Координация взаимодействия субъектов образовательного процесса что это

Методика преподавания психологии: конспект лекций.

9.4. Взаимодействие субъектов образовательного процесса.

Педагогическое взаимодействие представляет собой преднамеренный контакт (длительный или временный) педагога и обучаемых, следствием которого являются взаимные изменения в их поведении, деятельности и отношениях. Педагогическое взаимодействие составляет сущностную характеристику педагогического процесса, который является специально организованным взаимодействием педагогов и обучаемых, по поводу содержания образования с использованием средств обучения и воспитания (педагогических средств) с целью решения задач образования, направленных на удовлетворение как потребностей общества, так и самой личности в ее развитии и саморазвитии.

Педагогическое взаимодействие – более широкое понятие, чем «педагогическое воздействие», «педагогическое влияние», «педагогическое отношение». Являясь следствием взаимодействия педагогов и воспитуемых, педагогическое взаимодействие включает в себя в единстве педагогическое влияние, его активное восприятие и усвоение воспитанником и собственную активность последнего, проявляющуюся в ответных непосредственных или опосредованных влияниях на педагога и на самого себя (самовоспитание). Педагогическое взаимодействие всегда имеет два взаимообусловленных компонента – педагогическое воздействие и ответную реакцию учащегося (школьника, студента). Воздействия могут быть прямыми и косвенными, различаться по направленности, содержанию и формам предъявления, наличию или отсутствию обратной связи и т. п. Ответные реакции воспитанников также многообразны: это активное восприятие, переработка информации, игнорирование или противодействие, эмоциональные переживания или безразличие, поступки и т. п.

Различают следующие виды педагогических взаимодействий: собственно педагогические (отношения воспитателей и воспитанников); взаимные (отношения со взрослыми и сверстниками); предметные (отношения воспитанников с предметами материальной культуры); самоотношения (отношения к самому себе).

Эффект педагогического взаимодействия зависит от содержания и способов самого воздействия, а также от индивидуально-психологических особенностей субъектов образовательного процесса. При оптимальном педагогическом общении выделяют следующие основные функции взаимодействия обучающего и обучаемого:

конструктивную, проявляющуюся при обсуждении и разъяснении содержания знаний и практической значимости предмета;

организационную, которая реализуется через организацию совместной учебной деятельности обучающего и обучаемого, взаимную личностную информированность и общую ответственность за успехи учебно-воспитательной деятельности;

коммуникативно-стимулирующую, представляющую собой сочетание различных форм учебно-познавательной деятельности (индивидуальной, групповой, фронтальной), организации взаимопомощи с целью педагогического сотрудничества, осведомленности учащихся о том, что они должны знать, понять на занятии, чему научиться;

информационно-обучающую, реализующуюся через показ связи учебного предмета с практикой для правильного миропонимания и ориентации студента в событиях общественной жизни; через подвижность уровня информационной емкости учебных занятий и ее полноту в сочетании с эмоциональным изложением учебного материала, опорой на наглядно-чувственную сферу обучаемых;

эмоционально-корригирующую, которая реализуется в процессе обучения через принципы «открытых перспектив» и «победного» обучения в ходе смены видов учебной деятельности, доверительного отношения между обучающим и обучаемым;

контрольно-оценочную, проявляющуюся в организации взаимоконтроля обучающего и обучаемого, совместном подведении итогов, самоконтроле и самооценке.

Целостную структуру взаимодействия студентов и преподавателей образуют субъект-объектные и субъект-субъектные отношения. Первый тип взаимоотношений («субъект объект») характеризует отношение студента к изучаемой им дисциплине, второй тип («субъект – субъект») – к другим студентам. В системе данных отношений важна взаимосвязь между всеми ее компонентами, такими, как отношение студентов к целям и содержанию обучения; отношения студентов между собой и к преподавателям; условия, в которых протекает учебный процесс.

Требования, предъявляемые к участникам педагогического процесса. Поскольку образовательный процесс – это специфическая форма субъект-субъектных отношений, совершенно очевидно, что оба участника этого процесса вносят в него свой вклад. К каждому участнику образовательного процесса в рамках личностно-ориентированного подхода, предполагающего, что в центре обучения и воспитания находится обучающийся с его индивидуально-психологическими, возрастными, половыми и национальными особенностями, предъявляются соответствующие требования. Перечислим их.

Требования, предъявляемые к педагогу:

1) создание условий для безопасного проявления личности каждого учащегося в различных учебных ситуациях, что требует от педагога в первую очередь находиться не в традиционной позиции педагога-информатора, источника знаний и контролера, а в позиции ведущего партнера, помогающего саморазвитию личности обучаемого;

2) развитие внутренней мотивационной сферы ученика, формирование у него собственной познавательной потребности не только в получении и усвоении новых знаний, но и в выработке обобщенных способов учебной деятельности, умение получать удовольствие и удовлетворение от познания;

3) большая внутренняя работа педагога по личностному и профессиональному саморазвитию (развитие творческого потенциала, позволяющего адекватно решать общую задачу обучения и развития с учетом индивидуальных особенностей каждого учащегося и учебной группы).

Требования, предъявляемые к учащемуся:

1) активность обучаемого, его готовность к учебной деятельности;

2) согласование внешних (в первую очередь мотивов достижения) и внутренних (познавательных) мотивов;

3) большая самостоятельность обучающегося, определенный уровень саморегуляции и самосознания (целеполагания, самоконтроля и самооценки).

Общей особенностью взаимодействия субъектов образовательного процесса является преобразование позиций личности как в отношении к усвоенному содержанию, так и к собственным взаимодействиям. Это выражается в изменении ценностных установок, смысловых ориентиров, целей учения и способов взаимодействия и отношений между участниками обучения. Изменение позиций личности опосредует переход студентов на новый уровень усвоения деятельности и к новым формам взаимодействия с преподавателем и с другими студентами. Система учебных взаимодействий преподавателя со студентами определяет и характер взаимодействий студентов друг с другом.

Источник

Особенности взаимодействия между участниками образовательного процесса

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ

«ШКОЛА №90 «МНОГОПРОФИЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС»

ИМЕНИ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА Е.Г. ЛАРИКОВА»

125130, г. Москва, 4-й Новоподмосковный пер., д. 2А (юр. адрес)

125252, г. Москва, 2-я Песчаная, д. 4 А (фактич)

ОГРН 102770481160, ИНН/ КПП 7743043649/ 774301001

ДОКЛАД С ПРЕЗЕНТАЦИЕЙ

ТЕМА: ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ МЕЖДУ УЧАСТНИКАМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ОУ.

Комарова Ольга Викторовна

1) Понятия «взаимодействие», «педагогическое взаимодействие», «эффективное взаимодействие», «сотрудничество».

2) Модели взаимодействия участников образовательного процесса.

3) Практическая значимость взаимодействия и сотрудничества.

4) Психолого-педагогические условия взаимодействия.

Ребенок — существо разумное, он хорошо знает потребности,

трудности и помехи своей жизни.

Не деспотичные распоряжения, не навязанная дисциплина,

не недоверчивый контроль, а тактичная договоренность,

вера в опыт, сотрудничество и совместная жизнь.

( выдающийся польский педагог, писатель).

Наше современное общество характеризуется большим объемом информации, высокой мобильностью и динамичностью, в котором одним из критериев успешной образовательной деятельности образовательного учреждения становится возможность активного взаимодействия со всеми субъектами образовательного процесса.

Ведущими идеями образования сегодня становится идея диалога, принятия коллективных решений, привлечения всех участников образовательного процесса к партнерским отношениям.

Гармоничное развитие ребенка происходит при условии наличия двух составляющих его жизни – полноценного воспитания и обучения. Воспитание в детском доме и семье обеспечивает необходимые ребенку с ОВЗ личностные взаимоотношения, формирование чувства защищенности, доверия и открытости миру. Вместе с тем, ребенок с ОВЗ нуждается в поддержке, которую призвана оказывать ему школа.

Система педагогического сопровождения детей с ОВЗ должна осуществляться через взаимодействие участников образовательного процесса, которое выступает основным компонентом образовательной среды.

1) Понятия «взаимодействие», «педагогическое взаимодействие», «эффективное взаимодействие», «сотрудничество».

Взаимодействие – это в первую очередь взаимодействие с кем-то или чем-то вне меня, с внешним миром.

Взаимодействие может быть физическое (предметное или телесное) и социальное (информационное, ролевое, психологическое).

Взаимодействие может быть безличное (ребенок с игрушкой, толпа с толпой) или личное.

Ведущей целью взаимодействия является развитие личностей взаимодействующих сторон, их взаимоотношений, развитие коллектива и реализация его воспитательных возможностей.

Основными характеристиками взаимодействия считают: взаимопознание, взаимопонимание, взаимоотношение, взаимные действия, взаимовлияние.

Каждая из этих характеристик имеет свое содержание, но только их комплексная реализация в воспитательном процессе обеспечивает его эффективность.

К интегративным характеристикам любого взаимодействия, в том числе и педагогического, относят срабатываемость и совместимость.

Срабатываемость характеризует согласованность в действиях, обеспечивающую их успешность с позиций количества, качества, скорости, оптимальной координации действий контактирующих сторон на основе взаимного содействия.

Совместимость выражается в максимально возможной удовлетворенности партнеров друг другом, эмоциональной поддержке.

В связи со сложностью и многосторонностью образовательного процесса, большим количеством его участников выделяют множество типов взаимодействия, что находит отражение в различных подходах к их классификации.

В основании классификаций лежит тот или иной ведущий признак:

2. По направленности взаимодействия: прямое и косвенное.

3. По содержанию деятельности: взаимодействие в образовательной, воспитательной, трудовой, спортивной и другой деятельности.

4. По наличию или отсутствию цели: целенаправленное, стихийное.

5. По степени управляемости: управляемое, полууправляемое, неуправляемое.

6. По типу взаимосвязи: «на равных», руководство.

Кроме этого выделяют и такое взаимодействие, как

случайное или преднамеренное, частное или публичное, длительное или кратковременное, вербальное ( речь) или невербальное (язык жестов), продуктивное и непродуктивное.

Каждый из типов взаимодействия оказывает соответствующее влияние на психологическое состояние взаимодействующих сторон.

Так, продуктивное взаимодействие приносит удовлетворенность, приводит к откровенности, искренности, открытости.

Непродуктивное – сопровождается отрицательными эмоциями: страха, тревожного ожидания, паники, приводит к недоверию, скрытности, враждебности.

Все типы взаимодействия взаимосвязаны, они сопутствуют друг другу, при изменении условий переходят друг в друга.

В конкретной педагогической ситуации задача педагога состоит в поиске ведущего, оптимального типа взаимодействия. Быстрая сменяемость ситуаций обуславливает динамику характера взаимодействия участников образовательного и воспитательного процессов и требует принятия оперативного решения.

В организации педагогического взаимодействия педагогу принадлежит руководящая роль (в скрытой или открытой форме), но это не означает пассивностиучащихся, так как их стремления, интересы, потребности зачастую определяют выбор содержания и форм работы педагогов.

В основе стратегии сотрудничества лежат идеи стимулирования и направления педагогом познавательных интересов детей.

пространственным и временным соприсутствием,

организацией и управлением деятельностью,

разделением функций, действий, операций,

наличием позитивных межличностных отношений.

2) Модели взаимодействия участников образовательного процесса:

1) Ребенок – ребенок:

свободно общается со сверстниками;

приобщается к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками (в том числе моральным);

развивает передачу образов с помощью средств невербальной, интонационной и языковой выразительности;

самовыражается через совместную творческую деятельность;

учится взаимодействовать в коллективе: отказываться от личных желаний ради общих целей;

учится договариваться, конструктивно разрешать конфликтные ситуации.

2) Воспитатель – ребенок:

признание прав и свобод ребенка,

сопереживание и поддержка,

обсуждение ситуации через диалог,

гибкое введение ограничений.

признание ценности личности ребенка;

признание индивидуальности личности ребенка: выявление и развитие общих и специальных способностей ребёнка;

выбор адекватных возрастным и индивидуальным возможностям содержания, форм и методов воспитания и обучения;

приоритет личностного развития, когда воспитание и обучение выступает не как самоцель, а как средство развития личности каждого ребенка;

ориентация на социализацию – осознание и освоение человеком современных культурных ценностей, знаний, форм бытовой, социальной, духовной жизни; адаптация к существующим в обществе правилам и нормам жизни;

диалоговое взаимодействие с ребенком;

актуализация тенденции ребёнка к личностному росту;

активизация творчески интересов ребёнка;

создание условий для совершенствования нравственных поступков, самостоятельного обнаружения и постановки познавательных проблем;

добровольность в сотрудничестве.

искренняя заинтересованность педагогов в решении проблем детских отношений;

уважительное отношение педагогов к убеждениям и взглядам воспитателей;

признание безусловного права воспитателей воспитывать в ребенке те качества, которые являются ценными с их точки зрения;

уверенность воспитателей в доброжелательности и компетентности педагогов (специалистов).

конфиденциальность индивидуального общения с педагогом (специалистом).

развитая культура общения (доброжелательность, сдержанность);

толерантность (терпимость к иным точкам зрения);

демократичность в общении;

учитывание личностных и профессиональных качеств участников общения;

проявление участниками общения гибкости в конфликтных ситуациях.

3) Практическая значимость взаимодействия и сотрудничества:

Эффективное взаимодействие всех участников педагогического процесса позволит решить следующие задачи:

Интенсифицировать работу школы и детского дома на основе партнерского взаимодействия;

Создать творческую атмосферу между участниками образовательной деятельности, вовлекая всех в непрерывный процесс саморазвития;

Подходы к организации педагогического взаимодействия:

Деятельностный, формирующий у детей разнообразные способы и виды деятельности, при котором они сами являются активными участниками образовательного процесса.

Личностно-ориентированный, обеспечивающий у детей развитие индивидуальных способностей, самопознания, овладение способами саморегуляции поведения.

Взаимодействие участников образовательного процесса базируется на следующих

Уважение интересов друг друга

Соблюдение законов и иных нормативных актов

4) Психолого-педагогические условия взаимодействия:

Под психолого-педагогическими условиями мы понимаем следующие:

1) применение широкого спектра методов взаимодействия участников образовательного процесса;

2) создание специальных художественно-эстетических видов деятельности и социокультурных ситуаций для диалога в сообществе сверстников и взрослых;

3) формирование системы обратной связи педагогов с представителями ДДИ посредством информационных технологий;

4) внесение в коррекционно-развивающую среду пособий, игр, игрушек, поделок для самостоятельного приобщения детей к ценностям и средствам человеческой жизнедеятельности.

5) Эффективность такого взаимодействия обеспечит:

— Для детей: приобретение социального опыта, повысит качество и эффективность коррекции развития, воспитания и обучения, сформированность активно-познавательной позиции и школьно-значимые навыки;

— для педагогов и специалистов: позволит оценить свои профессиональные возможности и достижения, постоянно совершенствовать свое профессиональное мастерство; сформировать партнерские, доверительные отношения между коллегами, детьми и воспитателями; создать пространство для интеграции педагогических технологий, используя ИКТ; осуществлять поиск новых идей, работать над совместными проектами;

— для руководителей поможет создать: коллектив творческих единомышленников; комфортный психологический климат в коллективе; повысить эффективность образовательных проектов и программ за счет общественной интеллектуальной поддержки и общественной экспертизы; создать привлекательный имидж учреждению;

Профессионализм отражается в авторитете человека, качестве и эффективности его труда, умении передать свой опыт другим людям, умении справляться с нестандартными рабочими ситуациями. Процесс становления работника как профессионала зависит от личностных способностей работника, условий труда, мотивации труда и интересов самого работника. Профессионализм зависит от опыта деятельности в данной отрасли, от образования человека и качественной отдачи работника.

Существует несколько стадий профессионализации:

1) первичное становление – на этой стадии работник в достаточной мере освоил необходимые для его профессиональной деятельности навыки, знания, умения. Качество труда и эффективность трудовой деятельности находятся на достаточно высоком уровне, и работник обладает достаточным опытом;

2) стадия опытности – на этой стадии работник не только эффективно работает, но уже может делиться опытом с другими и обучать более молодых специалистов. На этой стадии у человека формируется определенное мнение о некоторых аспектах работы, он вносит коррективы в трудовую деятельность, может привносить в трудовой процесс новшества.

3) стадия экспертности – на этой стадии специалист является авторитетом в определенной области, он сам продуцирует определенные нормы, ценности профессии, может выстраивать тактику и стратегию развития отрасли. Как элемент выступает обучение других специалистов в виде мастер-классов, семинаров, эксперт создает новые методы и программы трудовой деятельности в данной области.

Все стадии становления человека как профессионала подразумевают его непрерывное обучение и самосовершенствование как профессионала и личности, поскольку становление профессионала связано с соблюдением определенных нравственных позиций, знанием производственной и профессиональной этики.

Взаимодействие участников воспитательного процесса — это не самоцель, а важнейшее средство, необходимый способ успешного решения поставленных задач, и эффективность определяется, прежде всего, развитием личности педагога и ребенка, степенью достижения результатов в соответствии с теми задачами, которые ставились.

Непосредственным и специфичным показателем эффективности является развитие основных характеристик взаимодействия участников педагогического процесса:

по взаимопознанию — объективность знания личностных особенностей, лучших сторон друг друга, интересов, увлечений; стремление лучше узнать и познать друг друга, обоюдный интерес друг к другу;

по взаимопониманию — понимание общей цели взаимодействия, общности и единства задач, стоящих перед педагогами и детьми; принятие трудностей и забот друг друга; понимание мотивов поведения в различных ситуациях; адекватность оценок и самооценок; совпадение установок на совместную деятельность;

по взаимоотношениям — проявление такта, внимание к мнению и предложениям друг друга; эмоциональная готовность к совместной деятельности, удовлетворенность ее результатами; уважение позиции друг друга, сопереживание, сочувствие; стремление к официальному и неофициальному общению; творческий характер отношений, стимулирующий инициативу и самостоятельность детей;

по взаимным действиям — осуществление постоянных контактов, активность участия в совместной деятельности; инициатива в установлении различных контактов, идущая с обеих сторон; срабатываемость (количество, качество, скорость проделанной работы), координация действий на основе взаимного содействия, согласованность; подстраховка, помощь, поддержка друг друга;

по взаимовлиянию — способность приходить к согласию по спорным вопросам; учет мнения друг друга при организации работы; действенность обоснованных и корректных по форме обоюдных замечаний, изменение способов поведения и действий после рекомендации в адрес друг друга; восприятие другого в качестве примера для подражания.

В общем плане о развитии взаимодействия участников педагогического процесса можно судить по обогащению содержания их совместной деятельности и общения, способов и форм взаимодействия, расширению внешних и внутренних связей, осуществлению преемственности.

2. Юбозов Н.Н. О трехкомпонентной структуре межличностного взаимодействия // Психология межличностного познания / Под ред. А.А. Бодалева. — М.: Педагогика, 1981.

Источник

Программа для детей с ограниченными возможностями здоровья «Координация взаимодействия субъектов образовательного процесса»

Используется в коррекционно-развивающей работе социального педагога с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Обеспечиввает непрерывное индивидуальное сопровождение детей с ОВЗ и их родителей по вопросам реализации дифференцированных педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации.

Просмотр содержимого документа
«Программа для детей с ограниченными возможностями здоровья «Координация взаимодействия субъектов образовательного процесса»»

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

начальная общеобразовательная школа №23 р.п. Чунский

Рассмотрено на заседании

От «__» __________2021г.

От «___» __________2021г.

для детей с ограниченными возможностями здоровья

«Координация взаимодействия субъектов образовательного процесса»

социальный педагог Федотова Л.М.

2.Общая характеристика коррекционно-развивающего курса…………………………. 3

3.Описание места коррекционно-развивающего курса в учебном плане………..4

4.Описание ценностных ориентиров содержания коррекционно-развивающего курса…………………………………………………………………………………..4

5.Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения коррекционно-развивающего курса………………………………………………………………………….4

6.Содержание коррекционно-развивающего курса………………………………………. 5

7.Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся………………………………………………………………………………….7

8.Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса.…. 18

Список используемой литературы…………………………………………………………19

C каждым годом в различные образовательные организации приходят все больше детей, имеющие отклонения в развитии. Они нуждаются в специализированной помощи, индивидуальной программе, особом режиме. Каждому ребенку необходимо создавать благоприятные условия для развития, учитывающие его индивидуальные образовательные потребности и способности.

Современное образование остро нуждается в поддержке и развитии системы социально-педагогического и психолого-педагогического сопровождения учащихся.

Система общего образования становится более доступной для детей, имеющих различные нарушения в развитии. Данная программа разработана на основе документов, регламентирующих работу с детьми ОВЗ:

Закон РФ от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

Федеральный государственный образовательный стандарт обучающихся для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (Приказ Минобрнауки России от 19.12.2014 г. № 1599);

3. Приказ Минобрнауки России от 19 декабря 2014 г. № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».

4. Федеральный закон РФ от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».

5. Санитарных правил СП 2.4. 3648 – 20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации № 28 от 28 сентября 2020г.

Цель программы: обеспечение непрерывности индивидуального сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья и их семей по вопросам реализации дифференцированных педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации обучающихся.

1. Создать доброжелательный климат, доверительных отношений, повышать уровень познавательной активности.

2. Сформировать навыки, способствующие успешной адаптации в условиях школы и в дальнейшей социализации в обществе.

3. Сохранять и укреплять здоровье обучающихся и формировать мотивацию у них на здоровый образ жизни.

4. Повысить психолого-педагогическую компетентность родителей и педагогов в тех вопросах, которые наиболее актуальны с точки зрения переживаемого детьми периода развития.

2. Общая характеристика коррекционно-развивающего курса

ответственности и активной социальной жизненной позиции; преодоление отчужденности и формирование коммуникативных навыков, и как следствие, способствует процессу эффективной адаптации детей в социуме.

Программа состоит из 4-х разделов:

1. Работа с ребенком.

3. Работа с педагогами.

4. Работа с внешними организациями.

Описание места коррекционно-развивающего курса в учебном плане

Программа реализуется на базе МОБУ НОШ № 23 рп Чунский. Сроки реализации: программа рассчитана на 5 лет. Недельный цикл занятий предусматривает нагрузку 1 час. Форма занятий: групповая, подгрупповая и индивидуальная работа социального педагога.

Коррекционно-развивающий курс рассчитан на 33 ч. для 1-х классов и 34 ч. для 2-4 классов.

Описание ценностных ориентиров содержания коррекционно-развивающего курса

Отличительная особенность данной программы — комплексность. С одной стороны, предпринимаются специальные усилия для того, чтобы повысить уровень готовности родителей и ребенка обучаться, включаться в систему педагогического взаимодействия. С другой стороны, само взаимодействие, его форма и содержание модифицируются в соответствии с особенностями ребенка и его возможностями. Сопровождение ребенка с ОВЗ в рамках данной программы преимущественно осуществляется педагогом-психологом и социальным педагогом с привлечением в случае необходимости педагогов и медицинских работников учреждения. Основная функция педагога-психолога заключается в составлении психологического портрета ребенка и разработке индивидуального маршрута сопровождения, подразумевающего коррекцию и развитие психических функций и личностных особенностей. Особую роль в выполнении данных задач осуществляет в своей деятельности социальный педагог, который является связующим звеном между родителями и педагогическим коллективом при оказании помощи детям с ОВЗ и их семьям. Этот специалист выявляет трудности личностного и образовательного характера, при необходимости привлекает специалистов для проведения консультаций.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения коррекционно-развивающего курса

Освоение адаптированной образовательной программы начального общего образования, созданной на основе Стандарта, обеспечивает достижение обучающимися с задержкой психического развития трёх видов результатов: личностных, метапредметных и предметных.

Личностные результаты — готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально— личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности.

Метапредметные результаты — освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные).

Формировать навыки и умения необходимые для успешного вхождения в общество в процессе трудового, социально бытового обучения

Должны уметь применять полученные знания в практической жизнедеятельности, знать доступные приемы труда и правила безопасной работы и гигиены труда.

Сохранять и укреплять здоровье обучающихся и формировать мотивацию у них на здоровый образ жизни

Иметь представления о позитивных факторах, влияющих на здоровье, умение самостоятельно поддерживать свое здоровье.

Развить у обучающихся способность к профессиональной адаптации, умения, навыки необходимые для общения и взаимодействия с другими людьми

Должны уметь культурно вести себя в обществе и различных жизненных ситуациях, конструктивно взаимодействовать с окружающими.

Повышать уровень познавательной активности и расширять объем имеющихся знаний и представлений об окружающем мире

Должны уметь ориентироваться в окружающем мире, знать мир профессий.

Содержание коррекционно-развивающего курса

Работа с обучающимися проводится по модулям:

Модуль «Права и обязанности»

Формирование представлений о поведении в школе, школьном укладе жизни.

Формирование у обучающихся гражданской ответственности и правового самопознания

Знание Конституции РФ и Конвенции о правах ребёнка

Формирование ответственного и безопасного поведения на улице.

Формирование навыков самозащиты, избегания ситуаций риска

Формирование навыков отстаивания позиции, конструктивное решение конфликтов

Способствовать становлению, развитию и воспитанию в ребёнке благородного человека путём раскрытия его личностных качеств.

Обрести уверенность в себе, навыки продуктивного взаимодействия с окружающими людьми, успешно адаптироваться к жизни в социуме.

Формирование навыков культурного поведения, правил хорошего тона.

Формирование представлений о своем физическом «Я»

Формирование у обучающихся навыков культуры питания, здорового образа жизни

Работы с родителями (законными представителями), педагогами:

Основные мероприятия программы

1.Создание банка данных детей ОВЗ для разработки и реализации индивидуальных программ социальной реабилитации

Классные руководители, педагог- психолог, социальный педагог, администрация МОБУ НОШ №23

3.Консультирование участников образовательного процесса по вопросам сопровождения детей с ОВЗ

Классные руководители, педагог- психолог, социальный педагог, администрация МОБУ НОШ №23

4.Проведение семинаров для педагогического коллектива.

Классные руководители, педагог- психолог, социальный педагог, администрация МОБУ НОШ №23

5.Вовлечение родителей в работу

Классные руководители, педагог- психолог, социальный педагог, администрация МОБУ НОШ №23

6.Разработка индивидуальных программ

Классные руководители, педагог- психолог, социальный педагог, администрация МОБУ НОШ №23

7.Вовлечение детей с ОВЗ, в том числе инвалидов и их семей в общепоселковые мероприятия

Классные руководители, педагог- психолог, социальный педагог, администрация МОБУ НОШ №23

С целью подведения итогов работы по программе, контроля и своевременной коррекции реализации программы развития каждого ребенка один раз в полугодие проводится школьный психолого-педагогический консилиум. Общее руководство и контроль за реализацией Программы осуществляет администрация МОБУ НОШ № 23 в лице директора школы. Оценка эффективности реализации программы реализация мероприятий, предусмотренных программой, позволит:

1. Создать условия для успешной социально-психологической адаптации детей-инвалидов в образовательной среде.

2. Развить систему поддержки детей с ОВЗ.

4. Углубить процесс интеграции в общество детей с ограниченными возможностями.

5. Создать для детей с ограниченными возможностями равные с другими детьми возможности участия в жизни школы, общества.

7. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *