Кормя зевесова орла что значит
Рецензия на стихотворение Ф.И. Тютчева «Весенняя гроза»
Ф.И. Тютчев занимает особое место в истории русской литературы. Гениальный художник, глубокий мыслитель, тонкий психолог – таким предстает он в стихотворениях, темы которых вечны. Особое место в творчестве и философии Тютчева занимает природа. Поэт наделяет ее жизнью, говорит о самостоятельном мудром существовании природы в этом мире. Тютчев, как никто другой, умеет созерцать природу, удивительно точно и лирично передавая ее красоту и постоянное движение. Одним из таких лирических шедевров можно назвать его стихотворение «Весенняя гроза».
Здесь поэт с большой любовью рисует картину первой весенней грозы. Природа уже пробудилась от зимнего сна, но еще не до конца сбросила с себя оковы холода и неподвижности. Еще не было грозы, не было этого веселого буйства природы. Но вот все окончательно возрождается к жизни, и начинается майская гроза:
Люблю грозу в начале мая,
Когда весенний, первый гром,
Как бы резвяся и играя,
Грохочет в небе голубом.
Важно заметить, что вся картина весеннего буйства дана глазами лирического героя, которого, я думаю, можно приравнять и к самому автору. Грозу и гром привыкли воспринимать как что-то ужасное, гнев богов, немилость. Но Тютчев рисует решительно другую картину. Его гром грохочет, но при этом он не вызывает какого-то суеверного страха. Здесь гром подобен расшалившемуся мальчишке, вырвавшемуся наконец на волю после долгого сидения взаперти. Это происходит с помощью сравнения «как бы резвяся и играя», в котором используется одушевление.
Весна – это символ молодости, обновления. Первая гроза освежает, омолаживает все вокруг:
Гремят раскаты молодые,
Вот дождик брызнул, пыль летит,
Повисли перлы дождевые,
И солнце нити золотит.
Свежесть весны подчеркивает эпитет «раскаты молодые». Автор старается передать порывистость, быстроту всего происходящего с помощью глаголов «брызнул», «летит». И вот читателя захватывает стремительность дождя. Его капли автор сравнивает с «перлами», то есть уподобляет их жемчужинам. Эта метафора ярко передает очарование лирического героя весенним дождем. Каждая строка стихотворения дышит живостью, одушевленностью. Автор часто применяет такие приемы, как олицетворение («повисли перлы дождевые») и одушевление («солнце нити золотит»).
Далее мы видим, что гром в своем веселом буйстве не одинок. Ему вторит вся природа, радуясь и воспевая пробуждение от зимнего сна:
С горы бежит поток проворный,
В лесу не молкнет птичий гам,
И гам лесной и шум нагорный –
Все вторит весело громам.
И вновь можно увидеть одушевление: «бежит поток». Эпитет «проворный» помогает увидеть стремительность этого потока, его живость, молодую резвость.
Очень интересно то, что автор словно не делает разделения между живой и неживой природой. Поток у него также жив и подвижен, как и радостно галдящие птицы.
Последнее четверостишие представляет собой одну большую метафору:
Ты скажешь: ветреная Геба,
Кормя Зевесова орла,
Громокипящий кубок с неба,
Смеясь, на землю пролила.
Пролитый с неба Гебой кубок является символом бури, буйства стихий. Очень важно отметить, что сама Геба – молодая богиня, любимица Зевса. Вот снова ярко вырисовывается картина обновления, омоложения всего сущего. Весенняя гроза, дождь умыли мир, помогли ему смыть с лица и души грязь, накопившуюся за зиму.
Все стихотворение наполнено движением, чувством омоложения и свежести. Это помогает передать и звуковой рисунок произведения. Повтор согласных «г», «р», «м», «б» воспроизводит грохот весенней грозы, шум «проворного» потока», птичий гам.
