Короленко парадокс чему учит

«Парадокс», анализ рассказа Короленко

История создания

Рассказ «Парадокс» был написан в 1894 г. Короленко создал его на одном дыхании, буквально за день. В одном из писем он упоминал, что пессимистическое и унылое настроение рассказа связано с трагедией, случившейся в семье Короленко в 1893 г. Во время путешествия Владимира Галактионовича в Америку умерла его дочь Лёля, и писатель чувствовал себя «изломанным, разбитым и ничтожным.

Рассказ был напечатан в № 5 журнала «Русское богатство».

Литературное направление и жанр

Короленко определял жанр произведения как очерк. Для рассказов очеркового типа характерно описание быта и нравственного состояния определённой среды. К новелле рассказ приближает случай, лежащий в основе сюжета и раскрывающий характер героев.

Для придания рассказу достоверности Короленко описывает историю как автобиографическую, случай из детства.

Тематика и проблематика

В первом же предложении обозначена проблема рассказа: для чего создан человек, каково назначение жизни. Эта философская проблема находит ответ в афоризме несчастного калеки: «Человек создан для счастья, как птица для полёта». Этот афоризм придуман писателем и стал самым известным его крылатым выражением. Но не он составляет основную мысль произведения. Важно, что эту мудрость произносит несчастный калека.

В данном контексте афоризм становится парадоксом, а основная мысль произведения состоит в том, что каждый человек стремится к счастью, даже глубоко несчастный. Ощущение счастья – понятие индивидуальное, не зависит от удачливости и благополучия человека. Таким образом, вопрос о счастье остаётся открытым, а рассказ превращается в повествование о первом жизненном противоречии, оставшемся с героем навсегда.

Первоначально рассказ заканчивался как раз рассуждениями о том, что в любых жизненных обстоятельствах рассказчик всю жизнь вспоминал афоризм. Эта история в жизни рассказчика стала инициацией, после которой он перестал удовлетворяться детскими фантазиями.

Для писателя Короленко рассказ стал своеобразным способом преодолеть собственные беды, ведь в рассказе описан гораздо более несчастный человек.

Сюжет и композиция

Рассказ состоит из 4 частей. В первой части 10-летний герой и его 8-летний брат играют на заднем дворе. Они создают свой детский фантастический мир из окружающего мусора или вещей, не представляющих ценности для взрослых. В бадье с загнившей водой они надеются поймать настоящую рыбу удочками, сделанными понарошку. Куча мусора представляется им таинственной. Каждая вещь на свалке готова рассказать свою историю, как в сказках Андерсена. Главное увлечение последнего времени – рыбалка над бадьёй с загнившей водой, затмившая игру со старым экипажем.

Вторая часть – завязка. Лакей Павел зовёт мальчиков по просьбе пана «до покою». Эта игра слов (покой как успокоение и как интерьер помещичьего дома) подчёркивает столкновение двух миров – фантастического детского и реального взрослого. В таких столкновениях, которые случались неоднократно, всегда побеждал мир взрослых.

В третьей главе герои сталкиваются с феноменом – несчастным безруким от рождения калекой. На такое зрелище собрались посмотреть жители трёх выходящих на мощёный двор домов. Среди уважаемых людей были отец мальчиков, старый холостяк пан Уляницкий, военный доктор полковник Дударев. Там же была мать мальчиков и многочисленная прислуга.

Главным умением феномена было умение писать афоризмы, один из которых он написал для братьев. Это был афоризм «человек рождён для счастья, как птица для полёта», который отец мальчиков назвал парадоксом. Момент написания афоризма – кульминация рассказа.

В четвёртой главе дети становятся свидетелями того, как бедный калека, буквально выпрашивающий деньги у зрителей, отдаёт обещанную серебряную монету, поданную ему доктором, первому встречному нищему.

На прощанье калека говорит детям, что у него есть племянники, которых он кормит и сечёт ногами. Калека добывает пропитание не только себе, но и многочисленным родственникам-дармоедам. По-своему он счастлив, во всяком случае, успешнее многих своих родных.

В детские сердца и умы вонзается первое противоречие в жизни, не дающие больше наслаждаться детски фантазиями.

Герои рассказа

Рассказчик вспоминает о событиях своего детства. Как это часто случалось в семьях помещиков, герой играет с младшим братом (а всего в семье 6 детей). Дети были предоставлены сами себе, уходили в мир собственных фантазий, когда им «приедались впечатления реальной жизни».

Когда феномен вызывает мальчиков к себе, чтобы написать им афоризм, они чувствуют себя так, будто они наказаны и должны войти в тёмную комнату. Столкновение с несчастным калекой знакомит мальчиков с жизненной мудростью и противоречиями.

Лакей Павел – реалист и прагматик, он поступает с фантастическим миром детства так, как поступает большинство взрослых – показывает его несостоятельность, «игрушечность», объясняя, как делаются настоящие удочки, колебля «в самих устоях» волшебный мир зелёной бадьи и пиная «золотую карету». Он единственный смеётся, глядя на инвалида. Его прагматизм граничит с жестокосердием.

Ян Залуский относится к своему уродству только как к средству зарабатывания денег. Он слишком часто заставляет своего помощника собирать деньги и цинично их пересчитывает. По словам Матвея, Ян знает прошлое, настоящее и будущее, а человека видит насквозь. Он с видимым усилием совершает обычные для здорового человека действия: встаёт на ноги, причёсывает ногами бороду, принимает ногами пищу, вдевает нитку в иголку и пересчитывает деньги. Он с трудом крестится ногой.

Этот поступок не восхищает окружающих, а вызывает у женщин истерику, воспринимается как надругательство над Богом.

Глаза калеки становятся всё более злыми: все его трюки унижают человеческое достоинство. Он оправдывается перед матерью мальчиков, что каждый зарабатывает как умеет. Это один из афоризмов, произнесённых калекой. Взгляд калеки смягчается только при общении с детьми.

Бедный калека гораздо гуманнее, чем многие здоровые люди. Он обещает отдать самую крупную монету первому встречному нищему и обещание своё сдерживает, чем вызывает возмущение Матвея.

Столкновение с калекой меняет всех присутствующих. Его появление вызывает у зрителей ужас, они молятся. При первом обходе Матвея подают в основном господа. Но провожатый калеки вынуждает подать каждого. Простые люди тяжело переживают «представление», по наблюдению рассказчика, «простые сердца менее чутки к кощунству».

По тому, как люди подают калеке, можно судить об их нравственном состоянии. Уляниций подаёт медные монеты с видимым неудовольствием и сожалением, а доктор среди прочих бросает и серебряную монету.

Долгоусый родственник-провожатый феномена, Матвей, ведёт себя так, будто ему досадно или он стыдится.

Художественное своеобразие

Образ бадьи с загнившей водой – это символ того мира, в котором живут братья. В бадье прозябают мелкие «странные существа», это «особый мирок», в котором, впрочем, нет настоящей рыбы.

Такой загнивший мир легко потрясти, всколыхнуть, как делает это лакей Павел.

В образе феномена противоречиво всё. Его уродливая внешность контрастирует с бледным лицом «с подвижными, острыми чертами и большими, проницательными бегающими глазами». Мрачная фигура феномена похожа на раздражающее пятно под ярким солнцем (метафора).

Источник

Анализ рассказа Парадокс Короленко

По жанровой направленности произведение является художественным очерком, тематикой которого представляются рассуждения писателя о человеческом счастье.

Главными героями рассказа являются два маленьких мальчика, которые представляются рассказиком в образе детей состоятельных родителей, живущих полной жизнью и не думающих ни о чем.

В один из дней происходит событие, которое переворачивает мировоззрение детей, запомнивших случай на всю свою оставшуюся жизнь.

В их дом прибывает пара попрошаек-артистов, один из которых является калекой, не имеющих рук, по имени Ян Криштоф Залуский. При этом артисты попрошайничают искусно, поскольку калека выделывает немыслимые трюки, вдевая ногами нитку в иголку, принимая пищу и снимая куртку тоже при помощи ног.

Также мальчики узнают, что калека имеет возможность предсказывать человеческую судьбу, видя прошлое и настоящее людей, сочиняя для них афоризмы, раскрывающие их судьбу.

Герои просят артиста написать и им предсказание, хотя в душе опасаются предвидения калеки, однако, прочитав листок с предвидением калеки, видят лишь слова о том, что каждый человек создан для счастья, как птица для полета. Свое предсказание калеки называет парадоксом.

Поначалу герои не понимают, что значит это иностранное слово, но затем, увидев пана Залуского в обычной жизни, понимают значение предсказания.

Калека уверяет всех о необходимости обретения земного счастья, однако сам он лишен этого в жизни, поскольку оставлен без рук, поэтому его слова наполняются тоской и болью, так как он понимает, что способен на большее и достойное.

