Коринфский ордер что это
КОРИНФСКИЙ ОРДЕР
Впервые встречается в интерьере храма Аполлона в Бассах (ок. 430 до н. э.) как оформление отдельно стоящей колонны. Согласно Витрувию, коринфский ордер изобрёл афинский скульптор Каллимах. Среди ранних примеров – полуколонны памятника Лисикрата в Афинах (ок. 335 до н. э.). Широкое распространение коринфский ордер получил в эпоху эллинизма. В архитектуре Древнего Рима периода империи он применялся очень часто, импонируя пышностью и торжественностью форм. По своей сути коринфский ордер представляет собой вариацию ионического ордера: в древнегреческих постройках коринфская колонна отличалась от ионической только рисунком капители; лишь ко времени императора Августа в древнеримской архитектуре складывается характерная для коринфского ордера форма антаблемента.
Коринфская база представляет собой аттический вариант базы ионической колонны (скоция, лежащая между двумя торусами); иногда она может быть украшена рельефным орнаментом. Каннелюры (как правило, их 24) ствола колонны разделены дорожками. Шейки у коринфской колонны нет. Колоколообразная капитель покрыта двумя рядами листьев аканта, из которых вырастают стилизованные стебли этого растения, заканчивающиеся небольшими волютами. Её завершает профилированный абак; его слегка вогнутые стороны могут быть украшены по центру розетками или цветами аканта. Антаблемент коринфского ордера состоит из архитрава, фриза и карниза. Архитрав разделён на три фасции; фриз может быть гладким или представлять собой непрерывную декорированную полосу. Карниз украшен дентикулами, а часто и модульонами, поддерживающими выносную плиту. На основе системы коринфского ордера сформировался композитный ордер.
Архитектурный ордер. Часть №4
Коринфский ордер появился позднее двух предыдущих и во многом напоминал ионический. Коринфский ордер получил развитие с V века до нашей эры и окончательно оформился в конце IV в. до н. э.
Пропорции коринфского ордера подобны ионическим. Его характерной чертой являлась высокая капитель, декорированная рельефными изображениями листьев анакфа – ядовитого растения.
Существует красивая легенда о происхождении коринфской капители, описанная Витрувием: «… одна девушка, гражданка Коринфа, уже достигшая брачного возраста, заболела и умерла. После похорон ее кормилица, собрав несколько вещичек, которыми эта девушка дорожила при жизни, уложила их в корзину, отнесла к гробнице и поставила на могилу, а чтобы они подольше сохранились под открытым небом, покрыла их черепицей. Эта корзинка случайно была поставлена на корень аканфа. С наступлением весны, этот корень, придавленный тяжестью, пустил из своей середины листья и стебельки, которые, разрастаясь по бокам корзинки и прижимаемые в силу тяжести углами черепицы, принуждены были загнуться в виде оконечностей волют.
В это время Каллимах, которого афиняне за изящество и утонченность его мраморных работ называли «искусник», проходя мимо гробницы, обратил внимание на корзину и на нежность обросших ее молодых листьев. Восхищенный новизной и причудливостью формы, он сделал для коринфян несколько колонн по этому образцу, определил их соразмерность и установил с этого времени правила для построек коринфского ордера».
У аканфа большие свисающие вниз листья, какие и запечатлел в своей капители Каллимах. Как и наш одуванчик, аканф может расти на самой неплодородной и каменистой почве, и поэтому он является символом силы возрождения.
Каменный столп Диониса из Дельф
Эта колонна изначально стояла на подиуме перед входом в храм Аполлона. Но колонна посвящена не Аполлону, а другому богу – Дионису, который чередуясь с богом солнечного света, правит в Дельфах по временам года.
Дионис – умирающий и воскресающий бог. Танцовщицы на капители – это его жрицы – фиады. Когда Диониса (по разным версиям в образе человека или животного) разорвали на множество частей и похоронили на Парнасе, из его останков на поверхность пробились побеги аканфа. Однажды фиады танцевали на месте погребения и ударами своих ног разбудили Диониса Ликноса (весеннего Диониса, Диониса младенца).
Но греки до поры до времени ассоциировали аканф только со смертью. В погребальных обрядах они на ряду с многими травами неизменно использовали аканф. Он традиционно встречается на белофонных лекифах – небольших стройных сосудах с изящным длинным горлышком, предназначавшихся для окропления могилы и тела покойника маслом в момент погребения.
Так почему же коринфский ордер возник именно на рубеже V и IV вв. до н.э.? Дело в том, что в этот момент религиозные верования греков претерпевали кризис. Упорядоченное космическое представление о божественном пантеоне безотносительное к конкретному живому человеку начало вытесняться аттическим реализмом и стоическим рационализмом. Люди захотели других философских установок, взывающих к их личному внутреннему миру, а также личного спасения. Все это вызвало интерес к архаическим культам, в том числе и культу Диониса.
Использование греками коринфской колонны в единственном числе или же в небольшом количестве и только в интерьере свидетельствует о том, что роль этой колонны еще не свелось к только строительному элементу, и религиозно-символический образ этого ордера было кристально ясным.
Стройность и чистота ее подобны телосложению девушки. Юные девушки имеют более нежное телосложение, которое пригоднее и изящнее для нарядов и украшений. Сообщают следующее предание о первоначальном изобретении и происхождении коринфской капители: скончалась некая коринфская девушка, здоровая, совершеннолетняя и возмужалая. Ее друзья собрали в корзину некоторые предметы, с юности наиболее любимые ею, поставили на ее могиле и накрыли камнем, чтобы как можно долее предохранить ее от действия непогоды. Оказалось, между прочим, что корзина поместилась на корнях так называемого аканфа, то-есть растения, носящего название медвежьей лапы. И вот, когда наступила весна и от корней пошли листья, корзина препятствовала им расти вверх, они разрастались в стороны и под корзиной, так что последняя весьма красиво покрылась стеблями листвы. Когда же им уже не стало возможности расти и подниматься вследствие лежавшего там камня, то листья стали свиваться и переплетаться между собой. Искусный художник Каллимах проходил мимо этой могилы, заметил корзину, красиво обросшую листвой, очень восхитился и, сняв с нее изображение, начал по этому образцу украшать и возводить такие колонны в Коринфе; он же вывел соотношения и пропорции капители, которые можно наглядно видеть в коринфской колонне.
Существуют и различные виды и разновидности капителей, увенчивающих колонны; все они, однако, ведут происхождение от коринфской, ионической и дорической колонн, но при всем том не должны нарушать соразмерных пропорций.
Итак, коринфская колонна возникла в Коринфе и по образцу девичьего роста. Подобно тому, как ионическая делится на восемь частей, в соответствии с телосложением женщины, так коринфская, подобно девичьему телу, делится на девять частей.
Все три ордера имеют общие черты, вытекающие из их общей строительной природы — конструкции и материала, и их общих художественных задач. Каждый ордер состоит из колонн и антаблемента. В колонне выражается функция опоры, она несет тяжесть перекрытия. В перекрытии, несомом, тоже выявляются несущие и несомые элементы.
Следует отметить, что в греческих ордерах интерколумний изменялся в очень небольших пределах в силу того, что строительным материалом был камень. Каменной архитравной балкой трудно было перекрыть большие пролеты, но в поздние времена, в эпоху Ренессанса и особенно в нашей русской архитектуре, с применением новых строительных материалов, расстановка колонн, то есть изменение интерколумния, играла большую роль в выявлении художественного характера архитектурных сооружений.
Итак, каждый вид архитектурного ордера обладает определенной соразмерностью между частями и элементами ордера. Другими словами, каждому ордеру свойственны свои пропорции. А каждый элемент в архитектурном ордере получает свою художественную обработку в связи с его художественным характером.
Греки очень умело использовали ордер в архитектурных композициях. Когда нужно было придать архитектурному сооружению характер силы, простоты, мужества, они применяли дорический ордер. Ионический ордер выражал изящность, нежность, грациозность. Величие, торжественность и богатство выражалось коринфским ордером.
Греческий коринфский ордер и его построение
В Коринфе, знаменитом городе Пелопоннеса, был впервые изобретен ордер, называемый коринфским. Он более украшенный и стройный, нежели ионический и дорический. И наиболее сложен в построении по сравнению с остальными. При этом ему присуща особая визуальная гармония и изящество, он самый пышный и богато украшенный, что соответствовало богатой частной жизни.
Коринфский ордер. Храм Зевса Олимпийского в Афинах
Происхождение коринфского ордера
Существует целая легенда о его происхождении.
«Третий ордер, так называемый коринфский, создан в подражание девичьей грациозности, т.к. его более изящные, чем в других ордерах, украшения производят впечатление нежности девы, обладающей, благодаря молодости лет, грациозными членами…А создание этой капители, как рассказывают, произошло вот при каких обстоятельствах. Одна коринфская гражданка, девица, уже вполне достигшая брачного возраста, тяжело заболела и умерла. После похорон её кормилица собрала и сложила в корзину те безделушки, которые доставляли удовольствие этой девице при жизни, отнесла к памятнику, положила их на верху его и, чтобы эти вещицы оставались как можно дольше под открытым небом, покрыла их крышкой. Эта корзинка случайно была поставлена над корнем аканта. К весне находящийся посредине корень аканта, придавленный тяжестью, пустил листья и стебельки, а стебельки, растя по бокам корзины, придавленные на углах крышки силой её тяжести, волей-неволей должны были делать по краям изгибы и завитки. Как-то проходил мимо этого памятника Каллимах, прозванный афинянами за изящество и тонкость своей работы по мрамору «искусником». Он заметил эту корзинку и вокруг неё нежные, молоденькие листья. Умиленный особенностью и новизной формы, он по этому образцу сделал колонны у коринфян и в сооружении зданий установил пропорции коринфского ордера».
Самый первый найденный образец коринфской колонны
Самый ранний известный образец — единственная колонна в храме Аполлона в Бассах. Она единственная стояла свободно, отделяя адитон и замыкая главную часть целлы. Она как бы указывала на недоступность адитона. Возможно, вся колонна была мраморной. Её база очень мало расширялась книзу, что подчеркивало конструктивное значение этой отдельно стоявшей опоры.
Коринфская капитель известна лишь по рисункам Коккереля и Галлерштейна, потому что сразу после раскопок она была разбита. Колонна представляет собой дальнейшее развитие капители массалийской сокровищницы в Дельфах VI в. до н.э. Внутренние спирали её были велики, абака тяжела: понизу шёл лишь один ряд листьев.
Учитывая место и роль коринфской колонны в композиции целлы, необходимо отвергнуть реконструкцию интерьера, предложенную археологом Динcмуром. Опираясь на новое толкование некоторых фрагментов, он утверждал, что в храме имелась не одна, а три коринфские капители: одна — у свободно стоявшей колонны и две — у полуколонн диагональных стенок по её сторонам. Но греческий зодчий едва ли сделал бы одинаковые капители на таких различных по своей конструктивной сущности и тектонической трактовке опорах. Реконструкция Динсмура не вяжется ни с архитектурно-композиционным решением целлы, ни с характером художественного мышления греков. Скорее можно предположить, что на диагональных поперечных стенках по сторонам колонны боковые волюты ионических капителей не обрывались посередине, но имели второй завиток, являя особый тип трехсторонней ионической капители, по своей форме отличающийся и от коринфской капители свободно стоявшей колонны и от капителей остальных ионических полуколонн.
Расцвет коринфского ордера
В архитектуре эллинизма, так же как и в предшествовавшей греческой архитектуре, господствует ордерная система. Приспособляемый к новым градостроительным задачам и к новым видам сооружений греческий ордер утрачивает в эпоху эллинизма строгость форм. Дорический и ионический ордера отныне не только свободнее сочетаются друг с другом (например, двухъярусная колоннада — внизу дорическая, вверху ионическая — в перистиле храма Афины в Пергаме), но и смешиваются в своих элементах, например ионическая колоннада с дорическим антаблементом или триглифный фриз с зубчиками.
Коринфский ордер не получает ещё широкого распространения в качестве самостоятельной архитектурной системы и применяется главным образом в интерьере или в архитектуре «малых форм». Исключение представляет единственное крупное сооружение — Храм Зевса Олимпийского в Афинах.
Коринфский ордер. Храм Зевса Олимпийского в Афинах
Характерным нововведением в обработке ордера было широко распространенное частичное каннелирование колонны только в её верхней части (около 2/3 высоты).
Широкое и разнообразное применение получают перистили, т.е. крытые колоннады, окружающие архитектурно организованное открытое пространство, будь то площадь или дворик жилого дома. Перистильные композиции становятся характерной особенностью эллинистического города, его ансамблей и жилых домов.
Изменение вкусов и применение ордеров в перистильных композициях отразилось на соразмерности его частей. Колонны получают большую стройность не только в перистильных, но и в периптеральных композициях (в перистилях отношение диаметра дорической колонны к её высоте становится меньше 1/7, в периптерах доходит до 1/7, в ионических колоннах до 1/10)
Пропорции коринфского ордера
Составные части коринфского ордера и их построение
Колонны такие же, как у ионического ордера. Длина колонны, учитывая базу и капитель, составляет 9,5 модулей. Если колонны каннелированы, то и число каннелюр должно быть 24, а глубина их в половину своей ширины. Дорожки, или промежутки между каннелюрами, втрое уже каннелюр. Архитрав, фриз и карниз составляют пятую часть высоты колонн.
Антаблемент и капитель коринфского ордера из трактата Виньолы (лист XXVI)
У Виньолы высота коринфской колонны равна 20 модулям, её диаметр составляет 1/10 часть высоты. Стержень колонны утоняется так же, как и в ионической колонне. На нём расположены 24 каннелюры, отделенные друг от друга дорожками.
Под коринфскими колоннами находится пьедестал, равный по высоте четверти высоты колонны. Он делится на 8 частей, из которых одна приходится на карниз, две на базу и пять остается на стул. База делится на три части, из которых две образуют цоколь и одна — карниз. Колонны имеют аттическую базу, но последняя отличается от базы, применяемой в дорическом ордере тем, что она выступает на одну пятую часть диаметра колонны.
Коринфский ордер база колонны, пьедестал
Построение коринфской капители
Для построения абаки с правильным выступом строится квадрат, сторона которого равна полутора модулям. Затем проводятся диагонали, в точке их пересечения, т.е. посредине, устанавливается неподвижная ножка циркуля и по направлению к каждому углу квадрата откладывается по одному модулю. Через засечки проводятся линии, пересекающие диагонали под прямым углом и касающиеся сторон квадрата, они будут определять конец выступа, а длина их — ширину конца абаки. Кривизна, или линия выреза, определяется посредством нити, которую протягивают между концами, и посредством точки, из которой строится треугольник, основанием коего и будет линия выреза. Затем от концов абаки проводится линия, касательная к краю астрагала, или валика колонны, при этом концы листьев располагаются так, чтобы они её касались или несколько выступали наружу, чем и определяется их выступ. Розетка должна равняться в поперечнике четверти диаметра колонны у основания.
Архитрав, фриз и карниз, составляющие пятую часть высоты колонны, делятся в целом на двенадцать частей, как в ионическом ордере. Различие же заключается в том, что карниз делится на восемь с половиной частей. Одна идёт на каблучок, другая на зубцы, третья на четвертной вал, четвертая и пятая на модильон, остальные три с половиной на венец с гуськом. Выступ карниза равен его высоте. Кессоны для розеток, находящиеся между модильонами, должны быть квадратной формы, а толщина модильонов должна равняться половине промежутков, в которых находятся розетки. Детали этого ордера не показаны буквами, т.к. они подобны предыдущим, на основании которых их легко определить.
Коринфский ордер по Палладио
Всемирная история архитектуры, Том II
Е.Н. Поляков «Архитектурные ордера по Виньоле» Учебное пособие.
Коринфский ордер что это
Ð Created using Figma
Vector Created using Figma Перемотка Created using Figma
Книги Created using Figma С Created using Figma Component 3 Created using Figma Ok Created using Figma Ok Created using Figma Ok Закрыть Created using Figma Закрыть Created using Figma Rectangle Created using Figma
Group Created using Figma
Vector Created using Figma Vector Created using Figma ��� ������� Created using Figma Eye 2 Created using Figma facebook Created using Figma Vector Created using Figma Rectangle Created using Figma facebook Created using Figma Group Created using Figma
Rectangle Created using Figma
Rectangle Created using Figma
На полный экран Created using Figma
google Created using Figma
И Created using Figma Ð˜Ð´ÐµÑ Created using Figma Vector Created using Figma
Стрелка Created using Figma Group Created using Figma
Login Created using Figma logo_black Created using Figma
Logout Created using Figma
Mail.ru Created using Figma Маркер юнита Created using Figma Vector Created using Figma Vector Created using Figma Vector Created using Figma Vector Created using Figma Vector Created using Figma Vector Created using Figma Vector Created using Figma Vector Created using Figma Vector Created using Figma Vector Created using Figma Vector Created using Figma Vector Created using Figma Развернуть лекцию Created using Figma
Громкость (выкл) Created using Figma Стрелка Created using Figma odnoklassniki Created using Figma Ð Created using Figma
Пауза Created using Figma Пауза Created using Figma
Rectangle Created using Figma Rectangle Created using Figma Плей Created using Figma
Доп эпизоды Created using Figma
Vector Created using Figma Vector Created using Figma
rss Created using Figma Свернуть экран Created using Figma Component Created using Figma Стрелка Created using Figma ШÑринг Created using Figma
Громкость Created using Figma
СкороÑть Ð¿Ñ€Ð¾Ð¸Ð³Ñ€Ñ‹Ð²Ð°Ð½Ð¸Ñ Created using Figma
telegram Created using Figma
twitter Created using Figma
Created using Figma
И Created using Figma
vk Created using Figma vk Created using Figma Я Created using Figma
Яндекс Created using Figma youtube Created using Figma