Корма что за часть корабля
Значение слова «корма»
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
Кормовая часть корабля была обычно рядом с управляющими элементами корабля (руль, судовые колёса, винт и т. д). Поэтому кормовая часть корабля обычно принадлежала капитану и в этой части корабля находились капитан и его помощники. Кормовая часть корабля обычно была защищена от ветра при движении корабля, в ней располагались элементы убранства корабля (галереи, каюты и хранились награды, которые были вручены этому кораблю).
Кормовая часть корабля была самая уязвимая — поэтому в бою основной целью была корма. В начале XIX века кормовая часть корабля стала более округлой, это связано с появлением винтовых двигателей. В кормовой части стали размещать основные приборы корабля.
КОРМА’, ы́, ж. Задняя часть судна. К. лодки. Сидеть на корме. ◊
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
Корма
1. река в Рыбинском районе Ярославской области с устьем реки по правому берегу реки Волга (Россия) ◆ Корма — одна из многочисленных рек, протекающих по территории России.
2. река в Архангельской области России, впадающая в озеро Лача
3. название ряда белорусских и украинских малых населённых пунктов
4. созвездие южного полушария неба
корма́ I
1. морск. задняя часть корабля, судна, яхты и т. п., а также космического корабля ◆ Вследствие неправильной погрузки нос и корма катера получили разную осадку. ◆ Интересный вариант предложили для «Клипера»: традиционный один большой ракетный двигатель твердого топлива в носу корабля заменили на восемь маленьких в корме. ◆ Русские вместо брандер запускали паровые катера с шестовыми минами, их заводили под корму или ещё куда. Даниил Гранин, «Зубр», 1987 г. (цитата из НКРЯ)
2. разг. задняя часть транспортного средства ◆ К корме танка крепится трассировщик и кассета с пиросигналами. ◆ Но стоило повернуть ручку и потянуть крышку-спинку на себя, как в корме автомобиля открывалась небольшая уютная скамейка. А. Новиков, Д. Гронский., ««Кадиллак» тоже был малышом», 2004 г. // «Калининградские Новые колеса» (цитата из НКРЯ)
3. перен. прост. шутл. то же, что зад ◆ Якорь тебе в корму!
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: южнорусский — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Корма
Корма́ — задняя часть корпуса корабля (судна), подразделяется на надводную и подводную части. Форма подводной части кормы в определённой мере влияет на управляемость судна и сопротивление воды его движению. Форма надводной части кормы зависит от предназначения корабля (судна) и его размеров.
Кормовая часть корабля была обычно рядом с управляющими элементами корабля (руль, судовые колёса, винт и т. д). Поэтому кормовая часть корабля обычно принадлежала капитану и в этой части корабля находились капитан и его помощники. Кормовая часть корабля обычно была защищена от ветра при движении корабля, в ней располагались элементы убранства корабля (галереи, каюты и хранились награды, которые были вручены этому кораблю).
Кормовая часть корабля была самая уязвимая — поэтому в бою основной целью была корма. В начале XIX века кормовая часть корабля стала более округлой, это связано с появлением винтовых двигателей. В кормовой части стали размещать основные приборы корабля.
