Королевство кривых зеркал это что
Фильм «Королевство кривых зеркал».
Детская повесть-сказка Виталия Губарева (1912—1981) «Королевство кривых зеркал» (1951) в современной России известна и как книга, и по фильму-экранизации 1963 года, в котором Губарев выступил в качестве соавтора сценария.
Чему может эта замечательная кинолента ребенка? Как и любая другая, эта история способна многое дать детям. Не строгие назидания родителей, а именно увлекательное путешествие в волшебную страну даст ребёнку 6-8 лет возможность правильно оценивать свои поступки и действия. Они легко справятся, если им попадет в руки сказка «Королевство кривых зеркал». Виталию Губареву удалось создать удивительное ощущение волшебства. Имена его героев,»перевёрнутые», как мы говорили в детстве, очень нравится детям и всегда вызывают улыбку.
В кинокартине «Королевство кривых зеркал» показана история капризной и непослушной девочки Оли, которая волею судьбы попадает в сказочное Королевство кривых зеркал и встречает свою двойняшку Яло, которая полностью отражает не только внешность Оли, но и ее характер. В этом мире все зеркала — кривые, их изготовлением ведает министр Нушрок (то есть Коршун). Единственное прямое зеркало есть только у короля, которого зовут Йагупоп 77-й. Зеркала нужны, как сказали бы сегодня, в политтехнологических целях: так, маленький кусок хлеба, который только и может себе купить один из персонажей, в кривом зеркале превращается в огромный ломоть, а изможденные, худые люди — в дородных толстяков. Девочки становятся нечаянными свидетельницами того, как подросток-стекольщик по имени Гурд (Друг) отказывается делать очередное кривое зеркало и его уводят в тюрьму. Чтобы освободить его, девочки проникают во дворец в корзине с битыми фазанами, где их находит служащая на кухне тетушка Аксал (Ласка) и, узнав об их желании спасти Гурда, предлагает им переодеться мальчиками-пажами. В новой одежде они берут себе имена Коля и Ялок, проникают во дворец и втираются в доверие к королю Йагупопу 77-у. Все это время Оля перевоспитывает Яло, которая под ее влиянием постепенно учится преодолевать свою трусость и недобросовестность.
Роли девочек были отданы сёстрам-близнецам Оле и Тане Юкиным, которые являлись по-настоящему зеркальным отражением друг друга : они рисовали противоположными руками, их волосы закручивались в разные стороны, а если у одной воспалялось правое ухо, то у другой — левое! Главную героиню фильма, девочку Олю, сыграла более старательная и сдержанная из сестер — Оля Юкина. Так решил Роу, чтобы избежать путаницы с именами на съемочной площадке. Более подвижная и задиристая Таня получила роль отражения пионерки Оли — Яло.
Несмотря на то что в короткие сроки они обе стали кумирами всех детей Советского Союза, жизнь они прожили самую обычную, работали на совершенно не творческих работах и довольно рано умерли, так как у обеих было слабое сердце.
Состав взрослых актеров определился сразу. Одновременно три роли — церемониймейстера, королевы-матери и королевского извозчика — должен был исполнить любимый актер Александра Роу — Георгий Милляр. Как его называли, «самая знаменитая Баба-яга Советского Союза». Да и во всех остальных ролях снялись привычные Роу актеры, которые появлялись во всех его постановках.
Исполнителю роли Нушрока Андрею Файту пришлось непросто. Постоянные бешеные скачки верхом по неровной местности, прыжки с огромных каменных глыб — все это было бы сложно и для молодого человека, а Файту на момент съемок было уже 60 лет. Впоследствии он не раз говорил о том, что помогла ему только прекрасная спортивная подготовка, полученная еще в институте.
Как ни странно, но совсем не доставили никаких хлопот четвероногие и пернатые артисты. Беркута Нушрока сыграл дрессированный беркут по кличке Карлуша, с которым работали дрессировщики Алексеев и Белихин. А вальяжного королевского кота сыграл опытный кот Карабас, успешно снявшийся до этого в фильме Роу «Новые похождения Кота в сапогах»
Съемки фильма «Королевство кривых зеркал» проходили летом 1962 года в Крыму — в Ялте, Симеизе, поселке Красный Камень. В кадр попали павильон Ялтинской киностудии, расположенный на Поликуровском холме, и дорога в Крымское государственное заповедно-охотничье хозяйство.
Снимая свои фильмы, Александр Роу всегда мастерски использовал технику комбинированных съемок, соединяя натуру и декорации. И невероятные, сказочные виды и помещения были созданы целой командой художников, возглавляемой Арсением Клопотовским, ставшим постоянным членом съемочной группы Роу.
Фильм вышел на экраны 28 августа 1963 года и мгновенно завоевал любовь как маленьких зрителей, так и их родителей. Две очаровательные, веселые и непосредственные девчушки, рассказывающие с экрана вроде бы прописные истины, надолго стали символом мужества, оптимизма и находчивости.
Помню эту сказку по грозной фразе «КЛЮЮЮЧ»
Ну что же вы книгу с фильмом перемешали. В фильме короля зовут Йагупоп 77-й
Сразу вспоминается фраза из фильма: «Ааа яяя кааак тыыы!»))
А я думал,что пост про трагическую судьбу двух сестёр, алкоголизм
Сказка классная! Да как и большинство советских фильмов.
Суровое советское фэнтези.
Сёстры родились в семье фабричных рабочих Геннадия и Марии Юкиных. Отец работал на фабрике по производству подушек около деревни Хохловки, мать — швеей в ателье. Вначале сёстры учились в 499-й школе на Таганке, но в 1962 году семья переехала в Кузьминки, где сёстры поступили в 337-ю. Отец имел проблемы с алкоголем, поэтому обстановка в семье была хоть и не тяжёлая, но довольно напряжённая. Ольга и Татьяна, очевидно, относились к монозиготному типу близнецов, потому что их друзья и одноклассники отмечали, что внешне они были почти зеркально идентичными. В то же время характеры у сестёр были разными: Ольга была старательной и сдержанной, Татьяна же была более задиристая и активная.
Как и большинство советских школьников, сестры состояли в детской пионерской организации.
На съёмки сёстры Юкины попали случайно. В 9 лет они победили на организованном для близнецов и двойняшек конкурсе чтецов стихотворений в местном Доме культуры и их фотографии каким-то образом попали к режиссеру Александру Роу, который пригласил их на пробы детского приключенческого фильма «Королевство кривых зеркал», благодаря которым Юкины были утверждены на роли Оли и Яло. Во избежание путаницы с именами Роу утвердил Ольгу именно на роль Оли. Гонорар сестёр за съёмки составил по 80 советских рублей, что даже по тем временам было не очень большим заработком. Тем не менее, фильм принёс им большую популярность и после его выхода сестёр вместе с матерью даже пригласили на приём в Кремль. Мария, однако, была не особо рада тому, что её дочери снялись в кино, потому что считала актёрскую профессию ненадёжной.
После съёмок сёстры хотели записаться в актёрскую студию, но обстановка в семье вынудила их отказаться от этой идеи. Спустя год они снялись в эпизоде фильма «Морозко» всё того же Роу, но лишь по той причине, что лично написали ему письмо с просьбой пригласить их на какую-нибудь роль. После этого их актёрская карьера окончательно завершилась. Обрушивавшаяся слава не испортила сестёр. В старших классах они вели активную комсомольскую жизнь, Ольга подтягивала отстающих учеников.
После окончания школы Ольга попыталась поступить в театральный институт, а Татьяна — в технический, но обе срезались на вступительных экзаменах. По совету Марии, сёстры поступили в машиностроительный техникум, но по специальности никогда не работали. Сразу после его окончания они почти одновременно вышли замуж: Ольга — за парня, который учился с ними в параллельном классе, Виктора Ламонова, от которого она родила сына Максима; Татьяна — за водителя Александра Замолодчикова, от которого родила дочь Юлию. Ольга вскоре развелась.
Затем одна из сестёр устроилась работать в «Интурист» и вскоре помогла устроиться туда и второй, где они обе отвечали за отправку групп советских туристов за рубеж. Благодаря этой работе сёстры жили по тем временам (1970-е) довольно богато — они имели импортные аудио и видеотехнику наряду с фирменной одеждой и часто сами ездили за границу за пределы Восточного блока. Последовавшие за Перестройкой и распадом СССР экономические пертурбации привели к тому, что в 1995 году сестёр уволили из «Интуриста». Они перебивались случайными заработками, имели проблемы с алкоголем и, чтобы выжить, распродали большую часть своего имущества. Ольга затем пристроилась работать помощником начальника отдела в районном военкомате и вскоре устроила туда и Татьяну.
Обе были кремированы и похоронены в Москве на Покровском кладбище (12 уч.) рядом с другими родственниками. Ни сын Ольги Максим, ни дочь Татьяны Юлия на момент их смерти своих детей не имели.
