Конвой pq что это значит
Гибель конвоя PQ-17
Северные конвои – один из известных в нашей стране эпизодов отгремевшей Второй Мировой войны. В 1971 году на русский язык была переведена книга «Разгром конвоя PQ-17» английского историка Дэвида Ирвинга, которую англичанин написал за 2 года до аналогичной книги Валентина Пикуля. В Великобритании она вызвала не меньший резонанс, чем его «Реквием каравану PQ-17» в СССР. В Великобритании книга Ирвинга была запрещена, так как по решению суда содержала клевету в отношении ВМС королевства. Что же столь необычного произошло в северных широтах 5 июля 1942 года, что вокруг этого события до сих пор ломают копья?
Линкор в стоге сена
Полярные конвои из транспортных судов и военных кораблей создавались в Исландии, огибали по дуге Скандинавию и достигали Мурманска или Архангелска, доставляя в СССР военные грузы (ленд-лиз). Немцы старались помешать этому как могли. С аэродромов на территории оккупированной Норвегии по кораблям конвоев действовали торпедоносцы и пикирующие бомбардировщики из состава 5-го воздушного флота Люфтваффе. На базах в Нарвике и Тронхейме базировались немецкие подлодки и надводные корабли. 16 конвоев прошли в СССР фактически без потерь, на очереди был конвой PQ-17
PQ-17 вышел в море из залива Хвальфьорд на северо-западе Исландии 27 июня 1942 года. В состав конвоя входили 35 транспортов (из них 2 советских), 3 спасательных судна и 2 танкера. Непосредственно эскорт конвоя осуществляли 6 эсминцев, 4 корвета, 4 противолодочных судна, 3 тральщика, 2 подводные лодки и 2 корабля ПВО, командовал силами эскорта коммандер (капитан второго ранга) Джек Брум. Именно он после окончания войны подал иск на писателя-историка Дэвида Ирвинга в суд и отсудил у него 40 000 фунтов стерлингов, большие деньги для 60-х годов прошлого века. Группу ближнего прикрытия конвоя под командованием контр-адмирала Гамильтона составляли 4 крейсера и 3 эсминца, дальнее прикрытие обеспечивал флот метрополии – 2 линкора, 3 крейсера, 14 эсминцев и 1 авианосец.
При этом весь флот соединенного королевства не мог спать спокойно, пока у берегов Норвегии курсировал немецкий линкор «Тирпиц». Если бы в 1942 году опытный психиатр протестировал командный состав английских ВМС, он бы наверняка поставил бы всем офицерам диагноз «Тирпицофобия». Этому были свои причины, в мае 1941 года немецкий линкор «Бисмарк» однотипный «Тирпицу» на 6 минуте боя отправил на дно гордость королевского флота линейный крейсер «Худ», имевший на вооружении почти такие же 381-мм орудия главного калибра.
В первые дни после отправки 3 судна из состава конвоя вынуждены были повернуть назад. 4 июля в результате налета немецкой авиации были потоплены 2 судна и повреждены 3, среди них был и советский танкер «Азербайджан», который благодаря самоотверженным действиям экипажа скоро был возвращен в строй. Но все эти «мелочи» не волновали перового лорда Адмиралтейства – адмирала Дадли Паунда, который постоянно интересовался данными военно-морской разведки по «Тирпицу», но разведка хранила молчание, над всей территорией Норвегии висела непробиваемая облачность.
Выбор Дадли Паунда
Днем 4 июля одному самолету-разведчику улыбнулась удача, он смог сделать снимок гавани Тронхейма (западные области Норвегии находятся почти напротив Исландии), где обычно стоял «Тирпиц». В этот раз стоянка была пуста!
После завершения войны Ирвинг, а за ним и Пикуль обвинили Дадли Паунда, который в 1943 году скончался от инфаркта, в почти всех смертных грехах. Англичанин назвал его тупым службистом и бездарью, а Пикуль обвинил в некомпетентности и трусости. Но что будет, если мы поставим себя на место первого лорда и попытатемся решить обвинение с бесконечным количеством неизвестных. Данные: немецкий линкор «Тирпиц» исчез со свой стоянки. Где он находится неизвестно, но необходимо предполагать худшее. Худшим является то, что линкор вышел в море для перехвата конвоя PQ-17. При этом нам не известно и время выхода линкора в море…
Так думал адмирал, принимая решение о судьбе полярного конвоя. У него было два варианта. Первый ничего не предпринимать и дать конвою спокойно дойти до России, но в таком случае «Тирпиц» мог сначала позавтракать крейсерами и эсминцами ближнего прикрытия, а затем отобедать беззащитными транспортами. Второй вариант давал больше риска, но в случае успеха обещал навсегда успокоить немецкий линкор на дне моря. Чтобы это осуществить достаточно было «всего лишь» связать «Тирпиц» боем с соединением адмирала Гамильтона и промурыжить его до подхода основных сил флота Великобритании.
Тогда Дадли Паунд выбрал второй вариант. Он приказал транспортным судам рассредоточиться, как можно быстрее покинуть строй и следовать в северные порты России по одиночке. Подобная практика, когда корабли шли в СССР самостоятельно уже не раз применялась и не без успеха, такие рейсы назывались «капельными».
Выбор адмирала Редера
Трагедия конвоя PQ-17 заключалась в том, что Дадли Паунд решил представленное ему уравнение неверно. Он не мог знать, что немецкий линкор по приказу главнокомандующего Кригсмарине гросс-адмирала Эриха Редера был перебазирован в Альтен-фьорд, который находился недалеко от острова Медвежий, около которого проходили маршруты всех полярных конвоев. Именно из-за этого разведка не обнаружила линкор на своей постоянной стоянке. Эрих Редер имел на руках два приказа от Гитлера. Один приказывал атаковать полярный конвой силами надводных кораблей, второй запрещал делать это, если адмиралу не будет известно местоположение ближайших английских авианосцев.
По этому поводу у немцев существовал свой военно-морской кошмар, связанный с гибелью «Бисамрка». Вскоре после своей триумфальной победы над «Худом» линкор настигли самолеты с английского авианосца «Викториес». Отправить на дно бронированную громадину они не смогли, но одна из выпущенных торпед повредила линкору руль. После чего «Бисамарк» буквально на части был разорван английским надводным флотом. Что-то подобное собирался проделать с «Тирпицем» и адмирал Дадли Паунд. Чему Эрих Редер всеми силами собирался противодействовать. Ранним утром 5 июля, самолет разведчик нашел флот метрополии в 220 милях к северо-западу от острова Медвежий и Редер пошел на риск, в 3 часа дня 5 июля «Тирпиц» в сопровождении 10 кораблей эскорта вышел в море.
Через несколько часов немцы были обнаружены советской подлодкой К-21, командиром которой был капитан второго ранга Николай Лунин. Лодка произвела по линкору залп из 4 торпед, которые, скорее всего, прошли мимо цели.
Однако, несмотря на это, подлодка К-21 доложила о выходе эскадры противника в море. Возможно именно из-за этого позднее она была превращена в музей, который и по сей день можно посетить в Североморске. Уже через час после выхода немецкую эскадру обнаружила и английская подлодка, а чуть позднее и самолеты-разведчики. Немцы смогли перехватить все три отправленных радиограммы, смогли расшифровать их и поняли, что их ждут. Редеру не оставалось ничего другого, как вернуть эскадру обратно на базу. В этот момент судьба сохранила «Тирпиц», но никакой славы это ему не принесло. Гордость немецкого флота продолжала коптить небо Альтен-фьорда до 1944 года, пока там его наконец-то не «достали» английские бомбардировщики.
Что произошло дальше хорошо известно российским читателям. Крейсера охранения Гамильтона еще длительное время искали «Тирпиц», пока немецкие самолеты и подводные лодки в течение 3 дней топили беззащитные суда полярного конвоя. Из 32 транспортов на дно отправилось 21 судно. Было потеряно 210 самолетов, 430 танков, 3530 грузовых автомобилей, около 100 тысяч тонн стального листа, каучука и различных боеприпасов. Из состава команд судов погибло 153 человека. Глава британской военно-морской миссии в Полярном контр-адмирал Фишер на встрече с командующим Северным флотом СССР адмиралом Головко краснел и прятал глаза, хотя сам не нес никакой вины за гибель конвоя PQ-17.
Несмотря на такой уровень потерь, гибель конвоя PQ-17 это лишь «капля в море» той большой войны, при проводке конвоев на Мальту, подобный уровень потерь считался самими англичанами вполне допустимым. Всем, кому интересна эта тема, можно рекомендовать книги Дэвида Ирвинга «Разгром конвоя PQ-17», Валентина Пикуля «Реквием каравану PQ-17» и более художественное, но от этого, пожалуй, даже лучшее произведение Алистера Маклина «Полярный конвой».
Арктические конвои серии PQ/QP. Помощь союзников (31 августа 1941 г. — 2 сентября 1942 г.)
Для доставки ленд-лизовских грузов в СССР рассматривались три основных маршрута: северный, тихоокеанский и трансиранский. Наиболее удобным и коротким из них являлся северный маршрут, проходящий из Великобритании или Исландии в порт Мурманск, который имел незамерзающую акваторию, или Архангельск, который, хотя и мог функционировать зимой только с применением ледоколов, зато находился на значительном расстоянии от линии фронта.
Первый конвой, состоящий из шести британских и одного датского судна, вышел из Ливерпуля 12 августа 1941 г. На их бортах наряду с прочими грузами находились упакованные в деревянные ящики детали и узлы для сборки 15 истребителей «Харрикейн». Для защиты конвоя с моря и воздуха Адмиралтейство выделило эскорт в составе зенитного корабля и нескольких эсминцев. 21 августа конвой взял курс к берегам СССР и спустя десять дней благополучно достиг Архангельска. В Адмиралтействе эта операция получила наименование «Дервиш», а впоследствии ей было присвоено стандартизированное для северных конвоев наименование — PQ-0.
По проторенной дорожке
Очередной британский конвой PQ-1 вышел из Исландии в Архангельск 28 сентября 1941 г. Он состоял из 10 судов, сопровождаемых крейсером «Саффолк» и 2 эсминцами. 29 сентября навстречу ему из Архангельска вышел первый обратный конвой QP-1, состоявший из 6 судов конвоя «Дервиш» (PQ-0), дополненных танкером и 8 советскими пароходами. Основными грузами в их трюмах были пиломатериалы и руда — то, чем расплачивался СССР с Великобританией по кредиту. Переход конвоя PQ-1 прошел относительно спокойно, и он прибыл в архангельский порт 11 октября.
Колебания британцев
9 ноября 1941 г. со ставшей уже традиционной задержкой (на этот раз в 18 дней) в море вышел британский конвой PQ-3 (PQ-2 был отправлен 17 октября 1941 г. и достиг порта 30 октября 1941 г.). 21 ноября все 8 кораблей прибыли в Архангельск. Британская сторона объясняла нерегулярность поставок необходимостью ремонта судов, участвующих в перевозках, хотя более очевидным было то, что у англичан гораздо большую тревогу вызывала обстановка под Москвой. Лишь после того, как ситуация на Восточном фронте прояснилась и стало ясно, что Москва сдана не будет, Адмиралтейство приняло решение отправить в Россию сразу три каравана с интервалом до 10 суток: PQ-4 (8 кораблей) — 17 ноября — 29 ноября, PQ-5 (7 кораблей) — 27 ноября — 15 декабря, PQ-6 (9 кораблей) — 08 декабря — 21 декабря. Всего в порт Архангельска в течение 1941 г. прибыло 7 конвоев, состоящих из 56 транспортов.
Помощь из США
6 января 1941 г. президент США Ф. Рузвельт направил в конгресс «Закон в интересах укрепления обороны Соединенных Штатов» (или «Закон о ленд-лизе»). Этот документ предоставлял президенту право продавать, отдавать в долг или передавать в аренду военную технику, вооружение, боеприпасы, стратегическое сырье и продовольствие тем странам, оборона которых, с точки зрения США, представляется важной. Несмотря на то что противники закона указывали, что его принятие приведет к вовлечению США в войну, а сторонники Рузвельта, напротив, критиковали документ за его половинчатость, 11 марта президент все же подписал его.
Гиганты – грузовозы
Открытие мурманского порта
Наращивание объемов помощи, оказываемой союзниками Советскому Союзу, вызвало крайнюю озабоченность в ставке Гитлера. Для нарушения работы морских коммуникаций союзников германским командованием была разработана операция, которая проходила под кодовым названием «Шпортпаласт» («Стадион»). Для ее реализации в Норвегию, в Трондхейм, 16 января 1942 г. прибыл самый крупный корабль Германии линкор «Тирпиц», позже сюда же подтянулись и остальные наиболее мощные корабли. Кроме того, немцы существенно увеличили численность частей люфтваффе, дислоцирующихся в Норвегии.
Счастливое стечение обстоятельств
1 марта 1942 г. очередной британский конвой, носящий порядковый номер PQ-12, вышел из Рейкьявика. В его состав входили 16 транспортных судов. В то же время навстречу ему из Кольского залива в Исландию вышел конвой QP-8.
В полдень 5 марта конвой PQ-12 был замечен дальним разведчиком Focke-Wulf Fw.189 Uhu. Для его уничтожения вышли шесть германских подводных лодок и линейный корабль «Тирпиц» в сопровождении трех эскадренных миноносцев. Командование операцией было возложено на вице-адмирала О. Цилиакса. Из-за шторма и тумана «Тирпиц» не обнаружил конвоя, который к этому времени столкнулся с тяжелыми льдами и был вынужден повернуть на юго-восток, чтобы выйти на чистую воду. Утром 6 марта Цилиакс отправил свои эсминцы произвести поиск в северо-западном секторе, где предположительно мог находиться конвой. Сам он на «Тирпице» следовал чуть западнее. В это время конвой, который искали немцы, находился в 100 км к северу от «Тирпица» и двигался на северо-восток. Поэтому корабли Цилиакса оказались далеко за кормой у него.
12 марта счастливо избежавшие опасности транспорты конвоя PQ-12 благополучно добрались до Кольского залива и бросили якоря в порту Мурманска. Они доставили самую крупную партию стратегических грузов, полученную СССР в одном караване: 200 самолетов, 160 танков и 180 бронемашин, 24 пушки, сотни грузовиков, станков, тысячи тонн оборудования, сырья и продовольствия. QP-8 прибыл в Исландию двумя днями раньше.
Состав конвоя PQ-17
Гораздо трагичнее оказалась судьба конвоя PQ-17. 27 июня 1942 г. его корабли покинули побережье Исландии и взяли курс на север. Его 35 транспортов несли 297 самолетов, 584 танка, 4246 грузовиков и тягачей, а также другие грузы весом 156 тыс. т. Всего груза конвоя, оцененного в 700 млн долларов, хватило бы для снаряжения 50-тысячной армии.
Непосредственное прикрытие конвоя было возложено на соединение капитана 2-го ранга Д. Брума. Оно состояло из 6 эсминцев, 4 корветов, 3 тральщиков и 4 траулеров. Кроме того, в состав конвоя были включены 3 корабля ПВО, а также 2 подводные лодки. Ближнее прикрытие осуществляла эскадра контр-адмирала Л. Гамильтона, состоящая из 2 британских и 2 американских крейсеров, которые сопровождали 3 эсминца. Дальнее прикрытие было возложено на соединение, которым командовал адмирал Д. Тови. В него входили 1 британский и 1 американский линкоры, авианосец «Викториес», 2 крейсера и 14 эсминцев. 29 июня в составе конвоя PQ-17 уже находилось 33 судна — один из транспортов сел на мель при выходе из Рейкьявика, а второй был поврежден плавучими льдами в Датском проливе, что вынудило его вернуться.
Германское командование к этому времени успело сосредоточить в Северной Норвегии флот, состоявший из линкора «Тирпиц», крейсера «Хиппер» и «карманных» линкоров «Шеер» и «Лютцов».
Гибель конвоя
В полдень 1 июля конвой был обнаружен немецким самолетом-разведчиком и с этого момента почти непрерывно находился под наблюдением противника. 4 июля британское командование отдало приказ кораблям ближнего прикрытия и эскадренным миноносцам охранения возвратиться, а транспортам конвоя PQ-17 рассеяться и следовать самостоятельно в советские порты. Это решение, ставящее под сомнение безопасность судов конвоя, было продиктовано опасностью прорыва крупных надводных кораблей противника на коммуникации в Атлантический океан. В этот же день последовали первые немецкие удары по конвою. Атакуемые подводными лодками в тесном взаимодействии с авиацией союзники в течение трех дней потеряли 23 судна конвоя PQ-17.
Последний конвой из этой серии — PQ-18 — отправился из Шотландии 2 сентября 1942 г. и прибыл в Архангельск 21 сентября. В дальнейшем союзники начали направлять с СССР арктические конвои серии JW/RA. А всего с августа 1941 г. по май 1945 г. по «северному» маршруту было проведено 78 конвоев. В сумме это составило около 1400 торговых судов, которые доставили в СССР около половины всей помощи по ленд-лизу.
Все за сегодня
Политика
Экономика
Наука
Война и ВПК
Общество
ИноБлоги
Подкасты
Мультимедиа
Военное дело
Нападение на конвой PQ-17: Гитлер устраивает ад в Арктике (La Vanguardia, Испания)
Разлад между союзниками способствовал тому, что немецкий флот нанес один из самых тяжелых ударов по англо-американским конвоям летом 1942 года.
Перехваченные сообщения, предназначавшиеся немецкому флоту, и фотографии разведывательных самолетов, казалось, подтверждали опасения британского Адмиралтейства: линкор «Тирпиц» вышел в море вместе с другими военными кораблями и готовится атаковать конвой PQ-17. Эта сцена описывает произошедшее третьего июля 1942 года, когда Битва за Атлантику была в самом разгаре.
В начале 1942 года Вторая мировая война переживала переломный момент. Гитлер вторгся в СССР 22 июня 1941 года в рамках операции «Барбаросса». Его войска, остановленные на подступах к Москве, готовились к новой атаке, на этот раз целью были нефтяные скважины Кавказа. Кроме того, в декабре 1941 года после нападения японцев на «Перл-Харбор», в войну вступили Соединенные Штаты.
Сталин требовал помощи западных союзников. Красная Армия несла на себе главное бремя войны против Третьего рейха, и советский лидер требовал открытия второго фронта в другой точке Европы.
В Москве существовали определенные опасения: возникало подозрение, что Вашингтон и Лондон просто ждут, пока СССР истечет кровью в борьбе с нацистами, чтобы в послевоенном мире англосаксы оказались в выгодной позиции.
Кодовое название: PQ
Но в начале 1942 года ни английская, ни американская армии не имели возможности начать вторжение где-то в Европе. Выход предложил Уинстон Черчилль, а позднее к этому предложению присоединился Франклин Рузвельт. Идея заключалась в том, чтобы организовать морские конвои с военной помощью для СССР.
Снабжение СССР осуществлялось конвоями, которые формировались в Исландии или Шотландии. Оттуда через арктические воды они шли в советский порт Мурманск, а некоторые конвои через Белое море доходили и до Архангельска. Эти морские группы получили кодовое название PQ (по первым инициалам офицера Королевского флота Филипа Квиллина Робертса (Philip Quellyn Roberts), организовавшего эти конвои). А за буквами PQ шел идентификационный номер.
Конвои PQ стали приходить с августа 1941 года, вскоре после вторжения нацистов в СССР. В первые месяцы Гитлер недооценивал эти конвои и предпочитал направлять свои подлодки на другие фронты.
Неспокойные воды
Но с приходом 1942 года обстановка в Атлантике изменилась. Перед лицом того, что война против СССР затягивалась, немецкое верховное командование начало беспокоиться из-за военной помощи, которую получали советские войска. Поэтому на пути конвоев PQ немцы увеличили количество подлодок и усилили эскадрильи люфтваффе в этой части мирового океана.
На этом этапе войны Гитлер также опасался англо-американского вторжения в Норвегию — страну, которую нацисты оккупировали в начале 1940 года. По этой причине он решил разместить там наиболее важные соединения кригсмарине (Kriegsmarine), немецкого военно-морского флота.
Несмотря на то, что союзники обладали военно-морским преимуществом в отношении надводных кораблей, среди Королевского флота существовала глубокая обеспокоенность немецким линкором «Тирпиц», названного так в честь одного из адмиралов кригсмарине времен айзера Вильгельма II. Речь идет о корабле, аналогичном знаменитому немецкому линкору «Бисмарк»: длина 241 метр по ватерлинии, экипаж — две тысячи человек, мощные артиллерийские установки калибром 380 миллиметров.
Контекст
Арктические конвои 1941-45: «Самое страшное плавание в мире»
Арктические конвои Второй мировой
Фьорды у побережья Норвегии выступали отличным убежищем для «Тирпица» и прочих военных кораблей кригсмарине, среди них выделялись также два линейных крейсера: «Лютцов» (Lützow) и «Адмирал Шеер» (Admiral Scheer). Кроме того, авиабазы люфтваффе обеспечивали им отличное воздушное прикрытие в случае возможных атак британских ВВС или могли поддержать их в рейдах против конвоев союзников.
Кошки-мышки
Вот в такой ситуации в конце зимы 1942 года союзники и немцы начали играть в кошки-мышки с англосаксами в водах Арктики. Кригсмарине приступила к осуществлению операции «Ход конем» (Rösselsprung) с целью установить местоположение конвоев, в то время как британцы и американцы их защищали и пытались потопить корабли кригсмарине.
В этой связи, «Тирпиц» чудом смог уйти от атаки бомбардировщиков британского авианосца «Викториес» (HMS Victorious), которая практически гарантировала, что «Тирпиц» постигнет судьба его близнеца «Бисмарка» — его отправят на дно.
Помня о судьбе этого линкора, Гитлер настоял, чтобы «Тирпиц» и другие крупные корабли кригсмарине в Норвегии не выходили на поиски конвоев при подозрении на присутствие авианосцев союзников.
Некоторые были против и просили не отстранять немецкие линкоры. Среди них — главнокомандующий ВМФ Эрих Редер (Erich Raeder), один из немногих немецких командиров, отваживавшихся публично не соглашаться с фюрером.
Как бы то ни было, немцы с их подлодками и самолетами оказались более смертоносны, чем союзники. В сумме последние потеряли 23 из 84 транспортных судов, направлявшихся в СССР в период с марта по июль 1942 года.
На пути в Архангельск
Обе стороны стали осторожны. У англичан и американцев для того были также и другие причины. Конвои находились под британским командованием. Над высокопоставленными офицерами Королевского флота висела и международная ответственность за то, что какой-то из крупных кораблей Соединенных Штатов окажется потоплен в ходе этих операций в Арктике.
С другой стороны, с наступлением хорошей погоды многие британские офицеры просили приостановить отправку конвоев, поскольку белые ночи Арктики летом упростили бы разведывательным самолетам люфтваффе задачу определить местоположение конвоев.
В таких сложных климатических условиях в Хвальфьорде (Исландия) сформировали конвой PQ-17. 27 июня в путь отправилась группа из 36 транспортных судов, груз состоял из 297 самолетов, 594 танков, 4246 грузовиков и 156 тысяч тонн различной военной техники.
Транспортные суда сопровождали три вспомогательных судна, шесть эсминцев, четыре корвета, три тральщика и два корабля ПВО. Защитная эскадра находилась под командованием капитана второго ранга Джона Эгертона Брума (John Egerton Broome).
Однако в Королевском флоте считали, что этого прикрытия не хватит, и привели в состояние повышенной готовности две другие группы, чтобы они следили за перемещением немцев у норвежских берегов. Первая из групп состояла из трех линкоров (в том числе американского «Вашингтона») и авианосца «Викториес». Во вторую группу входило четыре крейсера и три эсминца.
План союзников заключался в том, чтобы дойти до острова Медвежий, на входе в Баренцево море, а оттуда идти напрямую к Архангельску. Конечно, помимо «Тирпица», всё время существовала потенциальная угроза со стороны подлодок. Действительно, немцы развернули патруль из 11 подлодок под названием «Eis Teufel» (Ледовый дьявол).
Конвой остается один
Первого июля конвой был обнаружен немецким кораблем и двумя подлодками, которые и сообщили о его местоположении. Два дня спустя начались атаки, потопившие первые три транспортных судна.
Получив сообщения о происходящем, британское адмиралтейство оказалось охвачено сомнениями. Как мы уже говорили в начале, Королевский флот получил сообщения о том, что «Тирпиц», вероятно, вышел в море, и британцы опасались его нападения на конвой.
Политическое давление на британское командование было двойным: транспортные суда должны были любой ценой попасть в Архангельск, однако они не хотели рисковать потерей ни находящихся под их командованием американских кораблей, ни какого-либо из своих крейсеров и линкоров (еще свежа была память о потоплении крейсера «Худ» (Hood) немецким «Бисмарком» 24 мая 1941 года).
Из-за этого британцы отдали ряд неотложных приказов, вызвавших замешательство среди транспортных и военных кораблей союзников. Транспортные корабли получили приказ рассеяться и своими путями добраться до русского порта, в то время как сопровождение должно было вернуться.
Брум приказал эсминцам возвращаться, это действие позже поставили под сомнение. Некоторые газеты тогда писали, что приказ вернуться касался только кораблей сопровождения с большим тоннажем, и обвиняли Брума в том, что он не продолжил обеспечивать защиту основного состава конвоя части PQ-17.
Потопить флот
Однако, узнав об изменении планов немцев, союзники не прекратили собственные неправильные действия. Первый лорд адмиралтейства Дадли Паунд (Dudley Pound), чье звание соответствовало посту командующего Королевским флотом, не захотел отдать PQ-17 приказ вновь сгруппироваться (и лучше защищаться от подлодок). Паунд не хотел предстать перед Черчиллем в дурном свете, меняя только что разработанную в кратчайшие сроки стратегию.
Самолеты Люфтваффе и подлодки продолжали атаковать транспортные корабли. В итоге немцам удалось потопить 23 транспортных корабля (большинство — американские). Погибли 153 моряка, были потеряны тысячи машин и более сотни тонн военной техники.
Альянс англичан и американцев также переживал разлад. Вашингтон заявил, что его транспортные корабли были потеряны из-за некомпетентности британского ВМФ. Черчилль назвал эту потерю «одним из самых печальных эпизодов войны». На несколько месяцев отправка конвоев с помощью для СССР была отменена, несмотря на протесты Москвы.
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.