Пан Залуский тяжело воспринимает отношение окружающих людей, считающих его инвалидом и немощным человеком, тогда как он себя ощущает полноценным членом общества, не отличающимся от иных людей, также способным подать милостыню одинокому нищему.

Смысл произведения заключается в осознании счастья каждым человеком, достойным его, поскольку внутреннее содержание личности гораздо важнее, чем внешние качества и состояние. Тем самым автор подчеркивает, что не каждые человек, имеющий возможность обладать материальным состоянием и физическим здоровьем, ощущает себя полностью счастливым, поскольку счастье людям, по мнению писателя, дается неравномерно.

Рассказ доводит до читательской аудитории неравномерность распределения счастья среди людей.

Анализ 2

Короленко написал этот очерк, когда ему было трудно. У писателя умерла дочь. Трагедия навела на философские размышления. Смысл жизни человека, его назначение волнуют автора. Он говорил, что пытается объяснить саму жизнь и ее события.

Бывают ситуации, которые не поддаются никаким объяснениям, высказывания, не совпадающие с мнением других людей. Это и есть парадокс.

О событиях детства вспоминает взрослый человек. Ему тогда было десять лет. Вместе с младшим братом они играли во дворе, придумывали разные истории, не задумывались о назначении жизни. Это их детский загадочный мир, куда никого не пускают. Дети живут в ожидании чуда.

Однажды братьев из этого мира возвращает слуга Павел. Увиденное во дворе потрясло детей, перевернуло сознание, возвратило в реальность.

В очерке четыре части. Произведение с кольцевой композицией. Начинается и заканчивается сценой рыбалки в бочке. В заключении перед читателем возникают герои, изменившиеся под воздействием встречи с уродливым человеком.

Калека был феноменом. Ян Залуский от рождения не имеет рук. Он пишет разные высказывания для зрителей, держа перо пальцами ног. Этим зарабатывает себе на пропитание, кормит семью. Калека показывает себя настоящим психологом, чувствует людей, изменение в их поведении. Недаром автор постоянно указывает читателю на его глаза, которые живут отдельно от хозяина.

Инвалид не только пишет ногой, он демонстрирует другие умения. Крестится, расчесывается, продергивает нитку в иголку, отправляет воздушные поцелуи служанке. Высказывания пишет, чтобы утешить публику, внести душевное равновесие.

Одна записка феномена особенно потрясла мальчиков. Он пишет о том, человек рожден быть счастливым. Сравнивает это состояние с птичьим полетом. Много ли радости в жизни самого калеки? Поэтому слова, которые он произносит, кажутся чем-то невероятным.

Родители детей пригласили бродячих артистов на обед, дали с собой гостинцы. Эта родительская мудрость западает в душу. Они воспитывают сыновей собственным поведением. Калека говорит, что он кормит абсолютно здоровых племянников. И просит не забывать: жизнь человеку дает шанс быть счастливым.

Очерк поражает своей глубиной. Он учит стремиться к счастью, лучшей жизни. Надо мечтать. Это не зависит от обстоятельств.

Также читают:

Картинка к сочинению Анализ рассказа Парадокс

Популярные сегодня темы

Пейзаж Золотая осень написана русским художником Исааком Левитаном в 1895 году. Золотистая гамма цветов привлекает внимание зрителя. Выбранные тёплые оттенки подчёркивают приход золотой осени

В романе, написанном Гончаровым, показан период в истории Российского государства, когда страну ждал переворот во взглядах. Так как вместо устоявшихся взглядах касательно феодализма приходили

Тема любви затрагивается практически в каждом классическом произведении. Что не странно, ведь тема любви — вечна и неисчерпаема. Исключением не стало и «Горе от ума» А.С.Грибоедова. Жанр произведения — трагикомедия.

Источник

LitBlog — литературный блог

Очерк В.Г. Короленко «Парадокс» — это размышление о смысле жизни, о том, каким является счастье для каждого человека. Главный герой очерка Ян Залуский – нищий калека. Мужчина без обеих рук вынужден жить под насмешки окружающих, выставляя себя шутом, но он является настоящим «феноменом», как сам себя и называет. Инвалид не хуже полноценного человека выполняет все те действия, что делают и здоровые люди, но не его физические недостатки отличают его от других.

