Коперника сожгли на костре за что
Самообманщики
Латынина |
Недавно появилась колонка Юлии Латыниной в “Новой Газете”, в которой она, среди других открытий дивных, указывает на то, что “это сейчас Рим извиняется за сожженного Коперника и признает свободу совести, — когда церковь ослабела. Как там сказал Атос? «А теперь, гадина, когда я у тебя вырвал зубы, кусайся, если можешь»” “Костер, на котором сожгли Коперника” у этой властительницы умов упоминался и раньше – и уже тогда собрал урожай здорового смеха. Зачем ей в этой новой колонке – которая, кстати, называется, “актуальность Вольтера” повторять то же самое? Ведь речь не идет о каких-то особых сведениях, понятных только специалистам – достаточно набрать в строке поиска “Коперник”, чтобы за полминуты узнать, что великий польский астроном Николай Коперник, автор гелиоцентрического описания Солнечной Системы, умер в глубокой старости, от естественных причин, в полном мире с Церковью.
Почему за все время, прошедшее с первого “костра Коперника” Юлия Латынина не так и не поняла своей ошибки? Или поняла, но решила на ней настаивать? Чужая душа, конечно, потемки; можно только отметить, что это не личная особенность данного автора, это особенность определенной субкультуры. Зачем другой любитель Вольтера, Владимир Познер, настаивает на том, что “одной из величайших трагедий в истории России было принятие Православия” – когда он уже, после всех отзывов на его слова, не может не знать, что Россия как государственная и культурная реальность сформировалась уже после принятия православной веры?
Люди сознательно пытаются обмануть свою аудиторию? Не совсем так. Обычно обман предполагает жертву, которая не хочет быть введена в заблуждение – и которая искренне ошибается, доверяя людям, которым доверять не стоит. Доверие такого рода обману, с которым мы тут имеем дело, предполагает не только общую безграмотность, но и полное нежелание наводить справки – или хотя бы слышать правду, когда она звучит прямо в уши. Этот обман обращен к людям, которые сами обманываться рады – причем настолько рады, что тщательно оберегают себя от любой возможности узнать правду.
Заметим, что если человек оговорился – он вправе исправлять свои оговорки и пояснять, что именно он имел в виду. Люди (любые) имеют право на свое мнение – а не на то, которое им пожелает приписать толпа блоггеров-психоаналитиков.
Но, как вскоре выяснилось, Патриарх вовсе не оговорился. Он сказал именно “институция”. В сети была выложена аудиозапись, на которой именно это слово слышно в высшей степени отчетливо. “Экзекуция” – это ошибка журналиста. Не будем приписывать несчастному новостнику, а равно РИА “Новости” коварных намерений – людям случается ошибаться, делать оговорки и опечатки, особенно в той спешке, в которой часто приходится работать новостникам. Но вот готовность, с которой эта журналистская ошибка была подхвачена, растиражирована и бурно прокомментирована, нежелание признать ошибку, когда само РИА “Новости” ее обнаружило и исправило – говорит о многом. Прежде всего, о состоянии умов в среде того “общества” которое противостоит Церкви.
Это общество, которое живет слегка модифицированным большевистским мифом о “борьбе сил прогресса и реакции”, в котором роль сил прогресса отводится ему самому, а сил реакции – как и у большевиков – Церкви. В повторении явной и заведомой неправды – про сожжение Коперника или про “экзекуцию” – есть своя логика. На самом деле, так и формируются убеждения “всякого мало-мальски образованного человека”. Он, образованный человек, все отлично знает про борьбу науки и религии и “сожжение ученых на кострах инквизиции за то, что земля круглая”. И про то, что Церковь так и мечтает подвергнуть всех страшной экзекуции – от каковой смертельной угрозы нас спасает исключительно мужество либеральных журналистов и блоггеров.
Этот глобальный миф не только подтягивает под себя факты, как поле магнита выстраивает железные опилки, но и формирует новые факты, прочность веры в которые основана не на данных, исторических или научных, а на том, какое место они занимают в мифе – и если они в него гладко входят, то тщетно просить людей потратить десять секунд на проверку их истинности. Ибо “всякому мало-мальски образованному человеку известно”, что римские церковники сожгли Коперника на костре, а потом еще долго извинялись за это. Впрочем, извинялись они тщетно – сожжения Коперника им либеральные журналисты не забыли и не простили. Точно также история про то, что Патриарх назвал суд “экзекуцией” навсегда пополнила багаж всякого “культурного и образованного” человека, и выкладывать аудиозапись тут также тщетно, как напоминать о мирной и непостыдной кончине польского астронома.
5 выдающихся личностей, ставших жертвами инквизиции
Жанна д’Арк (1412–1431)
Легендарная Жанна д’Арк была простолюдинкой, которой в 13-летнем возрасте стали являться в видениях святые. Бушевала Столетняя война, и голоса якобы призывали Жанну пойти на поклон к наследнику престола Карлу VII, убедить его напасть на англичан и изгнать их с французских земель.
Существовало пророчество, что Бог пошлет Франции спасительницу в образе юной девственницы. Поэтому, когда Жанна добилась аудиенции короля и на допросах убедила его в том, что ее направляют высшие силы, девушке доверили управление войсками. В белых доспехах, верхом на белом скакуне Жанна действительно походила на ангела, божьего посланца. Орлеанская дева, демонстрируя поразительные для юной крестьянки способности, одерживала одну победу за другой, в ее армию вступало все больше людей, вдохновленных образом святой воительницы.
В 1430 году Жанна попала в плен. Англичане, чтобы оправдать свои поражения, обвинили ее в связях с дьяволом и передали в руки инквизиции. Девушку вынудили отречься от своих «заблуждений», поставили клеймо еретички и 30 мая 1431 года сожгли на костре, привязав к столбу на площади города Руан. Через 25 лет по ходатайству Карла VII, который и пальцем не пошевелил для спасения Жанны, процесс был пересмотрен и несчастную признали невиновной.
Джордано Бруно (1548–1600)
Неаполитанский философ Джордано Бруно активно популяризировал идеи Николая Коперника. Коперник, разрабатывавший в своих трудах концепцию гелиоцентрической системы мира, подвергался гонениям со стороны церкви, но все-таки не был осужден. Судьба его последователя оказалась более трагичной.
Развивая теорию Коперника, Бруно выдвинул идеи о единстве Вселенной и множественности обитаемых миров. Но инквизиция преследовала его скорее не за научные взгляды, а за критику общепринятых представлений о загробной жизни. Больше того, он называл религию силой, которая порождает войны, раздоры и пороки общества. Такого церковники простить не могли.
В 1592 году итальянца схватили и на восемь лет бросили в застенки. Пытками его убеждали пойти на попятную, но Бруно остался верен себе. Суд вынес смертный приговор. Взойдя на эшафот, ученый сказал: «Сжечь — не значит опровергнуть! Грядущие века меня оценят и поймут!» Через два с половиной столетия на площади Кампо деи Фиори, где состоялась казнь, возвели памятник Джордано Бруно.
Галилео Галилей (1564–1642)
Гелиоцентрическая система, как мы знаем, была истинной, поэтому с течением времени многие ученые пришли к ней. В том числе выдающийся итальянский физик, астроном и математик Галилео Галилей. За отстаивание еретических идей в 1633 году его отдали под суд.
Процесс длился всего два месяца. С Галилеем обращались сравнительно аккуратно из-за того, что ему покровительствовал сам папа римский Павел V. Историки полагают, что ученый, что называется, активно сотрудничал со следствием и быстро отрекся от своих идей. Поэтому легенда о том, что после суда Галилей прокричал сакраментальное: «И все-таки она вертится!» — подвергается сомнению.
Страница из протокола допроса Галилео Галилея с его подписью.
Тем не менее физика все равно приговорили к пожизненному заключению. Правда, вскоре наказание заменили на домашний арест, и остаток жизни Галилей провел под присмотром инквизиции.
Данте Алигьери (1265–1321)
В отличие от Галилея, поэт Данте был истовым борцом за свои убеждения. Он исправно посещал церковь, чтил служителей, но, как истинный гуманист, не мог согласиться с жестокими приговорами, которые Господь выносит грешникам. Среди которых, по его мнению, немало достойных людей.
В своей великой поэме «Божественная комедия», написанной от первого лица, Данте жалеет обжор, язычников, прорицателей, и иногда его сострадание настолько велико, что он не может сдержать слез. Естественно, подобное осуждение божественной воли не могло не раздражать инквизицию. К тому же описание путешествия по чистилищу было чистой воды ересью, ведь догмат о чистилище был введен церковью много позже.
Данте был неугоден еще и потому, что он открыто критиковал политику папы и был активным участником политической борьбы во Флоренции. Инквизиторы преследовали поэта, и в 1302 году он был вынужден навсегда покинуть родной город.
Ян Гус (1369–1415)
В XV веке в Европе началась эпоха, вошедшая в историю как Реформация — борьба против католической церкви и папской власти. Одним из первых заметных деятелей этого движения стал чешский богослов Ян Гус. Он ездил по городам и читал лекции, изобличающие феодалов и духовенство.
Постепенно влияние Гуса на народные умы стало настолько велико, что папа римский издал специальную буллу, отлучающую чешского священника от церкви. Его проповеди оказались под запретом, но Гус продолжил свою просветительскую деятельность.
В 1414 году его вызвали на церковный собор в немецком Констанце, гарантируя полную безопасность. Но стоило мыслителю приехать в город, как его арестовали и посадили в тюрьму святой инквизиции, где он провел семь месяцев. Даже под пытками Гус не покаялся, за что был приговорен к сожжению. Костер соорудили на ближайшей площади. Когда огонь уже занялся, некая старушка подбросила в костер вязанку хвороста. «Святая простота», — горько произнес Гус.
А вы знали, что у нас есть Instagram и Telegram?
Подписывайтесь, если вы ценитель красивых фото и интересных историй!
Николай Коперник. История человека, перевернувшего мир
19 февраля 1473 года в ныне польском городе Торунь родился будущий создатель новой картины мира Николай Коперник.
Его имя так или иначе слышали практически все, кто учился в школе. Однако сведения о нем, как правило, помещаются в одной-двух строчках, наравне с еще парой фамилий выдающихся ученых, укреплявших торжество гелиоцентрической системы мира – Джордано Бруно и Галилео Галилеем.
Этот триумвират настолько закрепился в сознании, что порой вызывает путаницу в головах даже высокопоставленных политиков. Бывший спикер Государственной Думы Борис Грызлов, отстаивая вызывавшие сомнения научные разработки своего давнего знакомого и «научного соавтора» академика Петрика, бросил ставшую немедленно знаменитой фразу: «Термин «лженаука» уходит далеко в Средние века. Мы можем вспомнить Коперника, которого сожгли за то, что он говорил «А Земля все-таки вертится!»»
Тем самым политик смешал в одну кучу судьбы всех трех ученых. Хотя на самом деле Николаю Копернику, в отличие от своих учеников, удалось счастливо избежать преследований инквизиции.
Каноник «по блату»
Родился будущий создатель новой картины мира 19 февраля 1473 года в ныне польском городе Торунь, в купеческой семье. Интересно, что даже о его национальном происхождении нет единого мнения. Несмотря на то что Коперника считают поляком, нет ни единого документа, который бы ученый написал на польском языке. Известно, что мать Николая была немкой, а отец, уроженец Кракова, возможно, был поляком, однако точно это установить не представляется возможным.
Родители Коперника рано умерли, и Николай оказался на попечении дяди по материнской линии, католического священника Луки Ватценроде. Именно благодаря дяде в 1491 году Коперник поступил в Краковский университет, где, помимо других наук, увлекся астрономией.
Дядя Николая тем временем стал епископом и всячески способствовал карьере племянника. В 1497 году Коперник продолжил обучение в Болонском университете в Италии. Интересно, что ни в Кракове, ни в Болонье Николай не получил никакой ученой степени.
С 1500 года Коперник обучался медицине в Падуанском университете, после окончания которого сдал экзамены и получил степень доктора канонического права.
Проведя три года в Италии в качестве практикующего врача, Николай вернулся к дяде-епископу, при котором занял должность секретаря и доверенного лица, одновременно выполняя функции личного врача.
Карьера Коперника, к тому времени носившего церковный сан каноника, удалась вполне. Оставаясь секретарем при дяде, Николай успевал заниматься астрономическими исследованиями в Кракове.
Водопроводчик и победитель чумы
Комфортная жизнь закончилась в 1512 году, вместе со смертью дяди-епископа. Коперник перебрался в городок Фромборк, где он уже несколько лет номинально числился каноником, и приступил к духовным обязанностям.
Своей научной деятельности Коперник также не оставил, приступив к разработке своей модели мира.
Надо сказать, что большого секрета из своих идей Коперник не делал. Среди друзей даже ходил его рукописный текст «Малый комментарий о гипотезах, относящихся к небесным движениям». Однако на полную разработку новой системы у ученого уйдет почти 40 лет.
Об астрономических трудах Коперника стало известно в Европе, однако гонений на предложенную им концепцию поначалу не было. Во-первых, сам астроном довольно осторожно формулировал собственные идеи, во-вторых, отцы церкви долгое время не могли определиться с тем, считать ли гелиоцентрическую систему мира ересью.
Сам же Коперник, не забывая о главном труде жизни, успевал отметиться и в других науках: он разработал для Польши новую монетную систему, как медик активно способствовал ликвидации эпидемии чумы 1519 года и даже спроектировал систему подачи воды в дома Фромборка.
С 1531 года Коперник занимался только разработкой своей гелиоцентрической системы и медицинской практикой. Его здоровье начало ухудшаться, и в последние годы жизни в работе ему помогали ученики и единомышленники.
В последний год жизни Коперника сразил паралич, а за пару месяцев до кончины он впал в кому. Ученый умер в своей постели 24 мая 1543 года, так и не увидев опубликованным труд всей своей жизни – книгу «О вращении небесных сфер». Она была впервые издана в Нюрнберге, в том же 1543 году.
Дело всей жизни
Надо заметить, что в своей критике Птолемееевой картины мира с Землей в центре Вселенной, Коперник был далеко не первым. Античные авторы, такие как Никита Сиракузский и Филолай, полагали, что Земля вращается вокруг Солнца, а не наоборот. Однако авторитет таких светил науки, как Птолемей и Аристотель, оказался выше. Окончательно же геоцентрическая система победила тогда, когда ее в основу своей картины мира положила христианская церковь.
Интересно, что труд самого Коперника был далеко неточным. Утверждая гелиоцентрическую систему мира, вращение Земли вокруг своей оси, движение планет по орбитам, он, например, полагал орбиты планет идеально круглыми, а не эллиптическими. В результате даже энтузиасты его теории бывали немало озадачены, когда при астрономических наблюдениях планеты оказывались не в том месте, которое предписывалось расчетами Коперника. А уж для критиков его трудов это и вовсе был подарок.
Как уже говорилось, Коперник счастливо избежал преследования инквизиции. Католической церкви было не до него – она вела отчаянную борьбу с Реформацией. Отдельные епископы, конечно, еще при жизни ученого обвиняли его в ереси, но до реального преследования дело не дошло.
Лишь в 1616 году при римском папе Павле V, католическая церковь официально запретила придерживаться и защищать теорию Коперника как гелиоцентрическую систему мира, поскольку такое истолкование противоречит Писанию. Парадокс, но при этом гелиоцентрической моделью, по решению теологов, по-прежнему можно было пользоваться для расчётов движения планет.
Интересно и то, что книга Коперника «О вращении небесных тел» попала в знаменитый римский Индекс запрещенных книг, некий средневековый прообраз «черного списка» запрещенных сайтов Рунета, всего на 4 года, с 1616 по 1620 года. После этого она вернулась в обращение, правда с идеологической правкой – из нее вырезали упоминания о гелиоцентрической системе мира, оставив при этом математические расчеты, лежавшие в ее обосновании.
Такое отношение к работе Коперника только подхлестнуло к ней интерес. Последователи развили и уточнили теорию великого ученого, в конце концов, утвердив ее в качестве правильной картины мира.
Место захоронения Николая Коперника стало известно лишь в 2005 году. 22 мая 2010 года останки великого учёного были торжественно перезахоронены в кафедральном соборе Фромборка.
Католическая церковь признала свою вину в отрицании правильной теории Коперника лишь в 1993 году, когда папой римским был Иоанн Павел II – земляк Коперника, поляк Кароль Войтыла.
Непокорный Бруно и смиренный Галилей
Необходимо упомянуть и о судьбе двух последователей Николая Коперника – Джордано Бруно и Галилео Галилее.
Джордано Бруно, который не только разделял учение Коперника, но и пошел значительно дальше него, провозгласив множественность миров во Вселенной, определив звезды как далекие светила, подобные Солнцу, был очень активен в пропаганде своих идей. Мало того, он покушался и на многие церковные постулаты, в том числе на непорочную природу зачатия Девы Марии. Естественно, инквизиция начала его преследование, и в 1592 году Джордано Бруно был арестован.
В течение более чем шести лет инквизиторы добивались отречения от ученого, который одновременно являлся и монахом, но сломить волю Бруно не удалось. 17 февраля 1600 года ученого сожгли на площади Цветов в Риме.
В отличие от трудов Коперника, книги Джордано Бруно оставались в Индексе запрещенных книг до самого последнего его опубликования в 1948 году. Спустя 400 лет после казни Джордано Бруно католическая церковь полагает казнь ученого оправданной и отказывает ему в реабилитации.
Галилео Галилей, чьи труды и открытия в астрономии необычайно велики, стойкости, подобной Джордано Бруно, не проявил. Оказавшись в руках инквизиции почти в 70-летнем возрасте, после пыток и под угрозой «разделить участь еретика Бруно», Галилей в 1633 году предпочел отречься от гелиоцентрической системы, защитником которой был на протяжении всей жизни. И, разумеется, несчастному старику, едва избежавшему аутодафе, и в голову не приходило бросать своим мучителям в лицо дерзкое «А все-таки она вертится!»
Окончательно реабилитирован Галилео Галилей будет лишь в 1992 году, также по решению римского папы Иоанна Павла II.
Николай Коперник
15 интересных фактов
Приблизительное время чтения: 7 мин.
19 февраля исполняется 540 лет со дня рождения гениального польского астронома Николая Коперника (1473 – 1543), автора гелиоцентрической системы мира, совершившей переворот в астрономической науке. К этой дате мы предлагаем Вашему вниманию 15 интересных фактов о Копернике.
1. На всякий случай сразу скажем. Коперника не сжигали на костре инквизиции – а то в последнее время порой приходится слышать такие курьезные заявления. Он мирно умер в своей постели, а сожгли Джордано Бруно.
По основному роду своей деятельности Николай Коперник был каноником (членом высшей духовной и административной курии епископата) при кафедральном соборе города Фромборк, центра Вармии – полунезависимого княжества в составе Польши. Большинство биографов и исследователей его творчества считают, что, вопреки распространенной легенде, Коперник не имел священнического сана.
2. Коперник доказал, что видимое движение Солнца и звезд на небе объясняется не обращением их вокруг Земли, а суточным вращением самой Земли вокруг собственной оси и годичным обращением ее вокруг Солнца.
До этого общепринятой в течение более чем полутора тысяч лет в Европе была геоцентрическая система мира античного астронома и математика Клавдия Птолемея (100 – 165 г. н.э.), которой придерживалась и Католическая церковь. Согласно ей вокруг Земли, имеющей шарообразную форму и являющейся центром мироздания, обращаются Солнце, Луна и планеты.
3. Впрочем, о том, что на самом деле Земля обращается вокруг Солнца, говорил еще античный астроном Аристарх Самосский (310 – 250 г. д.н.э.). Аристарх своими методами провел измерения размеров Солнца и Земли. По его расчетам, диаметр Солнца в 19 раз превышает размеры диаметра Земли (на самом деле, в 109 раз). Опираясь на эту гипотезу, Аристарх стал доказывать, что большее тело не может обращаться вокруг меньшего. Современники Аристарха посчитали его мнение богохульным и изгнали его из Александрии: Аристарх трудился и занимался в знаменитой Александрийской библиотеке и Мусейоне.
Коперник не был знаком с гелиоцентрической системой Аристарха Самосского, поскольку рассказ о ней Архимеда был опубликован в Европе только после его смерти. Но о том, что пифагорейцы придерживались того мнения, что Земля не является неподвижной, а вращается вокруг своей оси и центрального мирового огня, он читал у Цицерона и Аристотеля.
4. В молодости в Падуе (Италия) Николай Коперник учился на врача, хотя и не получил степени доктора медицины. Однако на родине он заслужил славу весьма знающего врача. Его слава распространилась далеко за пределы Вармии. Даже знатные крестоносцы из Тевтонского Ордена, граничившего с Варимей с трех сторон и постоянно с ней воевавшего, стремились быть его пациентами.
5. Кроме того, Николай был очень близким помощником в административных и дипломатических делах, а также личным врачом своего дяди Лукаша Ваченроде (по материнской линии), епископа Вармии. Особенностью Вармии было то, что церковные власти были там одновременно и светскими властями. То есть, его дядя был главой этого польского княжества, а Николай Коперник – очень близким приближенным правителя области и его помощником.
6. Коперник также занимался исследованием законов денежного обращения. Этому предмету он посвятил несколько специальных трактатов, так и не опубликованных при его жизни. Он, в частности, сформулировал следующий экономический закон: «Худшие деньги вытесняют из обращения лучшие».
7. Во время войны Польши с Тевтонским орденом в 1519-1521 годах Копернику пришлось оборонять собор, за стенами которого прятались жители сожженного крестоносцами Фромборка, а в феврале 1521 года даже принять на себя командование гарнизоном осажденного Ольштынского замка. Во время этих событий Коперник проявил незаурядный организаторский талант и мужество.
8. За годы своего обучения в Италии Коперник в совершенстве выучил древнегреческий язык. Он – автор первого в Польше перевода с древнегреческого языка. В 1509 году в Кракове в переводе на латынь вышли переведенные Коперником «Нравственные, сельские и любовные письма» Феофилакта Симокатты, известного византийского писателя и историка 7 века.
9. Такой популярный политический термин как «революция» пришел из астрономической сферы. Revolutio на латыни значит «регулярное вращение», «обращение», «возвращение на свое место». Особенно его популярность в естественных науках выросла благодаря названию главного труда Коперника, в котором он изложил свою гелиоцентрическую систему – De revolutionibus orbium coelestium, «О вращениях небесных сфер», опубликованного в 1543 г.
В политической сфере это слово первоначально употреблялось в его метафорическом значении как синоним реставрации, т.е. контрреволюции (возвращения вспять), и лишь потом «по смежности», вопреки первоначальному смыслу оно стало значить радикальный насильственный переворот, целью которого является учреждение совершенно нового порядка вещей.
Тем не менее, символично, что труд Коперника, положивший начало настоящей революции в естествознании, назывался столь «революционно».
10. Главный труд Коперника вышел из печати весной 1543 года, когда автор был уже тяжело болен. Лишь на смертном одре ему удалось подержать главный труд своей жизни в руках. Буквально за несколько часов до смерти ему принесли экземпляр только что напечатанного сочинения. Умер Коперник 24 мая 1543 года и был похоронен под плитами Фромборкского кафедрального собора.
11. В модели Коперника планеты равномерно вращались вокруг Солнца по круговым орбитам. Позже великий немецкий астроном Иоганн Кеплер (1571–1630) установил, что планеты вращаются вокруг Солнца по эллипсам. Об этом гласит первый знаменитый закон Кеплера из трех, посвященных законам движения планет Солнечной системы: «Каждая планета Солнечной системы обращается по эллипсу, в одном из фокусов которого находится Солнце».
12. Поначалу иерархи Католической Церкви спокойно восприняли труд Коперника, поскольку в написанном не Коперником предисловии утверждалось, что содержащаяся в книге гипотеза является «фикцией». Она не претендует на истинное описание мира, а предлагается лишь для удобства расчетов. Но враждебно к книге сразу отнеслись протестанты, которых не успокоило предисловие. Сам Мартин Лютер так отозвался о новых веяниях в 1539 году еще до публикации книги Коперника: «Рассказывают о новом астрологе, который хочет доказать, будто Земля движется и вращается вокруг себя, а не небо, не Солнце и не Луна; все равно как если кто-нибудь сидит в телеге или на корабле и движется, но думает, что он остается на месте, а земля и деревья движутся ему навстречу. Но тут дело вот в чем: если кто хочет быть умным, то должен выдумать что-нибудь свое собственное и считать самым лучшим то, что он выдумал. Дурак хочет перевернуть вверх дном все искусство астрономии. Но, как указывает Священное Писание, Иисус Навин велел остановиться Солнцу, а не Земле».
13. Лишь после трудов и высказываний Галилея, отстаивавшего истинность коперниканской системы, книга «О вращениях небесных сфер» была внесена Католической Церковью в индекс запрещенных книг. Только после 1822 г. De revolutionibus перестало упоминаться в ватиканском «Списке запрещенных книг» – через сотни лет после открытий Кеплера, Галилея и Ньютона и нахождения прямых физических доказательств орбитального и суточного вращений Земли.
14. Для научного мышления принципиально важной является идея разграничения видимого и того, что есть на самом деле. Но в науке, включая астрономию, эта идея до Коперника не находила применения. Коперник придал различию видимых и реальных движений конкретную форму. Его применение буквально революционизировало астрономию. Философ Б.М. Кедров писал: «Когда появляется мысль, что за видимостью скрыта какая-то невидимая сторона вещей и явлений, не ощутимая непосредственно, с этого момента начинается подлинная наука… Первый шаг в этом направлении и был сделан Коперником».
В философский обиход даже вошло выражение «коперниканский переворот», которым стали обозначать научные революции и коренные переломы в развитии научных и философских идей.
15. Между тем уже в 20 веке, когда наука пережила новую революцию, в том числе в космологии, стали высказываться идеи, что с учетом новой неклассической физики, в частности, общей теории относительности Эйнштейна, между системами Коперника и Птолемея нет принципиальной разницы. Этой точки зрения придерживался родоначальник концепции нестационарной (изменяющейся) Вселенной А.А. Фридман. Он писал: «Мы не только не можем, сидя внутри системы, установить ее равномерное и прямолинейное движение, но не можем и решить: из двух систем, движущихся ускоренно друг относительно друга, которая движется, и которая стоит неподвижно… Невозможно решить, кто прав – Птолемей или Коперник, невозможно, если, конечно, не прибегать к раз и навсегда оставленным в настоящей статье принципам целесообразности, экономии мышления». Фридман считал, что нам целесообразно и удобно думать, что Земля вращается вокруг Солнца, и в качестве остроумнейшей иллюстрации этого хода мысли привлекал следующие строчки М.В. Ломоносова:
Я правду докажу, на Солнце не бывав.
Кто видел простака из повара такова,
Который бы вертел очаг кругом жаркова.
Других аргументов в пользу гелиоцентрической системы Коперника А.А. Фридман не видел.
О том, что с точки зрения новых открытий в физике и космологии невозможно точно сказать, кто был прав, Коперник или Птолемей, говорили также русские религиозные философы А.Ф. Лосев и П.А. Флоренский.
Тем не менее, эта точка является довольно экзотической, и общепризнанным является мнение, что прав все-таки Коперник. Впрочем, наука продолжает бурно развиваться, в том числе и космология. Кто его знает, какие новые и удивительные открытия она нам еще принесет.