Полезное
Смотреть что такое «Корма» в других словарях:
КОРМА — (Stern) задняя оконечность судна, как надводная, так и подводная. В зависимости от вида, который корма имеет в плане, последняя получает дополнительное название прямой, круглой или острой. Самойлов К. И. Морской словарь. М. Л.: Государственное… … Морской словарь
корма — корма, кормы, кормы, корм, корме, кормам, корму, кормы, кормой, кормою, кормами, корме, кормах (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку») … Формы слов
КОРМА — КОРМА, кормы, жен. Задняя часть судна. Корма лодки. Сидеть на корме. ❖ Резать корму (судну; мор.) пересекать путь другого судна тотчас после прохода его. За кормой, в знач. сказуемого или в выражениях: оставить за кормой, осталось за кормой… … Толковый словарь Ушакова
КОРМА — КОРМА, ы, жен. Задняя часть судна, лодки и нек рых других транспортных средств. К. корабля, транспортного самолёта. | прил. кормовой, ая, ое. Кормовое весло. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
КОРМА — судна жен. задний конец или часть, противоположная носу, на Волге, кормушка. | Корма неводная, корна, кут, кутец, мотня, матия, мешок. Кормовой, к корме относящийся (см. также корм). В виде сущ. Кормник ·стар. Кормщик, кормчий, корщик,… … Толковый словарь Даля
корма — ют, гакборт, зад, задник, бэк; жопень, жопа, ягодицы, попка, задница, булки, бульонки Словарь русских синонимов. корма сущ., кол во синонимов: 15 • булки (8) • … Словарь синонимов
корма — КОРМА, ы, ж. Грудь, живот, зад. Корму наесть. Корма в костюм не влазит (о толстяке) … Словарь русского арго
Корма — блюдо индийской кухни обжаренное мясо или птица, тушенные в йогурте или сливочном соусе. Словарь кулинарных терминов. 2012 … Кулинарный словарь
корма — Продукты сельскохозяйственного или промышленного производства, предназначенные для удовлетворения физиологических потребностей сельскохозяйственных животных и птицы в питательных веществах и энергии. [ГОСТ 23153 78] Тематики корма для животных … Справочник технического переводчика
корма́ — корма, ы; мн. кормы, ам … Русское словесное ударение
Корма
задняя оконечность судна. Форма подводной части К. влияет на сопротивление воды движению судна, его управляемость и на условия работы судового движителя (См. Судовой движитель), а очертания её надводной части определяют удобство расположения судовых устройств (рулевого, швартовного, буксирного и др.) и судовых помещений. Для современных морских транспортных судов наиболее характерна крейсерская К. (рис.); разновидность крейсерской К. — ледокольная К. Обыкновенная К. с подзором чаще встречается у морских и речных судов старой постройки, транцевая — у трейлерных судов (См. Трейлерное судно), Контейнеровозов, Траулеров и др. Подводную часть К. современных морских судов обычно делают с незамкнутым ахтерштевнем (открытая К.).
Типичные формы кормовой оконечности судов: а — крейсерская корма; б — обыкновенная корма с подзором; в — транцевая корма.
созвездие Южного полушария неба; наиболее яркие звёзды имеют блеск 2,2; 2,8; 2,8 визуальной звёздной величины (См. Звёздная величина). Наилучшие условия для наблюдений в январе. Частично видно в центральных районах СССР, полностью — только в южных. См. Звёздное небо.
продукты растительного и животного происхождения, а также минеральные вещества, употребляемые для кормления с.-х. животных. К. обеспечивают животных питательными веществами, необходимыми для поддержания жизнедеятельности организма, его роста и производства продукции. К. должны содержать питательные вещества в усвояемой форме, хорошо поедаться животным, не оказывать на организм вредного влияния, по своим физико-химическим свойствам соответствовать анатомо-физиологическим особенностям животных.
Современная классификация К. основана на их происхождении и главнейших свойствах. Наибольшее распространение имеют растительные К. — зелёные, грубые, силосованные, сенаж, корнеклубнеплоды, зерновые и растительные отходы технических производств, а также комбикорма. Зелёные корма (См. Зелёный корм)— трава естественных и сеяных пастбищ, растения, высеваемые на зелёный корм, ботва корнеплодов и др. Составляют основу рационов жвачных животных в летний период. Грубые корма — Сено, Солома, Мякина, стержни кукурузных початков. Содержат значительное количество клетчатки и необходимы жвачным животным для нормализации пищеварительных процессов. Хорошее сено зимой является одним из основных К. для жвачных. Сенаж — консервированный корм, приготовленный из провяленных трав. В рационах жвачных животных может заменить сено, силос. Травяная мука — корм, полученный из искусственно высушенных бобовых трав и бобово-злаковых смесей. Используется как белково-витаминная добавка к рационам животных. Силос — сочный К. Скармливается всем видам животных зимой и в качестве подкормки летом. Корнеклубнеплоды (Свёкла, Морковь, Турнепс, Картофель, Брюква и др.), а также сочные плоды (Тыква, кормовой арбуз и др.) — сочный К., охотно поедаемый всеми животными. Сухое вещество этих К. богато хорошо усвояемыми углеводами, витамином С и каротином (жёлтоокрашенные сорта). Зерновой корм — злаковые (Овёс, Ячмень, Кукуруза и др.) и бобовые (Горох, Бобы, Чечевица и др.). Зёрна злаков содержат много углеводов, главным образом крахмала. Зернобобовые богаты протеином высокой биологической ценности. Из побочных продуктов технических производств наиболее ценны отходы мукомольного производства (Отруби, мельничная зерновая сечка, мучная пыль и др.), свеклосахарного (Жом, Меласса), маслоэкстракционного (Жмых, Шрот), крахмального (Мезга) и спиртового и пивоваренного (Барда, пивная дробина, солодовые ростки и др.). Кормовое достоинство этих К. зависит от качества и сорта сырья и от технологии производства (помола, извлечения масла из семян масличных растений и т. д.).
В соответствии с химическим составом и физиологическим действием на организм животных растительные К. делят на объёмистые и концентрированные. Объёмистыми называются К., содержащие в 1кг не более 0,5 кг переваримых питательных веществ (0,65 кормовой единицы (См. Кормовая единица)). К ним относят грубые и сочные К., а также водянистые отходы крахмального, свеклосахарного и бродильного производств. В грубых К. объём определяется большим содержанием клетчатки (свыше 19%), а в остальных — наличием воды (свыше 40%). К концентрированным относят те из растительных К., которые содержат в 1 кг св. 0,5 кг переваримых питательных веществ (более 0,65 кормовой единицы).
Животные К. — цельное и Обезжиренное молоко, Пахта, Рыбная мука, мясокостная мука (См. Мясо-костная мука), Кровяная мука и др. продукты животного происхождения, используемые для кормления животных. Отличаются высоким содержанием и полноценностью протеина, богаты минеральными веществами и витаминами. Используются в кормлении молодняка всех видов животных, а также взрослых свиней, птицы и пушных зверей.
Из минеральных кормов (См. Минеральные корма) наиболее распространены: поваренная соль — источник натрия и хлора; мел, известняк, ракушки — источники кальция; Костная мука, обесфторенные фосфаты (см. Фосфаты кормовые) — источники кальция и фосфора; карбамид (Мочевина) — азотсодержащее вещество и др.
Комбикорма — кормовые смеси, приготовленные из разнообразных К. промышленность выпускает также обогатительные смеси биологически активных веществ микробиологического и химического синтеза в виде премиксов, белково-витаминно-минеральные добавки, дрожжи кормовые, аминокислоты. Заменители цельного молока — кормовые смеси для выращивания телят. Основу заменителей составляет обрат; обязательные компоненты — жир (животный или растительный), Витамины, Антибиотики и, если необходимо, Микроэлементы.
Пищевые отходы — кухонные отходы предприятий общественного питания и городского населения. Питательность их непостоянна и зависит от вида остатков и порядка сбора. Используются для откорма свиней.
Хозяйственная ценность К. определяется их питательностью, диетическими свойствами и стоимостью производства одной кормовой единицы. Питательность К. зависит от химического состава, переваримости питательных веществ, содержания минеральных веществ и витаминов. Количество протеина (белковых и небелковых азотистых веществ), его полноценность и переваримость оказывают большое влияние на качество К. Полноценность протеина определяется его аминокислотным составом, главным образом содержанием незаменимых аминокислот. Недостаточна протеиновая питательность К., содержащих на 1 кормовую единицу менее 100 г переваримого протеина; высокая — у К., содержащих на 1 кормовую единицу более 100 г переваримого протеина. Богаты протеином зернобобовые (20—30%), жмыхи (30—40%), молодая пастбищная трава, хорошее сено из бобовых, К. животного происхождения; бедны — солома, особенно ржаная, сено из перестоявших злаков, корнеклубнеплоды, сушёный жом и др. Количество жира в растительных К. невелико: в зерне кукурузы и овса 4—5%, в зерне др. злаков, а также гороха и вики 1—2%, в зелёной массе 0,5—1%, в шротах 2—3,5% и т. д. Наиболее богаты жиром семена масличных культур (30—40%), зерно сои (15—16%), жмыхи (6—9%). Содержание жира в рационе особенно важно для животных с однокамерным желудком и для телят в первые месяцы жизни. Безазотистые экстрактивные вещества включают различные вещества, из которых наиболее ценны крахмал и сахара. Крахмал скопляется в семенах, плодах и клубнях, где составляет до 70% сухого вещества, мало крахмала в стеблях и листьях — около 2%. Богаты крахмалом зерновые К. и клубнеплоды, сахарами — плоды бахчевых культур, корнеплоды (сахарная свёкла до 20%), зелёная масса трав. В молоке домашних животных молочного сахара 3—6%. Клетчатка существенно влияет на переваримость и питательность К. Содержание клетчатки и её химический состав зависят от возраста растения — в молодых растениях её меньше, а переваримость выше; с возрастом стенки растительных клеток утолщаются, деревенеют, содержание лигнина повышается, переваримость ухудшается. Количество клетчатки неодинаково в разных частях растения — больше в стеблях, меньше в листьях, плодах и клубнях. В соломе 30—40% клетчатки, в сене 25—30%, в зелёных К. и силосе 5—10%, в корнеклубнеплодах 0,6—1,5%. Клетчатка необходима в рационах всех животных, но особенно жвачных. Из минеральных веществ в К. учитывают содержание кальция, фосфора, натрия, калия, серы, хлора, а в зонах, бедных микроэлементами, — кобальта, иода, меди, марганца, цинка, железа. Важно знать суммарное содержание в К. щелочных и кислотных элементов. По содержанию кальция бобовые культуры превосходят злаковые. Фосфором богаты жмыхи, шроты. Основные витамины в К.: провитамин А — каротин (много в молодой траве, хорошем сене, красной моркови, плодах некоторых бахчевых), витамины группы В (много в траве бобовых, зёрнах злаков), витамин D (много в облученных кормовых дрожжах).
