Коронован в тюрьме что значит
Как коронуют воров в законе
«Вор в законе» — этот титул можно отнести к элите криминального мира, это именно тот статус, к которому стремиться каждый человек, имеющий проблемы с законом. Но, дано это далеко не всем. Новый «законник» выбирается после обсуждения на сходке, а будущий кандидат должен соответствовать определенным требованиям и жить «по понятиям».
Как отбирают кандидатов для коронации
Поколение «воров в законе» всегда сменяется. Для продолжения криминального пути отбираются новые кандидаты – «крестники». Еще в довоенные времена классическими «законниками» был установлен минимальный список требований, которым должен соответствовать потенциальный кандидат для коронации. К таковым относится:
Помимо всего прочего, потенциальный «вор в законе» должен обладать определенными навыками в криминальной сфере, например, ловко пробираться в дома через окна, взламывать дверные замки, совершать карманный кражи или выполнять другие подобные действия.
Еще одна важная деталь – прежде чем короновать вора, его тело изучалось на предмет наколок. Считалось, что именно татуировки, созданные в тюрьме, могут многое рассказать о человеке и о его внутреннем мире.
Как осуществляется процесс коронации
Первое, что должен сделать кандидат – заявить в преступном мире о своем намерении стать «вором в законе» вышестоящим в криминальной иерархии лицам. Затем, по всем тюрьмам отправляются «малявы», в которых описана личность кандидата и его «погоняло». Это известие рассылается по всем тюрьмам. Затем, в течение определенного время идет процесс отбора. Человек, который вспомнил о потенциальном «законнике» какие-либо грехи или нарушения жизни «по понятиям» обязан об этом сообщить.
Если кандидат заручился поддержкой минимум у двух авторитетных «законников», то устраивается воровская «сходка», на которой состоится коронация. Обычно, этот процесс осуществляется на свободе, во время каких-либо торжественных мероприятий. Но, встречаются случаи, когда «вором в законе» становятся в тюрьме во время отбывания наказания. Во время коронации «крестник» дает клятву о непрекословном соблюдении воровских традиций, а это значит, что он должен продолжать криминальную жизнь, отказаться от собственного жилья, предметов роскоши. Многие «классические воры» не женятся и не заводят детей, до конца своих дней живут одинокими.
Современный «законник»
Со второй половины 20 века появилась новая традиция – осуществлять коронацию за деньги. Причем, «крестник» должен выложить «вору в законе» немалую сумму денег для того, чтобы закрепить свой авторитет в криминальной структуре. С тех пор, появились некоторые разногласия между «классическими» и современными «законниками». Тех, кто был коронован за деньги, именовали «лаврушниками» или «апельсинами» и прилагали все усилия для опровержения коронации.
Если «классический вор не имеет жилья и живет скромно, то современные «законники» заметно отличаются. Они живут в шикарных особняках и заводят семьи, причем, в качестве спутниц жизни они выбирают весьма привлекательных особ, моделей или представительниц конкурсов красоты.
«Общак»
Обязательно условие для жизни «по понятиям» — пополнения воровского «общака». Он представляет собой своего рода кассу, в которую вкладывают средства все «законники». Расходуется она на «подогрев» следственный изоляторов, карцеров, колоний и зон. На эти средства для заключенных приобретаются продукты первой необходимости – хлеб, сигареты и даже алкогольные напитки.
Авторитетные законники предпочитали умереть от рака, но не трогать деньги из общака.
Образцовые воры
В истории Советского Союза известно несколько «воров в законе», которые свято придерживались жизни «по понятиям» до самого последнего дня своей жизни. Например, таким был одна из известнейших и влиятельных персон криминального мира Вячеслав Иваньков, известный по прозвищу «Япончик». Он промышлял кражами с самых ранних лет, причем, в 25 уже впервые попал в места лишения свободы. Единственное, что нарушил
Иваньков – то, что он не был одинок, у него была семья и многочисленные связи с женщинами.
Еще один яркий представитель криминальной иерархии Геннадий Карьков, известный по кличке «Монгол». С малолетства он промышлял кражами. Позже, пытался построить жизнь, занимаясь легальной деятельностью, но все-таки отдал предпочтение занятию криминальным промыслом.
Если верить статистическим данным публикуемыми правоохранительными органами, то в настоящее время на территории России числится 227 человек, коронованных в «воры в законе». Но, это лишь официальные данные, на самом же деле цифра может заметно отличаться.
LiveInternetLiveInternet
—Метки
—Музыка
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Статистика
Как коронуют воров в законе? Как должен был себя вести вор в законе с «мужиками»? (2 статьи)
Как же можно получить этот титул?
История вопроса
В настоящее время законы воровского мира переживают, как говорят, некий кризис. Старые авторитеты потеснены новыми, многие обычаи отошли в прошлое.
Кандидатура
Стать «вором в законе» может отнюдь не каждый преступник. Как правило, воровская специальность кандидата – домушник, «медвежатник» (вор, берущий сейфы), и прочие, требующие высокой квалификации. У кандидата должна быть за спиной одна или несколько «ходок» в тюрьму. Он должен пользоваться авторитетом, жить строго «по понятиям», не иметь карточных долгов, никогда не сотрудничать с властями, на нем не должно быть даже тени подозрения в нетрадиционной сексуальной ориентации.
Человек, отвечающий всем этим требованиям, должен сообщить о своем намерении стать «законником» другим представителям этой «масти». Они рассылают весточки-«малявы » по всем тюрьмам и изоляторам России с извещением о том, что такой-то, имеющий такую-то кличку – «погоняло», желает стать «вором в законе». Каждый, кто имеет что-то сказать о кандидате, хоть бы вспомнить и грехи двадцатилетней давности, должен это сделать. Кандидат должен заручиться поддержкой двух «воров в законе», которые имеют стаж не менее пяти лет. Они будут его поручителями. Когда воровской мир извещен должным образом, назначается сходка.
Процедура коронации
Короновать человека в «законники» может только сходка. Часто такие сходки собираются на воле, под предлогом юбилея, свадьбы, или просто в тайном месте. Однако, большим почетом пользуются воры, коронованные на «зоне».
Процедура коронации не слишком хорошо известна, сообщество преступного мира относится к числу самых закрытых сообществ, однако, некоторые детали все же просачиваются во внешний мир.
Знаки отличия «вора в законе»
В ближайшее после коронации время новоявленному «вору в законе» наносят на тело татуировки – в зоне их называют «наколки», свидетельствующи е о его новом статусе. К числу таких татуировок относятся звезды по двум сторонам груди, сразу под ключицами, летящий орел с короной, звезды на коленях. Этот символ свидетельствует о том, что никогда вор не встанет на колени перед законом. И, наконец, один из самых частых символов – сердце, пробитое кинжалом. Это означает «смерть за измену». Эту наколку набивают в назидание вору, чтобы он помнил, чем грозит ему отступление от законов «братвы».
Настоящее время
В советские времена воровские законы, определявшие взаимоотношения между представителями всех мастей заключенных, соблюдались четко. Отчасти эта градация сохранилась и сегодня, понятий придерживаются и в современных российских тюрьмах и на зонах.
Чем «мужики» отличаются от остальных?
«Прописавшихся» в местах лишения свободы (далее – МЛС), помимо собственно воров в законе, условно делят на 4 основные масти, каждой из которых соответствует определенный цвет – блатных называют «черными», мужиков «серыми», козлов «красными», а опущенных – «голубыми». Иерархическое продвижение на зоне и в тюрьме, по большому счету, возможно только вниз – лишенный статуса зек теряет его безвозвратно.
«Мужики» – наиболее многочисленная и весьма обособленная каста заключенных. Это зеки, которым, в отличие от блатных, по воровским понятиям, дозволяется, более того, вменяется в обязанность работать. Правильный «мужик», вместе с тем, не идет на сотрудничество с тюремной или лагерной администрацией и не занимает какие-либо должности по назначению «хозяина» – начальника тюрьмы (зоны) – это считается западло. Если «мужика» с его согласия назначают, к примеру, завхозом, вор в законе обязан снизить статус такого назначенца и перевести того в «козлы» («красные» – те, кто сотрудничает с властью).
У «мужиков» могут быть свои авторитеты, которые имеют определенное влияние даже на блатных. Но «мужики» предпочитают не лезть в тюремно-зоновски е разборки, честно тянут срок и ждут освобождения. Однако тюремных правил они стараются придерживаться – иначе за решеткой не выживешь.
За что вор мог наказать «мужика»
Терпимое отношение воров в законе к «мужикам» объясняется рядом причин. Во-первых, представители данной масти составляют основную массу заключенных в МЛС, эти «рабочие лошадки» выполняют большую часть трудовых обязанностей на производственных участках любой тюрьмы или зоны. Соответственно, от нормального функционирования промзон в МЛС во многом зависит жизнь исправительного учреждения в целом.
Тем не менее, любой «мужик», как и представитель другой масти, в мгновение ока может сменить «амплуа» за свое поведение (за сделанный «косяк») – переместиться по иерархической лестнице на одну, а то и несколько ступенек вниз. Вор в законе никогда не станет «опускать» сам – для этого есть зеки рангом ниже.
Первым делом по «заезду» на зону «мужик», как и представители остальных мастей, должен «обозваться» – то бишь, представиться, кто он «по жизни». Ворам врать бессмысленно – тюремный телеграф не «Почта России», информация о человеке на зону поступает очень быстро. За «гнилой базар» вор может приказать и «опустить» выдумщика. Кстати, и самого вора в законе по понятиям можно перевести в «мужики» – для этого равный по званию (другой вор в законе) должен дать провинившемуся по ушам. Таким же способом переводят в «мужики» и блатных.
«Мужики» на зонах держатся особняком от других категорий заключенных, и в этом ничего унизительного нет, если представителями данной касты соблюдаются воровские (тюремные) законы.
В современном преступном мире, по признанию самих же «законников» и представителей пенитенциарной системы, воровские понятия постепенно размываются и теряют былую значимость – появляются «апельсины» (лже-воры в законе, купившие статус за деньги), отмирают другие, ранее обязательные к исполнению, условности.
Прежде же воры в законе строго следили за тем, чтобы тюремно-зоновская иерархия была незыблемой. К примеру, «мужика» можно было низвести до «опущенного» («петуха») за целый ряд проступков – если тот сотрудничал с администрацией (особенно тайно), крысятничал (воровал у своих), беспредельничал по отношению к другим зекам, не отдавал вовремя карточный долг… Соответственно, за контакт с самими «опущенными» тоже можно перейти в их масть. Схлопотать «понижение» статуса реально просто за длинный язык – на зоне и тогда, и сейчас нужно больше помалкивать и быть крайне осторожным в высказываниях.
Разговор с вором в законе
Вор в законе как-то надменно ухмыльнулся:
— Думаешь один такой? Все, кто из вашего простого мира, часто хотят узнать процесс коронации . Но это навсегда останется тайной от простых людей. Хоть уркаганов и около 1000 человек, никто из них не болтлив, тем более об этом священном для каждого вора в законе процессе.
— У вас что-то наподобие закона молчания?
— Ну хоть немного приоткрыть завесу тайны можно? Есть ли в коронации что-то общее с принятиям у итальянских донов, криминальных авторитетов в свою семью?
— А сейчас легче получить статус вора в законе ?
— Их терпеть не могут! Еще Япончик был против этого.
— Это получается же не по понятиям?
— Если только на пару часов. И то, без права выхода в народ. Пару часов почувствуешь себя вором в законе, потом раскоронуем.
— Но ведь апельсинов не раскороновывают?
— Есть несколько авторитетных людей. И за зонами смотрели, и на положении были. У некоторых свои подконтрольные группировки. Авторитет людей высок. Но вот, принять воровскую корону не желают.
— Да потому что обязанностей много появляется к воровскому миру. Там подогреть кого-то надо, там компания освободилась, принять, отогреть, пристроить надо. Они не хотят завязываться напрямую с ворами. Там отвечать придется за каждый малейший проступок перед сходняком. Какие бы ни были сейчас времена, а воровские законы некоторые все-таки еще актуальны.
«Трупы выносили из бараков с отпиленными головами» Лучший карманник СССР — о том, как власти уничтожали воров в законе
Кадр: фильм «Путь домой»
«Ворота открывались — и начиналась резня»
До середины XX века войти в воровскую семью в СССР было очень просто. Живя на свободе за счет воровства и соблюдая каноны воровского братства, человек, переступивший порог тюремной камеры, на вопрос, кто он по жизни, отвечал просто — вор. Этого было достаточно для определения его дальнейшего жизненного пути, связанного с преступным миром. Конечно, его прошлым интересовались — но все понимали, что такие проверки нужны для чистоты воровской семьи: нередко встречались сухари — люди из числа преступного мира, выдающие себя не за того, кем они являются на самом деле. Такие обманщики успевали немало воды намутить.
Сценарий сучьих войн почти всегда был одинаков: сук грузили в «столыпин» — вагон для этапирования заключенных — и отправляли по заранее намеченному маршруту для уничтожения воров. Перед прибытием сук лагерное начальство загоняло мужиков (рядовых заключенных) на промышленные объекты: в подобных разборках они всегда становились на сторону воров. И вот утром, когда мужиков уже не было, а воры еще спали, ворота зоны открывались для сук — и начиналась резня.
Кадр: телесериал «Сучья война»
«На увечья страшно было смотреть»
Впрочем, иногда воры в законе встречали сук во всеоружии. Вот как описывал одну из воровских битв очевидец:
«По зоне прошел слух, что из Магадана прибывает этап, почти сплошь состоящий из сук. У нас в бараке большинство было законниками [ворами в законе], они начали спешно готовиться. Таскали из рабочей зоны арматуру, доставали заточки… Но все равно началось побоище неожиданно. Посреди ночи с грохотом вылетела дверь — и в барак ворвалось около ста или ста пятидесяти человек, вооруженные железной арматурой. На рукаве у каждого было повязано полотенце — видимо, чтобы отличить чужих от своих. Их было явно больше.
Нападавшие двигались плотной кучей, раздавая удары направо и налево. Обитатели барака не сумели организовать настоящий отпор. Их месили железом, вытаптывали ногами. Вскоре весь пол был залит кровью и покрыт корчащимися людьми. Охрана подоспела, когда нападавшие уже сделали свое дело и в большинстве скрылись. Весь остаток ночи мы оказывали помощь раненым. Убитых выносили и складывали возле барака. Наутро посчитали — их оказалось около 20 человек».
А вот воспоминания охранника одной из зон:
«На Колыме, на прииске «Экспедиционный», трупы выносили из бараков чуть ли не каждое утро. Да не просто трупы. С переломленными ребрами, раздавленными черепами, отпиленными головами… И все — матерые рецидивисты. Или воры, или активисты [добровольные помощники администрации]. В Хатынгах больница была в те времена переполнена пострадавшими в сучьей войне. Их привозили каждый день. На увечья страшно было смотреть. Казалось, люди были доставлены из какого-то подвала святой инквизиции. Их не просто били, их пытали. И ведь привозили только тех, кто выжил».
«Отказавшиеся попадали в ад»
Крыток в то время по стране был не один десяток — в том числе в Тобольске, Златоусте, Владимире, Соликамске (печально известная тюрьма «Белый лебедь»), Махачкале, Тбилиси, Чистополе, Балашове, Шуше, Новочеркасске. В самих тюрьмах надзирателей можно было увидеть крайне редко: вообще, они были — но номинально. Их заменяли суки. После поражения в сучьей войне на зонах менты дали им шанс отыграться в крытках. Само собой, методы сук отличались особой жестокостью, садизмом и бесчеловечностью — при этом их ряды постоянно пополнялись.
Происходило это так: к примеру, приходил воровской этап. Вначале для прибывших устраивали шмон — обыск — а затем всех водворяли в карантин. Воров встречал сам хозяин — начальник тюрьмы.
— Вы знаете и прекрасно понимаете, куда и зачем прибыли, — говорил один из начальников. — Здесь для вора свал [конец], выход один — в могилу. Так что во избежание лишних мук и страданий тому, кто в себе не уверен, лучше сразу к микрофону, косяк в зубы [надеть красную повязку] и в красный уголок [в администрацию]. Ну а остальные пусть готовятся.
После этого те, кто всего лишь был в воровской оболочке [звались ворами, но ими не были], давали подписки — подходили к микрофону, называли свое имя или кличку и отрекались от воровской идеи. Ко всему прочему, их еще заставляли ругать воров нецензурной бранью. «Вор», прошедший такую процедуру, автоматически становился сукой. Отказавшиеся попадали в ад.
«Опущенные набрасывались, как псы»
Первое время после попадания на крытый режим бродяга содержался на фунту — самой пониженной норме питания из 400 граммов хлеба. Затем его переводили в хату [камеру], но не в обычную, а в пресс-хату. Там содержалась «шерсть», или опущенные, — низшая каста заключенных, изгои тюремного мира. Бродягу заводили к ним, после чего кум [начальник оперативной части] демонстративно открывал кормушку [люк в двери камеры], бросал туда плиту или пачку чая и приказывал: «Изнасиловать!»
Фото: Гурин Владимир / ТАСС
Опущенные набрасывались, как псы. Если бродяга не успевал дать сдачи, его унижали — и он сам становился одним из них; пути назад не было. Его единственный шанс — быстро нейтрализовать кого-то из нападавших, желательно, чтобы была видна кровь (это моментально отпугивало психологически слабых противников).
Как правило, в арсенале бродяги было два приема. Первый — двумя пальцами, указательным и средним, выколоть одному из нападавших глаз или оба глаза. Второй — проткнуть одному из опущенных горло или глаз иглой. Эту тонкую иглу, сделанную из кости, товарищи загоняли бродяге под кожу еще до его попадания на крытый режим. Тюремщики, конечно, знали о такой практике — но даже под рентгеном не могли определить, где настоящая кость, а где вставленная.
Пока бродяга бился с опущенными, тюремщики стояли за дверью и слушали, что творится в пресс-хате. Если бродяга проигрывал — его просто оставляли там. Если выигрывал и калечил одного из противников, то его сразу выводили из камеры. Тюремщики знали, что бродяга, вошедший в раж, будет калечить и дальше, а много травмированных сидельцев им было ни к чему. Лишний шум, лишние проблемы.
«Это был удел избранных»
Фото: Александр Поляков / РИА Новости
На всесоюзном сходняке (собрании воров в законе), который состоялся в Москве летом 1962 года, было решено: вором может считаться только тот, кого признают другие воры, а не тот, кто сам назвал себя вором. Саму процедуру признания стали называть коронацией, или, среди бродяг, — подходом. Претендент должен был постоянно общаться с ворами, познавать уголовный мир и обучаться всему воровскому укладу. Само собой, урка [уголовник], претендующий на воровскую корону, должен был еще и отсидеть пару-тройку сроков. При этом считалось престижнее, если воровской подход делали в местах лишения свободы, а на сходняке присутствовало большое количество воров.
Но прежде чем войти в воровскую семью, претендент задолго до сходняка ставил воров в известность о своем намерении. Затем по его просьбе кто-то из именитых воров представлял его на сходняке, ну а общая масса воров решала, принять его в семью или пока повременить. Если хоть один, к примеру, из 20 присутствовавших воров был по каким-то объективным причинам против, претенденту необходимо было доказать этому вору свою состоятельность. Только после этого он мог войти в воровскую семью. После этого новоиспеченный вор обычно выезжал за пределы того региона, где жил, для общения с другими ворами на сходняках. Любопытно, что между собой члены семьи себя ворами почти не называли. Урка, свояк, жулик, шпанюк — вот какие нарицательные были в ходу.
«Ворами рождаются»
Ворами в законе не становятся — ими рождаются. Желающий примкнуть к воровской семье урка должен обладать многими сильными качествами — к примеру, хорошими организаторскими способностями и задатками лидера, которые даны далеко не всем. А ведь настоящий вор должен уметь управлять не просто ватагой уличных пацанов — а карманниками, грабителями и даже убийцами. Именно поэтому говорят, что «вором нужно родиться».
Меня часто спрашивают, почему я, один из лучших карманников СССР, не стал вором в законе. По сути, в душе я всегда был вором — но этого было мало: требовалось признание сходняка. О нем я мечтал почти всю жизнь — и моя мечта сбылась бы, но помешал случай: судьба дважды повернулась ко мне спиной. Первый раз я поднимал свой воровской вопрос на свободе, но тот сходняк накрыли легавые. Позже почти то же самое произошло и в заключении. Это было не один десяток лет тому назад.
Кстати, любопытно, что сама воровская профессия — скажем, карманник, как у меня, — почти никакого отношения к понятиям воров в законе не имела. В мое время можно было часто встретить неплохого карманника или домушника, которые работали, находясь в заключении. Они считались воровскими мужиками (ВМ) — самой уважаемой в арестантском мире категорией мужиков. ВМ чтят воровские законы и поддерживают блатной мир, хотя сами не входят в состав отрицалова — тех, кто категорически отвергает любые контакты с тюремщиками. Именно из числа ВМ и сегодня порой выбирают положенцев (полномочных представителей криминальных авторитетов) на зонах и держателей разных общаков. Каждый ВМ зачастую имел и имеет огромное влияние среди общей массы арестантов.
Но путь в воровскую семью им был заказан. С одной стороны, ВМ сами знали, что не потянут эту ношу. С другой, как я уже говорил, они работали, находясь за решеткой, что противоречило воровскому кодексу. Обычно это была вынужденная мера: их некому было греть [поддерживать] — не было родственников — и работа была для них единственным выходом из положения. И человек мог быть карманником высшей пробы, не золотой — бриллиантовой ручкой, но из-за таких вот нюансов вход в воровскую семью ему был заказан.
«Воровское движение не умрет никогда»
Но мне все же кажется, что воровское движение в России не умрет никогда — тем более, что оно развивается и не стоит на месте. Скажем, в советское время арестанты писали малявы, прогоны и другие послания. Порой они шли до адресатов месяцами — и не было никаких гарантий, что дойдут вообще, хотя от них могли зависеть жизни людей. А сегодня один звонок из колонии в колонию, из тюрьмы в СИЗО — и все, вопрос решен. Конечно, может быть и прослушка, и какое-то предательство — но от таких вещей никто не застрахован. Поэтому воровской мир идет в ногу с прогрессом, использует все его достижения — а порой их и совершенствует. И так будет всегда.