Концепция уис до 2030 года о чем
III. КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ПЕРИОД ДО 2030 ГОДА
III. Цели Концепции
III. Цели Концепции
Целями Концепции, основанными на принципах обеспечения верховенства закона, соблюдения и защиты прав и свобод человека, укрепления государственности, являются:
обеспечение прав лиц, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы, и гуманизация условий отбывания наказаний и мер пресечения;
совершенствование правового регулирования в сфере реализации мер пресечения и исполнения уголовных наказаний с учетом международных обязательств Российской Федерации и общепризнанных норм международного права, профилактика совершения преступлений;
исправление осужденных, предполагающее обеспечение исполнения наказания в условиях, не унижающих человеческого достоинства, соответствующих законодательству Российской Федерации и международным стандартам, совершенствование воспитательной, психологической и социальной работы с осужденными, направленное на формирование уважительного отношения к обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития;
повышение эффективности уголовно-исполнительной системы, предусматривающее совершенствование организации ее деятельности, оптимизацию учреждений, обеспечение безопасности, развитие производства и формирование высокомотивированного и профессионального кадрового потенциала;
повышение уровня открытости и формирование положительного мнения о деятельности пенитенциарной системы.
Исправительные учреждения хотят убрать подальше от городов
Кабмин утвердил концепцию развития уголовно-исполнительной системы до 2030 года
Кабмин утвердил концепцию развития уголовно-исполнительной системы до 2030 года. Запланировано сокращение числа заключённых и смягчение условий для оставшихся. Самая масштабная новация связана с переносом мест принудительного содержания за пределы городских территорий и созданием объединённых учреждений Федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН).
По мнению опрошенных «Парламентской газетой» экспертов, в стремлении гуманизировать пенитенциарную систему главное не забыть о её главном назначении — исправлении преступников и обеспечении безопасности общества.
Чтобы дрон не долетел
Правительственная концепция состоит в том, чтобы удалить учреждения исполнения наказания от центров городских агломераций, обособив их территориально. Это позволит устранить связь сидельцев с волей. Документ предполагает с учётом мнения региональных властей «передислокацию учреждений уголовно-исполнительной системы за пределы городов в районы с доступными коммуникациями и транспортной логистикой». Разработку и реализацию проекта планируется осуществить к 2024 году.
Причём создаваться в таких районах будут мультиучреждения, включающие в себя все виды режима, в том числе исправительную колонию, колонию-поселение, а также СИЗО. В таком учреждении будут созданы условия для содержания осуждённых, подозреваемых и обвиняемых.
Изоляция от общества — один из главных пунктов в программе исправления преступников, напоминает заместитель председателя Комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции Анатолий Выборный. Сегодня этот пункт часто нарушается.
«С развитием технологий в места лишения свободы проникают всё новые средства связи. Известны случаи, когда в колониях организовывались целые call-центры, из которых звонили и обманывали добропорядочных граждан. Залёт на режимные территории беспилотников, дронов — тоже не редкость. Всё это необходимо убирать, обеспечивая в первую очередь безопасность законопослушных граждан», — сказал «Парламентской газете» депутат.
По его мнению, чёткое исполнение регламентов и, опять же, обеспечение безопасности, важны и по другую сторону колючей проволоки. Попадая за решётку, преступивший закон гражданин хоть и поражается в правах, всё же не лишается их полностью.
В общественном движении «Сильная Россия» предлагают разработать типовой проект универсального пенитенциарного учреждения — безопасного и удобного для всех, кто с ним соприкасается, то есть сидельцев, сотрудников, а также посетителей, в том числе родственников осуждённых, адвокатов, представителей следствия. Причём строить такие заведения можно даже не за госсчёт.
«Часто СИЗО и колонии расположены не просто в пределах городов, а в их центрах, которые привлекательны для бизнеса. Предлагаю заключать инвестконтракты, по которым предприниматель на свои деньги строит мультиучреждение за городом, а взамен получает объекты в центре», — сказал «Парламентской газете» председатель движения Антон Цветков.
Сокращение тюремного населения
По состоянию на 2020 год Россия в мировом рейтинге пенитенциарных служб занимала 26 место по количеству заключённых на 100 тысяч населения. Концепция развития УИС предполагает, что уже к 2024 году российская система может занять 30-е место с последующим прогнозируемым снижением к 2030 году.
На 1 января 2021 года в исправительных учреждениях содержались 482,9 тысячи осуждённых, подозреваемых и обвиняемых. Планируется, что к 2024 году их будет примерно 400 тысяч, к 2030 году — от 250 до 300 тысяч.
В ближайшие девять лет также планируется существенно гуманизировать условия содержания в СИЗО — расширить перечень платных услуг, создать условия для занятий подследственных спортом. Также концепция предусматривает расширение перечня предметов, которые арестанты могут иметь при себе, «совершенствование системы мер поощрения и взыскания».
Кроме этого, согласно документу, планируется расширить перечень тяжёлых заболеваний, препятствующих содержанию заключённых под стражей, усовершенствовать оказание медицинской помощи сидельцам.
«Столь масштабная гуманизация — сильный жест государства, который не останется незамеченным, — уверен депутат Анатолий Выборный. — Государство готово дать ещё один шанс своим оступившимся гражданам, ведь для кого-то только открытие уголовного дела — повод навсегда забыть о преступных посягательствах. А кому-то, чтобы это осознать, нужно оказаться в колонии. Однажды попав в застенки, пусть даже с гуманными условиями содержания, вряд ли кто-то захочет снова нарушать закон».
На свободу — с чистой совестью и… мозолями
Из новаций концепции развития УИС — внедрение в ближайшие годы системы пробации, которая предполагает ресоциализацию и социальную адаптацию бывших заключённых. По сути, в стране должна быть создана служба соцподдержки освободившихся из колонии людей с тем, чтобы они, обретя свободу, не вернулись на путь криминала.
«Сейчас эту работу пытается вести ФСИН, и получается, откровенно говоря, профанация», — считает Антон Цветков.
По мнению эксперта, основные обязанности по возвращению гражданина в общество должны быть возложены на государственные социальные службы, а не на людей в погонах. А начинаться эта работа должна заранее, то есть ещё до освобождения из-за решётки — чтобы человек выходил «не в пустоту», а знал, где будет жить, кем работать и так далее.
В «Сильной России» также выступают за расширение замены реального заключения приговорами, не связанными с лишением свободы. Например, наказанием в виде принудительных работ.
«Это позволит уменьшить число заключённых, но такие наказания могут назначаться лишь за нетяжкие, ненасильственные преступления. А также нужно следить, чтобы приговор исполнялся, то есть человек действительно трудился на благо государства», — говорит Цветков.
В настоящее время около 182 тысяч осуждённых имеют право по решению суда на замену лишения свободы принудительными работами и могут быть направлены для дальнейшего отбывания наказания в исправительные центры, которые создаются по всей стране.
Концепция развития УИС предполагает расширение практики привлечения преступников к труду — «участие бизнес-сообщества в их трудоустройстве на предприятиях, в том числе при строительстве крупных объектов, а также привлечение к работам по очистке территории Арктической зоны Российской Федерации от загрязнения».
«Здесь может возникнуть очень хорошая синергия государства и осуждённых, когда последние захотят своим трудом доказать, что они встали на путь исправления. А участие в знаковых проектах, например в развитии Арктической зоны, может даже стать дополнительным стимулом — при правильном подходе и мотивации», — считает депутат Анатолий Выборный.
Стали известны детали большой реформы российских тюрем: всем телевизор
Новшества заложены в проект Концепции развития уголовно-исполнительной системы до 2030 года
В ближайшее время, как мы выяснили, будет утвержден документ, который определит путь российский тюрьмы на новое десятилетие – Концепция развития уголовно-исполнительной системы до 2030 года. Минюст РФ вносит последние коррективы. Грандиозных изменений ждать не стоит – так не появятся частные тюрьмы, не будут сняты решетки на окнах камер и колючая проволока на заборах по периметру. Но все же жизнь арестантов станет легче, особенно если поправки правозащитников (в первую очередь СПЧ) примут во внимание.
Как работала старая концепция и что даст новая – в материале обозревателя «МК», члена Совета при президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека.
Фото: Наталья Мущинкина
Меньше арестантов – лучше условия. Эту аксиому поняли еще в XVIII веке. Небольшой экскурс в историю. Когда знаменитый поэт Гавриил Державин был назначен губернатором Тамбовской области (конец 1785 года), сразу же отправился осматривать тюрьмы. Державин ужаснулся условиям содержания заключенных: «Повержены и заперты без различия вин, пола и состояния в смердящие и опустившиеся в землю, без света, без печей, в скверные хлевы… Согревает их одна теснота, а освещает между собой одно осязание». Державин отметил, что такая тюрьма сама по себе является настоящей казнью, отмененной в то время за общие преступления. И уже в те годы был сделан вывод: от количества узников зависят условиях их жизни.
И все же не только. Концепция 2010-2020 года ставила перед собой задачу сделать наши тюрьмы больше приближенными к европейским стандартам. Что произошло за эти десять лет?
Снизилась смертность за решеткой в два раза: с 4774 случаев (в 2010 году) до 2400 (в 2020 году).
Осужденные к пожизненному сроку получили право на длительные свидания.
Разработан порядок свиданий заключенных в СИЗО с их представителями в Европейском суде по правам человека.
На водворение в карцер должен давать разрешение медик.
Появилась возможность отбывать наказание в регионе по месту жительства (пока случаи перевода из одной в колонии в ту, что поближе к дому, редки, но механизм только начал отрабатываться).
Сами осужденные могут теперь обращаться в суд за УДО.
Беременные и женщины с детьми должны содержаться отдельно (работает этот принцип только в части матерей, а беременные в основном по-прежнему в общих камерах).
Присутствие в исправительных учреждениях представителей религиозных организаций.
Произошло увеличение денежных сумм, которые может по закону потратить осужденный в колонии.
Отсрочка наказания для тех, у кого есть ребенок до 14 лет, и кто является единственным родителем этого ребенка (работает очень плохо).
Из того, что не удалось, можно составить еще более длинный перечень. В первую очередь, не удалось отремонтировать и привести в достойный вид все наши колонии и достичь показателя 4 кв. метра на человека в СИЗО. Прекрасная идея с исправительными центрами почти не работает – суды предпочитают давать реальный срок, а не направляют на принудительные работы, мотивируя это тем, что центров мало и они не обустроены. Сотрудники получают мало, престиж службы в глазах общества не вырос.
Фото: Наталья Мущинкина
Собственно, все это и станет главными задачами новой концепции. Если говорить конкретнее, то по зарплате тюремщиков приравняют к полицейским, будет увеличено количество разрешённых посылок, звонков и свиданий для осужденных, а во всех камерах СИЗО будет телевизор, холодильник и вентилятор, а также отгороженный перегородкой с дверью туалет и т.д.
Вообще в концепции много всего, что реально могло бы улучшить жизнь арестантов. Ну вот, к примеру, вошло в нее то, о чем просили правозащитники много лет: чтобы тюремные врачи сами по общей базе данных получали историю болезни заключенного с воли.
Правозащитники (члены СПЧ, в том числе автор этих строк) предложили внести в проект Концепцию дополнения и разрешить женщинам-заключенным мыться каждый день и запретить помещать их в большие камеры (на 30-50 человек).
Среди предложений правозащитников: упростить порядок передачи книг, звонки и свидания с близкими в СИЗО без разрешения следователя, услуга «электронное письмо» во всех без исключения учреждениях, и право на получении высшего образования за решеткой.
Концепция уис до 2030 года о чем
1. Утвердить прилагаемую Концепцию развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации на период до 2030 года.
2. Финансовое обеспечение расходных обязательств, связанных с реализацией Концепции, утвержденной настоящим распоряжением, осуществлять в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных ФСИН России в федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период на указанные цели.
3. Федеральным органам исполнительной власти и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации при планировании и осуществлении мероприятий по вопросам развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации учитывать положения Концепции, утвержденной настоящим распоряжением.
Председатель ПравительстваРоссийской Федерации М.Мишустин
УТВЕРЖДЕНАраспоряжением ПравительстваРоссийской Федерацииот 29 апреля 2021 г. № 1138-р
КОНЦЕПЦИЯразвития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации на период до 2030 года
I. Итоги и достижения деятельности уголовно-исполнительнойсистемы в период с 2010 по 2020 год
В период с 2010 по 2020 год разработаны и приняты законодательные акты, направленные в том числе на гуманизацию законодательства Российской Федерации, решение проблем, связанных с исполнением уголовных наказаний и исправлением осужденных, соблюдение прав и улучшение условий содержания подозреваемых, обвиняемых и осужденных, которыми:
установлено совершенствование компенсаторного судебного средства правовой защиты от нарушений, связанных с необеспечением надлежащих условий содержания под стражей и в исправительных учреждениях;
установлена возможность направления (перевода) осужденного к лишению свободы (принудительным работам) в исправительное учреждение (исправительный центр), расположенное на территории субъекта Российской Федерации, в котором проживает один из его близких родственников, либо на территории другого субъекта Российской Федерации, наиболее близко расположенного к месту жительства данного близкого родственника;
осужденным предоставлено право самостоятельно обращаться в суд с ходатайством об освобождении от отбывания наказания;
усовершенствован институт отсрочки отбывания наказания беременным женщинам, женщинам, имеющим ребенка в возрасте до 14 лет, мужчинам, имеющим ребенка и являющимся единственным родителем, до достижения ребенком 14-летнего возраста;
установлено право осужденных женщин на дополнительные свидания с ребенком и выезды для свидания с ребенком;
закреплена возможность применения условно-досрочного освобождения от отбывания наказания и замены неотбытой части наказания более мягким его видом после фактического отбытия осужденной беременной женщиной и женщиной, имеющей ребенка в возрасте до 3 лет, находящегося в доме ребенка при исправительном учреждении, не менее одной четверти срока наказания, назначенного за преступление небольшой тяжести;
установлены отдельное содержание женщин, имеющих при себе детей в возрасте до 3 лет, и беременных женщин от остальных подозреваемых и обвиняемых, а также перемещение осужденных беременных женщин, женщин, имеющих при себе детей в возрасте до 3 лет, по заключению врача о возможности перемещения (при необходимости в сопровождении медицинских работников);
определены нормы санитарной площади в камере следственного изолятора на каждого ребенка в возрасте до 3 лет, находящегося вместе с матерью, в размере не менее 4 кв. метров;
в срок отбывания наказания в виде лишения свободы зачтено время содержания лица под стражей до вступления в законную силу приговора суда;
закреплено право осуществления членами общественных наблюдательных комиссий кино-, фото- и видеосъемки лиц, находящихся в местах принудительного содержания, в целях фиксации нарушения их прав;
предоставлена возможность создания в исправительных учреждениях попечительских советов, в состав которых могут входить в том числе представители общественных объединений и граждане;
утвержден порядок создания, функционирования и ликвидации транзитно-пересыльных пунктов при исправительных учреждениях и следственных изоляторах для временного содержания осужденных, следующих к месту отбывания наказания либо перемещаемых из одного места отбывания наказания в другое;
обеспечены возможность присутствия представителей религиозных организаций в местах лишения свободы, установление порядка предоставления осужденным личных встреч со священнослужителями и проведение религиозных обрядов и церемоний в учреждениях, исполняющих наказания;
установлены обязательное проведение медицинского осмотра и выдача медицинского заключения о возможности нахождения осужденных в штрафных и дисциплинарных изоляторах, помещениях камерного типа, единых помещениях камерного типа и одиночных камерах;
установлен порядок предоставления и проведения свиданий подозреваемых и обвиняемых, находящихся под стражей, с их представителями в Европейском Суде по правам человека;
увеличен размер денежных средств, разрешенных к ежемесячному расходованию осужденным на приобретение продуктов питания и предметов первой необходимости;
установлен порядок предоставления осужденным к пожизненному лишению свободы длительных свиданий, а также увеличение времени прогулки.
В 2012 и 2018 годах приняты федеральные законы, регулирующие вопросы социального обеспечения сотрудников уголовно-исполнительной системы, а также кадровые, правовые, организационные и финансово-экономические основы прохождения службы в уголовно-исполнительной системе.
В результате проводимой государственной политики, расширяющей возможности применения альтернативных уголовных наказаний, не связанных с изоляцией от общества (ограничение свободы, принудительные работы), численность лиц, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы, продолжает последовательно снижаться.
По состоянию на 1 января 2021 г. в уголовно-исполнительных инспекциях состояли на учете 463,7 тыс. человек.
Проведены мероприятия по оптимизации сети учреждений уголовно-исполнительной системы, установлены социальные гарантии ее сотрудникам, в том числе увеличено их денежное довольствие, введена в эксплуатацию система электронного мониторинга подконтрольных лиц.
С учетом проводимой государственной политики, в том числе в сфере деятельности уголовно-исполнительной системы, предполагается, что к 2024 году в мировом рейтинге пенитенциарных служб уголовно-исполнительная система может занять 30-е место с последующим прогнозируемым снижением к 2030 году.
II. Вызовы, стоящие передуголовно-исполнительной системой
В современных условиях социально-экономического развития Российской Федерации перед уголовно-исполнительной системой стоят следующие вызовы:
необходимость дополнительного совершенствования нормативно-правового регулирования, направленного на обеспечение прав лиц, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы;
выработка системного подхода при планировании размещения учреждений уголовно-исполнительной системы;
модернизация инфраструктуры, которая позволит создать достойные условия содержания в учреждениях уголовно-исполнительной системы;
рациональное расположение учреждений уголовно-исполнительной системы в населенных пунктах, исключающее возможность негативного влияния на городскую среду и распространение среди молодежи криминальной субкультуры;
совершенствование производственной деятельности для обеспечения необходимого уровня занятости осужденных и возможности обращения взыскания по исполнительным документам на заработную плату осужденных;
развитие сети исправительных центров, обеспечивающих исполнение наказаний в виде принудительных работ;
совершенствование системы оценки эффективности деятельности уголовно-исполнительной системы;
повышение уровня мотивации при прохождении службы и формирование здоровой морально-психологической обстановки, исключающей противоправное поведение сотрудников уголовно-исполнительной системы.
Кроме того, лица, освободившиеся из мест лишения свободы, не адаптированы к жизни в гражданском обществе. Отсутствие системы пробации приводит к потере социальных связей, отсутствию востребованности профессиональных навыков, жилья, средств к существованию таких лиц и, как следствие, влияет на рост рецидивной преступности.
III. Цели Концепции
Целями Концепции, основанными на принципах обеспечения верховенства закона, соблюдения и защиты прав и свобод человека, укрепления государственности, являются:
обеспечение прав лиц, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы, и гуманизация условий отбывания наказаний и мер пресечения;
совершенствование правового регулирования в сфере реализации мер пресечения и исполнения уголовных наказаний с учетом международных обязательств Российской Федерации и общепризнанных норм международного права, профилактика совершения преступлений;
исправление осужденных, предполагающее обеспечение исполнения наказания в условиях, не унижающих человеческого достоинства, соответствующих законодательству Российской Федерации и международным стандартам, совершенствование воспитательной, психологической и социальной работы с осужденными, направленное на формирование уважительного отношения к обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития;
повышение эффективности уголовно-исполнительной системы, предусматривающее совершенствование организации ее деятельности, оптимизацию учреждений, обеспечение безопасности, развитие производства и формирование высокомотивированного и профессионального кадрового потенциала;
повышение уровня открытости и формирование положительного мнения о деятельности пенитенциарной системы.
IV. Основные направления совершенствованияи развития уголовно-исполнительной системы
Основными направлениями развития современной уголовно-исполнительной системы до 2030 года являются:
совершенствование уголовно-исполнительной политики в целях ее гуманизации, включая нормативно-правовое регулирование;
учет особенностей содержания отдельных категорий осужденных, подозреваемых и обвиняемых, в том числе женщин, медицинское обеспечение лиц, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы;
совершенствование организации деятельности уголовно-исполнительной системы, предусматривающее:
организационно-структурное построение уголовно-исполнительной системы;
разработку и реализацию проекта создания учреждения объединенного типа;
развитие сети исправительных центров;
совершенствование производственно-хозяйственной деятельности;
проведение цифровой трансформации и научно-техническое развитие;
установление основных показателей эффективности деятельности уголовно-исполнительной системы;
создание и развитие системы пробации;
обеспечение безопасности уголовно-исполнительной системы;
совершенствование служебной деятельности, предусматривающее условия несения службы (выполнение работы) и социальную защищенность сотрудников уголовно-исполнительной системы;
повышение уровня взаимодействия с институтами гражданского общества, включая обратную связь с гражданами и средствами массовой информации, международное сотрудничество.
V. Совершенствование и гуманизацияуголовно-исполнительной политики
Развитие и систематизация законодательства Российской Федерации в сфере реализации мер пресечения и исполнения уголовных наказаний, повышение эффективности обеспечения прав лиц, содержащихся под стражей и отбывающих наказания, предусматривают:
совершенствование законодательства Российской Федерации в целях улучшения условий содержания осужденных, подозреваемых и обвиняемых, включая содержание отдельных категорий осужденных, подозреваемых и обвиняемых, в том числе женщин, а также медицинское обеспечение лиц, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы;
создание условий для лиц, отбывающих наказания, не связанные с изоляцией от общества, а также избрание мер пресечения, не связанных с содержанием под стражей, для успешной адаптации в обществе после освобождения;
изменение подхода к условиям содержания подозреваемых и обвиняемых в следственных изоляторах с учетом того, что вина их в совершении преступления еще не установлена вступившим в законную силу приговором суда;
обеспечение безопасности осужденных и лиц, содержащихся под стражей, пресечение фактов применения к ним сотрудниками уголовно-исполнительной системы недозволенных методов воздействия, бесчеловечного, жестокого, унижающего человеческое достоинство обращения, а также неправомерного применения физической силы и специальных средств;
создание условий содержания с учетом международных стандартов, в том числе улучшение условий содержания инвалидов и лиц, не способных или ограниченно способных обслуживать себя самостоятельно.
VI. Совершенствование организационно-структурногопостроения учреждений уголовно-исполнительной системы
о разработке и реализации проекта создания учреждения уголовно-исполнительной системы объединенного типа;
о разработке и реализации типовых проектов создания современных учреждений уголовно-исполнительной системы в целях достижения соответствия помещений для содержания осужденных, подозреваемых и обвиняемых правилам проектирования;
о снижении издержек на содержание уголовно-исполнительной системы;
о передислокации учреждений уголовно-исполнительной системы за пределы городов в районы с доступными коммуникациями и транспортной логистикой;
о ликвидации ветхих объектов в целях улучшения условий содержания осужденных, подозреваемых и обвиняемых;
об организации взаимодействия с органами государственной власти регионов и муниципалитетов по вопросам дальнейшего использования имущества учреждений уголовно-исполнительной системы, деятельность которых прекращена;
о развитии имеющейся производственной базы учреждений уголовно-исполнительной системы, а также о создании дополнительных рабочих мест для привлечения к оплачиваемому труду осужденных;
о создании условий для обеспечения реализации закрепленного на законодательном уровне принципа отбывания осужденными наказания в исправительных учреждениях в пределах территории субъекта Российской Федерации, в котором они проживали или были осуждены либо в котором проживает их семья.
В целях оптимизации учреждений уголовно-исполнительной системы к 2024 году из 900 учреждений ликвидации подлежат 88.
VII. Проект создания учреждения объединенного типа
Проект предполагает создание учреждения объединенного типа в одном регионе или на межрегиональной основе и включает в себя подготовку технической документации, финансово-экономического обоснования, создание правовых и организационных условий для функционирования такого учреждения, в рамках которого планируется сосредоточить исправительные учреждения и следственные изоляторы в едином центре, модернизировать и унифицировать имеющиеся технологии в сфере обеспечения режима и развития производственного сектора, а также предусмотреть клиентоцентричный подход к созданию условий для содержания осужденных, подозреваемых и обвиняемых, предоставления свиданий с их родственниками, осуществления деятельности адвокатов и общественных организаций, включая оборудование помещений для предоставления свиданий, а также для осуществления деятельности судов, органов прокуратуры Российской Федерации, следователей, включая оборудование помещений для осуществления их деятельности.
Разработку и реализацию проекта предполагается осуществить к 2024 году.
VIII. Особенности содержания подозреваемых и обвиняемых в следственных изоляторах уголовно-исполнительной системы
Основным принципом при обеспечении условий содержания в следственных изоляторах уголовно-исполнительной системы подозреваемых и обвиняемых является то, что их вина в совершении преступления еще не установлена вступившим в законную силу приговором суда.
Целью содержания подозреваемых и обвиняемых в следственных изоляторах уголовно-исполнительной системы является их изоляция, а не наказание, влекущее применение ограничений и лишений.
Для обеспечения прав и законных интересов подозреваемых и обвиняемых, а также создания надлежащих условий содержания в следственных изоляторах уголовно-исполнительной системы необходимо:
расширение перечня дополнительных платных услуг;
расширение перечня предметов, которые подозреваемые и обвиняемые могут иметь при себе, хранить, получать в посылках и передачах, а также