Корабль авизо что это
Авизо (корабль)
Примечания
Ссылки
Полезное
Смотреть что такое «Авизо (корабль)» в других словарях:
АВИЗО — (Advice boat, advice vessel) класс военных кораблей, предназначенных для разведывательной и посыльной службы. В настоящее время термин А. применяется только во французском флоте. Самойлов К. И. Морской словарь. М. Л.: Государственное Военно… … Морской словарь
Авизо (судно) — Авизо (итал. avviso уведомление) небольшой военный, сравнительно быстроходный корабль, который использовался для разведки и посыльной службы в XVII XIX вв [1]. В русском флоте специально авизо не строились, а использовались в этих целях… … Википедия
Авизо типа «Ягд» — Wacht Klasse … Википедия
Авизо — (от итальянского avviso уведомление) небольшой корабль, применявшийся для разведки и посыльной службы в XVIII XIX вв … Военно-исторический словарь
Мияко (авизо) — «Мияко» … Википедия
Тихая (авизо) — У этого термина существуют и другие значения, см. Тихая. «Тихая» 千早 … Википедия
Тацута (авизо) — У этого термина существуют и другие значения, см. Тацута. «Тацута» … Википедия
Тисима (авизо) — У этого термина существуют и другие значения, см. Тисима. «Тисима» … Википедия
Цусимское сражение — Проверить информацию. Необходимо проверить точность фактов и достоверность сведений, изложенных в этой статье. На странице обсуждения должны быть пояснения … Википедия
Цусимское сражение 1905 — Цусимское сражение Русско японская война Хэйхатиро Того на мостике флагманского броненосца «Микаса» … Википедия
Авизо (судно)
Авизо (судно)
В качестве вспомогательных кораблей, авизо (посыльных судов) и рейдеров в древности использовали одноярусные галеры (униремы).
Примечания
Ссылки
Смотреть что такое «Авизо (судно)» в других словарях:
АВИЗО — (ит. aviso, фр. avis уведомление). 1) легкое военное судно, служащее для посылок. 2) небольшое почтовое судно или яхта для передачи известий о ходе коммерческих дел. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910.… … Словарь иностранных слов русского языка
судно — корабль, посудина, баркас, речной трамвай, лодка, шлюп, шхуна, струг, борт, шаланда, ковчег, каик, шнява, скорлупка, полуднище, завозня, верея, кладнушка, галера, суденышко, плавучий гроб, кладная, каюк, джонка, краболов, межеумок, палубник,… … Словарь синонимов
Авизо (быстроходное судно) — Авизо (исп. и франц. aviso, итал. avviso), небольшое военное, сравнительно быстроходное судно, применявшееся в некоторых иностранных флотах (Франции, Италии, Испании) до начала 20 в. для разведки, а также для посыльной службы и различных… … Большая советская энциклопедия
авизо — вексель, письмо, надпись, извещение Словарь русских синонимов. авизо сущ., кол во синонимов: 5 • вексель (31) • … Словарь синонимов
АВИЗО — м. несклон. военное судно малого размера, для рассылки, подачи вестей, наблюдения впереди флота и пр … Современная энциклопедия
АВИЗО — муж., нескл. военное судно малого размера, для рассылки, подачи вестей, наблюдения впереди флота и пр. Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863 1866 … Толковый словарь Даля
Авизо — (отъ италіан. слова aviso увѣдомленіе, извѣстіе), небольшое военное, сравнительно быстроходное судно, употребляемое при флотѣ для посылокъ и для несенія развѣдочной службы. Въ русскомъ флотѣ спеціальныхъ А. не строятъ, а обращаютъ обыкновенно въ… … Военная энциклопедия
Авизо (корабль) — Французское авизо типа «Бугенви … Википедия
авизо — I. АВИЗО I род. мн. авиз. aviso, ит. avisso <исп. мор. Посыльное судно. Авизо, военное судно малого размера, для разсылки, подачи вестей, наблюдения впереди флота. Даль 1 3. Между крейсерующими эскадрами учредить посредством авиз и фрегатов… … Исторический словарь галлицизмов русского языка
Авизо — I Авизо (итал. avviso) извещение об изменениях в состоянии взаимных расчётов, посылаемое одним контрагентом другому. Особенно широко термин «А.» применяется в банковской практике. II Авизо (исп. и франц. aviso, итал. avviso)… … Большая советская энциклопедия
Корабли класса АВИЗО
Во второй половине 1960-х годов Управление кораблестроения и вооружения ВМС Франции разработало проект корабля класса «авизо» – малого фрегата полным водоизмещением 1250 т, которому присвоили шифр А69. Данные корабли предназначались для действий в качестве патрульного корабля и корабля охранения на удалении до 400 миль от своего побережья, охраны судоходства и рыболовства, борьбы с подводными лодками противника, а также для обучения личного состава флота.
ОСОБЕННОСТИ КОНСТРУКЦИИ
В связи с тем, что данные фрегаты используются и для подготовки личного состава флота, ходовой мостик был сделан больших размеров – это позволяет проводить на нем занятия с курсантами. Система кондиционирования воздуха, оснащенная специальными фильтрами, создает комфортабельные условия для команды.
Главная энергетическая установка (ГЭУ) корабля – дизельная двухвальная. В ее состав входят два дизельных двигателя SEMT Pielstick 12PC2 V400 суммарной мощностью 12 000 л. с. или модели 12PA6V280BTC (на фрегате F 791) мощностью 14 400 л. с. Оба двигателя расположены в районе миделя корабля в машинном отделении. Электроэнергетическая установка корабля состоит из носовой (два ДГ мощностью 320 кВт и 200 кВт) и кормовой (один ДГ мощностью 320 кВт) группы дизель-генераторов.
ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
ВООРУЖЕНИЕ
Вооружение кораблей, поставленных ВМС Франции, включало одноорудийную 100-мм артустановку, расположенную в носовой части корабля (скорострельность – 60 выстр. мин., зона поражения по дальности – 17 км, по высоте – 11 км); две 20-мм автоматические пушки F2 на надстройке прямо перед мачтой; ПКРК «Экзосет» в составе пары двух или одноконтейнерных ПУ – на надстройке за мачтой; одна 6-ствольная реактивная бомбометная установка в кормовой части
надстройки (впоследствии демонтирована на большинстве кораблей); одна или две ПУ ЗРК Симбад для стрельбы ЗУР «Мистраль» четыре однотрубных 550-мм торпедных аппарата типа KU-64A для стрельбы противолодочными торпедами L3 и L5, а также два или четыре 12,7-мм пулемета. Общекорабельная система управления огнем типа Вега II с оптикоэлектронной системой «Панда» Мк2, для стрельбы ПКРК и артиллерией. Установлена РЛС типа DRBC 32Е. Радиоэлектронное вооружение включало РЛС обнаружения воздушных и надводных целей DRBV 51 А, навигационную РЛС DECCA 1226, ГАС DUBA 25 с подкильной антенной, систему космической связи Сиракуз-2, станцию радиотехнической разведки ARBR16, комплекс РЭБс двумя 10-ствольными ПУ для отстрела снарядов с дипольными отражателями и комплекс противоторпедной защиты SLQ-25 «Никси».
СЛУЖБА И ЭКСПОРТ
Французские колониальные авизо класса «Бугенвиль»
В тридцатые годы двадцатого века во Франции был разработан удачный проект колониальных авизо «Бугенвиль». Всего было выпущено с 1927 по 1937 годы 8 кораблей данной серии, получивших названия в честь знаменитых французских моряков, путешественников, колонизаторов и военных: «Бугенвиль», «Адмирал Шарнье», «Дюмон д’Юрвилль», «д’Антрекосто», «ла Грандьер», «д’Ибервиль», «Риго де Женуй» и «Саворньян де Бразза».
Корабли проекта «Бугенвиль» были водоизмещением 2 тысячи тонн, имели 104 метра в длину, 13 метров в ширину и 4,5 метра осадки. Одним из главных проектных требований была большая дальность хода, для этой цели в качестве силовой установки были выбраны экономичные дизельные двигатели «Шульцер» швейцарского или «Бурмейстер и Вайн» датского производства. Каждый корабль имел два двигателя общей мощностью 3200 лошадиных силы, позволяющей авизо развивать скорость до 17 узлов (31 км/ч). Имелась емкость для дизельного топлива объемом 297 тонн, что позволяло авизо автономно без заправки пройти 13 тысяч морских миль (24 тысячи км) при экономичной скорости 8,5 узлов (15,7 км/ч).
Большое внимание уделялось условиям размещения экипажа. Так как авизо предполагалось использовать для плавания в жарких широтах Западной Африки, Индокитая, Мадагаскара и Антильских островов, корабли оснащались мощной системой вентиляции и даже кондиционированием воздуха. Напомню, дело было в тридцатых годах прошлого века. На авизо было множество просторных помещений, что позволяло при необходимости перевезти на каждом роту солдат или принять офицеров штаба с адмиралом во главе. Для этой цели авизо оснащались самыми современными средствами связи. Кроме крейсерской службы и корабля управления, авизо могли успешно использоваться в качестве канонерских лодок, заходя в многочисленные полноводные реки Индокитая и Африки, и доставлять войска в отдаленные регионы.
По виду колониальные авизо получились очень изящными, с четкими линиями и походили скорее на прогулочные корабли или круизные лайнеры, если бы не артиллерийские орудия. Они почти не имели броневой защиты, за исключением тонких листов броневой стали у рубки и мостика, да башен орудий главного калибра. И тем не менее, этим красавцам удалось с успехом поучаствовать в боевых действиях.
Это произошло 17 января 1941 года в битве у острова Ко-Чанг между французскими и тайскими кораблями во время франко-тайской войны. После захвата Французского Индокитая войсками Императорской Японии Таиланд решил, что пришла пора прибрать к рукам спорные с французами земли в Камбодже. Тайцы рассчитывали, кроме своей пехоты, также и на свой относительно сильный флот, имевший в своем составе корабли японской и итальянской постройки, куда входили броненосцы, эсминцы, подводные лодки, канонерки, миноносцы и сторожевые катера.
Колониальный флот Французского Индокитая, базировавшийся на Сайгон, смог выделить для противодействия Сиаму только пять боеспособных кораблей. Среди них были легкий крейсер «Ламотт-Пике», колониальные авизо «Адмирал Шарнье» и «Дюмон д’Юрвилль» и два устаревших авизо «Марн» и «Таюр».
Первоначально французы рассчитывали поддержать огнем с моря свои наступающие пехотные части, но позже получили приказ из Сайгона атаковать сиамский флот, а точнее, его группировку, находившуюся в Сиамском заливе у острова Ко-Чанг. В состав тайской группировки входили броненосец береговой обороны «Тонбури», минный заградитель «Нонг Сарай», сторожевой катер «Тео Уток» и два миноносца «Сонгкла» и «Чонбури».
Вскоре к «Ламотт-Пике» присоединились авизо «Адмирал Шарнье» и «Дюмон д’Юрвилль», которые тоже стали обстреливать сиамского флагмана. На том начались пожары и стал увеличиваться крен на правый борт. Преследовать «Тонбури» французы не смогли из-за мелководья, они безуспешно выпустили по нему несколько торпед. Сиамский броненосец медленно двигался к берегу.
Тайские штурмовики продолжали атаковать французов, но из-за успешной стрельбы зенитных орудий европейцев прекратили атаки и вернулись на базу. Французские корабли с триумфом вернулись в Сайгон, где их ждал восторженный прием.
Корабль под флагом Португалии протаранил судно береговой охраны в Венесуэле
Материал из Викитаки
Перейти к: навигация, поиск
У этого термина существуют и другие значения, см. Авизо (значения).
Итальянское колёсное авизо 1-го ранга «Messaggiere» типа «Esploratore». Японское авизо «Яйеяма». Чертежи «Яйеяма».
(предположительно из итал. avviso — уведомление) — класс малых, относительно быстроходных кораблей, основным предназначением которых первоначально была посыльная и разъездная служба[1], а также служба при эскадре или флагмане в качестве форзейля. Первые специализированные парусные авизо появились во флотах некоторых ведущих морских держав в XVIII веке, до этого времени аналогичные функции возлагались на некрупные парусные и парусно-гребные корабли разных классов (пакетботы, скампавеи, пинки и пр.). К концу XIX века из класса авизо выделился подкласс
колониальных авизо
, обладавших внушительной автономностью и сочетавших некоторые ТТЭ авизо и канонерской лодки. При этом, если в качестве обычных авизо зачастую использовали корабли, перестроенные из кораблей других классов, или же корабли устаревших типов, то колониальные авизо строились обычно по специальным проектам, учитывавшим климатические и гидрологические особенности театров, на которых им предстояло действовать.
В 1840-1860 годах во флотах Италии и итальянских государств (до объединения страны) авизо были довольно многочисленным классом, они делились по рангам в зависимости от водоизмещения, и по типу движителя — на колёсные и винтовые. Фактически они в абсолютном большинстве представляли собой мобилизованные коммерческие пароходы, и в дальнейшем обычно переклассифицировались в транспорты, плавучие склады или плавказармы.
В 1870-х годах в Германии как авизо первоначально классифицировались минные крейсера, причём по своим ТТЭ они примерно соответствовали русским миноноскам — это были вообще первые германские корабли с минно-торпедным вооружением. В дальнейшем во флотах ряда стран на недолгое время появился подкласс минных авизо
, представлявших собой более или менее удачные «вариации на тему» русских минных крейсеров. Они проектировались с усиленным артиллерийским вооружением за счет ослабления торпедного либо вовсе отказа от него, основным предназначением их считалась защита крупных кораблей — броненосцев, крейсеров — от атак вражеских миноносцев в море, а дополнительным (для имевших торпедное вооружение) — атака кораблей неприятеля торпедами. Однако если сравнить ТТЭ этих кораблей с характеристиками русских минных крейсеров, то сравнение оказывается явно в пользу последних — они могли оказать огневое противодействие минным авизо (не говоря уже о более мелких миноносцах) и атаковать торпедами крупные корабли противника с большими шансами на успех. Опыт последующих боевых действий подтвердил, что
минные авизо
не могли защитить броненосцы от атак миноносцев, а в качестве торпедных кораблей оказались неполноценными. Тем не менее, этот подкласс, после того как им «переболели» все основные флоты, был по традиции позаимствован русским флотом, где подобные корабли классифицировались как контрминоносцы, затем истребители.
В японском флоте в конце XIX века как авизо классифицировали корабли, которые русские называли «безбронными крейсерами», по сумме ТТЭ это были корабли, примерно соответствовавшие русским крейсерам 2-го ранга, но имевшие более скромное артиллерийское вооружение. Характерный представитель этого класса японских кораблей — авизо «Яйеяма» — имел три 120-мм и восемь 47-мм орудий, а также два 381-мм торпедных аппарата, при этом у него была-таки 13-мм броневая палуба, однако относительная слабость вооружения не позволяла классифицировать его ни как бронепалубный крейсер, ни даже как торпедно-канонерскую лодку. По сути это было логический финал проектов минных авизо
— далее стало понятно, что эта концепция окончательно зашла в тупик. Проекты других японских авизо аналогичного класса разрабатывались на базе европейских проектов торпедно-канонерских лодок или шлюпов.
В начале XX века во многих флотах авизо, в т.ч. и колониальные, стали выполнять также и функции сторожевых кораблей. В германском флоте в период «тотальной подводной войны» авизо активно привлекались для эскортирования подводных лодок до выхода их на позиции.
В русском флоте класс авизо
был выделен официально в 1906 году, однако специализированных авизо не строилось и не разрабатывалось — как правило в авизо переклассифицировались устаревшие корабли других классов, чаще всего миноносцы.
Линейные корабли типа «Conte di Cavour»
Линейные корабли типа “Andrea Doria” – 2 единицы
“Andrea Doria” 24.3.1912 / 30.3.1913 / 3.1916 – Исключен в 1956 “Caio Duilio” 24.2.1912 / 24.4.1913 / 5.1915 – Исключен в 1956
26300/28882 (“Doria”), 29 391 (“Duilio”) т; 169/186,9х28х10,4 м; 2 ТЗА, 8 ПК, 75000 л.с. (при форсировании – 87000 л.с.), 26 узл. (при форсировании – 28 узл.), 2214 т нефти, 5700 (13) миль. Броня: борт 250 мм, палуба 80 мм – над ЭУ и 100 мм – над погребами, рубка 260 мм, башни ГК 280 мм, башни 135-мм орудий 120 мм, барбеты 305 мм. Эк. 1485 чел. 2х3 и 2х2 – 320-мм/44, 4х3 – 135-мм/45, 10х1- 90-мм/50, 6х2 – 37-мм/54, 8х2 – 20-мм/65.
Линкоры типа “Andrea Doria” строились как развитие типа “Conte di Cavour” были немного уже, имели более толстую броню барбетов и отличались от предшественников более низким расположением средней трехорудийной башни ГК и составом противоминной артиллерии. После окончания модернизации в 1937 г. двух кораблей типа “Conte di Cavour” на аналогичную реконструкцию встали “Doria” (в Триесте) и “Duilio” (в Генуе). Объем и состав работ был практически таким же, каким подверглись корабли типа “Conte di Cavour”, – удлинялся корпус, менялось вооружение и ЭУ, усиливалось бронирование, хотя имелся и ряд различий. Так, “Doria” и “Duilio” получили чуть менее мощную ЭУ, и на них не проводилось дополнительное бронирование барбетов башен, изначально более толстых, чем на “Conte di Cavour”. Существенно отличалось вспомогательное вооружение – вместо противоминных 120-мм орудий появились 135-мм/45 в четырех трехорудийных башнях, сгруппированных в районе передней надстройки. Вместо устаревших зенитных 100-мм/47 на “Doria” и “Duilio” установили новейшие 90-мм пушки, как и на линкорах типа “Vittorio Veneto”. К началу войны на Средиземном море линкоры типа “Doria” опоздали и вступили в строй лишь в августе (“Duilio”) и октябре 1940 г. (“Doria”). В годы войны изменения в составе вооружения были весьма незначительны: в 1942 г. добавили 2х2 – 37-мм/54, а в 1944 г. сняли столько же 20-ММ/65 автоматов. Во время налета англ. палубной авиации на Таранто 12.11.1940 “Duilio” получил попадание одной торпедой и до мая 1941 г. вышел из строя. Оба корабля в сентябре 1943 г. ушли на Мальту. После окончания войны остались в составе итальянского флота в качестве учебных кораблей.
Линейные корабли типа “Conte di Cavour” – 2 единицы
“Conte di Cavour” 10.8.1910 / 10.8.1911 / 4.1915 – Затоплен 10.9.1943 “Giulio Cesare” 24.6.1910 / 24.4.1913 / 5.1915 – В 1948 передан СССР
26400/29032 т; 169/186,4х28,6х10,4 м; 2 ТЗА, 8 ПК, 75000 л.с. (при форсировании – 93000 л.с.), 27 узл. (при форсировании – 28 узл.), 2472 т нефти, 6400 (13) миль. Броня: борт 250 мм. палуба 80 мм – над ЭУ и 100 мм – над погребами, рубка 260 мм, башни ГК 280 мм, башни 120-мм орудий 120 мм, барбеты 280 мм. Эк. 1236 чел. 2х3 и 2х2 – 320-мм/44, 6 х 2 – 120-мм/ 50, 4х2 – 100-мм/47, 6х2 – 37-мм/54, 6х2 – 13,2-мм.
Линкоры типа “Conte di Cavour” строились накануне Первой мировой войны как ответ на французские и австро-венгерские корабли данного класса. При полном водоизмещении около 24000 т они несли 13 305-мм орудий в трех трехорудийных и двух двухорудийных (возвышенных) башнях и развивали скорость около 21 – 22 узл. На момент создания проекта эти корабли являлись одними из самых мощных в мире, хотя их броневая защита уступала большинству современников. Из трех кораблей этого типа “Leonardo da Vinci” погиб в 1916 г. от внутреннего взрыва. На двух других в 1920-е гг. не проводилось сколько-нибудь серьезных работ по их усовершенствованию – лишь установили на полубаке катапульту для ГСМ да переделали фок-мачту, ставшую четырехногой. К началу 1930-х они окончательно потеряли боевое значение, и, поскольку главный противник Италии на Средиземном море – Франция – имела столь же устаревшие линкоры, работы по модернизации кораблей типа “Conte di Cavour” не предусматривались. Ситуация изменилась после того, как стало известно о строительстве во Франции быстроходного линкора “Dunkerque”. Ответ Италии последовал достаточно быстро, но был довольно необычным. По ряду причин, как экономического, так и политического характера, вместо строительства нового корабля в Италии пошли по пути коренной модернизации имеющихся. Работы на “Cavour” и “Cesare” начались в 1933 г. в Триесте и Генуе соответственно. С кораблей сняли всю артиллерию, надстройки и разобрали большую часть корпуса выше броневой палубы. Корпус с целью улучшения обводов удлинили в носовой части на 10 м, придав новому форштевню современную яхтенную форму. За счет ликвидации каземата вспомогательной артиллерии полубак продлили приблизительно на 3/5 длины корпуса. Старую 4-вальную ЭУ демонтировали, заменив на 2-вальную большей мощности (75000 л.с., предусмотрена форсировка до 93000 л.с.). Прогресс в области корабельной энергетики за 20 лет, прошедших с момента вступления кораблей в строй, позволил при большей в три раза мощности ЭУ снизить ее вес на треть. Размещалась ЭУ в “шахматном” порядке – ТЗА левого борта помещался за КО, а ТЗА правого борта – перед КО. Центральную трехорудийную башню между дымовыми трубами ликвидировали, и число орудий ГК сократилось до десяти 320-мм, причем это были старые штатные 305-мм стволы, рассверленные до нового калибра и установленные на новые станки, обеспечивавшие больший угол возвышения – 27°. Вспомогательный калибр после модернизации представляли 120-мм/50 орудия в шести двухорудийных башнях, размещенные на одном уровне в центральной части корпуса. Дополняли вооружение четыре спарки 100-мм/47 пушек, 37-мм автоматы и 13,2-мм пулеметы. Экономия веса, образовавшаяся за счет применения более легкой ЭУ и сокращения числа башен ГК с 5 до 4, пошла на усиление бронирования (дополнительно более 3000 т) – в основном горизонтального, хотя усиливалась и защита барбетов, рубки. Противоторпедная защита Пульезе, состоящая из двух концентрических труб одна в другой (внутренняя “разрушаемая” или “мягкая”), также имела 25-мм бронирование. Работы на обоих кораблях завершились в 1937 г. На момент вступления Италии в войну они оказались единственными полностью боеготовными линкорами. Во второй половине 1940 г. все 13,2-мм пулеметы заменили на 6х2 20-мм/65. В 1942 г. на “Cesare” их число увеличили до 16 (8х2). В ходе восстановительного ремонта в 1943 г. “Cavour” планировалось перевооружить более современной средней артиллерией: 6х2 135-мм/45, 12х1 65-мм/64 и 5х2 и 3х1 20-мм/65.
“Conte di Cavour” потоплен одной авиаторпедой в Таранто 12.11.1940 на мелководье. Поднят 1.7.1941 и отбуксирован в Триест. До сентября 1943 г. ремонт не был закончен (корабль находился в полугодовой готовности). 10.9.1943 затоплен экипажем. Поднят немцами в 1943 – 1944 гг. Потоплен авиацией союзников 15.2.1945.
“Giulio Cesare” в бою у Пунто-Стило 9.7.1940 получил попадание 381-мм снаряда и ремонтировался 2 месяца. В 1948 г. передан СССР. Переименован в “Новороссийск”. Погиб в Севастополе 29.10.1955.
Литература
Венецианская одномачтовая галера (17-18 век)
Этот корабль является типичным для XVII-XVIII веков, приводимых в движение посредством человеческой силы. Она обладала сравнительно низким бортом, плавно переходящим в продолговатый таран в передней части. Длина корабля составляет 41.6 метра, при ширине в 5.2 метра. Водоизмещение достигало 200 тонн, а осадка находилась на уровне 1.5 метров. На борту корабля одновременно находились порядка 225 человек. На палубе имелось от 23 до 25 сидений, называемых банками, с обоих боков. Одна скамья могла предоставить достаточно места для 3 гребцов, что давало итоговое количество на судне – 138. Весла пронизывались через порты, находящиеся во фальшборте в количестве 3 штук на 1 порт. В передней и задней частях находились орудия. При боевых действиях первые выстрелы производились с большого расстояния, для чего задействовались пушки и автопращуры. Галера оборудовалась единственной мачтой, длиной в 27 метров, которая удерживала парус латинского типа и рулевое управление. Чтобы защитить гребцов от палящего солнца во время отдыха, сооружались специальные навесы.
Венецианское грузовое судно (11-13 век)
При взгляде на данный корабль сразу видно – над внешней привлекательностью никто особо не работал. Бока у него достаточно крутые, из-за чего выглядит он неуклюже. Оборудовался 2 мачтами и имел на борту латинские паруса. Ахтеркастль сравнительно крупный и покрывается сверху резкой. В корабле предусматривался люк, находящийся на палубе, а также внушительный вырез, облегчающий загрузку материалов сразу в твиндек – место между ярусами. Для управления использовались 2 весла, в чем наблюдается явное сходство с Древним Римом. В длину достигал 30 метров, при ширине в 8 метров и высоте в 25 метров. Иногда его также называли неф или гат.
Данное судно упоминается в Венецианском купце, написанном Вильямом Шекспиров. Часто использовалось крестоносцами, с целью транспортировки боевых сил и оборудования.
Отрывок, характеризующий HMS Bonaventure
«Как он думает это легко, – подумал Пьер. – Он не знает, как это страшно, как опасно. Слишком рано или слишком поздно… Страшно!» – Как же изволите приказать? Завтра изволите ехать? – спросил Савельич. – Нет; я немножко отложу. Я тогда скажу. Ты меня извини за хлопоты, – сказал Пьер и, глядя на улыбку Савельича, подумал: «Как странно, однако, что он не знает, что теперь нет никакого Петербурга и что прежде всего надо, чтоб решилось то. Впрочем, он, верно, знает, но только притворяется. Поговорить с ним? Как он думает? – подумал Пьер. – Нет, после когда нибудь». За завтраком Пьер сообщил княжне, что он был вчера у княжны Марьи и застал там, – можете себе представить кого? – Натали Ростову. Княжна сделала вид, что она в этом известии не видит ничего более необыкновенного, как в том, что Пьер видел Анну Семеновну. – Вы ее знаете? – спросил Пьер. – Я видела княжну, – отвечала она. – Я слышала, что ее сватали за молодого Ростова. Это было бы очень хорошо для Ростовых; говорят, они совсем разорились. – Нет, Ростову вы знаете? – Слышала тогда только про эту историю. Очень жалко. «Нет, она не понимает или притворяется, – подумал Пьер. – Лучше тоже не говорить ей». Княжна также приготавливала провизию на дорогу Пьеру. «Как они добры все, – думал Пьер, – что они теперь, когда уж наверное им это не может быть более интересно, занимаются всем этим. И все для меня; вот что удивительно». В этот же день к Пьеру приехал полицеймейстер с предложением прислать доверенного в Грановитую палату для приема вещей, раздаваемых нынче владельцам.
Венецианская галера «Буцентвар» (10-18 век)
Корабль всем своим внешним видом показывал принадлежность к аристократическому классу. Именно на нем дож ежегодно проходил по лагуне, во время проведения церемонии обручения Венеции и Адриатики. Данная традиция берет свое начало в 998 году и праздновался вплоть до XVIII века. Новое судно Буцентавр строилось каждый новый век. Оно обладало двумя палубами, а для движения использовалась человеческая сила, управлявшая 42 веслами. Каждое из них в длину было по 10.6 метра, а общее количество гребцов составляло 168 человек, так как на управление одним веслом выделялось четверо. Последний действующий корабль был повержен воинами Наполеона в окончании XVIII века. Масштабная модель находится в Милане, где расположен Морской музей. Корабль достигал 35.2 метров по длине и 7.5 по ширине.
Венецианская каракка (16 век)
Корабль, создававшийся в начале 1500 годов, обладал внушительной длиной в 30 метров, при ширине в 10 метров. Борт возвышался на 6.5 метров, а перевозить можно было порядка 600 тонн груза. Имелось 4 мачты, оборудованные различными типами парусов – фок и грот удерживали прямоугольные, а второй грот и бизань уже скошенные. Предусматривались крупные платформы, оборудованные на мачтах, предназначенные стрелкам и ружьями. Чтобы облегчить маневрирование предусматривалось улучшение такелажной проводки, причем как стоячего и бегучего. На вантах оборудовались выбленки – лестница из прочных канатов. Команда судна состояла из 100 членов.
Как видно, основное отличие данного типа корабля от существовавших в то время в средиземноморье заключалось в увеличенном размере и улучшенном парусном оснащении.
Примечания
Венецианский галеас (16 век)
В северной части Италии, в акватории Адриатического моря, в конце 1200-х годов начала активно развиваться Венецианская торговая республика. Ближе к началу 1500 веков под ее управлением находилась целая армада кораблей, используемых для транспортировки груза и защиты от нападений. Благодаря этому начали появляться галеасы – суда, движимые как парусами, так и человеческой силой. В длину они достигали 57 метров, при ширине в 8. Бортовая высота находилась на уровне 3.2 метра, а осадка составляла ровно 3. Экипаж состоял из 590 человек, включая военных и гребцов. Для защиты могли использоваться до 70 пушек, мелкого и крупного калибра. Существовали варианты с 2 и 3 мачтами, а последний изображен на открытке. Применялись суда данного типа в военных действиях, в частности при Кипрской войне, в сражении у Лепанто. Согласно имеющимся данным, благодаря Венецианским галеасам Священная лига сумела одержать победу над турецким флотом.
Венецианский неф (11-13 век)
Венеция считалась владычицей морей, во всяком случае, в те времена, когда происходили крестовые походы, то есть 1096-1270 года. Она поставляла свои нефы во многие другие регионы. Основной, но не единственной его положительной чертой была возможность одновременно перевозить 1500 воинов. Спустя сотни лет внешний вид и конструкционные особенности корабля несколько изменялись, и в 1500 годах появился вариант, оборудованный с 4 мачтами. По своим размерам Венецианский неф достигал 28.7 метров, при ширине в 8.36 метра. Водоизмещение составляло 600 тонн, а осадка сохранялась на уровне 3 метров. На фок-мачте устанавливался прямоугольный парус. Аналогичное решение было и на грот-мачте. Скошенный тип парусов, латинские, оборудовались на бизань-мачте и втором гроте. Всего парусное оснащение занимало порядка 770 кв.м, причем особенность заключалась в возможности сравнительно просто удерживаться при крутом угле к ветру. Для удержания на месте использовались 7 якорей, что также было необычно в те времена.