За кадром «Королевства кривых зеркал»: Кому из актрис была посвящена легендарная сказка
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
В основу сценария фильма был положен сюжет одноименной сказочной повести Виталия Губарева, написанной в 1951 г. Он начал публиковаться за 20 лет до этого, но как писатель-фантаст дебютировал только с этой сказкой. Спустя год по ней была создана пьеса, а в 1963 г. она была экранизирована. Прототипом главной героини – школьницы Яло – стала его дочь от первого брака Валерия. Однако посвятил он свою киносказку, сценарий для которой написал сам, новой избраннице.
В фильме «Королевство кривых зеркал» актрисе Тамаре Носовой досталась не главная роль, но образ придворной стряпухи Тетушки Аксал был таким ярким, что запомнился всем зрителям без исключения. На тот момент актрисе было 36 лет, она уже была настоящей кинозвездой, известной по ролям в фильмах «Молодая гвардия», «Ревизор», «Гость с Кубани», «Карнавальная ночь», «Она Вас любит» и др. За ее плечами было два брака – первый, официальный, распался из-за того, что муж-дипломат был против съемок жены в кино, а второй, гражданский, оказался более длительным, но таким же несчастливым. Третьим избранником актрисы стал писатель Виталий Губарев, который посвятил ей свою сказку «Королевство кривых зеркал» и не раз приглашал сниматься в экранизациях своих произведений.
По словам Носовой, 6 лет жизни с Губаревым были самым счастливым периодом, но семейную идиллию разрушила ее приемная мать (после смерти родной матери отец отдал ее в детдом, а оттуда ее забрала приемная семья). Актриса рассказывала: « Мы познакомились в кабинете у знаменитого режиссера-сказочника Александра Артуровича Роу. Я приехала на кинопробы за рулем своей «Волги». Пошла сначала на грим, надела костюм и в таком виде пришла в кабинет к Роу. Там сидел Виталий Губарев. Роу сказал мне: «Познакомься, это наш автор». Я посмотрела на него через плечо и, разговаривая с Роу, на автора не обращала внимания. Потом Виталий узнал у Роу, когда я буду сниматься, и специально в эти дни приехал в Ялту. Потом он сделал мне официальное предложение. Внезапно. Это было очень романтично: мы прожили шесть лет. Жизнь моя прошла красиво. Я не могу пожаловаться, что Бог меня обошел этим счастьем. Мы расстались, потому что иногда матери до самой старости пытаются воспитывать детей, вмешиваются в их личную жизнь. Моя мама как раз такого склада… Он жил у нас, но у него была своя квартира. Мы нашли большую квартиру и решили съехаться, но мама отказалась туда ехать. Я не могла оставить ее одну, она была уже старая, нуждалась в уходе. В результате последовал развод, он вторично женился. Но звонил мне чуть ли не каждый день… ».
На роли главных героинь в фильме «Королевство кривых зеркал» проходили пробы около десятка пар девочек-близнецов, но режиссер Александр Роу выбрал 9-летних учениц 337-й московской школы Олю и Таню Юкиных, покоривших его своей непосредственностью, артистизмом и веселым нравом. На съемочную площадку девочки попали впервые, к тому же съемки проходили в Крыму (в Ялте, Симеизе и поселке Красный Камень), где они тоже до этого никогда не бывали. Юные актрисы не могли скрыть своего восторга и беспрекословно выполняли все требования режиссера. Чтобы во время съемок не возникало путаницы, Оле дали роль ее тезки, а Тане – Яло. На самом деле в жизни они были полной противоположностью своих героинь: рассудительная, спокойная и сдержанная Оля сыграла капризную, ленивую и непослушную героиню, а задиристой непоседе Тане досталось ее отражение Яло.
После премьеры фильма сестры Юкины стали настоящими звездами – им приходили мешки писем, мальчишки не давали им прохода в школе и признавались в любви. В свой следующий фильм-сказку «Морозко» Александр Роу снова пригласил сестер Юкиных, но на этот раз им достался небольшой эпизод. К сожалению, на этом их кинокарьера и завершилась.
Режиссер умел подбирать на съемках такую слаженную команду, что многих актеров впоследствии не раз приглашал в свои новые фильмы. Одним из самых любимых его актеров был Георгий Милляр, который в «Королевстве кривых зеркал» сыграл сразу 3 роли – церемониймейстера, королевского извозчика и даже королевы-матери. Актер нередко исполнял по несколько ролей в одном фильме Роу – всего в 16 его сказках он перевоплотился в 30 персонажей! При этом серьезных главных драматических ролей Милляр так и не дождался, а звание народного артиста получил только в 85 лет.
Очень колоритным получился образ злодея-министра Нушрока (Коршуна), которого сыграл Андрей Файт, тоже снимавшийся в нескольких фильмах Роу. На тот момент актеру было уже 60 лет, и на съемках ему приходилось очень непросто, о чем он рассказывал: « В «Королевстве кривых зеркал» в возрасте шестидесяти лет я скакал верхом на лошади на продолжении почти всей картины. Скакал иногда по крутым, каменистым, не совсем безопасным тропам. Это был последний фильм, потребовавший от меня спортивных навыков. Многие сцены, действительно, стоили большого напряжения сил. Но я ни в коей мере не ропщу, потому что мне помогала отличная физическая закалка – до сих пор я езжу верхом на лошади, занимаюсь акробатикой, боксом, приспособлен к кочевой жизни в дальних экспедициях ».
Отрицательный персонаж – Анидаг (Гадина) – достался и красавице Лидии Вертинской. За свою недолгую 11-летнюю кинокарьеру она сыграла всего в 5 фильмах, 4 из которых были сказками. Роль в «Королевстве кривых зеркал» стала ее последней работой в кино. После смерти мужа, певца Александра Вертинского, она полностью посвятила себя воспитанию дочерей и своей главной ролью считала роль матери. Впоследствии она занималась живописью и вела замкнутый образ жизни, не участвуя в светских мероприятиях.
Часто в фильмах Роу снимался и актер Анатолий Кубацкий, исполнивший в «Королевстве кривых зеркал» роль короля Йагупопа (Попугая). Его называли одним из самых «сказочных» актеров советского кино – на экранах он создал целую галерею образов королей, разбойников и чудаковатых стариков. Членом «сказочной команды» режиссера был и Аркадий Цинман, сыгравший министр Абажа (Жабу).
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Королевство кривых зеркал
«Королевство кривых зеркал» — повесть-сказка Виталия Губарева, написанная в 1951 году. Экранизирована под таким же названием в 1963 году. В 2007 году по мотивам книги был поставлен мюзикл.
Сюжет
Ссылки
Полезное
Смотреть что такое «Королевство кривых зеркал» в других словарях:
Королевство Кривых Зеркал — Королевство кривых зеркал: Королевство Кривых Зеркал (книга) (1951) повесть сказка Виталия Губарева. Королевство Кривых Зеркал (фильм) (1963) фильм сказка Александра Роу по одноимённой повести. Королевство кривых зеркал (мюзикл) (2007) … … Википедия
КОРОЛЕВСТВО КРИВЫХ ЗЕРКАЛ — «КОРОЛЕВСТВО КРИВЫХ ЗЕРКАЛ», СССР, киностудия ИМ. М.ГОРЬКОГО, 1963, цв., 80 мин. Сказка. По одноименной повести В.Губарева. Сказка о приключениях пионерки Оли и ее отражения Яло, попавших в Королевство Кривых Зеркал. Борясь за социальную… … Энциклопедия кино
Королевство кривых зеркал — Разг. О том, что не может быть объяснено с позиций здравого смысла; о месте, где всё наоборот. /em> Название кинофильма (студия М. Горького, 1963 г.). Дядечко 2, 156–157 … Большой словарь русских поговорок
Королевство кривых зеркал — Корол евство крив ых зерк ал … Русский орфографический словарь
Королевство кривых зеркал — (сказочная страна; также о месте, где намеренно искажается положение вещей) … Орфографический словарь русского языка
Королевство Кривых Зеркал (фильм) — Королевство Кривых Зеркал Жанр Фильм сказка Режиссёр … Википедия
Королевство кривых зеркал (значения) — Королевство кривых зеркал: Королевство кривых зеркал (1951) повесть сказка Виталия Губарева. Королевство кривых зеркал (1963) фильм сказка Александра Роу по одноимённой повести. Королевство кривых зеркал (2007) телевизионный… … Википедия
Королевство кривых зеркал (мюзикл) — Королевство кривых зеркал новогодний мюзикл телеканала «Россия», современный «ремейк» фильма сказки Александра Роу «Королевство Кривых Зеркал». Содержание 1 Сюжет 2 Роли исполняли … Википедия
Королевство Кривых Зеркал (книга) — Королевство Кривых Зеркал Жанр: повесть сказка Автор: Виталий Губарев Язык оригинала: русский Год написания: 1951 «Королевство Кривых Зеркал» повесть сказка Витал … Википедия
Королевство Кривых Зеркал (мюзикл) — Королевство кривых зеркал новогодний мюзикл телеканала «Россия», современный «ремейк» фильма сказки Александра Роу «Королевство Кривых Зеркал». Содержание 1 Сюжет 2 Интересные Факты 3 Роли исполняли … Википедия
Королевство кривых зеркал
Содержание
Сюжет
Королевство кривых зеркал — сказочное королевство зазеркалья. Имена жителей королевства — это зеркальные отражения имён нарицательных. Основная политика Королевства — изготовление кривых зеркал, в которых уродливые кажутся красивыми, а красивые — уродливыми; молодые кажутся старыми, а старые — молодыми; голодные и измождённые выглядят цветущими и упитанными, а сытые и дородные кажутся стройными и худощавыми. Такое положение дел как нельзя лучше устраивает злых и лживых богачей, узурпировавших власть. Им выгодно, чтобы всё остальное население страны видело реальность в искажённом виде.
Единственное зеркало, отражающее истинную реальность, находится в тронном королевском зале. Стоя перед ним, король отдаёт важные государственные приказы. Но недовольные такой политикой слуги, рабы, беднота мечтают о смене политического строя, и зеркальщики королевства начинают тайно изготавливать прямые зеркала. Юного зеркальщика Гурда (Друга), отказывающегося делать кривые зеркала и разбившего уже готовые, приговаривают к смертной казни, в ожидании которой он заточён в страшную Башню Смерти.
Главная героиня фильма, третьеклассница-пионерка Оля, вечно не слушается свою бабушку, привирает, капризничает и ленится. Бабушка, сетуя на внучку, приговаривает: «Эх, внученька, внученька! Если б ты могла посмотреть на себя со стороны!»
Погнавшись за убежавшим через волшебное зеркало котом Барсиком, Оля попала в сказочное Королевство кривых зеркал, где столкнулась со своим собственным отражением — девочкой по имени Яло. Разыскивая кота и его отражение, девочки становятся свидетелями ареста зеркальщика Гурда и решают вызволить мальчика из Башни Смерти. Для этого им надо завладеть Королевским Ключом — символом королевской власти. Ключ существует в двух экземплярах: один — у короля, другой — у Наиглавнейшего министра Абажа.
В критической ситуации Оля становится более ответственной и требовательной к себе. Зато Яло воплощает все её недостатки: рассеянность, лень, чрезмерную любовь к сладкому, неаккуратность, боязливость.
Проникнув во дворец с помощью кухарки тётушки Аксал (Ласка), девочки, переодевшись в костюмы пажей и выдав себя за мальчиков, похищают Ключ. Угнав королевскую карету, они едут выручать Гурда, но возле Башни Смерти Яло обнаруживает, что Ключ пропал. Оля решает достать второй Ключ, однако по пути к дому Абажа их встречает Анидаг и заманивает в за́мок Нушрока, расположенный на высокой отвесной скале над морем. Оля убегает из замка, прыгнув через окно в море, а побоявшуюся прыгнуть Яло бросают в подвал замка, где она случайно находит подземный ход, по которому добирается до жилища Абажа. Из-за потайной двери она наблюдает за ссорой Абажа с Нушроком и Анидаг. Воспользовавшись удобным моментом, Яло завладевает Ключом.
Оля снова оказывается дома, перед зеркалом. «Посмотрев на себя со стороны» (то есть пообщавшись со своим отражением), она исправляется, чем бесконечно удивляет и радует свою бабушку.
Создатели фильма
В ролях
Актёр | Роль | Ольга Юкина | главная героиня фильма Оля(озвучивала Маргарита Корабельникова) |
---|---|---|---|
Татьяна Юкина | её отражение Яло (озвучивала Маргарита Корабельникова) | ||
Татьяна Барышева | бабушка Оли (в титрах как «М. Барышева») | ||
Андрей Стапран | Гурд (озвучивалаМария Виноградова)’ | ||
Иван Кузнецов | Бар | ||
Тамара Носова | тётушка Аксал | ||
Анатолий Кубацкий | король Йагупоп 77-й | ||
Аркадий Цинман | наиглавнейший министр Абаж | ||
Андрей Файт | главнейший министр Нушрок | ||
Лидия Вертинская | дочь Нушрока Анидаг | ||
Георгий Милляр | наиглавнейший церемониймейстер/вдовствующая королева/1-й возчик | ||
Павел Павленко | главнейший церемониймейстер | ||
Александр Хвыля | королевский обер-повар | ||
Вера Алтайская | Асырк | ||
Валентин Брылеев | тамбур-мажор/2-й возчик |
Почтовый конверт, посвящённый 100-летию А. А. Роу.
Музыка
Музыкальные темы, использованные в фильме «Королевство кривых зеркал»: