Короткометражка райские врата о чем
Короткометражка «Райские врата»
Черная комедия, Нидерланды, 2015г. Pежиссер Крис де Крийгер, Миша Дольс. В главных ролях: Барт де Рийк, Роми Хеверс, Марит ван Бохемен.
48 летний безработный неудачник Билл нелепо умирает и предстаёт перед Райскими вратами. Но прежде, чем попасть в рай, он может заново прожить одно воспоминание из своей жизни.
1. Что-то пошло не так Упорство европейцев не знает границ. Чего хотят эти странные люди? Новейшая история, пожалуй, не знает такого кучного скопления идиотизмов, каждый из которых.
Пока Зеленский описывает Нарнию, называя ее Украиной, на заседании Комитета ТЭК (топливно-энергетический комплекс) подготавливают лютую ЗРАДУ! Министр остатков украинской энергетики Гер.
Дайте угадаю, отчего так возбудились еврокомиссары, американские конгрессмены, НАТОвские генералы и их неумный секретарь Столтенберг. Всех трясет от «российской угрозы», потому что «агрессивная Россия.
Райские врата Гиберти
Вы слышали про Врата Рая во Флоренции? Про врата, перед которыми в изумлении стоял сам Микеланджело, а потом, обретя дар речи, воскликнул: «Они так прекрасны. что годились бы для ворот Рая!»
И о человеке, который их создал, который без малого полвека посвятил созданию двух врат для баптистерия Сан-Джованни во Флоренции — Лоренцо Гиберти?
Как часто бывает, все началось задолго до великого творения. Цветущая Флоренция довольно рано стала центром искусств. На рубеже XI-XII веков тут был построен прекрасный баптистерий (крестильня) в романском стиле. Он как раз ниже. Естественно, баптистерий был посвящен св. Иоанну Крестителю и здесь крестили всех юных флорентийцев.
У баптистерия было (и есть) трое врат. В 1330-1336 гг. одни из них были украшены 28 барельефами, выполненными Андрея Пизано. Они изображали жизнь Иоанна Крестителя, а также Пороки и Добродетели. Первоначально врата с барельефами находились на восточной стороне, но потом были перенесены на южную сторону баптистерия. Вот они:
Пизано умер от чумы, и так уж получилось, что новая эпидемия чумы привела к созданию шедевра.
В 1401 году после очередной эпидемии флорентийские купцы (а конкретно гильдия торговцев тканями) решили в благодарность за окончание эпидемии украсить баптистерий новыми вратами в пару к вратам Пизано. Был объявлен конкурс. Мастерам было дано задание — изобразить с помощью барельефа сюжет жертвоприношения Исаака. Были заданы очень жесткие условия конкурса — размер изображения, количество фигур (в том числе обязательно двое слуг и ослик), рамка, как у Пизано. На выполнение задания конкурсантам был дан год. Естественно, им была предоставлена и бронза.
Сначала комиссия отобрала 7 работ. Имена авторов известны: Лоренцо Гиберти, Филиппо Брунеллески, Симоне да Колле, Франческо ди Валь д’Омбрино, Никколо д’Ареццо, Якопо делла Кверча да Сиена и Никколо Ламберти.
Затем из семи работ были выбраны две — Лоренцо Гиберти и Филиппо Брунеллески. Вот эти работы. Работа Брунеллески слева, Гиберти справа:
Это единственные конкурсные работы, которые были сохранены. Остальные были переплавлены после окончания состязания. Эти работы хранятся в музее. Они с самого начала не предназначались для врат
Мастера прибегли к разным приемам создания своих рельефов. Брунеллески отливал каждую фигуру отдельно и его панель была тяжелее панели Гиберти.
Гиберти отливал фигуры (кроме Исаака) вместе, к тому же внутри они были пустотелые, так что работа была не только легче, но и дешевле, чем у Брунеллески. И обе работы поражали драматизмом.
В результате комиссия. просто не смогла сделать выбор. Мастерам предложили работать вдвоем.
Брунеллески возмутился и уехал из Флоренции. Работа осталась за Гиберти.
Потом Гиберти писал, что победил на конкурсе без единого голоса против. Имел ли он права так писать? Да, потому что побеждает тот, кто остается.
Но и Брунеллески имел право возмутиться. Объявили конкурс? Так примите решение. Не можете? Ну, тогда решение принял он. Что вы хотите от 22-летнего молодого человека?
А вот Гиберти был и вовсе 21 год.
Представьте, вам 21 год и вы должны сделать грандиозную работу — огромные врата с 28 (как у Пизано) барельефами из евангельской истории Иисуса. Страшно, правда?
Но у людей Возрождения было достаточно дерзости. Гиберти был 21 год и еще 21 год жизни он потратил на эти врата. У него были неудачи. Ему не сразу удалось сделать отливки — первая попытка была неудачной. Но он продолжал работу и добился своего.
Врата были великолепны. Работа Пизано рядом с ними стала смотреться очень скромно. Но и стоили врата дорого — на их создание ушло 22 тыс. дукатов!
Вот некоторые панели:
Флоренция была в восторге, и потому Гиберти был предложен новый контракт — последние, восточные врата, будущие Врата Рая.
На них он потратил 27 лет жизни!
Они не были похожи на северные и южные врата. Никаких готических рам. Не 28 барельефов, а 10, но какие!
Их можно рассматривать долго — деталь за деталью. Восхищаться виртуозностью и выразительностью каждой фигуры. Оцените сами:
История Каина и Авеля
И вновь — жертвоприношение Исаака. Посмотрите, какой большой путь прошел Гиберти от той первой конкурсной работы. Тот же сюжет, но насколько иначе он решен. Это не только возросшее мастерство, но и мудрость человека, узнавшего жизнь.
А вот Моисей на горе Синай.
Встреча царя Соломона с царицей Савской.
Двадцать семь лет работы. За это время стали зрелыми мужами и достойными матронами те младенцы, что только появились на свет, когда Гиберти взялся за работу.
Двадцать семь лет. Рушились и собирались состояния.
Двадцать семь лет. Гремели войны, рождались и умирали люди.
На свои врата А. Пизано потратил 8 лет. Над двумя вратами Гиберти работал 48 лет, почти полвека — большая часть его жизни.
Не удивительно, что он счел возможным разместить на вратах свой автопортрет — он в шапке заметки. Уже не тот юноша, что в 21 год начал грандиозную работу, а немолодой облысевший мастер. И знаете, что это такое? Ручка — одна из ручек врат.
Конечно, в наше время туристы любуются копиями врат, а настоящие отправлены в музей Дуомо (после реставрации, которая длилась. 27 лет!). Вы же понимаете — превратности погоды, туристы, выхлопные газы — современность не слишком благоприятствует шедеврам под открытым небом.
А Гиберти за свою долгую жизнь успел создать не только этот шедевр. Воспитал и обучил многих великих мастеров. Писал трактаты по искусству, а еще собственную автобиографию (кстати, первую автобиографию человека искусства). Был ювелиром и художником. Короче, жил полной жизнью человека эпохи Возрождения.
А что же Брунеллески? Он посвятил свою жизнь архитектуре и на этом пути снискал славу себе, Флоренции и Италии.
Лоренцо Гиберти
Райские Врата. 1425-1452
Работу над вторыми дверями Гиберти закончил в 1424 году. К этому времени его слава была столь велика, что он получил заказ на третьи двери Баптистерия, расположенные напротив главного входа в собор Санта Мария дель Фьоре. Гиберти работал над ними 26 лет, и они стали величайшим шедевром искусства Раннего Возрождения. Впоследствии Микеланджело скажет, что «они столь прекрасны, что могли бы служить дверями Рая». В основе сюжетной программы «Райских врат», составленной крупнейшим итальянским гуманистом, канцлером флорентийской республики Леонардо Бруни, лежат основные события из «Книги бытия» Библии. Объединив отдельные эпизоды в 10 больших квадратных полях, он решил каждый рельеф как целостную многофигурную композицию. В некоторых из них более ста персонажей. Повествование начинается с верхней левой композиции «Сотворения мира», включающей сцены создания Адама и Евы и изгнание прародителей из Рая. Каждое клеймо объединяет, как правило, несколько разновременных эпизодов. Слева направо, регистрами – сверху вниз расположены следующие сюжеты:
Сотворение Адама. Сотворение Евы. Изгнание из Рая.
История Каина и Авеля.
История Ноя.
История Авраама.
История Исаака.
История Иосифа.
История Моисея.
История Иисуса Навина.
История Давида.
Соломон и царица Савская.
Единство пространственного решения, воссоздающее зрительную иллюзию глубины, использование законов математической перспективы уподобляет рельефы картине живописца. Не случайно подобные скульптурные рельефы получили название «живописных рельефов». Нарядность и праздничность впечатления от «Райских врат» усиливает декоративное обрамление портала фризом с растительными гирляндами и животными.
Особое место рядом с маленькими фигурками библейских пророков и сивилл в нишах обрамления рельефа занимают две скульптурные головы в медальоне, расположенные между третьим и четвертым ярусами на левой створке в центре и играющие роль дверных ручек. Это портреты самого Лоренцо Гиберти и его племянника, помогавшего ему в работе.
Лоренцо Гиберти
Райские Врата. 1425-1452
Работу над вторыми дверями Гиберти закончил в 1424 году. К этому времени его слава была столь велика, что он получил заказ на третьи двери Баптистерия, расположенные напротив главного входа в собор Санта Мария дель Фьоре. Гиберти работал над ними 26 лет, и они стали величайшим шедевром искусства Раннего Возрождения. Впоследствии Микеланджело скажет, что «они столь прекрасны, что могли бы служить дверями Рая». В основе сюжетной программы «Райских врат», составленной крупнейшим итальянским гуманистом, канцлером флорентийской республики Леонардо Бруни, лежат основные события из «Книги бытия» Библии. Объединив отдельные эпизоды в 10 больших квадратных полях, он решил каждый рельеф как целостную многофигурную композицию. В некоторых из них более ста персонажей. Повествование начинается с верхней левой композиции «Сотворения мира», включающей сцены создания Адама и Евы и изгнание прародителей из Рая. Каждое клеймо объединяет, как правило, несколько разновременных эпизодов. Слева направо, регистрами – сверху вниз расположены следующие сюжеты:
Сотворение Адама. Сотворение Евы. Изгнание из Рая.
История Каина и Авеля.
История Ноя.
История Авраама.
История Исаака.
История Иосифа.
История Моисея.
История Иисуса Навина.
История Давида.
Соломон и царица Савская.
Единство пространственного решения, воссоздающее зрительную иллюзию глубины, использование законов математической перспективы уподобляет рельефы картине живописца. Не случайно подобные скульптурные рельефы получили название «живописных рельефов». Нарядность и праздничность впечатления от «Райских врат» усиливает декоративное обрамление портала фризом с растительными гирляндами и животными.
Особое место рядом с маленькими фигурками библейских пророков и сивилл в нишах обрамления рельефа занимают две скульптурные головы в медальоне, расположенные между третьим и четвертым ярусами на левой створке в центре и играющие роль дверных ручек. Это портреты самого Лоренцо Гиберти и его племянника, помогавшего ему в работе.