Я думаю, что весенняя гроза означает не только омоложение природы, но и обновление человеческой души. Весна смывает накопившиеся за зиму раздражительность, депрессию, усталость, умывая человека внутренне. После грозы всегда легче дышится как в физическом, так и в моральном смысле.
«Гебы» и «Ганимеды» Торвальдсена
Бертель Торвальдсен посвятил целый цикл работ мифическим виночерпиям олимпийских богов — Гебе и Ганимеде.
1. Геба Торвальдсена
Справка. Геба – богиня цветущей юности, дочь Зевса и Геры (ну наконец-то нашли законнорожденного ребенка Зевса от законной жены!), кравчая богов на Олимпе, разносила им на пирах нектар и амброзию (то есть напиток, дающий бессмертие – так считали греки).
Базовым для понимания идейного содержания торвальдсеновской Гебы является следующий факт.
Поднося своему отцу с утра и до вечера напитки, однажды Геба споткнулась, упала и разлила нектар, Зевс разгневался и заменил ее Ганимедом. И смотрит печальная Геба на могилу неудачливого виночерпия, которого ждет такое же фиаско, после которого его уволят с работы. По другом мифу она вышла замуж за Геракла, вот тогда-то, невзирая на запреты увольнения по инициативе администрации по Кодексу законов о труде (она родила детей), Зевс ее уволил и принял на работу Ганимеда, которого сделал своим любовником (это уже криминал, так как тот несовершеннолетний, впрочем, возраст у бессмертных – дело темное).
Возможно, были и другие причины увольнения. Как написал великий Ф.Тютчев в детском стихотворении «Весенняя гроза» («Люблю грозу в начале мая…»):
Кормя Зевесова орла,
Громокипящий кубок с неба,
Зато после этой грозы Геба больше не смеялась и ей стало грустно, потому что влетело от папаши Зевса.
Именно это грустное состояние Гебы и изобразил Торвальдсен, находя в этом настоящую женскую красоту (жестокосердный).
Но слегка грустить может даже Афродита (ей ли грустить с ее красотой!), которую в одежде трудно отличить от Гебы.
Афродита. Римская копия с греческого оригинала, созданного Каллимахусом в конце 5 века до н.э. Лувр
Торвальдсен создал два варианта «Гебы».
1.1.Первый вариант «Гебы»
Модель первого варианта «Гебы» Торвальдсен сделал уже после того, как Канова сваял свою шагающую по облакам «Гебу». Канова подвергся за эти облака критике.
Торвальдсен. Геба. (Первый вариант). 1819-1823. По модели 1806. Копенгаген. Музей Торвальдсена
Торвальдсен уверенно завоевывал публику. Маленькие хитрости большого мастера: «Геба» была сделана в пандан (для того, чтобы две скульптуры создали пару, ансамбль) к «Ганимеду» 1804 года. По принципу: один виночерпий хорошо, а два лучше. Ганимед тоже виночерпий на Олимпе, сменивший Гебу.
Торвальдсен. Слева — Ганимед. 1804. Копенгаген. Справа — Геба (по модели 1806). Музей Торвальдсена
1.2. Второй вариант «Гебы».
Торвальдсен. Геба. 1816-1822. Копенгаген. Музей Торвальдсена
Создавая второй вариант Гебы, Торвальдсен явно приблизился к античному «оригиналу», каковым без труда усматривается знаменитая кариатида, особенно в части складок одежды.
Неизвестный мастер. Кариатида из храма Эрехтейон, Акрополь, Афины (Греция). Около 420-406 гг. до н.э. Находится в Британском музее в Лондоне
Эта та самая кариатида, которая до начала XIX века поддерживала знаменитый портик Эрехтейона в течение примерно 2300 лет (трудяга!), которую выломал (!) воришка посол Англии в Турции лорд Элгин и увез в Англию.
И кто скажет, что у Торвальдсена складки одежды хуже, чем у кариатиды?
Слева направо: первый вариант «Гебы», второй вариант «Гебы» Торвальдсена, античная кариатида
Воочию можно видеть, что значит «встать на плечи гигантов».
2. Ганимеды Торвальдсена
Торвальдсен оценил Гебу и особенно Ганимеда как удобные поводы изобразить настоящую красоту, причем юношескую. В то время древнегреческая мифология была удобным и привычным набором символов для дворянской элиты и не только. От обилия Ганимедов у Торвальдсена может закружиться голова: Ганимеды на все вкусы, начиная с зевсова.
Справка. Сказать, что Ганимед – очередной виночерпий на Олимпе, значит не сказать ничего. Это не главный его функционал. Главный его функционал – быть красивым. В этом отношении он подобен Антиною или Эндимиону, но гораздо моложе. Ганимед – сын троянского царя Троса (правил до троянской войны). Зевс из-за его красоты положил на него глаз (чёрт проклятый), похитил Ганимеда, вознес его на Олимп, сделал своим возлюбленным и кравчим (разносчиком напитков), обессмертил. По одной из версий Зевс сам провернул похищение, обратившись в орла, по другой версии Ганимеда похитил просто орел по заказу Зевса.
2.1. «Ганимеды» Торвальдсена 1804 года
Торвальдсен. Ганимед стоящий. 1804. Музей Торвальдсена. Копенгаген
Торвальдсен. Ганимед стоящий с орлом Юпитера. 1804. Национальный музей в Познани
В общем, все Ганимеды хороши: с орлом, без орла, главное – фригийский колпак (шутка), но о нем ниже.
2.2. «Ганимед поит орла» Торвальдсена
Данная скульптура была сделана в период создания очень красивых скульптур, в частности, «Венеры».
Торвальдсен. Торжествующуя Венера. 1819-1821 (модель 1813-1816). Девонширская коллекция, Чатсворд
Венера торжествует, так как выиграла суд Париса: ей он вручил яблоко (раздора) как самой красивой, обидев при этом Геру и Афину (не на ту поставил, что доказало поражение в троянской войне).
Гипсовая модель скульптуры «Ганимед поит орла» была создана Торвальдсеном в 1817. В 1820 она разбилась, затем ученик и помощник Торвальдсена И.Шолль по сохранившейся гипсовой модели сделал мраморную версию, которая находится в Музее Торвальдсена.
Торвальдсен. Ганимед поит орла. Мрамор. 1817 (модель). Музей Торвальдсена. Копенгаген
Торвальдсен. Ганимед поит орла. Мрамор. 1817 (модель). Фрагмент. Музей Торвальдсена. Копенгаген
Всего мраморных версий этой скульптуры шесть, среди них не значится эрмитажный вариант. Видимо, некто сделал еще одну мраморную копию, которая и попала в Эрмитаж.
Торвальдсен. Ганимед поит орла. Слева – эрмитажный вариант, справа – из Музея Торвальдсена. Отличий довольно много.
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
Кормя зевесова орла что значит
Поиск по сайту:
Новые статьи
Статистика
Геба (Гебея), богиня вечной молодости, жена Геракла и виночерпий богов
Геба (Гебея), греч. — богиня вечной молодости, на пирах олимпийских богов выполняла обязанности виночерпия (до появления Ганимеда).
Согласно Гомеру, была дочерью Зевса и Геры, некоторые более поздние авторы (особенно римские) утверждали, что Гера родила ее сама по себе, как Зевс Афину. На Олимпе занималась ответственным делом: наливала богам нектар. Замуж вышла сравнительно поздно, но зато удачно: ее мужем стал величайший герой греческих мифов Геракл.
Геба изображена на многочисленных вазах; мраморный торс из храма Ареса на афинской агоре (ок. 440 до н. э.), возможно, принадлежал ее статуе.
Самую известную из статуй Гебы нового времени создал Пажу, придворный скульптор Людовика XV и Людовика XVI, придавший ей портретное сходство с мадам Дюбарри; в 1800—-1801 гг. две статуи Гебы изваял А. Канова (одна из них находится в Санкт-Петербурге, в Эрмитаже); его примеру последовал Торвальдсен (1806 и 1837).
Иногда Геба изображалась кормящей орла Зевса:
«…ветреная Геба,
Кормя Зевесова орла,
Громокипящий кубок с неба,
Смеясь, на землю пролила».
— Ф. И. Тютчев, «Весенняя гроза».
Оперу-балет «Празднества Гебы» написал Рамо, оперу «Свадьба Геркулеса и Гебы» — Глюк (1747).
Ветреная Геба
Федор Тютчев
Весенняя гроза (1826)
Люблю грозу в начале мая,
Когда весенний, первый гром,
Как бы резвяся и играя,
Грохочет в небе голубом.
Гремят раскаты молодые,
Вот дождик брызнул, пыль летит,
Повисли перлы дождевые,
И солнце нити золотит.
С горы бежит поток проворный,
В лесу не молкнет птичий гам,
И гам лесной, и шум нагорный-
Все вторит весело громам.
Ты скажешь: ветреная Геба,
Кормя Зевесова орла,
Громокипящий кубок с неба,
Смеясь, на землю пролила.
Не знаю, что в Гебе такого уж особенно ветреного кроме вечной юности! Родители ее похлеще будут!
Геба
Поначиталась я Википедии и поняла, что в детстве как-то невнимательно читала древнегреческие мифы! А тут открылись такие интимные подробности, о которых я даже и не подозревала! Нет, я конечно знала, что папаша Гебы Зевс был большим шалунишкой и то и дело в кого-нибудь превращался, чтобы соблазнить очередную красотку!
«В облике змея он соблазнил Деметру, а затем Персефону, в облике быка и птицы — Европу, в облике быка — Ио, в облике орла — Ганимеда, в облике лебедя — Немесиду (ставшую гусыней) или Леду, в облике перепела — Лето, в облике муравья — Евримедусу, в облике голубя — Фтию, в огненном обличии — Эгину, в виде золотого дождя — Данаю, в облике сатира — Антиопу, в облике пастуха — Мнемосину. Возлюбленные его обычно сохраняют человеческий облик, но Каллисто он превращает в медведицу, Ио — в корову. «
Что это за латук такой специальный, я вас спрашиваю? Где его разводят?
А Геракл, кстати, тоже побочный сын Зевса! И ежели все-таки Зевс был тем самым латуком, то Геба опять же Гераклу сестра выходит, по папаше-то!
Гера в повозке, запряженной павлинами
Да-а, пожалуй надо внимательнее отнестись к выбору салата.
:)))
bubligum9000
bubligum9000
Charles Picqué (1799-1869) Геба.
Francisco Javier Ramos y Albertos.1784. Геба.
В Риме она называлась Ювента (Juventus), культ которой был перенесен в Рим в конце III века до нашей эры, римская Геба имела несколько храмов и олицетворяла собой вечно юношеское процветание государства.
Изображения Гебы в античности встречаются редко, и то только на вазах.
Люблю грозу в начале мая,
Когда весенний, первый гром,
Как бы резвяся и играя,
Грохочет в небе голубом.
Гремят раскаты молодые!
Вот дождик брызнул, пыль летит.
Повисли перлы дождевые,
И солнце нити золотит.
С горы бежит поток проворный,
В лесу не молкнет птичий гам,
И гам лесной, и шум нагорный —
Все вторит весело громам.
Ты скажешь: ветреная Геба,
Кормя Зевесова орла,
Громокипящий кубок с неба,
Смеясь, на землю пролила!
Ф. Тютчев.
Jean-Marc Nattier (1685-1676) Луиза Генриетта де Бурбон-Конти (1726–1759),
впоследствии герцогиня Орлеанская в образе Гебы.