Корень что это такое в русском языке 3 класс

Что такое корень слова?

Корень сло­ва — это его глав­ная зна­чи­мая часть, в кото­рой заклю­че­но общее зна­че­ние всех одно­ко­рен­ных слов.

Корень что это такое в русском языке 3 класс. Смотреть фото Корень что это такое в русском языке 3 класс. Смотреть картинку Корень что это такое в русском языке 3 класс. Картинка про Корень что это такое в русском языке 3 класс. Фото Корень что это такое в русском языке 3 класс

Корень — главная морфема

Как глав­ная мор­фе­ма, корень объ­еди­ня­ет сло­ва по общ­но­сти их зна­че­ния, например:

вод ный — под вод ный — вод яной — вод ник — под вод ник — вод яни­стый.

Все эти сло­ва обо­зна­ча­ют пред­ме­ты или при­зна­ки, име­ю­щие отно­ше­ния к вод­ной сти­хии, так как в их мор­фем­ном соста­ве про­сле­жи­ва­ет­ся один и тот же корень вод-.

В сло­ве может быть один или два корня

вод ный — вод о лаз — вод ос брос — вод о хран или­ще.

Следует раз­ли­чать сло­ва с сов­па­да­ю­щи­ми по зву­ча­нию и напи­са­нию кор­ня­ми, но раз­ны­ми по значению:

В мор­фем­ном соста­ве этих слов вычле­ним корень гор-, но это не один и тот же корень, а раз­ные мор­фе­мы, не сов­па­да­ю­щие по сво­е­му лек­си­че­ско­му значению.

Корень в составе различных слов

Слов, состо­я­щих из одно­го кор­ня и окон­ча­ния, в рус­ском язы­ке насчи­ты­ва­ет­ся немно­го, например:

вод а, сел о, пол е, земл я, неб о, юн ый, бел ый, зелён ый, перв ый, пят ый, вед у, нес у, ид у.

Корни этих слов спо­соб­ны высту­пать без при­ста­вок и сло­во­об­ра­зо­ва­тель­ных суф­фик­сов, поэто­му их назы­ва­ют свободными.

Большинство слов рус­ско­го язы­ка состо­ят из соче­та­ния раз­ных морфем:

1. кор­ня, суф­фик­са, окончания

3. при­став­ки, кор­ня, суф­фик­са, окончания

4. при­став­ки, кор­ня, суф­фик­са, суффикса

Некоторые кор­ни в сво­бод­ном виде не встре­ча­ют­ся. Они явля­ют­ся свя­зан­ны­ми с при­став­ка­ми, суф­фик­са­ми или с дру­ги­ми корнями:

Корень что это такое в русском языке 3 класс. Смотреть фото Корень что это такое в русском языке 3 класс. Смотреть картинку Корень что это такое в русском языке 3 класс. Картинка про Корень что это такое в русском языке 3 класс. Фото Корень что это такое в русском языке 3 класс

Как определить корень в слове?

Корень что это такое в русском языке 3 класс. Смотреть фото Корень что это такое в русском языке 3 класс. Смотреть картинку Корень что это такое в русском языке 3 класс. Картинка про Корень что это такое в русском языке 3 класс. Фото Корень что это такое в русском языке 3 класс

Чтобы опре­де­лить корень в сло­ве, под­би­ра­ем род­ствен­ные сло­ва и вычле­ня­ем в них общую зна­чи­мую часть, в кото­рой содер­жит­ся их основ­ное лек­си­че­ское зна­че­ние, например:

лес — лес ной — лес ник- лес ничий — лес ниче­ство;

Общей частью это­го ряда одно­ко­рен­ных слов явля­ет­ся часть лес-, кото­рую назо­вем корнем.

Трав а — трав ка, трав инка, трав ушка, трав яной, за трав енеть.

Главной мор­фе­мой это­го ряда род­ствен­ных слов явля­ет­ся часть трав-, кото­рую выде­лим в каче­стве корня.

Видео «Корень слова. Однокоренные слова. Написание корня в однокоренных словах»

Источник

Русский язык. 3 класс

Конспект урока

Русский язык. 3 класс

Раздел. Состав слова. Корень слова.

Тема. Что такое корень слова? Как найти в слове корень?

Перечень вопросов, рассматриваемых в теме

Знать, что такое корень слова, находить корень в слове, приводить примеры слов с одним корнем (однокоренных слов).

Тезаурус по теме (перечень терминов и понятий, введенных на данном уроке)

Однокоренные слова, родственные слова, корень слова.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Рассмотрим рисунок? Что он обозначает? Какую информацию даёт?

Корень что это такое в русском языке 3 класс. Смотреть фото Корень что это такое в русском языке 3 класс. Смотреть картинку Корень что это такое в русском языке 3 класс. Картинка про Корень что это такое в русском языке 3 класс. Фото Корень что это такое в русском языке 3 класс

Как видно, на рисунке представлена схема однокоренных слов. Корень всех этих слов –цвет-. От корня –цвет- образовались однокоренные слова: цветок, цветник, цветной, цветение, расцветать, зацветают, цветочный.

Вспомним! Однокоренные слова- это слова, которые имеют одинаковый корень с одним и тем же значением.

Корень слова – это главная значимая часть слова. В корне заключено общее лексическое значение всех однокоренных слов.

Рассмотрим еще одно дерево из слов.

Корень что это такое в русском языке 3 класс. Смотреть фото Корень что это такое в русском языке 3 класс. Смотреть картинку Корень что это такое в русском языке 3 класс. Картинка про Корень что это такое в русском языке 3 класс. Фото Корень что это такое в русском языке 3 класс

Сердцевиной слова, его смысловым центром, является корень –вод-. От него растут слова, как ветви на дереве. От корня – вод- образовались разные слова: подводник, водичка, водяной, водоём, водовоз, водопад, водный.

На этом дереве могли вырасти и другие ветки – глагольные:

А сколько сложных слов (слов, состоящих из двух разных корней) можно образовать от корня – вод-:

Много слов! А подумать…. – и сразу вспоминаются ещё слов с этим корнем!

Такое же сравнение можно найти и в стихотворении белорусского поэта Максима Танка:

Слова, как деревья, ветвисты.

Возьми хоть бы слово любовь.

Войди в этот мир многолистный

И в музыку вслушайся вновь,

Любовь моя, Любонька, Люба.

Любляна, Любань, Люблино.

В науке такие деревья называют словообразовательные гнёзда. Есть специальный словарь для школьников, где представлены словообразовательные гнёзда многих русских слов. Называется он «Школьный словообразовательный словарь». Составил его известный учёный А.Н. Тихонов.

Приведем пример таких слов из словаря:

без-биле’т-н(ый) → безбиле’тн-ик → безбиле’тн-иц-а

о-биле’т-и-ть → обиле’ч-ива-ть (черед. т – ч)

Как найти корень в слове?

Чтобы найти корень в слове, надо подобрать однокоренные слова и выделить в них общую часть: берёза – березняк, берёзовый, подберёзовик. Корень в однокоренных словах обычно пишется одинаково.

Послушайте стихотворение Велимира Хлебникова «Заклятие смехом».

О, рассмейтесь, смехачи!
О, засмейтесь, смехачи!
Что смеются смехами, что смеянствуют смеяльно,
О, засмейтесь усмеяльно!
О, рассмешищ надсмеяльных — смех усмейных смехачей!
О, иссмейся рассмеяльно, смех надсмейных смеячей!
Смейево, смейево,
Усмей, осмей, смешики, смешики,
Смеюнчики, смеюнчики.
О, рассмейтесь, смехачи!
О, засмейтесь, смехачи!

Родственными (однокренными0 словами в этом стихотворении будут слова: рассмейтесь, смехачи, засмейтесь, смеются, смехами, смеянствуют, смеяльно, усмеяльно, рассмешищ, надсмеяльных, усмейных, смейево, усмей, осмей, смешики, смеюнчики. Почему они являются родственными (однокоренными)? Потому что все они относятся к слову «смех».

Корнем этих слов будет являться –смех-.

Обратим внимание, что в этом стихотворении автор придумал много слов, которых нет на самом деле, но мы понимаем, о чём идет речь, потому что в них есть корень, а в корне и заключается смысл.

При образовании и изменении слов может происходить замена звуков или их чередование. Чаще всего чередование встречается в корнях слов:

[г//з’//ж] – подруга, друзья, дружеский

[з//з’//ж] – воз, возить, вожу

[г//ж] – дорога, дорожный

[к//ч’] – яблоко, яблочко

[ц//ч’] – отец, отеческий

Прочитайте. Укажите, какие слова являются родственными (однокоренными).

Осиновый лес. Иду сквозь густой осинник. Хороши молодые осинки. Под деревьями вижу подосиновики.

Осиновый, осинник, осинки, подосиновик.

Прочитайте. Распределите слова на три группы.

Чистота, сказывать, масло, сказка, масляный, чистить, маслить, сказочный, чистый, чистенький, маслице.

Прочитайте. Укажите однокоренное слово к слову «горе»

Источник

Конспект урока «Корень слова» (3 класс. Школа России. ФГОС)

Предмет: русский язык

Тема: «Корень слова. Однокоренные слова»

Продолжительность урока: 45 минут

Тип урока: урок открытия нового знания.

Цель урока: уточнение представления о признаках родственных слов, формирование умения выделять корень в словах.

Задачи: научить находить корень в слове и графически обозначать, формировать умение подбирать и образовывать однокоренные слова, обогащать словарный запас детей посредством изучения нового материала, формировать умения сотрудничать друг с другом.
Планируемые результаты:

— знать понятие корень слова;

— уметь находить корень слова и графически обозначать;

— уметь подбирать и образовывать однокоренные слова.

— умение применять свои знания при выполнении заданий.

— самостоятельно формулировать тему урока;

— принимать и сохранять учебную задачу;

— планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.

— умение согласовывать позиции и находить общее решение, сотрудничать друг с другом.

— определять правила поведения при совместной работе.

Оборудование: учебник “Русский язык. 3 класс” В.П.Канакина, В.Г.Горецкий; мультимедийный проектор; доска, экран; карточки с заданиями; тетради; бумага А5 – 4 листа, карточки, фломастеры .

Этап 1. Мотивационный момент (1 мин)

Значит, день был по-доброму начат,

Значит, день был по-доброму прожит.

Он умножит счастливые дни.

Ребята, закройте глаза. Представьте себе улыбку. Улыбнитесь. Раз на лице улыбка – значит, есть настроение, если есть настроение, значит, есть вера в себя, а если есть вера в себя, значит будет результат! Вы согласны со мной? Надеюсь, что мы с вами сегодня очень дружно и активно поработаем!

Этап 2. Актуализация знаний (3 мин)

Учитель: А для того, чтобы у нас всё получилось, нужно быть внимательными.

Давайте поработаем в парах и определим тему нашего урока. Возьмите карточки и выполните задание.

Прочитайте группы слов.

В какой группе (1, 2 или 3) находятся однокоренные слова?

Обведите нужную цифру.

1 группа – ягода, ягодка, ягодный;

2 группа – город, города, городом;

3 группа – товарищ, друг, приятель.

— Назовите группу родственных слов. (1-я)

— Как называется общая часть родственных слов? (Корень)

Этап 3. Постановка темы урока. (2 мин)

— Как вы думаете, о чем пойдет речь на нашем уроке?

(Об однокоренных словах, о корне слова)

— Правильно, ребята. На уроке мы будем работать над темой «Корень слова. Однокоренные слова».

А что вы уже знаете об однокоренных словах?

(Однокоренные слова – это слова, которые имеют одинаковый корень с одним и тем же значением.

Корень в однокоренных словах обычно пишется одинаково).

— А теперь давайте продолжим работу по карточке.

— Что вы можете сказать о второй группе слов? Почему эти слова не являются однокоренными? ( Формы одного и того же слова).

— Что вы можете сказать о третьей группе слов? Это родственные слова? (Нет. Только близкие по значению)

Этап 4. Открытие нового знания. (6 мин)

Учитель: Откройте тетради. Перед тем как писать вспомним стихотворение.

Я тетрадь свою открою и наклонно положу.
Я, друзья, от вас не скрою
Ручку я вот так держу (показываем).
Сяду ровно, не согнусь
За работу я возьмусь.
(Выполняют задание)

Учитель: Запишите дату.

Учитель: Давайте оценим своё настроение в начале нашего урока с помощью букв русского алфавита.

Если у вас грустное настроение, вы пишите всю строчку буквы Г г

Если у вас весёлое настроение, то вы пишите всю строчку буквы В в

Если у вас просто хорошее настроение, то вы пишите всю строчку буквы Х (Ха) х

Однако, несмотря на то, какое у вас настроение, пишем буквы красиво и правильно.

— Запишем слова первой группы в тетрадь.

Ягода, ягодка, ягодный.

Поставьте ударение, подчеркните безударные гласные, выделите корень в словах.

— Как пишется корень в однокоренных словах?

Учитель: Давай выясним, какое же значение еще имеет слово «Корень».
— Какое лексическое значение имеет слово «корень»?

— внутренняя, находящаяся в теле часть волоса, зуба, ногтя;

— начало, источник чего-либо;

В языкознании: основная, значимая часть слова.

— Какое значение корня будет интересовать нас на уроках русского языка? (Основная, значимая часть слова)

4.1 Первичное закрепление. Работа по учебнику. (7 мин)

Откройте учебник на стр.74.

— Найдите упражнение 130

(Читает хорошо читающий ученик)

— Найдите в тексте однокоренные слова.

— Ос И новый, ос И нник, ос И нки, ос И ны, подос И новики.

— Как вы определили, что это родственные слова?

— Чем похожи эти слова? (Имеют общую часть и значение.)

— Как называется общая часть? (Корень.)

— Все ли слова вам понятны?

— Выполните письменное задания к упражнению.

4.2. Изучение новой темы (продолжение) (2 мин)

Откройте учебник на стр. 74. Прочитайте правило.

— Чтение правила про себя.

— Чтение хорошо читающим учеником.

— Корень – это главная … значимая часть слова.

— В корне заключено общее … лексическое значение всех однокоренных слов.

Ветер по лесу летал, Плавные волнообразные движения ладонями.

Ветер листики считал: Загибают по одному пальчику на обеих руках

Вот рябиновый резной,

Вот с берёзки – золотой,

Вот последний лист с осинки Спокойно укладывают ладони на стол.

Ветер бросил на тропинку.

4.3. Продолжение работы по теме урока. Работа в группах. (5 мин)

Учитель: Сейчас мы с вами распределимся по группам и выполним задание. Но для начала вы должны ответить на мой вопрос и отгадать загадку.

— Скажите, ребята, какое сейчас время года? (Осень)

— А теперь отгадайте загадку.

Распределение по группам по цвету.

(Дети снимают листики и пересаживаются).

(На столах выставляются литеры соответствующего цвета)

Итак, у нас получилось 4 группы.

1 группа: группа зелёных листиков.

2 группа: группа жёлтых листиков.

3 группа: группа красных листиков.

4 группа: группа оранжевых листиков.

(Уберите листики в лоток, чтобы они вам не мешали).

Учитель: Перед началом работы, давайте вспомним правила работы в группах.

Ученики совместно с учителем формулируют правила работы в группах:

уважать мнение товарищей;

обращаться друг к другу только по имени;

один говорит, другие слушают;

не обижать и не обижаться;

если не понял, переспроси;

Давайте выполним задание, которое называется «Сажаем деревья». (5 мин.)

Первое дерево мы «посадим» коллективно, а затем вы будете самостоятельно работать в группах.

( На доске вывешивается плакат с изображением дерева. Там, где нарисован корень, написано лес. Вокруг дерева находятся карточки со словами: лесник, лесной, лесоруб, леска, лесок, ельник. Дети подбирают однокоренные слова к слову лес, распределяют их на ветках и выделяют корень. Лишние слова убирают).

Сейчас я вам раздам конверты со словами и лист с изображением дерева. Вам необходимо отобрать однокоренные слова, выделить корень, наклеить их в виде веток.

(Образец уже есть на доске)

— Когда группа готова отвечать – возьмитесь за руки и поднимите их вверх.

Проверка (выходят ведущие или желающие, объясняют, что выбрали).

— Давайте немного отдохнём и поиграем. Сейчас я буду называть вам пары слов. Если я называю пару однокоренных слов, то вы хлопаете в ладоши, а если слова не являются однокоренными, то сидите тихо….

Этап 6. Закрепление. (5 мин.)

— Поработаем снова в парах . Возьмите карточку розового цвета.

— На ней три разных по сложности задания. Выберите задание себе по силам и выполните его. Можно выполнить каждому по одному заданию. Можно вместе выполнять задания. Решите в парах самостоятельно.

Можно пользоваться словарем на стр. 149 при выполнении 3-го задания.

1.Соедините слова левого столбика с однокоренными словами из правого:

2.Зачеркните лишние слова. Выделите корень в однокоренных словах.

Лес, лесок, лестница, лесник, лесной

Мед, медик, медведь, медовый, сладкий.

3 Подберите и запишите однокоренные слова. Выделите корень.

— Проверьте, правильно ли вы выполнили задания.

— Поднимите руку, кто все выполнил правильно? Молодцы!

Этап 6. Работа с электронным приложением к учебнику. (3 мин)

Этап 9. Итог урока. Рефлексия (3 мин)

ИТОГ: (на слайде). Найди правильное определение:

Корень – это главная часть предложения.

Корень – это общая часть однокоренных слов.

Корень – это общая часть всех слов.

Назовите признаки однокоренных слов.

Учитель: Наш урок подошёл к концу.

Давайте оценим своё настроение с помощью пейзажа. Определим, какая картина соответствует вашему настроению. (грустная или весёлая)

Встаньте те ребята, чье настроение соответствует этой картине.

Слайд: Пейзаж грусти

Встаньте те ребята, чье настроение соответствует этой картине.

Слайд: Пейзаж радости

Как изменилось твоё настроение по сравнению с началом урока? Почему? =

Этап 10. Домашнее задание на слайде. (2 мин)

Выбери для себя задание 1 или 2, выполни его:

1) напиши по 2-3 слова с корнями берёз- и дуб-;

2) напиши текст на тему «Осень», употребив, любые однокоренные слова.

Время урока истекло.

Я вам, ребята, благодарна

За то, что встретили тепло,

За ваши мысли и молчанье

Корень что это такое в русском языке 3 класс. Смотреть фото Корень что это такое в русском языке 3 класс. Смотреть картинку Корень что это такое в русском языке 3 класс. Картинка про Корень что это такое в русском языке 3 класс. Фото Корень что это такое в русском языке 3 класс

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

Корень что это такое в русском языке 3 класс. Смотреть фото Корень что это такое в русском языке 3 класс. Смотреть картинку Корень что это такое в русском языке 3 класс. Картинка про Корень что это такое в русском языке 3 класс. Фото Корень что это такое в русском языке 3 класс

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО

Корень что это такое в русском языке 3 класс. Смотреть фото Корень что это такое в русском языке 3 класс. Смотреть картинку Корень что это такое в русском языке 3 класс. Картинка про Корень что это такое в русском языке 3 класс. Фото Корень что это такое в русском языке 3 класс

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Корень что это такое в русском языке 3 класс. Смотреть фото Корень что это такое в русском языке 3 класс. Смотреть картинку Корень что это такое в русском языке 3 класс. Картинка про Корень что это такое в русском языке 3 класс. Фото Корень что это такое в русском языке 3 класс

Номер материала: ДБ-834620

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами

Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно

Корень что это такое в русском языке 3 класс. Смотреть фото Корень что это такое в русском языке 3 класс. Смотреть картинку Корень что это такое в русском языке 3 класс. Картинка про Корень что это такое в русском языке 3 класс. Фото Корень что это такое в русском языке 3 класс

Корень что это такое в русском языке 3 класс. Смотреть фото Корень что это такое в русском языке 3 класс. Смотреть картинку Корень что это такое в русском языке 3 класс. Картинка про Корень что это такое в русском языке 3 класс. Фото Корень что это такое в русском языке 3 класс

Минпросвещения разработает внеучебные курсы для школьников

Время чтения: 1 минута

Корень что это такое в русском языке 3 класс. Смотреть фото Корень что это такое в русском языке 3 класс. Смотреть картинку Корень что это такое в русском языке 3 класс. Картинка про Корень что это такое в русском языке 3 класс. Фото Корень что это такое в русском языке 3 класс

Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст

Время чтения: 1 минута

Корень что это такое в русском языке 3 класс. Смотреть фото Корень что это такое в русском языке 3 класс. Смотреть картинку Корень что это такое в русском языке 3 класс. Картинка про Корень что это такое в русском языке 3 класс. Фото Корень что это такое в русском языке 3 класс

Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате

Время чтения: 1 минута

Корень что это такое в русском языке 3 класс. Смотреть фото Корень что это такое в русском языке 3 класс. Смотреть картинку Корень что это такое в русском языке 3 класс. Картинка про Корень что это такое в русском языке 3 класс. Фото Корень что это такое в русском языке 3 класс

В России утверждены новые аккредитационные показатели для школ и колледжей

Время чтения: 2 минуты

Корень что это такое в русском языке 3 класс. Смотреть фото Корень что это такое в русском языке 3 класс. Смотреть картинку Корень что это такое в русском языке 3 класс. Картинка про Корень что это такое в русском языке 3 класс. Фото Корень что это такое в русском языке 3 класс

В московских школах придумали новый формат классных часов с участием отцов

Время чтения: 2 минуты

Корень что это такое в русском языке 3 класс. Смотреть фото Корень что это такое в русском языке 3 класс. Смотреть картинку Корень что это такое в русском языке 3 класс. Картинка про Корень что это такое в русском языке 3 класс. Фото Корень что это такое в русском языке 3 класс

В Ленобласти педагоги призеров и победителей олимпиады получат денежные поощрения

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Русский язык. 3 класс

Конспект урока

Русский язык. 3 класс.

Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:

Морфемика – это наука о частях слова. Морфемика изучает части слова: приставку, корень, суффикс, окончание, основу.

Корень слова – это главная значимая часть слова. В корне заключено лексическое значение всех однокоренных слов.

Окончание – это изменяемая значимая часть слова, которая образует форму слова и служит для связи слов в словосочетании и предложении.

Приставка – это значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования слов.

Суффикс – это значимая часть слова, которая стоит после корня и служит для образования слов.

Основная и дополнительная литература по теме урока

Открытый электронный ресурс по теме урока:

Канакина В. П. и др. Русский язык. 3 класс. Электронное приложение. — М.: Просвещение, 2011. http://school-russia.prosv.ru/info.aspx?ob_no=41635

Теоретический материал для самостоятельного изучения

В курсе русского языка 3 классы вы:

• узнали, что такое морфемный разбор, или разбор слова по составу;

• научились находить приставку, корень, суффикс, окончание, основа;

• научились выполнять морфемный разбор, или разбор по составу;

• научились соотносить схему слова с соответствующим словом.

Морфема – это наименьшая значимая часть слова. Впервые термин был введен известным ученым Бадуэном де Куртенэ еще в середине XIX века и используется в лингвистике до сих пор. Все слова состоят из морфем. Они – кирпичики, из которых составляются слова. Каждая составляющая имеет свое значение и роль. Выделяют следующие типы морфем: обязательные и необязательные. Обязательная всегда присутствует в слове и называется корнем. Необязательные могут как входить в состав слова, так и не входить в него. Эти морфемы называются аффиксами.

Морфемика – это наука о частях слова. Морфемика изучает части слова: приставку, корень, суффикс, окончание, основу.

Корень слова – это главная значимая часть слова. В корне заключено лексическое значение всех однокоренных слов.

Окончание – это изменяемая значимая часть слова, которая образует форму слова и служит для связи слов в словосочетании и предложении.

Приставка – это значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования слов. Суффикс – это значимая часть слова, которая стоит после корня и служит для образования слов.

Для того, чтобы выполнить морфемный разбор слова (разбор по частям слова) нужно определить, какие части есть в слове.

Определим порядок разбора слова по составу.

Как разобрать слово по составу?

Прочитайте и объясните смысл слова. Определите, к какой части речи относится слово. Изменяется оно или нет?

Найдите в слове окончание. Для этого измени слово: поездка, поездки, поездкой. Изменяемая часть – а. Это окончание. Выдели его знаком: поездка

Выдели в слове основу. Основа – это часть слова без окончания. Выделим основу: поездка

Найдите в слове корень. Эля этого подберите однокоренные слова (поезди, езда, ездовой), сравни их, выдели общую часть. Это будет корень. Выдели его знаком: поездка

Найдите в слове приставку (если она есть). Для этого подберите однокоренные слова без приставки или с другой приставкой (езда, заезд, приезд). Приставка стоит перед корнем. Выделите приставку: поездка

Найдите в слове суффикс (если он есть). Он стоит после корня и служит для образования слова. Выделите его знаком: поездка

Назовите все значимые части слова.

Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля

Задание. Состав слова.

Какие части есть в составе слова? Выберите правильный ответ и подчеркните.

Подсказка: неверный ответ выделить эффектом звукового сигнала.

Задание. Лишнее слово.

Зачеркните в каждой строчке лишнее слово.

Подсказка: неверный ответ выделить эффектом звукового сигнала.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *