Концептуальная фотография что это

Примеры потрясающих концептуальных фотографий

Концептуальная фотография что это. Смотреть фото Концептуальная фотография что это. Смотреть картинку Концептуальная фотография что это. Картинка про Концептуальная фотография что это. Фото Концептуальная фотография что это

Фотография способна заменить тысячи слов и описаний, четко показывая и передавая в себе главную суть происходящего. Цель концептуальной фотографии передать сообщение обществу, показать главную идею и донести определенную мысль. Идея в концептуальной фотографии, является важнейшим фактором. И в случае с концептуальной фотографией сначала возникает идея, которая потом находит свое воплощение в образах, жестах и знаках.

Большинство фотографов, работающих в жанре концептуальной фотографиями, в самом начале работы пытаются установить главные приоритеты и определить все основополагающие моменты, которые им понадобятся в процессе работы. Затем создается определенный сюжет, после самой съемки, изображение проходит очень детальную и качественную обработку. Зачастую, именно благодаря обработке образ получается завершенным, оригинальным и цепляющим. То есть, объединяет в себе все самые важны черты концептуальной фотографии. Концептуальным фотографам необходимо много терпения, чтобы получить точную картину того, что они имели в виду. Многие мастера прибегают к использованию всевозможных графических эффектов и дорисовке необходимых деталей. Таким образом, концептуальная фотография представляет собой что-то абстрактное, фотографию, граничащую с живописью.

Очень часто освещение может играть очень важную роль в ваших фотографиях. Постарайтесь поэкспериментировать с освещением, попробовать разные варианты, поиграть с предметами съемки, и с размещением осветительных приборов. Это действительно важно, для абсолютной свободы выражения вашего стиля и вашего мнения. Многие концептуальные фотографы пытаются передать и донести до общественного сознания важные социальные вопросы через свои фотографии. Многие пытаются шутить и делать забавные снимки. Во многом тематика концептуальных снимков зависит от социального, политического и экономического положения той страны, гражданином которой является автор. Вопросы, которые, как правило, затрагиваются в изображениях, это вопросы здорового образа жизни и злоупотребление алкоголем, права женщин, использование детского труда, свобода и т.д. В этой статье мы покажем вам прекрасные концептуальные фотографии – креативные и необычные идей, которые могут вдохновить и вас на создание фотографических шедевров «со смыслом». Надеюсь, что данные фотографии помогут вам в творческом развитии и создании чего-то своего. Возможно, когда-нибудь и ваши фотографии появятся в наших статьях, в качестве примеров для будущих фотографов.

Источник

Что такое концептуальное фото и с чем его едят?

Концептуальное искусство на слуху. Если фотограф хочет поставить себя выше коллег, зарабатывающих на жизнь свадебной или портретной съемкой, он говорит, что занимается концептуальной фотографией. Сама формулировка вызывает уважение, и многим неловко спросить оратора: «Постой! А что же такое концептуальная фотография?» Как водится, не все то искусство, что называют концептуальным фото.
В самом понятии нет ничего сложного. В основе концептуального искусства – мысль или концепт. Жанр может быть любым, но фотограф не старается поймать удачный ракурс или момент, он не сохраняет память о событии и не делает красивый портрет. Он рассказывает зрителю историю и выражает мысль. Концептуальное фото не стоит путать с репортажной или документальной съемкой, в которой тоже есть сюжет. Работая над концептом, фотограф не остается бесстрастным свидетелем и не пытается запечатлеть объективную реальность. Он передает зрителю собственное видение.

Как узнать концептуальное фото

Концептуальная фотография что это. Смотреть фото Концептуальная фотография что это. Смотреть картинку Концептуальная фотография что это. Картинка про Концептуальная фотография что это. Фото Концептуальная фотография что это Концептуальная фотография что это. Смотреть фото Концептуальная фотография что это. Смотреть картинку Концептуальная фотография что это. Картинка про Концептуальная фотография что это. Фото Концептуальная фотография что это

Если вы не разбираетесь в истории искусства и не понимаете тонких замыслов, но все-таки хотите ориентироваться в концептуальном фото, вооружитесь упрощенными «приметами» этого направления. Первая: концептуальное фото не делает ставки на эмоциональный отклик. Оно интеллектуальное. Вторая: посыл не лежит на поверхности, нужно всмотреться в изображение и подумать над замыслом фотографа. И третья: в кадре нет ничего случайного или лишнего. Концептуальные снимки могут казаться небрежными, снятыми «жестом руки», но на самом деле цветовая гамма, свет и композиция тщательно выверены. Если всего этого нет – гоните в шею «концептуального фотографа», он просто любитель пускать пыль в глаза! 🙂

Источник

Философский подход к реальности или концептуальное фото

Концептуальная фотография — это особенный вид фотоискуства позволяющий фотохудожнику максимально самовыразиться через воплощение собственных взглядов на окружающий мир в неординарных, инновационных композициях и сюжетах своих творений. Как бы странно не звучало, но это направление не ставит на первое место технические параметры съемки и сочетание используемого инвентаря, идея – вот то, что двигает фотографа-концептуалиста к созданию очередного детища. Концептуальное фото расказывает историю, через которую ее создатель пытается передать свое видение.

Концептуальная фотография что это. Смотреть фото Концептуальная фотография что это. Смотреть картинку Концептуальная фотография что это. Картинка про Концептуальная фотография что это. Фото Концептуальная фотография что это

Предлагаю вашему вниманию подборку именно таких фотографий. Большинство из них вызывает у зрителей самые разные эмоции, но об этом поговорим при непосредственном их просмотре.

Возможность обмена информацией в электронном виде сделала общение между людьми намного проще и комфортне, но все же с рукописным письмом, пахнущим чернилами мы получаем частичку чего-то более важного и дорогого чем информация, изложенная в нем, особенно если это письмо от дорогого нам человека. Создается впечатление, что вместе с конвертом почтальон приносит нам еле уловимое прикосновение того человека, который адресовал его нам. Реклама выполненная по заказу Почты Австралии более чем наглядно иллюстрирует эту мысль.

Концептуальная фотография что это. Смотреть фото Концептуальная фотография что это. Смотреть картинку Концептуальная фотография что это. Картинка про Концептуальная фотография что это. Фото Концептуальная фотография что это

Почта Австралии: Объятия

Иногда авторы пытаются сочетать в своих фотографиях противоположные, казалось бы, вещи. Так, например, следующая работа является превосходным примером почти фантастической идеи автора о жидком огне.

Концептуальная фотография что это. Смотреть фото Концептуальная фотография что это. Смотреть картинку Концептуальная фотография что это. Картинка про Концептуальная фотография что это. Фото Концептуальная фотография что это

Концептуальная фотография что это. Смотреть фото Концептуальная фотография что это. Смотреть картинку Концептуальная фотография что это. Картинка про Концептуальная фотография что это. Фото Концептуальная фотография что это

Вот такой вид имел бы огонь, если бы он был сделан из воды

Следующий снимок это реклама для Olympus. Превосходно подана идея цели создания фотоаппарата как такового: «замораживать» время. Ведь фотографируя мир вокруг нас мы храним дорогие мгновения жизни как бы в замороженом виде. Даже глубоко пожилые люди могут открыть свои альбомы и в который раз просмотреть детские снимки, на которых оны все были еще малышами.

Концептуальная фотография что это. Смотреть фото Концептуальная фотография что это. Смотреть картинку Концептуальная фотография что это. Картинка про Концептуальная фотография что это. Фото Концептуальная фотография что это

Реклама Olympus: Орел – действие замороженное камерой

Следующая работа иллюстрирует навыки автора в использовании Photoshop и исполнена в юмористической форме для рекламы товара (чипсов), подчеркивая его особенность и уникальность.

Концептуальная фотография что это. Смотреть фото Концептуальная фотография что это. Смотреть картинку Концептуальная фотография что это. Картинка про Концептуальная фотография что это. Фото Концептуальная фотография что это

Просыпайся с каждым укусом

Пожалуй многим студентам и тем кто уже прошел этот непростой и яркий отрезок жизни знакомо состояние усталости крайней формы, когда во время чтения книги или конспекта казалось что буквы словно высыпаются из страниц. Вот как бы это выглядило в реальной жизни.

Концептуальная фотография что это. Смотреть фото Концептуальная фотография что это. Смотреть картинку Концептуальная фотография что это. Картинка про Концептуальная фотография что это. Фото Концептуальная фотография что это

Следующий концептуальный снимок в высшей степени пропитан поэтично-мечтательной идеей автора о текучести воображения и креативности мышления. Он как бы сам создает свой мир. Столь впечатляющей идеей можно только восхищаться.

Концептуальная фотография что это. Смотреть фото Концептуальная фотография что это. Смотреть картинку Концептуальная фотография что это. Картинка про Концептуальная фотография что это. Фото Концептуальная фотография что это

Создай свой мир сам

Фотоснимок этой просто суперской кружки является прототипом аналогичных кружек Canon. Кофейная кружка-объектив это аксессуар который тяжело не полюбить.

Концептуальная фотография что это. Смотреть фото Концептуальная фотография что это. Смотреть картинку Концептуальная фотография что это. Картинка про Концептуальная фотография что это. Фото Концептуальная фотография что это

Для настоящего профессионала

Неоднозначный концептуальный снимок, напоминающий что и король и пешка находятся в одинаковой зависимости и по окончанию игры отправляются в одну коробку.

Концептуальная фотография что это. Смотреть фото Концептуальная фотография что это. Смотреть картинку Концептуальная фотография что это. Картинка про Концептуальная фотография что это. Фото Концептуальная фотография что это

Что наша жизнь, игра…

Творческий полет фантазии и мастерство исполнения этого концепта достойны восхищения, хоть и вызывают противоречивые эмоции.

Концептуальная фотография что это. Смотреть фото Концептуальная фотография что это. Смотреть картинку Концептуальная фотография что это. Картинка про Концептуальная фотография что это. Фото Концептуальная фотография что это

Думаю что Вам не хотелось бы оказаться на месте этих виноградинок. На их «лицах» застыл неподдельный ужас, хотя в общем фото выглядит довольно весело и даже трогательно. Впечатляющее внимание к деталям и очень умело выполненная концепция.

Концептуальная фотография что это. Смотреть фото Концептуальная фотография что это. Смотреть картинку Концептуальная фотография что это. Картинка про Концептуальная фотография что это. Фото Концептуальная фотография что это

Здесь заключена отличная идея. Просто следуйте зову своего сердца.

Концептуальная фотография что это. Смотреть фото Концептуальная фотография что это. Смотреть картинку Концептуальная фотография что это. Картинка про Концептуальная фотография что это. Фото Концептуальная фотография что это

Это пожалуй самый непринужденный и искренний концепт на тему особенностей общения близких людей раскиданных по всему миру. Ведь порой приходится часами а то и сутками лететь или ехать к родному человеку ради того, чтобы осуществить хотя бы такой простой жест как рукопожатие.

Концептуальная фотография что это. Смотреть фото Концептуальная фотография что это. Смотреть картинку Концептуальная фотография что это. Картинка про Концептуальная фотография что это. Фото Концептуальная фотография что это

Международное рукопожатие – пример фотографий без пределов

Следующая реклама выполнена по заказу Polident Denture Care. Она гласит о том, что кусая яблоко в протезах его твердость вы ощущаете как киви. В разных вариантах в ней изображается персик, сахарный тростник или другие неожиданные наполнители, но везда с мягкой серцевинкой.

Концептуальная фотография что это. Смотреть фото Концептуальная фотография что это. Смотреть картинку Концептуальная фотография что это. Картинка про Концептуальная фотография что это. Фото Концептуальная фотография что это

Любовь это процесс познания

Концептуальная фотография что это. Смотреть фото Концептуальная фотография что это. Смотреть картинку Концептуальная фотография что это. Картинка про Концептуальная фотография что это. Фото Концептуальная фотография что это

Человеческие эмоции сложны. Любовь – это лучшее/худшее чувство, которое появляется у человека. Оно может быть таким разным временами, что вы никогда не можете быть уверенным в том, что вы знаете о нём все. Интересно, можно было бы выучить все о любви и сложностях человеческих чувств из книг? Простота, краски и объект этой фотографии моментально цепляет глаз.

Эта забавная концепция восприятия такого простого и казалось бы заурядного продукта как яйца, поражает свежестью идеи и легким, юмористическим окрасом. Особое умиление вызывает мимика и выражение глаз на каждом лице-яйце.

Концептуальная фотография что это. Смотреть фото Концептуальная фотография что это. Смотреть картинку Концептуальная фотография что это. Картинка про Концептуальная фотография что это. Фото Концептуальная фотография что это

Если предыдущие концептуальные фото интриговали и смешили, то эта работа прямо таки пугает своей реалистичностью и поражающим вниманием к деталям.

Концептуальная фотография что это. Смотреть фото Концептуальная фотография что это. Смотреть картинку Концептуальная фотография что это. Картинка про Концептуальная фотография что это. Фото Концептуальная фотография что это

Реклама для компании Toyo ловко и креативно применила образ осьминога для иллюстрации своего слогана.

Концептуальная фотография что это. Смотреть фото Концептуальная фотография что это. Смотреть картинку Концептуальная фотография что это. Картинка про Концептуальная фотография что это. Фото Концептуальная фотография что это

Шины Toyo: осьминог

У всех бывают тяжелые дни, когда чуствуешь себя абсолютно выбитым из колеи, и неправильным кажется даже восприятие самого себя. Этот концепт просто и ярко демонстрирует как можно использовать самые обычные предметы для мощьного сообщения.

Концептуальная фотография что это. Смотреть фото Концептуальная фотография что это. Смотреть картинку Концептуальная фотография что это. Картинка про Концептуальная фотография что это. Фото Концептуальная фотография что это

Очень оригинальная идея. Прекрасно сопоставлено спокойствие на лице женщины и резвые лошади, в образе которых развеваются кончики ее волос. Идея отображает контрастность состояния тела и мысли.

Концептуальная фотография что это. Смотреть фото Концептуальная фотография что это. Смотреть картинку Концептуальная фотография что это. Картинка про Концептуальная фотография что это. Фото Концептуальная фотография что это

Эскадрон моих мыслей шальных

Концептуальная фотография что это. Смотреть фото Концептуальная фотография что это. Смотреть картинку Концептуальная фотография что это. Картинка про Концептуальная фотография что это. Фото Концептуальная фотография что это

Слушать не значит слышать

Следующая работа,- реклама зоопарка Сафари,- содержит в себе поразительно емкую концепцию и приятно удивляет прекрасным визуальным исполнением полностью соответствующим слогану.

Концептуальная фотография что это. Смотреть фото Концептуальная фотография что это. Смотреть картинку Концептуальная фотография что это. Картинка про Концептуальная фотография что это. Фото Концептуальная фотография что это

“Слейся” – слоган зоопарка Сафари

Прекрасно воссозданая идея желания самореализации.

Концептуальная фотография что это. Смотреть фото Концептуальная фотография что это. Смотреть картинку Концептуальная фотография что это. Картинка про Концептуальная фотография что это. Фото Концептуальная фотография что это

Еще один пример одушетворения продуктов питания. Очень емкая и креативная задумка подкреплена качественным исполнением.

Концептуальная фотография что это. Смотреть фото Концептуальная фотография что это. Смотреть картинку Концептуальная фотография что это. Картинка про Концептуальная фотография что это. Фото Концептуальная фотография что это

Концепт похож на предыдущий, но уже с позитивным посылом. В этой рекламе ожившее молоко символизирует положительный эффект, оказываемый на сердце и тело человека.

Концептуальная фотография что это. Смотреть фото Концептуальная фотография что это. Смотреть картинку Концептуальная фотография что это. Картинка про Концептуальная фотография что это. Фото Концептуальная фотография что это

Сила в каждой капле

Концептуальная фотография что это. Смотреть фото Концептуальная фотография что это. Смотреть картинку Концептуальная фотография что это. Картинка про Концептуальная фотография что это. Фото Концептуальная фотография что это

Бренность человеческого тела и безысходность потерь близких, родных людей, половинок символизирует эта пара вишен.

Концептуальная фотография что это. Смотреть фото Концептуальная фотография что это. Смотреть картинку Концептуальная фотография что это. Картинка про Концептуальная фотография что это. Фото Концептуальная фотография что это

Восхитительная детализированная инсталляция города, построенного из пепла обычной сигареты.

Концептуальная фотография что это. Смотреть фото Концептуальная фотография что это. Смотреть картинку Концептуальная фотография что это. Картинка про Концептуальная фотография что это. Фото Концептуальная фотография что это

Город которого нет

Как не странно, но этот концепт подчеркивает мысль, которая и без того часто проскакивает в наших головах: жизнь трудна. Помидор в самом соку так аппетитно выглядит поблескивая каплями воды, но ведь его помыли чтобы сьесть…

Концептуальная фотография что это. Смотреть фото Концептуальная фотография что это. Смотреть картинку Концептуальная фотография что это. Картинка про Концептуальная фотография что это. Фото Концептуальная фотография что это

Эта, на первый взгляд непринужденная композиция иллюстрирует неумолимый бег времени и бессилие человека перед этим размеренным процесом.

Концептуальная фотография что это. Смотреть фото Концептуальная фотография что это. Смотреть картинку Концептуальная фотография что это. Картинка про Концептуальная фотография что это. Фото Концептуальная фотография что это

Общественная реклама от FEMA описывает простую и парадоксально доступную программу сокращения и борьбы с последствиями стихийных бедствий. При всей простоте заявленой идеи типографика кирпичами просто ошеломляет.

Концептуальная фотография что это. Смотреть фото Концептуальная фотография что это. Смотреть картинку Концептуальная фотография что это. Картинка про Концептуальная фотография что это. Фото Концептуальная фотография что это

Сократить эффекты бедствия

Концептуальная фотография что это. Смотреть фото Концептуальная фотография что это. Смотреть картинку Концептуальная фотография что это. Картинка про Концептуальная фотография что это. Фото Концептуальная фотография что это

И на прощание немножко юмора: вот так вот выглядел бы ваш язык, будь у него личная жизнь.

Источник

Что такое концептуальная фотография.
Август Зандер

Мы продолжаем публиковать статьи известного фотографа, преподавателя и автора популярного фотоблога Ильи Рашапа. Его материалы читают тысячи людей − от любителей фотографии до профессионалов. Статьи Рашапа отличаются от других дерзким и провокационным стилем, полным сарказма и чёрного юмора. Манера автора может показаться вам немного жёсткой (ибо рассчитана на постоянных читателей), но, поверьте, этот человек знает, о чём пишет! Более подробно узнать о нём можно из интервью, которое Илья дал нашему журналу, а также − из его собственных статей.

Среди тех, кто иногда заглядывает в мою фабрику по сжиганию фотографов рубрику «Разбор полётов» иногда попадаются розовые пони, питающиеся радугой, которые со слезами на глазах, заламывая руки, вопрошают: «Илья, ну почему, почемуууу вы только ругаете, а никого не хвалите?»

Да, вашу ж мать, уважаемые лошадки, вся суть этой рубрики и заключается как раз в том, что во мне очень много дерьма поисках недостатков. А заодно, попутно, в попытке дать людям возможность видеть в фотографии чуть больше, чем сумму слагаемых.

Но вот пока я думал об этом, готовясь к очередному «Разбору полетов», последняя мысль меня и зацепила. Я очень долго отказывался даже пытаться описывать проекты знаменитых авторов, давать им оценку или раскрывать суть. Дело в том, что я не искусствовед и не философ. Я просто кое-что знаю о фотографии и чуток умею снимать. «Бери ношу по себе, чтоб не падать при ходьбе».

Однако, черт возьми, ведь я же и не учебник, вроде, тут пишу, так? Я просто делюсь своими мыслями, тем, что я сам знаю о фотографии. И в таком контексте — а почему и нет?

Признаться, сам я очень увлеченно ищу и впитываю любую интересную информацию об искусстве, как современном, так и классическом. Разок «подсев» на эту иглу, чуть-чуть раскрыв горизонты, хочется все больше и больше знаний. Это очень интересно, это страсть, это другое качество впечатлений и диалога при просмотре фото и живописи. И я решил поделиться с вами этими ощущениями, а, может быть, и подсадить вас на ту же иглу, кто знает. 🙂

Закончили с оправданиями, переходим к сути.

Я решил не мелочиться, а сразу рассказать о, пожалуй, наиболее глобальном по своей философии тренде в современном искусстве – «Концептуальной фотографии».

Авторы, о которых буду писать (Зандер, Бехеры, Гурски), представлены в знаменитой галерее Тейт.

И начнем мы с основателя данного направления Августа Зандера (August Sander). Фотограф родился в Германии 17 ноября 1876 года в семье плотника. Свою первую фотокамеру он получил в подарок от дяди на день рождения, и с тех пор это стало делом всей его жизни. Во время службы в армии Август Зандер работал помощником фотографа. В 1901 году он устроился в фотоателье, а впоследствии открыл собственный бизнес в городе Кёльн. Примерно в 1911 году Зандер начал свой самый знаменитый фотопроект, который называется «Люди XX века» (Menschen des 20 Jahrhunderts).

Источник

Концептуальная фотография что это

Фото Чарльза Рэя, Plank Piece I, II 1973 © Charles Ray www.zwirnerandwirth.com

Елена ЗЫРЯНОВА

Как течение концептуальное искусство стало складываться и заявлять о себе в конце 1960-х, хотя сам термин «концептуализм» был предложен еще в 1961 году Генри Флинтом — когда художник Солом Левитт выпустил первый манифест под названием «Параграфы концептуального искусства». В нем был сформулирован главный принцип нового искусства, в котором «идея, или концепт, является самым важным аспектом работы». Сама «идея становится машиной, которая создает искусство». Мастерство исполнения в этом случае вторично.

Тем самым возрождались идеи, высказанные еще на заре XX века Марселем Дюшаном, в которых конечный продукт ничего не значил по сравнению с замыслом и процессом его реализации. В итоге концептуализм расправился с традиционной иерархичностью в художественном искусстве, с привилегированным положением, которое, казалось, пожизненно занимали живопись и скульптура.

Исходный материал и уровень создания произведения оказались не столь важны, что изрядно поспособствовало смешению между собой в одном произведении скульптуры, живописи, видео, перформанса и, конечно, фотографии. Стирание границ между видами искусства подчас делало затруднительным идентификацию законченного произведения. Это замешательство комментировали и сами авторы. Так, Джефф Уолл охарактеризовал свои работы: «Не фотография, не кино и не живопись, хотя все эти роды искусства имеют к ним непосредственное отношение». Свои лайт-боксы он называл «абсолютной синтетической технологией».

Габриель Ороско, говоря о своем творчестве, не считает возможным «отделение фотографии от своей скульптурной практики». Он же формулирует и другую актуальную проблему в фотографии, вновь воскресшую в 1960–1970-х и продержавшуюся долгое время в концептуальной практике: «Я использовал фотографию точно так же, как я использовал в разное время другие материалы и объекты, находившиеся вокруг меня, не думая о фотографии как специфическом концептуальном решении».

Фото Марселя Брутэра, La Soupe De Daguerre (The Soup of Daguerre) 1974 © Marcel Broodthaers www.zwirnerandwirth.com

Более того, в начале 1970-х уже активно идет речь об утрате фотографией статуса выразительного средства, за которое она отважно боролась на протяжении всего XIX — начала XX века. Многие художники, исповедовавшие концептуализм, более не интересуются фотографией как таковой, для них она становится инструментом/материалом, интересным и полезным в том случае, когда с помощью него можно реализовать свои идеи. В этот момент возникло и активно декларировалось жесткое различие между концептуальной и художественной фотографией.

Исходя из этого в концептуальной фотографии условно сложилось два направления, одно из которых представляют Джефф Уолл, Томас Деманд, Томас Страт, Андреас Гурски, отстаивающие права фотографии как независимой художественной формы. Эд Руша, Роберт Смитсон, Виктор Бирджин, Ханс Хааке, Габриэль Ороско и другие используют фотографию наравне с другими видами искусства, часто смешивая их между собой, для реализации собственных идей. В этом направлении превалирует документальная, часто информационная функция фотографии. Другие авторы, такие как Алан Секула, Джон Пахвл, Сидни Шерман и Вольфганг Тильманс, работающие в области концептуальной фотографии, остаются вне этих достаточно условных направлений.

Ряд концептуальных художников относились к фотографии исключительно как к удобному средству запечатления действительности, коим она единогласно была признана еще в XIX столетии. Под действительностью в данном случае следует понимать различные «сиюминутные» виды творческой деятельности, как, например, перформансы. Представление «Поющие скульптуры», которое разыграли в 1970 году одевшиеся в одинаковые пиджаки и раскрасившие свои лица под бронзу Гилберт и Джордж, стало доступным для взгляда последующих поколений только благодаря фотографии.

Гилберт и Джордж. «Поющие скульптуры». 1970

Если в этом случае фотография, возможно, счастливое стечение обстоятельств, то для Брюса Наумэна («Автопортрет как фонтан»), Дениса Оппенгейма («Позиция для чтения от ожога второй степени») и Анны Мендеты (временные силуэты на земле из снега и цветов) фотография — неотъемлемая часть действия. Их перформансы были задуманы так, чтобы быть непременно сфотографированными. Причем в последнем случае цветные фотографии сделанных силуэтов продавались как сувениры. По словам Оппенгейма, «фотография была в данном случае нужна только для демонстрации основного вида искусства».

Фото Брюса Номана, Reproduction Proof of “Self Portrait as Fountain” 1966 © Bruce Nauman www.zwirnerandwirth.com

Одной из центральных проблем концептуального искусства стало взаимоотношение слова и изображения. Сосредоточенность концептуальных авторов на вербальном в большей степени, чем на визуальном аспекте как виде художественной практики, отразилось в присутствии текста, который стал частью произведения во многих работах и, в частности, фотографических. Появляющиеся вместе, слово и изображение каждый раз демонстрируют различные модели возможных отношений.

«Взаимная отчужденность» очевидна в хрестоматийной работе Джозефа Кошута «Один и три стула», состоящей из трех частей/объектов: стула реального, сфотографированного и в виде текста-описания из словаря. Идея заключается в несоответствии изображения его вербальному определению, поскольку, как известно, в английском языке слово chair имеет несколько разных значений и не только «стул». Словом «обличение» можно охарактеризовать тандем текста и фотографических изображений в проекте Ханса Хааке «Шапольски и др., холдинги недвижимости Манхэттена, социальная система в реальном времени на 1 мая 1971 года», запрещенный к показу на персональной выставке в Музее Гуггенхайма. 142 черно-белые фотографии с изображением старых домов, купленных неким Шапольски для последующего сноса и перепродажи, под которыми были размещены аккуратные сводки-закладные.

Фото Ханса Хааке. «Шапольски и др., Холдинги недвижимости Манхэттена, социальная система в реальном времени на 1 мая 1971 года» © Hans Haake

Английский концептуалист Виктор Берджин пошел еще дальше, полностью сосредоточившись на своей «скрипто-визуальной практике». Берджин верил, что концептуализм наконец «вывел искусство из сосредоточения на форме и вновь обратил его к обществу и истории». Традиционной живописи Берджин предпочел фотографию и видео. В 1976 году им была создана серия UK76, состоящая из 11 частей. В работе из этой серии «Сегодня это завтра, которое ты обещал вчера» название соответствует последней строчке стихотворения, расположенного прямо в самом пространстве изображения. Индустриальный район в захолустном пригороде Великобритании вступает в явное противоречие с текстом, сообщающем о море, экзотических птицах и редких растениях, где-то совсем не здесь, вдали от серой убогой реальности, зафиксированной фотокамерой. «Ранним утром туман растворился. И солнце светит над Тихим океаном. Ты стоишь, словно Бальбоа завоеватель … Морская выдра плавает в спокойной воде. Пеликаны лениво плескаются в буруне…»

Текст, кажется, досконально воспроизводит рекламный стиль туристических текстов. Последняя строчка, она же название работы, выделена размером и кажется авторским дополнением. Отношение между тестом и изображением как фантазия/реальность, сегодня/завтра, правда/ложь можно назвать вполне ироническим.

Во всех вышеописанных случаях фотография использовалась исключительно как «неэстетический документ». Коллекционировать «факты» и представлять с помощью них свои идеи любил американский художник Эд Руша, лишь по досадному недоразумению первоначально записанный в поп-художники. В 1963 году художник создал свою первую из 16 фотографических книг, каждая из которых состоит из изображений на заданную тему и небольших текстов.

Фото Эда Руша. «26 заправочных станций». 1963 © Ed Rush

Первая книга «26 заправочных станций» была всецело посвящена американским бензоколонкам (художником также были созданы живописные работы на эту тему). 26 черно-белых фотографий представлены как своеобразная травелогия: от Лос-Анджелеса до Оклахомы и обратно. Последнее изображение со словом Fina на заправке невольно ассоциируется с Fine, что обычно свидетельствует о конце фильма. И в случае с Руша подобный намек не выглядит случайным. Если оценивать эти фотографии с художественной точки зрения, то они не выдерживают критики, и, как заметил Филипп Лейдер, они «непрофессиональные, большинство из них просто плохи».

Фото Untitled (Romero with Parangole Cape 25, New York City, 1972) 1972/73 © Helio Oiticica www.zwirnerandwirth.com

С концептуальной точки зрения идея серийности и нехудожественное представление банального явления обыденной жизни как художественного объекта производит сильное впечатление. Сам автор признавался, что «использовал фотографию нехудожественно, она умерла как искусство». Свои книги он не считал альбомами по художественной фотографии, наоборот, они были в его глазах «техническим фактом подобно индустриальной фотографии».

Фото Рудольфа Шварцкольера, From Untitled Action, Summer, 1965 © Rudolf Schwarcogler www.zwirnerandwirth.com

Известными примерами индустриальной документальной фотографии, также обращающейся к проблеме типологии, являются концептуальные работы Бернда и Хиллы Бехер 1970-х годов. В более художественном и в несколько сюрреалистическом ключе вопросы индустриального мира, «культа машин» решает Томас Руфф в серии «Машины» 2003 года, специально для этого обрабатывая документальные снимки на компьютере.

Фото Шарлот Мурман, Untitled © Charlotte Moorman www.zwirnerandwirth.com

Оживить документальную фотографию, разбавив ее изрядной долей постановки, — такую задачу поставил перед собой фотограф Алан Секула, оставаясь верным выбранной стратегии как в 1973 году во время работы над серией «Аэрокосмические народные сказки», так и в 1990-х на проекте «Рыбная история». Последний растянулся на шесть лет и должен был представить документальную сагу о морской экономике. Или более прозаично — о месте моря в современной глобальной экономике. Итог проекта отражен дважды: в выставке (105 цветных фотографий, 26 текстовых панелей) и книге (96 цветных фотографий с чередующимися страницами текста, разбитыми на семь частей).

Фото Алана Секула. «Аэрокосмические народные сказки». 1973 © Alan Secula

Фотограф использует панорамный формат, смешивает различные фотографические стили, добиваясь выразительности огромного цветного изображения так, что это дает основание американскому критику и историку искусства Бенджамену Бухлоху говорить о «возвращении эстетики единичного изображения» и даже о замене им живописи. Так, романтизированный вид морского путешествия с очевидными художественными достоинствами изображения параллельно сосуществует с документальным проектом критики глобализации.

Кацусика Хокусай. «Порыв ветра». Гравюра на дереве из цикла «36 видов горы Фудзи». Между 1823—29 гг.

Фото Джеффа Уолла. «Внезапный порыв ветра». 1993 © Jeph Wall

Тотальная постановка, имитирующая документальный или даже скорее репортажный подход, фотография как «картина современной жизни», реконструкция идеи картины (подобно Г. П. Робинсону в XIX веке) — вот краткая составляющая художественной стратегии Джеффа Уолла. В его работах социальная правда выведена через позерство; компьютерный монтаж используется как способ для создания сверхреалистичных, правдоподобных изображений подчас с фантастическими героями; вместо привычной фотографии — большеформатные транспаранты, упакованные в лайт-боксы, как на заправочных станциях и торговых центрах. Различные современные проблемы Уолл решает в традициях модернизма, обращаясь к структурному пространству искусства прошлого, как, например, «Картина для женщин» и «Бар в Фоли-Бержер» Эдуарда Мане, «Внезапный порыв ветра» и «Порыв ветра» Кацусики Хокусая, «Утренняя уборка» и работы Жана Батиста Симеона Шардена.

2008 &#169 Елена Зырянова, специально для Prophotos.ru

Ещё фотографии по теме:

Фото Брюса Номана, Studies for Holograms (a-e)1970 © Bruce Nauman www.zwirnerandwirth.com

Фото Дэна Грэхама, Watertowers, Northern France (Villers-Carbonnel, Somme) 1967 © Dan Graham www.zwirnerandwirth.com

Фото Дэна Грэхама, Homes For America 1966-1967 © Dan Graham www.zwirnerandwirth.com

Фото Фишли и Вэйса, Wurst Serie: Im Teppichladen (Sausage Series, In the Carpet Shop) 1979 © Fishli, Weiss www.zwirnerandwirth.com

Фото Йона Йонаса, Untitled (Joan Jonas performing ‘Twilight’) 1975 © Joan Jonas www.zwirnerandwirth.com

Фото Брюса Номана, Reproduction Proof of “Bouncing in the Corner No. 1” 1968 © Bruce Nauman www.zwirnerandwirth.com

Фото Джузеппе Пенона, Untitled 1974 © Giuseppe Penone www.zwirnerandwirth.com

Фото Сидни Шерман «Без названия № 87». 1981 © Sidny Shermann

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *