Кораллы что это для детей
Конспект ООД в подготовительной группе «Коралл-сказочный морской камень»
Светлана Александровна Александрова
Конспект ООД в подготовительной группе «Коралл-сказочный морской камень»
Необычайно изящное, тонкое, как бы кружевное строение колониальных кораллов, не может не вызвать восхищения даже у неспециалистов.
Кораллы и близкие к ним колониальные организмы широко распространены в морях.
В настоящее время известно свыше 6000 видов кораллов.
Роль кораллов как природообразующих организмов огромна, и польза, приносимая этими создателями кораллового известняка – главного строительного материала на островах и побережье тропической зоны.
Так называемее благородные кораллы – обычно 20-40 см высоты деревца, красиво ветвящиеся, 4-6 см толщины у основания, красного, розового, желтоватого цвета.
Так как кораллы растут на глубинах от 50до 200, то нырять за ними нельзя. Их вылавливают специальными крестообразными волокушами.
Программное содержание.Познакомить с донными обитателями моря: кораллом, морской звездой, морским ежом. Дать представление об их жизни, о том, как образуются кораллы, об их разнообразии и красоте. Учить видеть красоту коралла, уметь ею любоваться. Продолжать формировать навыки обследования камня, в том числе с помощью лупы. Развивать словарный запас, учить использовать эпитеты по отношению к кораллам.
Материал. Глобус, кораллы, лупы (на каждого ребенка); песок, глина, камни, земля; клей, кисть, клеенка. Аудиокассета «Звуки моря» видеокассета «Духи моря».
Ход занятия.
Педагог. Как называется планета, на которой мы с вами живем? Правильно наша планета называется Земля. Она по форме круглая. Что такое глобус? Верно модель нашей планеты. Что вы видите на глобусе?
Дети. Моря, океаны, горы, реки, леса, пустыни…
Педагог. В каком городе мы живем? Покажите его на глобусе. Как изображен наш город на глобусе? Верно точкой. Почему? (ответы) Что входит в состав Земли, по которой мы ходим?
Дети. Глина, песок, камни.
Педагог. Покажите и назовите виды почв, которые вы видите. А как называется почва из глины, песка, камня?
Дети. Глинистая, песчаная, каменистая.
Педагог. Всегда ли вы внимательно смотрите под ноги? И не только для того чтобы не споткнутся и не упасть, а чтобы увидеть, поднять, рассмотреть одно из чудес природы – камень. Камни с давних времен играли в жизни человека огромную роль. Давайте вспомним, для чего человек использует камни?
Дети. Для строительства зданий, мостов, для украшения сооружений.
Педагог. Какие камни используются для строительства?
Дети. Твердые, прочные, такие как гранит, мрамор.
Педагог. Какими камнями украшают здания? Из каких камней изготавливают памятники? (ответы). Какие используют для украшений?
Дети. Жемчуг, янтарь, рубин, бриллиант.
Педагог. А сегодня поговорим еще об одном очень интересном камне, в рождении которого принимают участие живые существа. Но сначала нам надо попасть в Морское царство. Готовы? Тогда закройте глаза, слушайте и представляйте (включает аудиозапись шума моря). Вот мы и оказались на берегу моря. Волны с шумом набегают на берег, быстро отступают обратно а морские просторы, вновь прибегают на берег. Здравствуй, Морское царство!
Кто знает, что это такое? (Это коралл) Полюбуйтесь этим причудливым морским камнем! А теперь подвиньте к себе подносы и рассмотрите свой коралл. Что вы о нем можете сказать? Какого он цвета? Какой формы? Какая у него поверхность?
Дети. Шершавый, твердый, похож на ветку дерева, напоминает куст сирени, молодую елочку и сосенку.
Педагог. Чаще всего кораллы бывают красного или буро- коричневого цвета. Но встречаются и небесно – голубые кораллы, кремово- желтые, фиолетовые… Кораллы по форме могут напоминать блюдца, вазы, цветную капусту, грубы – трутовики и сыроежки (Показывает). Видов кораллов насчитывается около 6 тысяч… Какие слова вы могли бы сказать своему кораллу.
Дети. Великолепный, прекрасный, сказочный, резной, причудливый, узорчатый, игольчатый, сверкающий, блестящий, граненый.
Дети. Много ходов – домиков, в которых жили полипы.
Педагог. У полипов мягкое тело, поэтому они строят прочные, известковые скелеты – домики. Когда одно поколение полипов умирает, эти панцири надстраиваются другими полипами, и так в течении столетий образуются кораловые рифы, которые по сути являются результатом титанической созидательной работы несчетного числа полипов. Лабиринты королловых джунглей для обитающих в них животных то же, сто и леса для зайцев, лис, медведей… Они находят здесь убежище, здесь они выводят потомство, кормятся и защищаются от врагов. Кого только тут не встретишь! Губки, медузы, всевозможные моллюски, морские лилии, ежи, звезды…
А сколько здесь рыб! Среди них много мелких и миролюбивых, но рядом с ними, бок о бок, живут хищники – акулы, мурены, каменные окуни. Некоторые морские существа едят кораллы – это морской еж, морская звезда (Показывает). Подойдите к глобусу. Полипы живут в теплых тропических водах, поэтому и кораллы надо искать там.
Это теплые воды Австралии, Коралловое море, воды Тихого океана
(показывает на глобусе).
А сейчас я вам загадаю загадку.
Причудлив и красив собой
Подводный камень, не земной.
Неторопливо он растет, Годами рифы создает.
Он без садовника возник,
Природы сказочный цветник.
Но кораблям ходить мешает.
Обычно корабли любые
Обходят цветники такие.
Что это за камень?
Правильно, это коралл – один из красивейших морских камней. И в конце нашего путешествия задание – нарисовать эти причудливые и великолепные кораллы. Пройдитесь еще раз полюбуйтесь кораллами и скажите им ласковые добрые слова (дети под музыку – шум моря – ходят и рассматривают кораллы).
Конспект открытого музыкального занятия в подготовительной группе «Путешествие на сказочный остров царя Салтана» «Путешествие на сказочный остров царя Салтана» Конспект открытого музыкального занятия в подготовительной группе Цель: Углубление восприятия.
Конспект НОД в подготовительной к школе группе (образовательная область «Безопасность») «Сказочный цветик» Конспект непосредственно – образовательной деятельности в подготовительной к школе группе (образовательная область «Безопасность») Тема:.
«Сказочный дом». Конспект занятия по конструированию в подготовительной группе Конспект НОД по конструированию (с использованием конструктора) с детьми подготовительной группы дошкольного возраста. Подготовила: воспитатель.
Конспект занятия по экологическому воспитанию в средней группе «Знакомство с морской свинкой» Воспитатель Ильина А. Н Конспект занятия по экологическому воспитанию в средней группе. Тема: «Знакомство с морской свинкой» Цель: познакомить.
Конспект ООД в средней группе «Поездка в сказочный лес» О. О. «Познавательное развитие» О. О. Д. «Математическое развитие» Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие,.
Конспект занятия по конструированию во второй разновозрастной группе «Военный морской парад» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №12 «Искорка» с. Молдовановка Конструирование во второй.
ООД по художественно-эстетическому развитию «Мой любимый сказочный герой» в подготовительной группе Предварительная работа: чтение русских народных сказок, просмотр мультфильмов, рассказывание сказок при помощи мнемотаблицы. Оборудование:.
ООД в средней группе по познавательному развитию детей «Путешествие в сказочный лес» Задачи: 1. Уточнить и закрепить усвоение детьми основных образцов сенсорных эталонов и умение их применять в обследовании предметов, для.
Конспект занятия для подготовительной группы «Сказка о морской звезде, или Мир моих переживаний» Сказка о морской звезде или мир моих переживаний. План конспекта для подготовительной группы Цель: создание условий для эмоционально – чувственной.
Конспект занятия «Коралловый риф»
Брынцева Евгения
Конспект занятия «Коралловый риф»
Коралловый риф
Цель: создать условия для ознакомления детей с обитателями кораллового рифа.
Подготовка: разрезанные карточки, иллюстрация «Жизнь на коралловом рифе», маски обитателей кораллового рифа, жидкая гуашь, трубочки для коктейля, альбомный лист, кисть, медленная мелодия.
План занятия
Чтение стихотворения В. Коржикова «Коралл»
Коралловая мозаика «Обитатели кораллового рифа»
Физминутка «Построим дом»
Творческая работа «Великие строители»
Ход занятия
Звучит медленная мелодия
Иллюстративный ряд «Кораллы»
Чтение стихотворения «Коралл»
На глыбе крутой – ноздреватой
Коротенький, хрупок и мал
Цветёт стерженёк разноцветный,
Коралл
Почти не заметная крошка!
Велик для него океан,
Но он не стоит одиноко:
Упорный, с разных сторон
К нему прижимаются боком
Такие, малютки как он.
Растут малыши и над ними
С годами, огромен и густ
Багровые ветки подымет
Могучий коралловый куст…
Педагог: Ребята на что похожи кораллы? (подводный остров). Как он называется? (Коралловый риф). Основой коралловых островов являются колонии мадрепоровых кораллов. Они состоят из сотен или даже тысячи крошечных, имеющих щупальца животных, их скелеты образуют прочное каменистое строение. Из этих известковых скелетов в течение многих лет создавались коралловые рифы. Коралловый риф для корабля – коварные камни, для туземца – дом (рыбой, которая водится здесь в изобилии, питается он и его семья, на коралловом острове, он строи своё жилище). Для аквалангиста – риф, красочное чудо природы, которое он может наблюдать и фотографировать. Для учёного – кишащие организмы.
Коралловая мозаика
«Обитатели кораллового рифа»
Задачи: Собрать в единое целое две картинки с изображением кораллового рифа и его обитателей, разрезанные на квадратики. Детей необходимо разделить на две команды.
Перед детьми иллюстрация «Жизнь на коралловом рифе». Звучит медленная мелодия.
Задание: педагог читает загадку или описание обитатели рифа, ребёнок должен выбрать обитателя (карточки разложены на столе). Если ребёнок находит картинку, а назвать обитателя рифа не может, то педагог сам его называет.
Легко купальщикам пропасть
И кровожадна и сильна,
На всех наводит страх она. (акула)
Педагог: одной из наиболее опасных рыб считается белая акула, ей приписывают случаи нападения на пловцов, аквалангистов и даже людей в лодке.
Она лежит на дне морском,
Ведь там такая же живёт (звезда)
Педагог: хищная морская звезда тропических Морей питается мелкими видами моллюсков заглатывая их целиком. В отличии от морских ежей, которые являются растительноядными животными, большинство морских звёзд – хищники.
Строит дом себе жилой,
Стены прочные до крыши,
Круг за кругом выше, выше…
Вышла башня, крепость – дом.
Червячку спокойно в нём (многощетинковый червь)
Педагог: Карибский многощетинковый червь относится к группе донных животных, питающихся полипами мадрепоровых кораллов. Правда они наносят не заметный ущерб рифу. Почему многощетинковый червь выбрал коралловый риф, а не другое место обитания.
Они похожи на енота, питают, как полипами кораллов, так и мелкими обитателями их колоний, которых они ловко вытаскивать с помощью вытянутых в длинную трубку сросшихся челюстей. Имеют название насекомого, которое дважды рождаются (рыба-бабочка).
Педагог: коралловые рыбы-бабочки, также как и дневные тропические бабочки и некоторые экзотические птицы, несомненно, относятся к самым пёстрым и ярко-окрашенные животным нашей планеты. Формы и расцветки удивляют даже зоологов. Почему рыба-бабочка выбрала местом обитания коралловый риф?
Эта рыбка имеет цирковое название (рыбка-клоун)
Подумайте и объясните почему рыбка-клоун выбрала местом обитания коралловый риф? Для рыбки-клоуна актиния – прекрасное убежище. Вооружённые стрекательными клетками щупальца актинии охраняют, как саму рыбку, так и её икру, которую она откладывает здесь же, под щупальцами актинии. Актиния же получает от этой дружбы немного, разве что рыбка уронит кусочек пищи.
Среди жителей глубин
Боком ходит он один.
Есть клешни, но нет усов
Угадайте, кто таков? (краб)
Педагог: усоногие рачки (морские жёлуди, креветки, такие же обитатели рифа. Подумайте как используют риф крабы, креветки? (укрытие) Среди активного, подвижного населения кораллового рифа видную роль играют различные ракообразные, достигающие в длину 20 см, а в отдельных случаях до 1,5 метров. Как и другие крупные хищники, они редко бывают многочисленны. Днём лангуст прячется над нависающими колониями кораллов, в различных пещерах и щелях. Светлые желтоватые и красноватые пятна на общем зелёном или голубом фоне делают его мало заметным среди пёстрых коралловых колоний. Питается этот крупный рак различной животной пищей, главным образом моллюсками, которых днем находит прямо в своём укрытии, а по ночам охотится в кустах кораллов или на поверхности рифа.
Эта рыба ядовита, полосатая она
Говорят она колючка,
Берегись её шипа! (рыба-крылатка)
Педагог: Подумайте для чего рыбе-крылатке шипы? Розово-красная, с белыми полосами рыба крылатка защищена множеством ядовитых шипов. Она совсем не пуглива. Если кто-то, захочет потрогать её рукой, то немедленно поплатится.
Это чёрный ёж не прост,
Весь истыкан спицами,
А на спицах тех крючки,
Берегитесь, их пловцы. (Морской ёж из рода диадем)
Педагог: пищей диадем, как и другим ежам, служат морские водоросли, однако атлантические виды это рода, могут поедать и мягкие кораллы. Несмотря на ядовитые иглы, диадемы служат пищей рыбам из семейства губановых и спинорогов. Охотятся рыбы только днём, возможно это связано с большой активностью ночью. У диадем находят убежище небольшие рыбки, ежовые уточки и кривохвостки. И те и другие имеют узкое, вытянутое тело и держатся между иглами ежа вниз головой.
На коралловом рифе Тихого и индийского океанов можно встретить ежа с толстыми иглами. Это гетероцентротус. Прочно присасываясь с помощью множества тонких ножек с присоской на конце к тонкой стенке убежища и упираясь в них толстыми иглами, эти ежи удерживаются на месте даже в сильное волнение.С наступлением темноты ежи выходят из своих пещер и щелей в поисках пищи: Соскабливают водорослевый налёт и заодно поедают мелких животных-обрастателей. Этот ёжик считается редким.
Как приспособился этот необычный ёж к своему месту обитания? Почему ежи выбирают своим местом обитания коралловые рифы?
Это змея не простая а змея? (морская)
Педагог: Известно около 50 видов морских змей, на рифах чаще других встречаются представители плоскохвостов и ластохвостов. Что можно сказать о внешнем виде этих змей? Хвостовые отделы их тела уплотнены и приспособлены для плавания. Большой плоскохвост может достигать 2 м в длину. Окрашен он в жёлтый или жёлто-бурый цвет, у некоторых развит серовато-клетчатый рисунок. Как вы думаете что означает окраска этой змеи? (змея ядовитая) Известны смертельные случаи, связанные с укусом этой змеи. Плоскохвост либо спит на дне спрятав голову между кораллов, либо плавает у дна, тщательно обследуя в поисках пищи все углубления между кораллами, либо всплывает на поверхность чтобы подышать воздухом. Питается мелкими донными животными и рыбой. Плавает плоскохвост медленно примерно с той же скоростью что и аквалангист. Змея полагается в основном на свое осязание. Тонкий раздвоенный на конце язык быстро высовывается и втягивается назад, ощупывая углубления в кораллах и под ними. Заметив под водой человека, змея, видимо, принимает его за какой-то необычный коралл, требующий исследования. Подплывает вплотную, стараясь залезть языком в углубления гидрокостюма и ощупать поверхность снаряжения и кожи. Если ей не мешать, то вскоре она убеждается в отсутствие пищи и теряет интерес к человеку. Почему эта змея выбрала местом обитания риф?
Далее детям выдают карточки, с небольшой информацией других обитателей кораллового рифа.
Есть лилия простая а есть лилия… (морская)
Морские лилии встречаются в тех местах, где ослаблено действие прибоя. Морские лилии расправляют свои гибкие руки навстречу течению, извлекая из воды мелкие планктоновые организмы, конкурируя с рифообразующими кораллами.
Информация для педагога
В утолщенном крае мантии двухстворчатых моллюсков живёт огромное количество одноклеточных водорослей – зооксантелл (их называют зооксантеллами, так как эти водоросли могут существовать только с симбиотической связью с животными)
Тридакна по способу питания – фильтратор, она питается и собственными зооксантеллами, которых разводит в освещённых солнцем тканях края мантии. Тридакна съедобные, поэтому есть желающие поднять их на поверхность. Хочется отметить трёх моллюсков, которые обитают в прибойной зоне – трахус, морекс и турбо. Они прочно укрепляются на субстрате всей поверхностью подошвы ноги. Селятся эти моллюски преимущественно в углублении на поверхности рифа, что позволяет им противостоять ударам волн. Все турбо и трохусы питаются растительной пищей, преимущественно водорослевым налётом, которые они соскабливают с поверхности субстрата. Эти моллюски освобождают от водорослей участки рифа, на которых вновь появляются другие формы кораллов. Моллюски из семейства конусов, питаются исключительно животной пищей. Поедают конусов моллюсков других видов, многощетинковых червей, а некоторые питаются рыбой.
Брюхоногий моллюск овула питается мягким кораллом.
Звезда терновый венец активно уничтожает кораллы.
Рыбы-ангелы держатся поодиночке. Пёстрая расчленяющая расцветка искажает контуры их тела и служит хорошей маскировкой и предупреждением особям своего вида о том, что участок занят. Своих сородичей рыба-ангел изгоняет за пределы освоенного ею пространства рифа, но к представителям других видов относится вполне терпимо.
Педагог: Как рыба-попугай использует риф?
Мурена прячется в пещерах, независимо от их размеров, и даже просто в углублениях на рифе.Окраска мурен разнообразная: от тёмной с пятнами да одноцветной. В песчаных лагунах встречаются почти белые мурены, которые за неимением другого укрытия укрываются в песок.
Губки сплошь покрывают стены рифовых пещер. Тела губок пронизаны многочисленными камерами и соединяющими их каналами, через которые прокачивается вода содержащая частички пищи.
Рыбы-хирурги относятся к растительноядным, на хвостовом стебле у них у основания хвостового плавника имеются маленькие подвижные острые колючки, которыми они пользуются в целях самозащиты.
Морская звезда гладкая линкия встречается на рифах Тихого и Индийского океанов. Привлекает внимание ярко-синей окраской. Один или несколько лучей линкии почти всегда короче остальных. Эта особенность связана с необычным способом размножения. Периодически линкия теряет луч. На отделившимся луче вскоре появляются зачатки 4 других, и в конце концов, из него развивается целое пятилучевое животное. Атлантический вид этого рода обитает на коралловых рифов у тропического побережья Америки.
Встречаются на рифах и сверлящие ежи эхинометры. Они питаются обрывками водорослей, не покидая своих убежищ. С помощью крепких, острых на концах, игл они высверливают овальную пещеру, которую не покидают в течение всей жизни.
Обратите внимание на окраску коралловых полипов и животных, которые обитают в рифе? Что вы можете об этом сказать? Коралловые полипы и все обитатели имеет разноцветную защитную окраску. Имея такую «одежду» легко слиться с коралловым лесом. Некоторые коралловые рыбы имеют расчленяющую расцветки. Чередование широких чёрных полос со светлыми, или наличие крупных пятен неправильной формы до неузнаваемости искажают контуры их тела. Хищник видит перед собой лишь яркие пятна, которые ничем не напоминают жертву и поэтому не вызывают у него реакцию нападения.
Физминутка «Построим дом»
Физминутка проводится в форме соревнования 2 команд.
Задание: построить дом из кубиков.
Задача: определить быструю, сплочённую команду, имеющую создавать прочную, красивую постройку.
Педагог: строить мы умеем, а сможем ли мы создать свой необычный коралл?
Творческая работа «Великие строители»
Ход работы: работа выполняется в технике «кляксография» при помощи широких трубочек (шариковые, гелиевые ручки без стержня) и красной, зелёной, розовой (смешивается белая и красная, белой гуаши. Сине-зелёный или голубой фон готовиться заранее.Последовательность работы:
1. Готовится гуашь нужного цвета.
3. Ребенок набирает в рот воздух и направляет трубку в кляксу затем раздувает кляксу, формируя свой необычный коралл.
По завершению работы проводится выставка детских поделок.
Конспект занятия психолога Приветствие Педагог обращается к детям: «Здравствуйте, я рада вас видеть! А вы рады видеть друг друга? Скажите об этом». Дети по кругу приветствуют.
Конспект занятия «Поварята» Фотоотчет «Поварята»Задачи: Обучающая: расширять представление детей о профессия; Познакомить с профессией повара, со спецификой его труда.
Конспект комплексного занятия «Ежи» Интегрированное занятие Ежи Конспект НОД «Ежи» Интеграция образовательных областей:»Коммуникация», «Познание» (конструктивная деятельность,.
Конспект развивающего занятия с использованием игр В. В. Воскобовича «Занятия в школе Волшебства продолжаются» в старшей группе Конспект развивающего занятия в старшей группе с использованием игр В. В. Воскобовича «Занятия в школе Волшебства продолжаются».Лариса Гацко.
Конспект занятия «Добро и Зло» Конспект занятия по познавательному развитию в средней группе по теме: «Добро и Зло». 20 апреля 2016 года Цель: Раскрыть сущность полярных.
Конспект занятия «Сад-огород» Цель: Закрепить знания детей об овощах и фруктах. Задачи: Обогащать и совершенствовать представления детей об овощах и фруктах; закреплять.
Конспект занятия по ПДД для воспитанников с ОВЗ Цель: Формирование знаний, умений и практических навыков безопасного поведения на дороге и улице. Задачи: • Обобщить знания детей о Правилах.