Концепция э эриксона предполагает что конфликт это источник

Концепция э эриксона предполагает что конфликт это источник

Наиболее отличной от позиции Фрейда в отношении к конфликтам является концепция Э.Эриксона. Пессимистически окрашенному психоаналитическому представлению о человеке, раздираемом противоречиями и конфликтами, Эриксон противопоставляет идею, что «каждый личный и социальный кризис представляет собой своего рода вызов, приводящий индивидуума к личностному росту и преодолению жизненных препятствий», а знание того, как человек справляется со значимыми жизненными проблемами, составляет «единственный ключ к пониманию его жизни» (Хьелл, Зиглер, 1997, с. 218).
Эриксон выделяет в общем жизненном цикле восемь психосоциальных стадий (табл. 2.1). Каждая из этих стадий развития сопровождается кризисом, который Эриксон рассматривает как поворотный момент, возникающий вследствие достижения определенного уровня психологической зрелости и предъявляемых к индивиду социальных требований. Это означает, что на каждом возрастном этапе возникает своя специфическая, требующая решения проблема. Успешное разрешение кризиса является залогом дальнейшего развития здоровой личности и необходимым фактором эффективного проживания последующих стадий.

Признание и критика

Вена 1910 года была местом, наглядно иллюстрирующим три формы материализма, которые в наш век бесспорно владели миром: экономический материализм Маркса, психологический материализм Фрейда и технологический материализм парового двигателя, аэроплана и атомной бомбы.
Дж. Морено

Ситуационные подходы: исследование конфликта как реакции на внешнюю ситуацию

Конфликт как форма агрессивного ответа на внешнюю ситуацию

Исследования М. Дойча: конфликт как форма ответа на конкурентную ситуацию

Закон социальных отношений М. Дойча
Характерные процессы и эффекты, вызванные данным типом социального отношения, имеют тенденцию вызывать этот тип социального отношения.

Источник

Э. Эриксон: новый взгляд на конфликты

Концепция э эриксона предполагает что конфликт это источник. Смотреть фото Концепция э эриксона предполагает что конфликт это источник. Смотреть картинку Концепция э эриксона предполагает что конфликт это источник. Картинка про Концепция э эриксона предполагает что конфликт это источник. Фото Концепция э эриксона предполагает что конфликт это источник Концепция э эриксона предполагает что конфликт это источник. Смотреть фото Концепция э эриксона предполагает что конфликт это источник. Смотреть картинку Концепция э эриксона предполагает что конфликт это источник. Картинка про Концепция э эриксона предполагает что конфликт это источник. Фото Концепция э эриксона предполагает что конфликт это источник Концепция э эриксона предполагает что конфликт это источник. Смотреть фото Концепция э эриксона предполагает что конфликт это источник. Смотреть картинку Концепция э эриксона предполагает что конфликт это источник. Картинка про Концепция э эриксона предполагает что конфликт это источник. Фото Концепция э эриксона предполагает что конфликт это источник Концепция э эриксона предполагает что конфликт это источник. Смотреть фото Концепция э эриксона предполагает что конфликт это источник. Смотреть картинку Концепция э эриксона предполагает что конфликт это источник. Картинка про Концепция э эриксона предполагает что конфликт это источник. Фото Концепция э эриксона предполагает что конфликт это источник

Концепция э эриксона предполагает что конфликт это источник. Смотреть фото Концепция э эриксона предполагает что конфликт это источник. Смотреть картинку Концепция э эриксона предполагает что конфликт это источник. Картинка про Концепция э эриксона предполагает что конфликт это источник. Фото Концепция э эриксона предполагает что конфликт это источник

Концепция э эриксона предполагает что конфликт это источник. Смотреть фото Концепция э эриксона предполагает что конфликт это источник. Смотреть картинку Концепция э эриксона предполагает что конфликт это источник. Картинка про Концепция э эриксона предполагает что конфликт это источник. Фото Концепция э эриксона предполагает что конфликт это источник

Наиболее принципиально отличной от позиции Фрейда в отношении к конфлик­там является концепция Э. Эриксона. Пессимистически окрашенному психоанали­тическому представлению о человеке, раздираемом противоречиями и конфликта­ми, Эриксон противопоставляет идею, что «каждый личный и социальный кризис представляет собой своего рода вызов, приводящий индивидуума к личностному ро­сту и преодолению жизненных препятствий», а знание того, как человек справляет­ся со значимыми жизненными проблемами, составляет «единственный ключ к пони­манию его жизни» (Хьелл, Зиглер, 1997, с. 218).

Эриксон выделяет в общем жизненном цикле восемь психосоциальных стадий. Каждая из этих стадий развития сопровождается кризисом, который Эриксон рас­сматривает как поворотный момент, возникающий вследствие достижения опреде­ленного уровня психологической зрелости и предъявляемых к индивиду соци-

Восемь стадий психосоциального развития.

альных требований. Это означает, что на каждом возрастном этапе возникает своя специфическая, требующая решения проблема. Успешное разрешение кризиса яв­ляется залогом дальнейшего развития здоровой личности и необходимым фактором эффективного проживания последующих стадий.

Конфликты играют важнейшую роль в теории Эриксона, но они означают пне угрозу катастрофы, а поворотный пункт и тем самым онтогенетический источник как силы, так и недостаточной адаптации» (там же, с. 219). Кризис у Эриксона со­держит и позитивный, и негативный компонент, и вопрос заключается не в избега­нии конфликтов, а в адекватном, конструктивном разрешении кризисов, что впол­не соответствует современному общегуманитарному отношению к конфликтам. Таким образом, тема конфликта приобретает иное звучание, конфликты начинают нести позитивный заряд и становятся важнейшими моментами развития.

Источник

КОНЦЕПЦИЯ Э. ЭРИКСОНА

Основное содержание социогенетического подхода наиболее ярко представлено в концепции Э. Эриксона. В ней каждая стадия развития определяется той кризисной ситуацией, которая должна быть разрешена с целью дальнейшего беспрепятственного процесса развития.

Так, основной задачей первой стадии является установление доверия ребенка к внешнему миру; наличие чувства доверия является основой формирования положительного самоощущения. Ребенок при этом узнает, может ли он положиться на взрослых, способны ли они заботиться о нем, любить его, поддерживать позитивные эмоции. Если этого нет, ребенок не сможет овладевать новыми видами деятельности. Если же ребенок испытывает положительные ощущения, то мир выступает для него непротиворечивым и предсказуемым. Длится этот период от рождения до 1 года.

Задача второй стадии — дать ребенку почувствовать себя самостоятельным. Для этой стадии характерно противоречие между продолжающейся зависимостью ребенка и развивающейся у него автономией. Ребенок начинает осознавать себя активно действующим существом. Он постепенно переходит от состояния полной зависимости от взрослых к относительной самостоятельности. Если же ребенок сталкивается с неодобрением своего поведения, запретами, негативным к нему отношением, у него появляются сомнения в самой возможности что-либо сделать самостоятельно. Продолжительность этой стадии от 1 года до 3 лет.

Третья стадия начинается с разворачивания конфликта между инициативой и чувством вины. У ребенка в начале этой стадии появляются первые представления о том, каким человеком он может стать. В связи с этим он ставит перед собой определенные задачи и пытается их решить. Для третьей стадии характерна энергичная и настойчивая познавательная деятельность.

Четвертая стадия приходится на первые школьные годы (6-12 лет). На этой стадии ребенок психологически готов к освоению действий, которые выполняют родители, но для того, чтобы получить физическую возможность выполнять их самому, он должен трудиться. Таким образом, на этом этапе ребенок осуществляет разнообразную продуктивную деятельность, в результате которой у него складывается чувство трудолюбия и способность к самовыражению. Если у него постоянно что-то не получается, то уверенность в себе падает, развивается чувство неполноценности.

Основная трудность пятой стадии состоит в конфликте между формирующимся чувством идентичности и ролевой неопределенностью. Главная задача подросткового периода, на который приходится эта стадия,— поиск ответа на вопросы «Кто я?» и «Каков мой дальнейший путь?». Опасность, которой должен избежать подросток,— это размывание чувства «Я».

При этом подросток может избегать слишком тесных межличностных контактов, оказаться неспособным строить планы на будущее или найти в себе силы и сосредоточиться на чем-либо, а может с головой уйти в работу, пренебрегая всем остальным. Сформировать идентичность — значит научиться верно идентифицировать себя с взрослыми. Возрастные границы от 13 до 18 лет.

Основным конфликтом шестой стадии развития, приходящейся на период ранней взрослости, Э. Эриксон считал конфликт между близостью и изоляцией. При этом под близостью понимается не только и даже не столько сексуальная близость. Близость по Эриксону — это способность человека отдать часть себя другому человеку, не боясь потерять при этом собственную идентичность, то есть не боясь потерять свое «Я», растворить его в «Я» другого человека.

Задача седьмой стадии — в развитии у себя целеустремленности, которая делает жизнь продуктивной. Это возможно при условии удачного разрешения предыдущих конфликтов. Целеустремленный человек способен бесконфликтно направлять свою энергию на решение социальных проблем, он может уделять больше внимания и оказывать помощь другим людям. Неудачи при разрешении предыдущих конфликтов могут приводить к излишней поглощенности самим собой, сосредоточению на непременном удовлетворении своих личных психологических потребностей, что, безусловно, ведет к регрессу в развитии личности.

На заключительном этапе своей жизни люди обычно ретроспективно просматривают свою жизнь, по-новому оценивают ее. Человек испытывает удовлетворение, если, по его мнению, она была наполнена смыслом. Он принимает свою жизнь, полагая, что она была прожита не зря, что ему удалось полностью реализовать себя. Или наоборот, он отвергает ее, у него возникает чувство отчаяния оттого, что жизнь кажется ему чередой упущенных возможностей и напрасной траты сил.

Источник

Теория Э.Эриксона и возможности ее использования для решения проблем современного общества

Концепция э эриксона предполагает что конфликт это источник. Смотреть фото Концепция э эриксона предполагает что конфликт это источник. Смотреть картинку Концепция э эриксона предполагает что конфликт это источник. Картинка про Концепция э эриксона предполагает что конфликт это источник. Фото Концепция э эриксона предполагает что конфликт это источник

К сожалению, проблема модели завтрашнего дня обостряется на фоне политических, экономических и концептуальных противоречий современности, обоснованно или нет, приобретает черты противостояния, превращается в лабиринт Минотавра. Но неправильно было бы полагать, что эти вопросы встали перед человечеством только сегодня. Они волнуют человека с тех самых пор, когда он осознал всю полноту своей ответственности за происходящее.

Целые институты работают сегодня, для того, чтобы предсказать, а еще в большей степени смоделировать будущее человечества. Но результаты их трудов мы не увидим на книжных полках в виде справочников и инструкций, и вряд ли кто-то прочитает лекции о том, какие параметры будет иметь общество завтрашнего дня, хотя практика повседневной жизни будет отвечать именно этим, разработанным в мозговых центрах концепциям развития. В таких условиях возможны два варианта. Первый, это когда каждый человек полностью доверяет предлагаемым моделям, предполагая, что в своих разработках теоретики ни на шаг не отошли от принципов гуманизма. Второй вариант возникает, когда практика повседневности вызывает серьезные опасения, и люди ищут способ независимым образом оценить предполагаемый результат воплощения тех моделей, которым эта практика соответствует.
И здесь нам никуда не уйти от исторической актуальности. Практика западной жизни все больше настораживает не только наших соотечественников, но и многих людей на Западе. Давайте вспомним многомиллионные митинги протеста во Франции против однополых браков и усыновлений в гомосексуальные семьи, митинги в Германии против ювенальной юстиции, выступления общественности против публичного расчленения животных в скандинавских странах.
Подобные выступления знаменуют собой то, что предлагаемые модели уже вызвали сомнения в широких массах людей. И что эти модели нужно серьезно проанализировать и вынести окончательный вердикт. К сожалению на Западе ситуация зашла уже слишком далеко и попытки сопротивления носят диффузный и спорадический характер. Для России взвешенный подход к западным моделям просто необходим, потому что новая западная система ценностей приходит в явное противоречие с традиционной системой ценностей в нашей стране.
И здесь встает очень серьезный вопрос. А каким образом проводить оценку? Ведь кажется, что все, что нам предлагают уже много раз перепроверено и подтверждено маститыми психологами и социологами. И что же нам остается? Для начала было бы не лишним просто критически осмыслить спорные позиции на основе уже существующих теорий.
Самыми противоречивыми на сегодняшний день являются вопросы сексуальных меньшинств, проблема родительского воспитания, проблема раннего сексуального просвещения, проблема эмансипации и гендерного самоопределения.
Гомосексуальность требует приравнивания к норме, родительское воспитание приравнивается к принуждению, раннее сексуальное воспитание признается благом, делаются попытки с детства стереть половые различия у детей.
Эти инновации вызывают активный протест среди большинства граждан России, но, как это ни странно, сторонники традиционных ценностей не стремятся развернуто и глубоко оппонировать либерально настроенной части общества.
Необходимо преодолеть эту ситуацию, потому что проявляющаяся порой неубедительность сторонников традиционных ценностей может оттолкнуть от них молодежь, требующую предельной честности и убедительности.
В поисках той системы координат, по которой возможно проводить анализ предлагаемых нововведений необходимо опираться на теории, прошедшие испытание временем, являющиеся базовыми для объяснения человеческого развития и поведения и напрямую затаргивающими вышеприведенные спорные вопросы.
Итак, выбирая подобную систему координат, вполне логично было бы обратиться к тем теориям, которые сегодня составляют часть актуальной парадигмы психологической науки. И здесь сразу же всплывает имя Эрика Эриксона.
Эриксон, прежде всего, известен как автор эпигенетической теории развития личности, так называемой теории стадий психосоциального развития. Он внес огромный вклад в становление возрастной психологии и психологии развития. Кроме того он является основателем современной психоистории одним из первых заговорившим об исторической перспективе и исторической актуальности в психологии. А ведь именно сегодняшняя историческая актуальность и становится причиной все больших вопросов.
Эрик Хомбургер Эриксон родился в Германии во Франкфурте-на-Майне 15 июня 1902 года. В 1927 – 1933 изучал психоанализ под руководством Анны Фрейд. В 1933 году эмигрировал в США, где получил должность в Гарварде и параллельно занимался детским психоанализом. В 1936 году Эриксон получил должность в Йельском университете. В это время у него обширная клиническая практика, экспедиции, сбор материала для дальнейшей работы, серьезные занятия историей и антропологией. В 1942 году Эриксон получает звание профессора психологии в Беркли и вступает в эпоху переосмысления полученного материала. Основной темой исследований становится развитие ребенка и влияние культуры на ход этого процесса.
К этому моменту Эриксон становится одним из ведущих представителей неофрейдизма. Но его карьера прерывается, когда он не желает присягнуть на верность во время антикоммунистической кампании Маккарти.
Позже он работает в психоаналитическом институте Сан-Франциско, в частном центре Остин Риггс и центре углубленного изучения бихевиоральных наук.
В 1950 году Эриксон публикует свою первую книгу «Детство и общество». Книга явилась плодом многолетнего труда, и благодаря ей ученый получил заслуженное мировое признание. Продолжая работать над своей теорией, Эриксон пишет «Идентичность: юность и кризис», «Молодой Лютер», «Жизненный цикл завершён» и многие другие. Его книга «Истина Ганди» была удостоена Пулитцеровской премии и национальной премии США. Новые переиздания его трудов до сих пор расходятся тиражами в сотни тысяч экземпляров.
В 1960 году Эриксон вернулся в Гарвард, где проработал до 1970 года.
До 1994 года работал в центре Эриксона в Кембридже.
Умер 12 мая 1994 в Харвиче, штат Массачусетс.
Многие исследователи в области психологии, как на Западе, так и в России считают себя последователями этого известного теоретика и практика психологии развития.
Являясь последователем З. Фрейда, Эриксон много сделал для развития его учения. Особенно успешно он работал над усовершенствованием теории стадий психосексуального развития, разработанной Фрейдом. В конце концов, понимая, что эта теория не достаточно адекватно отражает реальные процессы становления личности, Эриксон разработал свою собственную теорию эпигенетического развития личности человека.
В свое время Фрейд постулировал, что детство ребенка разделено на пять стадий, связанных с зонами тела. Каждая стадия может быть пройдена ребенком успешно, но возможны и сбои в этом процессе. Если происходит сбой, то это приводит к болезненным состояниям в детском возрасте, к отклонениям в развитии, к девиациям, к неврозам и перверсиям, проявляющимся так же и во взрослой жизни.
Дадим слово самому Эриксону, приведя здесь цитату из его труда «Детство и общество»:

Не отрицая базовых положений Фрейда, Эриксон существенно смещает акценты и раскрывает всю сложность и многогранность процесса развития личности в социуме. Так, например, признавая значение прегенитальной сексуальности, Эриксон считал, что надо в то же время удерживаться от «навязывания живым людям роли марионеток мифического Эроса».

Эриксон очень большое внимание уделял исследованию становления личности в условиях индустриальной эры. Он считал, что в США создается некая суперидентичность, на основе новых условий существования современного человека, в то время, как любая другая идентичность находится под угрозой в ходе индустриализации. В силу этого изучение идентичности для него было одной из самых важных задач. В том числе он изучал становление идентичности североамериканских индейцев в резервации, где сделал важный для его теории вывод о том, что «их особые формы раннего воспитания были хорошо синхронизированы с их образами мира и их экономическими ролями в нем».
Теория Эриксона была серьезной попыткой обрести целостное знание о человеке как об отдельной биологической единице, как о личности, обладающей внутренними психическими процессами и в то же время как о части социума. Эта попытка интеграции принесла огромный успех, дав новые методы работы, как психологам, так и социологам.
Согласно эпигенетической теории жизнь человека, начиная с младенчества и заканчивая старостью, делится на восемь последовательно разворачивающихся стадий (Рис. 1), которые а) универсальны для каждого человека независимо от того, в каком обществе он живет, б) в первую очередь детерминированы эпигенетическим принципом развития. Этот принцип аналогичен законам перинатального развития эмбриона, когда последовательность и время зарождения и формирования каждого органа строго заданы и любое отклонение от графика приводит к недоразвитию и уродствам, которые почти невозможно исправить.
Концепция э эриксона предполагает что конфликт это источник. Смотреть фото Концепция э эриксона предполагает что конфликт это источник. Смотреть картинку Концепция э эриксона предполагает что конфликт это источник. Картинка про Концепция э эриксона предполагает что конфликт это источник. Фото Концепция э эриксона предполагает что конфликт это источник
Рис. 1.
Переход от стадии к стадии характеризуется в эпигенетической теории нуклеарным конфликтом, который может быть успешно преодолен, а может, так или иначе, обернуться катастрофой незрелого эго. Ядром первых психологических нуклеарных конфликтов является покорение вышеупомянутой стихийной энергии (прегенитального либидо). Управление энергией может сводиться к жесткому подавлению и сдерживанию стихийных желаний, и тогда такие подавленные желания станут основой для будущих неврозов и перверсий. Второй путь взаимодействия с прегенитальным либидо состоит в смягчении остроты подобных конфликтов и сублимации. Сублимация отводит сексуальную энергию к несексуальным целям. Это позволяет ребенку с помощью родителей сосредоточиться на физическом, интеллектуальном, культурном развитии. Если же на какой-то стадии для ребенка складывается патогенная ситуация и кризис не может быть преодолен, то ребенок «застревает», фиксируясь либо на соответствующем модусе в различных зонах, либо регрессирует к предыдущей стадии, на которой для него все прошло комфортно и без проблем.
Для того чтобы не впадать в ошибку, здесь нужно подчеркнуть, что не все фрустрации детского возраста являются причиной неполноценности и отклонений. Чаще всего отклонения, девиации формируются под воздействием целого патогенного комплекса, в который могут входить множество элементов, о чем Эриксон подробно говорит, описывая случаи со своими пациентами. Процесс развития может быть успешным и при наличии фрустраций, разумеется, если фрустрация не несет системного разрушения.
«Поэтому, в известных границах, заранее определенных как «должное» в уходе за ребенком, ни на этой, ни на последующих стадиях почти не существует фрустраций, которые растущий ребенок не может вынести, если фрустрация ведет к вечно обновляемому опыту переживания большей тождественности и непрерывности развития, к конечной интеграции индивидуального жизненного цикла с расширяющейся принадлежностью к значимым социальным группам и контекстам. Родители должны не только управлять поведением ребенка посредством запрещения и разрешения, но также уметь передать ему глубокое, почти органическое убеждение, будто в том, что они делают, есть определенное значение. В конечном счете, дети становятся невротиками не из-за фрустраций как таковых, а из-за отсутствия или утраты социального значения в этих фрустрациях».
Сразу после рождения младенец вступает в эру прегенитальности, которая включает в себя пять стадий, в том числе и стадию рудиментарной генитальности. На этом этапе ребенок накапливает опыт общения со своим телом и своим окружением таким образом, что сформированные в это время аттитюды расположены к интеграции в его последующей эго-идентичности. Далее следуют латентная стадия, стадии взросления и взрослости.
Стадии созревания человеческой личности на прегенитальном этапе тесно связаны с основными процессами жизнедеятельности и зонами, обслуживающими эти процессы.
Мобильная и поначалу стихийная и неуправляемая энергия, стремящаяся к удовольствию (называемая сексуальной), поэтапно активизирует соответствующие зоны человеческого тела, внося в них элемент собственной стихийности, но в то же время, обеспечивая выполнение ими своих функций. Ребенок, стремясь к удовольствию, становится более восприимчивым ко всем событиям происходящим вокруг этих зон. Его отношение к близким, удовлетворяющим его потребности, обретает черты любви и привязанности или же наоборот недоверия. Возможные модусы функционирования зоны на каждом этапе и обостренная восприимчивость малыша к получаемым изнутри и извне (из окружения) сигналам определяют так называемые модальности социальной жизни (особый стиль поведения).

Чтобы точнее понять, что такое модальность, можно привести такой пример. Мальчики и девочки, играя, строят различные по типу мизансцены. Мальчики в подавляющем большинстве строят высокие и протяженные здания и дороги. Девочки маленькие комнаты с украшенным входом. Делается это неосознанно. Это проявление двух разных пространственных модальностей, которые явным образом связанны со строением и предназначением органов их тела.
Стадиальность становления заложена в человеке самой природой. И это развитие имеет свою карту, где во времени детства происходит активация инфантильных зон, модусов поведения этих зон и формирование модальностей социальной жизни (в виде нормы или в виде девиаций), которые очень вероятно будут сопровождать его всю оставшуюся жизнь. По этой карте (Рис. 2) можно не только сверять темп развития ребенка, но и выявлять отклонения, объясняя странное и болезненное поведение ребенка.

«В таком случае то, что мы должны попытаться нанести на карту, представляет собой примерную последовательность стадий созревания, во время которых, согласно клиническим и обыденным знаниям, нервная возбудимость, а также координация «эрогенных» органов и избирательной реактивности значимых людей в окружении ребенка легко могут вызывать решающие (по последствиям) столкновения».

Концепция э эриксона предполагает что конфликт это источник. Смотреть фото Концепция э эриксона предполагает что конфликт это источник. Смотреть картинку Концепция э эриксона предполагает что конфликт это источник. Картинка про Концепция э эриксона предполагает что конфликт это источник. Фото Концепция э эриксона предполагает что конфликт это источник
Рис. 2 для мальчика.

Такова карта прегенитального периода, который является решающим для формирования ядра личности. Те кусочки мозаики, которые сложились у ребенка в процессе более или менее успешного прохождения всех пяти стадий, готовы к интеграции под руководством его эго. И именно здесь нужно еще раз поставить вопрос о девиациях. На прегенитальном этапе чаще всего завязываются узлы невротических конфликтов и происходит образование девиаций. Девиации отличаются между собой по степени тяжести для личности и ее окружения, в разных культурах к девиациям сложилось различное отношение. Но в целом девиации являются фактором угрозы стабильности социума. Эриксон характеризует как угрожающие такие девиации, при которых происходит полное замещение господствующего модуса зоны вспомогательным.
Те люди, у которых происходит подобное замещение, с очень большой долей вероятности будут во взрослой жизни страдать сексуальными извращениями, такими как гомосексуализм, эксгибиционизм, садистские наклонности. Вот что говорит Эриксон о подобных состояниях у взрослых:
«С другой стороны, на каждое несовершение путем сдерживания приходится совершение посредством извращения. Среди взрослых есть такие, кто, отнюдь не скрывая первоначальный младенческий паттерн, получает самое полное (на какое только способен) сексуальное удовлетворение от стимуляции рта (или ртом). Есть и такие, кто предпочитает anus другим отверстиям, пригодным для половых сношений. Встречаются перверты, которым прежде всего нужно пристально смотреть на чьи-то гениталии или показывать собственные. И есть перверты, влекомые желанием использовать гениталии, импульсивно и без разбора, чтобы садистически «делать» других людишек».
«В тех случаях, когда девиации замещают собой нормальный господствующий модус, они приводят к несоответствиям в совокупном либидинальном хозяйстве, что не может продолжаться сколько-нибудь долго без существенного искажения социальных модальностей индивидуума. Это, в свою очередь, не может происходить слишком часто без искажения социальной жизни группы, если только группа не способна, на время, справиться с проблемой посредством образования организованных подгрупп девиантов».

Как различные общества организуют девиантов показано Эриксоном в рассказе об индейцах дакота, у которых люди с отклонением получают особый статус.

Из всего вышесказанного можно сделать вполне обоснованный вывод о том, что современные методы воспитания и обучения должны учитывать все особенности созревания личности на прегенитальном этапе, а обществу следует постоянно контролировать количество угрожающих девиаций и научиться работать с этими случаями. Настороженность должны вызывать предложения относиться к девиациям как к норме, потому что это не только лишает девиантов надежды на развитие, согласно эпигенетическому графику, но и угрожает обществу, формируя безразличную оценку в отношении нормы и девиации, что в свою очередь может повлиять на здоровье общества в целом.

Продолжение следует.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *