Королевские кобры ивлеева что это
«Дрэг как протест в России никому не нужен»: 4 проблемы предстоящего шоу Анастасии Ивлеевой Объясняют активисты и феминистская исследовательница
«Первое drag-шоу в России» — так описывает свой проект «Королевские кобры» блогер Анастасия Ивлеева. Он должен выйти 28 сентября на YouTube. По сути, Ивлеева готовит российскую адаптацию американской программы RuPaul’s Drag Race, шоу-соревнования между дрэг-королевами (квир-артистами, использующими феминные образы для создания шоу). Судя по анонсам, «Королевские кобры» — это «липсинк-баттлы», «невероятные костюмы» и «звездные гости», но нигде не упоминается, что дрэг-квин — это часть ЛГБТ-комьюнити, а сам дрэг — изначально протестная культура. Также авторы проекта не говорят, платят ли они за съемки королевам. На запрос The Village создатели шоу не ответили, а одна из участниц «Королевских кобр» сказала, что по контракту не может разглашать информацию о передаче до конца съемок.
Мы попросили ЛГБТ-активистов, феминистскую исследовательницу, а также создательницу проекта Dragzina рассказать о дрэге и поделиться мнением о концепции шоу Анастасии Ивлеевой и позиционировании этой передачи.
Как возник дрэг и почему он политичен?
Рассказывают феминистская исследовательница, соосновательница проекта FEM TALKS Лана Узарашвили и автор ЛГБТ-проекта «Тетки» Никита Андриянов.
Первым дрэг-артистом был темнокожий американец Уильям Дорси Свонн — бывший раб, который участвовал в тайных дрэг-балах еще в 1880 годах в Вашингтоне. Он назвал себя «королевой» — это была попытка вернуть себе достоинство и заполучить власть, пусть и символическую. После отмены рабства в США в 1865 году институциализированный расизм в американском обществе не исчез, поэтому любые организованные афроамериканские группы считались опасными для общества, в том числе и дрэг-балы, которые регулярно срывала полиция. Сам Свонн был арестован в 1896 году по ложному обвинению в организации борделя и просидел 10 месяцев в тюрьме.
В 1920–1930 годы с наступлением Гарлемского Ренессанса в Нью-Йорке появились пространства для темнокожих квир-людей. Дрэг-балы начали официально называть «балами [гомосексуалов]» — речь шла не просто об актерстве, но и о создании дружественной квир-среды. Это раздражало полицию, чиновников и гомофобов: в 1923 году власти Нью-Йорка признали «гомосексуальные подстрекательства» незаконными.
В 1960-е в США появилась Imperial Court System, первая организация, защищавшая права ЛГБТ и дрэг-квин, а в 1969 году в Нью-Йорке случился важный для дрэг-культуры Стоунволлский бунт, когда полиция пришла с рейдом в местный бар Stonewall Inn и начала выгонять оттуда геев (гей-бары в те годы фактически находились под запретом). Дрэг-королева Марша П. Джонсон вступила в драку с полицией. По словам очевидцев, она среди прочего запустила в зеркало стакан с криком «У меня есть права!». Затем этот бунт перерос в массовые беспорядки в районе Гринвич-Виллидж. В дрэг-комьюнити Стоунволл воспевается как один из первых случаев квир-протеста. Расцвет американского дрэг-движения, однако, состоялся уже в 1980-х, на тот момент балы проводились по всей стране.
Что не так с шоу Ивлеевой?
Проблема первая: В анонсах шоу ничего не говорится про ЛГБТ и политичность дрэга
Я фанат RuPaul’s Drag Race, смотрю это шоу уже шесть лет, там явно артикулировано, что дрэг — это протестная арт-форма. В RuPaul’s Drag Race основной упор делается как раз не на потрясающие костюмы и липсинк, а именно на политическую, психологическую составляющую проекта, который создан для ЛГБТ-людей. В шоу затрагивают важные вопросы: ВИЧ, полицейская агрессия, расизм. Меня очень разозлил тот факт, что Настя Ивлеева эксплуатирует форму квир-искусства и талант дрэг-королев, зарабатывает на этом какой-то социальный капитал и деньги, но при этом не подсвечивает тот факт, что участницы шоу — часть ЛГБТ-сообщества. Ивлеева полностью убрала политический контекст [дрэг-движения] и оставила только экзотичный фасад, моду и красоту, тем самым просто стерев самую важную сторону дрэга — культуру сопротивления.
Судя по анонсу, шоу «Королевские кобры» сводит дрэг-культуру до абсолютно поверхностной репрезентации, которая не позволяет решать проблему гомофобии или стигматизации квир-опыта. В России любят травести-актеров, когда они безобидные и неполитические, например Верку Сердючку. Половина таких артистов скрывает свою гомосексуальность, и это никак не способствует нормализации ЛГБТ-культуры. Вместо дрэг-исполнителей такие артисты превращаются в участников застольной культуры праздников с переодеваниями. А дрэг как протест в России никому не нужен.
феминистская
исследовательница, соосновательница проекта FEM TALKS
Я считаю проблемным то, что дрэг в интерпретации Насти Ивлеевой — это просто зрелищное представление. Мне кажется, такой подход наследует традиции постсоветского травести. Когда отменили статью за мужеложество в 1993 году, ЛГБТ-культура получила некий выход в зону видимости и сразу же, с моей точки зрения, коммерциализировалась. Я не умаляю важности активистской деятельности в те годы, но политизации было мало. Поэтому условные переодевания мужчин-перформеров, пусть даже геев, в рамках травести в ночных клубах, без политического заряда — вот что будет представлять собой шоу «Королевские кобры», по моим прогнозам. Буду рада ошибиться.
Мы знаем шоу RuPaul’s Drag Race, в том числе его британскую версию, где помимо зрелищности есть рассказ о проблемах ЛГБТ-комьюнити, нередко именно внутри рабочего класса. Идентичность дрэг-квин в этих шоу складывается не только из артистизма, но и их классовой, расовой, гендерной и сексуальной идентичности. Я знаю, что у шоу Ру Пола есть проблемы: трансфобия и эксплуатирующие контракты. Но хотя бы на уровне нарратива создатели не отклоняются от основной задачи дрэга — репрезентации квир-сообщества со всеми его сложностями и проблемами.
Настя Ивлеева представила первый выпуск своего дрэг-шоу «Королевские кобры»
Медиа
Несколько недель назад стало известно, что популярная российская блогерша и телеведущая Настя Ивлеева запускает собственное дрэг-шоу «Королевские кобры». В нем принимают участие дрэг-артисты (мужчины, которые используют женские образы и одежду и устраивают яркие музыкальные шоу). Сегодня в сети появился первый выпуск нового проекта Ивлеевой.
Этот момент Ивлеева назвала историческим и отметила, что это первое дрэг-шоу в российском YouTube.
«Королевские кобры» — самый масштабный проект, в котором я участвовала. Все, кто видел съемку, отметили, что она не уступает телевизионной!
Она рассказала, что была проделана колоссальная работа и ее шоу — оригинальное, а не адаптация популярного американского реалити «Королевские гонки Ру Пола».
К первому съемочному дню мы шли больше полугода. Наша команда работала над уникальной концепцией («Кобры» — не адаптация Ru Paul!), знакомилась с дивами и, конечно, ставила шикарные номера.
Мы собрали 36 (!) дрэг-див из России и СНГ, которые поборются за звание королевы нашего шоу и денежный приз в 1 000 000 рублей. Нас ждет шесть отборочных выпусков и один финальный, который и определит главную кобру!
В каждом выпуске: липсинг-баттлы, звездные гости, танцы, невероятные костюмы и декорации!
Соведущим Насти в первом выпуске стал известный шоумен Александр Гудков.
Как российские зрители отнесутся к новому шоу Ивлеевой, сказать сложно — все-таки формат для них новый и непривычный. Но видео, появившееся на YouTube всего несколько часов назад, уже стремительно набирает просмотры.
Уже нашлись и те, кого оно возмутило. Так, уполномоченный по правам ребенка в Республике Татарстан Ирина Волынец подала жалобу в Генпрокуратуру и Роспотребнадзор с требованием запретить шоу Ивлеевой к показу на телевидении и в сети, так как оно, по ее мнению, пропагандирует «нетрадиционные сексуальные отношения».
