Концерт может иметь в своей структуре что
1. Понятие концерта, специфика, классификация
Концерты бывают самых различных видов:
· смешанный (музыкальные номера, художественное чтение, сцены из спектаклей и т.д.),
· эстрадный (легкая вокальная и инструментальная музыка, юмористические рассказы, цирковые номера и др.),
Наиболее распространен дивертисментный (сборный) концерт, в который может входить: пение, музыка, танцы, сценки, пародии и др. Такой концерт, тем более театрализованный, это произведение сценического эстрадного искусства, и важнейшая роль в нем принадлежит режиссеру.
1) Музыкальное произведение для одного или нескольких солирующих инструментов и оркестра.
2) Публичное исполнение музыкальных произведений.
3) Публичное исполнение произведений малых форм, соревнование разных жанров, видов исполнительского искусства.
Условно ревю можно разделить на 2 вида:
В (1) определяющим является сочетание значимости содержания с яркой зрелищностью. Постановка ревю-феерии характерна для мюзикл-холла и эстрадных коллективов подобного типа. В ревю-феериях основными компонентами являются разнообразные эстрадные, цирковые и другие драматургические номера, большие коллективы, танцевальные группы, эстрадные оркестры. Основную роль играет музыка. Сцен. решение в ревю-феерии отличает эффективное использование технических возможностей сцены.
Организация концертов представляет собой административно-технический процесс. Он состоит из нескольких этапов:
1. Создание рекламных кампаний, с последующим воплощением их в жизнь;
2. Разработка сценария. Режиссерская подготовка проекта;
3. Приглашения звездных исполнителей;
4. Техническое обеспечение концерта;
5. Оформление праздников дизайнерскими решениями;
6. Административный контроль и проработка трансферов исполнителей и участников.
Разного рода празднований, презентаций альбомов любимых исполнителей, концертных туров звёзд мировой и государственной эстрады, корпоративные и государственные праздники, спортивные соревнования круглый год собирают десятки тысяч людей на стадионах, площадях, концертных залах, плацах. Целые команды специалистов трудятся над организацией каждого мероприятия.
Понятие концерта и его типология.
Концерт – одна из сценических форм существования искусства, самый распространенный способ непосредственного общения артиста и публики.
Концерт – это всегда специально организованное выступление
артистов по определенной, заранее составленной программе, осуществляемое различными исполнительскими составами, в специальном помещении.
Концерт – один из видов публичных выступлений, в котором в той или иной форме находят свое выражение, по крайней мере, пять видов искусства: музыка, литература, хореография, театр, эстрада.
Основные функции концертно-зрелищных мероприятий:
1. организация досуга населения, т.е. предоставление условий для культурно наполненного отдыха;
2. мировоззренческаяфункция заключается в том, что мероприятие может оказывать влияние на формирование взгляда на жизнь;
3. воспитательная функция заключается в привитии человеку нравственных установок и ориентиров;
4. социализирующая – обеспечивает включение человека в общественную жизнь и усвоение им общественных стандартов и норм;
5. рекреационно-развлекательнаямаксимально способствует полноценному отдыху людей, восстановлению их физических и духовных сил, обеспечивает смену впечатлений, положительный эмоциональный настрой, снятие напряжение и усталости;
6. гедонистическая– человек получает удовольствие, наслаждение от посещения, просмотраконцертно-зрелищнойпрограммы;
7. сохранение и развитие народных традиций происходит, если мероприятие включает в себя жанры народной культуры;
8. компенсаторная– общечеловеческая концепция идеального мира заключена в празднике, а концертной программе всегда присуща праздничная атмосфера;
9. коммуникативная функция заключается в познании, приеме и передаче социальных установок, общении людей между собой;
10. познавательнаяфункция заключается в познании человеком на мероприятиичего-тонового.
Следует отметить, что все функции тесно связаны между собой. Вразличных концертно-зрелищных мероприятиях, в зависимости от их идеи и цели, будут превалировать различные функции.
В.Новаторов выделяет следующие разновидностиконцертов:
v по целевому назначениюнужно бы выделить концерты:
v по меступроведения:
v по способу построения программ:
v повидам исполнения:
• концерты народной музыки,
• концерты академических музыкальных коллективов (концерт оперный музыки,симфонической, камерной музыки, концерт хоровой музыки и др.);
• концерты джазовой и эстрадной музыки, рок-концертыи т.д.
v по художественной форме:
• Концертная программа («сборный концерт») требует установления точной, оправданной по жанру очередности и смены номеров; основную смысловую нагрузку несет конферансье. Кульминацией в таком концерте, чаще всего, является выступление артиста (или же группы артистов), представляющих наиболее высокий художественный уровень среди всех участников. Сборный концерт – концерт, состоящий из номеров разных жанров и разных исполнителей часть без единой тематической направленности.
• Концерт народного творчества. Главной задачей режиссера является нахождение органичного сочетания различных народных жанров с современными средствами выразительности, с решением актуальной темы.
• Моно-концерт(моноспектакль), где всю программу ведет один актер.
• Ревю-феерия и камерное ревю отличается наибольшей яркостью и зрелищностью. Постановкаревю-феерииособенно характерна для мюзик-холлов. Основными компонентами ревю-феерииявляются разнообразные эстрадные, цирковые и драматические номера, участие больших коллективов, танцевальных групп, эстрадного оркестра. Сценическое решение отличается сложностью и зрелищностью: эффективно используются технические возможности сцены (мгновенная перемена мест действия, различные превращения, сложное оформление, особеннаясветовая партитура, использование киноматериалов, пиротехники и т.д.).Постановки же камерного ревю характерны для театров миниатюр,первостепенное значение в них отводится разговорному жанру.
• Мюзик-холл — (англ. music музыка, hall зал; музыкальный зал,концертный зал) вид эстрадного театра, программы которого состоят из небольших концертных номеров разных жанров, составляющих целостную программу музыкально-эстрадных концертов.
• мюзикл, истоки которого коренятся во многих жанрах (от оперы, оперетты, водевиля, варьете и др.), то есть родственники дальние и близкие. Непосредственным «предком» мюзикла можно считать популярную в Америке в конце ХIХ века формутеатрально-музыкальногопредставления – «экстраваганца».Представленные в мюзиклах песенные шлягеры, зонги, танцы,эксцентрический балет и комедийные эпизоды по существу являются самостоятельными концертными номерами.
• Варьете и кабаре, которые возникали на основе традиций дивертисментов и балаганов, также являются разновидностями концертно-зрелищных программ.
• В понятие «отчетный концерт»также входит концертное выступление всего лишь одного коллектива. В этом случае творческий коллектив представляет аудитории результаты художественно-творческой деятельности за определенный период, собственно показывает целостную программу, подготовленную собственными силами.
• Тематические концерты— концерты, посвященные какой-нибудь теме, празднику, знаменательной дате, а также жизни или творчеству известного композитора, исполнителя либо коллектива. Например, темы войны и мира могут быть широко представлены в программе песнями и музыкальными произведениями военных и послевоенных лет. Тематические концерты могут быть посвящены календарным датам, традиционным праздникам (Новый год, День защитника Отечества, Международный женский день и т.д.).
v по составу зрителей:
• подростковые и молодёжные,
• для взрослой аудитории,
• для делегатов и депутатов и т. д.
• для различных социальных групп,
• мероприятия для смешанной аудитории.
Практическая методика предусматривает ряд требований и условий, которые следует брать в расчет постановщикам:
· высокая идейность исполняемого репертуара; его художественная полноценность;
· жанровое разнообразие, особенно когда речь идет о концерте для смешанной аудитории;
· высокое качество исполнения номеров и эпизодов; оригинальность исполняемых номеров, разнообразие жанров;
· надлежащее качество драматургической основы и соответствующий уровень режиссуры.
Значимость и событийность концерта определяются достаточно простыми общими признаками, как:
ü абсолютная добровольность участия и согласие во всех принимаемых обязательных и условных правилах досуговой деятельности того или иного концерта;
ü свободный выбор разнообразных сюжетов, ролей, положений, отличных от материализованных результатов учения и общественного труда;
ü необходимость каждому участнику иметь пространство для творческих выходов своей индивидуальности в любом празднестве;
ü разумная цикличность концертов, идущая от пропорциональности будничной практики и яркой праздничной событийности, главным образом учитывающей природный календарь и структуру рабочего года;
ü коммуникативный характер концертов, отражающих все стороны демократии свобод;
ü наличие в концертах народных глубинных традиций, вбирающих в себя весь спектр обычаев, ритуалов, церемониалов, символов и атрибутов принципиального характера.
Кроме того, концерт должен прорабатывать существующие конфликты и проблемы, а не подавлять их и не вытеснять. Само собой противоречие не исчезнет.
Виды концертов и их характеристика.
Виды концертов и их характеристика
К филармоническим принято относить следующие жанры концертов:
— симфонические: концерты симфонических оркестров, исполняющих симфонии, кантаты, оратории, сюиты, увертюры, сцены из музыкальных спектаклей и т.д. Они могут проводиться с участием солистов-вокалистов, инструменталистов, либо хора;
— концерты хоровых, танцевальных коллективов: хор, капелла, ансамбль песни и танца, ансамбль танца и т.д.;
— концерты духовых оркестров, оркестров или ансамблей народных инструментов;
— концерты-лекции: тематические лекции о творчестве композиторов, писателей, выдающихся исполнителей, о музыкальных и литературных произведениях, сопровождающихся исполнением соответствующих произведений и отрывков из них.
К эстрадным концертам относятся:
— концерты эстрадно-симфонических и эстрадных оркестров, джазоркестров и ансамблей, эстрадно-инструментальных ансамблей, исполняющих легкую инструментальную музыку;
— концерты вокальных, вокально-инструментальных и вокально-танцевальных ансамблей. Ансамблей оперетты, исполняющих легкие вокальные музыкальные произведения;
— концерты артистов-вокалистов музыкальной комедии, эстрады и исполнителей народных песен;
— концерты артистов разговорного жанра (артисты драмы, театров кукол, эстрады, фельетонисты, куплетисты и др.);
— театрализованные эстрадные представления, а также концерты эстрадных коллективов с театрализованной программой (театры миниатюр, мюзик-холлы, ансамбли эстрадного танца, пантомимы, балета на льду, кукольные группы);
— концерты коллективов эстрадно-народного плана, исполняющих легкий, развлекательный репертуар;
— концерты артистов спортивно-цирковых, или эстрадно-цирковых жанров.
Отметим тем не менее, что деление концертов на филармонические и эстрадные подчас оказывается весьма условным.
Существует несколько видов концертов. Утвердилась следующая классификация концертных программ, но классификация эта в какой-то степени условная.
По целевому назначению можно выделить концерты:
Что такое концерт, специфика, классификация
Концерт – это особая законченная сценическая форма, в основе которой – номер, свои законы построения, свои художественные принципы и свои «условия игры». Каждый из них по форме и содержания имеет свои особенности. Концерты бывают самых различных видов: смешанный (музыкальные номера, художественное чтение, сцены из спектаклей и т.д.), эстрадный (легкая вокальная и инструментальная музыка, юмористические рассказы, цирковые номера и др.), музыкальный, литературный. Наиболее распространен дивертисментный (сборный) концерт, в который может входить: пение, музыка, танцы, сценки, пародии и др. Такой концерт, тем более театрализованный, это произведение сценического эстрадного искусства, и важнейшая роль в нем принадлежит режиссеру. Также концерт – (нем. – «состязание») – состязание в мастерстве, его демонстрация.
1) Музыкальное произведение для одного или нескольких солирующих инструментов и оркестра.
2)Публичное исполнение музыкальных произведений.
1. СОЛЬНЫЙ – концерт одного исполнителя, популярность которого в сочетании с глубоким и ярким репертуаром способны на протяжении всего вечера поддерживать неослабевающий интерес. К сольным концертам относятся также: концерты хореографического коллектива, хора, одного ансамбля, оркестра, как единого организма.
3. АКАДЕМИЧЕСКИЙ, ФИЛАРМОНИЧЕСКИЙ – концертные организации, ставящие своей целью пропаганду высоко художественных и музыкальных произведений, (а иногда и различных видов эстрадного искусства и исполнительского мастерства). Исполняемые в таких концертах жанры достаточно сложны по форме и содержанию, требуют особой подготовленности от аудитории.
4. КАМЕРНЫЕ КОНЦЕРТЫ – (в переводе «комната») – по звучанию репертуара, по характеру исполнительства предназначенный для небольшого помещения, для небольшого круга слушателей.
5. ТЕМАТИЧЕСКИЙ КОНЦЕРТ – концерт одной главенствующей темы. Она, как стержень нанизывает и группирует вокруг себя все художественные компоненты концерта. Здесь жанры могут быть различные.
6. КОНЦЕРТ- РЕВЮ – (с франц. «панорама», «обозрение») – обозрение на определенную тему, его сюжет, его ход, подача номеров различных жанров, соединение патетического и комического. Условно ревю можно разделить на 2 вида:
В (1) определяющим является сочетание значимости содержания с яркой зрелищностью. Постановка ревю-феерии характерна для мюзикл-холла и эстрадных коллективов подобного типа. В ревю-феериях основными компонентами являются разнообразные эстрадные, цирковые и другие драматургические номера, большие коллективы, танцевальные группы, эстрадные оркестры. Основную роль играет музыка. Сцен. решение в ревю-феерии отличает эффективное использование технических возможностей сцены.
7. ЭСТРАДНЫЙ КОНЦЕРТ – вершина развлекательности, в них меньше внимания уделяется камерной, особенно инструментальной музыке и серьезным жанрам. Главенствующее место: эстрадная песня, юмор, танец.
8. ГАЛА-КОНЦЕРТ – (с франц. «большой») – особенно праздничное, торжественное, привлекающее публику зрелище.
9. ШОУ – пышное зрелище с участием звезд эстрады, цирка, джаза, спорта и т.д., в котором звучащие слова, как наиболее полный выразитель содержательности исполняемого произведения, оказывается скрытым антуражем декораций, света, технических возможностей.
10. КОНЦЕРТ – ШАНТАН – развлекательные мероприятия с разными программами в барах, ресторанах, гостиницах, концертных залов. Организация концертов представляет собой административно-технический процесс. Он состоит из нескольких этапов:
1. Создание рекламных кампаний, с последующим воплощением их в жизнь;
2. Разработка сценария. Режиссерская подготовка проекта;
3. Приглашения звездных исполнителей;
4. Техническое обеспечение концерта;
5. Оформление праздников дизайнерскими решениями;
6. Административный контроль и проработка трансферов исполнителей и участников. Разного рода празднований, презентаций альбомов любимых исполнителей, концертных туров звёзд мировой и государственной эстрады, корпоративные и государственные праздники, спортивные соревнования круглый год собирают десятки тысяч людей на стадионах, площадях, концертных залах, плацах. Целые команды специалистов трудятся над организацией каждого мероприятия. Основу концерта составляют номера. В зависимости от их содержания, структуры и характера различают следующие виды концертов — дивертисментные, тематические, театрализованные и отчетные. Дивертисментные концерты составляются из музыкальных номеров различных жанров. Они, как правило, бессюжетного построения. Тематические концерты проводятся в клубах в связи с праздниками, юбилейными датами. В последнее время широкую популярность приобрели театрализованные концерты — разновидность тематического концерта, в котором номера соединяются в единое целое. Театрализованный концерт представляет собой синтез различных музыкальных жанров. Театрализованные тематические концерты устраиваются в связи с крупными событиями политического характера, знаменательными датами. Они являются частью торжественного заседания, завершением смотров художественной самодеятельности, праздников музыки, музыкальных фестивалей. В отличие от тематического концерта, театрализованный концерт помимо темы имеет свою четкую сюжетную линию. Как правило, театрализованный концерт структурно выглядит так: пролог, основная часть программы, состоящая из эпизодов и театрализованных номеров, и финал. Получили широкое распространение самодеятельные мюзик-холльные программы, объединяющие различные жанры эстрадного искусства. Составление такой программы — один из самых ответственных и сложных моментов организации концертной деятельности. 3. Отличие сборного концерта от театрализованного концерта Театрализованный концерт, или, как его иначе называют, «концерт-спектакль» («спектакль-концерт»), представляет собой органический сплав различных видов искусства: музыки, литературы, театра (музыкального и драматического), эстрады, кино и цирка. С конца 50-х годов ряд причин и обстоятельств определили развитие именно этой формы жанра. Концерт-спектакль, являясь наиболее современной формой массового представления, одной из самых действенных в общем ряду разновидностей массовых зрелищ, представляет собой более высокую ступень развития жанра, чем массовые площадные действа. В театрализованном концерте разговор ведется языком искусства, и идейная, пропагандистская линия проводится не «лозунговыми» приемами, а значительно более сложными и многозначными (через различные виды и жанры искусств), поставленными на службу идее, смыслу. От этого пропагандистская сила массового действа не уменьшилась, она стала еще действеннее, динамичнее. Театрализованный концерт, в отличие от массовых спектаклей агиттеатра под открытым небом (где в основе были продолжительные игровые эпизоды, длительные поактные построения, идущие от старого театра, громоздкость, пышность, замедленное развитие действия — спектакли агиттеатра продолжались по 5—7 часов!), принес с собой мобильное членение действия на короткие эпизоды и номера, сообщившие концерту-спектаклю динамичность монтажной структуры. В этом, безусловно, сказалось влияние смежных искусств, развитие которых не могло не оказаться плодотворным для жанра массовых действ — кино, эстрады, цирка. Во главу угла было поставлено концертное действие, обусловленное номерами различных жанров. Характерным для современного театрализованного концерта является то, что в нем по сравнению с первоначальным этапом рождения агиттеатра, где выразительные средства ограничивались словом, музыкой и пантомимой, значительно расширилась жанровая палитра. На сегодняшнем этапе театрализованный концерт характеризуется обширным разнообразием жанровых форм. Он властно утвердился и в телевидении, приобретая там различные формы — типа «Голубого огонька». Своеобразную форму театрализованный концерт приобрел и в кинематографе. Эта мобильность и «всепроникаемость» концерта-спектакля обусловлена наиболее современной формой его, действенной, динамичной, острой. В построении театрализованного концерта окончательно утвердилась в своих основных положениях концертная драматургия. Придя на смену той форме массового зрелища, которая была развита в 20—30-е годы и где в основе были продолжительные игровые эпизоды и сюжет, театрализованный концерт поставил во главу угла концертное действие, обусловленное номерами различных жанров. В драматургической конструкции концертный номер приобрел в данной разновидности жанра определяющее значение, а все остальные компоненты действия стали сопутствовать ему. Номер превратился в основную ячейку концертной драматургии, характерным качеством которой явилось не построение непрерывного, плавно развивающегося действия, а монтажное соединение номеров. Именно в соединении, своеобразном сцеплении, монтаже номеров самых различных жанров родилась концертная драматургия. Большую роль играет здесь соподчинение разрозненных частей целому, что определяется авторской позицией и авторским замыслом. Результатом является тот точно выстроенный идейно-художественный комплекс, который по праву называется концертом-спектаклем. В отличие от обычного «сборного» театрализованный концерт бывает всегда тематическим. Главная тема определяет его сценарное и режиссерское решение, своеобразную драматургию, где все компоненты концертно-сценического действия подчинены основной идее, объединены общим сценарно-режиссерским замыслом. Концерт-спектакль, очевидно, наиболее точное жанровое определение этой разновидности массовых зрелищ. В нем, наряду с концертными номерами различных жанров, действуют все слагаемые театрального искусства — слово, мизансцена, музыка, цвет, свет, пространственная композиция, художественное оформление, шумы и т. д. Обширно разнообразие жанровых форм массового театрализованного концерта, ставшего заметным явлением в общественной и культурной жизни нашего народа. 4. Методические рекомендации по организации и проведению концертов Любой концерт состоит из номеров и, естественно, от их качества прежде всего зависит его успех. Но только ли в этом залог удачи концерта? Качество концерта зависит от того, выстроена ли в нем логика перехода от номера к номеру, создана праздничная атмосфера, выдержан ритм, как говориться концерт прошел «на одном дыхании». Это и есть дело рук режиссера. Постановка концерта требует универсального знания законов творчества («условий игры») и существа разных жанров: Выясняется, чем вызвана необходимость постановки, повод, событие, по случаю которого должен состояться концерт, и для какой аудитории. Рождается замысел, который определяет: цель и содержание (идею и тему) концерта, их раскрытие (форму), порядок номеров (композицию), логику перехода от номера к номеру (прием), темпоритм, сценическую атмосферу и сценографию (характер оформления). Раскрывается содержание концерта через его название. Определяются имеющиеся в распоряжении режиссера номера, их содержание, жанр, состав исполнителей. Определяются особенности и размер сценической площадки, ее технические возможности, имеющееся световое оборудование, наличие кулис, задника, киноэкрана. Собирается информация о финансовых возможностях, времени и условиях проведения концерта, характере зрительской аудитории. Хочется подчеркнуть, что даже доскональное знание всех законов, условий и правил построения концерта может не привести к желаемому результату, если весь процесс его создания не будет одухотворен вашей творческой фантазией. Этапы работы над подготовкой и проведением концерта: Первый этап – планирование: создание оргкомитета; создание организационно-постановочной группы (руководитель ансамбля, педагоги, концертмейстер, режиссер, художник-оформитель, звукорежиссер, оператор, администратор); определение темы, постановка цели и задач, прогнозирование результатов; определение формы проведения мероприятия, места и времени; разработка подробного плана подготовки и проведения концерта с четко обозначенными этапами, сроками и ответственными за работу. Второй этап – разработка сценария: составление и обсуждение программы концерта организационно-постановочной группой (метод «мозгового штурма»); написание сценария; корректировка и окончательное утверждение сценария на организационном совете. Третий этап – организационно-репетиционный: работа с ведущими (определение формы ведения, работа с текстом сценария); работа с оркестром (подбор солистов, проведение репетиций); составление сметы расходов; подготовка сценической площадки и ее оформление; подбор и изготовление реквизита и костюмов; работа над звуковым и световым оформлением концерта; работа над видеорядом (использование кино, видео, слайдов); подготовка рекламно-информационных материалов. Четвертый этап – проведение концерта: транспортировка коллективов, костюмов и реквизита; встреча гостей; проведение концерта (размещение артистов, организация выхода выступающих, вручение цветов и подарков, организация фейерверка); организация фото- и видеосъемки во время концерта. Пятый этап – подведение итогов: оценка результативности мероприятия (проведение бесед с воспитанниками и родителями); анализ отзывов о концерте и публикаций в СМИ; создание юбилейного фильма и фотоотчета о проведенном концерте; составление методических рекомендаций по подготовке и проведению концерта. Необходимое оборудование: Концертный зал с современным техническим обеспечением. Сцена, пригодная для выступления оркестра. Экран и мультимедийная техника. Автобусы для транспортировки оркестра, инструментов, костюмов, реквизита, различной техники. Концертные костюмы. Реквизит для номеров.