Копье древнего человека для чего

Копья Жозефа А. Рони-старшего и Джин М. Ауэл (часть 2)

Итак, когда же появились первые копья с первыми наконечниками, сделанными из камня? Наконец наука может ответить на этот вопрос несколько более определенно. На сегодня самое древнее деревянное копье без наконечника, а просто с обточенным острием, — это копье, найденное в Эссексе, и восемь деревянных копий из Шёнингена (Германия), возраст которых определяется в интервале от 360 000 до 420 000 лет. Ну, а самые же древние копья с обсидиановыми наконечниками (или, вернее, наконечники к копьям!) нашли в Гадемотте в Эфиопии. Возраст их составляет 280 000 лет. Впрочем, есть сегодня находки и постарше. Например, в 2012 г. в Капской провинции в ЮАР нашли сразу 13 каменных лезвий, которые, по мнению археологов, представляют именно наконечники копий. А вот их возраст уже 500 000 лет или что-то около этого.

Копье древнего человека для чего. Смотреть фото Копье древнего человека для чего. Смотреть картинку Копье древнего человека для чего. Картинка про Копье древнего человека для чего. Фото Копье древнего человека для чего

Изображение охотника перед бизоном. Пещера Ласко. Дордонь. Франция

Про находки в Гадемотте следует рассказать поподробнее, поскольку эта область сегодня представляет собой древний горный кряж, возвышающийся над одним из расположенных там четырех озер рифтовой долины – исключительно живописным озером Зивай. Примерно 125–780 тысяч лет назад здесь разливалось большое «мегаозеро», в которое входили все четыре современных водоема и где палеонтологи нашли многочисленные останки древних антилоп и бегемотов и… что самое ценное – 141 копейный наконечник из обсидиана.

Находками занимался профессор Йонатан Зале из Калифорнийского университета, который обратил внимание на имеющиеся на них характерные повреждения. Оказывается, что в момент удара на обсидиановых пластинках появляются V-образные трещины. Вершина «V» отмечает ту точку, из которой трещины распространяются в разные стороны. Было замечено, что чем «крылья» «V» не уже, тем выше скорость образования трещин в обсидиане. У одних наконечников она превышала 80 м/с, тогда как у других она была около 1,5 м/с. То есть получается, что в первом случае копье с наконечником летело в цель будучи брошенным, а во втором – объект охоты им просто ударяли. И у Джин Ауэл как раз и подчеркивается, что ее герои, принадлежавшие к неандертальцам, бегут за животным и ударяют его. Есть у них и своеобразное спортивное состязание – «бег с копьями», в ходе которого нужно первым добежать до цели и поразить ее ударом копья.

Копье древнего человека для чего. Смотреть фото Копье древнего человека для чего. Смотреть картинку Копье древнего человека для чего. Картинка про Копье древнего человека для чего. Фото Копье древнего человека для чего

Вот он, древний обработанный камень, с которого началась наша цивилизация. Дордонь, Франция.

Копье древнего человека для чего. Смотреть фото Копье древнего человека для чего. Смотреть картинку Копье древнего человека для чего. Картинка про Копье древнего человека для чего. Фото Копье древнего человека для чего

Наконечники копий и каменные топоры. Музей Анатолийской цивилизации. Анкара, Турция.

Копье древнего человека для чего. Смотреть фото Копье древнего человека для чего. Смотреть картинку Копье древнего человека для чего. Картинка про Копье древнего человека для чего. Фото Копье древнего человека для чего

Украшение копьеметалки. Британский музей. Лондон.

Копье древнего человека для чего. Смотреть фото Копье древнего человека для чего. Смотреть картинку Копье древнего человека для чего. Картинка про Копье древнего человека для чего. Фото Копье древнего человека для чего

Кадр из кинофильма «Миллион лет до нашей эры» (1966 г.). Вот, оказывается, какие тогда были красотки. Кстати, все прямо-таки по Джин Ауэл – ну вылитая Эйла из цикла ее романов «Дети Земли».

Что же касается романов и образов, созданных Джин М. Ауэл, то при всех достоинствах ее произведений она все-таки несколько перенасытила их, во-первых, слишком уж многочисленными описаниями сексуальной жизни людей каменного века, в некоторых местах ну совершенно явно избыточных. Ну, а во-вторых – их толерантность и миролюбие у нее явно чрезмерны.

Копье древнего человека для чего. Смотреть фото Копье древнего человека для чего. Смотреть картинку Копье древнего человека для чего. Картинка про Копье древнего человека для чего. Фото Копье древнего человека для чего

Бизон, пораженный копьем. Рисунок на стене в пещере Левобережная. Саблино.

Истина в произведениях Ж. И. Рони-старшего и Джин М. Ауэл, то есть начала и конца ХХ века, лежит как всегда где-то посредине. Впрочем, этнографические материалы также свидетельствуют, что конфликты на ранних этапах человеческой истории люди предпочитали улаживать миром. Если же мира достичь не удавалось, то для силового решения конфликта избирали специальных бойцов, а сами поединки между ними проводились по определенным правилам, которые обеими сторонами должны были строго соблюдаться. Ну, а если уж общая схватка была неизбежной, то перед ней опять-таки договаривались, как и сколько биться, о предельном количестве потерь, понесшая их сторона должна была бы признать себя побежденной и впоследствии выплачивать дань победителям. Конечно, мы не можем с абсолютной точностью утверждать, что все эти же обычаи существовали также и на заре человеческой истории. Хотя с другой стороны, а почему бы и нет?! Впрочем, если речь идет о каких-то доказательствах, то… живописные изображения тех далеких лет однозначно говорят нам лишь только об охоте на животных, а вот убитые люди, как, впрочем, и живые, на них почему-то практически отсутствуют!

Копье древнего человека для чего. Смотреть фото Копье древнего человека для чего. Смотреть картинку Копье древнего человека для чего. Картинка про Копье древнего человека для чего. Фото Копье древнего человека для чего

Наконечник копья, найденный во время раскопок на Баттермилк Крик в Техасе.

Впрочем, все время появляются и новые находки. Например, археологам из Техасского университета во время раскопок на Баттермилк Крик в штате Техас удалось найти каменные наконечники копий, возраст которых 15,5 тыс. лет. Казалось бы, что тут такого, находили и более древние, но в данном случае важно то, что раньше ученые считали, что первые люди появились в Северной Америке 11–11,5 тыс. лет назад. Они принадлежали к так называемой к культуре Кловис. Но теперь ясно, что заселение североамериканского материка состоялось еще раньше!

Копье древнего человека для чего. Смотреть фото Копье древнего человека для чего. Смотреть картинку Копье древнего человека для чего. Картинка про Копье древнего человека для чего. Фото Копье древнего человека для чего

А это часть остальных находок, сделанных учеными Техасского университета.

Интересно, что во время раскопок нашли около 100 тыс. различных каменных артефактов, и среди них 12 наконечников копий возрастом от 13,5 до 15,5 тыс. лет. Правда, пока невозможно сказать, являются ли люди культуры Кловис — потомками этой группы или нет? И было ли две, мигрировавшие в Северную Америку с интервалом в несколько тысячелетий, группы людей или же это была одна группа, но просто расселившаяся по разным территориям. Так что изучение нашего прошлого успешно продолжается, и помогают в этом даже наконечники копий, сделанные из камня!

Источник

Копья Жозефа А. Рони-старшего и Джин М. Ауэл (часть 1)

Не так давно на «ВО» появилась статья Кирилла Рябова о древнерусских копьях в бою и на охоте, написанная на основе работ известных российских историков, включая А.Н. Кирпичникова. Однако любая тема хороша тем, что может быть развернута как вширь (копья японцев, индейцев, викингов), так и вглубь веков (копья Рима, копья гоплитов Марафона, копья династии Инь-Янь, копья…).

Ну а какие копья самые древние? Конечно, каменного века! Об этом нам говорили еще в 5-ом классе средней школы и, в общем-то, говорили правильно, но только по большому счету это ни о чем. Каменный век был самой продолжительной вехой в истории человечества. Именно тогда существовали разные подвиды Нomo saрiens, и разве не интересно попытаться выяснить, где именно, когда и у кого эти самые копья появились в то далекое от нас время. Ведь копье – это был один из шагов к вершинам цивилизации, так же, как и гарпун, сверленый топор, плот, парус, колесо, ну и так далее…

Копье древнего человека для чего. Смотреть фото Копье древнего человека для чего. Смотреть картинку Копье древнего человека для чего. Картинка про Копье древнего человека для чего. Фото Копье древнего человека для чего

Палеолитический охотник с древнейшей формой копья, у которого деревянное острие было обожжено в пламени костра. Археологический музей, Бонн

Наверное, многие из вас читали роман французского писателя Жозефа А. Рони-старшего «Борьба за огонь», написанный еще в 1909 году на основе тогдашних знаний о жизни первобытных людей. Это увлекательная повесть о поисках огня, без которого племя уламров (явно людей современного вида) не может существовать. В 1981 году он был экранизирован, причем о качестве экранизации говорит тот факт, что этому фильму дали две премии: «Сезар» и «Оскар». Хотя лично я от него и не в восторге. И ляпов в нем много, и сюжет ну уж слишком упрощен, по сравнению с романом.

Копье древнего человека для чего. Смотреть фото Копье древнего человека для чего. Смотреть картинку Копье древнего человека для чего. Картинка про Копье древнего человека для чего. Фото Копье древнего человека для чего

Кинофильм «Последний неандерталец» (2010). А «палки» могли бы взять и по прямее!

Важно отметить, что и в других романах Ж.Я. Рони на «первобытную тему», таких как «Вамирэх» (1892), «Пещерный лев» (1918) и «Эльдар с Голубой реки» (1929) главной темой повествования является беспощадное столкновение первобытных человеческих рас в борьбе либо за огонь, либо из-за женщин, а то и просто потому, что «чужие – это враги».

Копье древнего человека для чего. Смотреть фото Копье древнего человека для чего. Смотреть картинку Копье древнего человека для чего. Картинка про Копье древнего человека для чего. Фото Копье древнего человека для чего

«Человек с копьем». Петроглиф из Швеции.

Зато в наши дни американка Джин М. Ауэл написала серию романов, главной героиней которых сделала первобытную девушку Эйлу. Важно отметить, что Джин Ауэл была на раскопках во Франции, Австрии, Чехословакии, Украине, Венгрии и Германии, и занималась популярным в наши дни «сервайлингом»: училась делать каменные орудия, сооружать жилище из снега, обрабатывать оленьи шкуры и плести коврики из травы. В процессе работы над романами она консультировалась с антропологами, археологами, историками, этнографами и специалистами в других областях знаний, чтобы как можно правдоподобнее показать мир позднего плейстоцена, в котором жили и действовали ее герои, и надо заметить, что это ей полностью удалось.

Копье древнего человека для чего. Смотреть фото Копье древнего человека для чего. Смотреть картинку Копье древнего человека для чего. Картинка про Копье древнего человека для чего. Фото Копье древнего человека для чего

Копье с каменным наконечником из Национального парка Кабо Верде.

Копье древнего человека для чего. Смотреть фото Копье древнего человека для чего. Смотреть картинку Копье древнего человека для чего. Картинка про Копье древнего человека для чего. Фото Копье древнего человека для чего

А это наконечники стрел! Причем рубящие, а не заостренные. Удивительно, не правда ли? Металлические наконечники такой формы известны, но, оказывается, были такие же и каменные!

По-видимому, всю историю человечества Ж.Рони-старший видел как одно сплошное противоборство между людьми разного физического типа, которых в том же романе «Борьба за огонь» представляют уламры, кзамы, рыжие карлики и люди из племени Ва. Но разве не было все это отраженно и в различных артефактах, и талантливо передано в художественных образах? Практически все эпические герои, к какому бы народу они не принадлежали, постоянно схватываются с врагами, воплощающими «абсолютное зло». При этом интересно, что большинство героев – во всяком случае, наиболее известные среди них, озабочены проблемой собственного бессмертия либо неуязвимости, либо о ней заботятся их родители или друзья. Героя «Илиады» Ахиллеса неуязвимым делает его мать – богиня, которая для этого купает его в водах подземной реки Стикса. Зигфрид – персонаж «Песни о Нибелунгах» с той же целью купается в крови дракона. Сослан-богатырь – герой эпоса нартов становится неуязвимым после того, как его отец-кузнец помещает его опять же во младенчестве в раскаленную печь, причем держит его клещами за ноги ниже колен. Но интересно, что уже тогда люди были достаточно мудрыми, чтобы понять: абсолютную неуязвимость получить невозможно! Та же богиня Фетида держит Ахиллеса за пятку и именно в нее попадает стрела коварного Париса. К спине Зигфрида прилип древесный листок, и туда-то и вонзается копье его врага. Ну, а в качестве коварного крага Сослана и вовсе выступает волшебное колесо Балсага, узнавшее его тайну. Дождавшись, когда он заснет, колесо перекатилось через его уязвимое место и… отрезало ему обе ноги ниже колен, отчего он истек кровью!

Копье древнего человека для чего. Смотреть фото Копье древнего человека для чего. Смотреть картинку Копье древнего человека для чего. Картинка про Копье древнего человека для чего. Фото Копье древнего человека для чего

Вот этот наконечник недавно нашел мальчик в Техасе…

Источник

Копье древнего человека для чего. Смотреть фото Копье древнего человека для чего. Смотреть картинку Копье древнего человека для чего. Картинка про Копье древнего человека для чего. Фото Копье древнего человека для чего

История создания

По сути это прямая палка, заостренна с одного края и с обожженным концом. Но она удобнее дубины во многих отношениях. В дальнейшем на эти палки начинают делать каменные наконечники.

Копье древнего человека для чего. Смотреть фото Копье древнего человека для чего. Смотреть картинку Копье древнего человека для чего. Картинка про Копье древнего человека для чего. Фото Копье древнего человека для чего

Крепление могло быть двух видов. Либо наконечник привязывали к палке при помощи веревок или сухожилий, либо дерево расщепляли, и в образовавшийся расщеп вставляли наконечник, для верности так же стягивая сухожилиями или веревкой.

Копье вкладывалось в эту палку, конец был на ответвлении, после чего охотник резко выкидывал копьеметалку вперед. Таким образом, увеличивался рычаг, и копье могло пролететь расстояние в разы большее, чем от броска рукой.

С появлением металлообработки копья получили новое дыхание. Металлические наконечники, более совершенные, делали копейщиков более эффективными в строю. Становится возможным делать широкие лезвия у наконечников для нанесения страшных ран, или наоборот, узкого, но обладающего большей пробивной способностью.

Этот строй, известный как фаланга, просуществовал тысячи лет. Пехота, прикрытая щитами, выставившая по фронту копья, шла на врага.

Копье древнего человека для чего. Смотреть фото Копье древнего человека для чего. Смотреть картинку Копье древнего человека для чего. Картинка про Копье древнего человека для чего. Фото Копье древнего человека для чего

Удар был сильным и неотразимым. Конница не смела и думать атаковать фалангу в лоб, так как копья надежно прикрывали пехотинцев. Были и недостатки у этого строя.

Активными были только первые два ряда, начиная с третьей шеренги, бойцы банально не доставали до противника, вступая в битву в случае гибели или ранения бойцов первых шеренг и напирая на них для продвижения вперед.

Кроме того применение фаланги требовало постоянного соблюдения строя и ровной местности. Иначе всадник с копьем, или луком мог пробить брешь в строю, расширить которую было делом нескольких минут.

С течением времени копья трансформировались, удлинялись, появлялись сариссы. Эта 8-метровая разновидность копья еще лучше прикрывала воинов, позволяла вступать в бой бойцам из более дальних шеренг. Кроме того, поднятые вертикально или под углом, такие копья прикрывали пехоту от обстрела, меняя траекторию стрел и сбивая их.

Обучение обращения с копьем воины проходили с детства.

В принципе копье почти всегда состояло из нескольких частей, а именно:

Копье древнего человека для чего. Смотреть фото Копье древнего человека для чего. Смотреть картинку Копье древнего человека для чего. Картинка про Копье древнего человека для чего. Фото Копье древнего человека для чего

Разница в материале, способе крепления наконечника и наконец, в форме и размерах самого наконечника копья.

Основные виды копий

Несмотря на огромную древность копья и столь же колоссальную распространенность (вся планета, кроме Антарктиды, и то потому, что пингвинам оно без надобности), видов копий существует сравнительно немного. По типу наконечника копья можно классифицировать всего по 4 основным признакам:

Копье древнего человека для чего. Смотреть фото Копье древнего человека для чего. Смотреть картинку Копье древнего человека для чего. Картинка про Копье древнего человека для чего. Фото Копье древнего человека для чего

Все остальное — протазаны, эспантоны, сариссы, рогатины, рунки — это уже их потомки. Их вариации. Их дальнейшее развитие, либо какие-то основные переходные формы между ними.

Особенности конструкции

Наконечники тоже могли быть разной длины. Встречались наконечники от 10 до 50 см. Копьями с длинными наконечниками можно было легко рубить, тогда как более короткие и узкие наконечники предназначались для пробивания брони. В зависимости от предназначения, наконечники могли быть различной формы:

Копье древнего человека для чего. Смотреть фото Копье древнего человека для чего. Смотреть картинку Копье древнего человека для чего. Картинка про Копье древнего человека для чего. Фото Копье древнего человека для чего

На Руси копья были одним из основных видов вооружения, наряду с боевым топором.

Распространение копий

Рассматриваемый вид вооружения годился не только для пехоты. С момента приручения человеком лошади и создании первых прообразов конных воинов можно говорить об их вооружении копьями.

Конечно, вплоть до изобретения стремян об эффективном повсеместном использовании кавалерией копий говорить сложно. В истории есть исключения.

Македонский гейтар, всадник личной охраны Александра Великого, имел на вооружении короткое копье.

Знаменитые катафрактарии, использовавшиеся Парфянским царством и многими государствами Кавказа и Причерноморья, так же использовали копья.

Тактика использования кавалерией копий до стремян была следующая. Конный воин либо зажимал подмышкой копье, либо привязывал его к шее лошади. Использовать копье в конном бою, особенно на большой скорости, что являлось самой эффективной тактикой, было опасно для самого всадника.

Копье древнего человека для чего. Смотреть фото Копье древнего человека для чего. Смотреть картинку Копье древнего человека для чего. Картинка про Копье древнего человека для чего. Фото Копье древнего человека для чего

Особенность пилума в том, что наконечник выкован из металла на большую длину. Попадая в защитное снаряжение противника, пилум застревал в нем и гнулся, мешая бойцу противника драться в полную силу. Легионер мог наступить на древко и пригнуть щит к земле.

Стремена совершили настоящую революцию в военном деле. На первый план выходит тяжелая кавалерия, использующая для первого и часто решающего удара копья.

Пехота, для того что бы защититься от конницы, принимает на вооружение пики, более легкие и длинные, чем копья предыдущего времени.

Тактика использования их против всадников состоит в том, что бы первый ряд уперев пики в землю, создав частокол, через который не сможет прорваться лошадь, второй и третий ряды удерживают пики на руках, почти вслепую коля как пехоту, так и конницу противника.

Копейщики по-прежнему составляют основу армий мира. Остается на вооружениии и метательное копье, называемое на Руси сулицей.

Расцвет боевого применения

Копье древнего человека для чего. Смотреть фото Копье древнего человека для чего. Смотреть картинку Копье древнего человека для чего. Картинка про Копье древнего человека для чего. Фото Копье древнего человека для чего

Первые, наибольшую известность получившие как казацкие копья, или по-другому пики, служили не только для уколов, но и для фехтования.

Сохранилось много упоминаний о том, как казаки били пиками конников и пехоту противника.

Это позволяло так же использовать пику многократно, в отличие от рыцарских копий, часто разламывавшихся в руках. Копье казака в отличие от тяжелых пик регулярной кавалерии было более легким и коротким.

Всего же от развития копья и пики произошли такие виды вооружения как:

Кроме того существовали и эрзац-копья, такие как прикрученные или иным образом закрепленные на длинном древке ножи.

Копье древнего человека для чего. Смотреть фото Копье древнего человека для чего. Смотреть картинку Копье древнего человека для чего. Картинка про Копье древнего человека для чего. Фото Копье древнего человека для чего

Длинное копье, полученное таким образом, зачастую, использовали для вооружения отрядов ополчения.

Закат эпохи копий

Продержалась пика на вооружении еще столетие. В годы Первой мировой и последовавшей Гражданской войн пики уже считались анахронизмом и почти не применялись. На вооружении польской армии они просуществовали до 1939 года. Последнее боевое применение пик в конном строю мифологизировано.

Копье древнего человека для чего. Смотреть фото Копье древнего человека для чего. Смотреть картинку Копье древнего человека для чего. Картинка про Копье древнего человека для чего. Фото Копье древнего человека для чего

Копье в истории и культуре

Столь долгое употребление образца не могло не оставить след в культуре. Наиболее знаменитым и ценным копьем в Европе считается копье Лонгина, римского легионера, по легенде, смертельно ранившего Иисуса Христа.

Источник

Александр Сергеевич Суворов («Александр Суворый»).

ХРОНОЛОГИЯ ИСТОРИИ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА.

Опыт реконструкции последовательности исторических событий во времени и пространстве в корреляции с солнечной активностью.

Книга вторая. РАЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА ДО НАШЕЙ ЭРЫ.

Часть 7. Эпоха мифических цивилизаций.

Иллюстрация из открытой сети Интернет:

Каменный наконечник копья возрастом до 500 000 лет назад (Кату Townlands, город Кату, Южная Африка).

Кату Townlands, один из самых богатых доисторических археологических памятников в Кату. Здесь найдены десятки тысяч артефактов Каменного века, в том числе ручные топоры (рубила) и другие инструменты, возраст которых составляет от 700 000 до 1 000 000 лет назад. Кату Townlands расположен между холмами Kuruman на востоке и горой Langberge на западе.

Основной инстинкт выживания – это инстинкт самосохранения, который властно, бескомпромиссно, «молча» и неумолимо требует от любого живого организма, в том числе от животных и человека, быть осторожным, опасаться, настораживаться, тревожиться, бояться, трусить, в первую очередь, бежать, избегать любой опасности.

Сколько животных убежало от древних первобытных охотников, прежде чем они могли воткнуть в них свои колы-копья или кинуть в них тяжёлым камнем!?

Сколько животных было только слегка поранено острыми и не очень острыми концами колов-копьёв, брошенных неумелой или слабой рукой охотников?

Сколько досады, обиды, сожаления, злости и ярости было «выплеснуто» на убежавших животных, на бесполезное кол-копьё, на некстати ослабевшую руку, на неумелого охотника, на ветку, треснувшую некстати, на соучастников свидетелей неудачи охотника, на их мам, пап и голодных родственников, ждущих вожделенное мясо?!

Но больше всего досады было выражено колу-копью, этой бесполезной тяжёлой палке, которая не хотела «протыкать» своим концом шкуру животного…

Вот если бы приладить к колу-копью острый осколок камня или острый осколок кости, тогда, может быть, тяжёлое кол-копьё легче вонзится в тело животного? Ведь острые колючки кустарника и острые зубы хищников так легко вонзаются в руки и ноги, так легко рвут кожу…

Главное, тогда можно было бы метать кол-копьё с большего расстояния и не красться к животному вплотную…

Дело в том, что и сами охотники подвержены воздействию властного инстинкта самосохранения и не рискуют подходить к опасному животному на близкое расстояние. Доведённое страхом и болью до отчаяния даже самое слабое и безобидное животное может лягнуть, забодать рогами, навалиться всей своей тушей, укусить крепкими зубами, боднуть лбом, затоптать копытами.

Вероятно, эти мотивы и эти обстоятельства повлияли на неандертальских охотников, обладателей колов-копьёв и они много тысяч лет назад от данного времени (50 000-49 000 до н.э.) начали прикреплять к концам своих колов-копьёв каменные, роговые или костяные острые наконечники.

Так естественно, обыкновенно, возможно, совсем не революционно повсеместно и практически в одно и то же историческое время возникли метательные колы-копья с прикреплёнными к ним каменными, роговыми и костяными наконечниками.

Единственное ограничение этому историческому событию – это возникновение умения изготавливать кожаные полоски, нити из кишок животных, плетёные шнурки из волокон растений и, возможно, шерсти, а также «изобретение» смолы-клея для крепления наконечников к древку копья.

Археологические данные свидетельствуют, что впервые каменные наконечники метательных копий появились в Африке 180 000 лет до н.э. (ХР 2.5.14. Эпоха человека современного вида. Универсальные копья).

Восточная Африка (Кения, Эфиопия). Первобытное человечество. Первобытнообщинный строй. Первобытные люди современного человечества. Homo sapiens sapiens – раса человечества неоантропов, первобытных людей современного вида, палеокроманьонцев. Каменные лезвия копий. Отщепы. 180 000 до н.э.

Изготовление из отщепов каменных наконечников копий «кенийского» и «эфиопского» типов. Первые имеют форму крупных и мелких листообразных обработанных каменных лезвий, вторые – небольших коротких плоских каплеобразных и острых пластин.

Восточная Африка (Нубия). Первобытное человечество. Первобытнообщинный строй. Первобытные люди современного человечества. Homo sapiens sapiens – раса человечества неоантропов, первобытных людей современного вида, палеокроманьонцев. Универсальные копья. Наконечники копий нубийского типа. 180 000 до н.э.

Изготовление обитателями Восточной Африки из отщепов каменных наконечников копий «нубийского» типа. Наконечники имеют форму крупных и мелких листообразных и треугольных грубо обработанных каменных лезвий. Из всех разновидностей копий в Африке преобладают метательные копья. Они являются универсальными орудиями.

Древком копья можно было бить по веткам деревьев и кустов, пугая и сгоняя животных в нужном направлении. Их можно было метать в жертву или добычу. Ими можно было колоть, тыкать или втыкать, навалившись всем весом тела охотника на древко. Наконец древком копья можно было действовать на охоте или в бою, как обычной палкой.

Северная Африка. Сахара. Первобытное человечество. Первобытнообщинный строй. Первобытные люди современного человечества. Homo sapiens sapiens – раса человечества неоантропов, первобытных людей современного вида, палеокроманьонцев. Универсальные копья. Наконечники копий аутерийского типа. 180 000 до н.э.

Изготовление обитателями Сахары из отщепов каменных наконечников копий «пре-ауреньякского» и «атерийского» типов. Первые имеют форму треугольных обработанных каменных лезвий, вторые – небольших коротких плоских и острых треугольных пластин с черенком для крепления в древке копья.

Африканские охотники, как правило, имеют два-три разных копья. Одно копьё для броска, другое для рукопашного боя. Впоследствии к заднему концу копья привязывался тонкий длинный ремешок, чтобы брошенное копьё можно было притянуть обратно.

Копья для броска и для рукопашного боя-охоты отличаются не длиной и весом, а балансом. Центр тяжести метательного копья смещён ближе к наконечнику-острию. Метательные и рукопашные копья с каменными, роговыми и костяными наконечниками распространились по всему обитаемому людьми миру (Ойкумене).

Южная Африка. Бамбатан. Ховинсонс Поорт. «Залив спокойствия». Первобытное человечество. Первобытнообщинный строй. Первобытные люди современного человечества. Homo sapiens sapiens – раса человечества неоантропов, первобытных людей современного вида, палеокроманьонцев. Листообразные и треугольные наконечники копий. Первобытный дизайн. Одухотворение орудий труда. 180 000 до н.э.

Изготовление африканскими обитателями «Залива спокойствия» (Южная Африка) каменных наконечников копий треугольной и листообразной формы из обработанных плоских каменных лезвий. Впервые, наконечники копий становятся не только технологически совершенными, но и красивыми.

Начало развития так называемого «первобытного дизайна» (180 000-150 000 до н.э.). Орудия труда становятся предметами искусства, которыми восхищаются, гордятся, которых любят и почитают (одухотворяют).

Здесь в Центральной Африке 180 000 лет до н.э. сформировалось первобытное человечество и первые формы первобытнообщинного строя.

Здесь родились первые первобытные люди современного человечества, Homo sapiens sapiens – раса человечества неоантропов, первобытных людей современного вида, палеокроманьонцев.

Здесь осуществлялся процесс расогенеза, формирования первопредков всех современных рас, народов и этносов.

Здесь возникла Экваториальная или Австрало-негроидная раса. Здесь началось разделения африканской Экваториальной или Австрало-негроидной расы от людей остальных будущих рас человечества (180 000-134 000 до н.э.), разделение рас и языков.

Здесь начало современной ноосферной информационной цивилизации современного человечества.

То время (180 000-134 000 до н.э.) является границей возможностей глоттохронологии – науки сравнения корней древнейших языков человечества. Это время наиболее древней мутации мтДНК человека, которую можно распознать современными научными методами. С этого времени в коллективной первобытной памяти—сознании человечества сохраняются все возникающие структуры-образы и архетипы, составляющие информационную среду (ноосферу) цивилизации современного человечества.

Одним из таких ноосферных архетипических образов-структур первобытной памяти-сознания является копьё и метательное копьё с наконечником.

Копьё – это вид колющего, колюще-ударного, колюще-рубящего и колюще-метательного древкового холодного орудия-оружия. Копьё, в отличие от простого кола-копья, состоит, как правило, из деревянной палки-древка разного диаметра и длины с острым наконечником (наконечниками) из различных материалов.

Длина копья зависит от цели, задачи и способа применения этого орудия-оружия: классическое метательное копьё имеет длину до 2 метров, а колюще-ударное копьё от 2 до 4 метров.

Размеры и формы наконечников копья могут быть разных форм, видов и типов, но не более 50 см по габаритам.

Знаменитые «Шёнингенские копья» (Германия) без наконечников применялись «европейскими» первобытными неандертальскими охотниками 300 000 лет до н.э. в охоте на лошадей и бизонов. Африканские охотники на территории будущей Эфиопии (локация Гадемонта), возможно, впервые 280 000 лет до н.э. применили копья с каменными наконечниками («хафтинг»).

С острогой и рогатиной первобытные обитатели Евразии смело шли на любого хищника, пещерного и бурого медведя, на бизона, шерстистого носорога и мамонта. Однако для успешной охоты с острогой требовалось исключительное мужество, хладнокровие, выдержка, умение и большая физическая сила, так как острогу держали обеими руками и бой с противником происходил в непосредственной близи, врукопашную.

Ещё очень долго классические неандертальцы и кроманьонцы Евразии использовали метательные копья с каменными, роговыми и костяными наконечниками в качестве вспомогательных орудий-оружия. Наоборот, в африканских и австралийских открытых саванах, в степях и в пустынях метательные копья стали основным охотничьим орудием-оружием первобытных охотников.

Главное достоинство колюще-ударного копья в прицельной избирательности удара-укола, от которого очень трудно уклониться, потому что колюще-ударное копьё постоянно находится в руках охотника-воина и может быть быстро приведено в ударное положение. Существует большое количество приёмов владения колюще-ударным копьём, которые со временем превратились в боевое искусство владения копьём.

Главный недостаток колюще-ударного копья в его размерах, габаритах движения копьём, инерционности, в непосредственной близости от сопротивляющегося противника. Длина копья определяет зону как поражения копьём, так и ответного поражения противником.

Главное достоинство колюще-метательного копья в относительно безопасном расстоянии, с которого копьё метается-бросается в цель или противника. Расстояние прицельного и смертоносного броска определяет зону как поражения копьём, так и ответного поражения противником. Большинство растительноядных животных (основная цель охоты) может нанести ответное поражение охотнику только вблизи от него, вплотную.

Главный недостаток колюще-метательного копья в отсутствии корректирующего (управляющего) воздействия после метания-броска копья. Метательное копьё летит только туда, куда его бросили-метнули и на него могут воздействовать различные факторы окружающей среды (боковой ветер, плотность среды, случайные препятствия и помехи).

В любом случае от прицельного глазомера, навыков, тренированности, силы, опыта, умения и знания владельца копья зависит его эффективная результативность. Даже обыкновенная заострённая бамбуковая палка в умелых и сильных руках простого крестьянина в нужное время и в нужном месте превращается в грозное смертоносное оружие…

Универсальные среднего размера копья (до 2 метров длиной) применялись как палки-бо, палки-посохи, палки-выручалки, палки-дубинки, палки-копалки, колы-копья (только с наконечником). Копьё наравне с палкой-палицей стало символом Древнего Каменного века, символом мужской силы, стати, мужественности, власти.

Из-за универсальности применения копья их обычно носили по два, одно бросали-метали в цель, а второе использовали для добивания. Если копьё было одно, то к его заднему концу обычно привязывали тонкий ремешок-бечёвку, чтобы копьё после неудачного броска можно было быстро вернуть хозяину.

Например, остроги-рогатины превратились в так называемые «заградительные» или «загонные» копья – толстые и длинные шесты-жерди с острыми наконечниками, которые задним концом устанавливались под углом в землю, придерживались ногой, держались обеими руками и выставлялись группой или частоколом перед стадом животных или шеренгой врагов.

Дело в том, что, не добившись результата в ближней схватке или бою, охотник-воин имеет возможность метнуть-бросить вслед убегающей жертве копьё и поразить её.

Очень яркий и показательный пример такого дальнего и точного броска копья показан в фильме Мела Гибсона «Апокалипсис» (2006) в сцене погони опытных охотников-воинов майя за их пленником по имени «Лапа Ягуара». Копьё на дистанции не менее 70 метров настигает и пронзает насквозь в спину одного из бегущих пленников…

Копьё нужно охотнику или воину для того, чтобы на расстоянии длины копья или на дистанции броска копья насмерть поразить жертву или противника. Для этого копьё должно быть в меру тяжёлым (инерционным), массивным и обязательно острым, с острым твёрдым наконечником.

Наконечник копья должен не просто пробить шкуру или защитные покрытия, но глубоко проникнуть в тело жертвы, вызвать болевой шок и большую потерю крови (жизненной силы). Кроме этого твёрдый наконечник копья и само древко копья должно мешать работе мышц и органов жертвы или противника, сковывать его движения.

Костяной наконечник только укалывал и ломался, деревянный наконечник из твёрдых пород древесины быстро тупился, роговой наконечник требовал больших усилий для проникновения в тело жертвы, а каменный заострённый и обоюдоострый листовидный наконечник относительно легко пробивал практически любую шкуру животного (особенно в брюшной полости и в паху).

При этом каменный наконечник не портился от крови и мог использоваться вместе с копьём неоднократно (конечно, если оставался цел).

Эффект проникновения в тушу добытого животного каменного ножа, резца или иного острого каменного орудия был хорошо известен и изведан первобытными людьми. Соединение острого небольшого и лёгкого каменного орудия-острия с массивным деревянным древком превратило копьё в грозное проникающее орудие-оружие.

Острый наконечник открывал рану вглубь тела жертвы, а массивное копьё по инерции следовало за ним в эту рану, усугубляя смертоносное воздействие на жертву. Практически копьё с острым каменным наконечником может пронзить насквозь тело любой жертвы, была бы приложена соответствующая сила.

Видимо, поэтому на копьях-рогатинах, копьях-единорогах, копьях-острогах на расстоянии примерно 30-50 см от наконечника первобытные люди стали крепить упоры-перекладины, чтобы, например, медведь не мог в ярости, нанизываясь на древко копья, добраться до охотника. Кроме этого упоры-перекладины позволяют охотникам удерживать на расстоянии упирающихся животных, ограничивать их движения и передвижения.

Кстати, копьё с упором-перекладиной может действовать и применяться как рычаг с опорой на задний конец копья (на пятку). Так, например, рогатиной или острогой с упором поднимали в воздух и перекидывали через себя противников древние воины-силачи…

Метательное копьё гораздо легче и тоньше ударно-колющего копья, поэтому его результативность не только в проникновении в тело жертвы, а в нанесении как можно большего ранения (широкого и глубокого), чтобы вызвать большую кровопотерю и болевой шок. Для этого наконечники метательного копья делают либо очень узкими, трёхгранными (многогранными), либо широкими с гранёной серединой и узкими острыми краями-остриями (такие наконечники крепче).

Гарантированное расстояние, с которого опытный охотник может без промаха поразить цель метательным копьём – 20-25 метров. Однако гарантии, что копьё поразит цель-жертву в жизненно важные области тела, нет, так как и охотник, и жертва и окружающая среда всегда находятся в движении.

К тому же каменные наконечники копий тоже не отличаются ударной прочностью и могут сломаться, если копьё упало на камни, поэтому бросок метательного копья должен быть мощным, сильным, резким и максимально точным (метким). Вот почему на скалах и стенах пещерных стоянок будут нарисованы разные животные и стрелочками будут показаны места, куда нужно прицельно метать копья и стрелы.

Однако каменные наконечники копий, несомненно, были заменяемые. Если один ломался, то другой, запасной, прикреплялся к древку метательного копья и охота продолжалась. Поэтому, весьма вероятно, наконечники копий крепились несколькими витками крепкого шнурка и держались в древе копья за счёт продуманной (хитрой) конструкции наконечника и крепления.

Практически все найденные археологами наконечники копий периода Среднего палеолита или Древнего Каменного века (300 000-40 000 до н.э.) не имеют плоских хвостовых выступов (черешков), как у наконечников стрел, которыми они вставлялись в выемки на конце древка копья. Вероятнее всего эти наконечники копий просто отломились от своих хвостовых выступов (черешков), откололись при использовании.

При этом наличие абсолютного большинства каменных наконечников стрел с плоскими хвостовыми выступами (черешками) доказательно свидетельствует, что форма каменных наконечников копий была подобна форме каменных наконечников стрел.

Действительно, каменный наконечник копья с плоским хвостовым выступом (черешком) надёжно крепился в расщеп на конце древка, расщеп надёжно стягивался сырым кожаным ремешком или шнурком из сухожилий. Высохшая кожа туго сжимала расщеп и держала наконечник в древке копья.

Такое крепление каменного наконечника копья хорошо выдерживало осевые нагрузки, но воздействия сбоку могли легко выбить наконечник из расщепа или сломать его. Недаром говорится: «Где тонко, там и рвётся (ломается)».

Поэтому существовал способ крепления насаживанием каменного наконечника на древко копья. Выемка для древка делалась уже в основании каменного наконечника копья. При этом возникала необходимость закрепления наконечника, исключение изменения его положения при использовании.

Для этого в нижней части наконечника делались кольцевые зарубки-выемки, за которые кожаным ремешком или сухожилиями наконечник туго привязывался к древку копья. Недостаток такого крепления также понятен – осевые нагрузки наконечник выдерживает, боковые – нет.

Сам наконечник делался такой формы, чтобы собой восстанавливать ровность формы древка. Приложенный на смоляной клей к древку наконечник туго «прибинтовывался», обматывался вместе с древком. В результате получалось надёжное крепление каменного наконечника, который хвостовой частью упирался в выступ древка, а боковой частью надёжно прилегал к древку. Таким образом, каменный наконечник и деревянное древко копья составляли одну единую конструкцию.

Какое качественное свойство придал палке-колу-копью каменный наконечник? Изменение центра тяжести копья, которое позволило копьё с наконечником прицельно метать, бросать. Простая палка, брошенная как копьё, летит хаотично. Палка-древко с относительно тяжёлым наконечником летит прямо, как бы следуя за наконечником в полёте.

Владение копьём и метание копья повсеместно во все времена, у всех рас, народов и этносов человечества (человечеств) считалось мужским занятием и настоящим искусством. Метанию копья традиционно учились с детства и постоянно до конца жизни.

Дальнейшим совершенствованием первобытного метательного копья стало изобретение лёгких дротиков и копьеметалки, а тяжёлого ударно-колющего копья – тарана.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *