Корешок ордера на жилое помещение что это

Что это такое — ордер на квартиру и как его восстановить? Изжил ли себя этот документ?

Корешок ордера на жилое помещение что это. Смотреть фото Корешок ордера на жилое помещение что это. Смотреть картинку Корешок ордера на жилое помещение что это. Картинка про Корешок ордера на жилое помещение что это. Фото Корешок ордера на жилое помещение что это

Жильё в нашей стране делится на муниципальное, собственное, служебное. Для того чтобы проживать в любом из них, нужно иметь на руках документы, подтверждающие права гражданина занимать то или иное жилье.

К ним относятся договор найма, свидетельство о праве собственности, ордер. О последнем и пойдет речь в нашей статье.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Понятие

Что это такое ордер на квартиру? Так называется документ, который дает право гражданину вселяться и проживать в квартире или ином жилье. В период существования СССР был единственным документом, свидетельствовавшим о праве человека занимать выданную им государством жилплощадь. Ныне юридической силы практически не имеет, поскольку заменен другими правовыми формами (договор найма, коммерческий договор и тому подобное).

Однако ряд юридически значимых действий без него провести сложно, а порой просто невозможно. Например, приватизировать квартиру.

Ордер представляет собой документ, выписанный на имя нанимателя, т. е. на лицо, которое несет ответственность за жилье и распоряжается им в пределах, определенных законом. В этот документ так же вписаны лица, которые были зарегистрированы на данной жилплощади на момент вселения.

Виды ордеров

На фото справа вы можете увидеть, как выглядит ордер.

Помимо основного, дающего право заселяться и проживать на выделенной жилплощади, существовало еще несколько жилых ордеров. К ним относятся:

Форма

Рассмотрим две основные формы, которые действуют при вселении в жилье. Перед заселением выдается смотровой ордер. Он представляет собой одностраничный документ с отрывным талоном. Талон остается в исполкоме. В самом документе написано, что он выдан гражданину (Ф.И.0) для осмотра квартиры, расположенной по такому то адресу, указывается ее площадь, количество комнат и т. д.

Срок его действия пять дней. После этого человек должен либо отказаться в письменной форме, либо принять предложенную жилплощадь. Если гражданин согласен, то оформляется основной ордер или полагающиеся ныне документы, договор найма и т. д.

Ордер на заселение так же представляет собой одностраничный документ с отрывным талоном.

Одна часть его остается у жильцов. Вторая хранится в исполкоме, ныне мэрии.

Нужен ли ордер, и кто его сейчас выдает?

Для приватизированной квартиры. В этом случае он не нужен, поскольку основными документами, устанавливающими права на недвижимость, являются свидетельство о собственности и тому подобное. Поэтому смысла его сейчас делать нет.

Для муниципализированной. Особой необходимости в ордере в данном случае нет. Возможно, что он понадобится при приватизации жилья или оформлении документов, устанавливающих право найма жилья.

Для приватизированной квартиры – свидетельство о регистрации собственности, свидетельство о праве на нее.

Для муниципальной квартиры – договор соцнайма, безвозмездного пользования или коммерческий договор.

Посмотрите видео, в котором говорится, что делать, если нет ордера на квартиру, то как ее приватизировать.

Как восстановить ордер на квартиру

Восстановить данный документ, если он потерян можно двумя путями, В первом случае, сначала нужно обратиться в свое ДУ и попросить копию отрывного талона ордера. Если таковой отсутствует в ДУ, то нужно потребовать справку о его отсутствии. Затем с этими документами нужно обратиться в жилищный отдел администрации.

Копию получить вряд ли удастся. Но будет выдан альтернативный и имеющий в отличие от него законную силу договор соцнайма. Если в администрации откажут, то следует обращение в суд с требованием восстановить ордер и на его основании получить договор найма. Для этого придется подготовить исковое заявление и предъявить письменный отказ администрации.

В суд помимо этого нужно предоставить копии паспортов всех проживающих, справки о регистрации по данному месту жительства, копии финансовых документов. свидетельствующих о коммунальных платежах. Очень хорошо будет, если найдутся люди. способные засвидетельствовать, что семья вселилась и проживает в квартире законно. Суд вынесет положительное решение, но придется удовольствоваться договором соцнайма, поскольку иного документа, подтверждающего право проживать на муниципальной жилплощади не предусмотрено.

Можно ли на одну квартиру получить два и более ордеров?

Есть ли в этом на сегодняшний день какая-то необходимость, трудно сказать, поскольку ордер юридической силы не имеет. Но получить несколько таких документов на одну квартиру возможно.

Для этого нужно изменить ее статус, то есть превратить квартиру в коммунальную, разделив счета, выделив каждому новому нанимателю отдельную часть жилплощади и оформив это установленным порядком. Чаще всего подобные процедуры проводятся через суд.

А если квартира приватизирована? Общая собственность в этом случае делится на несколько паевых частей по числу новых собственников. Затем каждый из них переоформляет выделенную долю в свою собственность, получает на нее правоустанавливающие документы и, если нужно, и ордер.

Ордер с момента вступления в силу новой редакции ЖК (2005 год) утратил свою силу. Больше того такого понятия в новом ЖК попросту нет. Поэтому и нет особой необходимости заниматься его получением, восстановлением, если утерян, разделением и так далее. Иногда, правда, его требуют в процессе приватизации, в качестве правоустанавливающего документа. Но это требование не имеет под собой законных оснований.

Читайте также, что такое приватизация жилья, с чего начать процесс приватизации, какие документы нужно подготовить, как приватизировать квартиру с помощью МФЦ и сайта госуслуг.

Источник

Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 09.02.2016 N 19-КГ15-42

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 9 февраля 2016 г. N 19-КГ15-42

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:

председательствующего Кликушина А.А.,

судей Вавилычевой Т.Ю., Юрьева И.М.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Степанова О.П. к Министерству обороны Российской Федерации, ФГКУ «Южное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации о признании жилого помещения утратившим статус служебного жилого помещения и признании права пользования жилым помещением на условиях социального найма

по кассационной жалобе Министерства обороны Российской Федерации на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ставропольского краевого суда от 28 апреля 2015 г.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Юрьева И.М., выслушав объяснения представителей Министерства обороны Российской Федерации Орлова И.Н. и Кикеевой Л.А., поддержавших доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

В обоснование исковых требований истец указал, что ему в связи с прохождением военной службы на основании служебного ордера от 25 октября 2002 г. N 1722 на состав семьи из четырех человек была предоставлена указанная выше квартира. Постановлением главы администрации города Буденновска Ставропольского края от 3 декабря 2001 г. N 784-п квартира признана служебной, однако отнесение квартиры к специализированному жилищному фонду в установленном порядке в органе, осуществляющем регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, не зарегистрировано. После увольнения в 2012 году с военной службы и прекращения в связи с этим договора найма служебного жилого помещения Степанов О.П. остался проживать в данной квартире и в силу жилищного законодательства не может быть выселен из нее без предоставления другого жилого помещения. Как полагает истец, совокупность данных обстоятельств свидетельствует о том, что спорное жилое помещение утратило статус служебного жилья и должно быть признано используемым Степановым О.П. на условиях социального найма.

Решением Буденновского городского суда Ставропольского края от 28 января 2015 г. в удовлетворении иска отказано.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Ставропольского краевого суда от 28 апреля 2015 г. решение суда первой инстанции в части отказа в удовлетворении требований Степанова О.П. о признании права пользования жилым помещением на условиях социального найма отменено, в этой части принято новое решение, которым требования Степанова О.П. удовлетворены. В остальной части решение суда оставлено без изменения.

Определением судьи Верховного Суда Российской Федерации Юрьева И.М. от 12 января 2016 г. кассационная жалоба с делом передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит, что имеются основания для отмены состоявшегося по делу апелляционного определения.

В соответствии со статьей 387 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.

Такие нарушения норм материального права были допущены при рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции.

На основании служебного ордера N 1722, выданного 25 октября 2002 г. Буденновской квартирно-эксплуатационной частью, указанная квартира предоставлена военнослужащему Степанову О.П. на состав семьи из четырех человек (л.д. 59).

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 19 августа 2011 г. N 1470-р военные городки 6, 12 в г. Буденновске Ставропольского края исключены из Перечня имеющих жилищный фонд закрытых военных городков Вооруженных Сил Российской Федерации.

Приказом Министра обороны Российской Федерации от 24 декабря 2012 г. N 2384 Степанов О.П. уволен с военной службы в запас в связи с достижением предельного возраста пребывания на военной службе.

На момент рассмотрения спора в квартире проживает и состоит на регистрационном учете по месту жительства наниматель Степанов О.П. (л.д. 24).

Письмом от 25 августа 2014 г. N 184/3/25682нс ФГКУ «Южное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации отказало Степанову О.П. в заключении договора социального найма и признании за истцом права на приватизацию данной квартиры ввиду отнесения жилого помещения к специализированному (служебному) жилищному фонду (л.д. 12).

Разрешая спор и отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции исходил из того, что спорное жилое помещение включено в специализированный жилищный фонд и предоставлено Степанову О.П. в качестве служебного жилого помещения в установленном законом порядке, статуса служебного не утратило, оснований для признания за истцом права пользования квартирой на условиях социального найма не имеется.

Суд апелляционной инстанции, отменяя решение суда первой инстанции в части отказа в удовлетворении требований о признании за истцом права пользования жилым помещением на условиях социального найма и удовлетворяя иск в данной части, исходил из того, что постановление главы администрации города Буденновска Ставропольского края от 3 декабря 2001 г. N 784-п о признании спорной квартиры служебным жилым помещением вынесено неуполномоченным лицом, вследствие чего не принял это постановление и ордер на служебное жилое помещение в качестве допустимых доказательств по делу и на данном основании пришел к выводу о том, что квартира была предоставлена Степанову О.П. на условиях социального найма.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит, что апелляционное определение принято с существенным нарушением норм материального права и согласиться с ним нельзя по следующим основаниям.

Как установлено судом и следует из материалов дела, спорное жилое помещение является федеральной собственностью, находится в оперативном управлении Министерства обороны Российской Федерации.

Определяя статус спорного жилого помещения, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что истец занимает жилое помещение на условиях социального найма.

Между тем данный вывод суда не основан на нормах закона.

Статьей 6 Жилищного кодекса РСФСР, действовавшего на момент предоставления спорного жилого помещения, было установлено, что государственный жилищный фонд находится в ведении местных Советов народных депутатов (жилищный фонд местных Советов) и в ведении министерств, государственных комитетов и ведомств (ведомственный жилищный фонд).

Между тем в деле такое решение об обеспечении Степанова О.П. жилым помещением как лица, состоящего на учете нуждающихся в жилых помещениях, отсутствует.

Спорное жилое помещение предоставлено Степанову О.П. в качестве служебного (л.д. 50).

В силу части 1 статьи 101 Жилищного кодекса РСФСР служебные жилые помещения предназначались для заселения гражданами, которые в связи с характером их трудовых отношений должны проживать по месту работы или вблизи от него. Жилое помещение включалось в число служебных решением исполнительного комитета районного, городского, районного в городе Совета народных депутатов.

Согласно статье 105 Жилищного кодекса РСФСР порядок предоставления служебных жилых помещений и пользования ими устанавливается законодательством Союза ССР, названным Кодексом и другим законодательством РСФСР.

Служебные жилые помещения предоставляются по решению администрации предприятия, учреждения, организации, правления колхоза, органа управления другой кооперативной и иной общественной организации, в ведении которых находятся эти помещения. На основании принятого решения исполнительным комитетом соответствующего местного Совета народных депутатов гражданину выдается ордер на служебное жилое помещение.

Форма ордера на служебное жилое помещение устанавливается Советом Министров РСФСР.

На основании статьи 104 Жилищного кодекса РСФСР служебные жилые помещения могли предоставляться отдельным категориям военнослужащих.

В силу статьи 47 Жилищного кодекса РСФСР на основании решения о предоставлении жилого помещения в доме государственного или общественного жилищного фонда исполнительный комитет районного, городского, районного в городе, поселкового, сельского Советов народных депутатов выдает гражданину ордер, который является единственным основанием для вселения в предоставленное жилое помещение. Форма ордера устанавливается Советом Министров РСФСР. Выдача ордеров на жилые помещения в военных городках производится в порядке, предусмотренном законодательством Союза ССР.

Согласно пункту 2 постановления Совета Министров СССР от 6 мая 1983 г. N 405 «О порядке предоставления жилых помещений в военных городках и выдачи ордеров на эти помещения» ордера на жилые помещения, в том числе на служебные и в общежитиях, находящиеся в закрытых и обособленных военных городках, выдаются квартирно-эксплуатационными органами Министерства обороны, Министерства внутренних дел, руководством органов и командованием воинских частей (по принадлежности жилищного фонда) на основании принятых в установленном порядке решений о предоставлении жилой площади.

Действовавшим на момент предоставления Степанову О.П. спорной квартиры приказом Министра обороны Российской Федерации от 15 февраля 2000 г. N 80 было установлено, что в закрытых военных городках военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам их семей на весь срок военной службы предоставляются служебные жилые помещения. Ордера на жилые помещения, в том числе на служебные жилые помещения и жилые помещения в общежитиях, находящиеся в закрытых военных городках, выдаются КЭЧ района.

Из содержания приведенных выше норм материального права следует, что обязательным признаком служебного жилого помещения являлось наличие решения органа местного самоуправления о включении конкретного жилого помещения в число служебных.

В соответствии с действовавшим на тот период законодательством (ч. 1 ст. 101 ЖК РСФСР) помещения в домах государственного, муниципального и общественного жилищного фонда и фонда жилищно-строительных кооперативов считаются служебными со времени вынесения решения местной администрации о включении их в число служебных.

Судом апелляционной инстанции не было учтено, что Жилищный кодекс РСФСР устанавливал единый порядок включения жилых помещений в состав служебных на основании решения местной администрации вне зависимости от вида жилищного фонда.

С учетом изложенного, вывод суда апелляционной инстанции об отсутствии у главы администрации города Буденновска компетенции по отнесению в 2001 году спорной квартиры к служебным жилым помещениям не основан на законе.

Степанову О.П. указанная квартира была предоставлена после отнесения ее к служебным жилым помещениям.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2008 г. N 1053 «О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом» Министерство обороны Российской Федерации наделено полномочиями по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.

Согласно подпункту «м» пункта 2 названного постановления Министерство обороны Российской Федерации в целях управления имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций принимает решения о включении жилых помещений в специализированный жилищный фонд с отнесением таких помещений к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда, а также об исключении жилых помещений из указанного фонда.

Как усматривается из материалов дела, решение об исключении спорного жилого помещения из числа служебного уполномоченным органом не принималось.

Решение о включении спорной квартиры в состав служебных жилых помещений, служебный ордер и решение о предоставлении истцу квартиры в качестве служебного жилого помещения в установленном порядке не оспорены и недействительными не признаны.

При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для признания спорного жилого помещения утратившим статус служебного и признания за истцом права пользования на условиях социального найма.

С учетом изложенного оснований для вывода об отсутствии у спорной квартиры статуса служебного жилого помещения, отмены решения суда первой инстанции и принятия по делу нового решения об удовлетворении исковых требований о признании права пользования жилым помещением на условиях социального найма у суда апелляционной инстанции не имелось.

Руководствуясь статьями 387, 388, 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ставропольского краевого суда от 28 апреля 2015 г. отменить, решение Буденновского городского суда Ставропольского края от 28 января 2015 г. оставить в силе.

Источник

Ордер на квартиру — обзор документа

Ордер на квартиру – документ, назначение которого заключается в подтверждении прав собственности на жилье. Ордер применялся во время существования СССР и выдавался на руки гражданам, которые получали квартиру от государства.

Понятие

Во времена СССР ордер являлся единственным документов, который мог подтвердить право лица проживать на жилплощади, выданной государством.

В настоящий момент документ полностью утратил свою силу, так как после развала Советского союза был заменен на другие правовые формы (договор найма, договор о покупке жилья и т.д.).

Несмотря на потерю актуальности, без документа сложно провести ряд важных юридических операций. Так, гражданину будет гораздо сложнее провести приватизацию, если тот не предоставит соответствующий ордер (см. также – какие ещё нужны документы для приватизации).

Корешок ордера на жилое помещение что это. Смотреть фото Корешок ордера на жилое помещение что это. Смотреть картинку Корешок ордера на жилое помещение что это. Картинка про Корешок ордера на жилое помещение что это. Фото Корешок ордера на жилое помещение что это

Ордер представляет собой справку, которая выписана на имя лица, распоряжающегося жилплощадью в рамках определенных законов СССР. Помимо ответственности, в документе обозначены граждане, зарегистрированные в этом помещении.

Классификация документов

Всего выделяют четыре типа ордера. Каждый из классов необходим для решения определенных типов вопросов:

Представленные выше два ордера на квартиру в настоящий момент полностью исключены из документооборота. Их нельзя использовать в целях приватизации жилья или прочих юридических действий.

Следующие два ордера встречаются при проведении некоторых операций, в частности при приватизации жилплощади:

Форма справки

Смотровой документ представляет собой одностраничную справку, которая выдается в мэрии города. В ордере указывается информация о гражданине, который проводит осмотр, адрес, площадь жилья и количество комнат.

Важно: Следует различать акт приема-передачи и смотровой ордер. Подписание последнего документа не накладывает на лицо обязанности на прием жилья.

Срок действия документа составляет 5 дней. За это время гражданин должен решить: принять предоставленную квартиру или отказаться, указав причины. При согласии лица в городской администрации начинается процедура оформления основного ордера на заселение.

Форма документа на заселение аналогично смотровому. Здесь указывается следующая информация:

При этом одна часть ордера хранится непосредственно на руках у собственников, а другая – в архиве мэрии.

Необходимость ордера в современной России

Необходимость документа зависит от вида жилья:

Замечание: Единственная ситуация, когда может потребоваться ордер – приватизация жилого помещения. В этом случае наличие документа в несколько раз ускоряет бумажную волокиту.

Оформление ордера

Обновленный жилищный кодекс 2005 года официально заменил ордера договорами, которые юристы делят на 3 типа:

В СССР, когда все жилые помещения находились в собственности ведомств, договор социального найма заключался организациями, обеспечивающими своих работников жильем, а не самими гражданами. Ордер оформлялся исполкомом и являлся официальным подтверждением факта вселения в жилье. В настоящее время все неприватизированные квартиры находятся в расположении муниципалитетов, из-за чего надобность в двух одинаковых документах отпала.

Получить ордер после 2005 года в современной России невозможно, однако при оформлении справки до указанной даты, документ остается юридически действительным, поэтому хранить его будет не лишним.

Замечание: При наличии такой справки на жилье, у владельца на руках должен быть еще один документ – соглашение соцнайма. Именно на его основании можно подтвердить права собственника на квартиру.

Восстановление утраченной справки

Несмотря на то, что ордера повсеместно вытесняются различными договорами, его утрата в разы замедляет процедуру приватизации жилплощади, из-за чего у некоторых граждан возникает потребность в восстановлении документа.

Замечание: Настоятельно рекомендуется начать восстанавливать документ сразу после его утраты. Этот процесс нетрудный, однако, требует некоторого времени на бюрократические операции.

Процедура восстановления утраченного документа состоит из 3 этапов:

Корешок ордера на жилое помещение что это. Смотреть фото Корешок ордера на жилое помещение что это. Смотреть картинку Корешок ордера на жилое помещение что это. Картинка про Корешок ордера на жилое помещение что это. Фото Корешок ордера на жилое помещение что это

Помимо указанного выше способа, доказать право собственности на квартиру можно путем обращения к архивам, расположенных в местной администрации. Здесь содержаться не только сведения о владельце квартиры, но и копии справки и соглашения о социальном найме. При заполнении заявления местная администрация обязана предоставить запрашиваемые человеком документы.

Замечание: Администрация не имеет право выдавать дубликат ордера, так как он не заявлен в нормативных актах РФ. Гражданин получает на руки документ с указанием справки, на основании которой имеет право проживать на жилплощади.

Что касается восстановления утраченных документов в судебном порядке. Вся информация о зарегистрированных в квартире гражданах хранится в домовых книгах, органах ФМС и т.д., поэтому вернуть данные через суд не составит большого труда.

Ордер и приватизация

Наиболее частной причиной, по которой лицу требуется ордер – приватизация. В этом случае все документы на жилье сдаются в местную администрацию, а взамен между человеком и властями заключается соглашение о передаче квартиры в собственность. В ходе этой операции такие документы, как ордер и договор социального найма полностью теряют свое юридическое назначение.

Несмотря на то, что администрация требует сдачи ордера, его утрата не мешает лицу приватизировать квартиру. Владельцу достаточно написать заявление об утрате, после чего местные власти самостоятельно найдут сведения в архивах.

А вот в случае утраты соглашения о социальном найме, оно подлежит обязательному восстановлению, так как является обязательным документов, подтверждающим юридические права гражданина на приватизацию жилого помещения.

Замечание: Нередко чиновники перестраховываются и отказывают гражданину в договоре без предоставленного ордера. Решить спор можно двумя способами — в судебном порядке или путем переоформления документа.

Получение двух и более справок на квартиру

Из-за отсутствия юридической силы у ордеров на квартиру, необходимость в получении подобных документов отпадает. Однако при наличии у человека нескольких близких родственников, между которым нужно поделить жилплощадь, лицо может получить несколько ордеров.

Для этого необходимо изменить статус квартиры на коммунальную, разделив между членами семьи счета, площадь и т.д. Процедура проводится в судебном порядке и требует больших временных затрат.

В случае приватизированной квартиры, жилплощадь необходимо разбить на несколько паевых частей, число которых соответствует количеству будущих собственников. После этого каждый гражданин оформляет выделенную для него площадь со всеми сопутствующими документами (в том числе и ордер).

Приватизация квартиры при потере ордера (видео)

Видео с четким ответом на вопрос: возможно ли приватизировать квартиру при утрате ордера?

Несмотря на то, что после вступления в силу нового Жилого кодекса, ордера на квартиры потеряли свою юридическую силу, факт бережного хранения документа никто не отменял. В современной России местная администрация при приватизации муниципального жилья в большинстве случаев требует ордер в качестве подтверждения прав на проживание в квартире.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *