Контрольные работы по модели министра что это
Минпросвещения ограничило количество контрольных работ в школах
Алена Ковалева
Минпросвещения и Рособрнадзор разработали рекомендации для школ по формированию графика оценочных процедур на 2021/2022 учебный год.
Полный текст рекомендаций опубликовал на своей странице в Facebook преподаватель «Новой школы» Юрий Романов.
Как отмечается в документе, под оценочными процедурами подразумеваются контрольные, проверочные и диагностические работы, которые выполняют все учащиеся в классе и которые длятся не менее 30 минут. Сюда же входят Всероссийские проверочные работы (ВПР), национальные и международные исследования качества образования.
В частности, образовательным учреждениям на региональном и школьном уровне рекомендовано изучать результаты общефедеральных работ и избегать дублирования.
Кроме того, школам рекомендуется:
Также в рекомендациях подчеркивается, что многократное выполнение однотипных заданий конкретной работы или проведение «предварительных» контрольных работ перед самой контрольной не должно замещать собой полноценный учебный процесс.
Кроме того, в документе подчеркивается, что после проведения оценочной работы педагог должен подвести ее конкретные итоги для учеников: проверить работы, проанализировать результаты, разобрать ошибки, отработать проблемные зоны и, при необходимости, повторить и закрепить материал.
Чтобы снизить нагрузку учеников, Минпросвещения и Рособрнадзор рекомендуют школам заранее составлять график оценочных процедур, например, на год или на полгода, и размещать его в открытом доступе не позднее чем через две недели после начала учебного года или полугодия. Сделать это можно, в частности, на сайте образовательной организации.
«Какой прогноз. К сожалению, так себе. С одно стороны, перегруженная содержанием учебная программа вовсе не помогает такого рода инновациям. С другой, важно не только освободить время для обучения, „подвинув“ контрольные работы, но и заполнить это время полезными тренировками — формирующими работами, отметки за которые становятся только обратной связью для ученика (и учителя), но не равны по весу отметкам за контрольные. Но это как минимум надо уметь. А пока некоторые учителя, просмотрев рекомендации говорят: „А какая мне разница? Буду проводить по 20 минут, но чаще“», — считает Романов.
При этом он подчеркивает, что некоторые пункты в новых рекомендациях крайне важны, например, уточнение о том, что педагоги должны анализировать результаты и проводить вместе с учениками работу над ошибками.
«Нормальное (т. е. эффективное) обучение предполагает, что сначала изучается новый материал, а только потом контролируются результаты. При изучении нового у ученика возможны и нормальны ошибки. Учитель их видит и дает обратную связь — помогает разобраться. Это и называется „научить“. И только проконтролировать, как ученик научился. Если преподавать в стиле „рассказать материал, а потом дать контрольную“ — обучение не происходит. Для этого нужна тренировка, учебные задания, которые не про контроль, а про помощь в понимании и обратную связь без наказания за непонимание. Такую обратную связь называют формирующим оцениванием», — напоминает Романов.
Вопрос о количестве контрольных и проверочных работ в российских школах поднимается регулярно. Как ранее сообщал «Педсовет», большинство родителей уверены, что это число должно быть снижено.
Могут ли контрольные показать реальный уровень знаний, читайте в нашем материале.
Отчетная работа: как спасти учителей от бюрократии
Министр просвещения России Сергей Кравцов рассказал, что направил главам регионов письмо с рекомендацией систематизировать контрольные работы в школах и снизить бюрократическую нагрузку на учителей. Разговоры об этом велись уже давно, однако как это реализовать, до сих пор было непонятно. «Известия» вместе с Минпросвещения и учителями разбирались, как защитить школу от излишней отчетности.
Как вести классный журнал
— Я подписал письмо на имя руководителей регионов, в котором мы дали настойчивые рекомендации, что нужно систематизировать контрольные работы, — сообщил Кравцов в начале этой недели. Таким образом Минпросвещения выполняет поручение, данное президентом в преддверии Дня учителя, который традиционно отметили 5 октября.
По его словам, уменьшить число контрольных в школах можно за счет Всероссийских проверочных работ (ВПР), которые могут заменить региональные и муниципальные мониторинги и срезы знаний.
Кравцов добавил, что субъектам Федерации также рекомендовано снизить отчетность для педагогов — в частности, была высказана однозначная позиция министерства относительно того, что не нужно дублировать ведение классного журнала: если ведется его бумажный вариант, не нужно заполнять электронный, и наоборот.
Руководитель Ассоциации учителей литературы и русского языка Людмила Дудова пояснила «Известиям», что дублирование журнала — это одна из главных жалоб учителей, с которыми она сталкивалась в последнее время.
— Они пользуются электронным журналом, но должны дублировать всю информацию в бумажный, — говорит педагог. — Получается, что журнал заполняют дважды, причем делают это каждый день. Тем более и так произошло увеличение нагрузки из-за ведения образовательного процесса в онлайн-режиме — где-то до сих пор дети учатся на дистанте, где доля контроля только возрастает.
Учитель высшей категории, почетный работник общего образования России Леонид Перлов замечает, что вести электронный журнал, но не вести бумажный всё равно не получится.
— Работать с электронным дневником на уроке учитель не может, — сказал он «Известиям». — Либо я веду урок, либо я утыкаюсь в монитор и не вижу класс. Дети моментально найдут, чем заняться. Следовательно, на уроке я всё равно веду бумажный вариант, а потом уже всё это обрабатываю и вношу в электронный журнал.
Как Минпросвещения сокращает бумажную работу
В Министерстве просвещения «Известиям» рассказали, что в письме министра говорится про двойную работу по заполнению журналов и дневников в бумажном и электронном виде, а также про дублирование контрольных работ в классах по предметам, по которым проводятся проверочные работы.
— Обращаем внимание, что вопрос снижения бумажной нагрузки стоит на особом контроле министерства, — сообщили в пресс-службе. — Так, в декабре 2020 года министерством совместно с Рособрнадзором подготовлен перечень документов, который определяет список отчетной документации, в разработке которой принимают участие администрации школ совместно с учителями или их разработка возлагается на учителей или соответствующих специалистов.
Указывается, что в подготовке перечня документов принимали активное участие представители Всероссийского экспертного педагогического совета (ВЭПС) — это общественное объединение, созданное при Минпросвещения и возглавляемое министром. В перечне содержатся документы, разрабатываемые в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и связанные с реализацией воспитательного процесса в школе.
Кроме того, отметили в министерстве, на сайте Минпросвещения действует горячая линия по вопросам избыточной отчетности, а в осуществлении контроля помогают члены ВЭПС из всех регионов России.
Что делать с проверочными работами
Дублирование контрольных работ по предметам, по которым проводятся Всероссийские проверочные работы, эксперты обозначают как одну из главных помех образовательному процессу.
— Это система тестов, которые спускают сверху, и мало того, что ломают весь школьный график у учителя и всей школы, теряются учебные часы, которые приходится потом компенсировать и нагонять, так еще и учитель обязан потом проанализировать работы и составить многостраничный отчет об их проведении, — говорит Перлов. — Нужны они только Рособрнадзору — ни школе, ни учителю они не нужны.
По его мнению, ВПР нужно сокращать. При этом нельзя, заметил он, вместо этого бездумно убирать все остальные контрольные работы.
— Вроде бы учителя это должно освободить, уменьшить часть работы, связанную с контрольными работами, — отметил Перлов. — Но я как учитель знаю и понимаю, когда и какие мне нужны контрольные работы. Не разрабатывать я их просто не могу, потому что это часть моей работы, они нужны мне, и волевым решением уменьшить их количество невозможно.
По его словам, то же самое касается сокращения количества домашних заданий, о чем тоже не так давно говорили.
— Проверка домашних заданий — вещь трудоемкая, но методически чрезвычайно полезная для учителя, просто необходимая, — заметил Перлов. — Проверяя, что написал ребенок, я делаю вывод, что я этому ребенку не додал и по какой причине. Домашнее задание — это материал для анализа, позволяющий мне, как учителю, качественно работать.
О непродуманности Всероссийских проверочных работ высказалась и Людмила Дудова, которая заметила, что учителя, вместо того чтобы разбирать и исправлять ошибки, допущенные учениками во время выполнения ВПР, вынуждены писать по ним многостраничные отчеты.
Как освободить учителя от административной работы
Однако даже без ВПР бумажной работы у учителей очень много. И касаются эти отчеты не только учебного процесса, но и административной работы, которую они вынуждены выполнять.
— Снижение отчетности зависит не столько от Минпросвещения, которое как раз предприняло определенные шаги в этом направлении, а от того, что в образовательную организацию поступают запросы на всякого рода справки, отчеты, таблицы, анализы от самых разных ведомств, — говорит Людмила Дудова. — И всё это спускается до педагога, которому приходится составлять списки социально неблагополучных семей, детей с ограниченными возможностями здоровья.
Она отметила, что как раз запросов, идущих в школу от системы образования, значительно меньше, чем от остальных ведомств.
— И запросы эти дублируют друг друга, — говорит Дудова. — Хотя мы и перешли на электронный документооборот и, казалось бы, какую-то информацию ведомства могут получить самостоятельно, не обращаясь в школы, однако эти запросы льются как из рога изобилия, спускаясь до уровня учителя.
Она отметила, что можно было бы систематизировать, в каких случаях и какое ведомство может обращаться в школу, однако сложно запретить, например, органам опеки, запрашивать необходимую информацию у образовательного учреждения. И в этой ситуации, считает она, могла бы помочь единая база данных, откуда ведомства получали бы информацию без лишних запросов в школу.
Впрочем, подобные проблемы есть не везде. Руководитель Единой независимой ассоциации педагогов Екатерина Морозова замечает, что в школах Москвы не сталкивалась с какой-либо избыточной отчетностью.
— Я не понимаю, о какой отчетности идет речь, — сказала она «Известиям». — В Москве учителя ведут журнал московской электронной школы, календарь тематического планирования, но это всегда делалось. Я курирую учителей различных предметов, сама преподаю, бываю в школах и не вижу, чтобы учителя вели какую-то излишнюю отчетность.
По ее словам, есть отчеты, которые делают педагоги, но это необходимость, — например, заполнить данные о том, какой ученик из какого класса будет участвовать в предметной олимпиаде. Также она замечает, что нет ничего плохого в том, что учителя контролируют посещаемость детей, потому что, во-первых, это позволяет выявить какие-то проблемы, во-вторых, так было всегда — раньше классные руководители даже по домам ходили.
— Да, есть отчеты, необходимые для выплаты стимулирующей части оплаты труда, — говорит Морозова. — Но это отчет за год — педагог должен заполнить табличку, чтобы получить доплату. В аттестации на высшую категорию отчетность дошла до автоматизации. Нет чего-то такого, от чего надо избавить педагогов, по крайней мере в Москве. И я не вижу жалоб в ассоциацию по этому поводу в последнее время.
Она признала, что педагоги загружены, но не отчетностью, а образовательной деятельностью, так как растут требования к проведению современного урока.
Однако профессор департамента образовательных программ Института образования НИУ ВШЭ Ирина Абанкина замечает, что эта необходимая отчетность — очень значительна.
— Стимулирующие доплаты у нас выплачиваются в зависимости от того, как сам учитель заполнит все свои показатели и выполнение критериев, — сказала она «Известиям». — Если ты не заполнил этот отчет, то и баллы тебе не начислят. А заполнять надо кучу бумаг — от этого никто не освободил.
По ее мнению, бюрократизацию при сокращении этих выплат нужно сократить, так как сейчас это превратилось в погоню за баллами и тяжелую административную работу.
— Не надо учителю ничего подтверждать при назначении стимулирующих выплат, нужно, чтобы кадровая комиссия сама могла увидеть эту работу и назначить выплату, — считает Абанкина. — Кроме того, нужны стимулирующие выплаты на более долгосрочной основе.
Как отказаться от ненужных мероприятий
В регионах же учителям приходится заполнять регулярные отчеты о проведении неких мероприятий, спущенных сверху в школы, замечает активист профсоюза «Учитель» Дмитрий Казаков, который преподает историю в сельской школе в Нижегородской области. И тут, считает он, рекомендации не помогут.
— Насколько помню, еще в 2016 году принимался некий документ с рекомендациями по снижению отчетности, но это были лишь красивые слова, — сказал он «Известиям». — Отчетность ведь связана не с тем, что принимается какой-то документ, а с тем, что всё образование сейчас подчинено рыночным отношениям. Существует куча проектов, под которые выделяются финансы, и школам навязывается участие в них.
Казаков рассказывает, что делается это следующим образом: в школу присылают рекомендацию поучаствовать в мероприятии, которое оказывается никому не интересным, и школа в нем не участвует. Тогда управление образования снова присылает эту рекомендацию, но уже с просьбой прислать отчет, сколько учеников в мероприятии приняли участие.
— Естественно, директора — ставленники управлений образований чисто физически не могут от этого отказаться, — говорит Казаков. — Их могут просто уволить по 278-й статье закона об образовании. Поэтому сколько угодно приказов о снижении загруженности учителей может быть направлено, но пока выделяются деньги вот на такие проекты, заинтересованные в них лица будут настаивать на их реализации такими способами.
По его словам, отказаться от участия в них может лишь школа с сильным независимым директором, но таких немного — в Москве это может быть уважаемый человек, депутат Мосгордумы, например. В регионе подобных директоров крайне мало. Кроме того, отбиться от мероприятий могут сильные профсоюзные объединения педагогов, однако чаще всего учителям приходится в них участвовать, зачастую в ущерб образовательного процесса — и составлять потом по ним отчеты.
— Поэтому наш профсоюз уже очень давно выступает за то, чтобы школы и их директор стали действительно независимыми, не подчиненными управлению образования, — сказал Казаков. — Если руководитель школы будет действовать в интересах детей, учителей, жителей района, это может поправить ситуацию.
Леонид Перлов не верит в то, что подобную бюрократию могут сократить, так как ведомства, которые их требуют, «живут на отчетности от школ».
— А раз нельзя сократить поток бумаг по административной части, остается единственная возможность — уменьшить количество бумаг за счет педагогической составляющей, — заметил Перлов. — Других вариантов не существует.
Кому нужны отчеты по воспитательной работе
Людмила Дудова замечает: в образовательном процессе сейчас всё как раз налаживается. Например, недавно утвердили качественные примерные рабочие программы по целому ряду школьных предметов, что значительно упростит учителям составление отчетности. Однако появилась другая проблема: организация внеурочной воспитательной деятельности, по которой теперь тоже нужны отчеты, и здесь пока много сложностей.
— Были приняты поправки в закон об образовании, касающиеся воспитательной работы, — говорит Ирина Абанкина. — Вообще-то она и до этого у нас в школах была организована, была программа по воспитательной работе. Но теперь воспитательная работа осуществляется по одному из шести направлений, а не просто так. По каждому из направлений составляется программа, план деятельности и результаты, по которым надо отчитываться.
Она отмечает, что образовательный процесс неразрывно связан с воспитательной работой, и пока непонятно, как об этом отчитываться.
— Считаю, что вообще не должно быть отчетности по воспитательной работе, — говорит Абанкина. — Программы воспитания пусть распространяются по школам, но пусть это будет инструмент помощи учителю, а не документ, по которому необходимо отчитываться. Мы уровень недоверия учителю загнали на слишком высокую планку. Ему нужно доверять, и это доверие позволит сократить всю ненужную отчетность.
Путин поручил сократить количество проверочных работ в школах
Снизить число контрольных
Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки совместно с Минпросвещения и органами исполнительной власти субъектов РФ надлежит снизить количество проверочных и контрольных работах в общеобразовательных организациях, распорядился президент.
Процесс должен проводиться с учетом необходимости обеспечения методически обоснованного режима контроля знаний и актуальности задач мониторинга качества образования, говорится в поручении.
Кроме того, Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека совместно с Минпросвещения и Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки будет необходимо проанализировать фактический объем учебной и внеучебной нагрузки обучающихся по основным общеобразовательным программам. Они должны учесть реальные временные затраты на выполнение домашних заданий и тех, которые выполняются в школах, исходя из необходимости сохранения здоровья учеников. Ответственные должны выработать меры по оптимизации этих процессов.
В России, напомним, по инициативе руководителя Рособрнадзора Анзора Музаева в апреле этого года была создана рабочая группа по оптимизации количества контрольных работ в школах; до этого с инициативой снизить их число выступал первый зампред Комитета по образованию и науке Госдумы Олег Смолин. Ее цель — выработать общие рекомендации по числу проверочных на основании интересов системы образования, а также физиологических, психологических возможностей и потребностей школьников.
Так, ведомство выяснило, что количество контрольных, проверочных и других диагностических и самостоятельных работ в школах (были изучены программы 7 класса) от общего числа запланированных уроков по разным предметам в среднем составляют 14-18,6%. На основании этих данных в августе должен был быть создан общий регламент для российских школ, чтобы ограничить их количество и снизить нагрузку на учеников и учителей, а также снять обеспокоенность родителей.
«Учитель года»
Будет увеличено число получателей премий.
Всероссийский конкурс ежегодно проводится Минобрнауки, Общероссийским профсоюзом образования и «Учительской газетой». У проекта есть собственный сайт с архивом от 1997 года. Президент ранее уже выступал с инициативой изменить концепцию конкурса, в том числе сделать акцент на широком освещении его в СМИ.
Убрать «образовательную услугу»
Правительство и Госсовет должны будут рассмотреть вопрос об исключении из законодательства понятия «образовательная услуга» — так сейчас обозначают процесс получения образования в РФ.
Этот вопрос поднимался месяцем ранее на встрече президента с учителями и преподавателями. Учитель истории и обществознания одной из школ Ярославля пожаловалась Путину на стереотип и карикатурное представление педагога на примере ситкома «Наша Russia». Она подчеркнула, что учитель, помимо предоставления знаний, занимается наставничеством. Глава государства в ответ на это заметил, что ничего обидного в слове «услуга» нет, однако согласился, что преподавательский труд «гораздо глубже, чем-то, что мы часто понимаем в бытовом смысле».
Вскоре после этого группа депутатов от КПРФ во главе с Геннадием Зюгановым внесла в Госдуму законопроект, который исключает из законодательства понятие «образовательная услуга». Парламентарий Олег Смолин, который является одним из соавтором поправок, выразил мнение, что подобные термины принижают значимость воспитателей, учителей и преподавателей.
«Мы не чистильщики сапог и никому услуг не оказываем. Наша работа — это служение и миссия. Теория услуг выхолащивает все духовное и нравственное содержание педагогической работы», — пояснил Смолин »Парламентской газете».
Только российские ресурсы
Через полтора года, то есть с 2023-го российские школы и колледжи при организации дистанционного обучения детей должны будут использовать исключительно государственные онлайн-сервисы.
Минпросвещения, согласно предложениям, которые будут разработаны, получит право устанавливать порядок экспертизы содержания и порядок лицензирования электронных образовательных ресурсов. В этом контексте ведомство должно принимать во внимание особенности регулирования использования электронных образовательных ресурсов при экспериментальном правовом режиме в сфере образования в соответствии с отдельными федеральными законами.
Формат удаленного образования в российских школах стал широко применяться в последний год, это было связано с карантинными мерами. По большей части учреждения использовали для организации видеоконференций программу Zoom. Впоследствии Минпросвещения запустило отечественный аналог — информационно-коммуникационную платформу «Сферум». Она, как заявлено, позволяет учителю проводить уроки и родительские собрания из дома, составлять расписание и делиться учебными материалами, то есть хранить документы и обсуждать рабочие вопросы через чат.
В апреле 2021-го в Совете Федерации допустили, что приложению Zoom могут ограничить работу на территории России. Связано это с тем, что компания Zoom Video Communications запретила своим дистрибьюторам продавать доступ к сервису онлайн-конференций госучреждениям и компаниям с государственным участием в РФ. Но в правительстве не считают, что это усложнит процесс для российских школ.
«И, конечно, мы больше будем ориентироваться на наше программное обеспечение», — упоминал министр Сергей Кравцов.
С полным перечнем поручений президент можно ознакомиться на сайте Кремля.