Состав и питательность К. зависят от многих факторов, среди которых наибольшее значение имеют условия произрастания растений (климат, почва, удобрения, агротехника), сорт растения, фаза развития растения, при которой произведена уборка, способ уборки, условия хранения. Для оценки питательности и доброкачественности К. проводят анализ (см. Кормов анализ). В хозяйствах К. оценивают по внешним признакам — цвету, запаху, форме и т. д. Учитываются также пригодность К. для данного вида животных и влияние его на качество продукции. К. должны быть доброкачественными. Плесневелые, гнилые, мороженые, засорённые вредными примесями К. вызывают заболевания животных. Требования к составу, питательности, внешним признакам К. определяются ГОСТами. Для удлинения сроков хранения и удобства раздачи их машинами применяют различные способы консервирования (сушка, Силосование и др.), а также гранулирование и брикетирование (см. Гранулированные корма, Брикеты кормовые). С целью улучшения поедаемости и усвояемости К. в хозяйствах применяют различные способы подготовки К. к скармливанию. Для практического пользования разработаны таблицы питательности К.
Лит.: Попов И. С., Кормление сельскохозяйственных животных, 9 изд., М., 1957; Томмэ М. Ф., Модянов А. В., Заменители кормового протеина, М., 1963; Корма СССР, М., 1964; Растительные белковые корма, пер. с англ., М., 1965; Белехов Г. П., Чубинская А. А., Минеральное и витаминное питание сельскохозяйственных животных, Л., 1965.
посёлок городского типа, центр Кормянского района Гомельской области БССР, в 4 км от пристани, расположенной на берегу р. Сож (приток Днепра), в 55 км от ж.-д. ст. Рогачёв (на линии Могилёв — Жлобин). Комбинат строительных материалов, хлебозавод, плодоовощной завод, льнозавод. Откормочный совхоз (со спиртовым заводом).
научно-производственный журнал Министерства сельского хозяйства СССР. Выходит 1 раз в 2 месяца. Издаётся в Москве с 1966 (в 1966—71 назывался «Луга и пастбища»). Рассчитан на специалистов колхозов, совхозов, министерств, научно-исследовательских учреждений, преподавателей и студентов с.-х. вузов и техникумов. Освещает вопросы полевого кормопроизводства, лугопастбищного хозяйства, особенности технологии заготовки, консервирования и хранения кормов, вопросы селекции и семеноводства кормовых культур. Тираж (1972) 20 тыс. экземпляров.
Что такое корма на лодке ПВХ?
Начинающему или заядлому рыбаку важно знать строение лодки для того, чтобы правильно ремонтировать её и, конечно, покупать разные элементы, в том числе и само плавсредство. Вот, например, увидите в характеристиках или инструкции слово “корма”, “транец”, задумчиво почешите затылок и пойдете расспрашивать, что же это такое. Или поломается у вас какая-то часть лодки, а вы и не знаете, как она называется, что купить, а брать с собой сломанный элемент — не всегда хорошая идея. Поэтому мы решили рассказать вам, из чего состоит плавсредство.
Из чего состоит лодка?
И сразу полезные картинки:
Теперь давайте разбираться. Любое судно, в том числе и маломерное, состоит из корпуса, в котором есть набор и обшивка (первый служит основанием для второй).
Но в лодках ПВХ, как из нашего ассортимента, по сути, только обшивка, что значительно упрощает не только процесс изготовления, но и эксплуатации. Обшивка обеспечивает плавсредству водонепроницаемость, жёсткость и прочность.
Интересное видео о том, как производятся ПВХ-лодки:
Другие составляющие лодки (мы отметим те, которые есть или могут быть на всех плавсредствах, в том числе ПВХ):
Здесь не все составляющие лодки. Терминов больше, это основные. Постепенно мы вам обо всё расскажем.
Отдельное внимание сейчас уделим корме.
Что такое корма?
Очень просто понять, где это — корма лодки: сзади плавсредства. Спереди находится нос, сзади корма. Состоит из надводной и подводной части. Первая влияет на управляемость судна и сопротивление воды его движению. Надводная часть по форме может быть разной, всё зависит от предназначения плавсредства и его размеров.
С помощью этой картинки вы точно поймёте, где находится корма у лодки и корабля:
корма эсминца
Теперь вы ещё лучше разбираетесь в устройстве лодки и вам будет проще выбрать подходящий вариант из нашего ассортимента. И помните: хорошая лодка — верный помощник рыбака!
Вопрос — ответ
Вопрос: Корма на надувной лодке — что это?
Имя: Ярослав
Ответ: Это задняя часть лодки. Передняя область называется носом, задняя — кормой.
Вопрос: Корма лодки — в какой части, где это находится?
Имя: Егор
Ответ: Находится сзади плавсредства. Состоит из подводной и надводной части. Форма кормы зависит от конструкции и типа лодки.
Морской словарь для сухопутных читательниц
И если бы только это! Женщин больше на любой выставке, любой театральной постановке, на любой экскурсии. В любом концерте. В любой библиотеке. В любой литературной аудитории. Даже на сайте проза.ру большинство составляют женщины. И только среди моих читателей преобладают мужчины. Эту несправедливость я и собираюсь исправить.
Ведь читательниц у меня было много, пока не разбежались. Несколько раз перед этим они жаловались, что в моих рассказах слишком много непонятных им морских терминов. Некоторые советовали даже написать специальный словарик. Я знаю, что на нашем сайте есть много старых моряков, опытных капитанов, которые составили бы такой словарь лучше меня.
Ясно, что разъясняя многие понятия, я иногда прибегал к помощи морских словарей и учебников. Очень надеюсь, что составители этих словарей не станут со мной судиться. Хотя бы из любви к тем, для кого предназначен мой словарик.
Что такое «узел»? Нет-нет, не морской такелажный узел, а что-то совсем другое. А что? Что такое дедвейт судна? Тоннаж? Водоизмещение? Сколько груза может взять на борт современное грузовое судно? Почему на маленьком траулере работает больше людей, чем на огромном океанском танкере? Что такое ватерлиния? Что такое каботаж? Зачем на судне танки? Что такое порт приписки судна? По какому времени живут моряки, странствуя по свету?
Что такое «вышка», «середуха», ШМО, ТФ? «Рыбка», «тюлька», «централка»? Вряд ли вы даже слышали о них, если не живёте в портовом городе. Что такое ТУС, или, более благозвучное, ТУК, вы, конечно, тоже не знаете. А, между прочим, это – именно то, что я и собираюсь вам рассказать.
Конечно, не теорию и устройства судна, или корабля, но – некоторые основные морские понятия и жаргонные словечки для детей и взрослых, желающих выучить еще один язык. На это раз – морской. Итак, приступим в алфавитном порядке.
АВРАЛ- срочные судовые работы, требующие участия всего экипажа.
АРТЕЛКА – помещение для хранения судовой провизии.
БАКЛАН – голодный человек на судне который постоянно хочет есть и находится в районе камбуза.
БЛЭКАУТ – (англ. BLACK OUT) – полное обесточивание теплохода.
БРАШПИЛЬ- палубный механизм с горизонтальной осью вращения, предназначенный для подъёма якоря и выбирания тросов при швартовке. Обычно устанавливается в носу судна, на баке.
БУКВАРЬ – книга, инструкция.
ВАЙПЕР – моторист 2-ого класса (от англ. – wiper – уборщик). Он же ВАЙПЕРЕНЫШ.
ВАХТИТЬ – нести вахту.
ВЗЯТЬ ЗА НОЗДРЮ – шутл. – взять на буксир.
ВООРУЖИТЬ – изготовить для действия
ГАЗ – крепкие алкогольные напитки.
ГОЛУБЯТНЯ – навигационный мостик.
ГОЛУБИЦА- отверстие между килем,шпангоутом и обшивкой корпуса судна.
ГРОТ-МАЧТА- вторая от носа мачта. На современном судне находится на пеленгаторном мостике.
ДЕЙДВУД- подводная часть кормового заострения судна в месте прохода гребного вала. Вал в этом месте лежит на дейдвудном подшипнике.
ДИФФЕРЕНТ- наклон судна в продольной плоскости. Обычно бывает на корму.
ДНИЩЕ- заглублённая, подводная часть обшивки корпуса судна.
ИЛЛЮМИНАТОР- застекленное отверстие в борту или надстройке.
КАМБУЗ- кухня на судне.
КАЧКА- колебания судна под воздействием волн, бывает килевой, бортовой, днищевой и смешанной.
КЛЮЗ- отверстие в фальшборте, палубе или борту, окантованное прутком или отливкой, служащее для проводки троса или цепи.
КНЕХТ- деталь швартовного устройства в виде парных металлических тумб на общем фундаменте, прикрепленном к палубе. Швартовы накладываются восьмёрками.
КОНЕЦ- так называется любая верёвка на судне.
КРАНЕЦ- приспособление, служащее для амортизации ударов и защиты борта судна о причал или другое судно на швартовках и стоянках. Часто используют автомобильные покрышки.
КУБРИК- помещение на судне для размещения экипажа. В отличие от кают, многоместный.
ЛАГ- прибор для измерения пройденного расстояния судна.
ЛОТ- устройство для измерения глубин с борта судна.
ЛОЦМАН- специалист по проводке судов в определенном районе, порту, канале или проливе. Бывает обязателен к приему на борт, но ни в коем случае не подменяет капитана и не снимает с него ответственности за безопасность судна.
МАСТЕР – (англ. master) капитан теплохода. Он же Папа, Дядя.
МАШКА – судовая швабра.
МИДЕЛЬ-ШПАНГОУТ (МИДЕЛЬ)- средний по длине судна шпангоут.
НА ХОДУ- термин означает, что судно не стоит на якоре, не ошвартовано к берегу и не стоит на мели. То есть, либо в походе, либо в дрейфе.
НАБОР КОРПУСА СУДНА- совокупность поперечных и продольных балок, составляющих остов судна.
НАДСТРОЙКА- закрытое сооружение на палубе, простирающееся от борта до борта. Может быть на корме, в середине судна, и в носу.
НОС- передняя оконечность судна.
ОБСЕРВАЦИЯ- определение места судна по наблюдениям объектов с известными географическими координатами (береговые ориентиры, радиомаяки, звёзды и т.д.).
ОБШИВКА- стальная поверхность борта судна.
ОСТОЙЧИВОСТЬ- способность судна, получившего по какой-либо причине крен, выпрямляться. Недостаточная остойчивость, происходящая от слишком высокого центра тяжести, делает судно валким, склонным к опрокидыванию. Чрезмерная остойчивость приводит к очень резкой и быстрой качке, опасной для корпуса и оборудования.
О.С., ОСЛИК – матрос 2-ого класса, младший матрос (от англ. OS – ordinary seamen)
ПОДВАЛ – машинное отделение.
ПОСУДИНА – лодка, судно.
ПРИВЯЗАТЬСЯ – пришвартоваться, завести швартовые концы. Например: привязаться к стенке – пришвартоваться к причалу.
ПРИСПОСОБА – приспособление, любая вещь, которую можно приспособить для проведения какой-либо работы.
РОГАТЫЕ – матросы, штурмана.
СТАРМЕХ – сокращенно СТАРШИЙ МЕХАНИК, он же ДЕД.
СТАРПОМ – сокращенно СТАРШИЙ ПОМОШНИК КАПИТАНА, он же ЧИФ.
СТЕНКА – причал, пирс.
СТРИНГЕРЫ — внутренние продольные связи для крепления обшивки. Они делятся на бортовые и днищевые — КИЛЬСОНЫ.
ПАЙОЛ- настил палуб и платформ машинного отделения. Как правило, делается полностью или частично съёмным.
ПАЛУБА- горизонтальное перекрытие корпуса судна. Палуба может быть главная, шлюпочная, палуба мостика и так далее.
ПЛАНШИРЬ- планка (брус), ограничивающий фальшборт по верхней кромке.
ПЛАСТЫРЬ- облицованный, многослойный, прямоугольник из парусины с коушами по периметру, для закрытия пробоины в борту. Был обязательным на советских судах дальнего плавания.
ПОДВОЛОК- зашивка потолка во внутреннем помещении.
ПРИЖИМНОЙ- швартов, подаваемый перпендикулярно ДП судна.
ПОДЗОР- свес кормы судна.
ПРОДОЛЬНЫЙ- швартов, подаваемый с носа вперёд, с кормы назад.
РЕВЕРСИРОВАНИЕ- изменение направления вращения двигателя на противоположное.
РЕЙД- открытая, прибрежная часть водной поверхности, предназначенная для стоянки судов на швартовных бочках, буях или якорях.
РУЛЬ- конструкция, состоящая из пера руля, баллера и румпеля.
РУМБ- единица плоского угла в навигации, равная 1\32 части окружности.
СВЕТОВОЙ ЛЮК- люк прямоугольной формы в палубе, огражденный комингсом.
СЕКСТАН- угломерный инструмент для измерения высот небесных светил и углов на земной поверхности.
СТРИНГЕР- продольный элемент набора корпуса судна. Различают днищевой, скуловой, бортовой и палубный стрингер.
СТРОП- Приспособление из тросов для захвата и подвешивания к гаку грузов.
СУДОВАЯ РОЛЬ- список экипажа и пассажиров с паспортными данными и должностями на судне.
СУДОВЫЕ НАВИГАЦИОННЫЕ ОГНИ- основные огни, которые должны нести все суда в море: бортовые, топовые, кормовой, буксирный, круговой.
СХОДНЯ- переносной трап, используемый, когда судно находится на одном уровне с причалом.
ТАЛИ- грузоподъёмное устройство с ручным приводом.
ТРАП- любая лестница на судне. Бывает парадный, наружный, внутренний, лоцманский.
ТУГРИКИ, Х*ЯБРИКИ – любая местная валюта.
ТРЕВОЖИТЬСЯ – выполнять учения по тревогам (Человек за бортом, Пожар, Оставление судна и т.п.).
ТУРАЧКА- барабан шпиля, брашпиля, лебёдки, на который наматывается трос.
УЗЕЛ- принятая в мореплавании единица скорости, равная одной морской миле в час.
ФАЛЬШБОРТ — ограждение по краям наружной палубы судна, пояс выше главной палубы, выполненный как продолжение борта судна. Заканчивается планширем.
ФАРВАТЕР- безопасный, в районе навигационных опасностей, проход для судов.
ФЛОР- нижняя часть шпангоутной рамы.
ФОРПИК- крайний носовой отсек судна.
ФОРШТЕВЕНЬ-брус по контуру носового заострения судна, жестко соединенный с килём.
ФОРДЕК- носовая часть палубы судна.
ХОДИТЬ (на судне)- находиться на борту судна во время плавания.
ЧЕРДАК – навигационный мостик.
ЧИРИК – четвертый механик.
ШВАРТОВ- швартовный трос, предназначенный для закрепления судна у причала или борта другого судна. Разделяются на продольные, прижимные и шпринги.
ШВАРТОВКА- совокупность действий по подходу и закреплению судна к месту швартовки.
ШВАРТОВНОЕ УСТРОЙСТВО- шпили, кнехты, клюзы, вьюшки и пр.оборудование, предназначенное для швартовки.
ШЛЮП-БАЛКА- устройство в виде двух балок с механизмом для спуска за борт шлюпки, и подъёма её. Применяется для спасательных шлюпок.
ШПАНГОУТ- основная балка поперечного набора судна, основа для обшивки судна.
ШПАЦИЯ- расстояние между шпангоутами.
ШПИГАТ- отверстие для свободного перетекания воды.
ШПИЛЬ- вертикально расположенный механизм для выбирания якорь-цепи и швартовов.
ЮТ- надстройка в кормовой части судна. Наиболее часто встречающаяся у грузовых судов.
ЯМА – машинное отделение.
ЯШКА – якорь. Обычно говорят встать на ЯШКУ или кинуть ЯШКУ.
ЯХТА- судно для отдыха (парусное или моторное). Яхты могут быть громадными, как у Романа Абрамовича и совсем крохотными, на одного-двух человек.