Копирайтер что сдавать после 9
Курсы копирайтинга: возможно ли обучение на копирайтера в режиме онлайн?
Профессиональный копирайтинг является одним из видов деятельности, возникших на ниве эффективной рекламы и качественной журналистики. Изначально профессия копирайтера предполагала написание автором контента рекламного, презентационного или продающего характера, но на данный момент это понятие значительно расширилось и стало подразумевать создание любых текстовых материалов, преимущественно для наполнения интернет-порталов.
Кто такой копирайтер: что нужно знать о профессии?
Копирайтер – это специалист, создающий текст. Во время своей работы он занимается поиском информации, чтением найденных материалов, отбором их для статьи. Копирайтер отвечает за тестовую часть проекта, начиная от первых презентаций идеи, заканчивая финальной версией всех материалов. Можно выделить следующие основные направления профессиональной деятельности:
Задачи и обязанности
Копирайтер – это автор, который создает тексты в интернете. Его работа предполагает следующие обязанности:
Работа и зарплата
Копирайтинг – это один из самых распространенных видов работы в удаленном режиме, поэтому разделение рынков труда происходит не по географическому, а по жанровому принципу. При наличии интернета авторы в небольших городах имеют такие же возможности заработка, что и столичные копирайтеры. Исключение составляет лишь разработка масштабных продающих материалов, поскольку их написание нередко требует личного знакомства автора с работой рекламирующегося предприятия.
Копирайтеры, желающие получить запись в трудовой книжке, часто работают в рекламных или брендинговых агентствах, маркетинговых и рекламных отделах различных организаций. В больших организациях они подчиняются руководителю творческой группы или креативному директору.
Плюсы и минусы профессии
К достоинствам данной сферы деятельности можно отнести возможность:
Из минусов выделяют:
Как стать копирайтером?
На данный момент отдельных факультетов или факультативов в российских ВУЗах, готовых обучить копирайтеров, не существует. Стартовой площадкой для новичков может стать любая специальность, связанная с психологией, рекламой, интернет-коммерцией или маркетингом. Широкие перспективы в данной деятельности открывают факультеты психологии, экономики, рекламы и маркетинга, филологии.
Какие навыки нужны?
Для успешной работы копирайтеру необходимы отличные знания русского языка. Также важно иметь опыт работы со средствами создания рекламы, знать сходства и отличия приемов написания рекламных текстов для различных товаров и услуг.
Безусловно, главным условием работы в этой сфере деятельности является безупречная грамотность. Копирайтер – это человек с креативным мышлением, широким кругозором, обладающий любознательностью и наблюдательностью. Также он должен уметь быстро усваивать новую информацию, анализировать ее, успешно работать с источниками.
Какое образование необходимо, и куда можно поступать?
Будучи относительно новым направлением, копирайтинг не предполагает конкретного уровня образования. Однако бакалавр или магистр, в отличие от лица со средним специальным образованием, может претендовать на более высокую заработную плату и карьерный рост. Обычно копирайтерами становятся выпускники гуманитарных учебных заведений, чаще всего филологи или лингвисты. Это неудивительно, поскольку фундаментальное базовое образование позволяет таким специалистам достаточно быстро освоить профессию.
Тем не менее, большинство новичков предпочитает заканчивать специальные курсы подготовки в коммерческих учебных центрах, которые ориентированы на непосредственное освоение профессии копирайтера.
Какие предметы нужно сдавать?
В копирайтинге может пригодиться практически любое гуманитарное образование, однако профильным считается обучение по специальностям «Филология», «Лингвистика», «Медиакоммуникации», «Журналистика». Для поступления в ВУЗ, в зависимости от профиля, потребуются результаты единого государственного экзамена по русскому языку, истории, обществознанию или иностранному языку.
Для зачисления на краткосрочные курсы подготовки копирайтеров экзамены сдавать не нужно. Чаще всего коммерческие учебные центры набирают учеников, не предъявляя требований относительно уровня образования или подготовки.
Сколько учиться после 9 и 11 класса?
Краткосрочные курсы подготовки копирайтеров обычно не занимают более нескольких недель. По результатам освоения подобных программ слушателям выдаются дипломы или сертификаты, на занятиях составляются портфолио, с которым начинающий специалист уже может претендовать на должность копирайтера.
Возможно ли дистанционное обучение?
Дистанционное освоение данной специальности широко распространено. На данный момент большинство курсов копирайтинга работает именно дистанционно, поскольку онлайн-школам это позволяет охватить более широкую аудиторию, а новичкам в данной сфере деятельности – получить базовые знания от лучших специалистов, не выходя из дома.
Где учиться копирайтингу?
Для того чтобы обучиться копирайтингу, многие новички предпочитают проходить курсы подготовки в частных школах. Подобные занятия дают базовые знания о профессии и позволяют получить все необходимые навыки для начала работы.
В Москве
Московские коммерческие учебные центры предлагают овладеть новой специальностью и получить знания в области работы копирайтера.
В Санкт-Петербурге
Присутствуют подобные программы обучения в Санкт-Петербурге.
Таким образом, копирайтер пишет коммерческие тексты, статьи для сайтов, колонки в журналах, пресс-релизы или посты в социальных сетях. Хороший специалист умеет не только написать статью, но и знает, как ее грамотно подать. В отличие от произведений писателя или журналиста, тексты копирайтеров не являются авторскими.
