Корневильские колокола что это
Робер Планкет. Оперетта «Корневильские колокола»
Французкий ксомпозитор Робер Планкет создал немало комических опер и оперетт. Мы расскажем о самой знаменитой из них – «Корневильских колоколах». В либретто, предложенном Планкету Луи Кантеном, возглавлявшим театр «Фоли Драматик» в Париже, было все, что нужно для хорошего комедийного спектакля: и забавные сцены, и любовь, преодолевающая препятствия, и счастливая развязка, и даже привидение (впрочем, оказалось оно совсем не привидением).
Начинается оперетта развернутой сценой, где присутствуют и куплеты с хором, и весьма эмоциональный ансамбль, и хор. Жители нормандского местечка Корневиль обсуждают последние новости: состоятельный фермер Гаспар желает видеть племянницу Жермен супругой старосты, девушка же любит Гренише – работника своего дяди. Кроме племянницы у Гаспара есть приемная дочь Серполетта, чье темное происхождение позволяет предполагать все, что угодно – может, даже благородную кровь, о чем девушка сообщает в жизнерадостном рондо. Площадь пустеет, издалека доносится задумчивая баркарола «Плыви, мой челн». Гренише встречается с Жермен, которая вспоминает, как однажды упала в воду и едва не утонула, а придя в сознание, увидела рядом Гренише, объяснившегося ей в любви, и девушка поклялась стать супругой своего спасителя. Звучит изящный, лиричный дуэт.
На сцене появляется новый персонаж – моряк, под личиной которого скрывается маркиз де Корневиль. В балладе Жермен «Песня колоколов», в которой немалую роль играют звукоподражательные мотивы, рассказана легенда о заброшенном Корневильском замке, колокола которого зазвонят сами собой при появлении законного владельца. Оставшись в одиночестве, маркиз в вальсообразном рондо вспоминает, как недавно спас утопающую девушку, которую поручил заботам местного жителя. И хотя лица разглядеть не смог, мысль о ней не дает маркизу покоя… Завершается первая картина ансамблевой сценой: вид целующихся влюбленных в равной степени, хотя и по разным причинам, возмущает и Гаспара, и Серполетту. Вторая картина живописует ярмарку: звучит хор, грубоватая песня кучеров сменяется игривым хором служанок с солирующей Серполеттой. Гаспар, разыскивающий сбежавшую племянницу, выражает свою ярость в буффонных куплетах. Спасаясь от его гнева, Жермен нанимается в служанки к маркизу, который уже нанял Серполетту и Гренише.
Во втором акте действие переносится в замок – герои вознамерились узнать, что за таинственный свет мелькает в его окнах по ночам. Их страх с изящным остроумием передан в терцете Гренише, Серполетты и старосты. Девушка храбрится, запевая веселую песенку. Маркиз объявляет, что является законным владельцем замка и желает, чтобы староста перед ним отчитался – но тот отвечает забавно-невразумительной песенкой. Открыв тайный ход в зал, где хранятся сокровища его предков, маркиз поет патетическую песню, а затем сообщает старосте о дочери прежнего хозяина замка, в младенчестве переданной на попечение Гаспара… Предположения Серполетты о ее благородном происхождении оправдались, девушка выражает восторг в куплетах. Но маркизу не до радости: он любит Жермен, она неравнодушна к нему, но связана клятвой… В дуэте жалобные интонации Жермен сопоставляются с гневными речами маркиза: это он, а не Гренише, спас ее! Входит староста в сопровождении матросов: он намерен выяснить, кто только что подплыл к замку на лодке. Вскоре выясняется, что это Гаспар, который хранит здесь свои деньги. Его излияния прерывает колокольный звон и грозное пение («Восстаньте, мертвые») маркиза, старосты, Серполетты, Жермен, облачившихся в белые одеяния, и Гренише, которого матросы по приказу маркиза засунули в рыцарские доспехи. От ужаса Гаспар лишается рассудка. Тем временем колокола звонят все радостнее.
В парке возле замка сумасшедший Гаспар поет песню о бродягах, а крестьянский хор насмешливо встречает разодетую Серполетту. Дуэт Жермены и маркиза исполнен глубокого чувства: девушка, будучи простой крестьянкой, не считает возможным стать женой аристократа… Мучимый совестью Гаспар признается, что не Серполетта, а Жермен приходится дочерью владельцу прежнему замка – он выдал ее за собственную племянницу, чтобы присвоить деньги. Все счастливы, и даже Серполетта не особенно опечалена. Заканчивается оперетта всеобщим весельем под звон колоколов.
Премьера «Корневильских колоколов» состоялась в апреле 1877 г. Критики встретили ее сравнительно сдержанно – в частности, раздавались упреки в сходстве сюжета с романтико-комической оперой немецкого композитора Фридриха фон Флотова «Марта, или Ричмондская невеста», но мнение критиков зачастую не совпадает с мнением зрителей. Сказать, что публика приняла оперетту с восторгом – значит, ничего не сказать! Оперетта выдержала более четырех сотен представлений, мелодии из нее напевали, их играли духовые оркестры в парках и садах и шарманщики на улицах. Вскоре началось триумфальное шествие оперетты по миру: в том же году она была с успехом поставлена в Нью-Йорке, с 1878 г. свыше семисот раз представлялась в Лондоне, где оставалась абсолютным «рекордсменом» среди музыкальных спектаклей вплоть до 1886 г.