Николай Петров. Однако вариант возвращения СКР в ситуацию 2007 года (когда комитет работал при прокуратуре) вполне возможен, отметил политолог: «В этом смысле какие-то переустройства сегодня вполне могут быть предзнаменованием тех изменений, которые произойдут в скором времени».
Передача надзора за следствием прокуратуре не решит проблем, считает Федяров: «Прокуратура тоже заточена на следственные показатели. Для нее тоже прекращение дела — отрицательный показатель. Сейчас, если дело расследовано плохо, прокуратура может не утвердить обвинительное заключение, отказаться поддерживать гособвинение в суде. Но она почти никогда этого не делает».