Контур факторинг что это
Виды факторинга и его преимущества
Где взять деньги: пополнение оборотных средств с помощью факторинга
Любой компании для осуществления коммерческой деятельности нужны деньги, и здесь мало кто обходится без заемных средств. Кто-то расплачивается с поставщиками и партнерами, пользуясь простыми кредитами, кто-то предпочитает аккредитивы, а кто-то прибегает к факторингу.
Хотя факторинг не так популярен, как другие виды получения оборотных средств, что довольно странно, ведь эту услугу предлагают не только банки, но и специальные компании (факторы).
Кто оказывает услуги факторинга?
Финансирование деятельности компаний под уступку денежного требования в России вот уже более десятка лет предлагают крупнейшие представители банковского сектора. В 1990-х годах эта услуга стоила дороже кредитования, но сейчас ставки по кредитам и по факторингу практически сравнялись, а в некоторых случаях факторинг оказывается даже выгоднее, поэтому хорошо бы знать некоторые особенности этого вида финансирования.
Факторинговые услуги могут заинтересовать абсолютно все компании, которые нуждаются в пополнении оборотных средств и у которых есть отсрочка платежа. Малому и среднему бизнесу факторинг крайне необходим, хотя, по заявлениям банкиров, услугой пользуются в основном крупные корпоративные клиенты. Возможно, это из-за лимитов: тут нет жестких рамок, однако крупнейшие банки предпочитают не связываться с клиентами, которым нужно менее 3 млн руб. в месяц. Хотя, безусловно, все зависит от клиента и его перспектив развития.
Когда дадут деньги?
Стандартный срок рассмотрения документов на пользование факторинговыми услугами у банков — две недели, это примерно столько же, сколько рассматривают заявку на крупный кредит или аккредитив. Но вот тут-то и раскрывается главное преимущество факторинга. Большой кредит получить очень тяжело, помимо огромного количества документов и хорошо развитого бизнеса нужно еще иметь что-то, что можно предоставить в качестве залога. А если у фирмы нет своего оборудования, помещений, сырья и работает она, что называется, в аренду, получить деньги становится практически нереально. При оформлении факторинга все намного проще. Право собственности на поставленную компании в будущем продукцию моментально переходит банку. То есть этой гарантии достаточно в большинстве случаев.
Кстати, те, кто пользуется факторингом, указывают еще на один очевидный плюс этого вида финансирования — фактически бесплатный аудит документов. Банк или факторинговая компания, принимая на себя залог в виде документа, который отметил покупатель, обязаны его проверить. То есть компания, которая пользуется факторингом, будет уверена, что ее контрагент чист и деньги придут вовремя, поскольку банк просто не одобрит лимит подозрительному покупателю.
Виды факторинга
Что же касается видов факторинга, их великое множество. По сути, каждая сделка уникальна и имеет свои особенности взаимодействия между поставщиком и покупателем. Но глобально можно выделить факторинг с регрессом и факторинг без регресса.
При факторинге без регресса фактор берет все риски на себя. После того как поставщик отгружает товар, он получает деньги от банка и никакой ответственности за неисполнение покупателем обязательств уже не несет. Этот вид факторинга занимает большую часть рынка во всем мире, но в России наиболее распространен факторинг с регрессом. Здесь именно поставщик отвечает перед фактором за неоплату денежного требования своим покупателем. В этом случае банк на себя риск не берет.
Международный факторинг — более сложное дело. Когда или поставщик, или покупатель находится за границей, действует валютное законодательство. И в сделку может включиться еще и Международная факторинговая ассоциация FCI, которая, по сути, обеспечивает чистоту на рынке.
Аналитики предсказывают бурный рост российского рынка факторинга. Если в кризисном 2008 году рынок рухнул и очень медленно выходил на прежние позиции, то в 2011-м рост составил более 75%, а в 2012-м — еще примерно 50%. Все больше банков включают факторинговые услуги в свои портфели, и все больше предпринимателей понимают плюсы этого вида финансирования своей деятельности.
Не пропустите новые публикации
Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.
Онлайн-факторинг: как удаленно поддержать своих поставщиков
Меня зовут Динара Марданова, я менеджер проектов развития в Контуре. в 2017 году запустила и руковожу проектом Контур.Факторинг. В этой колонке я расскажу, как провести сделку по факторингу, профинансировать своих поставщиков и не потерять партнеров. Компании уходят на удаленку, но электронные сервисы работают в обычном режиме. Это значит, что ставить бизнес на паузу не придется.
Динара Марданова, менеджер проектов развития в Контуре
Факторинг — это способ финансирования, когда заказчик платит за товар с отсрочкой, а поставщик — получает деньги сразу. Схема работает, потому что есть еще один участник сделки — фактор. Обычно это банк или факторинговая компания. Фактор платит за товар вместо заказчика, а за свои услуги получает процент.
Для заказчика факторинг удобен, потому что товар можно получить сейчас, а заплатить позже. Поставщику удобно, когда он отправляет заказ и получает оплату без задержек. Выигрывают обе стороны: поставщик может быстро получить оплату, чтобы увеличить объем поставок, а заказчик — потратить освободившиеся деньги на развитие бизнеса. Фактор может зарабатывать на финансировании.
Электронный факторинг работает так же, как обычный, но в онлайне. Заказчик, поставщик и фактор встречаются на электронной факторинговой площадке. Здесь они договариваются о сделке, подписывают договоры, подтверждают поставки и переводят деньги. Рутинные операции в онлайне занимают меньше времени: заказчик может подтвердить поставки за 10 минут.
Некоторые заказчики активно использовали факторинг и привлекали новых поставщиков. Они работали в различных информационных системах, принадлежащих разным факторам. Чтобы подтвердить поставку, им приходилось заходить в разные сервисы, загружать дополнительные документы, тратить время. На подтверждение одной поставки уходило до 30 минут. Переход на электронную факторинговую площадку, которая объединяет заказчиков, поставщиков и факторов, помог бы сэкономить время на подтверждении поставок.
Когда договор заключается в реальной жизни, сторонам нужно встретиться, согласовать условия и подписать бумаги. Для бизнеса, который перешел в онлайн, это может быть проблемой. Тогда можно использовать онлайн-факторинг. В нем личное общение не нужно: все вопросы решаются удаленно.
Площадка электронного факторинга — это система, работающая по заданным правилам. Каждый шаг участников автоматизирован.
Электронная площадка следит, чтобы стороны не нарушали правила, о которых договорились на берегу. В этом ключевое отличие онлайн-факторинга от бумажного. Сделка становится прозрачной, потому что сторонам не надо контролировать друг друга.
Электронный факторинг — не панацея от недобросовестных партнеров. Он не снимает со сторон обязанность проверять документы перед подписанием. Просматривать бумаги нужно, потому что есть риск подписать некорректный документ. Еще сторонам придется учитывать, что подписанный электронный договор нельзя уничтожить так же, как бумажный. Он будет храниться в системе, а чтобы отменить его действие, нужно подписать новый документ.
Поставщик, который использовал обычный факторинг, решил увеличить объем финансирования. Для этого он предоставил фактору поддельные бумажные накладные, якобы подписанные заказчиком.
Фактор поверил поставщику и профинансировал его. Он должен был получить деньги от заказчика, но не смог: тот отказался платить, потому что накладных не подписывал и поставок не получал. Фактору пришлось идти в суд, чтобы взыскать деньги. Дело он выиграл, но потратил много сил и времени. Если бы стороны заключали договор на электронной факторинговой площадке, она бы не пропустила поддельные накладные. Судебных разбирательств можно было бы избежать.
Использовать электронный факторинг могут любые компании — и заказчики, и поставщики. Ограничений по отрасли или организационно-правовой форме нет: система работает даже с государственными закупками.
Электронный факторинг полезен компаниям, которые географически удалены друг от друга. На то, чтобы подписать документы, согласовать поставку и получить финансирование в оффлайне, партнеры могли потратить пару недель. Онлайн-площадка помогает сделать это за несколько часов.
Крупным поставщикам, которые делают сотни отгрузок в день, тоже проще использовать электронный факторинг. Чтобы доставить фактору 1 000 накладных, подписанных заказчиком, поставщик мог потратить больше двух недель. На электронной факторинговой площадке доставка займет несколько минут.
Онлайн-факторинг полезен, когда фактор, поставщик и заказчик одинаково заинтересованы в сделке. Бывает, что заказчик не участвует в согласовании условий. Поставщик и фактор договариваются о факторинге вдвоем, а заказчик соглашается играть по их правилам. Здесь без электронной площадки можно обойтись: договор получается прозрачным, рисков при подписании немного. Но иногда заказчик участвует в процессе наравне с фактором и поставщиком. Он согласовывает и подписывает реестр финансирования, верифицирует своих поставщиков. Получается сложный трехсторонний договор, с которым трудно разобраться на бумаге.Удобнее использовать электронную факторинговую площадку. Она защитит от ошибок, мошеннических схем и поможет закрыть сделку вовремя.
Сроки подключения зависят от масштаба фирмы, но даже в крупных организациях электронный факторинг можно запустить за 30 дней. Например, предприятиям одного из крупнейших металлургических холдингов понадобилось четыре недели, чтобы запустить финансирование с нуля.
Чтобы оставить заявку, заключить договор и получить оплату, не нужно личное присутствие. Ниже — алгоритм, с помощью которого можно подключить электронный факторинг не выходя из дома.
Факторинг
Как малому бизнесу правильно использовать факторинг
Любой бизнес неизбежно сталкивается с кассовыми разрывами: клиенты не всегда оплачивают отгруженную продукцию и оказанные услуги в нужное время, не все игроки работают по предоплате, и многие клиенты закрывают свои долги не сразу. Факторинг — способ быстро получить финансирование под уступку денежного требования и решить проблему управления дебиторской задолженностью предприятия.
Факторинг, кредит или овердрафт?
Главная цель факторингового обслуживания — обеспечить бизнесу возможность заниматься продажами, не отвлекаясь на срочное закрытие кассовых разрывов. Очевидный плюс факторинга в его гибкости и управляемости. Обычно этот инструмент сравнивают с овердрафтом (общая черта — пополнение оборотных средств) или кредитом — по стоимости средств.
В отличие от кредита, факторинг более управляемый, позволяет получать финансирование дозировано, под конкретные поставки товара. Предприниматель и компания сами могут принимать решение о необходимости и количестве денежных средств в зависимости от динамики продаж. Если продажи растут, вы делаете запрос на факторинг, если останавливаются — не делаете.
В отличие от овердрафта, факторинг позволяет учитывать сезонность. Если овердрафт жестко привязан к текущим оборотам по счету, то факторинговое финансирование отвечает меняющимся запросам клиента. В факторинге, также как в овердрафте, используются лимиты, но в отличие от овердрафта эти лимиты подвижны.
В дополнение к финансированию факторинговое обслуживание подразумевает проверку деловой репутации контрагентов, страхование рисков неплатежей и управление дебиторской задолженностью. Этот сервис помогает бизнесу развиваться безопасно, существенно снижая организационные издержки.
Как правильно выбрать фактора?
Привлечь факторинговое финансирование можно либо в банке, либо в специализированной компании. Любой банк регулируется инструкцией ЦБ РФ, а значит, вынужден предъявлять к заемщику повышенные требования, в частности, оценивать их кредитоспособность и наличие достаточных для обеспечения факторинга активов. Все это резко понижает доступность факторинга для сектора малого и среднего бизнеса. Фактически такие компании могут привлечь финансирование от банка только при работе с сетевым ритейлером или с крупной компанией.
Принимая решение в пользу банка или специализированного игрока, стоит обратить внимание на систему риск-менеджмента и оперативности будущего фактора. Факторинг — инструмент для быстрого роста, поэтому потенциальный партнер должен быстро реагировать на запросы вашего бизнеса и стремительно принимать решения.
Например, в нашей компании мы ввели особый механизм лицензирования бизнес-менеджеров. Получив лицензию, они могут единолично принимать решения о подключении нового клиента или об изменении лимита.
Обращаться в специализированную факторинговую компанию следует предпринимателям, чей бизнес:
Не переплачивайте за услуги
Стоимость факторинговых услуг складывается из комиссии за обслуживание (процент от суммы задолженности, уступленной фактору), комиссии за финансирование (стоимость финансирования за реальное количество дней пользования предоставленными средствами) и фиксированного сбора за обработку каждого документа. В среднем ставка финансирования может варьироваться от 1,6 до 3% от накладной. Также можно полностью застраховать риск неоплаты со стороны дебитора.
Итоговый объем финансирования определяется через оценку компании-клиента, его внешней цепочки поставок, а также путем анализа рыночной конъюнктуры. Любой бизнес клиента индивидуален, и в контексте особенностей ведения бизнеса могут отличаться условия, зависящие от типа дебиторов, поставщиков, покупателей, периода отсрочки по их контрактам, условий по данным контрактам.
Зачем малому бизнесу факторинг?
Факторинговые услуги — это живой инструмент для роста бизнеса. Компания-фактор не просто дает клиентам деньги, но и оптимизирует их коммерческую деятельность за счет оперативного закрытия кассовых разрывов и внедрения инструментов риск-менеджмента. В отличие от банка, специализированная факторинговая компания не просто ждет, когда вы вернете ему долг с процентами, но и становится полноценным бизнес-партнером для своего клиента. Чем больше клиентов у вашего фактора, тем выше его полезность для вас. Некоторые специализированные фирмы ищут для своих клиентов покупателей их продукции по собственной базе и даже помогают с выходом в ритейлерские сети. Мы в «Лайф.факторинг» определили для себя стратегию финансового консультанта: советуем, с кем работать, с кем не работать, мы становимся площадкой между бизнес-партнерами, предоставляя ресурсы, чтобы работа шла гладко и правильно.
Факторинг — простой и эффективный инструмент для поддержки операционной деятельности предприятия и решения проблемы недостаточного уровня ликвидности. За рубежом именно малый и средний бизнес активнее всего пользуется этим инструментом. В России практика пока складывается по-другому, здесь основные пользователи факторинга — крупные игроки.
При этом сегодня факторинг может быть применим в самых популярных отраслях для МСБ. Например, в электронной коммерции. В интернет-торговле есть много подводных камней: какие-то вещи теряют стоимость в связи сезонностью, поэтому надо быстро принять решение, понять взаимные риски и выдать средства «здесь и сейчас».
Другой интересный сегмент — рекламные услуги. Есть агентства, имеющие крупных клиентов, у большинства из которых постоянно возникает отсрочка платежей, в таком случае факторинг может стать хорошим финансовым плечом для небольшой компании, не имеющей возможности самостоятельно закрыть кассовые разрывы.
Евгений Родионов, управляющий партнер «Лайф.Факторинг»
Не пропустите новые публикации
Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.
Контур.Факторинг подводит итоги 2020
За год к площадке подключились 11 новых факторов, а сам сервис стал доступнее, удобнее и проще. Рассказываем, как мы это сделали.
Упростили работу с документами
Для этого заменили раздел «Документы» на «Поставки». В нем пользователю доступны все документы, а не только первичка. Файлы, которые относятся к разным поставкам, можно разделить прямо на площадке. А еще — указать, к какому договору привязана конкретная поставка, если сервис не сделал это автоматически.
Собрали данные о поставке в одной карточке
На площадке появились карточки поставок. Это отдельные вкладки, где можно посмотреть всю информацию о поставке: ее сумму, дату, способ загрузки, включение в реестры, наличие изменений. Раньше эти данные отображались в общем списке. Сейчас их можно посмотреть по запросу.
Сделали обработку поставок удобнее
Теперь при выделении поставок в списке сервис показывает их общую стоимость. Так поставщик понимает, на какую сумму будет сформирован реестр. А покупатель видит конечную стоимость поставки и решает, подтверждать ее или нет. Также в списке появилась возможность корректировать число отображаемых поставок. Это удобно для поставщиков, которые работают с большим количеством операций.
Стали присылать уведомления об обновлениях
Если пользователь работает с реестром на площадке и кто-то внес в него изменения, мы оповестим об этом. Всплывающее сообщение появится в правом верхнем углу экрана. Оно подскажет, кто и какой параметр отредактировал.
Перевели Контур.Факторинг на портальную аутентификацию
Пользователям, которые перешли на площадку из других сервисов Контура, больше не нужно повторно вводить логин и пароль. Они могут переключаться между продуктами с помощью выпадающего меню. Оно находится в левом верхнем углу экрана рядом с логотипом площадки.
Дополнили список дат начала отсрочки
Теперь в качестве начала отсрочки можно выбрать дату, когда покупатель получил счет на оплату или подписал первичный документ. Раньше в перечне было только два варианта: дата приемки и дата документа.
Динара Марданова,
руководитель проекта Контур.Факторинг:
«За год к площадке подключилось 11 новых факторов. Теперь начать работу по факторингу можно с любым из 39 факторов. Это банки и факторинговые компании, работающие с разными сегментами поставщиков и дебиторов. Площадка поддерживает индивидуальные шаблоны реестров финансирования, возможность работы со спецификациями, многосторонний электронный документооборот, предоставляет гибкий API для интеграции с любыми учетными системами и многое другое».
Что такое факторинг
Факторинг — это система финансовых услуг для производителей и поставщиков, которые продают свои товары и услуги на условиях отсрочки платежей.
Бывает, что организациям приходится выбирать: работать по предоплате или дать отсрочку. Если выбрать первый вариант, то некоторые клиенты откажутся от сотрудничества из-за невыгодных условий. Второй вариант может привести к тому, что у компании не останется денег для текущих расходов, и она обанкротится.
Факторинг поможет принять решение. П ростыми словами — это своеобразная форма кредита для покупателя на оплату поставки товаров и услуг. Производитель или поставщик услуг передаёт право на задолженность посреднику — фактору. Это помогает получить оплату быстрее.
Выступать в роли фактора может факторинговая компания или банк.
Схема факторинга
В факторинге всегда участвуют три стороны:
Поставщик товара — клиент факторинговой компании или отдела банка, кредитор.
Фактор — факторинговая компания или отдел банка.
Самая распространённая схема реализации факторинга состоит из четырёх шагов.
Шаг 1. Поставщик договаривается с покупателем об отсрочке платежа и отгружает товар. Отсрочка может составлять от одной недели до четырёх месяцев.
Шаг 2. Поставщик подписывает договор с фактором и передаёт ему накладные.
Шаг 3. Фактор выплачивает 90% от общей стоимости поставки по накладным. Оставшуюся сумму выплачивают после того, как покупатель получит и проверит товар.
Шаг 4. Покупатель выплачивает задолженность фактору.
Виды факторинга
Существует несколько классификаций факторинга. Вот основные из них.
По способу информирования:
По распределению рисков факторинг может быть:
По времени возникновения долга факторинг может быть реальным, если договор заключают, когда уже наступили долговые обязательства, и консенсуальным, если долг переуступается заранее.
По резидентности участников факторинг бывает внутренним, если все участники — резиденты одной страны, и внешним, то есть международным.
В сделке может участвовать один или два фактора. В зависимости от этого факторинг бывает прямым и взаимным.
По виду документооборота факторинг бывает традиционным и электронным, если все документы оформляются и передаются в электронном виде.
Этапы факторинга
1. Перед заключением договора оцениваются финансовые возможности клиента. Поставщик предоставляет фактору информацию о покупателе, условиях доставки, оплаты, случаях нарушения договоров.
2. Подготовка и заключение договора факторинга. В договоре указывают:
3. Контроль сделки. В период действия договора важно, чтобы все участники исполняли обязательства. Если договор нарушен, оформляют претензию.
Факторинговая компания тоже может провести переоценку поставщика и покупателя и проконтролировать, что задействованные активы соответствуют требованиям по договору.
Новым ИП — год Эльбы в подарок
Год онлайн-бухгалтерии на тарифе Премиум для ИП младше 3 месяцев
Когда факторинг полезен для предпринимателя
С помощью факторинга компании могут в короткие сроки увеличить оборотный капитал. Факторинг оказывается дешевле краткосрочных кредитов.
Компании прибегают к этой системе финансирования, когда хотят привлечь покупателей, предлагая удобные способы оплаты.
Кто не может пользоваться факторингом
Факторинг не используют для расчётов между филиалами одной организации и погашения долговых обязательств физлиц и бюджетных организаций.
Статья актуальна на 08.02.2021
Получайте новости и обновления Эльбы
Подписываясь на рассылку, вы соглашаетесь на обработку персональных данных и получение информационных сообщений от компании СКБ Контур