Будучи человеком без обеих рук, над котором потешаются, который казалось бы не в состоянии вести даже обычную жизнь и по общепринятому мнению должен быть замкнутым в себе человек, Ян не только является единственным кормильцем в семье для своих здоровых племянников, но он ещё способен к состраданию по отношению к людям, которые действительно находятся в трудной ситуации и нуждаются в помощи. Ян не считает свой физический недостаток веской причиной для отказа от нормального существования, находит себя вполне полноценным и здоровым человеком, способным к труду и сочувствию. Таким поведением Ян Залуский – мужчина без обеих рук учит нас тому, что даже будучи инвалидом, человек способен вести обычную жизнь, радоваться ей. Что же говорить о людях, которые абсолютно здоровы. Они должны чувствовать себя счастливыми, уже потому что у них есть все возможности — здоровое тело — для достижения своей мечты, цели в поисках собственного счастья.

Очерк заставляет задуматься о том, что совершенно каждый человек достоин быть счастливым, но для этого необходимо приложить усилия, чтобы найти в себе желание и силы выбрать правильный путь и идти по нему к своему счастью.

Автор: Екатерина Савельева

Источник

Смысл рассказа «Парадокс» Короленка

Писатель Короленко создал рассказ «Парадокс» еще в 1894 году. Вдохновение автора позволило создать произведение буквально за один день. К сожалению, повод для написания рассказа был не самый весёлый. В 1893 году в семье писателя произошло трагическое событие. Когда Короленок находился в Америке его дочка Лёля скончалась. Теперь уже ничто не могло вернуть писателя в его прежнее состояние. Он чувствовал себя плохо, уныло, был абсолютно разбит. Именно этот трагический случай стал источником вдохновения для рассказа «Парадокс».

Это произведение, по мнению самого писателя, является очерком. В таких рассказах делают короткое описание быта, среды обитания с точки зрения нравственности. Рассказ можно также отнести к новелле. Всё дело в том, что завязкой произведения служит один случай. Благодаря ему действующие лица начинают действовать, развивая сюжет.

В рассказе «Парадокс» рассказывается в первую очередь о человеке. Затрагивается проблема его определения и места в этой жизни. Один увечный человек говорил о том, что человеку нужно счастье, подобно тому как птице нужен полёт. Это выражение писателя вырвалось со страниц его рассказа и стало переходить из уст в уста. Интересен факт, что это выражение в повести придумал увечный человек. Хотя оно не является центральным в данном произведении.

Да и возможно ли получить представление о том, что является истинным счастьем. Бывают случаи, когда у человека есть всё, но он несчастлив. В рассказе герой сталкивается с подобной проблемой, которая задаётся ему в самом начале его жизненного пути. Но с тех самых пор героя терзают внутренние противоречия. Теперь они всегда будут с ним. Утверждение о том, что человеку нужно счастье, будет всегда преследовать главного героя. Здесь уже можно заметить личность самого писателя. Его герой ищет счастье, будучи очень несчастным. Сам писатель испытывал тоже несчастье, ведь после утраты дочери прошёл всего год. Поэтому, через написание данного рассказа, он переключился на героя, который был ещё более несчастлив, чем он сам.

Весь рассказ поделён на 4 части. В первой из них герой ещё ребёнок. Ему 10 лет, а его брату всего 8 лет. Они играют во дворе дома. Дети беззаботны. Они создали свой нереальный мир, использовав для этого отходы, которыми были вещи, ставшие бесполезными для более взрослых людей. Их внимание привлекает бочка, где собралась гнилая вода. Они полезли туда с удочками, надеясь поймать рыбу. Всё вокруг представляет для что-то фантастическое, например, наваленная мусорная куча. Все предметы говорят о себе.

Потом начинается вторая часть. В ней лакей, по просьбе хозяина, требует, чтобы мальчики успокоились. Так детский фантастический мир соединяется с реальным взрослым миром.

В третьей части дети встречают увечного человека, не имеющего рук. Многие тогда пришли посмотреть на него. Его решили осмотреть отец и мать мальчиков, а также военный врач Дударев. Были там и другие любопытные люди.

В четвёртой части увечный просит у людей, смотрящих на него, помочь ему. Но сам дарит малоимущему серебряную монетку. Увечный рассказывает детям, что так добывает деньги для семьи и у него много иждивенцев.

Мальчики видят, что он, несмотря на увечье, имеет счастье. Это рождает в их душах противоречие. Так они перестают быть детьми, размышляя о том, что видели.

Источник

Рассказ «Парадокс», кто главные герои, какая главная мысль?

Короленко парадокс чему учит. Смотреть фото Короленко парадокс чему учит. Смотреть картинку Короленко парадокс чему учит. Картинка про Короленко парадокс чему учит. Фото Короленко парадокс чему учит

В рассказе В.Короленко «Парадокс» главным героем является безрукий инвалид Ян Криштоф Залуский. Парадоксальность описываемой ситуации в том, что калека зарабатывает себе на жизнь и кормит своих здоровых племянников, путешествуя по миру и развлекая людей разными трюками.

Короленко парадокс чему учит. Смотреть фото Короленко парадокс чему учит. Смотреть картинку Короленко парадокс чему учит. Картинка про Короленко парадокс чему учит. Фото Короленко парадокс чему учит

В сказке Ш.Перро «Рике с хохолком» в одном из королевств родился очень некрасивый принц. Волшебница, которая присутствовала при рождении принца, сказала, что он будет очень умным и наделила его способностью сделать ту, которую он полюбит, умнее. В другом королевстве родилась очень красивая принцесса. Волшебница сказала, что принцесса будет очень глупой, но наделила ее способностью делать красивым того, кого она полюбит. Когда принцесса подросла однажды она ушла в лес погрустить и там встретила Рике. Он полюбил принцессу и сделал ее умнее, взамен он попросил выйти за него замуж. Принцесса согласилась сыграть свадьбу через год. После встречи с Рике она стала очень умной, поражала всех своими способностями и помогала управлять страной. Так она забыла о своем обещании и стала мечтать о свадьбе с красивым принцем. Год спустя она снова встречает Рике в лесу и вспоминает о своем обещании. Он убеждает принцессу выйти за него замуж и принцесса смогла полюбить его и сделать красивым.

Главные герои сказки «Рике с хохолком»:

Главная мысль сказки «Рике с хохолком»:

Любовь способна сделать людей умнее и красивее, чем они есть. Сказка «Рике с хохолком» учит, что человека любят в первую очередь за его характер и душевные качества, а не за ум и красоту. А так же тому, что нужно быть уверенным в себе, настойчивым и добиваться поставленной цели.

Короленко парадокс чему учит. Смотреть фото Короленко парадокс чему учит. Смотреть картинку Короленко парадокс чему учит. Картинка про Короленко парадокс чему учит. Фото Короленко парадокс чему учит

Пингвины, оказывается, очень любопытные. А поскольку они до этого людей никогда не видели, то им интересно все: и как вода из рукомойника капает, и как примус шумит, и даже как человек хлеб в рот кладет.

На самом деле даже жизнь пингвинов может дать много интересного для размышлений и понимания этих необычных птиц!

Короленко парадокс чему учит. Смотреть фото Короленко парадокс чему учит. Смотреть картинку Короленко парадокс чему учит. Картинка про Короленко парадокс чему учит. Фото Короленко парадокс чему учит

В повести «Первая любовь» И. С. Тургенев рассказывает историю любви 16-летнего подростка. Его возлюбленной был 21 год, и Владимира она воспринимала как ребёнка, зато влюбилась в его отца, презрев условности общества.

Главная мысль: первая любовь редко бывает счастливой, но оставляет след на всю жизнь.

Короленко парадокс чему учит. Смотреть фото Короленко парадокс чему учит. Смотреть картинку Короленко парадокс чему учит. Картинка про Короленко парадокс чему учит. Фото Короленко парадокс чему учит

«Остров сокровищ» на мой взгляд, одно из лучших произведений Стивенсона.

В данном произведении есть положительные герои, но также и отрицательные.

Какая главная мысль в «Острове Сокровищ»?

Как и во многих произведениях автор пытается показать, что добро всегда сильнее и побеждает зло.

Человек должен быть сильным (морально), храбрым, идти к своей цели наперекор судьбе. Стивенсон показывает, что если ты сильный духом человек, то всего добьешься!

Короленко парадокс чему учит. Смотреть фото Короленко парадокс чему учит. Смотреть картинку Короленко парадокс чему учит. Картинка про Короленко парадокс чему учит. Фото Короленко парадокс чему учит

Если совсем кратко пересказывать содержание рассказа «Механическое правосудие», то суть сюжета заключена в том, что некий господин, член Министерства образования, делает доклад перед дворянским собранием о несовершенстве существующего наказания. Он убеждён в том, существующие ныне меры ущемляют человеческое достоинство и вызывают ненависть, как у исполнителя приговора, так и у наказуемого. Альтернативой предлагается механическая машина для порки, которая работает от брошенного в нее металлического предмета, имеющая разные степени силы удара. При этом весь процесс наказания автоматизирован и остановить аппарат может только обладатель ключа, которых всего два: у директора заведения, которое приобрело машину и у разработчика.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *