Кордебалет это в балете что такое
Кордебалет
Кордебалет (фр. corps de ballet ) — ансамбль танцовщиков и танцовщиц, исполняющих в балете, опере, оперетте, мюзикле массовые танцевальные номера.
По своей функции кордебалет подобен хору в опере. Солирующий артист, который ведёт танец, называется корифей, вокруг него и группируется кордебалет. Искусство кордебалета требует предельной групповой слаженности и точности движений.
В балете существует понятие «глухой кордебалет»: в переносном смысле это означает «отодвинуть исполнителя на второй план, на второстепенные роли».
См. также
Ссылки
Полезное
Смотреть что такое «Кордебалет» в других словарях:
кордебалет — кордебалет … Орфографический словарь-справочник
кордебалет — а, м. corps de ballet. Артисты балета, исполняющие массовые и групповые танцы (в отличие от солистов). МАС 2. На следующий день все первые сюжеты, в том числе и госпожа Колосов, стали в corps de ballet; но от непривычки очутились так не на своем… … Исторический словарь галлицизмов русского языка
КОРДЕБАЛЕТ — (фр. corps de ballet). Танцовщицы в театре, не исполняющие самостоятельных, отдельных ролей, но танцующие в балете группами. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. КОРДЕБАЛЕТ общее название танцовщиков и… … Словарь иностранных слов русского языка
кордебалет — кордебалет. Произносится [кордэбалет] и допустимо [кордебалет] … Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке
КОРДЕБАЛЕТ — (французское corps de ballet, от corps личный состав и балет), ансамбль танцовщиц и танцовщиков, исполняющих в балете, опере, оперетте и другие массовые танцы … Современная энциклопедия
КОРДЕБАЛЕТ — (франц. corps de ballet) ансамбль танцовщиц и танцовщиков, исполняющих в балете, опере, оперетте и др. массовые танцы, народные сцены … Большой Энциклопедический словарь
КОРДЕБАЛЕТ — [дэ], кордебалета, муж. (франц. corps de ballet) (театр.). Состав балетных артистов, исполняющий групповые танцы. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова
КОРДЕБАЛЕТ — [дэ ], а, муж. Артисты балета, исполняющие групповые танцы, выступающие в массовых сценах. | прил. кордебалетный, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
Кордебалет — (французское corps de ballet, от corps личный состав и балет), ансамбль танцовщиц и танцовщиков, исполняющих в балете, опере, оперетте и другие массовые танцы. … Иллюстрированный энциклопедический словарь
кордебалет — а; м. [франц. corps de ballet] Артисты балета, исполняющие массовые и групповые танцы (в отличие от солистов балета). ◁ Кордебалетный, ая, ое. К ая танцовщица. * * * кордебалет (франц. corps de ballet), ансамбль танцовщиц и танцовщиков,… … Энциклопедический словарь
Кордебалет
В балетах 19 в. преимущественное значение имел женский К. В сов. балете широкая разработка нар. массовых сцен способствовала переосмыслению и усилению роли К. («Пламя Парижа», пост. В. И. Вайнонена, 1932, и др.). В балетах Р. В. Захарова, Л. М. Лавровского, Б. А. Фенстера К. использовался для изображения реальной народной массы, образ к-рой обладал нац. конкретностью (поляки и татары в «Бахчисарайском фонтане», рыцари и итальянский народ в «Ромео и Джульетте» и т. д.). Особое значение К. приобретает в работах балетм. Григоровича «Каменный цветок» (1957), «Легенда о любви» (1961), «Спартак» (1968), «Ангара» Эшпая (1976), где танцы К. зачастую несут нагрузку, равную партиям осн. героев. В спектаклях Григоровича огромная роль принадлежит мужскому танцу, в связи с чем возросло образное значение мужского К., к-рый по своему значению стал не только равен женскому, но нередко превосходит его. Если в балетах-драмах К. обычно изображает реальную толпу народа, а в балетах-симфониях он имеет композиционно-лирическое значение, то в спектаклях Григоровича оба эти значения совмещаются. Так, в «Спартаке» массы гладиаторов, рабов, патрициев не только являются реальными действующими лицами, но и образуют хореографич. композиции, усиливающие образную выразительность танцев солистов (Спартака и Фригии, Красса и Эгины). В «Ангаре» К. используется для изображения не только сов. молодёжи, но и волн реки Ангары, к-рые, в свою очередь, приобретают лирико-символическое значение в сцене воспоминаний (дуэт главных героев с К.). В сложных массовых сценах с участием солистов, ансамбля и К. обычно наиболее наглядно реализуются закономерности симфонического танца, аналогичного полифонич. структуре и тематич. разработке в музыке.
Лит.: Карп П., О балете, М., 1967; Слонимский Ю., В честь танца, М., 1968; Ванслов В. В., Балеты Григоровича и проблемы хореографии, 2 изд., М., 1971; Захаров Р., Записки балетмейстера, М., 1976.
Полезное
Смотреть что такое «Кордебалет» в других словарях:
кордебалет — кордебалет … Орфографический словарь-справочник
кордебалет — а, м. corps de ballet. Артисты балета, исполняющие массовые и групповые танцы (в отличие от солистов). МАС 2. На следующий день все первые сюжеты, в том числе и госпожа Колосов, стали в corps de ballet; но от непривычки очутились так не на своем… … Исторический словарь галлицизмов русского языка
КОРДЕБАЛЕТ — (фр. corps de ballet). Танцовщицы в театре, не исполняющие самостоятельных, отдельных ролей, но танцующие в балете группами. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. КОРДЕБАЛЕТ общее название танцовщиков и… … Словарь иностранных слов русского языка
кордебалет — кордебалет. Произносится [кордэбалет] и допустимо [кордебалет] … Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке
КОРДЕБАЛЕТ — (французское corps de ballet, от corps личный состав и балет), ансамбль танцовщиц и танцовщиков, исполняющих в балете, опере, оперетте и другие массовые танцы … Современная энциклопедия
КОРДЕБАЛЕТ — (франц. corps de ballet) ансамбль танцовщиц и танцовщиков, исполняющих в балете, опере, оперетте и др. массовые танцы, народные сцены … Большой Энциклопедический словарь
КОРДЕБАЛЕТ — [дэ], кордебалета, муж. (франц. corps de ballet) (театр.). Состав балетных артистов, исполняющий групповые танцы. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова
КОРДЕБАЛЕТ — [дэ ], а, муж. Артисты балета, исполняющие групповые танцы, выступающие в массовых сценах. | прил. кордебалетный, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
Кордебалет — (французское corps de ballet, от corps личный состав и балет), ансамбль танцовщиц и танцовщиков, исполняющих в балете, опере, оперетте и другие массовые танцы. … Иллюстрированный энциклопедический словарь
Кордебалет — У этого термина существуют и другие значения, см. Кордебалет (значения). На заднем плане кордебалет Кордебалет (фр. corps de ballet) ансамбль танцовщиков и танцовщиц, исполняющих в балете … Википедия
кордебалет — а; м. [франц. corps de ballet] Артисты балета, исполняющие массовые и групповые танцы (в отличие от солистов балета). ◁ Кордебалетный, ая, ое. К ая танцовщица. * * * кордебалет (франц. corps de ballet), ансамбль танцовщиц и танцовщиков,… … Энциклопедический словарь
LiveInternetLiveInternet
—Рубрики
—Музыка
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Статистика
Я не прима. Кордебалет в балете
Кордебале́т — артисты балета, исполняющие массовые танцевальные номера; ансамбль из танцовщиков и танцовщиц, в балете, а также опере, оперетте и мюзикле. По своей функции кордебалет подобен хору в опере. Солирующий артист, который ведёт танец, называется корифей, вокруг него и группируется кордебалет. Искусство кордебалета требует предельной групповой слаженности и точности движений. Танец кордебалета аккомпанирует танцу балерины, премьера, и других солистов, обрамляет его.
В классическом балете традиционно большую роль играет женский кордебалет. Разнообразные массовые танцы с множеством живописных позировок играли большое значение в постановках Артура Сен-Леона — так что хореографа даже критиковали за их избыточность. «Выход теней» из «Баядерки» и «Картина нереид» из «Спящей красавицы» Мариуса Петипа, «Картина лебедей» из «Лебединого озера» в постановке Льва Иванова.
В этой сцене из балета «Лебединое озеро» кордебалет, образуя фигуру в форме лебединого клина, направленного в сторону рампы, обращает внимание зрителя к балерине, которая находится в центре. Артистки кордебалета на заднем плане образуют своего рода фон.
Из сохранившегося наследия XIX века шедеврами хореографии считаются «Молитва виллис» из II акта балета «Жизель» (хореография Жана Коралли в редакции Мариуса Петипа),
«Выход теней» из «Баядерки» и «Картина нереид» из «Спящей красавицы» Мариуса Петипа,
Совсем другую роль кордебалету отводили в своих спектаклях Александр Горский («Дон Кихот», 1900) и Михаил Фокин («Шехеразада», 1910,«Петрушка» 1911) — хореографы-новаторы начала XX века, они добивались от артистов кордебалета живой актёрской реакции, сценического общения, импровизационного отношения к происходящему на сцене — как это требовалось в драматическом театре согласно «школе переживания» Станиславского.
В неоклассической хореографии, в первую очередь у Джорджа Баланчина, кордебалет занимает особую роль: здесь ансамбль — полноправный участник спектакля, и каждая танцовщица должна демонстрировать те же качества, что и балерина.
Мужской кордебалет получил большое значение у таких хореографов, как Морис Бежар («Весна священная», «Болеро», «Девятая симфония», и Джон Ноймайер (Симфонии Густава Малера). У современных хореографов, таких как Иржи Килиан и Начо Дуато границы между солистами и кордебалетом стираются — нередко в их постановках все танцовщики выполняют равноценную творческую задачу.
Фильм «Я не прима»
Фильм о женском кордебалете
«Тени» из балета «Баядерка»
«Жизель».Сцена сумасшествия.
Рубрики: | Балет Музыкальный словарь |
Метки: кордебалет
Процитировано 5 раз
Понравилось: 14 пользователям
Значение слова «кордебалет»
[Франц. corps de ballet]
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
По своей функции кордебалет подобен хору в опере. Солирующий артист, который ведёт танец, называется корифей, вокруг него и группируется кордебалет. Искусство кордебалета требует предельной групповой слаженности и точности движений. Танец кордебалета аккомпанирует танцу балерины, премьера, и других солистов, обрамляет его.
В классическом балете традиционно большую роль играет женский кордебалет. Разнообразные массовые танцы с множеством живописных позировок играли большое значение в постановках Артура Сен-Леона — так что хореографа даже критиковали за их избыточность. Из сохранившегося наследия XIX века шедеврами хореографии считаются «Молитва виллис» из II акта балета «Жизель» (хореография Жана Коралли в редакции Мариуса Петипа), «Выход теней» из «Баядерки» и «Картина нереид» из «Спящей красавицы» Мариуса Петипа, «Картина лебедей» из «Лебединого озера» в постановке Льва Иванова.
Совсем другую роль кордебалету отводили в своих спектаклях Александр Горский («Дон Кихот», 1900) и Михаил Фокин («Шехеразада», 1910,«Петрушка» 1911) — хореографы-новаторы начала XX века, они добивались от артистов кордебалета живой актёрской реакции, сценического общения, импровизационного отношения к происходящему на сцене — как это требовалось в драматическом театре согласно «школе переживания» Станиславского.
В XX веке в «Русских балетах» Дягилева Бронислава Нижинская («Свадебка», 1923) и Джордж Баланчин («Блудный сын», 1929) экспериментировали с геометрическими, визуально выразительными построениями кордебалета.
В неоклассической хореографии, в первую очередь у Джорджа Баланчина, кордебалет занимает особую роль: здесь ансамбль — полноправный участник спектакля, и каждая танцовщица должна демонстрировать те же качества, что и балерина.
Мужской кордебалет получил большое значение у таких хореографов, как Морис Бежар («Весна священная», 1959, «Болеро», 1961, «Девятая симфония», 1964) и Джон Ноймайер (Симфонии Густава Малера, 1975—1994). У современных хореографов, таких как Иржи Килиан и Начо Дуато границы между солистами и кордебалетом стираются — нередко в их постановках все танцовщики выполняют равноценную творческую задачу.
В балете существует понятие «глухой кордебалет»: в переносном смысле это означает «отодвинуть исполнителя на второй план, на второстепенные роли».
КОРДЕБАЛЕ’Т [дэ], а, м. [фр. corps de ballet] (театр.). Состав балетных артистов, исполняющий групповые танцы.
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
кордебале́т
1. ансамбль танцовщиков и танцовщиц, исполняющих в балете, опере, оперетте, мюзикле массовые танцевальные номера ◆ Таня подарила Полуэктовой пару своих изделий, та очень удачно продемонстрировала их в Мариинском театре, где танцевала до пенсии, и весь кордебалет, повинуясь коллективному инстинкту, встал в очередь к Тане за её украшениями. Людмила Улицкая, «Путешествие в седьмую сторону света», 2000 г. // «Новый Мир» (цитата из НКРЯ)
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: открутиться — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Балетное закулисье: о дедовщине на пуантах, молодых пенсионерах и других тайнах кордебалета
Каково это: всю жизнь стоять в кордебалете, быть десятой спицей в балетной колеснице, выясняла корреспондент агентства «Минск-Новости».
Для понимания общей картины: кордебалет — самая многочисленная часть балетной труппы Большого театра Беларуси. Это добрая сотня балерин и танцовщиков, которые участвуют в массовых сценах. Не ищите их имен в театральных программках.
Тем не менее кордебалет — очень важные и нужные люди в конструкции хореографической постановки. В последнее время многие современные хореографы стирают границы между солистами и рядовыми, это можно увидеть и в белорусском Большом, в частности в балете «Шесть танцев».
Французское corps переводится как «тело». Кордебалет, сorps de ballet, дословно — «танцующие тела». Своим кордебалетом Большой театр Беларуси может гордиться: «тела» танцуют с полной отдачей, умеют передавать оттенки и интонировать темы главных героев. Артистам кордебалета принято давать небольшие сольные партии. Об этом рассказала народная артистка Беларуси Татьяна Ершова, которая начала заниматься педагогикой, еще будучи ведущей солисткой балета. Ее стаж педагога-репетитора насчитывает почти три десятка лет.
…Мы встретились перед спектаклем, дождались, пока Татьяна Михайловна провела последнюю репетицию. В этот вечер давали романтический балет Цезаря Пуни «Эсмеральда». Спектакль-долгожитель поставлен 19 лет назад народным артистом СССР Никитой Долгушиным. Именно кордебалет должен воссоздать здесь атмосферу Парижа конца XV века с его колоритными бродягами и ворами, цыганками-плясуньями на площадях…
— У нас большая труппа в основном за счет кордебалета, потому что спектакли идут одновременно и на выезде, и на базе, — говорит Татьяна Ершова в перерыве между репетициями. — Труппа формируется из выпускников столичной хореографической гимназии-колледжа. Абсолютно все проходят через кордебалет, и это грамотная традиция. Редчайший случай, когда из училища — и сразу в солисты. Развитие идет постепенно: хорошо танцуешь в кордебалете — попадешь в четверку в «Лебедином озере», дадут вариацию, а там, глядишь, уже и сольная партия… Но так бывает не всегда. Многие балерины всю свою творческую жизнь работают только в кордебалете. Не знаю, как теперь, а раньше в Кировском театре даже присваивали звание «заслуженный артист кордебалета». У нас — увы. Я очень хорошо отношусь к артистам кордебалета, есть в их рядах просто выдающиеся личности, незаменимые люди. Навскидку назову только одно имя — Мария Филимонова, она сейчас у нас работает костюмером… У кордебалета бывают свои минуты славы и звездные часы. Например, когда балерины в третьем действии «Баядерки» выходят в образах теней. Минимум приемов, движений и максимум выразительности. Я когда вижу танец теней, прихожу в такое волнение… Да, не всех из кордебалета переводят в солисты. Потому что природа-матушка так распорядилась: одному дала божий дар, а другому нет, у кого-то пропорции тела идеальные, есть сила, здоровье, а у кого-то с этим похуже. Даже толщина связок и подъем стопы у всех разные. Но разве из-за этого нужно расстраиваться?! Или уходить из профессии, которую любишь?! Профессия сама делает отбор. Профессия прекрасная и жесткая.
Рабочий день артиста кордебалета начинается в 10 утра с разминки, разогрева мышц. Затем идут уроки, прогоны. Конечно, предусмотрены перерывы на отдых. Но после обеда снова работа, а вечером — спектакль, который заканчивается ближе к 10 вечера. И так изо дня в день. Из года в год. Выходной день — понедельник.
Эта профессия требует многого, но и многое дает. Большой минус: она очень короткая. На пенсию здесь выходят, набрав 20 лет стажа, а это значит — в 38 лет. Молодые пенсионеры! Поговорив с артистами, мы узнали, что о своем будущем многие задумываются именно теперь. Люди организованные, они работают в театре и одновременно получают второе образование, причем нередко далекое от творчества. Так что бывшую балерину можно встретить где угодно: и в бухгалтерии, и в торговом центре…