Копирайтер
Копирайтер (англ. сopy – рукопись, текст, write – писать) – это автор рекламных текстов, будь то название бренда, слоган, сам рекламный текст и его составляющие, статья, пресс-релиз, сценарий рекламного ролика на телевидении, в интернете или на радио и так далее. Кстати, в 2021 году центр профориентации ПрофГид разработал точный тест на профориентацию. Он сам расскажет вам, какие профессии вам подходят, даст заключение о вашем типе личности и интеллекте.
Особенности профессии
Прежде всего, в сферу деятельности копирайтера входит разработка концепции бренда или рекламной акции, согласно творческому заданию (брифу). Он работает над этим заданием совместно с арт-директором, отвечающим за визуальную часть проекта.
Затем копирайтер облекает эти идеи и концепции в слова. В создании рекламных текстов копирайтер учитывает цели конкретной рекламной или брендинговой кампании, дух бренда и его целевую аудиторию. Эту и другую важную информацию он получает из брифа, который специально создан для работы творческой команды отдел стратегического планирования или маркетинга, либо менеджер проекта.
Копирайтер отвечает за текстовую часть проекта, начиная с первых презентаций идей, заканчивая финальной версией всех материалов. Его участие в подготовке презентаций может заключаться также в подготовке логического объяснения, то есть защиты, идеи или концепции.
Копирайтер вникает в маркетинговые цели клиентов и суть каждого бренда, с которым непосредственно работает. Часто присутствует на записи радио- и съемках видео-роликов, контролируя работу со текстом сценария актеров, артистов эстрады и других персонажей рекламной кампании. Он также активно участвует в подборе лица рекламной кампании.
Но кроме такой разнообразной и творческой работы, копирайтер также занимается адаптацией иностранных рекламных кампаний для российского рынка и художественным переводом рекламных слоганов, текстов и сценариев телевизионной и радио-рекламы с иностранного на русский язык.
Существует также такая разновидность копирайтеров, как SEO-копирайтеры, которые разрабатывают тексты исключительно для интернета. Приставка SEO расшифровывается как Search Engine Optimization, в переводе это означает «оптимизация поиска». Особенностью этих копирайтеров является работа над оптимизацией текстового материала для повышения популярности сайта, что достигается необходимым количеством в тексте ключевых слов и фраз, которые задает в поисковых системах пользователь интернета.
Кто такие копирайтеры и где вы могли уже с ними столкнуться
Профессиональный копирайтинг — один из новых видов деятельности, выросший на ниве эффективной рекламы и качественной журналистики. Хотя представители этого направления считаются носителями новейшей профессии, каждый из нас многократно встречал на протяжении свой жизни. Нужны доказательства?
В чем заключается работа копирайтера
Суть работы специалиста данного направления — текстовое наполнение PR-кампаний, акций, выставок, сайтов, газет, блогов. Из чего следует простой вывод: мастер слова — человек, который умеет писать грамотно, лаконично излагает мысли, владеет богатым словарным запасом, знаниями в конкретной сфере (специалисты узкой тематики).
Отдел бренд-букинга, брендинга компании тоже представлен командой таких профессионалов. Их деятельность сведена:
Работа копирайтера может быть разнообразной — от написания историй из собственного опыта (информационное наполнение) до профессиональной подачи рекламного материала (продающие тексты буклетов, описание продукции).
Какое образование нужно хорошему копирайтеру
Будучи условно новым направлением, копирайтинг не предполагает конкретного уровня образования. Но бакалавр в отличие от колледжиста здесь может выбирать: вести только контент или расширить функционал (с отражением на зарплате) SEO-оптимизацией, за счет знания маркетинга, администрирования сайтов. Выпускник-магистр смело может претендовать на высокую должность ведущего специалиста, главного редактора, менеджера по рекламе.
Какие факультеты и специальности выпускают будущих копирайтеров
Где учиться на копирайтера? Отдельного факультета, факультатива или специальности в российских вузах пока нет. Хотя есть уверенность, что профессия дорастет и до этого уровня. Сегодня же стартовой площадкой может стать любая индустрия, связанная с психологией, маркетингом, рекламой, интернет-коммерцией (если говорить о SEO-копирайтинге и PR-копирайтинге).
У нас будущие копирайтеры обучаются на самых различных программах. Как показывает опыт, наиболее широкие перспективы данной деятельности открывают:
Концепция для рекламы (направление написания рекламных и PR-текстов) отлично раскрывается на курсе интернет-маркетинга в нашем колледже.
Можно ли стать копирайтером без высшего образования
Среднего профессионального образования достаточно для создания материала необходимого качества в рекламной индустрии. Автору технических текстов, переводчику профессиональных инструкций, специалисту, отвечающему за адаптацию западных ресурсов для российского читателя/пользователя, уже требуется более серьезная подготовка. Высшее образование копирайтера и опыт работы открывают доступ к более дорогим сложным интересным заданиям.
Что должен уметь копирайтер
Усидчивость и вдумчивость — главный необходимый навык для создания качественных текстов. Кроме этого, профессионалу области копирайтингу поможет в работе:
Очень полезной привычкой станет способность объективно оценить свой материал (перечитывать работу после написания). Еще один плюс в копилку — интерес к новостям различной тематики.
Адрес поступления:
Ленинградский пр-т, д. 80, корпуса Е, Ж, Г.
Станция метро «Сокол», выход в центре зала на ул. Балтийская, далее пешком или на троллейбусе (№ 6, 43) до остановки «Институт Гидропроект» (1 остановка), у троллейбусного депо повернуть направо.
Контакты приемной комиссии:
Телефон: +7 (495) 800 10 01
График работы приёмной комиссии:
Пн — Пт: 08:30 — 22:10;
Сб — Вс: 10:00 — 17:00;
Копирайтер
Несмотря на то, что слово «копирайтер» знакомо всем, кто так или иначе «общается» с компьютером и интернетом, не каждый человек знаком с особенностями этой профессии. Сегодня мы предлагаем поговорить том, чем приходится заниматься копирайтеру, что ему необходимо знать и почему растет интерес к копирайтингу.
Острая потребность в продвижении товаров и услуг, обусловленная условиями жесткой конкуренции, ставит перед компаниями задачи, к которым необходимо подходить комплексно и с особым пониманием дела. На протяжении многих лет корпорации-гиганты используют огромное количество разнообразных методов и приемов привлечения новых клиентов, в том числе особое внимание уделяется рекламе.
Специалисты уверены, что качественный, информативный рекламный контент – половина успеха компании. Поэтому для повышения уровня продаж и экономической эффективности рекламного контента (преимущественно для интернет-ресурсов) руководители привлекают к работе копирайтеров – людей, умеющих не только просто и доступно рассказать о продукте, но и заинтересовать потенциального покупателя.
Кто такой копирайтер?
Копирайтер – автор или составитель текста, который работает над созданием уникального контента информационного, рекламного или продающего характера для различных печатных периодических изданий и интернет-ресурсов.
Название профессии – неологизм, возникший в русском языке от английского “copywriter” (copy – текстовый материал, рукопись; writer – писатель). В России первые копирайтеры появились в начале 21-го века, однако широкое распространение профессия получила всего несколько лет назад. Хотя, новизна термина не говорит об отсутствии специалистов по написанию текстов в прошлом, но ранее продвижением коммерческих продуктов занимались люди других смежных профессий.
После получения задания от заказчика, копирайтеру нужно вникнуть в тему, составить план статьи с учетом технических требований заказчика и грамотно подать информацию читателю. Кроме требований заказчика и грамотности, существуют SEO-правила, которыми опытный копирайтер должен руководствоваться при написании работы: без соблюдения этих правил текст не попадет на первые страницы поисковых систем.
Копирайтеры должны обладать достаточным объемом знаний, чтобы написанные тексты были информативными, логически структурированными и интересными для читателей. Тематика информационных текстов может быть разнообразной. Поэтому, кроме филологических знаний, настоящий профессионал должен разбираться не только в правилах правописания, но и в строительстве – если статьи предназначены для строительных порталов, и в медицине – для сайтов о здоровье и т.д. Каждое направление должно быть тщательно изучено перед написанием работы. Ведь, копирайтер, как и журналист, не имеет права предоставлять непроверенную информацию, потому что советы, написанные им, потенциально могут стать руководством к действию для читателей.
Какими личностными качествами должен обладать копирайтер?
Обычно копирайтерами становятся люди, обладающие творческой натурой. В них сочетается креатив и талант, который они искусно «выплескивают» на «бумаге». Хотя это совсем не значит, что копирайтер с легкостью может написать роман или стихотворение. Основной отличительной характеристикой профессиональных авторов является не столько бурная фантазия, витиеватость слога и способность рифмовать слова, сколько умение грамотно и понятно излагать свои мысли. Они не терпят ошибок и подходят к заданию с глубоким пониманием дела. В них живет дух перфекционизма, который заставляет развиваться и стремиться к совершенствованию навыков. Каждая выполненная работа – часть внутреннего мировосприятия и жизненного опыта.
Большое значение в профессии имеет самоорганизация. Поскольку работа копирайтера в основном предполагает удаленную занятость и свободный график, он должен уметь преодолевать себя и правильно распоряжаться временем. Иначе у него могут возникнуть проблемы с выполнением заказов в оговоренные сроки.
Эффективная коммуникация занимает не последнее место в списке необходимых личностных качеств копирайтера. В этой профессии важно не только наладить контакт с клиентом, но и понять, что именно ему требуется сделать. А для этого нужно уметь выстраивать плодотворный диалог с заказчиком.
Достичь профессиональных высот удается не сразу, поэтому без настойчивости и терпения будет очень сложно удержаться в профессии. Копирайтер отличается любознательностью, внимательностью и усидчивостью. Он умеет концентрироваться на поставленной цели и следовать ей.
Преимущества профессии копирайтер
Копирайтер – мастер слова, профессия которого непосредственно связана с творчеством и постоянным поиском нужной и полезной информации. В процессе работы он постоянно учится, расширяет свой кругозор и совершенствует мастерство. Отметим, что регулярное самосовершенствование не только способствует профессиональному росту специалиста, но и влияет на увеличение количества заказчиков и оплату труда.
Доход копирайтера зависит от уровня мастерства и количества времени, потраченного на выполнение работы. Как правило, форма оплаты труда копирайтеров – сдельная. Но за единицу расчета берется не время, а количество написанных символов (как правило, без пробелов). Оплата работы новичка может составлять 25-30 рублей за 1000 знаков. Опытные авторы, которые работают над сложными текстами с многоуровневыми требованиями заказчика, зарабатывают и 200, и 600, и 1200 рублей за 1000 символов печатного текста. Их заработок может составлять 50-120 тысяч рублей в месяц.
Огромное преимущество для копирайтера – относительно свободный график и возможность работать дистанционно. Такая работа может быть как основным, так и дополнительным источником дохода. То есть, ее легко совмещать с любым другим видом деятельности.
Недостатки профессии копирайтер
Чтобы добиться более или менее стабильного дохода, копирайтеру, как и многим другим специалистам, необходимо преодолеть долгий и тернистый путь от новичка к профессионалу. На начальных этапах человеку без имени, репутации и опыта непросто найти заказчика, а при получении заказа работать приходиться буквально за гроши. Иногда по истечении нескольких месяцев работы авторы, не получив желаемого уровня заработка, сдаются и уходят из профессии, не прочувствовав всех ее преимуществ.
Отдельно стоит заметить, что копирайтеру иногда приходится демонстрировать чудеса толерантности и терпения – среди клиентов (заказчиков) встречаются люди, которые смутно представляют, чего хотят, но при этом пытаются создавать видимость образованных людей, допуская грубые ошибки при составлении технических требований.
Умственный труд, постоянное напряжение зрения и сидячая работа не лучшим образом сказываются на здоровье копирайтеров. Поэтому важно соблюдать режим труда и отдыха в работе, чередуя физическую и умственную нагрузку.
Где можно получить профессию копирайтер?
Профессия копирайтера не требует получения диплома о высшем образовании, так как человек, имеющий желание и стремление работать на этом поприще, сможет обучиться ей самостоятельно. На сегодняшний день в сети можно найти очень много информации, позволяющей познакомиться с особенностями написания статей. Большой популярностью пользуются различные тренинги и вебинары, направленные на обучение новичков и повышение квалификации уже опытных авторов.
Хотя освоить профессию могут люди любых специальностей, намного проще это сделать выпускникам гуманитарных наук, а именно филологам, лингвистам, журналистам и маркетологам. Это связано с тем, что в процессе обучения они глубже знакомятся с «искусством слова», изучают стили, фигуры речи, языковую структуру и прочее, поэтому их статьи выглядят более лаконичными и стилистически правильными.
Кроме того, нельзя не заметить, что в последние годы общество стало меньше уделять внимание грамотности, о чем свидетельствует регулярно встречающиеся в сети грамматические ошибки пользователей. Хоть как-то исправить ситуацию помогают копирайтеры-филологи, которые следят за «чистотой речи».
Чтобы получить высшее филологическое образование, стоит обратить внимание на такие ВУЗы, как:
Как стать копирайтером? Для начинающих
Для начала отмечу, что в этом посте я пишу о так называемом информационном копирайтинге (или вебрайтинге) преимущественно. Вообще существует копирайтеры прямого отклика – те, кто создают рекламу, направленную на продажи или на любое желаемое действие от покупателя (зарегистрируйся, подпишись, позвони и т. д.). Они делают лендинги, придумывают слоганы, некоторые занимаются неймингом – это разработка названий для чего угодно: предприятий, сайтов, товаров…
И есть информационный копирайтинг. Фактически, это написание самых разных статей на заказ для сайтов. Преимущественно информационных, но иногда в такие тексты просят добавить рекламу, а временами на один проект нужны и те, и другие статьи.
Я не хочу вдаваться в долгие дискуссии на тему того, кого можно считать «настоящим копирайтером», а кого – вебрайтером (так называют «информационных копирайтеров»). Могу только сказать, что применительно к тому, чем я занимаюсь, термин «копирайтер» применяется заказчиками, очень многими моими коллегами, его используют, когда создают группы в контакте и обсуждают там именно мою деятельность. Да и менеджеры, например, тоже бывают очень разные, но никто не орёт, что один имеет права так называться, а другой – нет. Поэтому предлагаю сойтись на том, что копирайтеры по характеру своей деятельности друг от друга отличаются.
С чего начать работу?
С поиска информации о том, чем вы хотите заниматься. Нужно знать, что такое сео, что такое ключи, раскрутка, уникальность, как проверять уникальность, что собой представляет релевантность текста, что такое ЦА (целевая аудитория) и т. п. Я не буду сейчас это всё расписывать, потому что основу можно спокойно найти в Интернете, а навык поиска информации для копирайтера считаю одним из основных. К слову.
На мой взгляд, начинать лучше всего с рерайта. Глубокое переписывание означает полную переделку статьи с сохранением общего смысла, но при этом никто не мешает добавить информацию из других источников, а также от себя (если вам есть что сказать).
Так проще всего научиться: сначала просто переписывание текстов так, чтобы те становились уникальными, потом – с изменением структуры, потом – с добавлением информации с других источников. А дальше можно переходить на статьи на основе разных источников. И под конец вы уже будете просто читать материал и писать, не задумываясь отдельно о том, откуда вы что взяли (но при этом зная, какие источники использовали, и это важно, потому что их иногда просят указывать).
Для рерайта иногда заказчик даёт исходник (текст, с которого вы будете писать). Иногда – нет. Во втором случае их можно находить: берёте тему статьи, смотрите в поисковиках, что есть по ней, потом делаете рерайт. Лучше всего сразу стараться добавлять что-то новое.
Почему я так упёрся в рерайт? Потому что даже если у вас хорошо получались сочинения в школе, статьи – это другое. И да, всё вышесказанное, естественно, я адресую не журналистам и не тем, кого так или иначе учили писать такие тексты.
Так вот, рерайт помогает познакомиться с разными текстами и понять алгоритм. И несмотря на то, что некоторые исходят пеной от того, что Интернет забит одним и тем же, я всё же считаю, что такие материалы скорее нужны.
Во-первых, исходную статью могут удалить из Сети, а ценная информация пропадёт вместе с ней. А благодаря рерайту сохранится. Во-вторых, пользователям сайта часто интереснее найти всё в одном месте, чем лазить по всему Интернету и размышлять, по каким запросам они могут отыскать инфу. В-третьих, статьи полных новичков редко оказываются в первой десятке поисковой выдачи, так что глаза они как раз не мозолят, не надо.
В общем, если у вас сразу получается писать хорошие статьи без рерайта – здорово. Нет – ничего страшного, все когда-то начинали. И многие, насколько я знаю, именно так.
Несколько советов по написанию текста полным новичкам
Несмотря на то, что некоторые Гуру и не только рассказывают о том, что грамотность копирайтеру не нужна, я считаю, что учебники Розенталя бы не мешало использовать. К статьям с ошибками заказчики чаще придираются даже уже и не по делу. За тексты, которые не нужно вычитывать после вас, больше платят. И, что многим иногда важно, быстрее. Многие мои заказчики переводят деньги мне постфактум, но до проверки, потому что доверяют моему качеству.
Если у вас нет времени обратиться к учебнику, можете просто набрать вызвавший затруднение союз/союз/вводное слово/оборот в Google и добавить к нему «запятая», например. В поисковой выдаче наверняка хотя бы одно правило или одна дискуссия на эту тему будет. Я часто так экономил время, «на ходу» изучая русский язык. 5 раз в неделю прочитаешь одно правило, а потом уже волей-неволей запоминаешь.
Не старайтесь писать сложно. С красивыми оборотами нужно ещё суметь справиться. Сложный текст далеко не все воспринимают. В общем, лучше писать кратко и по существу вопроса. Так и меньше риска допустить ошибку.
В любом тексте должно быть введение, содержание и заключение (вывод, подведение итогов). Статьи больше 1000 знаков без пробелов стоит разбивать подзаголовками. Ещё хорошо смотрятся списки, но для маркированных и нумерованных существуют свои правила оформления. Пожалуйста, прочитайте их, они не такие сложные, а половина Рунета их почему-то не знает.
И да. Не делайте длинные абзацы! Но и в крайности не впадайте: текст с абзацами из 1-2 предложений раздражает не меньше, особенно когда его постоянно приходится проматывать. Золотая середина – наше всё.
Сами тексты могут быть очень разными. Небольшой ликбез буквально на первую неделю, что называется.
Статья на главную – это текст-выжимка о компании, её деятельности и её продукции. Вообще обычно новичкам такую работу не дают, но бывает всякое. Если вас попросили, уточните, что конкретно требуется. Ссылки на пару понравившихся статей будут очень кстати.
Статья о компании – текст о фирме, обычно про её историю, успехи, деятельность в настоящем. О поражениях и проблемах не надо, разве что в контексте «у нас было то-то, но мы выстояли и стали ещё круче».
Описание товара – текст, в котором могут быть технические и просто характеристики товара. Но они часто даются в отдельной таблице. Иногда заказчик не против, чтобы всё это повторялось и в статье, если будет уместно использовано и раскрыто. Под раскрытием я имею в виду не просто упоминание характеристики, а пояснение, что это означает, почему круто, чем может пригодиться покупателю. Но иногда заказчики не хотят, чтобы характеристики дублировались. В таком случае вам надо будет писать всё то, что не указано в такой вот таблице или в списке. И да, иногда текст именно что описывает товар, вплоть до его внешнего вида. А иногда это рассуждения на тему, почему надо купить бесценный зонтик/юбку/посуду/репродукцию. В общем, чтобы не было недоразумений, лучше спросите и попросите показать вам пример того, что хочет заказчик.
Статья на блог – это текст, который пишется так, как будто бы вы общаетесь с читателями. Мне помогало представлять, что я делаю статью для кого-то, кого я знаю, но кто не разбирается в поднимаемой теме. А вот для него надо взять и написать понятно и интересно.
Информационная статья на сайт – это текст, который раскрывает какую-то тему. Специфика зависит от темы. В туристической статье, например, допустимо чуть больше «красивостей», чем в большинстве остальных. В статьях на техническую тему критически важна конкретика. Для юридических текстов нужно владеть не только материалом, но и профессиональным жаргоном. Впрочем, это справедливо для всех статей, где требуются уже узкоспециализированные знания.
Статья на сторонний ресурс для раскрутки сайта или компании – это либо прямая реклама проекта заказчика, либо информационная статья на заданную тему, но со скрытой рекламой ради 1-2 ключей (чаще всего). Например, заказчик – служба такси. Можно написать текст о том, какая это крутая служба. А можно о разных вариантах экономии времени на транспорте (и среди прочего упомянуть как классное решение службу такси).
Собственно говоря, это всё, я не думаю, что новичку по разным видам статей нужно знать что-то ещё. Если заказчику от вас потребуется какая-то специфика, он может сам пояснить, что ему надо.
Ну и я не лез в дебри рекламных текстов.
ЦА или целевая аудитория – это ваши читатели. Вы должны понимать, для кого вы пишите. Вот я сейчас, например, пишу в первую очередь для тех, кто о копирайтинге только слышал или слегка пробовал им заниматься. Поэтому я стараюсь объяснять даже самые очевидные мне вещи.
Некоторые ориентируются на возраст и пол. Честно говоря, я не знаю, что дают эти критерии, потому что в группу от 20 до 40 лет, например, попадает огромное количество самых разных людей. Единственное, что лично я смог понять в плане возраста: для детей надо писать так, как будто бы ты с ними разговариваешь, то есть стараясь быть максимально понятным и доступным, не использовать при этом тяжёлых конструкций и «заумных» слов. Для молодёжи – просто, живо, можно с соответствующим сленгом. Для людей пожилого возраста – максимально доступно по возможности. Для всех остальных, если кроме возраста мне неизвестно ничего, я пишу нейтрально.
А вообще я лично ЦА определяю в первую очередь по сайту, где будет размещена статья, по самой статье, а также по тому, о чём или о ком она пишется. То есть, например, если вы пишите текст о той же службе такси из моего примера, то желательно учитывать и саму компанию, и тему статьи (если вам её дали), и то, где её выложат.
Как учитывать? Постарайтесь представить себе людей, которые будут читать этот текст. Что они хотят увидеть? Зачем они пришли на сайт? Что их обрадует в статье, а что начнёт раздражать?
В первые месяцы у вас может не получаться (и даже скорее всего). Но стараться, на мой взгляд, надо: так вы учитесь. Плюс вы поймёте хотя бы, что раздражает читателей сильнее всего, чтобы избежать, как минимум, грубых ошибок.
Вообще изучение ЦА – это целая наука. Есть маркетинговые исследования, есть много чего. Но, во-первых, они не делаются за день-два, чаще всего. Во-вторых, это точно не для новичков. В-третьих, делайте то, за что вам платят. Кроме того, я считаю, что копирайтер должен учиться понимать ЦА и учиться писать под разных людей. Но проводить исследования – уже немного не его задача, этим занимаются социологи, маркетологи и т. п.
Где искать заказчика?
Фактически, есть несколько вариантов. Я постараюсь коротко пройтись по всем.
Биржи: Etxt, Advego, Техт.ру – это из того, на что я сейчас натыкался чаще всего. Там много заказчиков и копирайтеров. Первые приносят бирже бабки. Угадайте, на сторону кого в случае конфликта встаёт администрация? Расценки очень часто какие-то дикие даже для новичков. Плюс биржа берёт себе процент. А ещё деньги будут долго выводиться. В общем, я не специалист по биржам, но вообще не советовал бы. Да, если заинтересуетесь, на каждую в Сети можно найти отзывы ради интереса.
Отдельная антиреклама – это NeoText. Сейчас она вроде бы совсем умирает, но мало ли, вдруг наткнётесь. Никогда и ни за что. У меня там хорошие знакомые работали, показывали сканы скандалов с администрацией. Это единственная мне известная биржа, где работы копирайтеров воровались. Как? По очень простому принципу: давали заказы, потом отказывались от работы с претензиями на то, что она не так сделана, деньги не выплачивались… А потом текст находили уже размещённым. Круто, правда?
Есть ещё один нехороший проект – это lodon. Я не знаю, возможно, сейчас он исправился. Это не совсем биржа, там заказы дают вроде как сами владельцы, сами же их и проверяют. Но тоже есть форма сдачи статьи. Когда я говорил, что не писал для бирж, я забыл про это чудо, в которое я всё-таки один раз вляпался.
Они и сейчас ищут копирайтеров:
Работа удаленная ПН-ПТ (5 дней в неделю):
Вот, если кто-то видел. Кстати, раньше у них расценки были повеселее как-то.
Во-первых, все тексты принимают редакторы. А вывод денег на оплату, естественно, только после приёмки. И редакторов у них вечно не хватало. В итоге всё тянулось очень медленно. Кроме того, редакторы никак не могли договориться друг с другом, к чему они придираются. Один мог поставить тебе 5, а другой – 3, потому что ему что-то не понравилось. Причём в претензиях не хватало конкретики: статья недостаточно раскрывает тему. Или «статья негативная». Но у каждого своё понимание таких моментов.
Во-вторых, они просто обожали давать задания по типу: вот ключи, их надо естественно вписать в статью. И ключи так классно соотносились с темой текста, что я прямо не удивился бы, если бы у них был кто-то, отвечавший за максимальную абсурдность.
Впишите, например, незаметно и естественно словосочетание «рецепт борща» в техническую статью про автомобиль. Или «деятельность Ельцина» в статью о Windows 7. И это не должно быть отрицанием или негативом!
А под занавес они мне 3 месяца (!) выдавали честно заработанные 70 долларов. Объясняли это тем, что деньги у них закончились, надо ещё написать, чтобы появились. А я, видите ли, отказывался. И других копирайтеров было почему-то (!) мало, все разбежались.
Одна из немногих бирж, которую я могу посоветовать – это Coolwriter. Не из рекламы: у меня младшая двоюродная сестра там недавно начала подрабатывать. Регистрация идёт на телефон (прямо как в Qiwi), надо будет написать мелкое тестовое бесплатно, потом открывается доступ к заказам. Сначала можно брать только по 30-36 рублей за 1000 знаков, после первых 5 статей дают доступ и к заданиям по 40 рублей за 1000. Чтобы сдавать всё на 5, достаточно просто внимательно читать требования к статьям, расписано довольно подробно и с примерами. Выводят деньги на Qiwi и на Webmoney где-то примерно в течении суток. Мне лично эти расценки сейчас маловаты, но новичкам, чтобы набить руку, может пойти как вариант.
Сайты вакансий и агрегаторы – это freelance, weblancer, HH (сам не пользовался, но слышал, что находят работу). Грубо говоря, на таких сайтах заказчики лично размещают разные проекты, вы на них откликаетесь, указываете свои контакты, с вами связываются и дают задание, вы обговариваете условия. В отличие от бирж, тут никто не гарантирует оплату, если только не воспользоваться сервисом «безопасная сделка», но он идёт за процент от всей работы. Плюс с новичками большинство заказчиков на такое не соглашаются.
Вообще подобных сайтов очень много, их просто надо искать. Мне лично с головой хватает freelance, но я знаю, что их больше. Одни заброшенные, другие активные, тут надо лазить и самому смотреть. Доступ к заказам в большинстве случаев платный. Но у freelance это всего 590 рублей в месяц, что по сравнению с другими сайтами не так уж и много. Плюс там можно на первых порах сделать себе портфолио и кидать на него ссылки.
Что же касается сайтов вакансий, то это не фриланс, а удалённая работа. Фактически, вы трудоустраиваетесь, с вами могут оформить трудовой договор, просто работать будете из дома. В общем, тут уже другой разговор. Но бывает, что ищут именно фрилансеров, то есть дают задания без официального оформления и время от времени, а не постоянно. Опять же, надо смотреть и искать.
Форумы и социалки – работу там найти вроде как реально, но, по-моему, тем, кто много сидит и общается. У ВК ещё есть такая возможность: поиск по новостям. Можно там запостить «копирайтер», «ищу копирайтера» и прочие ключевые слова, чтобы увидеть, кого разыскивают. В общем, отыскать заказчика и написать ему. На форумах – откликаетесь на объявления, даёте сами. У меня эти способы лично не выстреливали, но кто знает, вдруг сработает.
Магазины текстов: TextSale. Ну, это единственный яркий представитель этой категории, которого я знаю. Фактически, вы пишите статьи и продаёте их. Я торговал через TextSale, пока мне это не надоело. Чтобы торговать там, надо много писать, причём не на самые популярные темы, но при этом на те, которые всё-таки кого-то интересуют. У меня, например, одно время хорошо шла мебель. Особенно если забросить сразу текстов 20.
Секрет продаж: относительно низкие цены или же высокий рейтинг, много статей на одну тему, как я уже и сказал, регулярный заход и подъём этих текстов (они будут постоянно опускаться по мере того, как в ту же категорию другие копирайтеры станут забрасывать свои работы). Заголовки нужно делать продающими и вписывать туда ключи, чтобы по запросам ваши статьи смогли найти на сайте. Например, купить стулья в гостиную. Ну или что-то в этом роде. Желательно делать уникальные отдельные описания для статей, в которых рассказывается, о чём текст. В общем, на это надо убивать много времени. И продажи там идут странно: могут за 3 дня купить 12, а могут за месяц уныло 2.
Общение с заказчиками
Начать работать можно с биржи, чтобы слегка набить руку. Плюс ваши статьи станут размещать, так что у вас появятся первые выложенные тексты, которые вы сможете кому-то показать. Но, на мой взгляд, нормальное понимание того, что такое фриланс, даёт живое общение с заказчиком. Так вы учитесь разбираться, что им надо.
И тут есть несколько моментов:
1. Не позволяйте на себе ездить. Если заказчик видит, что вы сделали за несколько часов 20 тысяч, не давайте ему всучить вам до завтра ещё 20. Да, даже если вы можете. Нельзя складывать все яйца в одну корзину, нельзя зависеть от одного заказчика. Потому что потом он начнёт диктовать вам условия, а вы будете зависеть от его настроения, капризов, желаний, наличия денег, планов и прочего.
2. Не обесценивайте свою работу. Не говорите, что «ну статья получилась так себе, да, я знаю, что не очень, но я старалась/старался»… Если статья «не очень», сделайте «очень», поправьте, что вам не нравится. Если не знаете, как поправить, ошибок нет, сдавайте. Никто не будет ждать от новичка в первый месяц работы шедевров, к тому же по соответствующим расценкам. А если будет, то это проблема заказчика, а не ваша. И помните: любое принижение собственного труда приведёт к тому, что ошибки и недостатки в вашей статье начнут искать с лупой!
3. Не стесняйтесь задавать вопросы. Вы не телепат и не можете знать, что в голове у заказчика. Если вы что-то не поняли, лучше спросить, чем переписывать бесплатно текст и срывать сроки.
4. Обсудите вопрос денег. Вообще новичку вряд ли будут платить аванс за тестовые и прочее. Но чтобы не кормить тестовыми всяких мошенников, которые их набирают и пропадают, обращайте внимание на то, как давно зарегистрирован заказчик, что о нём известно. Если он на сайте – первый день, а готов давать из контактов только почту, это уже настораживает. Я лично всяким хитрым личностям предлагал схему: давайте я до 2000 знаков напишу текст по вашему ТЗ и сразу его выложу ВКонтакте. Вы мне ничего не платите, но видите, подхожу ли я или нет. Если да, то предоплата за второй текст. Мошенникам это ничего не даст, а с нормальными заказчиками можно будет как-то всё же обговорить вопрос гарантий. Кстати, всякие нечистоплотные типы очень не любят светить своими кошельками и переводить даже символические 5 рублей.
5. Обсудите вопрос скорости проверки, оплаты и графика работы. Многие трудятся только по будням. Кто-то может жить совсем в другом часовом поясе. Некоторые проверяют по 3 дня один мелкий текст. В общем, везде есть свои нюансы.
В остальном же – по ситуации. Я лично, например, договариваюсь об оплате за каждые 20-30 тысяч, потому что понедельная или помесячная – это долго. С заказчиком может что-то случиться, мы с ним способны друг другу надоесть, у него поменяются планы или исчезнет совесть… Чем меньше затягиваний, тем лучше.
Сколько зарабатывает и сколько писать в день
Любимая тема копирайтерских холиваров. Я лично считаю, что для самого новичка нормальным будет заработок от 20 до 40 рублей за ту же 1000. Для себя сейчас нормальным считаю от 80 до 100 (за последний месяц несколько выросло всё). Но очень много коллег в Интернете со мной не согласны. Они говорят о старте с 50 и о заработке от 500 до 1000 рублей за 1000 знаков или вообще просто за статьи, то есть не привязывая себя к знакам.
Мне надоели до смерти срачи на эту тему. Поэтому я просто сообщаю о разных мнениях.
Объёмы: тут тоже мнения колеблются. Кому-то много и 10 тысяч знаков в день. Я считаю, что вполне нормальные тексты реально писать по 30 тысяч в день. В среднем 5 тысяч набирается за 30 минут, ещё 30 минут – это проверка. То есть за 6 часов можно справиться со всем объёмом. Плюс 2 часа – поиск информации на весь объём. Возможно, 3, всё зависит от того, на одну тему статьи или на разную. Ок, ещё час на общение с заказчиком и поиск новых. То есть в итоге 10 часов – не больше, чем обычный рабочий день с дорогой у большинства. И да, это я не беру во внимание лёгкие тексты или рерайт с исходника, когда многое проще.
В общем, на мой взгляд, если есть желание зарабатывать, стоит учиться писать хотя бы этот вот объём, желательно – тысяч 35, на самом деле. Да, помимо общения на форумах и прочее. Но решает каждый сам за себя.
Специально для желающих высказаться про гавнотексты: я 100 раз слышал о том, что многие не верят в возможность написания такого объёма без потери качества. Спасибо, я в курсе вашего мнения.
По поводу того, сколько я лично считаю реальным зарабатывать: ну, на мой взгляд, новичку нормально стабильно выдавать 20 тысяч знаков. Со средним заработком 30 это будет 13 200 в месяц с 22 рабочими днями. Если брать 30 тысяч и 80 рублей, то уже 52800. А если увеличить среднюю нагрузку до 35 тысяч, то получается 61 600. В общем, заработок нетрудно посчитать.
И да, для постоянной загрузки нужно 5-7 заказчиков, которые стабильно будут давать задания. И ещё пара – фоновых. Ну, можно обойтись вообще 1-2, но если кто-то резко исчезнет, у вас будет перерыв и новые поиски. Причём случиться это может реально внезапно.
Мне с головой хватает ЯндексДенег, Webmoney и Qiwi. Часто просят карту Сбербанка, но я – из Украины. Однако с карты Сбербанка без проблем переводят на те же ЯндексДеньги. Qiwi завести можно буквально за 15 минут, кстати. Вообще удобная система, но есть свои моменты:
1. Меньше обменников для вывода. Так что регистрироваться в них нужно заранее, потому что первый вывод денег может идти несколько суток, если не повезёт.
2. Для подтверждения вывода денег с Qiwi надо ввести код, который приходит по смс. Удобно, но только когда их система не начинает глючить и не перестаёт присылать сообщения. Я нафиг отключил всё, а лучший системой безопасности лично для себя сделал режим «договариваюсь с заказчиком, что он говорит мне, когда платит – и сразу же вывожу все деньги». Проблем никаких пока не было.
В общем, по-моему, на этом для совсем-совсем новичков – всё. Остальное уже – следующий (хотя бы слегка) уровень.