Концентрация что это в экономике

Концентрация что это в экономике

чПРТПУ П ЧЪБЙНПУЧСЪЙ ЛПОГЕОФТБГЙЙ РТПДБЧГПЧ ОБ ТЩОЛЕ Й ХТПЧОЕ НПОПРПМШОПК ЧМБУФЙ СЧМСЕФУС ПДОЙН ЙЪ ВБЪПЧЩИ Ч ТБНЛБИ ФЕПТЙЙ ПФТБУМЕЧПК ПТЗБОЙЪБГЙЙ.

хТПЧЕОШ ЛПОГЕОФТБГЙЙ ЧМЙСЕФ ОБ РПЧЕДЕОЙЕ ЖЙТН ОБ ТЩОЛЕ: ЮЕН ЧЩЫЕ ХТПЧЕОШ ЛПОГЕОФТБГЙЙ, ФЕН Ч ВПМШЫЕК УФЕРЕОЙ ЖЙТНЩ ЪБЧЙУСФ ДТХЗ ПФ ДТХЗБ. тЕЪХМШФБФ УБНПУФПСФЕМШОПЗП ЧЩВПТБ ЖЙТНПК ПВЯЕНБ ЧЩРХУЛБ Й ГЕОЩ РТПДХЛГЙЙ ПРТЕДЕМСЕФУС ПФЧЕФОПК ТЕБЛГЙЕК ДЕКУФЧХАЭЙИ ОБ ТЩОЛЕ ЛПОЛХТЕОФПЧ. хТПЧЕОШ ЛПОГЕОФТБГЙЙ ЧМЙСЕФ ОБ УЛМПООПУФШ ЖЙТН Л УПРЕТОЙЮЕУФЧХ ЙМЙ УПФТХДОЙЮЕУФЧХ: ЮЕН НЕОШЫЕ ЖЙТН ДЕКУФЧХЕФ ОБ ТЩОЛЕ, ФЕН МЕЗЮЕ ЙН ПУПЪОБЧБФШ ЧЪБЙНОХА ЪБЧЙУЙНПУФШ ДТХЗ ПФ ДТХЗБ, Й ФЕН УЛПТЕЕ РПКДХФ ПОЙ ОБ УПФТХДОЙЮЕУФЧП. рПЬФПНХ, НПЦОП РТЕДРПМПЦЙФШ, ЮФП ЮЕН ЧЩЫЕ ХТПЧЕОШ ЛПОГЕОФТБГЙЙ, ФЕН НЕОЕЕ ЛПОЛХТЕОФОЩН ВХДЕФ ТЩОПЛ.

лПМЙЮЕУФЧЕООЩНЙ РПЛБЪБФЕМСНЙ, ИБТБЛФЕТЙЪХАЭЙНЙ УФТХЛФХТХ ФПЧБТОПЗП ТЩОЛБ, СЧМСАФУС:

юЙУМЕООПУФШ РТПДБЧГПЧ, ДЕКУФЧХАЭЙИ ОБ ДБООПН ТЩОЛЕ, ОЕ РПЪЧПМСЕФ УДЕМБФШ РПМОЩИ Й ДПУФПЧЕТОЩИ ЧЩЧПДПЧ П ОБМЙЮЙЙ (ПФУХФУФЧЙЙ) Й ИБТБЛФЕТЕ ЛПОЛХТЕОГЙЙ НЕЦДХ ОЙНЙ, ЪБ ЙУЛМАЮЕОЙЕН УМХЮБЕЧ, ЛПЗДБ ЙИ ЛПМЙЮЕУФЧП ПЮЕОШ НБМП. дМС ВПМЕЕ РПМОПК ЛБТФЙОЩ ТЩОЛБ ОЕПВИПДЙНП ЪОБОЙЕ ДПМЕК ЖЙТН, ДЕКУФЧХАЭЙИ ОБ ТЩОЛЕ. тЩОПЮОБС ДПМС ПФТБЦБЕФ ОБЙВПМЕЕ ЧБЦОЩЕ ТЕЪХМШФБФЩ ЛПОЛХТЕОФОПК ВПТШВЩ Й РПЛБЪЩЧБЕФ УФЕРЕОШ ДПНЙОЙТПЧБОЙС ПТЗБОЙЪБГЙЙ ОБ ТЩОЛЕ. дПМС ЖЙТНЩ ОБ ТЩОЛЕ ТБУУЮЙФЩЧБЕФУС Ч ВПМШЫЙОУФЧЕ УМХЮБЕЧ ЛБЛ:

Концентрация что это в экономике. Смотреть фото Концентрация что это в экономике. Смотреть картинку Концентрация что это в экономике. Картинка про Концентрация что это в экономике. Фото Концентрация что это в экономике

уБН РП УЕВЕ ТБЪНЕТ ЛТХРОЕКЫЙИ ЖЙТН НПЦЕФ УМХЦЙФШ ИБТБЛФЕТЙУФЙЛПК ЛПОГЕОФТБГЙЙ ОБ ТЩОЛЕ. йНЕООП ЬФПФ ЛТЙФЕТЙК МЕЦЙФ Ч ПУОПЧЕ ПРТЕДЕМЕОЙС НПОПРПМШОПК УЙФХБГЙЙ Ч тПУУЙЙ (УЧЙДЕФЕМШУФЧПН НПОПРПМЙЪНБ УМХЦЙФ ЛПОФТПМШ ОЕ НЕОЕЕ 35% ТЩОЛБ).

йОДЕЛУ ЛПОГЕОФТБГЙЙ ЙЪНЕТСЕФУС ЛБЛ УХННБ ТЩОПЮОЩИ ДПМЕК ЛТХРОЕКЫЙИ ЖЙТН, ДЕКУФЧХАЭЙИ ОБ ТЩОЛЕ:

Концентрация что это в экономике. Смотреть фото Концентрация что это в экономике. Смотреть картинку Концентрация что это в экономике. Картинка про Концентрация что это в экономике. Фото Концентрация что это в экономике

йОДЕЛУ ЛПОГЕОФТБГЙЙ ЙЪНЕТСЕФ УХННХ ДПМЕК k ЛТХРОЕКЫЙИ РТЕДРТЙСФЙК ОБ ТЩОЛЕ. дМС ПДОПЗП Й ФПЗП ЦЕ ЮЙУМБ ЛТХРОЕКЫЙИ РТЕДРТЙСФЙК, ЮЕН ВПМШЫЕ ЙОДЕЛУ ЛПОГЕОФТБГЙЙ, ФЕН ДБМШЫЕ ТЩОПЛ ПФ ЙДЕБМБ УПЧЕТЫЕООПК ЛПОЛХТЕОГЙЙ.

пДОБЛП ЙОЖПТНБГЙС, ЛПФПТХА ДБЕФ ЙОДЕЛУ ЛПОГЕОФТБГЙЙ, ДБМЕЛП ОЕ ДПУФБФПЮОБ ДМС ИБТБЛФЕТЙУФЙЛЙ ТЩОЛБ. рПЛБЪБФЕМШ ЙОДЕЛУБ ЛПОГЕОФТБГЙЙ ОЕ ЗПЧПТЙФ П ФПН, ЛБЛПЧ ТБЪНЕТ РТЕДРТЙСФЙК, ЛПФПТЩЕ ОЕ РПРБМЙ Ч ЧЩВПТЛХ k, Б ФБЛ ЦЕ ПВ ПФОПУЙФЕМШОПК ЧЕМЙЮЙОЕ РТЕДРТЙСФЙК ЙЪ ЧЩВПТЛЙ. у ЬФПК ПУПВЕООПУФША ЙОДЕЛУБ ЛПОГЕОФТБГЙЙ УЧСЪБОБ ЧПЪНПЦОБС ОЕФПЮОПУФШ РТЙ ЕЗП ЙУРПМШЪПЧБОЙЙ.

Концентрация что это в экономике. Смотреть фото Концентрация что это в экономике. Смотреть картинку Концентрация что это в экономике. Картинка про Концентрация что это в экономике. Фото Концентрация что это в экономике

ч ХУМПЧЙСИ ЛПОЛХТЕОГЙЙ ОБ ФПЧБТОПН ТЩОЛЕ Й ЬЖЖЕЛФЙЧОПЗП ЖЙОБОУПЧПЗП ТЩОЛБ ОПТНБ ЬЛПОПНЙЮЕУЛПК РТЙВЩМЙ ДПМЦОБ ВЩФШ ПДЙОБЛПЧПК (ОХМЕЧПК) ДМС ТБЪМЙЮОЩИ ЧЙДПЧ БЛФЙЧПЧ. еУМЙ ОПТНБ РТЙВЩМЙ ОБ ЛБЛПН-МЙВП ТЩОЛЕ (ДМС ЛБЛПЗП-МЙВП БЛФЙЧБ) РТЕЧПУИПДЙФ ЛПОЛХТЕОФОХА ОПТНХ, ФП ЬФПФ ЧЙД ЙОЧЕУФЙТПЧБОЙС СЧМСЕФУС РТЕДРПЮФЙФЕМШОЩН, ЙМЙ ТЩОПЛ ОЕ УЧПВПДОП ЛПОЛХТЕОФОЩН: УХЭЕУФЧХАФ РТЙЮЙОЩ, РП ЛПФПТЩН ДПРПМОЙФЕМШОБС ДПИПДОПУФШ ЙОЧЕУФЙГЙК ОЕ ХТБЧОЙЧБЕФУС Ч ДПМЗПУТПЮОПН РЕТЙПДЕ, Б ЬФП РПДТБЪХНЕЧБЕФ ОБМЙЮЙЕ Х ФБЛПК ЖЙТНЩ ПРТЕДЕМЕООПК ТЩОПЮОПК ЧМБУФЙ.

лПЬЖЖЙГЙЕОФ мЕТОЕТБ ЛБЛ РПЛБЪБФЕМШ УФЕРЕОЙ ЛПОЛХТЕОФОПУФЙ ТЩОЛБ РПЪЧПМСЕФ ЙЪВЕЦБФШ ФТХДОПУФЕК, УЧСЪБООЩИ У РПДУЮЕФПН ОПТНЩ ДПИПДОПУФЙ. рТЙ ХУМПЧЙЙ НБЛУЙНЙЪБГЙЙ РТЙВЩМЙ ГЕОБ Й РТЕДЕМШОЩЕ ЙЪДЕТЦЛЙ УЧСЪБОЩ ДТХЗ У ДТХЗПН РПУТЕДУФЧПН ЬМБУФЙЮОПУФЙ УРТПУБ РП ГЕОЕ:

Концентрация что это в экономике. Смотреть фото Концентрация что это в экономике. Смотреть картинку Концентрация что это в экономике. Картинка про Концентрация что это в экономике. Фото Концентрация что это в экономике

лПЖЖЙГЙЕОФ мЕТОЕТБ РТЙОЙНБЕФ ЪОБЮЕОЙС ПФ ОХМС (ОБ ТЩОЛЕ УПЧЕТЫЕООПК ЛПОЛХТЕОГЙЙ) ДП ЕДЙОЙГЩ (ДМС ЮЙУФПК НПОПРПМЙЙ У ОХМЕЧЩНЙ РТЕДЕМШОЩНЙ ЙЪДЕТЦЛБНЙ). юЕН ЧЩЫЕ ЪОБЮЕОЙЕ ЙОДЕЛУБ, ФЕН ЧЩЫЕ НПОПРПМШОБС ЧМБУФШ Й ДБМШЫЕ ТЩОПЛ ПФ ЙДЕБМШОПЗП УПУФПСОЙС УПЧЕТЫЕООПК ЛПОЛХТЕОГЙЙ.

уТЕДОЙК ДМС ПФТБУМЙ ЙОДЕЛУ мЕТОЕТБ (ЛПЗДБ ЧЕУБНЙ УМХЦБФ ДПМЙ ЖЙТН ОБ ТЩОЛЕ) ВХДЕФ ЧЩЮЙУМСФШУС РП ЖПТНХМЕ:

Концентрация что это в экономике. Смотреть фото Концентрация что это в экономике. Смотреть картинку Концентрация что это в экономике. Картинка про Концентрация что это в экономике. Фото Концентрация что это в экономике

чЪБЙНПУЧСЪШ НЕЦДХ РПЛБЪБФЕМЕН ЛПОГЕОФТБГЙЙ (ЙОДЕЛУПН иЕТЖЙОДБМС-иЙТЫНБОБ) Й РПЛБЪБФЕМЕН НПОПРПМШОПК ЧМБУФЙ СЧМСЕФУС ЗМБЧОЩН ДПУФПЙОУФЧПН ЙОДЕЛУБ мЕТОЕТБ.

лПЬЖЖЙГЙЕОФ фПВЙОБ УЧСЪЩЧБЕФ ТЩОПЮОХА УФПЙНПУФШ ЖЙТНЩ (ЙЪНЕТСЕНПК ТЩОПЮОПК ГЕОПК ЕЕ БЛГЙК) У ЧПУУФБОПЧЙФЕМШОПК УФПЙНПУФША ЕЕ БЛФЙЧПЧ:

Концентрация что это в экономике. Смотреть фото Концентрация что это в экономике. Смотреть картинку Концентрация что это в экономике. Картинка про Концентрация что это в экономике. Фото Концентрация что это в экономике

еУМЙ ПГЕОЛБ БЛФЙЧПЧ ЖЙТНЩ ЖПОДПЧЩН ТЩОЛПН РТЕЧЩЫБЕФ ЙИ ЧПУУФБОПЧЙФЕМШОХА УФПЙНПУФШ (ЪОБЮЕОЙЕ ЛПЬЖЖЙГЙЕОФБ фПВЙОБ ВПМШЫЕ 1), ЬФП НПЦЕФ ТБУГЕОЙЧБФШУС ЛБЛ УЧЙДЕФЕМШУФЧП РПМХЮЕООПК ЙМЙ ПЦЙДБЕНПК РПМПЦЙФЕМШОПК ЬЛПОПНЙЮЕУЛПК РТЙВЩМЙ.

Источник

§1. Понятие «экономическая концентрация» и его содержание

Как правило, исследования в области антимонопольного контроля сделок экономической концентрации основаны на описании типов сделок, указанных в антимонопольном законе. 1 Однако представляется, что изучение явления не может строиться на том, как оно описано в законодательстве, поскольку закон лишь фиксирует результат эволюции правоотношений, он не объективная реальность, а ее отражение.

Поэтому для понимания правовых антимонопольных ограничений и их причин необходимо понимание экономических первопричин. Ответ на вопрос «почему регулируется?» позволит определить «что и как регулируется». И здесь опять придется обратиться к экономике.

Экономическую концентрацию можно определить как сосредоточение однотипных экономических благ или инструментов, при которой на небольшое число участников рынка приходится большая доля экономической деятельности, выражающейся в объеме совокупных продаж, активов и занятости.

Выделяют следующие виды экономической концентрации: [474] концентрация покупателей — показатель рынка, при которой большая процентная доля конкретной продукции приобретается сравнительно малым количеством покупателей.

концентрация собственности является мерилом того, насколько широк или узок круг лиц владеющих акциями компаний и их активами. Данный вид концентрации имеет частое применение при определении степени контроля над экономический активами корпораций, сосредоточенной в руках отдельных лиц;

концентрация управления — сосредоточенность функций управления, реализуемых по отношению к какому-либо объекту. Это одна из организационных характеристик структуры системы управления производством. В отличие от централизации управления, степень которой зависит от распределения функций управления по вертикали, концентрация управления определяется распределением функций управления между управляющими звеньями по горизонтали.

концентрация производства, или рыночная концентрация (также известная как концентрация продавцов), показывает относительное положение крупных предприятий как производителей или поставщиков определенных товаров и услуг, таких, как, например, автомобили или ипотечные ссуды. Теоретической основой измерения уровня конкуренции, производства или рыночной концентрации служит экономическая теория промышленного предприятия, содержащая постулат о том, что при прочих равных условиях высокие уровни рыночной концентрации свойственны компаниям.

Характерно, что высококонцентрированным с точки зрения производства и денежного капитала отраслям, как правило, свойственна также высокая степень концентрации управления и собственности.

Экономическую концентрацию в равной степени можно рассматривать как состояние и как процесс. В качестве процесса экономическая концентрация представляет собой рост размеров предприятий, объемов активов или сосредоточение управленческих функций, а также как рост капитала за счет различных средств. Экономическая концентрация как процесс имеет определенный уровень (насколько изменилась) и динамику (с какой скоростью изменилась). Уровень и динамика концентрации производства характеризуется системой показателей. Так, уровень концентрации производства в масштабах экономики измеряет относительное положение крупных предприятий в экономике. Этот показатель интересовал экономистов, социологов и, иногда, политологов главным образом в контексте теорий, относящихся к реальной (и потенциальной) экономической и политической власти, которой может пользоваться крупный бизнес в силу своего экономического положения. [475]

В экономической теории промышленной организации существуют различные показатели, или индексы, концентрации. Эти показатели применяются при описании рыночной структуры в качестве надежного показателя рыночной власти или конкуренции. Наиболее часто используемыми показателями являются:

— показатель концентрации удельный вес в процентах от общего объема промышленного производства (или любого подобного показателя

экономической деятельности, такого, как доход с продаж, занятость), приходящегося на определенное число крупных фирм.

— индекс Г ерфиндаля—Г иршмана (HHI): индекс учитывает общее число фирм, действующих в данной отрасли производства, и их распределение по величине. Он вычисляется как сумма квадратов относительных размеров всех фирм в данной отрасли.

Si — относительный объем производства (или другого показателя экономической деятельности, например, объема продаж или мощностей) фирмы i, а n — общее число фирм в данной отрасли.

В отрасли с одной фирмой (монополия) показатель HHI равен 1. При дуополии с двумя фирмами одинаковых размеров HHI равен:

HHI можно высчитать на базе 1 (см. выше), 1000 или 10 000. Этот индекс, например, используется в Положениях о слияниях, выпущенных антитрестовским отделом Министерства юстиции США, в качестве административного критерия для выявления слияний, которые могут потребовать дальнейшего расследования своего влияния на конкуренцию.

Для оценки концентрации используются следующие значения:

1. нормальная концентрация: CR3 [476]

Существуют и иные показатели концентрации, такие, как коэффициент Джини.

Коэффициент Джини представляет собой отношение площади, ограниченной фактической кривой Лоренца и кривой Лоренца для абсолютно равномерного распределения рыночных долей (так называемой «кривой абсолютного равенства») к площади треугольника, ограниченного кривой Лоренца для абсолютно равномерного распределения долей и осями абсцисс и ординат.

Чем выше индекс Джини, тем выше неравномерность распределения рыночных долей между продавцами, и следовательно, при прочих равных условиях выше концентрация на рынке. При использовании индекса Джини для характеристики концентрации продавцов следует учитывать два важных момента. Первый связан с концептуальным недостатком индекса. Он характеризует, как и показатель дисперсии логарифмов долей, уровень неравномерности распределения рыночных долей. Следовательно, для гипотетического конкурентного рынка, где 10 000 фирм делят между собой рынок на 10 000 равных долей и для рынка дуополии, где две фирмы делят рынок пополам, показатель Джини будет одним и тем же. Второй важный аспект связан со сложностью подсчета индекса Джини: для его определения необходимо знание долей всех фирм в отрасли, в том числе и мельчайших.

Индекс энтропии представляет собой показатель, обратный концентрации: чем выше его значение, тем ниже концентрация продавцов на рынке. Энтропия измеряет неупорядоченность распределения долей между фирмами рынка: чем выше показатель энтропии, тем ниже возможности продавцов влиять на рыночную цену.

Хотя нельзя не отметить, что исключительная направленность на обслуживание интересов «своего» холдинга сегодня встречается скорее в отношении среднего банковского бизнеса. Крупные игроки осознали все преимущества ритейла и стараются приближать точки своего присутствия к потребителю, т.е. расширяют его в крупных городах.

Факторы возникновения внутриотраслевой концентрации не во многом разнятся с факторами возникновения концентрации территориальной. Основное различие заключается в том, что в территориальной концентрации большую роль играют факторы локализации производства, в то время как отраслевая экономическая концентрация диктуется потребностями, связанными с защитой или расширением бизнеса и стабилизацией динамики его роста.

Российской Федерации ярким примером такой компании является ПАО «Газпром», в состав группы которого входят и финансовая организация КБ «Газпромбанк» и АО «Газпром медиа» и газосервисные предприятия, и строительные компании, и снабженческие организации, и т.д.

Межотраслевая концентрация обязана своему возникновению не только уже упомянутому эффекту масштаба, но и отчасти глобализации экономики, равно как и потребностью защиты бизнеса. Учитывая, что практически на любом национальном рынке определенную долю занимают импортеры, национальное предприятие логично стремится минимизировать издержки, связанные с увеличением количества конкурентов «вне зоны досягаемости», разнообразив свою продукцию, а также упрочив позиции путем создания вертикально интегрированного предприятия. С помощью диверсификации предприятие выходит на качественно иной уровень: используя трансфертные цены, оно минимизирует издержки, одновременно создавая некую «страховку» на случай прекращения осуществления первоначального вида деятельности. Диверсификация может быть связана с увеличением выпуска основной продукции, а также с организацией новых видов производства, проникновением в другие отрасли и сферы производства.

Анализируя антимонопольное законодательство американские исследователи пришли к универсальному выводу о том, что антимонопольный анализ, основанный только на правовых инструментах, является неполным, без экономического анализа, использование же только экономических инструментов не позволит достигнуть цели закона. 1 Обратимся к законодательным определениям экономической концентрации в антимонопольном контексте. [478] [479]

Источник

Экономическая концентрация

Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ (ред. от 28.07.2012) «О защите конкуренции»

Источник:

» Соглашение о единых принципах и правилах конкуренции»

(Вместе с «Перечнем товаров, в отношении которых не применяются положения статьи 17. «)

(Заключено в г. Москве 09.12.2010)

Смотреть что такое «Экономическая концентрация» в других словарях:

КОНЦЕНТРАЦИЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ — ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КОНЦЕНТРАЦИЯ … Юридическая энциклопедия

Концентрация социалистического производства — планомерный процесс сосредоточения производства в крупнейших производственных звеньях. Материально технической основой концентрации выступают технический прогресс, повышение мощности агрегатов, организация крупного механизированного и… … Большая советская энциклопедия

Новая экономическая география — (НЭГ) вид экономического анализа, целью которого является объяснение пространственной структуры хозяйства путём создания моделей, где в условиях несовершенного рынка имеет место возрастающая отдача[1]. Развитие НЭГ было результатом вспышки… … Википедия

РОКФЕЛЛЕРЫ — (Rockefellers) финанс. группа США, одна из крупнейших в истории монополий. Ее основатель Джон Дейвисон Р. (1839 1937), учредивший в 1870 нефтяную фирму Стандард ойл с капиталом 1 млн. долл., к рая в 1879 стала 1 м в США трестом. С 1911 трестом… … Советская историческая энциклопедия

Мэйсон, Эдвард — Эдвард Сейджендорф Мэйсон (англ. Edward Sagendorph Mason; 1899, Клинтон, шт. Айова 29 февраля 1992) американский экономист. Учился в Канзасском университете. Долгое время работал в Гарварде. Президент Американской экономической ассоциации… … Википедия

Мэйсон Э. — Эдвард Сейджендорф Мэйсон (англ. Edward Sagendorph Mason; 1899, Клинтон, шт. Айова 29 февраля 1992) американский экономист. Учился в Канзасском университете. Долгое время работал в Гарварде. Президент Американской экономической ассоциации… … Википедия

Мэйсон Эдвард — Эдвард Сейджендорф Мэйсон (англ. Edward Sagendorph Mason; 1899, Клинтон, шт. Айова 29 февраля 1992) американский экономист. Учился в Канзасском университете. Долгое время работал в Гарварде. Президент Американской экономической ассоциации… … Википедия

Эдвард Мэйсон — Эдвард Сейджендорф Мэйсон (англ. Edward Sagendorph Mason; 1899, Клинтон, шт. Айова 29 февраля 1992) американский экономист. Учился в Канзасском университете. Долгое время работал в Гарварде. Президент Американской экономической ассоциации… … Википедия

Мейсон, Эдвард — Мэйсон, Эдвард Edward Sagendorph Mason Дата рождения: 1899 год(1899) Место рождения: Клинтон Дата смерти: 29 февраля 1992 … Википедия

Мировая экономика — (World Economy) Мировая экономика это совокупность национальных хозяйств, объединенных различными видами связей Становление и этапы развития мировой экономики, ее структура и формы, мировой экономический кризис и тенденции дальнейшего развития… … Энциклопедия инвестора

Источник

Экономическая концентрация: понятие и виды

Концентрация что это в экономике. Смотреть фото Концентрация что это в экономике. Смотреть картинку Концентрация что это в экономике. Картинка про Концентрация что это в экономике. Фото Концентрация что это в экономике

В соответствии с Законом о защите конкуренции (ЗоЗК) в нашей стране под экономической концентрацией понимаются сделки или другие действия в сфере бизнеса, которые оказывают прямое влияние на состояние конкуренции в данной сфере.

Если принять за данность, что любые сделки или деятельность компаний может оказать влияние на рынок, то тем более важно точно определить содержание и перечень конкретных сделок, которые подпадают под действие антимонопольного законодательства и являются предметом контроля.

Договоримся о терминах

В европейском юридическом пространстве теория конкурентного права использует подобный термин, а в американском (в частности, антитрестовском законодательстве) используется понятие, приближенное к понятию экономической концентрации, но больше ориентированное на случаи «слияния» бизнеса и компаний.

В свою очередь российский термин охватывает более широкий круг деятельности предприятий: сделки консолидации и слияния, влияющие на конкуренцию и, соответственно, подпадающие под контроль закона о конкуренции.

Почему так важно понимать, какие критерии определяют понятие экономической концентрации в законодательстве разных стран?

В связи с тем, что влияние степени развития рыночных факторов в разных странах различно и, несмотря на унификацию экономических законов, развитие и роль ЭК неоднородна. Не всегда понятие имеет отрицательное значение, поэтому и правовое поле, регулирующее объединение и взаимодействие участников рынка, различно.

Концентрация что это в экономике. Смотреть фото Концентрация что это в экономике. Смотреть картинку Концентрация что это в экономике. Картинка про Концентрация что это в экономике. Фото Концентрация что это в экономике

В странах ЕЭС

В европейских странах традиционно слияние и укрупнение бизнеса регламентируется временными рамками в отношении взаимодействия и контроля.

Под экономической концентрацией здесь понимается усиление или ослабление контроля в длительном периоде или на долгосрочной основе, обусловленное:

Важным фактором является показатель долгосрочности, длительный период времени в срезе которого проводится контроль над экономической концентрацией. Однако под внимание проверяющих органов не попадают сделки, связанные с приобретением пакетов акций с целью перепродажи, которые осуществляют хозяйствующие финансовые или кредитные организации.

Также исключение составляет передача полномочий одного юридического лица другому в связи с процедурой банкротства или ликвидации.

За океаном

В отличие от европейского рынка, в США государственный контроль за экономической концентрацией осуществляется «мягко», так как на практике юридическое понятие термина не применяется.

Это регулирование касается в основном действий финансовых и кредитных организаций, их относительном влиянии на приобретение мажоритарных бумаг и активов.

Контроль над состоянием конкуренции регулируется актом Харта-Скотта-Родино и актом Клейна. Зачастую законодательство страны трактует термин более широко, подразумевая под «слиянием» два различных взаимодействия бизнес-структур: как приобретение, так и слияние.

Концентрация что это в экономике. Смотреть фото Концентрация что это в экономике. Смотреть картинку Концентрация что это в экономике. Картинка про Концентрация что это в экономике. Фото Концентрация что это в экономике

В России

В российском законодательстве сделки экономической концентрации понимаются более конкретно, целенаправленно и трактуются с точки зрения «родового понятия».

Под слиянием организаций в российском правовом поле понимается присоединение одного юридического лица или хозяйствующего субъекта к другому на основании передаточных актов.

Концентрация что это в экономике. Смотреть фото Концентрация что это в экономике. Смотреть картинку Концентрация что это в экономике. Картинка про Концентрация что это в экономике. Фото Концентрация что это в экономике

В эпоху кризисов наиболее остро стоит вопрос о том, что считать экономической концентрацией, как она влияет на конкуренцию между различными субъектами или участниками рынка. ЗоЗК и антимонопольные регламенты регулируют особенности правовых норм контроля.

Достаточно сказать, что многие сделки как виды экономической концентрации (слияния или реорганизации бизнеса) в нашей стране невозможны без предварительного согласования и получения разрешительных документов у антимонопольного органа.

Установлены перечни условий и особенностей для осуществления контроля за отдельными категориями хозяйствующих структур, прежде всего эти особенности касаются бизнеса финансовой сферы.

Контроль за экономической концентрацией финансовых организаций

Существует ряд условий для осуществления сделок с участием финансовых организаций, при которых требуется предварительное согласие антимонопольного органа.

Эти признаки условно разделяют на две основные группы:

Причем регулируется система определения признаков экономической концентрации нормативными актами Правительства РФ: для каждой категории финансовых структур и организаций устанавливаются свои условия, в зависимости от особенностей рынков финансовых услуг.

Концентрация что это в экономике. Смотреть фото Концентрация что это в экономике. Смотреть картинку Концентрация что это в экономике. Картинка про Концентрация что это в экономике. Фото Концентрация что это в экономике

Предельные или пороговые значения стоимости активов

Существует понятие пороговых значений стоимости активов финансовых организаций. Суммарная стоимость активов и определяет обязанность обращения организаций для согласований с антимонопольным органом различного рода присоединений и слияний одной организации с другой.

Обязательно получение разрешительных документов, если согласно последним балансам суммарная стоимость активов превышает следующие значения:

При этом под размером балансовой стоимости активов понимается та, которая актуальна на день обращения организации в антимонопольный орган.

Концентрация что это в экономике. Смотреть фото Концентрация что это в экономике. Смотреть картинку Концентрация что это в экономике. Картинка про Концентрация что это в экономике. Фото Концентрация что это в экономике

Сделки и конкуренция

Определены пороговые значения и в отношении деятельности, проводимой финансовыми организациями с акциями и активами.

Так, например, экономическая концентрация и антимонопольное право взаимодействуют при осуществлении различных сделок, совершаемых между хозяйствующими субъектами на территории РФ в следующих случаях.

Концентрация что это в экономике. Смотреть фото Концентрация что это в экономике. Смотреть картинку Концентрация что это в экономике. Картинка про Концентрация что это в экономике. Фото Концентрация что это в экономике

Возможности развития регулирования экономической концентрации

За последнее время в финансовой сфере страны усиливается процесс слияний и поглощений, в связи с чем меняется и содержание понятий, подпадающих под воздействие антимонопольного регулирования.

Увеличилось количество критериев, наполняющих термин «экономическая концентрация», хотя «Закон о защите конкуренции» пока остается без особых изменений.

Эти критерии можно определить как:

Концентрация что это в экономике. Смотреть фото Концентрация что это в экономике. Смотреть картинку Концентрация что это в экономике. Картинка про Концентрация что это в экономике. Фото Концентрация что это в экономике

Зачастую экономическая концентрация сдерживает недобросовестную конкуренцию, способствует развитию новых отраслей народного хозяйства, но часто и наносит непоправимый вред многим хозяйствующим субъектам, особенно если речь идет о сговорах и тайных сделках.

Для более широкого охвата всего спектра рассматриваемого понятия вполне могут потребоваться дополнительные антимонопольные зонды.

Например, такие как создание новых коммуникационных отраслей с целью совершенствования антимонопольного законодательства. Разделение уровней проверок, в зависимости от отрасли народного хозяйства, где может наблюдаться усиление или ослабление процесса экономической концентрации.

Источник

Концентрация рынка и ее оценка

Концентрация что это в экономике. Смотреть фото Концентрация что это в экономике. Смотреть картинку Концентрация что это в экономике. Картинка про Концентрация что это в экономике. Фото Концентрация что это в экономике Концентрация что это в экономике. Смотреть фото Концентрация что это в экономике. Смотреть картинку Концентрация что это в экономике. Картинка про Концентрация что это в экономике. Фото Концентрация что это в экономике Концентрация что это в экономике. Смотреть фото Концентрация что это в экономике. Смотреть картинку Концентрация что это в экономике. Картинка про Концентрация что это в экономике. Фото Концентрация что это в экономике Концентрация что это в экономике. Смотреть фото Концентрация что это в экономике. Смотреть картинку Концентрация что это в экономике. Картинка про Концентрация что это в экономике. Фото Концентрация что это в экономике

Концентрация что это в экономике. Смотреть фото Концентрация что это в экономике. Смотреть картинку Концентрация что это в экономике. Картинка про Концентрация что это в экономике. Фото Концентрация что это в экономике

Концентрация что это в экономике. Смотреть фото Концентрация что это в экономике. Смотреть картинку Концентрация что это в экономике. Картинка про Концентрация что это в экономике. Фото Концентрация что это в экономике

В развитой рыночной экономике выделяют два вида группирования фирм:

) предпринимательское группирование ряда мелких и средних фирм вокруг крупной;

) олигополистическое группирование, представляющее собой объединение крупных фирм олигополистов.

Предпринимательские группы образовываются путем установления имущественных и контрактных отношений между крупной фирмой олигополистического типа и мелкими и средними компаниями. Интеграция предприятий в рамках такого образования может быть вертикальной или горизонтальной.

Вертикальная интеграция встречается чаще и происходит при объединении фирм, находящихся на разных стадиях некоторого единого технологического процесса. По сути, она представляет собой межотраслевую концентрацию и централизацию производства. Вертикальная интеграция позволяет снизить издержки, поскольку продукт переходит из одной стадии воспроизводства в другую, минуя рынок: расчет между подразделениями ведется не по рыночным, а по трансфертным, более низким ценам.

Горизонтальная интеграция наблюдается при объединении фирм, выпускающих однотипную продукцию или осуществляющих одинаковую стадию технологического процесса. Горизонтальную интеграцию можно охарактеризовать как внутриотраслевую концентрацию и централизацию производства. Подобные объединения дают экономию за счет масштаба производства и управления.

Целью создания предпринимательских групп является осуществление более эффективного контроля над производством и сбытом продукции из единого центра. Однако экономическая теория и практика свидетельствуют о том, что превышение оптимального размера предприятия ведет к значительным экономическим потерям. В связи с этим многие крупные компании в последние десятилетия постоянно увеличивали долю внешних поставщиков, что предотвращало появление отрицательного эффекта масштаба, сокращало издержки по адаптации к научно-техническому прогрессу. Вместе с тем развитие сети поставщиков усиливает ненадежность поставок и увеличивает вероятность ухудшения качества. Организация предпринимательской группы во многом способствует преодолению этих недостатков. Основными путями образования предпринимательских групп являются:

) деление фирмы на несколько самостоятельных компаний;

) отделение какого-либо подразделения от материнской компании;

) объединения фирм, во главе которых становится финансирующий и координирующий их деятельность банк;

) контракты об управлении, трансферте технологии, долгосрочной закупке товаров;

) слияние и поглощение компаний.

Формально слияние отличается от поглощения, хотя на практике их не всегда легко отделить одно от другого.

Слияние представляет собой совместный договор руководства компаний об объединении, как правило, путем замены акций сливающихся компаний на новые акции единого образца.

Поглощение предполагает приобретение одной фирмой другой посредством покупки контрольного пакета акций поглощаемой компании.

Объединение крупных фирм олигополистического типа основывается на принципах сотрудничества и конкуренций и исключает возможность централизованного регулирования производства и обращения. Координация действий таких объединений проводится с целью ограничения конкуренции, обеспечение надежности поставок и сбыта, объединения ресурсов и др.

Если слияние и поглощение представляют собой формы процесса централизации капитала, то концентрация производства предполагает изменение его масштабов.

Выделяют три основные формы изменения масштабов производства: интеграцию, диверсификацию и конгломерацию.

Интеграция представляет собой объединение на базе горизонтальной или вертикальной интеграции.

Конгломерация означает объединение под единым финансовым руководством фирм, не имеющих производственных связей и принадлежащих к различным сферам экономики. Формирование конгломератов происходит путем слияний и поглощений.

Концентрация что это в экономике. Смотреть фото Концентрация что это в экономике. Смотреть картинку Концентрация что это в экономике. Картинка про Концентрация что это в экономике. Фото Концентрация что это в экономике

Основной целью образования конгломерата может быть рассредоточение риска путем распределения капитала по отраслям; освоение новых рынков, образующихся «на стыке» прежних видов производства; наиболее эффективное использование достижений науки и техники при применении их одновременно в разных областях. Основной организационной формой такие объединения является концерн.

Существование процессов диверсификации и конгломерации во многом объясняется наличием монопольных барьеров, препятствующих проникновению в отдельные сферы рынков, а также антитрестовское законодательство, запрещающее слияние горизонтального и вертикального типа.

Для оценки рыночной концентрации и степени контроля рынка крупными фирмами используется несколько методов:

) Определение размера чистых прибылей, получаемых фирмами и отраслями, так как предполагается, что норма или масса прибыли в отрасли напрямую зависят от степени рыночной концентрации. Недостатки этого метода связаны с ненадежностью статистики прибылей, завышением фирмами издержек, применением различных схем амортизации и списания убытков.

) В связи с тем что монополистическая власть и концентрация могут приводить к ценам, превышающим предельные и средние издержки производства, одним из возможных методов ее оценки является определение степени превышения рыночными Ценами предельных или средних издержек. В этих целях рассчитывается индекс Лернера, позволяющий определить отношение разности между ценой и издержками к цене.

Структура и функции рынка

По своей структуре рынок представляет собой такой способ связи или отношений между производителями и потребителями, при котором обмен товаров происходит с помощью денег, и, следовательно, регулятором экономических отношений выступают здесь цены. Хотя обмен товаров происходил во всех прежних укладах, но господствующее положение рынок приобрел в капиталистическом обществе, поскольку здесь товаром становится также рабочая сила, продаваемая на рынке труда.

В рыночном хозяйстве все имеет свою цену. Продавая продукт своего труда, вы получаете за него деньги, на которые покупаете нужные товары. При этом цены на рынке устанавливаются в зависимости от спроса и предложения. Когда спрос на товар возрастает, рынок немедленно на это реагирует повышением цену. Таким образом, покупатель (Своими деньгами как бы «голосует» за увеличение производства нужного ему товара). Производитель, получая этот сигнал на рынке, стремится удовлетворить возросший спрос, поскольку это принесет ему дополнительный доход. Если товара на рынке оказывается слишком много, то цены на него падают, и это заставляет производителей уменьшить его выпуск. Таким путем достигается координация поведения производителей и потребителей, которая не требует никаких разрешений и директив от какого-либо планирующего или руководящего центра.

Создается впечатление, что рыночный механизм функционирует почти автоматически, хотя на самом деле регулирование здесь осуществляется путем проб и ошибок. Производителю трудно сразу определить точно спрос, несмотря на всевозможные способы изучения конъюнктуры рынка. Поэтому, если его расчет оказывается неверным, то ошибка исправляется рынком: при дефиците цена на товары повышается, при перепроизводстве, напротив, падает. Такая корректировка приводит к установлению равновесной, стабильной цены. Однако она не остается неизменной на протяжении длительного времени, поскольку с изменением конъюнктуры на рынке достигнутое равновесие сменяется неравновесием, которое в свою очередь приводит к новому равновесию, и такого рода циклы постоянно повторяются.

Говоря о рыночном регулировании, мы имеем в виду идеализированный рынок, в котором господствует свободная конкуренция. Для краткости будем называть его конкурентным рынком. Создатели классической экономической теории, начиная от Адама Смита и кончая Джоном Стюартом Миллем, ориентировались именно на такой рынок, ибо в то время монополии не могли еще оказывать решающего влияния на установление цен на рынках.

Теперь рассмотрим, как функционирует рынок и чем он отличается от других форм организации экономической деятельности. Для этого выберем простейшую модель его структуры, в которой не учитываются внешнеэкономическая торговля и финансовая деятельность, а анализируется лишь взаимодействие между производством и потребителем. Поскольку производство существует для потребителей, то именно спрос определяет объем производства и потребительские качества товаров. Нередко поэтому говорят, что на рынке приоритет принадлежит потребителю, хотя предложение также влияет на спрос, но именно последний служит исходной основой и движущей силой для развития производства.

Рассмотрим теперь, каким образом удовлетворяется спрос в рыночной экономике, а для сравнения покажем, как это осуществляется в знакомой нам плановой экономике.

Перед экономикой любой страны, стоит главная задача: учитывая ограниченный запас ресурсов, необходимо их распределить так, чтобы получить наилучший результат.

В этих целях надо: разработать производственную программу, т.е. решить, какие виды товаров нужно произвести; распределить ресурсы между производителями; после того, как товары будут произведены, их следует распределить наиболее целесообразным образом между потребителями.

В плановой экономике эти задачи решаются с помощью директив, принятых «наверху». Для этого составляется государственный план, где предусматривается, какие товары и услуги следует произвести в предстоящей пятилетке. Соответственно плану распределяются ресурсы между предприятиями, планируются взаимные поставки комплектующих изделий и материалов, необходимых для выпуска запланированных товаров. Директивами «сверху» предусматривается также распределение товаров между потребителями. На первый взгляд такое централизованное планирование и управление хозяйством имеет безусловные преимущества перед свободным рынком, где эти задачи решаются с помощью механизма цен. Бесспорно, что при отсутствии какого-либо планирования в условиях рынка могут возникнуть диспропорции. Поэтому критики рыночной экономики нередко заявляют, что она приводит к хаосу и дезорганизации хозяйственной жизни. Именно для ликвидации подобного рода негативных последствий во всех социалистических теориях выдвигается централизованное управление и планирование со стороны государства.

Возникает вопрос: может ли такое планирование учесть все запросы и интересы потребителей?

Во-первых, планировать все и вся принципиально невозможно хотя бы потому, что небольшая часть людей, занятых планированием, не в состоянии охватить огромное многообразие запросов, требований, вкусов, интересов и других мотивов поведения людей.

Во-вторых, планирование потребности людей в новых товарах, изменения их спроса оказывается чрезвычайно сложным и дорогостоящим делом,* Поясним это на конкретном примере.

Допустим, у населения возник спрос на новые холодильники. Для его удовлетворения плановые органы должны выделить необходимые ресурсы, распределить их между предприятиями, что потребует сокращения выпуска других товаров, а тем самым изменения межотраслевого баланса. Это означает, что где-то придется уменьшить количество металлического листа или увеличить его производство, что в свою очередь потребует увеличения добычи железной руды, угля для производства металла и т.д. Чтобы учесть все количественные связи между разными ресурсами для производства товара, необходимо составить большое количество уравнений. Поскольку промышленность производит значительное количество товаров, то составление межотраслевого баланса потребует решения огромного числа уравнений, не говоря уже о трудности получения необходимой для их решения информации. С такими задачами не может справиться никакой современный компьютер.

В-третьих, административное управление хозяйством опирается на централизованные поставки, поэтому любая неувязка со снабжением отразится на всей цепочке хозяйственных связей. Отсюда возникает неуверенность в будущем, и, как следствие, появляются сверхнормативные запасы сырья и материалов, которые могут потребоваться в другом месте.

Теперь рассмотрим, как справляется рыночный механизм с тремя основными экономическими задачами: что производить, как производить и для кого производить.

Таким образом, ценовой механизм через спрос регулирует производство. Именно цена диктует производителям, какие товары в настоящее время следует выпускать и в каком количестве. Поскольку производители конкурируют друг с другом, то рынок может быть перенасыщен какими-то товарами, хотя по Другим может возникнуть дефицит. Но здесь снова вступает в действие механизм цен, ибо с падением спроса на товар цена на него падает, что заставляет производителей сокращать его выпуск. Очевидно, что с помощью механизма цен рынок реагирует и координирует производство и оплаченный спрос, а отнюдь не производство и потребление. Ведь потребление ничем не ограничено, а возможности производства всегда ограничены как имеющимися ресурсами, так и существующим оборудованием, инструментами и т.п. Ясно также, что хотя производители товаров не согласовывают свои действия и даже противодействуют друг другу в ходе конкуренции, тем не менее механизм рынка заставляет их служить общей цели, учитывает и корректирует их стремление и интересы. Не зря поэтому функционирование рыночного механизма уподобляют работе гигантского компьютера, но, в отличие от последнего, он без всяких программ и математического обеспечения регулирует экономические отношения между огромным числом производителей и потребителей, продавцов и покупателей. Надежность рыночного механизма, его способность к коррекции и координации действий продавцов и покупателей подтверждена многовековой практикой, в процессе которой он возник и совершенствовался.

Что касается социальной справедливости, то она наилучшим образом может быть достигнута государством и органами его управления. Налагая определенные обязательства на граждан в виде налогов, повышая налоги на высокие доходы, государство в состоянии уменьшить разрыв между доходами различных групп населения и тем самым способствовать утверждению социальной справедливости. Рынок же ориентирован прежде всего на рациональную организацию хозяйства, оптимальное использование ограниченных ресурсов общества путем создания стимулов для умелых и инициативных работников, которые могут обеспечить победу в конкурентной борьбе.

В верхней части схемы показано, что спрос на потребительские товары находит удовлетворение со стороны промышленности, реализуемое через торговлю. Цены на товары определяются издержками производства. В нижней части схемы видно, как возникают цены на ресурсы или факторы производства (заработная плата, рента, процент). Эти факторы общество предлагает промышленности в виде труда, земли и товаров производственного назначения. Такая схема, приводимая в большинстве учебников по рыночной экономике, является самой простейшей, ибо она не рассматривает финансовые и внешнеэкономические рынки.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *