Контрольный вопрос что это
ВОПРОС КОНТРОЛЬНЫЙ
Смотреть что такое «ВОПРОС КОНТРОЛЬНЫЙ» в других словарях:
ВОПРОС КОНТРОЛЬНЫЙ — англ. question, control; нем. Kontrollfrage. Вопрос, задаваемый с целью проверки полноты и точности ответов на другие вопросы … Толковый словарь по социологии
Вопрос контрольный — разновидность вопроса в анкете, используемая для проверки устойчивости, правильности, непротиворечивости и искренности ответов респондентов … Социологический словарь Socium
Вопрос — Вопрос форма мысли, выраженная в языке предложением, которое произносят или пишут, когда хотят что нибудь спросить, то есть получить интересующую информацию. В русском языке, если вопрос произносят, то используют вопросительную интонацию, а … Википедия
Контрольный код — Обнаружение ошибок в технике связи действие, направленное на контроль целостности данных при записи/воспроизведении информации или при её передаче по линиям связи. Исправление ошибок (коррекция ошибок) процедура восстановления информации после… … Википедия
Прожективный вопрос — вопрос, предлагающий респонденту ориентироваться в воображаемой ситуации. Из ответа делаются выводы о глубинных потребностях, чувствах, конфликтах респондента. Типы вопросов Открытый вопрос Закрытый вопрос Полузакрытый вопрос Разъясняющий вопрос… … Википедия
ТАНЖЕРСКИЙ ВОПРОС — вопрос о статуте г. Танжера и прилегающей области (т. н. Танжерская зона); возник в нач. 20 в. в период захвата Марокко империалистич. державами. Англия, не желавшая допустить перехода Танжера, занимающего важное стратегич. положение, к Франции… … Советская историческая энциклопедия
Эротема — Риторический вопрос риторическая фигура, представляющая собой вопрос, ответ на который заранее известен, или вопрос, на который даёт ответ сам спросивший. Также риторическим вопросом можно считать вопрос, ответ на который крайне очевиден. В… … Википедия
Холдинг — (Holding) Определение холдинга, типы холдига, холдинговые компании Информация об определении холдинга, типы холдига, холдинговые компании Содержание Содержание Характерные черты холдинга Типы холдинга Холдинговые Проблемы банковских холдингов… … Энциклопедия инвестора
ФК Томь в сезоне 2009 — Содержание 1 Хроника 2 Подготовка к сезону 2.1 Сборы … Википедия
Методика контрольных вопросов: приемы эффективного их составления
В предыдущие столетия творческие люди неохотно делились своими секретами. Благодаря этому стали считать, что никаких секретов и нет, а творческий подход — удел избранных. Двадцать первый век изменил ситуацию. Креативных техник сотни, люди с удовольствием делятся приемами, которые используют в своей работе. Об одной из самых популярных речь пойдет ниже.
Существует мнение, что использование творческих техник убивает само творчество или делает всех равными, однако это не совсем так. Конечно, теперь почти любой человек может придумать более-менее оригинальную идею и это прекрасно. Остальные, те, которые в своей работе часто пользуются приемами для творчества, понимают, что одной техники всегда недостаточно. И этот факт является важным ограничением для многих беспокоящихся. Если у человека недостаточно развиты оригинальные ассоциативные связи, у него есть свой потолок. О том, как развивать ассоциативные связи, 4Brain писал очень подробно (этому можно легко научиться), мы же сосредоточимся на одной из самых интересных методик.
Метод контрольных вопросов — это техника, позволяющая при помощи вопросов рассмотреть задачу с разных сторон и найти нестандартное решение. Следует сказать, что у данной методики нет автора как такового. В равной степени многие техники используют списки вопросов. Например, ТРИЗ Генриха Альтшуллера, список вопросов по Осборну, вопросы Бонзака, Пирсона, Эйлоарта, методика SCAMPER. Все они преследуют одну цель, вынесенную в определие метода контрольных списков — всесторонне рассмотреть задачу и найти нестандартное решение.
Метод контрольных вопросов — это то же самое, что и метод контрольных списков, только во втором случае вопрос меняется на указание («что будет, если убрать звук?» и «уберите звук»). Вы можете как пользоваться уже имеющими списками и вопросами, так и создавать свои. Конечно, вы можете хаотично искать поиск ответов, однако если вы не гений, используйте вопросы.
Что нужно сделать сначала
Крайне важно понимать, какая проблема перед вами стоит. Причем никто не мешает придумать одной проблеме несколько названий и каждую рассматривать отдельно.
Рассмотрим методики разных авторов.
Методика Джуна Валладареса
В своей книге «Ремесло копирайтинга» Валларадес касается темы придумывания чего-то нового, а методика контрольных вопросов занимает там только часть и является одним из многих методов творческого поиска ответов. Помогает не только при написании текста, эта техника нацелена на что угодно. Список состоит из 201 действия, мы выберем самые любопытные.
Как видим, любое действие состоит из одного или двух слов. Вы можете просто взять словарь и создавать свои списки для каждой проблемы. Если вы хотите приготовить необычный торт, воспользуйтесь списком и вы обязательно придумаете что-то оригинальное. Например, если взять пункт номер 5 («Осветите»), ничто не помешает вам поместить в середину торта горящую лампочку или украсить лампочками по бокам. Важно, чтобы это гармонировало с задумкой торта. Пускай он будет похож на робота. Применив пункт «Воспользуйтесь фотографией», вы можете сделать для вашего торта фон, который будет подчеркивать замысел.
При написании текста можете воспользоваться пунктом 19 «Очистите». Но что именно очистить и от чего? Например, вы можете лишить свой текст местоимений и посмотреть, как это повлияет на восприятие текста. Можете лишить текст использования двух существительных подряд — это, кстати, сделает ваш текст значительно проще для восприятия. Одно это запустит творческий процесс в вашем мозгу, вы почувствуете это ощущение сразу.
Список вопросов Осборна
А вот и список вопросов. Следует сказать, что список вопросов Осборна касается физических объектов, но и его можно подогнать почти под любую задачу. Отличие от методики ТРИЗ минимальны.
Опять же, несмотря на то, что данная методика касается физических объектов, она идеальна для чего угодно. Например, если вы составляете план на этот год: первое — заработать двадцать тысяч долларов, вторая — купить автомобиль, третья — делать добро людям. Применив пункт «Изменить последовательность операций», вы можете посмотреть на свой план совершенно иначе. Этот пункт поможет вам в чем угодно, где есть последовательность шагов. Поменяйте их местами, ликвидируйте некоторые и посмотрите что получится.
Комплексное применение метода
Если вы не знаете, от чего оттолкнуться для решения любой проблемы — сформулируйте ее. Сформулируйте ее несколько разными способами:
Отлично, теперь есть на что опираться. Вводите в гугле «Торт википедия», заходите в статью о тортах и выписываете, например, 20 слов из этой статьи. Маршмэллоу, полусфера, узор, крем, фрукты, рисование, форма и так далее. Последовательно берете каждое слово и прогоняете его по методике контрольного списка. Слово «фрукты», потом «маршмэллоу» и так далее.
Выпишите на листочке бумаги процесс приготовления торта в принципе, шаги, которые необходимы для этого. Тасуйте шаги местами, дополняйте их чем-то своим, удаляйте некоторые шаги и думайте, что из этого получится. Потратив на это хотя бы 10 минут, вы взглянете на процесс приготовления торта с совершенно другой стороны. Даже если вы решите приготовить его старым способом, каждый шаг теперь будет восприниматься вами отдельно и заставит задуматься о том, что вы делаете не так, что нужно оставить.
Дизайнеры, копирайтеры, ученые работают именно таким образом. Конечно, порой задумка приходит им в голову сразу, но даже в этом случае возникают моменты, которые нужно исправить.
Сила вопросов в том, что они позволяют вам наконец задуматься. Если подумать, большинство людей при первой сложности прогоняет одну мысль «Я не знаю, как это сделать», что не дает вам и шанса решить проблему. Любой вопрос позволяет вам выйти из ступора и начать размышлять. Любой список действий заставляет вас двигаться, пусть даже виртуально. Возьмите словарь и выпишите первые попавшиеся 50 глаголов, а затем сформулировав свою проблему попытайтесь понять, как действие глагола поможет ее решить. Не помогли первые пять, ничего страшного, осталось еще 45, что-то обязательно найдется. А когда вы найдете ответ, спокойно можете найти еще 50 глаголов и найти более совершенное решение.
А что вы думаете о методике контрольных вопросов? Применяли ли вы ее когда-нибудь? Поделитесь своими примерами.
Снижение безопасности через увеличение безопасности. Проблемы контрольных вопросов
Фамилию жены? Кличку кота? Номер автомобиля? Каждый сервис, на который я когда-либо заходил, повышает безопасность через дополнительные контрольные вопросы. Google, Яндекс, Mail.Ru, игровые сервисы, чаты, госпорталы, личные кабинеты сайтов и др. требуют от меня введения контрольных вопросов. Если собрать наиболее часто встречающиеся примеры контрольных вопросов, то всё сведётся к весьма ограниченному списку. Причем не только к ограниченному списку вопросов, но и к такому же ограниченному списку ответов, который может дать один человек. Да, на один и тот же вопрос о номере авто каждый человек даст достаточно уникальный ответ, что приведёт к улучшению ситуации с перебором паролей. Но усугубит ситуацию с перебором сервисов с заранее известным ответом на контрольный вопрос конкретного человека (аккаунта, логина).
Я создаю уникальный ответ на вопрос. Как я это делаю? Генератором случайных чисел. А точнее я генерирую всегда уникальный пароль, состоящий из не менее 15 букв и цифр. Таким образом я получаю действительно уникальный ответ на один и тот же вопрос, причем уникальность ответа уникальна в пределах каждого сервиса.
Это порождает две проблемы:
Большинство людей хранят важные (очень важные) пароли в голове. Меньшее количество людей хранят пароли на бумажке или специальном сервисе (типа запароленное приложение на смартфоне или ПК). Есть ещё офисные работники, к которым предъявляется требование менять периодически пароли, и офисные работники хранят пароль на стикере где попало (под клавиатурой, на мышке, у монитора, в столе и т.д., и т.п).
Чем больше у нас сервисов, тем больше у нас паролей.
Паролей на столько много, что человек, стремясь к состоянию покоя, начинает использовать один и тот же пароль везде для всех сервисов. Таким образом создав сервис или взломав уже имеющийся сервис, злоумышленник получит доступ ко всем вашим сервисам.
Контрольный вопрос что это
В интернете достаточно просто найти список секретных вопросов, но нелегко найти ХОРОШИЕ секретные вопросы. Я привел примеры хороших, средних и посредственных вопросов. Я также привел сравнение хороших вопросов и разбивку по типам вопросов.
Что определяет степень надежности секретного вопроса? Ниже приведены мои критерии и некоторыми разъяснениями.
Ответ на хороший секретный вопрос:
1. Безопасен: не может быть легко угадан, подобран перебором вариантов или отыскан
Наиболее важная характеристика хорошего секретного вопроса это безопасность. Вопрос не должен подвергать риску защищаемый объект. Хороший секретный вопрос должен иметь ответ который нелегко предположить, разгадать или подобрать и таким образом блокировать несанкционированный доступ к учетной записи.
Хороший секретный вопрос удовлетворять ряду требований и иметь высокую энтропию. В общем виде это значит что число возможных ответов должно быть очень велико и вероятность случайного выбора правильного ответа очень низка. Когда вы придумаете вопрос с высокой энтропией, правильный ответ сможет дать только человек знающий ответ наверняка.
Ответ не должен быть находимым через поиск или исследование (как например девичья фамилия матери, дата рождения, имя или фамилия, номер телефона, номер машины, адрес, кличка питомца). Вопрос должен иметь множество вероятных ответов с низкой возможностью предположения. Ответы также не должны быть известны членам семьи, друзьям и близким, бывшим супругам или второй половине.
Дополнительно можно комбинировать несколько вопросов в одном, тем самым увеличивая количество возможных ответов и уменьшая возможность подбора правильного ответа.
Обратной стороной этого приема является усложнение неизменности правильного ответа.
2. Неизменен: не меняется со временем
Один из самых неудачных примеров это категория любимых вещей: любимое место отдыха, учитель, цвет, книга, фильм, животное, песня, артист и т.д. Список бесконечен и бесполезен для тех из нас кто является человеком. В прошлом году моим любимым местом отдыха была Италия, в это году Кипр. Предпочтения изменяются и в следующий раз когда мне придется отвечать на секретный вопрос, я не смогу вспомнить правильный ответ.
Другой проблемой секретных вопросах о предпочтениях является возможность нахождения ответов в социальных сетях вроде Фейсбука или одноклассников. Вы должны быть предельно осторожны при использовании вопросов подобного типа.
3. Запоминаем
Ответ на хороший секретный вопрос должен быть легко вспоминаем и при этом недоступен остальным. В идеальном случае пользователь должен немедленно знать ответ без поиска по записям или долгих воспоминаний.
Также не стоит использовать вопросы отсылающие к детству:
4. Очевиден или прост
Вопрос должен быть задан таким образом, чтобы ответ был а) очевиден или прост, б) имел четкий формат, в) не имел значения регистр букв ответа.
Очевиден
Вопрос должен требовать однозначного ответа.
Пример плохого секретного вопроса:
Улучшенный вариант:
Производитель вашей первой машины?
Очень часто встречается вопрос «Как зовут вашего питомца?» Какого? Кошки, собаки, попугайчика, хомячка, крысы?
Четкий формат
Формат ответа должен быть ясен. Не спрашивайте «Годовщина вашей свадьбы?» Ответ может быть 1990, Август 1990, Первого августа 1990, 01.08.1990 и т.д. Вместо этого стройте ответ следующим образом: «Какой месяц и год вашей свадьбы (напр. январь 2010)? Предоставляя пример ответа в вопросе вы поймете как нужно ответить.
Пример плохого секретного вопроса:
Улучшенный вариант:
В каком месяце и году вы родились? (напр. 01.1970)
Не чувствителен к регистру (для разработчиков)
Попробуем улучшить неудачный вопрос в соответствии с данным руководством.
Пример плохого секретного вопроса:
Когда день рождения вашего брата?
Улучшенный вариант:
Какой месяц и год рождения вашего старшего прямого родственника (напр. Январь 1960)?
Для разработчиков: Секретные вопросы придуманные пользователем
На некоторых сайтах, при регистрации пользователи могут сами задать вопрос и ответ на него.
После этого сайта, вам должно стать понятно что создать хороший секретный вопрос непросто. Разрешая пользователю создавать свои вопросы мы ставим перед рядовым пользователем довольно непростую задачу и оставляем дыру в безопасности. Сервис самостоятельного восстановления пароля намного сложней чем кажется с первого взгляда и вы должны хорошо подумать прежде чем реализовать данный сервис. Даже IT профессионалы испытывают сложности при написании хороших вопросов. Как мы можем предполагать что пользователи сходу смогут придумать безопасный, запоминаемый, однозначный и постоянный вопрос во время регистрации?
Моя рекомендация: не разрешайте пользователям придумывать свои собственные вопросы.
Не для всех
Хороший секретный вопрос будет работать не для всех и даже самые хорошие вопросы имеют свои недостатки. Именно поэтому стоит предлагать 2-3 набора вопросов (если требуется защитить важные данные, количество наборов стоит увеличить). Я рекомендую предлагать 15 вопросов в каждом из трех наборов, при этом уже заданные вопросы нужно исключать из последующих групп.
Прочие советы
Мы почти закончили, но есть еще пара моментов на которые стоит обратить внимание при создании хороших секретных вопросов.
Метод контрольных вопросов (Control Question Test – Cqt, Cleve Backster, 1959)
Метод контрольных вопросов (Control Question Test – Cqt, Cleve Backster, 1959)
Метод Контрольных Вопросов (далее по тексту – МКВ) в том, виде в котором он используется повсеместно, изобретён американским исследователем Кливом Бакстером (Cleve Backster, 1959). Грувер Кливлэнд «Клив» Бакстер мл. (Grover Cleveland «Cleve» Backster, Jr.) родился 27 февраля 1924, умер 24 июня 2013 года. Американский полиграфолог, работал в ЦРУ США, был руководителем одного из комитетов Академии криминалистистических наук, впоследствии открыл Школу детекции лжи Бакстера в Сан-Диего, Калифорния, США. В ходе профессиональной деятельности К. Бакстер предложил ввести понятие “контрольного” или “сравнительного” вопроса. Он разработал основы применения Метода Контрольных Вопросов, собственные техники “сравнения зон”. И для объективной оценки полиграмм предложил цифровой обсчёт.
МЕТОД КОНТРОЛЬНЫХ ВОПРОСОВ (CONTROL QUESTION TEST – CQT, CLEVE BACKSTER, 1959)
Идеи, лежащие в основе МКВ, вначале тридцатых годов двадцатого века предложил изобретатель прообраза современного полиграфа Леонард Килер (Leonard Keeler, 1903-1949) разработавший, так называемые, стим-тест и тест «пика напряжения». Также Л. Килер в г. Чикаго Соединённых Штатов Америки впервые в мире организовал учебное заведение по подготовке специалистов по опросам с использованием полиграфа. Теперь это Chicago Polygraph Institute (CPI), Чикагский институт полиграфа, который в настоящее время является аккредитованным учреждением, осуществляющим комплексную подготовку полиграфологов для частного, общественного и правоохранительного секторов по всему миру.
Авторство идеи Метода контрольных вопросов?
Однако, несмотря на то, что в мире автором и основным идеологом Метода контрольных вопросов принято считать К. Бакстера справедливо будет отметить, что есть публикации, в частности «John E. Reid, A Revised Questioning Technique in Lie-Detection Tests, 37 J. Crim. L. & Criminology 542 (1946-1947)», свидетельствующие о том, что основные принципы Метода контрольных вопросов изложены ещё в 1946 году американским полиграфологом Джоном Э. Ридом (John E. Reid).
В указанной публикации он уже тогда предлагает вопросы «сравнения». В своей профессиональной деятельности Д.Э. Рид был одним из самых успешных следователей США. Джоном Э. Ридом (John E. Reid) был впервые описан так называемый “Метод девяти шагов допроса” или Reid-Техника допроса, который представляет собой метод допроса подозреваемых, при котором используются приёмы, позволяющие оценить достоверность показаний допрашиваемого лица без использования полиграфа. Последователи Рида утверждают, что Reid-техника допроса полезна при извлечении информации из подозреваемых, которые не желают проходить полиграф, и что в данной технике допроса отсутствуют элементы принуждения. Однако критики Рида обвинили метод в недостоверности и ненаучности, утверждая что применение Reid-технике позволяет обвинить непричастных к преступлению лиц, особенно детей.
Термин “Рейд Техника” является зарегистрированной торговой маркой фирмы Джон Э. Рид и Associates, которая предлагает учебные курсы по указанному методу. И хотя этот метод широко используется правоохранительными органами в Северной Америке, он до сих пор подвергается жёсткой критике за факты в истории его применения, где признаки ложных показаний были выявлены у непричастных подозреваемых.
Метод контрольных вопросов – основной принцип
Для своего времени революционный Метод (МКВ) построен на сравнении психофизиологических реакций на два, в паре предъявляемых вопроса – контрольного и значимого («комплекса вины», релевантного или проверочного). Значимым или проверочным называется вопрос, непосредственно относящийся к теме расследуемого события, в некоторых случаях вопрос, поставленный инициатором ПФИ.
Контрольный вопрос конструируется полиграфологом исходя из потребности понять характер реакции на значимый вопрос. Контрольный вопрос подбирается таким образом, чтобы при его предъявлении в паре с значимым вопросом, лицо причастное к проверяемому событию или имеющее осведомлённость о нем, давало большую психофизиологическую реакцию на значимый вопрос. А лицо непричастное к событию или неосведомлённое о деталях расследуемого события, давало бы большую реакцию на контрольный вопрос. При этом одной из важнейших методических особенностей Метода Контрольных Вопросов является то, что контрольные вопросы носят вспомогательный характер и используются для сравнительной оценки вызываемых ими реакций с реакциями на проверочные вопросы (п), ориентированные на решение задач ПФИ.
В тесте, составленном по Методу Контрольных Вопросов, сами вопросы по факту являются вербальными стимулами, направленными на то, чтобы вызвать психофизиологическую реакцию тестируемого и сравнить эти реакции между собой.
Применение метода МКВ в СССР – историческая справка
Одной из первых официальных методик опроса с использованием полиграфа в нашей стране, тогда ещё в СССР, в которой был использован в качестве основного Метод Контрольных Вопросов (МКВ) был Тест оценки значимости версий (ТОЗВ), разработанный заместителем начальника лаборатории №30 КГБ СССР Носковым В.К. Как сообщает д.ю.н., к.п.н. Холодный Ю.И.: “Будучи тестом методики контрольных вопросов (далее – МКВ), ТОЗВ был создан с целью снижения “обвинительного уклона”, присущего этой методике и ориентирован на использование общих признаков устанавливаемого события, представляющего интерес для органов розыска, дознания или следствия…(Методические средства судебно-психофизиологической экспертизы с применением полиграфа, Журнал “Юридическая психология” №2, 2014 г., стр.29).
Модификации МКВ
На наш взгляд, одним из наиболее эффективных способов использования Метода Контрольных Вопросов в России предложен группой российских учёных, описанный ими в патенте “Способ диагностики расстройств сексуальных предпочтений” (RU 2406441).
Авторами “Способа диагностики расстройств сексуальных предпочтений” являются: профессор, руководитель лаборатории судебной сексологии ФГБУ «Государственный научный центр социальной и судебной психиатрии им. В.П. Сербского» Минздрава РФ, доктор медицинских наук Введенский Георгий Евгеньевич; старший научный сотрудник Лаборатории сексологии Отдела судебно-психиатрических экспертиз в уголовном процессе ФГБУ “Федеральный медицинский исследовательский центр психиатрии и наркологии им. В.П. Сербского” Минздрава России, кандидат медицинских наук Каменсков Максим Юрьевич; профессор, руководитель отдела судебно-психиатрических экспертиз в уголовном процессе ФГБУ «Государственный научный центр социальной и судебной психиатрии им. В.П. Сербского» Минздрава РФ, доктор медицинских наук Ткаченко Андрей Анатольевич.
Авторами разработан способ, позволяющий в ходе судебной сексолого-психиатрической экспертизе парафилий, наряду с научной сексолого-психиатрической диагностикой провести психофизиологическую диагностику с использованием полиграфа.
При этом, авторами в использовании Метода контрольных вопросов предложено ноу-хау. Оно заключается в «тесте подпороговой визуальной стимуляции с использованием маскирующего изображения». Который в совокупности с другими тестами, имеет существенное значение для решения задач судебной сексолого-психиатрической экспертизы парафилий. «Подэкспертному поочерёдно предъявляют адаптационный стимульный тест, тесты общих контрольных вопросов, тесты вербальной стимуляции (вопросники) по активности и по возрасту, тест пороговой визуальной стимуляции и тест подпороговой визуальной стимуляции с использованием маскирующего изображения. Одновременно регистрируют психофизиологические параметры, в частности грудное дыхание, диафрагмальное дыхание, кожно-гальванические реакции, сердечно-сосудистые реакции, двигательную активность, речевые реакции. Осуществляют обработку полученных данных методом экспертно-метрического или методом экспертно-балльного анализа полиграмм.
Способ позволяет провести диагностику расстройств сексуальных предпочтений в случаях установочного поведения или симуляции, а также возможной неосознаваемости расстройств сексуальных предпочтений… Таким образом, в заявленном способе, кроме вопросников (тестов вербальной стимуляции) и теста пороговой визуальной стимуляции, предъявляют тест подпороговой визуальной стимуляции на подпороговом уровне восприятия с использованием маскирующего изображения. Это препятствует осознанию просматриваемых стимулов и не даёт возможность подэкспертному оказывать активное противодействие реакциям на них. Полученные в результате обследования данные обрабатывают методами экспертно-метрического или экспертно-балльного анализа полиграмм» (Патент RU 2406441). Использование “Способа диагностики расстройств сексуальных предпочтений” ограничено спектром задач, направленных на диагностику расстройств сексуальных предпочтений по объекту, не рекомендовано к использованию лицами, не имеющими специального образования в сфере сексологии, психиатрии и (или) клинической психологии.
МКВ при отборе и мониторинге кадров с использованием полиграфа
Использование некоторых адаптированных в России модификаций Метода контрольных вопросов в отборе кадров и кадровом мониторинге, или в так называемых «скрининговых» опросах с использованием полиграфа, доказало свою высокую эффективность и прогностичность в кадровом отборе. Вместе с тем, следует заметить, что в настоящее время в России известно более ста различных модификаций и адаптаций МКВ. При этом многие адаптированные варианты значительно менее эффективны перечисленным выше. При этом, многие полиграфологи выдумывая причудливые названия своей модификации МКВ забывают об общих методологических принципах Метода контрольных вопросах, о его достоинствах и недостатках, что крайне негативно отражается не только на результатах конкретного психофизиологического исследования, но и на применении полиграфа в целом.
В аптеке №13 г. Москвы при проверке сохранности наркотических и наркотико-содержащих препаратов установлена недостача 3 ампул морфия. Доступ к хранилищу имело два человека.
В данном случае, один из тестов, где К-контрольный вопрос, а 3-значимый вопрос, составленный по Методу контрольных вопросов мог бы выглядеть так:
Следует помнить, что при использовании метода контрольных вопросов контрольный стимул всегда предъявляется перед значимым и дополнительно эмоционально стимулируется в предтестовой беседе с опрашиваемым лицом.
Повторимся, что в ходе тестирования по Методу Контрольных Вопросов сравнение реакций на контрольные и проверочные стимулы считается корректным при условии формирования контрольных вопросов таким образом, чтобы при предъявлении этих вопросов непричастному лицу они вызывали большую психофизиологическую реакцию тестируемого, чем при предъявлении проверочных вопросов. А при предъявлении этих же вопросов причастному лицу они вызывали меньшую психофизиологическую реакцию тестируемого, чем при предъявлении проверочных вопросов. Специалисту, не имеющему психологического образования и не обладающему компетенцией в сфере психодиагностике при составлении и «стимулировании» контрольных стимулов в тестах, составленных по Методу Контрольных Вопросов данное требование выполнить достаточно сложно. Приведём пример вопросов одной из реальных судебных экспертиз, где тестирование проводилось по методу контрольных вопросов (имена и фамилии изменены, возможное сходство случайно):
1 пара вербальных стимулов:
(контрольный вопрос) Не касаясь обстоятельств уголовного дела, во время нашей беседы Вы мне хотя бы раз солгали?
(проверочный вопрос) В декабре 2007 г. Вы передавали сыну Иванова какие-либо деньги?
2 пара вербальных стимулов:
(контрольный вопрос) До 2007 г. Вам приходилось «подставлять» партнёров, с которыми Вы сотрудничали?
(проверочный вопрос) В декабре 2007 г. Вы передавали Иванову через его сына Петра сумку с деньгами?
3 пара вербальных стимулов:
(контрольный вопрос) Если бы это Вам было выгодно, Вы могли бы оговорить близкого друга?
(проверочный вопрос) В декабре 2007 г. Вы передавали деньги Петру Иванову?
Приведённый пример, взятый из конкретного Заключения эксперта ярко иллюстрирует как формируется пара стимулов «контрольный-значимый» и то обстоятельство, что вербальные стимулы (вопросы), предъявленные подэкспертному в представленном тесте несут абсолютно разную эмоциональную и смысловую нагрузку, требующие дополнительного психологического стимулирования (усиления эмоциональной значимости в сознании подэкспертного) контрольных тем. Реакции на вопросы в представленных парах с малой долей вероятности можно сравнивать. И то только при условии формирования в сознании испытуемого виртуальной (реально несуществующей, но возможной) субъективной картины исследуемого явления.
Но даже если с какой-то долей вероятности предположить, что эксперту, проводящему указанную экспертизу в ходе проведённого исследования это удалось сделать, то с уверенностью можно констатировать, что в настоящее время не существует объективных критериев опровергнуть или подтвердить это научно. Аналогичная ситуация имеет место в большинстве тестов, составленных по методу контрольных вопросов. По мнению одних из ведущих российских полиграфологов «Пользуясь Методикой Контрольных Вопросов, эксперт, так или иначе, ставит перед собой задачу установить, какой из мотивов субъекта исследования – избежание социальной оценки личности или угрозы наказания – преобладает по выраженности реакций над другим.
Преобладание первого даёт основание для вывода о непричастности испытуемого к совершению действия криминальной направленности, преобладание второго ведёт к противоположному выводу. Это и есть конечная цель психофизиологического исследования. Вопросы социальной оценки (т. е. контрольные) адресуются личности обследуемого и, по сути, могут затрагивать различные аспекты социальной оценки: психофизиологические качества, качества интеллекта, асоциальные формы и мотивы поведения и т. д. (Л.Г. Алексеев, Т.Ф. Трофимов «Российский полиграф», 2007 г., № 2). Высокая значимость «контрольных» и «проверочных» вопросов и, соответственно, психофизиологические изменения, вызванные данными вопросами как вербальными стимулами, могут наблюдаться как у причастных и допрошенных по данному делу лиц, так и у непричастных, но уже допрошенных по данному делу лиц.
Особую важность при конструировании тестов по Методу Контрольных Вопросов имеют субъективные качества эксперта, а не валидность самого метода. Как указывают в своей книге В.А. Варламов и Г.В. Варламов «Компьютерная детекция лжи» (издание 2010 г.) в разделе «Тесты полиграфных проверок» на стр. 251, тест, включающий в себя контрольные вопросы, имеет большой процент вероятности ошибки по типу ложной тревоги, т. е. прогноза причастности лиц, не совершавших преступление по расследуемому делу. В тестах, использующих контрольные вопросы, по данным американских исследователей, теоретическая точность прогноза может колебаться от 80 до 90%, точность же прогноза, полученная в реальных условиях, составляет не более 70%.
Надёжность и достоверность результатов, полученных с применением Метода Контрольных Вопросов напрямую зависит от правильности подбора контрольных стимулов, мастерства и психологической компетентности специалиста, а также от наличия и способов мотивации (эмоциональной стимуляции) контрольных стимулов. Соответственно, обязательное и необходимое требование – это эмоциональное усиление или ослабление контрольных стимулов, которое в обязательном порядке должно использоваться в данной методике.
При этом среди специалистов, использующих в своей деятельности Метод контрольных вопросов, нет единых критериев и правил конструирования и «стимуляции» контрольных стимулов. В каждом конкретном случае проведения исследования с использованием полиграфа по МКВ впоследствии нет возможности установить валидность, надёжность и достоверность проведённых исследований. Поскольку отсутствуют единые подходы и единые методические требования к указанному методу. Соответственно, в такой ситуации и применение цифрового обсчёта (балльного обсчёта) в МКВ носит в основном субъективный характер, несмотря на отчаянные попытки некоторых наших коллег придать видимость научности и объективности указанному методу контрольных вопросов. Как отмечают В.А. Варламов и Г.В. Варламов в своей книге «Компьютерная детекция лжи» на стр. 253, различие подходов балльной оценки не может не сказываться на ошибках в принятии решений. Субъективизм присваивания баллов по силе реакций без чётких критериев для сравнения «позволяет эксперту манипулировать результатом в нужном направлении» (Варламов В.А., Варламов Г.В. Компьютерная детекция лжи. – М: “Принт-Центр”, 2010-944с.).
По нашему мнению, использование Метода Контрольных Вопросов (МКВ) в экспертном исследовании, с вероятностной долей допущения, возможно как дополнительного, а не основного метода экспертного исследования. Метод Контрольных Вопросов, применяемый на сегодняшний день, не в полной мере соответствует критериям научного эксперимента, таким как надёжность. В данной методике сравниваются заведомо неравные по значимости и психоэмоциональной силе вопросы. В нем не выдержаны ни длина стимула, ни время его предъявления, ни однородность и внутрипроблемность вопросов. Разница в эмоциональной нагрузке контрольных и проверочных вопросов очевидна даже непрофессионалу.