Из СМИ стало известно, что блогер Настя Ивлеева, с аудиторией только в социальной сети Instagram почти 19 млн человек, запускает свое танцевальное шоу «Королевские кобры», организаторами которого заявлено участие трансвеститов, выступающих в жанре дрэг-квин.
В публикациях, в том числе среди несовершеннолетних, транслируется информация, направленная на пропаганду нетрадиционных сексуальных отношений. Прошу принять меры по блокировке сайтов и иных интернет-ресурсов, транслирующих недопустимый контент, а также по недопущению выпуска шоу трансвеститов «Королевские кобры» блогера Насти Ивлеевой на телевидении и в сети,
— говорится в ее обращении.
Настя Ивлеева
Александр Гудков и Настя Ивлеева
Кадр из шоу «Королевские кобры»
К нам дрэг-культура (drag — это аббревиатура dressed as a girl, что переводится как «одетый как девочка») пришла из США. Ее расцвет приходится на 50-е годы прошлого века и связан с развитием ЛГБТК-сообщества. В то время мужчин, одетых как женщины, преследовали по закону, так же как и геев. Дрэг-квин были вынуждены выступать в подпольных клубах, на которые совершались полицейские облавы. Однако после того как в 1969 году дрэг-артисты и представители ЛГБТК-сообщества дали отпор полицейским в клубе Stonewall Inn в Нью-Йорке, все изменилось. Дрэг-движение получило большую поддержку у общества и стало очень популярным, а его представителей перестали преследовать.
Дрэг-шоу Насти Ивлеевой и задорные танцы: как прошла афтепати Бала дебютанток Tatler
Хроника
Вчера вечером состоялось одно из главных светских событий столицы — Бал дебютанток Tatler. Но вальсами и полонезами все, конечно, не закончилось — на афтепати в «Особняке на Волхонке» гостей ждала уже совсем другая повестка. Гвоздем ночной программы стало выступление дрэг-шоу Насти Ивлеевой «Королевские кобры». Впрочем, многие посчитали, что это скорее еще один гвоздь в крышку гроба с элитарностью, на которую Tatler претендует, — опасное сближение светского мира с миром блогеров все еще будоражит тусовку. Начиналось все с дискуссий про «инстаграмщиц и люкс», ну а продолжается до сих пор — возмущениями по поводу все той же Насти на обложке Tatler и появлением Иды Галич в видео Vogue.
Ну ни к чему после «балы, лакеи, юнкера», Владимира Спивакова за пультом делать на афтепати выступление травести-шоу. Ариан Романовский, видимо, несколько переоценивает важность дружбы с Анастасией Ивлеевой,
— написали в телеграм-канале «Героиня Татлера».
Настя Ивлеева
Сама Настя в шоу тоже блеснула — ее танец в телеграм-канале «Только никому» уже окрестили «Разведенная Настюшка в активном поиске». В уместности шоу для афтепати Бала дебютанток, впрочем, усомнились многие. Юные девушки и их родители явно были в некотором замешательстве.
Представители младшего поколения чувствовали себя так, будто их заставили смотреть «Американский пирог» с родителями. Старшее ждало внимания, комплиментов и светских бесед, а попало из бара в довольно похабное кабаре. «Дождались, идем с дочкой к трансвеститам по QR-кодам», — вздохнул муж актрисы Кутеповой,
— написали в телеграм-канале «Антиглянец».
На афтепати, как и на самом балу, Ивлеева появилась в довольно мрачном образе: черное платье, черные волосы. То ли все еще траур по разводу, то ли Настя где-то так долго гуляла на Хэллоуине, что потом сразу оказалась на балу, то ли мы наблюдаем зарождение нового, готического периода Ивлеевой. Поскольку Настя изо всех сил претендует на звание иконы моды в шоу-бизнесе, то о том, что артист обязан переодеваться, она, видимо, уже слыхала. И даже посмотрела на то, кто менял маски наиболее успешно, — от Боуи до Мадонны и Гвен Стефани.
Шоу «Королевские кобры»
То ли «кобры» так загипнотизировали людей, то ли после таких пируэтов иметь дело с танцами в этот вечер уже никому не хотелось, но танцпол, судя по сторис, был несколько пустоват для вечеринки, по которой все, как уверяли, очень соскучилась.
Ну хоть что делайте со мной, а люблю я все это! Балу Tatler 10 лет! Как же все дети и мы все выросли, хотим мы этого или нет: срослись, сдружились, наверно, повзрослели, но не стали сварливыми, старыми и скучными,
— поделилась своими впечатлениями после бала Виктория Шелягова.
Владимира Спивакова на афтепати сменил Сергей Оранж (он же Сергей Плешаков, он же арт-директор бара «Симачев») и взялся за исполнение тоже своего рода классики — классики любой дискотеки за полночь. На танцпол заманивали и Уитни Хьюстон с ее I Wanna Dance With Somebody, и Джорджем Майклом с его Freedom! ’90, но поддавались на эти уловки в основном Лиза Аминова и Ариан Романовский, которые задорно прыгали на танцполе, пока другие в основном предпочитали покачивать бедрами, не отходя от столиков с шампанским и закусками.
«Крепким орешком» оказалась, впрочем, и дебютантка Софья Лансере. Предусмотрительно сменив бальное платье в пол на более подходящее дискотеке мини, а шпильки на кроссовки, она еще долго кружилась на танцполе с партнером, ну а с Марией Табаковой зажигала под Let’s Get Loud Джей Ло. В это время Эммануэль Турецкая все не сдавалась и совершенствовала свой вальс с партнером в сторонке.
Софья Лансере
Софья Лансере и Мария Табакова
Эммануэль Турецкая
Лиза Аминова и Ариан Романовский
Ариан Романовский
Дарья Коновалова
Ольга Карпуть и Дарья Коновалова
Илона Столье
Ольга Карпуть и Алена Чендлер
Дрэг-шоу в России: мнения разделились
VIP-стол – 35 тысяч рублей, место на балконе – пять тысяч, ну а постоять у сцены можно всего за одну тысячу. Дресс-код в виде блесток, стразов и пайеток обязателен. Анонс мероприятия под названием «Королевские кобры» подается как «первое дрэг-шоу в истории российского Youtube». Это проект блогера Насти Ивлеевой, которая зовет фанатов вживую посмотреть на артисток, «которым важна поддержка и энергия».
При этом после презентации первого выпуска на видеохостинге эта самая энергия от зрителей была по большей части со знаком «минус». Стоит пояснить особенности жанра: в программе участвуют мужчины, выступающие в образе женщин. Сейчас дрэг-шоу или, если проще, соревнования эпатажных трансвеститов – на Западе весьма популярный формат.
В России же консервативная часть общества ожидаемо отнеслась к проекту настороженно. Например, уже есть запросы в прокуратуру с просьбой проверить его на предмет запрещенной пропаганды. В то же время те, кто считают дрэг-культуру некоей частью искусства, также оказались недовольны, а защитники ЛГБТ и вовсе заявляют, что Ивлеева плюнула во все радужное сообщество.
Жанр, ранее известный как травести, сегодня именуется дрэг-шоу. Впрочем, суть от этого не меняется: мужчины, переодетые в женщин, блистают на сцене. И «Королевские кобры» верны формату, а лучшей королеве перевоплощений умение двигать бедрами и открывать рот в такт фонограмме сулит миллион рублей.
Но социум увидел все-таки нечто другое – количество дизлайков под премьерным выпуском стремится к рекордным значениям. И если депутат Милонов потребовал посадить ведущую шоу Ивлееву в тюрьму, а соревнующихся артистов назвал «больными извращенцами», закрепив право облачаться в женское одеяние исключительно за Веркой-Сердючкой, то родительское сообщество пока просит только о проверке эпатажного контента соответствующими органами.
Уполномоченная по правам ребенка в Республике Татарстан Ирина Волынец поясняет: «В соответствии с законом я обратилась в прокуратуру и в Роскомнадзор с просьбой проверить этот контент и в случае нарушения закона запретить его. Это не цензура, это не какое-то чье-то субъективное мнение. Пусть в результате проверки будет установлена правда».
Опасения консерваторов хоть и понятны, кажутся немного запоздалыми – дрэг-формат появился не вчера и активно использовался в отечественном кинематографе, эстраде и на телевидении. И едва ли слово «пародия» как-то меняло суть. Ведь и дрэг сам по себе, во-первых, несет в себе цель максимально гиперболизированно изобразить женщину, а во-вторых хоть и связан напрямую с ЛГБТ-сообществом, вовсе не обязывает выступающих в этом жанре мужчин быть геями.
ЛГБТ-активист Николай Алексеев подчеркивает: «Это просто шоу, прекрасная развлекательная программа. Очень многие представители вот этой дрэг-культуры, которые выступают даже в московских и западных гей-клубах, абсолютно никакого отношения не имеют к ЛГБТ-сообществу, они сами являются гетеросексуалами».
И именно подчеркнутое отсутствие какого-либо отношения «кобр» к проблемам ЛГБТ и вызвало недовольство у последних. Российских геев оскорбил и дисклеймер программы, предупреждающий, что шоу не пропагандирует нетрадиционные отношения, и отсутствие в составе жюри их открытых представителей, и подробного рассказа участников о своей принадлежности к квир-культуре. Мол, российский дрэг это просто шоу, а не политический манифест, как на Западе.
«Там зачастую это не просто развлекательное шоу, которое призвано повеселить людей, а шоу, в котором также раскрывается проблематика, с которой живут ЛГБТ-люди и сталкиваются ежедневно в своей жизни. Для меня это выглядит отчасти как некая культурная апроприация, как некоторая такая попытка хайпа на драг-культуре», – говорит ЛГБТ-активист Руслан Саволайнен.
Впрочем, по мнению ряда экспертов, открытая жесткая критика со стороны ряда ЛГБТ-активистов вместо поддержки части своей же культуры еще больше плодит гомофобию, а главное – не позволяет разобраться в культуре традиционной части общества.
Блогер Леся Рябцева отмечает: «Самая большая проблема в том, что такая репрезентация на 100 процентов вредит не только этой группе крикливого меньшинства, этого тупого сообщества. Это вредит вообще всем, и не только ЛГБТ, и тем кто не определился, и будущему поколению, тем, кто хотел бы разобраться в этой проблеме, являясь гетеросексуалом».
Впереди у «Королевских кобр» еще, как минимум, шесть выпусков, и какие бы оценки ни получало шоу, очевидно, дефицит просмотров ему не грозит.
Крупно опозорилась: почему новое шоу Ивлеевой обречено на провал
Изначально Настя Ивлеева позиционировала проект «Королевские кобры» как первое в России дрэг-шоу. Суть программы состояла в том, что российские артисты, выступающие в жанре «Drag queen», соберутся на одной сцене и будут демонстрировать свои музыкальные номера (поют участники при этом под фонограмму). К данному жанру относят артистов мужского пола, переодетых в женскую одежду и выступающих в таких образах на сцене.
«Это будет масштабный танцевальный турнир! Мы собрали 36 самых ярких drag-артистов со всей страны. На протяжении шести отборочных эпизодов и одного финального выпуска они будут бороться за корону главного drag-артиста России и миллион рублей. Каждый выпуск вас ждут открывающие танцы, липсинг-баттлы, звездные гости, которые выбирают королеву вечера, невероятные костюмы и декорации», — рассказывала Ивлеева в личном микроблоге в «Инстаграме».
Первый выпуск шоу появился в Сети 29 сентября и тут же вызвал недоумение и негодование как представителей ЛГБТК-сообщества, так и зрителей в целом. Оказалось, что «Королевские кобры» очень похожи на «Королевские гонки Ру Пола» — аналогичное шоу родом из США. В выпуске Ивлеевой, в отличие от зарубежного, часто используется нецензурная лексика, а судьбы участников никак не освещаются, что до глубины души возмутило представителей российского ЛГБТК-сообщества.
«Мы ничего о них не знаем, хотя можем предположить, что многие, если не все участники сталкивались с различными проявлениями ненависти и гомофобии. Эта часть их идентичности в шоу фактически стирается», — пишут в интернете.
За сутки пилотный выпуск проекта набрал на YouTube 23 000 лайков и более 9000 дизлайков, в настоящий момент видео отметили как не понравившееся 21 000 человек.
Фото: кадр из шоу «Королевские кобры»
Судя по комментариям, зрители не поняли, в чем состоит уникальность проекта. Помимо того, что в Америке практически такое же шоу появилось на телевидении еще в 2009 году, на российской эстраде еще со времен СССР пользовались популярностью номера, исполняемые мужчинами, переодетыми в женщин. Разве что для этих выступлений не было специального термина.