Концерн за что отвечает
Что такое концерн
Концерн – наиболее сложный вид объединения с особой структурой. Он объединяет в себе субъекты самых разных организационных форм: промышленные предприятия, банковские учреждения, транспортные компании, торговые предприятия. Объединение происходит добровольно. Происходит централизация функций субъектов. Концерн предполагает совместную инвестиционную, техническую и прочие формы деятельности. Каждый субъект, входящий в концерн, считается самостоятельным. Одновременно с этим организуется единое управление различными функциями.
Нюансы деятельности концернов
Юридически все субъекты, включенные в концерн, считаются самостоятельными. Однако фактически они взаимозависимы. Все субъекты контролируются одним центральным органом. Субъект может входить только в один концерн. Предприятия не могут принимать участие сразу в нескольких концернах. Концерны подразумевают интеграцию производства с диверсификацией. Интеграция отличается вертикальной формой. То есть объединение владеет полноценным технологическим циклом. Он включает в себя процессы в нескольких сферах.
Происходит централизация капитала, производственных мощностей. Одновременно с этим сохраняются возможности диверсификации. Все это обуславливает следующие преимущества:
Базовая характеристика концерна – единое имущество. То есть имущество субъектов становится общей собственностью объединения. Взаимная зависимость наблюдается также и в экономическом смысле. Базовая функция объединений – это налаживание сбыта.
Цели образования концернов
Концерн может быть образован в следующих целях:
По сути, формирование концерна позволяет создать империю с полным циклом производства.
К СВЕДЕНИЮ! Среди преимуществ концерна можно отметить повышенный уровень кооперирования, возможность влиять на поставщиков, улучшение имиджа, уменьшение себестоимости продукции. Среди минусов объединения следует отметить ограниченную самостоятельных субъектов.
Разновидности концернов
Рассмотрим формы концернов, наиболее популярные в РФ:
Объединение субъектов обеспечивает увеличение ресурсов. Часто концерн расширяется до создания собственных исследовательских лабораторий. Объединения подразделяются на данные типы:
В концерн могут входить субъекты одной или нескольких сфер. Крупнейшие объединения распространяются на всю отрасль. Как правило, концерны образуются в тех отраслях, в которых имеется массовое производство. Это может быть машиностроение, строительство, авто.
К СВЕДЕНИЮ! Часто создаются транснациональные концерны. Они предполагают работу в нескольких государствах. Нужно это для извлечения выгоды от разных налоговых ставок в различных странах. Наибольшая прибыль остается там, где налогообложение наиболее щадящее.
Особенности конгломератов
Конгломерат – объединение смешанного типа, которое имеет смысл рассмотреть в особом порядке. Это объединение разнородных субъектов, при котором не образуется производственная мощность. В Америке конгломератом именуются концерны, образованные в сжатые сроки путем поглощения большого числа самостоятельных компаний. Рассмотрим основные особенности конгломератов:
Специфика и структура конгломератов зависят от конкретного государства. Рассмотрим цели образования таких объединений:
Создавать конгломерат имеет смысл в том случае, если приоритетом является доступ к инновациям.
Способы создания концерна
Создать концерн можно различными путями. Рассмотрим основные способы:
Концерн может быть сформирован путем поглощения нескольких фирм.
Управление концерном
Концерн – это сложнейшая структура, а потому управление ей должно быть правильно организованным. Рассмотрим его главные особенности:
Материнская компания контролирует все аспекты деятельности субъектов, входящих в объединение. Это позволяет согласовать работу для быстрого достижения поставленных целей.
Налогообложение концернов
С точки зрения законодательства, концерн не является самостоятельным субъектом. Связано это с тем, что объединение не может считаться юридическим лицом. Следовательно, каждый субъект, входящий в концерн, считается самостоятельным участником налоговых отношений. Каждая компания начисляет и выплачивает налог в отдельном порядке. Взаимосвязи между налоговыми объектами нет.
Субъекты не обязаны отвечать за задолженности по налогам других компаний, с которыми они объединены. Данное правило установлено частью 2 статьи 105 ГК РФ. Однако есть исключения. Если задолженность по налогам образовалась позднее 3 месяцев назад, в суде налоговый орган можно предъявить соответствующие претензии дочерним организациям. Однако возможно это только в том случае, если на счет материнской компании поступают средства от деятельности дочерних организаций.
Что такое концерн. Объясняем простыми словами
Концерн считается наиболее распространённой и развитой формой интеграции компаний. При этом концерны — одна из самых сложных форм объединения. Их особенность в том, что они включают в себя предприятия из разных отраслей. Например, производственные, финансовые, транспортные и торговые компании.
Другой важный признак концернов — единство собственности входящих в них фирм, предприятий, банков. Участники концернов взаимозависимы по существу экономических отношений.
Среди известных концернов — Samsung, Volkswagen и General Motors.
Примеры употребления на «Секрете»
(Из новости о расширении экосистемы компании «Калашников».)
«Откуда мы знаем о НЭПе? Основной источник для нас — «Золотой телёнок» и «12 стульев» Ильфа и Петрова. Напомню, там был концерн «Геркулес» — в нём легко узнать любую современную госкорпорацию. Нужно отходить от «экономики концерна «Геркулес»».
(Главный экономист «Эксперт РА» Антон Табах — о необходимости менять экономическую политику в России.)
Ошибки в употреблении
Концерн легко спутать с холдингом или конгломератом. В отличие от концерна в холдинге есть материнская компания, которая контролирует дочерние или зависимые компании, объяснила «Секрету» руководитель Российского центра компетенций и анализа стандартов ОЭСР РАНХиГС Антонина Левашенко. А конгломераты — это холдинги, в которых материнская компания владеет долями в зависимых компаниях, но юридически последние независимы.
Нюансы
Концерн — структура с доминирующей производственной составляющей, отметила доцент кафедры национальной экономики экономического факультета РУДН Юлиана Соловьёва.
«Для концернов типично сохранение юридической и хозяйственной самостоятельности участников, но с учётом координации со стороны доминирующих финансовых структур», — отметила она.
Участники концерна не могут одновременно входить в состав других концернов.
Плюсами концернов считают возможность концентрировать финансовые ресурсы, достаточно высокий уровень кооперирования производства и централизованную систему контроля. Недостатком — ограниченная самостоятельность участников.
Факты
В России концерны существуют в следующих формах:
С точки зрения системы участия в капитале существуют:
Концерн
Добавлено в закладки: 0
Концерн – это большое объединение разных предприятий и организаций, которые имеют общий капитал, общие интересы деятельности и принимают участие в общих проектах. Зачастую ядром такого объединения является крупное главное предприятие. Оно может владеть акциями большей части предприятий, которые входят в Концерн. Составные части концерна при этом сохраняют свой статус юридических лиц, и являются филиалами головной компании. Концерны являются одной из форм централизации капитала и производства. Зачастую такие объединения появляются в области инвестирования и в сфере управления финансами. Концерны могут появляться и на международном уровне – такие объединения называются транснациональных.
Значение и толкование Концерн
Концерн (нем. der Konzern ) — это промышленная финансовая группа компаний различных отраслей промышленности, что её и отличает от прочих форм объединений. К примеру, концерн Mitsubishi в себя включает предприятия электронной, автомобильной, судостроительной и других отраслей промышленности. Типичным является сбережение хозяйственной и юридической самостоятельности участников, но учитывая координацию со стороны финансовых доминирующих структур. Участники концернов обычно объединяют не лишь экономический потенциал, но и усилия рыночной стратегии. Главным преимуществом концерна является концентрация финансовых и прочих ресурсов.
Термин «концерн» заимствовали из немецкого языка (куда пришёл из английского, а начало от латинского «concernere» — смешивать) и связан тесно с историей развития экономики Германии и особенностями законодательства Германии. Но ошибочно считать, что именно там возникли первые концерны. Считают, что первый в мире концерн и прообраз будущих конгломератов создал Козимо Медичи во Флоренции. Группа его компаний ещё в конце XIII — начале XIV века имела представительства в том числе в Африке и в Исландии, отправляла работников и транспортировала товары по Великому шёлковому пути из Азии, включала в себя торговые дома банки. Само понятие концерна появилось лишь спустя несколько сотен лет. Вначале появились похожие на современные биржи (хотя прообразы были с 1351 г в Венеции, первая биржа открылась в 1602 в Амстердаме), затем с развитием индустриализации активизировали банковскую деятельность и частные предприятия стали объединять в конгломераты, группы, концерны.
Определение термина Концерн
Особенности концерна
Отличают горизонтальные концерны, вертикальные концерны, и смешанные концерны (называемые также конгломератами). Под вертикальными подразумевают объединения фирм, которые охватывают весь цикл от покупки материалов через изготовление до сбыта одного определённого типа продукции — к примеру, Фольксваген, который объединяет все аспекты автопроизводства. Горизонтальные концерны объединяют обычно похожие фирмы с разной клиентурой, к примеру, объединение пивоварен с разными сортами пива. Большую роль в становлении современных концернов играла динамика финансовых рынков 1960-х, с перемежающимися типично подъёмами и спадами. Это дало конгломератам возможность скупать компании по уменьшенным ценам на займы в банках, показывать с инвестиций хороший возврат, получать бо́льшие кредиты и применять финансовые рычаги, создавая, таким образом, цепную реакцию. Так получили сильное развитие или возникли японская Мицубиси, немецкий Сименс, американский Дженерал Электрик.
Слово концерн в русском языке зачастую применяют в отношении к финансово-промышленным мультинациональным группам Европы, к примеру ThyssenKrupp, Сименс, BASF, Фольксваген, SIKA. Тогда как в отношении к американским образованиям обычно употребляют термин «финансовая группа», «группа корпораций» или ФПГ.
Концерн — что это такое, виды, плюсы и минусы
В условиях современной экономики организации предпочитают объединяться в более крупные компании, что даёт им большое преимущество на рынке. Такие объединения (концерны) могут характеризоваться разными структурами и иметь ряд отличительных особенностей. Существуют конкретные причины формирования концернов, о которых следует знать.
1. Что такое концерн простыми словами
Концерн (от англ. «concern») — это разновидность объединений из нескольких самостоятельных организаций, осуществляющих свою деятельность в разных отраслях экономики. Каждый из субъектов при входе в концерн потеряет лишь часть независимости из-за общей политики, стратегии и руководства.
Лидером концерна практически всегда выступает одна самая крупная компания. Она владеет контрольным пакетом активов остальных компаний или заключает договор о сотрудничестве. В таком случае, данный концерн будет иметь общие характеристики с таким объединением как холдинг. В некоторых случаях в концерн входят равноправные организации, которые договариваются о сотрудничестве, опираясь на общую рыночную стратегию и договор.
Независимо от типа отношений внутри объединения, участники концерна должны выбрать единое руководство, которое будет иметь все необходимые возможности и инструменты для контроля всех предприятий не только благодаря праву собственности, а и за счёт репутации, влияния и прямого управления.
В большинстве случаев концерн объединяет в себе производственные предприятия, контролирующие более мелкие торговые, транспортные и финансовые организации. Контроль над последними, это одна из характерных черт концернов.
Например, если говорить о немецком концерне «Volkswagen», в него входят не только те предприятия, которые производят автомобили. Он объединяет в себе организации, работающие в финансовой, электронной, судостроительной и других отраслях.
Касательно российского законодательства, в нём не говорится о таком понятии как «концерн». В связи с этим, эксперты сталкиваются с рядом проблем в толковании данного понятия. В зависимости от источника, можно отыскать разные характерные особенности концернов. Это будет происходить до тех пор, пока на законодательном уровне не будет определено официальное понятие концернов.
2. Разновидности и классификация
Концерны характеризуются разной структурой организации. В зависимости от данных особенностей, выделяют три основных разновидности объединений:
Имея представления о каждой из разновидностей, их можно с легкостью выявить, изучив участников того или иного рынка.
2.1. Вертикальные концерны
В данном случае концерн является объединением из нескольких организаций, формирующих весь цикл производства товара. Первая стадия цикла, это закупка сырья, а последняя, сбыт. Один из самых ярких примеров такого концерна на российском рынке это «Лукойл». На его долю приходится примерно 3% от мировой добычи нефти. Бизнес модель данного концерна состоит из функционирования большого количества предприятий.
Поскольку каждая входящая в группу организация является частью большой цепочки, они зависят друг от друга. Например, одни компании занимаются разведкой местонахождения залежей газа или нефти, а остальные производят добычу, переработку и на последнем этапе, продажу. Зачастую, для этого используются уже налаженные розничные и оптовые сети.
Рассматривая ситуацию на примере того же Лукойла, на этапе добычи нефти и благодаря централизации финансов и производственных ресурсов, концерну удаётся добиться низкой себестоимости добытого сырья. Затем, концентрация производства и возможность реализации помогает объединению избавиться от зависимости колебаний цен на мировом рынке.
В дальнейшем, это поможет увеличить свою конкурентоспособность. Также не стоит забывать о том, что крупные концерны, в том числе и Лукойл, занимаются распределением рисков следующим способом:
Вертикальные концерны относятся к самым финансово устойчивым, что обеспечено собственным и независимым производственным циклом.
2.2. Горизонтальные
Здесь речь идёт об объединении из нескольких организаций, осуществляющих свою деятельность в одной области экономики. Предприятия в данном случае производят аналогичный продукт, но потребитель при этом разный. Примером может служить любой концерн, занимающиеся пошивом одежды, чьи предприятия расположены в нескольких странах мира.
Такие концерны отличаются высокой конкурентоспособностью благодаря деятельности одновременно в нескольких государствах. Также такой эффект достигается благодаря большому ассортименту одежды для разных клиентов. Например, речь может идти о спортивной одежде, классической или модельной для мужчин, женщин и детей.
2.3. Смешанные
В условиях современной рыночной экономики наиболее часто встречаются именно смешанные концерны. Группа объединяет в себе разнородные организации независимо от разновидности хозяйственной деятельности.
При этом, концерн характеризуется единым финансовым контролем. В некоторых случаях, смешанные объединения образуются за счёт поглощения более мелких организаций. Один из самых ярких примеров такого концерна, это японская компания «Hitachi LTD». В её состав входит более 1000 мелких и средних организаций.
3. Типы объединений
Существуют такие варианты объединения организаций в концерн как:
4. Финансовая структура
Существует 2 типа финансовой организации концернов:
5. Плюсы и минусы концернов
После того, как организация входит в единую сеть концерна, у неё появляется возможность воспользоваться рядом преимуществ. В дальнейшем, каждое из них помогает повысить уровень конкурентоспособности.
Для организации, вхождение в концерн не всегда сопровождается только преимуществами. Говоря о недостатках, практически все они связаны с тем, что независимо от вида объединений, они являются одной из форм монополии. Также стоит учесть, что приближенность организации к монопольному статусу негативно отражается на конкуренции внутри рынка, что в дальнейшем может негативно отразиться на нём следующим образом:
6. Отличается ли концерн от остальных объединений
Если сравнивать с холдингом, участники концерна могут похвастаться большей самостоятельностью в плане принятия каких-либо решений. Также они более независимы с экономической точки зрения. Но, границы между данными формами объединений всё равно стоит считать условными. Наиболее яркое отличие концерна от холдинга состоит только в том, что первый зачастую является производственной компанией с наличием вспомогательных структур.
Холдинг в свою очередь редко имеет своё производство и может являться, например, только финансовым.
Также не стоит путать концерны с такими монополистически формами как тресты, картели и синдикаты. Концерн может возникать с целью снизить производственные затраты посредством объединения организаций, формирующих единый технологический процесс.
Перед конгломератом стоит цель широкой диверсификации бизнеса. Другие формы объединений преследует цель регулирования цен, а также установки квот и распределения рынка сбыта по долям. Поскольку такая деятельность является незаконной, подобные группы рискуют рано или поздно столкнуться с антимонопольными службами.
Самая тесная форма объединений – картель. Это объясняется тем, что каждый из участников при вхождении в него не потеряет независимость, но при этом, должен подчиняться установленным внутренним правилам. Касательно синдикатов, здесь также есть возможность снижения конкуренции между участниками. Они сохраняют производственную независимость, но при этом, коммерческая будет потеряна.
Это означает, что члены объединения занимаются производством самостоятельно, а реализация происходит через объединённые, согласованные заранее потоки. Тресты – это самое прочное из объединений. Это объясняется тем, что участники группы объединяют в одно целое налаженные ранее механизмы сбита и производственные ресурсы.
Концерн является объединением из нескольких предприятий, которых связывает участие в капитале, какие-либо финансовые взаимоотношения, соглашения и контракты. Это всё сделано с целью повышения уровня производственно-сбытового сотрудничества. Кроме этого, участники группы объединены схожей стратегией коммерческой деятельности.
Концерны — разновидности и отличия от других объединений
В условиях современной экономики организации предпочитают объединяться в более крупные компании, что даёт им большое преимущество на рынке. Такие объединения (концерны) могут характеризоваться разными структурами и иметь ряд отличительных особенностей. Существуют конкретные причины формирования концернов, о которых следует знать.
1. Что такое концерн простыми словами
Лидером концерна практически всегда выступает одна самая крупная компания. Она владеет контрольным пакетом активов остальных компаний или заключает договор о сотрудничестве. В таком случае, данный концерн будет иметь общие характеристики с таким объединением как холдинг. В некоторых случаях в концерн входят равноправные организации, которые договариваются о сотрудничестве, опираясь на общую рыночную стратегию и договор.
Независимо от типа отношений внутри объединения, участники концерна должны выбрать единое руководство, которое будет иметь все необходимые возможности и инструменты для контроля всех предприятий не только благодаря праву собственности, а и за счёт репутации, влияния и прямого управления.
В большинстве случаев концерн объединяет в себе производственные предприятия, контролирующие более мелкие торговые, транспортные и финансовые организации. Контроль над последними, это одна из характерных черт концернов.
Например, если говорить о немецком концерне «Volkswagen», в него входят не только те предприятия, которые производят автомобили. Он объединяет в себе организации, работающие в финансовой, электронной, судостроительной и других отраслях.
Касательно российского законодательства, в нём не говорится о таком понятии как «концерн». В связи с этим, эксперты сталкиваются с рядом проблем в толковании данного понятия. В зависимости от источника, можно отыскать разные характерные особенности концернов. Это будет происходить до тех пор, пока на законодательном уровне не будет определено официальное понятие концернов.
2. Разновидности и классификация
Концерны характеризуются разной структурой организации. В зависимости от данных особенностей, выделяют три основных разновидности объединений:
Имея представления о каждой из разновидностей, их можно с легкостью выявить, изучив участников того или иного рынка.
2.1. Вертикальные концерны
В данном случае концерн является объединением из нескольких организаций, формирующих весь цикл производства товара. Первая стадия цикла, это закупка сырья, а последняя, сбыт. Один из самых ярких примеров такого концерна на российском рынке это «Лукойл». На его долю приходится примерно 3% от мировой добычи нефти. Бизнес модель данного концерна состоит из функционирования большого количества предприятий.
Поскольку каждая входящая в группу организация является частью большой цепочки, они зависят друг от друга. Например, одни компании занимаются разведкой местонахождения залежей газа или нефти, а остальные производят добычу, переработку и на последнем этапе, продажу. Зачастую, для этого используются уже налаженные розничные и оптовые сети.
Рассматривая ситуацию на примере того же Лукойла, на этапе добычи нефти и благодаря централизации финансов и производственных ресурсов, концерну удаётся добиться низкой себестоимости добытого сырья. Затем, концентрация производства и возможность реализации помогает объединению избавиться от зависимости колебаний цен на мировом рынке.
В дальнейшем, это поможет увеличить свою конкурентоспособность. Также не стоит забывать о том, что крупные концерны, в том числе и Лукойл, занимаются распределением рисков следующим способом:
Вертикальные концерны относятся к самым финансово устойчивым, что обеспечено собственным и независимым производственным циклом.
2.2. Горизонтальные
Здесь речь идёт об объединении из нескольких организаций, осуществляющих свою деятельность в одной области экономики. Предприятия в данном случае производят аналогичный продукт, но потребитель при этом разный. Примером может служить любой концерн, занимающиеся пошивом одежды, чьи предприятия расположены в нескольких странах мира.
Такие концерны отличаются высокой конкурентоспособностью благодаря деятельности одновременно в нескольких государствах. Также такой эффект достигается благодаря большому ассортименту одежды для разных клиентов. Например, речь может идти о спортивной одежде, классической или модельной для мужчин, женщин и детей.
2.3. Смешанные
В условиях современной рыночной экономики наиболее часто встречаются именно смешанные концерны. Группа объединяет в себе разнородные организации независимо от разновидности хозяйственной деятельности.
При этом, концерн характеризуется единым финансовым контролем. В некоторых случаях, смешанные объединения образуются за счёт поглощения более мелких организаций. Один из самых ярких примеров такого концерна, это японская компания «Hitachi LTD». В её состав входит более 1000 мелких и средних организаций.
3. Типы объединений
Существуют такие варианты объединения организаций в концерн как:
4. Финансовая структура
Существует 2 типа финансовой организации концернов:
5. Плюсы и минусы концернов
После того, как организация входит в единую сеть концерна, у неё появляется возможность воспользоваться рядом преимуществ. В дальнейшем, каждое из них помогает повысить уровень конкурентоспособности.
Для организации, вхождение в концерн не всегда сопровождается только преимуществами. Говоря о недостатках, практически все они связаны с тем, что независимо от вида объединений, они являются одной из форм монополии. Также стоит учесть, что приближенность организации к монопольному статусу негативно отражается на конкуренции внутри рынка, что в дальнейшем может негативно отразиться на нём следующим образом:
6. Отличается ли концерн от остальных объединений
Если сравнивать с холдингом, участники концерна могут похвастаться большей самостоятельностью в плане принятия каких-либо решений. Также они более независимы с экономической точки зрения. Но, границы между данными формами объединений всё равно стоит считать условными. Наиболее яркое отличие концерна от холдинга состоит только в том, что первый зачастую является производственной компанией с наличием вспомогательных структур.
Холдинг в свою очередь редко имеет своё производство и может являться, например, только финансовым.
Также не стоит путать концерны с такими монополистически формами как тресты, картели и синдикаты. Концерн может возникать с целью снизить производственные затраты посредством объединения организаций, формирующих единый технологический процесс.
Перед конгломератом стоит цель широкой диверсификации бизнеса. Другие формы объединений преследует цель регулирования цен, а также установки квот и распределения рынка сбыта по долям. Поскольку такая деятельность является незаконной, подобные группы рискуют рано или поздно столкнуться с антимонопольными службами.
Самая тесная форма объединений – картель. Это объясняется тем, что каждый из участников при вхождении в него не потеряет независимость, но при этом, должен подчиняться установленным внутренним правилам. Касательно синдикатов, здесь также есть возможность снижения конкуренции между участниками. Они сохраняют производственную независимость, но при этом, коммерческая будет потеряна.
Это означает, что члены объединения занимаются производством самостоятельно, а реализация происходит через объединённые, согласованные заранее потоки. Тресты – это самое прочное из объединений. Это объясняется тем, что участники группы объединяют в одно целое налаженные ранее механизмы сбита и производственные ресурсы.
Концерн является объединением из нескольких предприятий, которых связывает участие в капитале, какие-либо финансовые взаимоотношения, соглашения и контракты. Это всё сделано с целью повышения уровня производственно-сбытового сотрудничества. Кроме этого, участники группы объединены схожей стратегией коммерческой деятельности.